Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам 1 333.98kb.
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Учебно-методическое пособие «Сердце Героя» 1 353.24kb.
Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей... 3 405.66kb.
Н. Г. Чернышевского Т. Н. Попова домашнее чтение (Феликс Зальтен... 4 379.38kb.
Коротчук О. Н., преподаватель вгу значение 1 73.52kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 - страница №1/2

ЧЕРКАШИНА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Дополнительный образовательный курс
Учебно-методическое пособие

Новокубанск 2011



Предисловие
Для того, чтобы служить государственной идее, обществу нужно соответствующее воспитание – патриотическое и духовно-нравственное. Необходимо взрастить личность, для которой государство с её историей и культурой представляло бы главную ценность. Духовно-нравственным стержнем любого общества является религия, в России – это православие. Это не только признают, но этому весьма обязаны представители всех национальностей, которые поселились в России и смогли найти в ней свою родину. Если бы не историческая роль православия, многие вряд ли захотели и смогли бы здесь жить.

«Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней», – говорил Александр Солженицын. Эта истина давно известна. А как можно отделить народ от его корней? Уничтожить историческую и духовную память.

Этому, как и любви к Родине, как и культуре жизни и культуре творчества необходимо учить. Это не приходит с рождением. Только обучаясь, ребёнок узнаёт о своём народе, о стране, о добре и зле, о красоте и хрупкости этого мира, в котором он живёт.

Формирование личности - самое главное во всей педагогической деятельности. В основе понятия личности лежит качество взаимоотношений в обществе. Для чего нужны знания, умения и навыки человеку, если нет полноценной нравственной личности? Для того, чтобы направить эти ЗУНы против общества? Проблемы преступности, наркомании, безнаказанности, проблемы семьи, беспризорности, самоубийств, – это всё социальные проблемы. Духовные и культурные традиции всегда являлись основой формирования личности и здорового общества.

Понятие личности неразделимо с обществом, с системой нравственных общественных отношений. Полноценная личность – это личность деятельная, способная к образованию и самообразованию, к созданию семьи, к проявлению заботы о близких, к приобретению профессии, к саморазвитию и совершенствованию.

Формирование культурной и нравственной личности школьника как гражданина современной и будущей России – стало одной из важнейших задач, которые призван решать наш образовательный курс «Основы и ценности православной культуры».

Проверено на практике, что духовно-нравственные традиции отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании и образовании детей могут стать мощным механизмом развития культурного потенциала общества, профилактики национальных и религиозных конфликтов, интеллектуального, творческого и эстетического развития молодёжи, средством воспитания патриотизма и, в конечном счёте, формирования правового демократического общества.

Важно, чтобы занятия были интересными и полезными. Не просто развлекательными и не просто назидательными, а именно интересными и полезными. Ведь современная культура не принимает назидательности, современным детям нельзя диктовать нравственные и духовные постулаты, надеяться и требовать, чтобы они как аксиомы принимались на веру. Ведь, к сожалению, в жизни дети встречаются с прямо противоположным. Да и успешным может быть только такое преподавание, при котором ученик из объекта обучения переходит на уровень субъекта образовательного процесса.

Что же может нам помочь, чтобы изучение курса «Основы и ценности православной культуры» было более качественным, не насиловало волю, убеждения школьников, не заставляло лицемерить, лукавить, чтобы не нужно было делить детей по национальному или религиозному признаку, чтобы этот курс был применим для всех детей, которые хотят жить в России? Прежде всего, это культурологическая концепция. На это нас ориентирует принцип культуросообразности и принцип светскости образования.

Только историко-культурологическое содержание и историко-культурологическая концепция курса, опирающиеся на историю отечественной культуры, дают нам понятия о святости, о духовном подвиге, о ценности православного обряда, о соборности, о единстве духовности и художественности, о связи отечественной культуры с мировой культурой, о нравственных и духовных основах патриотизма, о соединении стремления к личному совершенству и служению окружающим, о евангельских основах социальной справедливости и милосердия, об утверждении созидательной жизненной позиции культурного человека.

Данное учебно-методическое пособие предлагается в качестве одного из возможных вариантов работы педагогов с учащимися начальных классов по развитию их представлений об основах и ценностях православной культуры, а также формированию культурной и нравственной личности школьника как гражданина современной и будущей России.

Рабочая программа

дополнительного образовательного курса


ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нормативно-правовую базу преподавания дополнительного образовательного курса составляют:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 18 мая 2006 года № 01.5/2329 «О введении с 2006/2007 учебного года в ОУ Краснодарского края регионального учебного предмета «Основы Православной культуры» (см. Нормативно-методические материалы по предмету «Основы Православной культуры» / сост.: Еременко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г. Краснодар, 2006).

3.Дополнение к письму департамента образования и науки от 25.12.2007 № 47-550/07-14 «О постановке на баланс школьных библиотек учебно-методической литературы, пособий на бумажных и электронных носителях по духовно-нравственному воспитанию, в том числе для преподавания основ православной культуры» 05.02.2008 № 47-1103/08.14.

4. Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002.

5. Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.

6. Соглашение о сотрудничестве департамента образования и науки Краснодарского края с Екатеринодарской и Кубанской епархией Русской Православной церкви.9 февраля 2010 года.

7. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

8. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования– http://standart.edu.ru

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Данилюк, А. Кондаков и др.- М.: Прсвещение, 2010.), (Стандарты второго поколения).

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции Российской Федерации, Законах …Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ и ценностей православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение дополнительного образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина России, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемого образовательного курса в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:



  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных ценностей;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

  • создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы образовательного курса построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. В первом и втором классах происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся знакомятся с историей православной религии и культуры. Темы занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

Темы образовательного курса позволяют устанавливать синхронные и перспективные межпредметные связи с историей, русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви на Кубани. При их изучении рекомендуется обращаться к краеведческому материалу. Возможно составление краеведческого словаря «Православное духовное наследие Кубани», в котором учащимися могут быть собраны сведения о местных святынях.

Формы проведения занятий определяются возрастными особенностями учащихся и могут включать совместные чтения рассказов о святых и подвижниках благочестия, беседы, тематические и творческие занятия, самодеятельные театральные постановки, просмотр и обсуждение духовно-нравственных, исторических фильмов, посещение музеев, памятников архитектуры, экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым и памятным местам Кубани, практические занятия (в частности, участие в делах милосердия). Для чтения учащимся предлагаются тексты Библии, житий святых, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. Важным аспектом проведения занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании ряда учебных тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература».

Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы Кубани освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Покрова Пресвятой Богородицы и т. д.), знакомство с историей их постройки будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории Кубани. Включение в содержание занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования.



На проведение занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II – IV классе – 34 учебных часа (по одному часу в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I класс

(30 часов)

Библейские истории о сотворении мира.

Жизнеописание Иисуса Христа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Название темы

Количество часов

  1. 1

Вводное занятие

1

  1. 2

Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов

1

  1. 3

История Ветхого Завета о борьбе добра и зла

1

  1. 4

История Ветхого Завета о грехопадении

1

  1. 5

История Ветхого Завета о всемирном потопе

1

  1. 6

Библейское повествование о Боге

1

  1. 7

Главная библейская заповедь о любви

1

  1. 8

Главный символ православия

1

  1. 9

Символика православной иконы

1

  1. 10

Евангельская история о Пресвятой Богородице

1

  1. 11

Евангельская история о Рождестве Христовом

1

  1. 12

Евангельская история о детстве Иисуса

1

  1. 13

Евангельская история о крещении Иисуса Христа

1

  1. 14

Евангелие о чудесах Иисуса Христа

1

  1. 15

Евангелие о благословении детей

1

  1. 16

Евангелие о молитве «Отче наш»

1

  1. 17

Традиции и история праздника Сретение Господне

1

  1. 18

Защитники Отечества

1

  1. 19

Традиции прощеного воскресения

1

  1. 20

Евангельское учение об осуждении

1

  1. 21

Евангельское учение о благодарении

1

  1. 22

Евангельское учение о милосердии

1

  1. 23

Евангельское повествование о празднике Благовещения

1

  1. 24

Традиции и история праздника Вербноговоскресения

1

  1. 25

Главный православный праздник Воскресения Христова

1

  1. 26

Традиции празднования Пасхи

1

  1. 27

Евангельское повествование о празднике Вознесения

1

  1. 28

Православный храм

1

  1. 29

Итоговое занятие

1

  1. 30

Экскурсия в местный храм

1




ВСЕГО

30



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство. Тайна вежливых слов («здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо»). Имена и клички. Душа и совесть человека. Добрые и недобрые мысли, чувства, желания. Рассказы Б. Ганаго «На скамейке», А.Чумак «Колина совесть».



Основные понятия: душа, совесть.

Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов (1 ч.)

История создания и авторство. Книги в составе Библии. История Ветхого Завета о сотворении мира (и человека). Игра «Рукотворный и нерукотворный мир».



Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.

Музыка: песня «Чудесный дом» (сл. Е.Королевой, муз. Л.Ершовой).

История Ветхого Завета о борьбе добра и зла (1 ч.)

Представление об ангелах. Противостояние добра и зла: зависть и гордость Денницы. Ангел-Хранитель. Тема Ангела Хранителя в живописи, поэзии и фольклоре. Иконописные традиции изображения ангелов. Поделка «Ангел Хранитель».



Основные понятия: ангелы, духовный мир, Ангел Хранитель.

История Ветхого Завета о грехопадении (1 ч.)

Детская Библия о жизни первых людей в раю. Грехопадение - нарушение первой заповеди. Непослушание и изгнание из рая. Понятие греха и раскаяния.



Основные понятия: заповедь, грех, раскаяние.

Музыка: песня «Такие были времена» (сл. И. Языковой, муз. Л. Ершовой).

История Ветхого Завета о всемирном потопе (1 ч.)

Богатство природы до потопа. Беспечность людей и жизнь Ноя. Строительство ковчега и спасение животных. Изменение природы после потопа. Светлый образ Радуги. Аппликация «Ноев ковчег».



Основные понятия: всемирный потоп, ковчег.

Библейское повествование о Боге (1 ч.)

Библия о свойствах Бога. Любовь – главное свойство. Рассказ-притча Г. Юдина «Следы». Ветхозаветная история об Аврааме и Сарре. Бог – Троица. Икона Святой Троицы.



Основные понятия: икона, Бог-Троица.

Музыка: песня «Город золотой» (сл. и муз. Б. Гребенщикова).

Главная библейская заповедь о любви (1 ч.)

Двуединая заповедь о любви к Богу и людям. Проявления любви к Богу и людям в поступках человека. Рассказ А. Суздальцева «Свечечка».



Основные понятия: вера, надежда, любовь.

Главный символ православной культуры (1 ч.)

Символ креста как знак победы. Изображения креста и крестного знамения. Нательный крестик. Победы византийского императора Константина и традиция установления крестов на храмах. Рассказ Б. Ганаго «Крестик».



Основные понятия: символ, крест, крестное знамение.

Символика православной иконы (1 ч.)

Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Иконы Богородицы. Иконы Спасителя. Иконы святых. Иконы ангелов. Иконы праздников. Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.



Основные понятия: икона, святой, иконописец.

Евангельская история о Пресвятой Богородице (1 ч.)

Предание о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. История праздника Введения Богородицы во храм.



Основные понятия: предание, Богородица, Пресвятая.

Музыка: Д. Каччини «Аve Maria»

Евангельская история о Рождестве Христовом (1 ч.)

История праздника Рождества Христова. Начало современного летоисчисления от Рождества Христова. Икона Рождества. Русские и белорусские поэты о Рождестве. Традиционные постановки рождественской батлейки. Кроссворд-викторина «Юные знатоки».



Основные понятия: Рождество Христово, колядка..

Музыка: рождественские колядки.

Евангельская история о детстве Иисуса (1 ч.)

Бегство святого семейства в Египет. Возвращение и жизнь в Назарете. Учение в Иерусалимском храме. Стихотворение В. Афанасьева «Христос Отрок».



Основные понятия: святое семейство, отрок, храм.

Евангельская история о крещении Иисуса Христа (1 ч.)

История праздника Крещения Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. Икона Крещения. Традиции праздника Крещения (Богоявления). Освящение воды. Таинство Крещения.



Основные понятия: Богоявление, освящение воды, Иордан.

Евангелие о чудесах Иисуса Христа (1ч.)

Первое чудо Иисуса Христа. Помощь Христа страдающим людям. Преображение Господне. Чудеса по молитве в наше время.



Основные понятия: чудо, преображение.

Музыка: песня «Чудесная песенка» (сл. И. Языковой, муз. Ю. Пастернака).

Евангелие о благословении детей (1 ч.)

Любовь Иисуса Христа к детям. Предание о житии святого Игнатия Богоносца. Послушание Богу и родителям. Чтение и разбор стихотворения «Христос и дети» А. Лаврова. Икона «Христос и дети».



Основные понятия: благословение, житие, богоносец.

Евангелие о молитве «Отче наш» (1 ч.)

Понятие о молитве и ее видах. Содержание молитвы «Отче наш». Сила молитвы. Поэтические переложения молитвы «Отче наш» классиками русской литературы.



Основные понятия: славословие, переложение молитвы.

Музыка: «Отче наш» (обиходный распев).

Традиции и история праздника Сретения Господня (1 ч.)

История праздника о встрече праведного Симеона с Младенцем Христом. Святые Симеон и Анна. Значение имени «Иисус Христос». Икона праздника Сретения. Народные традиции праздника. Сретенские свечи.



Основные понятия: сретение, предсказание, жертва.

Защитники Отечества (1 ч.)

Понятие мужества. Подвиг Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в Куликовской битве. Мультфильм «Лебеди Непрядвы».



Основные понятия: мужество, Отечество, подвиг.

Традиции прощеного воскресения (1 ч.)

Благочестивый обычай просить друг у друга прощение. Притча о блудном сыне. Осознание вины и просьба о прощении.



Основные понятия: прощение, притча, блудный сын.

Музыка: песня «Прощеное воскресенье» (сл. и муз. Л. Ершовой).

Евангельское учение об осуждении (1 ч.)

«Не судите, да не судимы будите». Притча о мытаре и фарисее. Гордость и смирение. Опасность осуждения других людей. Горечь обиды и радость прощения. Стихотворение Н. Орловой «Фарисей».



Основные понятия: осуждение, мытарь, фарисей.

Евангельское учение о благодарении (1 ч.)

Благодарность Богу и людям. Притча об исцелении десяти прокаженных.



Основные понятия: благодарение, прокаженный.

Музыка: песня «Простая песенка» (сл. и муз. Е. Королевой).

Евангельское учение о милосердии (1 ч.)

Понятие о милосердии и равнодушии. Притча о милосердном самарянине. Сочувствие и жалость к страдающим людям. Забота и помощь нуждающимся. Сестры милосердия. Рассказ Т. Клещенок «Милосердие», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Каменное сердце», Т. Дашкевич «В дороге», Е. Екимовой «Жалость».



Основные понятия: самарянин, левит, сестра милосердия.

Евангельское повествование о празднике Благовещения (1 ч.)

История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Благая весть архангела Гавриила. Икона праздника Благовещения. Благовещенские храмы Беларуси, России, Украины.



Основные понятия: благая весть, архангел, пречистая.

Музыка: песня «Благовещенское солнышко» (сл. и муз. А. Крячко).

Традиции и история праздника Вербное воскресение (1 ч.)

Евангелие о воскрешении Лазаря. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное воскресение – традиции празднования. Икона праздника. Стихотворение А. Блока «Вербочки». Аппликация «Весенние вербы».



Основные понятия: вербное воскресение.

Главный православный праздник Воскресения Христова (1 ч.)

Евангелие о Тайной вечери. Установление таинства причастия. Предательство Иуды. Страдания и воскресение Христа. Икона «Распятие», Стихотворение С. Надсона «У креста». Пасхальный тропарь.



Основные понятия: Тайная вечеря, Голгофа, тропарь.

Музыка: пасхальные песни.

Традиции празднования Пасхи (1 ч.)

Предание о первом пасхальном яйце. Святая Мария Магдалина. Пасхальные обычаи. Свято-Воскресенские храмы России. Раскрашивание пасхальных яиц.



Основные понятия: Пасха, пасхальное приветствие.

Евангельское повествование о празднике Вознесения (1 ч.)

История праздника Вознесение Христова. День Святой Троицы. Проповедь апостолов. Стихотворение К. Романова «Христос с тобой!»



Основные понятия: вознесение, проповедь.

Православный храм (1 ч.)

Церковь – дом Божий. Особенности внешнего устроения храма: купол (глава), крест, колокольня (звонница). Особенности внутреннего устроения храма: паперть, притвор, средняя часть, алтарь, иконостас. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон. Правила поведения в храме. Лепка храмов из пластилина.



Основные понятия: притвор, иконостас, алтарь.

Итоговое занятие (1 ч.)

Викторина «Путешествие по страницам Священной истории».



Экскурсия в местный храм (1 ч.)

II класс

(34 часа)

Праздники и заповеди жизни

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Название темы

Количество часов

  1. 1

История книги и славянской азбуки

1

  1. 2

Учеба в жизни святых людей

1

  1. 3

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

1

  1. 4

Праздник Воздвижения Креста

1

  1. 5

День матери и праздник Покрова

1

  1. 6

Библейская история о Моисее и десяти заповедях

1

  1. 7

Заповедь о Богопочитании

1

  1. 8

Кумиры и идолы в современной жизни (2 заповедь)

1

  1. 9

Заповеди об отношении к Богу (3 и 4 заповеди)

1

  1. 10

Вера и молитва

1

  1. 11

Праздник Введения Богородицы во храм

1

  1. 12

Почитание родителей (5 заповедь)

2

  1. 13

Пример жизни святого Николая Чудотворца

1

  1. 14

Предание о рождественской елке

1

  1. 15

Евангелие об Иоанне Крестителе

1

  1. 16

Евангельская история об избрании 12 апостолов

1

  1. 17

Жизнь – бесценный дар (6 заповедь)

1

  1. 18

Верность и любовь – залог счастья (7 заповедь)

1

  1. 19

Воровство – преступление и грех (8 заповедь)

1

  1. 20

Путешествия Иисуса Христа

1

  1. 21

Святой Георгий Победоносец и настоящее мужество

1

  1. 22

Евангельское учение о прощении обид

1

  1. 23

Мир вашему дому

1

  1. 24

Труды и подвиги святой Евфросинии Полоцкой

1

  1. 25

Истина выше всего (9 заповедь)

1

  1. 26

В зависти нет радости (10 заповедь)

1

  1. 27

Радость праздника Благовещения

1

  1. 28

Последние дни земной жизни Иисуса Христа

1

  1. 29

Пасхальная история

1

  1. 30

День святых жён-мироносиц

1

  1. 31

Итоговое занятие

1

  1. 32

Экскурсии в местные храмы

2

3

ВСЕГО

34


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

История книги и славянской азбуки (1 ч.)

История книги. Вид книги в разные времена. Святые Кирилл и Мефодий. Имяслов славянской азбуки. Труды иноков-переписчиков. Ветковская буквица — драгоценное наследие белорусов. Восточнославянские просветители и книгопечатники (Ф.Скорин, И. Фёдоров, П. Мстиславец). Рассказ А. Суздальцева «Чудесная книга».



Основные понятия: буквица, имяслов, просветитель.

Учеба в жизни святых людей (1 ч.)

Детство святого Сергия Радонежского. Неудачи в учебе и радость знания. Икона святого Сергия. Картина М. В. Нестерова «Явление отроку Варфоломею». Стихотворение О. С. Никулиной «Игумен земли русской».



Основные понятия: старец, псалтырь.

Музыка: «Песня преподобному Сергию Радонежскому» (сл. и муз. М. М. Стенюшиной).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (1 ч.)

Предание о благочестивом роде Девы Марии. Святые Иоаким и Анна — родители Богородицы. История и икона праздника Рождество Божией Матери. Мой род и семейные реликвии. Рисование «Семейное древо».



Основные понятия: благочестивый род, предки, реликвия.

Праздник Воздвижения Креста (1 ч.)

Труды и деятельность святых Константина и Елены. Обретение и воздвижение животворящего Креста Господня. Сила креста. Традиции и икона праздника.



Основные понятия: крест, воздвижение.

Музыка: «Кресту Твоему» (обиходный напев).

День матери и праздник Покрова (1 ч.)

Мама – самый близкий и родной человек. Пословица «Молитва матери со дна моря достанет». История и икона праздника Покров Пресвятой Богородицы. Святой Андрей Юродивый. Быль В. Прохорова «По молитве матери». Рассказы Б. Емельянова «Мамины руки» и В. Осеевой «Печенье».



Основные понятия: покров, юродивый.

Музыка: духовный стих «Кант о матери».

Библейская история о Моисее и десяти заповедях (1 ч.)

Спасение младенца Моисея. Жизнь в Египте. Особое повеление от Бога. Избавление людей из египетского плена. Как Бог дал людям десять заповедей. Работа с раскраской «Младенец Моисей».



Основные понятия: гора Синай, скрижали.

Заповедь о Богопочитании (1 заповедь) (1 ч.)

Вера, надежда и любовь к Богу. Идолопоклонство и колдовство. Ветхозаветная история об идоле Дагоне и Ковчеге Завета. Рассказ С. Рыбаковой «Сказка о Светлой Радости».



Основные понятия: идолопоклонств, Ковчег Завета.

Кумиры и идолы в современной жизни (2 заповедь) (1 ч.)

«Не делай себе кумира». Представление о кумире. Почитание икон. Сравнение икон и картин. Житиийные клейма. Рассказы Б. Ганаго «Ах! Ах!» и прот. В. Бажанова «Чудотворная сила святых икон». Стихотворения Е. Санина «Нехорошая привычка» и Т. Дашкевич «Кривляние».



Основные понятия: кумир, идол.

Заповеди об отношении к Богу (3 и 4 заповеди) (1 ч.)

Третья заповедь о напрасном призывании Бога. Сквернословие. Четвертая заповедь о почитании праздников и воскресных дней. Рассказ «Ах ты Господи!» по книге С. Е. Шамаевой «Секреты вразумления детей».



Основные понятия: сквернословие, почитание праздников.

Вера и молитва (1 ч.)

Сила молитвы и веры. Молитвенные просьбы и их исполнение. Рассказ Б. Ганаго «О чем молиться?», стихотворение Т. Дашкевич «Молитвенник». Музыкальный рассказ неизвестного автора «Вера маленького мальчика» (в сокращении).



Основные понятия: вера, молитва.

Праздник Введения Богородицы во храм (1 ч.)

Предание о воспитании Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Введение Богородицы в Иерусалимский храм. Жизнь Девы Марии в храме.



Основные понятия: введение, праведный, Святая святых.

Музыка: «Введение во храм» (сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой)

Почитание родителей (5 заповедь) (2 ч.)

Послушание родителям и старшим. Ответственность родителей за детей. Забота о ближних. Молитва за родителей (и детей). Сказка братьев Гримм «Старый дед и внучек», рассказы В. Осеевой «Сыновья» и С. Сержантовой «Трясина». Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда».



Основные понятия: почитание, послушание, забота.

Пример жизни святого Николая Чудотворца (1 ч.)

Житие святителя Николая. Милость и чудеса святого. Николай Чудотворец – покровитель путешествующих. Рисование «Чудо на море».



Основные понятия: святитель, чудотворец.

Предание о рождественской елке (1 ч.)

Рождество Христово. Инсценировка предания о рождественской елке. Гордость и смирение. Мультфильм «Рождественское».



Музыка: рождественские колядки.

Основные понятия: предание, смирение.

Евангелие об Иоанне Крестителе (1 ч.)

История о Рождестве Иоанна Предтечи. Святые Захария и Елизавета – родители святого. Жизнь в пустыне и проповедь о покаянии. Крещение Иисуса Христа.



Основные понятия: Предтеча, проповедь, покаяние.

Музыка: песня «Крещение» (сл. О. Лихачевой, муз. прот. И. Лепешинского).

Евангельская история об избрании 12 апостолов (1 ч.)

Пост и искушение Иисуса Христа в пустыне. Призвание первых учеников и чудесный лов рыбы. Матфей-мытарь. Избрание двенадцати апостолов. Картина И. Крамского «Христос в пустыне».



Основные понятия: пост, искушение.

Жизнь – бесценный дар (6 заповедь) (1 ч.)

«Не убивай». Война – зло для всех. Убийство поступком и словом. Ветхозаветная история о Каине и Авеле. Повествование об Ироде и Вифлеемских младенцах. Рассказы Б. Ганаго «Сказанное слово», «Лишняя рука».



Основные понятия: дар, убийство словом и поступком.

Музыка: песня «Как хороша земля!» (сл. и муз. Е. Королевой)

Верность и любовь – залог счастья (7 заповедь) (1 ч.)

Любовь и верность – основа семьи. Пословицы о семье. «Не распутничай, будь чистым в мыслях и верным». Неприличное и стыдное. Библейская история о городах Содом и Гоморра. Танец Саломии и смерть Иоанна Крестителя. Рассказ Б. Ганаго «Прощание с ангелами».



Основные понятия: верность, скромность.

Воровство – преступление и грех (8 заповедь) (1 ч.)

«Не воруй». Запрет брать чужое. Маленький грех приводит к большому. Воровство Иуды и его последствия. Найденное и потерянное. Азартные игры и вымогательство денег. Рассказы В. Шинкевича «Часы» и Л. Нечаева «Мопед».



Основные понятия: воровство.

Путешествия Иисуса Христа (1 ч.)

Создание примерной карты путешествий Иисуса Христа с детства до крещения в Иордане. Рождество, Сретение в Иерусалимском храме, Бегство в Египет, Возвращение в Назарет, учение в храме, крещение в Иордане.



Основные понятия: Иерусалимский храм, Назарет.

Святой Георгий Победоносец и настоящее мужество (1 ч.)

Житие святого великомученика Георгия. «Чудо святого Георгия о змие». Икона святого. Воинская награда «Георгиевский крест». Мужество в современной жизни детей. Рассказ В. Шинкевич «Спасение». Мультфильм «Егорий Храбрый».



Основные понятия: великомученик, победоносец, герб.

Евангельское учение о прощении обид (1 ч.)

Притча о заимодавце. Умение прощать и просить прощения. Рассказ В. Осеевой «На катке», рассказ «Семьдесят раз семь» (по Ч. Диккенсу).



Основные понятия: заимодавец, прощение.

Мир вашему дому (1 ч.)

Дом, в котором живем. Квартира и школа. Город и страна. Планета Земля. Дом Божий – церковь. Родной дом – семья. Забота о доверенном Доме. Мир в семье. Рассказы Т. В. Киселевой «Необыкновенная ладья» и «Послушные ласточки».



Основные понятия: дом, семья, забота.

Музыка: песня «Дом, в котором мы живем» (сл. и муз. Л. Ершовой)

Труды и подвиги святой Евфросинии Полоцкой (1 ч.)

Житие преподобной Евфросинии. Представление о святыне. Воссозданный крест Евфросинии Полоцкой. «Сказание о житии преподобной Евфросинии Полоцкой» Е. Михаленко.



Основные понятия: преподобная, святыня, келья.

Музыка: величание преподобной Евфросинии.

Истина выше всего (9 заповедь) (1 ч.)

Всякая неправда есть грех. «Не обманывай». Хвастовство и сплетни. Трусость и лень. Рассказ В. Осеевой «Что легче», стихотворение Е. Михаленко «Признание».



Основные понятия: честность, правда, ложь.

В зависти нет радости (10 заповедь) (1 ч.)

«Не желай ничего, что у ближнего твоего» (не завидуй). Умение радоваться за других и благодарить за то, что есть. Зависть – причина краж, обманов и войн. Рассказ Ц. Ветекам «Зависть – серая с желтыми пятнами», стихотворения Т. Дашкевич «Дружба» и Е. Королевой «Слава Тебе, Боже!».



Основные понятия: зависть, благодарность.

Радость праздника Благовещения (1 ч.)

Благочестие и красота души Богородицы. Архангел Гавриил и цветок лилии. Символ чистоты. Икона «Умиление». Рассказы Е. Михаленко «К кому приходят ангелы?», «Что говорит человеку лилия?» (из кн. «Искра Божия»).



Основные понятия: красота души, избранная из жен, чистота.

Последние дни земной жизни Иисуса Христа (1 ч.)

Вход Господень в Иерусалим. Притча о виноградарях. Тайная вечеря. Иуда Искариотский. Моление в Гефсиманском саду. Суд у Понтия Пилата.



Основные понятия: Тайная вечеря, Гефсиманский сад.

Пасхальная история (1 ч.)

Крестные страдания Христа и распятие с разбойниками. Погребение и воскресение. Покаяние благоразумного разбойника. Рассказ Е. Поселянина «Кто первым вошел в рай?»



Основные понятия: красота души, избранная из жен, чистота.

Музыка: пасхальные песни и тропарь.

День святых жён-мироносиц (1 ч.)

Труды и верность жён-мироносиц. Рассказ о Макарии Великом и двух благочестивых женщинах. Радоница. Христианское понимание смерти. Рассказы Б. Ганаго «Олины сны» и Т. Горох «Живая вода».



Основные понятия: жёны-мироносицы, смерть, радоница.

Итоговое занятие (1 ч.)

Притча о сеятеле. Викторина по изученному за год учебному материалу.



Экскурсии в местные храмы (2 ч.)
III класс

(34 часа)

Рассказы по истории православной религии и культуры.

Православный календарь
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Название темы

Количество часов

  1. 1

Евангельское повествование о явлении воскресшего Христа

1

  1. 2

Евангельская история о Вознесении Иисуса Христа

1

  1. 3

Праздник Крестовоздвижения

1

  1. 4

Жизнь Богородицы после Вознесения Христова

1

  1. 5

Успение Богородицы

1

  1. 6

Покров Божией Матери

1

  1. 7

Святой Лазарь и его сестры

1

  1. 8

Отречение и раскаяние апостола Петра

1

  1. 9

Путешествия апостола Павла

2

  1. 10

Труды и подвиги святого апостола Андрея

1

  1. 11

Любимый ученик Христа

1

  1. 12

Путешествия и труды апостола Фомы

1

  1. 13

Вера святых великомучениц

1

  1. 14

День памяти святого князя Александра Невского

1

  1. 15

Встреча на Рождество

2

  1. 16

Нагорная проповедь

4

  1. 17

Отношение Христа к грешникам

1

  1. 18

Последние наставления Иисуса Христа

2

  1. 19

Крестный путь Христа

3

  1. 20

Пасхальное предание

1

  1. 21

Храм Воскресения в Иерусалиме

2

  1. 22

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян

1

  1. 23

День славянской письменности

1

  1. 24

Экскурсии в местные храмы

2




ВСЕГО

34


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Евангельское повествование

о явлениях воскресшего Христа (1 ч.)

Явления Христа апостолам. Благословение на всемирную проповедь. Фома «неверующий». Уверение апостола Фомы.



Основные понятия: явление, уверение, благословение.

Евангельская история о Вознесении Иисуса Христа (1 ч.)

История Вознесения на небо. Елеонская гора. Сошествие Святого Духа на апостолов. Апостольская проповедь. Рождение христианской церкви. Традиции праздника Святой Троицы. Аппликация «Гора Елеон».



Основные понятия: вознесение, сошествие.

Праздник Крестовоздвижения (1 ч.)

Крест Христов. Святой Кириак Иерусалимский – старец Иуда. История Лота и древо креста. Традиции праздника. Смысл выражения «нести свой крест». Притча Г. Юдина «Крест».



Основные понятия: крестовоздвижение.

Музыка: песня С. Капыловой «Хитрец».

Жизнь Богородицы после Вознесения Христова (1 ч.)

Жизнь Богородицы в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме и в Эфесе. Беседы в Сионской горнице и моления у гроба. Путешествие Богородицы на о. Кипр. Полуостров Афон – апостольский жребий Божией Матери. Составление карты путешествий Богородицы.



Основные понятия: жребий, Сионская горница.

Успение Богородицы (1 ч.)

Весть Архангела Гавриила и райская ветвь. Успение Божией Матери, ее явление на трапезе апостолов. Сокрушение Фомы. Традиции праздника Успения. Гроб Богоматери в Храме Успения в Иерусалиме.



Основные понятия: трапеза, успение.

Покров Божией Матери (1 ч.)

История спасения столицы Византии от нападения сарацинов. Святой Роман Сладкопевец. Заочная экскурсия в Храм Покрова на Нерли. Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие».



Основные понятия: сарацины, Византия, блаженный, Покров, зодчие.

Музыка: песня «Покров» сл. И. Рутенина, муз. Л. Ершовой.

Святой Лазарь и его сестры (1 ч.)

Евангелие о святом Лазаре и его сестрах – Марии и Марфе. Тридцатилетнее служение Лазаря Четырехдневного – первого епископа о. Кипр. Гроб Лазаря в Иерусалиме. Святыни православного Кипра.



Основные понятия: епископ.

Отречение и раскаяние апостола Петра (1 ч.)

Апостол Симон (Петр) – ученик Христа. Проповедь и темничные заключения. Путешествия апостола Петра в Малой Азии, Африке, Британии. Чудеса и крестная смерть в Риме. Монастырь Петуха в Иерусалиме. Книга Деяний святых апостолов.



Основные понятия: первоверховный апостол, отречение, деяние, иконография.

Путешествия апостола Павла (2 ч.)

Рассказ о чудесном обращении Савла. Миссионерские труды апостола среди язычников. Послания апостола Павла. Последнее путешествие в Рим и казнь апостола. Создание карт путешествий апостола Павла.



Основные понятия: язычники, обращение.

Труды и подвиги святого апостола Андрея (1 ч.)

Первозванный апостол. Проповедь Евангелия в Европе и Азии. Водружение креста на горах Киевских. Чудеса и исцеления. Крестная смерть в городе Патры.



Основные понятия: крестная смерть, Андреевский крест.

Любимый ученик Христа (1 ч.)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и его брат Иаков. Верность и проповедь апостола. Книга Откровение. Написание Евангелия и посланий. Наставление любить друг друга.



Основные понятия: евангелист, откровения, послания.

Путешествия и труды апостола Фомы (1 ч.)

Евангелие об апостоле Фоме. Путешествия апостола. Проповедь святого апостола в Индии. Чудеса и страдания апостола. Создание карты путешествий святого апостола Фомы.



Основные понятия: сомнения, уверения.

Вера святых великомучениц (1 ч.)

Житие святых Варвары и Екатерины. Мучения за веру. Монастырь святой Екатерины на горе Синай.



Основные понятия: великомученица, гора Синай.

День памяти святого князя Александра Невского (1 ч.)

Жизнь святого Александра Невского. Подвиги святого Александра Невского. Битва на реке Неве и на Чудском озере: «Не в силе Бог, а в правде. Орден Александра Невского. Рассказ С. Романовского «Александр Невский». Картина П. Корина «Александр Невский».



Основные понятия: благоверный, орден.

Встреча на Рождество (2 ч.)

Рождество – семейный праздник. Подготовка к празднику. Традиции встречать Рождество. Рассказ М. Росс «Невидимый гость», стихотворение неизвестного автора «Несутся по городу вести». Подготовка Рождественской открытки.



Основные понятия: невидимый гость, пост, традиции.

Музыка: рождественские песни и колядки.

Нагорная проповедь (4 ч.)

Нагорная проповедь — закон любви, данный Богом. Первоначальное понятие о заповедях блаженства: о духовной нищете, плаче, кротости; о милостивых, о жаждущих правды, о сердечной чистоте, о миротворцах, о страждущих за правду и Бога. Добродетель милосердия. Обещание блаженств. Призыв радоваться. Примеры исполнения заповедей блаженств из жизни святых.



Основные понятия: заповеди блаженств, нищие духом, плачущие, чистые сердцем.

Отношение Христа к грешникам (1 ч.)

Прощеная грешница. Встреча Христа с самарянкой. Святая Фотиния. Колодец Иакова – место встречи Христа с самарянкой. Лепка «Колодец Иакова».



Основные понятия: самарянка, колодец Иакова.

Музыка: духовный стих «Кант о самарянке».

Последние наставления Иисуса Христа (2 ч.)

Предсказания Иисуса Христа о своем пришествии, страшном суде и вечной жизни. Призыв делать добро: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, принять странника. Притча о десяти девах. Притча о богатом и Лазаре. Рассказ Е. Михаленко «Серьезные размышления». Мультфильм «Девочка со спичками».



Основные понятия: страшный суд, рай, вечная жизнь.

Крестный путь Христа (3 ч.)

Заочная экскурсия в Иерусалим по крестному пути. (Via Doloroza- скорбный путь, путь печали от Претории до Голгофы). 14 остановок крестного пути: Гефсиманские ворота, Часовня Бичевания, Лифостротон, темница, место первого падения, место встречи с Богородицей, место встречи с Симоном Киринейским, дом святой Вероники, место второго падения, Порог Судных Врат, место обращения к иудейским женам, место третьего падения, тюрьма и Голгофа.

Терновый венец и гвозди. Табличка с надписью И.Н.Ц.И. Создание карты «Via Doloroza».

Основные понятия: крестный путь, Голгофа, порог судных врат, терновый венец.

Музыка: песни «Крест Твой» и «Мы - без Тебя» сл. и муз. Л. Ершовой

Пасхальное предание (1 ч.)

Народное сказание о трех деревьях «Воскресным утром, когда солнце играло». Чудо схождения Благодатного огня на месте воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме. Изготовление поделки «Пасхальная корзинка».



Основные понятия: предание, сказание, благодатный огонь.

Музыка: пасхальные песни.

Храм Воскресения в Иерусалиме (2 ч.)

Заочная экскурсия в храм Воскресения в Иерусалиме. Колонны Святых врат. Камень помазания. Место жен-мироносиц. Гроб Господень. Колонна бичевания. Темница Христа. Часовня тернового венца. Пещера обретения креста. Часовня Адама. Голгофа. Составление схемы храма Воскресения.



Основные понятия: гроб Господень, камень помазания, бичевание, Голгофа.

Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян (1 ч.)

Жизнь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – пример беззаветного служения на благо просвещения. Юность при императорском дворе в Салониках. Постриг в монахи. Проповедь Евангелия у хазар, болгар, в Моравии. Составление славянской азбуки, перевод Евангелия и литургии.



Основные понятия: постриг, литургия, буквица.

Праздник «День славянской письменности» (1 ч.)

Экскурсии в местные храмы (2 ч.)
IV класс

(35 часов, из них – 2 резервных)

Рассказы по истории святости на землях восточных

славян


следующая страница >>