Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Программа «История Древнего мира» 1 176.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «История стран и регионов Европы»... 1 380.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии» 1 96.69kb.
Древнее государство, находившееся в юго-западной части Азии, возникшее... 1 47.31kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА)


Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебный курс преследует цель показать процесс формирования основ ранних цивилизаций как особых культурно-исторических образований - первых базисных цивилизаций мира. Главное внимание уделено механизму функционирования каждой цивилизации как единого живого организма, во взаимосвязи составляющих его элементов. Важное место занимает периодизация этапов развития и закономерностей истории каждой цивилизации.

Теоретическая основа всего программного материала - концепция полиса как саморегулирующейся «элементарной частицы» античной цивилизации, экономической и политической модели Греции и Рима.

Важнейшее значение имеют разделы, посвященные античной культуре как основе современной европейской цивилизации; прослеживается культурное влияние Греции и Рима на последующую историю.

При составлении программы учитывалось, что история древнего мира преподается на первом курсе, когда студенты еще недостаточно знакомы с теорией исторической науки. Поэтому в программу включены некоторые теоретические положения в несколько адаптированном виде.

Автор программы стремился отразить современный уровень состояния науки, его основную проблематику, дискуссионные моменты.

При составлении программы был учтен опыт более ранних государственных и авторских программ, предназначенных как для университетов, так и для педагогических вузов (В.И. Кузищина; Г.А. Кошеленко, Г.Т. Залюбовиной, З.В. Сердитых и др.).

В результате реализации настоящей программы у студентов должны быть сформированы знания об основных признаках и особенностях ранних цивилизаций, их отличиях одна от другой, о принципиальных отличиях античного мира от Востока. Студент должен знать основные теоретические положения, основные фактические события гражданской истории, персоналии, хронологию, письменные источники. Среди основных умений должны быть: умение читать историческую карту, делать самостоятельную характеристику источников, объяснять основные причины исторических событий в рамках древней истории.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕI

10 баллов

ДЕ 1. Введение

12

4

4




-

8

Тема 1. Источники по истории античного мира.

6

2

2




-

4

Тема 2. Историография античной истории

6

2

2




-

4

ДЕ II

45 баллов

ДЕ 1. История Древней Греции

122

32

14




18

90

Тема 1. Минойская цивилизация

18

-

-




2

16

Тема 2. Микенская (Ахейская) цивилизация

20

4

2




2

16

Тема 3. «Темные века» (XI – IX вв. до н.э.)

18

6

2




4

12

Тема 4. Эпоха Архаики (VIII – VI вв. до н.э.)

24

8

4




4

16

Тема 5. Классический период (V – IV ввю до н.э.)

22

8

4




4

14

Тема 6. Эллинистический период

(конец IV – конец I вв. до н.э.)



20

4

2




2

16

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Семестровый контроль

Зачет

ДЕ III

45баллов

ДЕ III. История Древнего Рима.

132

36

18




18

98

Тема 1. Ранний Рим и Италия

24

6

2




4

18

Тема 2. Создание Римской средиземноморской державы.

26

6

4




2

20

Тема 3. Кризис республики и гражданские войны

26

6

2




4

20

Тема 4. Ранняя Римская империя (принципат)

28

8

4




4

20

Тема 5. Поздняя Римская империя (доминат)

28

8

4




4

20

Промежуточный контроль

Контрольная работа




Итоговый контроль

Экзамен

Курсовая работа




Всего

266

72

36




36

194

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I.Введение

Аудиторное изучение:

Знания об античности - основа классического гуманитарного образования. Образовательное и воспитательное значение античности.

Античный мир - классический образец локальной цивилизации. Основные характеристики локальной цивилизации.

Тема 1. Источники по истории античного мира.

Аудиторное изучение:

Письменные источники. Приемы и методы работы античных авторов. Критика письменных источников. Основные жанры античных текстов. «Линии» Геродота и Фукидида.



Самостоятельное изучение

Археологические источники. История археологических открытий. Г. Шлиман, А. Эванс, исследования комплексных экспедиций при раскопках Эфеса, Олимпии, Смирны и др. Открытия конца ХХ в. (гробница в Вергине и др.). Археология в России (Б. Фармаковский). Московская (В. Блаватский) и Ленинградская (В. Гайдукевич) школы советской археологии. Специфика исторических выводов на основе археологических источников. Классическая археология сегодня. Эпиграфика и ее роль. Нумизматика.



Тема 2. Историография античной истории.

Самостоятельное изучение

Гуманисты и их деятельность по спасению античного наследия. Ф. Петрарка. Просветительская историография XVIII в.

Историко-критический метод Б. Нибура. Позитивистская историография XIX в. Национальные школы (Германия, Англия, Франция). Э. Курциус. Дж. Грот. И. Дройзен. Т. Моммзен. Н. Фюстель де Куланж. Историография античности в России в XIX в.: эпиграфическая школа.

Модернизация античности в историографии рубежа XX в. Эд. Мейер. Развитие национальных школ. Г. Буассье. У. Виламовиц фон Мёллендорф.

Расцвет антиковедения в России в начале ХХ в. Основные школы: историко-филологическая, политико-правовая, социально-экономическая. Крупнейшие представители: М. Ростовцев, Ф. Зелинский, Ю. Кулаковский, С. Жебелев, Н. Новосадский.

Мировая историография XX в.: структурализм и исторический синтез. Ф. Шахермайр, Ф. Хайхельхайм, Р.Сайм, А. Альфельди, В. Эренберг, А. Джоунз, Ф. Миллар, В. Тарн, Э. Бикерман, Ф. Альтхайм, А. Тойнби, М. Финли, Дж. Бордмен, П. Браун, Кл. Моссе, П. Левек, Й.Фогт. Внимание к вопросам античной экономики, рабства, политико-правовым аспектам.



Аудиторное изучение:

Отечественные антиковеды XX в.: академическая и университетская наука. М. Сергеенко, В. Кузищин, Ю. Андреев, Э. Фролов, В. Ярхо, С. Утченко, Е. Штаерман, Л. Маринович, С. Сапрыкин, В. Яйленко, В. Строгецкий, А. Доватур, А. Лосев, Г. Кошеленко, А. Немировский, Г. Кнабе, Ю. Виноградов. Современные исследования античности в России и странах СНГ.


ДЕ II. История Древней Греции

Тема 1. Минойская цивилизация

Аудиторное изучение:

Природа и население древнейшего Крита. Источники. Раскопки А. Эванса. Хронология и периодизация. Кносский дворец. Критская талассократия. Общественный строй и культура Крита. Религия и ее роль в формировании облика Минойской цивилизации. Фрески.



Самостоятельное изучение

Крит в греческой мифологии.



Тема 2. Микенская (Ахейская) цивилизация

Аудиторное изучение:

Эллада и острова в эпоху ранней бронзы. Древнейшее население - пеласги. Периодизация истории Эллады эпохи бронзы. Приход греков. Ахейские государства. Их социальная и экономическая структура. Цитадели и деревни. Микены, Пилос, Аргос, Афины, Иолк. Троянская война. Упадок ахейских государств. Причины угасания цивилизации. Вторжение дорийцев. Культура и искусство микенской эпохи.



Самостоятельное изучение

Микенское время в греческой мифологии.



Тема 3. «Темные века» (XI – IX вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Источники по истории «Тёмных веков». Гомеровские поэмы. Жизнь и быт гомеровских греков. Знать и простые люди. Социальные отношения. Роль войны.



Самостоятельное изучение

Археологические данные. Проблема послемикенского регресса. Археологическая периодизация «Тёмного времени». Субмикенский период. Геометрический период. Расселение греческих племен. Ионийцы, дорийцы, эолийцы, ахейцы. Начало распространения железа.



Тема 4. Эпоха Архаики (VIII – VI вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Начало Великой Греческой колонизации, ее причины и направления. Усиление аристократии. Формирование демоса. Начало формирования греческого полиса - основной единицы античной цивилизации. Автономия и автаркия - главные принципы организации полиса.

Социальная борьба в греческих полисах. Ранняя тирания, ее социальная сущность и историческая роль. Типы тирании. Усиление демоса и победа демократии в ряде полисов.

Спарта как тип дорического полиса. Фактор завоевания. Консервация архаических социальных отношений в Спарте. «Ретра Ликурга». Завоевание Мессении. Илоты и периэки. Быт и воспитание спартиатов. Образование Пелопоннесского союза.

Афины в VII-VI в. до н.э. Особенности географического положения и природных условий Аттики. Социальный состав населения. Аристократия, торгово-ремесленная часть демоса, крестьянство. «Килонова смута». Законы Драконта. Реформы Солона. Тимократическая конституция. Оформление гражданства. «Переключение» рабства за пределы полисного гражданства. Развитие ремесла и торговли. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена и завершение формирования демократии в Афинах.

Сакральный характер общественной жизни в эпоху архаики. Греческие культы Зевса, Аполлона и Деметры. Местные культы. Формирование олимпийского пантеона. Амфиктионии. Общеэллинские празднества.

Культура эпохи архаики. Ориентализация. Рождение философии, поэзии, изящных искусств. Проблема «греческого чуда».

Итоги «архаической революции»: формирование основ локальной цивилизации нового типа, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.



Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в эпоху архаики. Ионийские эмпории. Формирование Боспорского государства.


Тема 5. Классический период (V – IV ввю до н.э.)

Аудиторное изучение:

Ионийское восстание. Персидская экспансия на Запад. Греко-персидские войны. Поход Дария. Марафонская битва. Усиление власти Фемистокла в Афинах, строительство флота. Поход Ксеркса. Саламин. Платеи. Делосская симмахия. Последствия победы эллинов над персами.

Расцвет афинской демократии в годы Пентаконтаэтии. Перикл и его политика. Классическое рабство. Афинский морской союз и его перерастание в империю (архэ). Отношения с союзниками. Реакция Спарты на усиление Афин. Экономическое развитие Афин. Перерастание полисных рамок наиболее развитыми государствами.

Пелопоннесская война. Победа радикальной демократии в Афинах. Демагог Клеон. Алкивиад. Архидамова война. Сицилийская экспедиция. Декелейская война. Олигархический переворот. Восстановление демократии. Поражение Афин. «Тирания Тридцати». Падение тирании. Процесс Сократа.

Спартанская гегемония в Греции. Агесилай и его войны в Персии. Фиванская гегемония. Эпаминонд и Пелопид. Новое усиление Афин. Второй Афинский морской союз.

Кризис полиса: перерастание традиционных рамок в экономике. Развитие товарных отношений. Развитие рабства. Усиление социальной дифференциации. Варианты преодоления кризиса. Углубление политического кризиса.

Усиление Македонии при Филиппе II. Вмешательство Македонии в греческие дела в середине IV в. до н.э. Политическая борьба в Афинах. Демосфен, Ликург, Гиперид, Эсхин. Битва при Херонее338 г. до н.э. Коринфский конгресс и объединение Эллады под македонской гегемонией. Идеология панэллинизма. Исократ.

Александр Македонский. Утверждение его власти в Македонии и подавление восстаний греческих полисов. Подготовка похода на Восток.



Самостоятельное изучение

Культура классического времени. Культ Диониса и рождение греческого театра. Высшие достижения в изящных искусствах. Архитектура. Вазопись. Живопись. Музыка. Рождение истории. Расцвет ораторского искусства. Мировое значение греческой культуры.

Северное Причерноморье в классическую эпоху. Боспорское государство при Археанактидах и ранних Спартокидах. Значение боспорской хлебной торговли для материковой Эллады.
Тема 6. Эллинистический период

(конец IV – конец I вв. до н.э.)

Аудиторное изучение:

Походы Александра Македонского и образование державы Александра. Политика «согласия народов». Распад державы Александра и войны диадохов и эпигонов. Исторические последствия завоевания греками Востока.

Природа и сущность эллинизма в экономике, политике, культуре, религии и повседневной жизни. Усложнение экономических структур. Полис в составе территориального царства. Царская власть и полис. Синтез культур. Религиозный синкретизм. Развитие материальной культуры. Градостроительство. Александрия, Антиохия, Пергам. Реализм в художественной культуре.

Египет Птолемеев и особенности его развития. Царская власть. Государство Селевкидов: «царская земля», полисы, восточные храмовые города. Эллинистические государства Малой Азии. Греция в эпоху эллинизма: федеративное движение. Этолийский и Ахейский союзы. Филопемен. Арат Сикионский. Социальные движения в Спарте. Реформы Агиса и Клеомена. Тирания Набиса в Спарте.

Система международных отношений эллинистических государств. Сирийские войны между Птолемеями и Селевкидами. Расцвет военного искусства. Эллинистическая военная техника.

Упадок эллинистических государств во II в. до н.э. Натиск восточных государств. Усиление Парфии. Греко-Бактрия и ее падение. Наступление Рима с запада. I Македонская война. Римско-Сирийская война. III Македонская война и падение Македонии (168 г. до н.э.). Покорение Греции и превращение ее в римскую провинцию (148 г. до н.э.). Завоевание Сирии Помпеем. Митридат Понтийский и его три войны с Римом. Падение Египта (30 г. до н.э.) и конец эпохи эллинизма.



Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в период эллинизма. Боспорское царство и держава Митридата Евпатора.


ДЕ III. История Древнего Рима.

Тема 1. Ранний Рим и Италия

Аудиторное изучение:

Природа и население древнейшей Италии. Этруски и основные концепции их происхождения. Этрусское Двенадцатиградье. Этрусская колонизация в Италии. Религия, культура и быт этрусков. Проблема дешифровки этрусской письменности. Влияние этрусков на римскую культуру.

Рим царского времени: легенды, история, археология. Эпоха первых царей. Ранняя римская религия и ее основные характеристики. Культ предков.

Установление Республики. Римская гражданская община – civitas. Архаическая Республика. Борьба патрициев и плебеев. Законы XII таблиц. Оформление римской гражданской общины. Государственное устройство ранней Республики: комиции, сенат, магистратуры. Система «народ–войско».

Завоевание Римом Италии и образование Римско-италийского союза. Войны с Пирром и покорение Южной Италии.
Тема 2. Создание Римской средиземноморской державы

Аудиторное изучение:

I Пуническая война. Борьба за Сицилию. II Пуническая война и ее последствия. I Македонская война. II Македонская война. Римско-сирийская война. Гегемония Рима в Средиземноморье.

II век до н.э. – «золотой век» Римской республики. Крупнейшие римские завоевания. III Македонская война и покорение Македонии. Война с Ахейским союзом и покорение Греции. III Пуническая война и гибель Карфагена.

Развитие рабовладельческих отношений и формирование классического рабства. Катоновская вилла.

Государственные деятели «золотого века» Республики: Сципион, Катон, Лелий, Сципион Африканский.

Особенности римской религии. Ее основные отличия от греческой. Этрусское влияние.



Самостоятельное изучение

Римские традиционные моральные ценности. Староримская доблесть. Проникновение греческой культуры в Рим. Кружок Сципиона. Рождение римской литературы. Анналистика.


Тема 3. Кризис республики и гражданские войны

Аудиторное изучение:

Борьба за аграрную реформу в конце II в. до н.э. Тиберий и Гай Гракхи. Борьба оптиматов и популяров. Гай Марий и Корнелий Сулла.

I и II восстания рабов на Сицилии. Новосирийское царство.

Югуртинская война. Военная реформа Гая Мария. Усиление роли войска в политической жизни Рима.

Союзническая война. Предоставление гражданских прав италикам.

Борьба Суллы с Марием и Цинной в 80-х гг. I в. до н.э. Митридатовы войны. Диктатура Суллы и ее характер. Антисулланское движение Сертория в Испании.

Восстание рабов под предводительством Спартака и его подавление. Политическая борьба в 70-е-50-е гг. Новое поколение политиков: Цицерон, Помпей, Красс, Лукулл, Цезарь, Клодий. I триумвират. Заговор Катилины. Политическая анархия в 50-е годы.

Внешняя политика Рима. Походы Лукулла на Восток. Завоевание Сирии и Иудеи Помпеем. Завоевание Галлии Цезарем. Подавление Великого Галльского восстания. Поход Красса против парфян и его поражение при Каррах.

Рубикон: начало борьбы Цезаря за власть. Гражданская война (Цезарь против Помпея). Война на окраинах Республики (Александрия, Африка, Испания). Диктатура Цезаря. Реформы Цезаря и их характер. Мартовские иды.

Партия республиканцев (Цицерон, Брут, Кассий). Партия цезарианцев (Марк Антоний, Октавиан, Лепид). Гибель Цицерона. Поражение республиканцев. II триум-вират. Борьба Антония с Октавианом. Клеопатра. Поражение Антония. Римская оккупация Египта. Окончание гражданских войн.



Самостоятельное изучение

Римская культура и идеология времен гражданских войн. Цицерон и «Римское Просвещение». Рост религиозного скептицизма. Лукреций. Упадок нравов. Поэзия Катулла как выражение настроений римской знати. Энциклопедист Варрон и его «Древности». Историк Саллюстий.


Тема 4. Ранняя Римская империя (принципат)

Аудиторное изучение:

Восстановленная Республика по форме, монархия по существу. Объединение важнейших магистратур в одном лице. Рождение императорского культа, государственной идеологии, бюрократического аппарата. Искусство политики. Укрепление нравов и семейных устоев. Расцвет культуры при Августе. Роль кружка Мецената. Вергилий, Гораций, Овидий. «Римский миф» в монументальном труде Тита Ливия. Сподвижники Августа. Роль семьи Августа в политике. Проблема наследника.

Династия Юлиев-Клавдиев. Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Укрепление монархического элемента в управлении. Борьба сенатской оппозиции с императорской властью. Отказ от покорения Германии после гибели легионов Вара. Завоевание Британии Агриколой. Восточная политика Нерона. Походы Корбулона на Восток. Иудейская война.

Романизация провинций. Усиление влияния провинциалов в политической и общественной жизни. Политический кризис 68-69 гг. Династия Флавиев. Деспотизм Домициана.

II век – «золотой век» Римской Империи. Стабилизация внутреннего положения. Успехи романизации. Муниципальный строй. Повседневная жизнь в эпоху Антонинов. «Греческое Возрождение». Последние завоевания Рима при Траяне (Дакия и Месопотамия). Эллинофильство Адриана. Переход к стратегической обороне. Марк Аврелий.

Государственный аппарат во II в. Императорские ведомства. Роль вольноотпущенников в управлении. Провинциальное управление. Создание пограничных укреплений (лимес). Маркоманнская война.

Коммод и начало кризиса принципата. Гражданская война конца II в. Династия Северов. Эдикт Каракаллы о предоставлении римского гражданства всем свободным жителям империи.

Римская религия в I-II вв. Ориентализация культа.

Римская культура. Особенности живописи, архитектуры. Помпеи. Вклад римлян в строительное дело. Бетон. Арка. Акведуки. Развитие исторической науки. Корнелий Тацит. Стоическая философия (Эпиктет, Сенека). Поэзия «серебряного века». Сатира (Марциал, Ювенал). Проза.

Кризис III века. «Солдатские» императоры. Распад империи в середине III в. Галльская империя. Пальмирская держава при царице Зенобии. Первый массовый прорыв границ варварами. Клавдий Готский и Аврелиан: отражение варваров и восстановление империи. Митраизм - государственная религия при Аврелиане. Оставление Дакии.



Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в римскую эпоху. Боспорское царство под римским протекторатом. Второй экономический расцвет Боспора. Усиление римского влияния в Таврике. Харакс. Херсонес.


Тема 5. Поздняя Римская империя (доминат)

Аудиторное изучение:

Диоклетиан и установление системы домината. Тетрархия. Государственное регулирование в экономике («Эдикт о ценах»). Установление сословного строя. Колонат. Закрепощение колонов. Закрепление за людьми их профессии пожизненно и наследственно («кастовый строй»). Ориентализация государственного аппарата. Введение дворцового церемониала и придворных рангов.

Происхождение и развитие христианства. Проблема историчности Христа. Состав и структура Нового завета. Раннее миссионерство. Первые общины христиан в провинциях. Гонения на христиан в III веке. Переход к епископальной организации церкви.

Борьба Константина за власть. Миланский эдикт - разрешение христианства. Реформы Константина. Укрепление системы домината. I Вселенский собор. Внутренняя борьба в церкви: ортодоксия и арианство. Основание Константинополя.

Доминат Констанция. Юлиан и его реставрация язычества. Государственная «языческая церковь». Поход Юлиана на Восток и его гибель.

Римская империя во 2-й половине IV в. Гуннское нашествие 375 г. Переселение готов на территорию империи и битва при Адрианополе. Отношения между государством и церковью. Феодосий Великий. Полная победа христианства и борьба с остатками язычества. Кружок Симмаха. Дело об «Алтаре Победы». Амвросий Медиоланский и формирование системы отношений между государством и церковью.

Усиление роли варварских политиков на рубеже V в. Мятеж Гайны в Константинополе. Стилихон. Аларих. Падение Рима в 410 г.

Деятельность «Отцов церкви»: Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Кризис власти на Западе в V в. Император Гонорий. Галла Плацидия. Гуннская угроза. Аэций и битва на Каталаунских полях - последняя победа римлян. Варвары-федераты и образование первых варварских королевств. Рицимер. Одоакр. Свержение последнего западного императора в 476 г.

V век на Востоке: рождение Византии. Муниципии, государство, церковь. Политическая теория монархии в Византии. Партии цирка.

VI век - эпоха Юстиниана. Попытка реставрации империи и ее провал. Конец античного мира. Варвары и Восточная империя в VI веке.

Самостоятельное изучение

Северное Причерноморье в позднеантичное время. Проблема континуитета истории Боспора и Херсонеса.

Культура Поздней империи. «Последние римляне». Сидоний, Боэций. Кассиодор. Исторические итоги тысячелетнего развития античной культуры.

Мировое значение античной цивилизации. Преемственность культур. Античность в веках.


3.1 . СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. Введение

Знания об античности - основа классического гуманитарного образования. Образовательное и воспитательное значение античности.

Античный мир - классический образец локальной цивилизации. Основные характеристики локальной цивилизации.

Источники по истории античного мира. Письменные источники. Приемы и методы работы античных авторов. Критика письменных источников. Основные жанры античных текстов. «Линии» Геродота и Фукидида.


Лекция 2 . Историография античной истории.

Гуманисты и их деятельность по спасению античного наследия. Просветительская историография XVIII в. Историко-критический метод Б. Нибура. Позитивистская историография XIX в. Национальные школы.

Расцвет антиковедения в России в начале ХХ в. Основные школы: историко-филологическая, политико-правовая, социально-экономическая. Крупнейшие представители: М. Ростовцев, Ф. Зелинский, Ю. Кулаковский, С. Жебелев, Н. Новосадский.

Мировая историография XX в.: структурализм и исторический синтез.

Отечественные антиковеды XX в.: академическая и университетская наука. М. Сергеенко, В. Кузищин, Ю. Андреев, Э. Фролов, В. Ярхо, С. Утченко, Е. Штаерман, Л. Маринович, С. Сапрыкин, В. Яйленко, В. Строгецкий, А. Доватур, А. Лосев, Г. Кошеленко, А. Немировский, Г. Кнабе, Ю. Виноградов. Современные исследования античности в России и странах СНГ.
Лекция 3. Историко-географический

и этнографический обзор древней Греции

Общие понятия о предмете античной истории. Историко-географический обзор древней Греции. Население древней Греции. Хронологические рамки и периодизация Древнегреческой истории. Значение Древней Греции в истории европейской и мировой цивилизации


Лекция 4. Древнейшие эгейские цивилизации

Закономерность и случайность в процессе становления древнейших цивилизаций Эгейского мира (III тысячелетие до н. э.)

Крито-минойская цивилизация. Природа и население древнейшего Крита. Источники. Раскопки А. Эванса. Хронология и периодизация. Кносский дворец. Критская талассократия. Общественный строй и культура Крита. Религия и ее роль в формировании облика Минойской цивилизации. Фрески.

Ахейская Греция. Эллада и острова в эпоху ранней бронзы. Древнейшее население - пеласги. Периодизация истории Эллады эпохи бронзы. Приход греков. Ахейские государства. Их социальная и экономическая структура. Цитадели и деревни. Микены, Пилос, Аргос, Афины, Иолк. Троянская война. Упадок ахейских государств. Причины угасания цивилизации. Вторжение дорийцев. Культура и искусство микенской эпохи.


Лекция 5. Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным

гомеровского эпоса.

Источники по истории «Тёмных веков». Гомеровские поэмы. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник. Гомеровский вопрос.

Гомеровское общество: экономическая жизнь, социальные-политические отношения. Жизнь и быт гомеровских греков. Знать и простые люди. Социальные отношения. Роль войны.
Лекция 6. Греция в архаический период и создание классического греческого полиса

Великая Греческая колонизация. Начало Великой Греческой колонизации, ее причины и направления. Усиление аристократии. Формирование демоса. Начало формирования греческого полиса - основной единицы античной цивилизации. Автономия и автаркия - главные принципы организации полиса.

Социальная борьба в греческих полисах. Ранняя тирания, ее социальная сущность и историческая роль. Типы тирании. Усиление демоса и победа демократии в ряде полисов.Социально-экономическое развитие Греции в архаический период

Гражданская община в античности. Формирование классического греческого полиса. Афины и Спарта как типы классического полиса.

Спарта как тип дорического полиса. Фактор завоевания. Консервация архаических социальных отношений в Спарте. «Ретра Ликурга». Завоевание Мессении. Илоты и периэки. Быт и воспитание спартиатов. Образование Пелопоннесского союза.

Афины в VII-VI в. до н.э. Особенности географического положения и природных условий Аттики. Социальный состав населения. Аристократия, торгово-ремесленная часть демоса, крестьянство. «Килонова смута». Законы Драконта. Реформы Солона. Тимократическая конституция. Оформление гражданства. «Переключение» рабства за пределы полисного гражданства. Развитие ремесла и торговли. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена и завершение формирования демократии в Афинах.

Сакральный характер общественной жизни в эпоху архаики. Греческие культы Зевса, Аполлона и Деметры. Местные культы. Формирование олимпийского пантеона. Амфиктионии. Общеэллинские празднества

Итоги «архаической революции»: формирование основ локальной цивилизации нового типа, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.


Лекция 7. Классический период (V – IV ввю до н.э.)

Персидская экспансия на Запад. Греко-персидские войны. Последствия победы эллинов над персами. Расцвет афинской демократии в годы Пентаконтаэтии. Перикл и его политика. Классическое рабство. Афинский морской союз и его перерастание в империю (архэ). Отношения с союзниками. Реакция Спарты на усиление Афин. Экономическое развитие Афин. Перерастание полисных рамок наиболее развитыми государствами.

Пелопоннесская война. Поражение Афин. Спартанская гегемония в Греции. Агесилай и его войны в Персии. Фиванская гегемония. Эпаминонд и Пелопид. Новое усиление Афин. Второй Афинский морской союз.

Кризис полиса: перерастание традиционных рамок в экономике. Развитие товарных отношений. Развитие рабства. Усиление социальной дифференциации. Варианты преодоления кризиса. Углубление политического кризиса.

Усиление Македонии при Филиппе II. Вмешательство Македонии в греческие дела в середине IV в. до н.э.
Лекция 8. Эллинизм

Походы Александра Македонского и образование державы Александра. Политика «согласия народов». Исторические последствия завоевания греками Востока. Природа и сущность эллинизма в экономике, политике, культуре, религии и повседневной жизни. Усложнение экономических структур. Полис в составе территориального царства. Царская власть и полис. Синтез культур. Религиозный синкретизм. Развитие материальной культуры.

Египет Птолемеев и особенности его развития. Царская власть. Государство Селевкидов: «царская земля», полисы, восточные храмовые города. Эллинистические государства Малой Азии. Греция в эпоху эллинизма: федеративное движение.

Система международных отношений эллинистических государств. Сирийские войны между Птолемеями и Селевкидами. Расцвет военного искусства. Эллинистическая военная техника.

Упадок эллинистических государств во II в. до н.э. Натиск восточных государств. Наступление Рима с запада. Падение Египта (30 г. до н.э.) и конец эпохи эллинизма.
Лекция 9. Введение в римскую историю

Характерные черты римской истории. Хронологические рамки и периодизация истории древнего Рима. Географические рамки истории древнего Рима. Природа и население древней Италии


Лекция 10. Рим в царский период

Особенности географического положения Рима. Предания и археология о начале Рима. Рим под властью этрусских правителей. Римское общество в VI в. до н.э. Реформы Сервия Туллия. Падение царской власти в Риме.


Лекция 11 ( 4часа). Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э.

Периодизация. Установление Республики. Римская гражданская община – civitas. Архаическая Республика. Борьба патрициев и плебеев. Законы XII таблиц. Оформление римской гражданской общины. Государственное устройство ранней Республики: комиции, сенат, магистратуры. Система «народ–войско». Завоевание Италии. Италии под римским владычеством. II век до н.э. – «золотой век» Римской республики. Римское общество в период развитой республики. Пунические войны. Завоевания на востоке и в Испании.


Лекция 12 (4часа). Кризис республики и гражданские войны

Борьба за аграрную реформу в конце II в. до н.э. Борьба оптиматов и популяров. Военная реформа Гая Мария. Усиление роли войска в политической жизни Рима. Предоставление гражданских прав италикам. Диктатура Суллы и ее характер. Политическая борьба в 70-е-50-е гг. Новое поколение политиков: Цицерон, Помпей, Красс, Лукулл, Цезарь, Клодий. I триумвират. Заговор Катилины. Политическая анархия в 50-е годы. Внешняя политика Рима. Рубикон: начало борьбы Цезаря за власть. Гражданская война (Цезарь против Помпея). Война на окраинах Республики (Александрия, Африка, Испания). Диктатура Цезаря. Реформы Цезаря и их характер. Мартовские иды. Окончание гражданских войн.


Лекция 13 (4 часа). Социально-политическое и экономическое развитие ранней Римской империи.

Восстановленная Республика по форме, монархия существу. Объединение важнейших магистратур в одном лице. Рождение императорского культа, государственной идеологии, бюрократического аппарата. Искусство политики. Династия Юлиев-Клавдиев. Укрепление монархического элемента в управлении.

II век – «золотой век» Римской Империи. Стабилизация внутреннего положения. Успехи романизации. Муниципальный строй. Государственный аппарат во II в. Императорские ведомства. Роль вольноотпущенников в управлении. Провинциальное управление.
Лекция 14. Римское общество в эпоху Ранней империи.

Принципат и община. Pax Romana. Бремя империи. Изменения в социальной структуре. Среди простых людей.


Лекция 15. Тема 7: Поздняя Римская Империя (III-Vвв.).

Кризис III века. «Солдатские» императоры. Распад империи в середине III в. Диоклетиан и установление системы домината. Тетрархия. Государственное регулирование в экономике («Эдикт о ценах»). Установление сословного строя. Колонат. Закрепощение колонов. Закрепление за людьми их профессии пожизненно и наследственно («кастовый строй»). Ориентализация государственного аппарата. Введение дворцового церемониала и придворных рангов. Борьба Константина за власть. Миланский эдикт - разрешение христианства. Реформы Константина. Укрепление системы домината. I Вселенский собор. Внутренняя борьба в церкви: ортодоксия и арианство. Основание Константинополя.


Лекция 16. Раннее христианство

Происхождение и развитие христианства. Проблема историчности Христа. «Первоначальное» и «раннее христианство». Состав и структура Нового завета. Раннее миссионерство. Первые общины христиан в провинциях. Гонения на христиан в III веке. Переход к епископальной организации церкви.


Лекция 17. Гибель империи

Доминат Констанция. Юлиан и его реставрация язычества. Государственная «языческая церковь». Поход Юлиана на Восток и его гибель. Римская империя во 2-й половине IV в. Гуннское нашествие 375 г. Переселение готов на территорию империи и битва при Адрианополе. Отношения между государством и церковью. Полная победа христианства и борьба с остатками язычества. Дело об «Алтаре Победы». Амвросий Медиоланский и формирование системы отношений между государством и церковью. Усиление роли варварских политиков на рубеже V в. Мятеж Гайны в Константинополе. Стилихон. Аларих. Падение Рима в 410 г. Деятельность «Отцов церкви»: Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Кризис власти на Западе в V в. Император Гонорий. Галла Плацидия. Гуннская угроза. Аэций и битва на Каталаунских полях - последняя победа римлян. Варвары-федераты и образование первых варварских королевств. Рицимер. Одоакр. Свержение последнего западного императора в 476 г. V век на Востоке: рождение Византии.

3.2 СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Основные проблемы истории Микенской Греции

Вопросы:

1. Греческие племена во II тыс. до н.э. и их расселение.

2. Взаимоотношения микенских греков и Крита. Влияние минойской цивилизации на древнейших греков.

3. Экономическая модель микенской Греции (по данным пилосского архива).

4. Политическая структура микенской Греции. Спарта. Пилос. Аргос. Микены.

5. Отражение микенской эпохи в греческой мифологии. Троянская война - миф и история.



Литература

Грейвз Р. Мифы древней Греции. - М., 1991.

Бартонек А. Златообильные Микены. - М., 1991.

Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). - М., 1961.

Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества. - М., 1978.

Блаватская Т.В. Ахейская Греция II тыс. до н.э. - М., 1966.

Блаватская Т.В. Греческое общество II тыс. до н.э. и его культура. - М., 1976.

Кравчук А. Троянская война - миф и история. - М., 1991.

Ленцман Я.М. Рабство в микенской и гомеровской Греции. - Л., 1963.

Андреев Ю.В. В ожидании «греческого чуда» (духовный мир микенского общества) //ВДИ. 1993. № 4.

Античная Греция. - М., 1983. - Т. I - Гл. I.

Методические указания

Изучение ахейской (микенской) Греции призвано сформировать у студентов представление об этом обществе как об особой локальной цивилизации со своим набором основных признаков-элементов. Необходимо обратить особое внимание на систему «дворец-округа», выявить характер экономических отношений, политической системы (на примере Пилосского царства), культурные особенности. Перед началом работы над темой необходимо охарактеризовать основные источники: Пилосский архив (линейное письмо «Б»), данные гомеровских поэм и археологии. Особое место занимает вопрос о причинах гибели Микенской цивилизации и ее отражении в греческой мифологии.


Тема 2. Греческое общество «темных веков» по поэмам Гомера

Вопросы:

1. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник

2. Гомеровский вопрос.

3. Экономический строй греческих племен:

а) земледелие гомеровских греков:


  • основные земледельческие культуры, агротехнические приемы, сельскохозяйственный инвентарь;

  • категории непосредственных производителей и их положение;

  • структура землевладения и землепользования.

б) ремесло;

в) торговля

5. Общественно-политический строй Греции:


  • роль народного собрания;

  • совет старейшин, его состав и функции;

  • басилеи, их положение и права;

  • характер и роль военной организации;

  • рабство по данным гомеровских поэм.

6. Предпосылки возникновения полисной организации.

Источники:

Гомер. Илиада.

Гомер. Одиссея.

Литература

Античная Греция. - М., 1983. - Т.I.- Гл. 2.

Андреев Ю. Раннегреческий полис. - Л., 1976.

Андреев Ю. К проблеме послемикенского регресса// ВДИ. 1985. № 3.

Андреев Ю. Об историзме гомеровского эпоса// ВДИ. 1984. № 4.

Лосев А.Ф. Гомер. - М., 1960 (переизд. 1996.)

Боузек Я. К истории Аттики XI-VIII вв. до н.э. // ВДИ. 1962. № 1.

Гордезиани Р. Проблемы гомеровского эпоса.- Тб., 1978.



Методические указания

Основными источниками при подготовке к занятиям являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». При изучении источников следует иметь в виду, что в них смешаны разновременные факты и события от XII до VIII вв. до н.э. При изучении экономического строя Греции по данным поэм следует обратить внимание на развитие основных отраслей хозяйства (земледелия, скотоводства, садоводства). При характеристике земледелия обязательно определить формы землевладения и землепользования, основные категории непосредственных производителей, орудия труда и способы обработки земли, выделить основные культуры. Рассматривая скотоводство, обратите внимание на породы скота и способы его содержания, отметьте соотношение земледелия и скотоводства. Говоря о садоводстве, свяжите характеристику основных культур с природными условиями Греции.

При характеристике общественных отнощений обратите особое внимание, на какой основе формировалась знать, какие противоречия возникали между знатью и народом и как они разрешались, отметьте противоречия между представителями знати. Изучая организацию власти, выделите органы родового строя и проследите, как они превращаются в аппарат принуждения. Говоря о рабстве, целесообразно сравнить его с рабством древневосточным, уже известным по законам Хаммурапи.
Тема 3: Великая греческая колонизация

Вопросы:

1. Причины колонизации: основные научные теории.

2. Основные направления колонизации.

3. Устройство колонии и ее отношения с метрополией.

4. Отношения греков и варваров в колониях.

Литература

Античная Греция. - М., 1983. - Т. I.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М., 1990.

Яйленко В.П. Греческая колонизация VII - III вв. до н.э. - М., 1982.

Андреев Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье // ВДИ 1996. № 1.

Методические указания

Основными источниками при подготовке к занятиям являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». При изучении источников следует иметь в виду, что в них смешаны разновременные факты и события от XII до VIII вв. до н.э. При изучении экономического строя Греции по данным поэм следует обратить внимание на развитие основных отраслей хозяйства (земледелия, скотоводства, садоводства). При характеристике земледелия обязательно определить формы землевладения и землепользования, основные категории непосредственных производителей, орудия труда и способы обработки земли, выделить основные культуры. Рассматривая скотоводство, обратите внимание на породы скота и способы его содержания, отметьте соотношение земледелия и скотоводства. Говоря о садоводстве, свяжите характеристику основных культур с природными условиями Греции.

При характеристике общественных отнощений обратите особое внимание, на какой основе формировалась знать, какие противоречия возникали между знатью и народом и как они разрешались, отметьте противоречия между представителями знати. Изучая организацию власти, выделите органы родового строя и проследите, как они превращаются в аппарат принуждения. Говоря о рабстве, целесообразно сравнить его с рабством древневосточным, уже известным по законам Хаммурапи.
Тема 4. Формирование полиса в Аттике

Вопросы:

1. Аттика в VIII-VII вв.: территория и население.

2. Социальная борьба в начале VI в. и реформы Солона:


  • сисахфия и закон о свободе завещаний;

  • тимократическая реформа;

  • организация управления.

3. Тирания Писистрата и ее социальная природа.

4. Реформы Клисфена и завершение формирования античной демократии:



  • новое территориальное деление Аттики;

  • организация государственного управления к началу V в. до н.э.

Источники:

Фукидид. История. - М.,1993. - Кн. 2.

Хрестоматия по истории Древней Греции. - М.,1964. - С.143-176.

Литература:

Античная Греция. - М., 1983. - Т. I.

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. - М., 1964.

Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в поздне-архаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1.

Колобова К.М. К вопросу и возникновении афинского государства// ВДИ. 1968. № 4.

Радциг С.И. Килонова смута в Афинах// ВДИ. 1964. № 3.

Скржинская М.В. Устная традиция о Писистрате// ВДИ 1969. № 4.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. - Л., 1988.



Методические указания

Возникновение государства в Афинах является «в высшей степени типичным примером образования государства». Особенно важно, что этот процесс происходил в значительной степени мирным путем, путем реформ. Для того, чтобы понять, почему народом Аттики был избран именно этот путь, необходимо ознакомиться с экономической и политической обстановкой в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. и найти объяснение тому феномену, что все слои общества оказались заинтересованными именно в реформах, а не в жестоком противостоянии друг другу. Отметить при этом роль личности Солона в подготовке и проведении реформ. При работе обратить внимание на последовательность проведения реформ и их значение. Полезно сравнить законы Солона о долговом рабстве с законодательством в странах Древнего Востока.

Рассматривая тиранию Писистрата, определить общий характер раннегреческой тирании как важнейшего этапа в становлении государственности, в переходе от аристократии к демократии. Какие новые признаки государства появились в Афинах при Писистрате и при Клисфене?
Тема 5. Религиозные культы греческих полисов

Вопросы:

1. Обожествление сил природы. Обожествление труда и человеческой жизни.

2. Боги в семье и в гражданской общине. Культ героев.

3. Греческий храм, его устройство и функции.

4. Оракул и их роль в истории Греции. Гадания. Жертвоприношения.

5. Тайные культы и мистерии.



Литература

Античная Греция. - М., 1983 - Т. 2. - Гл. 2.

Вересаев В.В. Аполлон и Дионис //Вересаев В.В. Живая жизнь. - М., 1991.

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима. - М., 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - М., 1995.

Грейвз Р. Мифы Древней Греции. - М., 1991.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. - Киев, 1993.

Иванов В. Дионис и прадионисийство. - СПб., 1994.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.

Фюстель-де-Куланж Н. Древняя гражданская община. - М., 1892.



Методические указания

При изучении данной темы у студентов должно быть сформировано общее представление о происхождении и структуре греческой олимпийской религии. Главные особенности этой религии заключались в том, что каждый полис имел свои собственные культы богов в конкретных ипостасях. Единый пантеон складывается лишь в эпоху эллинизма. Обратить внимание на взаимосвязь религии и культуры и на влияние греческих культов


Тема 6. Афины V в.до н.э.: демократия и империя

Вопросы:

1. Афинская демократия и ее органы:



  • народное собрание,

  • совет.

  • выборные должности.

2. Суд и судебный процесс.

3. Афинская империя и эксплуатация союзников.

4. Перикл и Клеон - два типа вождей демоса.

5. Афины и Пелопонесская война. Кризис демократии. Тирания 30- ти.



Источники:

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Перикл. Алкивиад. Никий). - М.,1993. - Тт.1-2.

Фукидид. История. - М.,1993.

Аристотель. Афинская полития (разл. изд.).

Античная демократия в свидетельствах современников. - М., 1996

Литература:

Арский Ф.В. Перикл. - М., 1971.

Кравчук А. Перикл и Аспазия. - М., 1990.

Нерсесянц В. Сократ. - М., 1996.

Сахненко Л.А. Демагог Клеон // ВДИ. 1991. № 4.

Доватур А.И. Рабство в Аттике VI - V вв. до н.э. - Л., 1980.

Суриков И.Е. Афинский ареопаг в I пол. V в. до н.э. //ВДИ.1995. № 1.

Шуллер В. Афинская демократия и Афинский морской союз //ВДИ. 1984. № 3.

Лурье С.Я. О «Тирании 30-ти» в Афинах //ВДИ.1940. № 2.

Андреев В.Н. Структура частного богатства в Афинах //ВДИ.1981. №3.

Античная Греция.- М., 1983. - Т. 1.

Методические указания

Главное внимание необходимо уделить механизму функционирования афинской демократии. Выяснить функции отдельных органов власти и магистратур. Проанализировав весь материал, установить принципы организации прямой демократии. Показать, почему расцвет демократии был расцветом полиса. Выяснить причину перерастания Афинами узких полисных рамок (в экономике и политике). Ответить на вопрос: почему расцвет полиса в Афинах сопровождался стремлением к созданию империи. Выявить механизм политических отношений в Афинской державе. Оценить всемирно-историческую роль «первой демократии Земли».


Тема 7. Кризис полиса и политическая борьба в Афинах IV в. До н.э.

Вопросы:

1. Экономическое развитие Афин в IV в. до н.э.

2. Социальные изменения в Афинах IV в. до н.э. Развитие рабства.

3. Проекты выхода из кризиса. Исократ и идея панэллинизма.

4. Политическая борьба в 40-30-е гг. IV в. до н.э. Основные группировки, их вожди и цели. Демосфен, Ликург, Гиперид, Эсхин.

Источники:

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Демосфен). - М.,1993. - Тт.1-2.

Демосфен. Речи. - М.,1994. - Тт. 1-3.

Андокид. Речи, или история святотатцев. - СПб., 1996.

Вестник Древней истории. 1962. № 1-4. (переводы речей основных политических деятелей).

Фролов Э.Д. Материалы по социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. - Л., 1965.



Литература:

Античная Греция. - М., 1983. - Т. 2.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. - М., 1995.

Андреев В.Н. Структура частного богатства в Афинах V-IV вв. до н.э.//ВДИ. 1981. № 3.

Чеченцев В.Н. Урожаи винограда и оливок в древней Аттике (VI-IV вв. до н.э.) //ВДИ. 1992. № 1.

Фролов Э.Д. Факел Прометея. Огни Диоскуров. - М., 1993.

Маринович Л.П. Греческое наёмничество IV в. до н.э. и кризис полиса. - М., 1975.

Фролов Э.Д. Коринфский конгресс 338/7 гг. и объединение Эллады //ВДИ. 1974. № 1.



Методические указания

В продолжение предыдущей темы необходимо главное внимание уделить рассмотрению экономических процессов в наиболее развитых полисах Греции IV в. до н.э. Показать процесс развития товарно-денежных отношений и классического рабства. Отразить борьбу сильнейших полисов за гегемонию и указать основные причины невозможности объединения Греции силами одного полиса. В заключение должен быть сделан обоснованный вывод о том, что кризис полиса - это кризис роста, а не упадка (или другой вывод).


Тема 8. Эллинистические государства IIII вв. до н.э.

Вопросы:

1. Эллинизм в экономике: развитие рабства, ремесла и торговли.

2. Эллинизм в политике: полис в составе территориальных держав.

3. Эллинизм в культуре: греко-восточный синтез.

4. Государство Птолемеев.

5. Государство Селевкидов.

6. Федеративная Эллада: Ахейский и Этолийский союзы.

Источники:

Полибий. Всеобщая история (в 3-х тт.) - СПб.,1994-1996.



Литература:

Дройзен И.Г. История эллинизма. - Тт.1-3. - СПб.,1997.

Эллинизм: экономика, политика, культура. - М., 1990.

Эллинизм: восток и запад. - М.,1992.

Левек П. Эллинистический мир. - М.,1989.

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. -М.,1949.

Бикерман Э. Государство Селевкидов. - М.,1985.

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. - М.,1982.

Сизов С.К. Ахейский союз. - М.,1989.

Методические указания

В начале занятия необходимо дать все основные определения понятия «эллинизм» и проследить его проявление в экономике, политике и культуре. После этого общего обзора следует проделать ту же работу в отношении конкретных эллинистических государств - Египта, Сирии и т.д. Особое внимание обратить на то, что полис в эпоху эллинизма остался «элементарной частицей» цивилизации внутри крупных территориальных государств. Ответить на вопрос: в каких эллинистических государствах не было греко-восточного культурного синтеза. Обратить внимание на главные отличия федеративных союзов в Греции эпохи эллинизма и союзов классического времени.


Тема 9. Римское государство эпохи ранней республики

Вопросы:

1. Законы XII таблиц - памятник архаического права.

2. Борьба патрициев и плебеев в V-IV вв. до н.э.

3. Народное собрание (комиции). Сенат. Магистратуры. Войско.

4. Римские моральные ценности.

Источники:

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Ромул. Кориолан. Попликола). - М.,1993. - Тт.1-2.

Тит Ливий. История Рима от основания Города (кн. I - X). - М.,1989. - Т.1.

Законы XII таблиц. - М.,1995.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987.

Литература:

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.,1995.

Моммзен Т. История Рима. - Т. I. - СПб.,1994.

Маяк И.Л. Римляне ранней Республики. - М.,1995.

Токмаков В.Б. Римский сенат и центуриатная военная организация в период Ранней Республики (V - IV вв. до н.э.) //ВДИ. 1994. № 2.

Токмаков В.Н. Структура и боевое построение римского войска Ранней Республики // ВДИ. 1995. № 4.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Культура Древнего Рима. М., 1985. Тт. 1-2.

Санчурский Н.А. Римские древности. - М.,1995.
Методические указания

При подготовке ответа на 1-й вопрос следует обратиться к учебнику и соответствующим разделам рекомендованной литературы, с тем чтобы составить представление об исторической обстановке в Риме в середине V в. до н.э., выделив здесь проблему патрициев и плебеев. Для освещения данной проблемы, а также вопроса о создании законов, надо изучить материал источников, приведенных к теме I «Хрестоматии», и отрывок из Дигест, помещенный после текста законов. Давая источниковедческую характеристику законов, необходимо разобраться в их структуре, учесть фрагментированность данного памятника и архаичность содержащихся в нем норм. В изложении каждого отдельного вопроса темы следует привлекать материалы из разных разделов памятника, анализируя их в логической последовательности. Задача - выявить сложный состав римской общины, своеобразие социальных отношений, сочетающих


Тема 10. Римская религия и ее эволюция

Вопросы:

1. Обожествление природы и человеческих занятий.

2. Римская фамилия и культ предков.

3. Жрецы и жреческие коллегии.

4. Римский императорский культ.

Литература

Фюстель-де-Куланж Н.Д. Древняя гражданская община. - М.,1892.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.,1995.

Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - СПб., 1995.

Штаерман Е.М. Человек и космос в мире Рима // ВДИ. 1992. № 3.

Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме //ВДИ. 1994. № 3.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.,1987.

Абрамзон М.Г. Монеты как средство официальной пропаганды Римской империи. - М.,1995.

Культура Древнего Рима. - М.,1985. - Тт. 1-2.

Методические указания

Данная тема посвящена установлению специфических черт римской религии, жреческих коллегий и их функций. Необходимо рассмотреть процесс эллинизации римской религии и оформления римского пантеона. Обрядность и ритуал - главное содержание римских культов. Рассмотреть влияние религии на частную и общественную жизнь римлян. Каковы главные отличия римской религии от религии греков ?


Тема 11 Римское классическое рабство III вв. до н.э.

Вопросы:

1. Источники развития рабства во II в. до н.э. Разорение крестьян.

2. Римская рабовладельческая вилла по Катону:


  • труд и содержание рабов, система эксплуатации;

  • обязанности вилика;

  • соотношение свободного и рабского труда в хозяйстве.

3. Основные агрокультуры катоновской виллы.

4. Рабовладельческая вилла и рынок. Доходность рабского труда.

5. Эволюция рабовладельческого хозяйства к I веку н.э.

Источники:

Катон. Земледелие. - М.,1997.



Литература:

Сергеенко М.Е. Ученые земледельцы Древней Италии. - М.,1970 (Катон, Варрон, Плиний, Коллумела).

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1987.

Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье. - М.,1975.

Кузищин В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии. - М.,1976.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. - М.,1990.

Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству Древней Италии. – М.-Л.,1958.

Сергеенко М.Е. Вилик // ВДИ. 1956. № 4.

Сергеенко М.Е. Ремесленники Древнего Рима. - Л., 1968.

Лесков С.А. Спартак. - Р.-н-Д.,1997.

Валлон А. История рабства в античном мире. - М., 1941.

Методические указания

Основное внимание на занятии должно быть уделено тщательному разбору трактата Катона, данные которого позволяют всесторонне представить жизнь среднего рабовладельческого поместья. Вторая задача заключается в выявлении тех изменений, что произошли в сельском хозяйстве Италии к I в. н.э. (по данным Варрона, Плиния, Коллумелы). Рассматривая второй вопрос плана, необходимо сопоставить оценки земледельческого труда и сельского образа жизни, даваемые Катоном, Плинием и Колумеллой, обратив внимание как на различие в походах авторов к трактовке темы, так и на устойчивость традиционного отношения римлян в сельскому хозяйству, как к моральной, социальной и экономической основе общества. При ответе на пятый вопрос проанализируйте взгляды Колумеллы и Плиния на причины кризисных явлений в сельском хозяйстве Италии. В рамках данной темы могут быть подготовлены доклады об особенностях классического рабовладения и проблеме производительности рабского труда.


Тема 12. Борьба оптиматов и популяров

Вопросы:

1.Разорение крестьян и развитие рабства - причины реформ Гракхов. Тиберий Гракх и его деятельность.

2. Гай Гракх и его реформы.

3. Политическая борьба на рубеже II-I вв. до н.э. Оптиматы и популяры. Марий и Сулла. Военная реформа Гая Мария.

4. Союзническая война.

5. Диктатура Суллы.



Источники:

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Тиберий и Гай Гракхи. Марий. Сулла). - М.,1993. - Тт.1-2.

Аппиан. Гражданские войны. - М.,1994.

Саллюстий. Югуртинская война. - М.,1989.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987.

Литература:

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. - М.,1985.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М.,1969.

Утченко С.Л. Кризис и падение Римской Республики. - М.,1965.

Утченко С.Л. Римская армия в I в. до н.э. //ВДИ. 1962. № 4.

Моммзен Т. История Рима. - Т. 2. - СПб., 1994.

Ферреро Г. Величие и падение Рима. - СПб.,1997. - Т. 1.

Методические указания

Задачей второго занятия является изучение конкретного содержания и цели реформ братьев Гракхов. При изучении вопросов темы необходимо критически сопоставить данные источников, выявив различия авторов в освещении гракховского движения и степень достоверности отдельных свидетельств (в частности, о господстве во II в. до н.э. крупного землевладения). Следует выяснить, на какие слои населения опирались Гракхи, какими методами они проводили преобразования. При характеристике реформ Гая Гракха важно не только проследить, в чем Гай пошел дальше своего брата, но также показать взаимосвязь между различными направлениями и элементами его деятельности. Оценивая значение реформаторского движения, нужно определить его влияние на дальнейшее развитие социально-политической ситуации в Риме, выяснить судьбу отдельных законов в последующие десятилетия. Далее следует показать обострение политической борьбы и цели оптиматов и популяров. Какую роль в развитии римской революции сыграла диктатура Суллы?


Тема 13. Борьба за власть и диктатура Цезаря.

Вопросы:

1. Политическая ситуация в Риме в 60-50-е гг. I в. до н.э.

2. Помпей и Цезарь. I триумвират.

3. Завоевание Галлии Цезарем.

4. Захват Цезарем власти в Риме. Гражданская война 49-46 гг. до н.э.

5. Диктатура Цезаря. Характер его власти. Реформы Цезаря.



Источники:

Цицерон. Речи. - Тт.1-2. - М.,1993 (Против Верреса. Против Катилины).

Письма Цицерона. - Тт. 1, 2. - М., 1994.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Цицерон. Помпей. Цезарь). - М.,1993. - Тт.1-2.

Цезарь. Записки о Галльской войне. Записки о Гражданской войне. - М.,1993.

Аппиан. Гражданские войны. - М.,1994.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987. - С.150-164.

Литература

Буассье Г. Цицерон и его друзья. - СПб.,1993.

Грималь П. Цицерон. - М.,1991.

Дуров В.С. Юлий Цезарь: человек и писатель. -Л., 1990.

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. - М.,1985.

Моммзен Т. История Рима. - СПб.,1995. - Т. 3.

Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. - М.,1965.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. - М.,1986.

Утченко С.Л. Юлий Цезарь. - М.,1975.

Методические указания

Целью занятия является выяснение исторического места диктатуры Цезаря в переходе Рима от республики к монархии. Прежде, чем перейти к изучению вопросов темы по источникам, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника и литературой, чтобы иметь четкие представления о ходе событий, приведших к установлению диктатуры Цезаря и последующему ее свержению. При подготовке ответов на первые два вопроса следует учитывать определенную тенденциозность и разрозненность свидетельств источников и специально продумать последовательность и логику изложения отдельных фактов. Оценку личности Цезаря в античной и современной историографии целесообразно рассмотреть в докладах и сообщениях студентов. Итогом занятия должно стать обсуждение вопроса о причинах краха попытки Цезаря утвердить в Риме единоличное правление, и о причинах успеха Октавиана. Можно ли считать диктатуру Цезаря победой «демократической революции»? Покажите оппозиционную деятельность сенатской оппозиции на примере Цицерона.


Тема 14. Установление принципата

Вопросы:

1. Последний этап гражданских войн: Антоний и Октавиан.

2. Характер власти Октавиана Августа. Республиканские и монархические органы власти.

3. Рождение официальной идеологии и императорского культа.

4. Личность императора. Роль семьи и окружения. Проблема передачи власти.

Источники:

Аппиан. Гражданские войны. - М.,1994.

Письма Цицерона. - Т. 3. - М.,1994.

Цицерон. Речи. - М.,1993. - Т.2 (Филиппики против Антония).

Деяния Божественного Августа // Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987.

Светоний. Жизнь XII Цезарей. - М.,1993.

Тацит. Анналы. - М.,1993.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987. - С.165-189.



Литература:

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. - М.,1985.

Машкин Н.А. Принципат Августа. - М.,1949.

Шифман И.Ш. Цезарь Август. - М.,1990.

Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. - Т.2. - Р.-н-Д.,1995. - С.4-188.

Методические указания

Отправным пунктом для самостоятельного анализа источников должно служить знание основных точек зрения на принципат как своеобразную государственно-политическую систему и режим власти. Поэтому изучение темы целесообразно начать с доклада, посвященного концепциям принципата. Рассмотрение вопросов темы требует параллельного использования данных «Деяний Божественного Августа» и трудов Светония и Тацита; при этом следует отметить, о каких событиях и моментах своего правления Август умалчивает, в чем он сам видит основы и смысл своей власти. При освещении второго вопроса нужно выяснить, на каких магистратурах и полномочиях базировалась власть принцепса, какие республиканские институты при этом сохранялись и какие возникли новые элементы. Важно также учесть религиозные и идеологические компоненты в оформлении власти Августа. Отвечая на третий вопрос, следует сравнить систему государственного управления республиканского и императорского времени. Говоря о социальной политике Августа, определите, какие слои населения служили опорой императорской власти.


Тема 15. Римская провинция и ее провинции в I-II вв.

Вопросы:

1. Достижение компромисса между ветвями власти. «Золотой век» империи при Антонинах.

2. Римские провинции в I-II вв. Процесс романизации Запада и его историческое значение.

3. «Греческое Возрождение» II в. в восточных провинциях.

4. Повседневная жизнь в Риме и провинциях в эпоху империи.

5. Полис-муниципий в политической системе империи. Помпеи и их памятники.



Источники:

Светоний. Жизнь XII Цезарей. - М.,1994.

Тацит. Анналы. История. - М.,1993.

Властелины Рима. - М.,1992.

Петроний. Сатирикон. - М.,1990.

Марциал. Эпиграммы. - СПб.,1996.

Ювенал. Сатиры. - СПб.,1994.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987. - С.189-313.



Литература:

Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. - М.,1982.

Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. - М.,1986.

Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. - М.-Л., 1964.

Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. - М.-Л.,1966.

Сергеенко М.Е. Помпеи. - М.-Л.,1949.

Моммзен Т. История Рима. - Т. 5. - СПб,1995.

Кудрявцев О.В. Эллинские провинции Балканского п-ва во II в. н.э. - М.,1954.

Шифман И.Ш. Сирийское общество эпохи принципата. - М.,1985.

Голубцова Е.С. Малая Азия в I-III вв. - М.,1977.

Федорова Е.В. Люди императорского Рима. - М.,1990.

Методические указания

Главное содержание данной темы - процесс романизации римских провинций. Государственное устройство империи опиралось на самоуправление провинциальных общин. Выяснить специфику положения отдельных провинций, отличия западных и восточных провинций. В ходе работы необходимо обосновать вывод об унификации и нивелировании уровня развития отдельных провинций в I-II вв.


Тема 16. Поздняя Римская империя

Вопросы:

1. Анархия III в. и победа Диолектиана.

2. Реформы Диолектиана - Константина и установление домината.

3. Колонат и магнаты.

4. Государство и церковь в IV-V вв. Юлиан Отступник.

5. Вторжения варваров в IV-V вв.

6. Кризис власти на Западе в V в. Падение Западной империи.

Источники:

Аммиан Марцеллин. История. - СПб.,1994.

Олимпиодор. История // Византийский временник. Т. 11. - М.,1956.

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Война с готами. - М.,1994.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.,1987. - С.387-420.

Литература

Коптев А.В. Формирование крепостного права в Поздней Римской империи // ВДИ. 1994. № 4.

Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. - М., 1992.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Падение Западной Римской империи и возникновение германских королевств. - М., 1984.

Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV-V вв. - М., 1961.

Глушанин Е.П. Военные реформы Диоклетиана и Константина // ВДИ. 1987. № 2.

Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. - Л., 1991.

Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. - М., 1957.

Казаков М.М. Рим на пути от язычества к христианству. Алтарь Победы //ВДИ. 1995. № 4.

Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. - М.,1990.

Стучевский И.П. Аттила //ВИ. 1968. № 4.

Федорова Е.В. Люди императорского Рима. - М., 1990.



Методические указания

Выявить специфические черты политического режима домината, роль варваров в истории Поздней империи, показать формирование новой христианской идеологии. Определить суть основных процессов, происходивших в экономике (натурализация, оформление крепостной зависимости колонов и т.д.). Установить отличия в исторической эволюции западных и восточных провинций. Остановиться на проблеме сохранения и передачи античного культурного наследия.


4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
4.1 Научная литература по истории античности

Цель данного раздела - привить студентам первичные навыки работы с научной литературой по специальности (в данном случае - по истории древнего мира). Студент должен выбрать одну книгу их списка рекомендованной литературы, ознакомиться с ее содержанием, определить круг рассматриваемых в ней научных проблем, сделать краткий конспект.

Ответ производится в устной форме с использованием конспекта. Студент должен определить тип выбранной книги (научная или научно-популярная, монография или сборник), изложить основную проблематику издания, оценить его вклад в разработку того или иного вопроса. Преподаватель задает дополнительные вопросы по содержанию.

Список монографий по истории древней Греции

Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л., 1976

Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998.

Бартошек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.

Блаватская Т. В. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. М., 1966.

Блаватская Т. В. Греческое общество II тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976.

Гиндин Л. А., Цимбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.

Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. Л., 1975.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985.

Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918.

Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Пг., 1922 (перееизд.: Томск, 1996).

Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964.

Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М., 1961.

Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

Корзун М. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444-425 гг. до н. э. Минск, 1975.

Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1979.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М.-Л., 1957.

Маринович Л. П. Александр и греки. М., 1984.

Маринович Л. П. Греческое наёмничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М., 1975.

Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950.

Тарн. В. В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949.

Фролов Э. Д. Греческие тираны (IV в. до н. э.). Л., 1972.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Фролов Э. Д. Сицилийская держава Дионисия (IV в. до н. э.). Л., 1979.

Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1991.

Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999.

Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984.

Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.

Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984.

Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

Яйленко В. П. Греческая колонизация VII-III вв. до н. э. М., 1982.



Список монографий по истории Рима

Буассье Г. Оппозиция при Цезарях// Сочинения Гастона Буассье/ Пер. с фр. Т. II. СПб., 1993.

Буассье Г. Падение язычества// Сочинения Гастона Буассье/ Пер. с фр. Т. V. СПб., 1998.

Буассье Г. Цицерон и его друзья// Сочинения Гастона Буассье/ Пер. с фр. Т. I. СПб., 1993.

Грант М. Крушение Римской империи/ Пер. с англ. М., 1998.

Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М., 1981.

Кораблёв И. Ш. Ганнибал. М., 1976 (2е изд., 1981).

Кузищин В. И. Римское рабовладельческое поместье. М., 1973.

Ленцман Я. Л. Происхождение христианства. М., 1958.

Лившиц Т. М. Социально-политическая борьба в Риме в 60ых гг. I в. до н. э. и заговор Катилины. Минск, 1960.

Маяк И. Л. Рим первых царей. М., 1983.

Мишулин А. В. Спартаковское восстание. М., 1936.

Немировский А. И. история раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.

Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М., 1983.

Нечай Ф. М. Рим и италики. Минск, 1963.

Ревяко К. А. Пунические войны. Минск, 1963.

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М-Л., 1964.

Трухина Н. Н. Политика и политики золотого века Римской республики (II в. до н. э.). М., 1986.

Утченко С. Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972 (2е изд., 1986).

Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976 (2е изд., 1984).

Ферреро Г. Юлий Цезарь/ Пер. с ит. Ростов-на-Дону, 1996.

Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986.

Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990.

Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957.

Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
4.2 Демонстрационные варианты тестовых заданий
ТЕСТ № 1. Древняя Греция.

1. Какие из названных ниже имен - негреческие:

- Александр,

- Виктор,

- Николай,

- Фемистокл,

- Еврипид.

2. Какой из указанных городов расположен вне пределов материковой Греции:

- Спарта,

- Коринф,

- Стагира,

- Эфес,


- Пилос.

3. Какой из греческих поэтов жил позже из всех перечисленных:

- Архилох,

- Феокрит,

- Анакреонт,

- Каллин,

- Тиртей.

4. Кто из афинских политиков был вождем радикальной демократии:

- Солон,

- Перикл,

- Клисфен,

- Алкивиад,

- Клеон.

5. Каких продуктов питания не было в Афинах V в. до н.э.:

- хлеб,

- вино,


- смоквы,

- оливки,

- чай.

6. В афинском календаре был использован счет лет по эре:



- от основания Афин,

- от Тезея,

- от первых Олимпийских игр,

- по годам правления царей,

- по архонтам-эпонимам.

7. Почему победа Спарты в Пелопоннесской войне не привела к объединению Эллады:

- против были персы,

- Спарте не хватило сил,

- Спарта сама не хотела этого,

- восстали покоренные города,

- Грецию завоевала Македония.

ТЕСТ № 2. Древний Рим.


  1. Кто из политических деятелей середины I в. до н.э. был вождем демократии (популяров):

- Катон,

- Цицерон,

- Помпей,

- Цезарь,

- Клодий.


  1. Какой император совершил последние завоевания в истории Рима:

- Адриан,

- Марк Аврелий,

- Траян,

- Нерон,


- Юлиан.

  1. Какой император разрешил христианам легально исповедовать свою религию:

- Марк Аврелий,

- Константин,

- Констанций,

- Юлиан,


- Август.

  1. Какое из германских племен взяло Рим в 410 г.:

- вандалы,

- бургунды,



- готы,

- свевы,


- гепиды.
4.3 Демонстрационные варианты письменных контрольных работ
Работы проводятся в рамках семинарских занятий после изучения соответствующих тем в лекционном курсе. Для каждого вопроса указывается время, отводимое на ответ. Студент не записывает вопрос, а сразу дает ответ, указывая лишь свою фамилию и номер вопроса. По итогам работ выставляется дифференцированная оценка.

Тема: АХЕЙСКАЯ ГРЕЦИЯ

  1. Даты микенского (Ахейского) периода – 20 сек.

  2. Племена, населявшие Крит – 30 сек.

  3. Кто такой Минос – 30 сек.

  4. Как называлась письменность в Ахейской Греции – 20 сек.

  5. Когда была Троянская война – 20 сек.

  6. Что представляли собой административные центры Критского государства – 20 сек.

  7. Наиболее характерная черта искусства критян – 30 сек.

  8. Основные божества олимпийской религии – 1 мин.

  9. Когда возникает алфавитная письменность - 20 сек.

  10. Что такое мифы – 1 мин.

  11. Назовите имена археологов, которым обязана своим открытием крито-микенская культура – 30 сек.

  12. Почему история Крита называется минойской эпохой – 20 сек.

  13. Что означает «нить Ариадны» – 30 сек.

  14. Кто дешифровал линейное письмо Б – 30 сек.

  15. Назовите основных героев Троянской войны – 1 мин.

  16. Назовите дату (время начала) дорийского вторжения - 20 сек.

  17. Из скольких букв состоял греческий алфавит - 20 сек.

  18. Какие крито-микенские государства в Греции вы знаете – 1 мин.

  19. Назовите наиболее характерный жанр критского искусства – 20 сек.

  20. Что представляли собой микенские государства – 30 сек.



следующая страница >>