Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Решением Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность... 1 106.82kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)
Специальность– 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества является важнейшим разделом всеобщей истории, в рамках которого изучается зарождение человека как уникального социобиологического вида, становление, расцвет и разложение первобытной родовой общины, а также начальные шаги на пути создания первых государственных образований.

Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях становления человека как биологического вида, его хозяйственной деятельности и о первых социальных организациях.

Задачи курса:

- ознакомить с основными научными теориями по различным аспектам становления и развития человека как уникального социобиологического вида;

- дать основные сведения о движущих силах и этапах антропогенеза в раннем и среднем палеолите;

- сформировать представления о зарождении, развитии и упадке первобытной родовой общины;

- дать основные сведения о причинах, предпосылках и последствиях перехода человечества к производящему хозяйству;

- изучить причины, предпосылки и основные тенденции разложения первобытного общества, а также особенности раннегосударственных образований;

- дать общее представление о религиозных взглядах человека первобытного общества;

- обеспечить овладение первичными навыками научно- исследовательской работы;

- научить правильно использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику;

Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий, основными признаками которых являются:

постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, требующее открытости и способности работать вместе, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, постоянная рефлексия студентов и преподавателя, диалоговая позиция.

Учебный курс «История первобытного общества» разработан на основе классических и новейших исследований историков и антропологов и с учетом перечня имеющихся в библиотечном фонде учебнометодической и научной литературы.



В основу изложения курса положены следующие идеи

- антропогенез и социогенез первобытного человека проходил при воздействии нескольких разноплановых и разновекторных фактров экологического, биологического и социального характера;

- появление в позднем палеолите стратифицированного общества, а в неолите – производящего хозяйства, стало итогом всего предыдущего развития экономической, социальной и культурной жизни;

- в период истории первобытного общества были заложены многие основы культуры современной цивилизации.



Место дисциплины в учебном процессе

История первобытного общества является первой частью курса «Всеобщая история. История мировых цивилизаций». Курс органично связан с курсами «Археология»,

«История мировой и отечественной культуры», «Этнология», «История мировых религий», «История исторической науки», «История России (разделы по истории первобытного общества и образованию раннего государства)».

Дисциплина преподается на 1 курсе, в течение 1 семестра на очно-заочном отделении. Формой отчетности является экзамен.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.




1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ II

Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека




6

4




2




Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза




4

2




2




Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине




2

2










Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов




4

2




2




Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества




2







2




Тема 6. Первые протогосударства на территории Востока



















Тема 7. Культура первобытного общества




2







2




Тема 8. Первобытное общество и цивилизация






















Итоговый контроль

Экзамен




Всего

266

20

10




10

196

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание ГОС учебной дисциплины «Всеобщая история. (История мировых цивилизаций)»

Понятие “первобытное общество”; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.

Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.
3.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение в историю первобытного общества. Ближайшие предки человека

Аудиторное изучение:

Предмет истории первобытного общества. Понятие «первобытное общество». Дискуссия в современной зарубежной и отечественной науке о месте первобытного общества в истории человека: взгляд отечественных и зарубежных исследователей. Современный «научный креационизм» и взгляд его представителей на первобытное общество.

Хронологические рамки истории первобытного общества; проблема определения нижней границы. Периодизация археологическая, геологическая, антропологическая, общая (историческая). Понятие исторического источника, их классификация применительно к истории первобытного общества; естественнонаучные источники и основные методы датировки. Абсолютная и относительная датировки.

Историография первобытной истории. Этнологические наблюдения в эпоху древности и средневековья. Великие географические открытия и их влияние на расширение знаний о первобытных народах. Концепции Монтеня, Лафито, Толанда, Монтескьё, Фергюссона.

Обобщение конкретных знаний о первобытном обществе в XIX в. Теория Чарлза Дарвина. Исследование родовой организации Льюисом Морганом. История первобытного общества в марксистской концепции. Развитие истории первобытного общества в XX веке.

Самостоятельное изучение

Теоретико-философский и научно-конкретный (антропологический) подходы в определении критериев человека. Место человека в животном мире. Движущие силы процесса антропогенеза. Дриопитековые обезьяны. Становление и морфологические особенности различных групп австралопитековых. Место презинджантропа в антропогенезе. Орудийная (производственная) и праорудийная деятельность. Форма объединения предлюдей.


Тема 2. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза

Аудиторное изучение:

Место архантропов и палеоантропов в процессе антропогенеза. Время бытования, ареал расселения и морфологические особенности питекантропов, синантропов и неандертальцев. Палеоантропологические находки. Гейдельбергский человек и его место в антропогенезе.

Важнейшие стоянки в зарубежье и на территории России. Улалинская стоянка и стоянка Карам Горного Алтая. Орудийная деятельность и хозяйственная жизнь архантропов и палеоантропов. Дискуссия о времени появления членораздельной речи. Зарождение религиозных представлений у неандертальцев. Праобщина (первобытное человеческое стадо) как первая форма социальной организации. Хронологические границы и характеристика праобщины. Роль охоты в развитии праобщины. Половые отношения в праобщине. Борьба биологического и социального в человеке. Локальные группы неандертальцев и неандертальская проблема. Проблема датировки и места появления человека современного вида; археологические находки в Африке нач. XXI в.
Тема 3. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине

Аудиторное изучение:

Причины и предпосылки возникновения, этапы развития общинно-родового строя. Причины и суть матриархата (материнского счета родства). Развитие производительных сил и хозяйственная жизнь на этапах архаического хозяйства без применения лука и охотничье-собирательского хозяйства с применением лука. Изменение природных условий в мезолите и совершенствование хозяйственно-орудийной деятельности. Расширение среды обитания человека и образование рас. Заселение Америки. Формирование родо-племенной организации и этапы развития семейно-брачных отношений в раннеродовой общине. Организация власти, социальные нормы. Половозрастная организация; обряды инициации. Коллективная и личная собственность в общине, реципрокный обмен.


Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов

Аудиторное изучение:

Характерные черты позднеродовой общины. Основные технические достижения эпохи неолита. Причины, предпосылки и последствия перехода человека к производящему хозяйству. Проблема времени и места возникновения производящего хозяйства. Теория очагового становления производящего хозяйства Н.И. Вавилова. Зона «плодородного полумесяца» Р. Брейдвуда. Микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия.

Ранние земледельческие культуры в Передней Азии. Природноклиматические условия региона. Эволюция натуфийской культуры; культура Иерихона. Джармо. Хассунская, самаррская и халафская культуры. Ранние земледельческие культуры в северо-восточной Африке (Нагада I, Нагада II, Буто-Маади).

Этапы развития и формы земледелия и животноводства. Возрастание роли женщины на этапе мотыжного земледелия. Причины и предпосылки перехода от мотыжного к пашенному земледелию; особенности перехода в отдельных регионах. Первое и второе общественные разделения труда: причины, технические и экологические предпосылки и последствия.


Тема 5. Предпосылки и начальный этап разложения первобытного общества

Аудиторное изучение:

Изменения в семейно-брачных отношениях в позднем неолите и становление большой патриархальной семьи. Компромиссно-переходные формы брака и поселения супругов.

Экономические предпосылки разложения первобытного общества. Открытие металлургии. Противоречия между общинными нормами и частнособственнической психологией. Престижная экономика. Потлач. Дифференциация общинников. Причины и процесс становления первобытной соседской общины. Формы межобщинной и внутриобщинной эксплуатации. Условия зарождения и черты патриархального рабства. Переход к сный, аристократический и плутократический варианты политогенеза.

Самостоятельное изучение

Военно-иерархическая форма организации власти и вождество. Черты военной демократии. Значение мужских тайных союзов в социальной дифференциации.


Тема 6. Первые протогосударства на территории Востока

Самостоятельное изучение

Основные особенности ранних государств. Дискуссия по вопросу сущности раннего государства. Социальная структура протогосударств Востока. Афразийская и индоевропейская языковые семьи: их происхождение и расселение по территории древнего Востока. Ранние государственные образования на территории Восточного Средиземноморья. Эбла, Сидон и Угарит. Первые протогосударства (культуры бронзы) на территории Китая: Яншао, Эрлитоу, Саньсиндуй. Возникновение, расцвет и упадок Индской (Хараппской) цивилизации; история открытия и изучения, дискуссия по вопросу о причинах ее гибели.


Тема 7. Культура первобытного общества

Аудиторное изучение:

Истоки религиозных представлений у неандертальцев. Погребение в Тешик-Таш как доказательство наличия у неандертальцев солнечного культа. Религиозные представления в раннепервобытной общине.

Рациональное и эмоциональное миропонимание. Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия как ранние виды религиозных представлений. Культовая практика. Религиозные представления в позднепервобытной общине. Влияние производящего хозяйства на религию. Изменения в тотемизме. Аграрные культы, культ предков. Эротические обряды, жертвоприношения. Религия на этапе разложения первобытного общества. Влияние патриархата на религию. Культ племенных вождей. Появление жречества. Возникновение пантеонов богов.

Самостоятельное изучение

Рост полезных знаний в первобытном обществе. Познания в медицине, биологии, астрономии, математике. Генеалогистика. Начатки исторических знаний в позднеродовом обществе; история и мифология. Основные виды искусств в первобытном обществе. Наскальные рельефы и росписи в среднем палеолите и мезолите: трансформация стилей. Скульптура малых форм. Возникновение монументальной архитектуры; мегалитические сооружения. Прикладное искусство.


Тема 8. Первобытное общество и цивилизация

Самостоятельное изучение

Неравномерность всемирно-исторического процесса. Типы первобытной периферии и ее контактов с цивилизациями. Первобытное общество на основных этапах мировой истории. Первобытное общество в современном мире. Остаточные структуры и общности. Две формы остаточных явлений. Остаточные нормы и представления. Роль остатков первобытности в наше время.



3.3 Лекционный курс
Тема 1. Введение в историю первобытного общества
Тема 2. Ближайшие предки человека
Тема 3. Архантропы и палеоантропы: их трудовая деятельность и общественная организация. Завершение антропогенеза
Тема 4. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в раннеродовой общине
Тема 5. Хозяйственная деятельность и общественные отношения в позднеродовой общине земледельцев-скотоводов

3.4 Содержание семинарских занятий


Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Занятие 1. Тема: Источники по истории первобытного общества. Естественнонаучные способы датировки

1. Понятие исторического источника. Деление исторического источника по типам, родам и видам.

2. Исторические источники: их значение в реконструкции первобытного общества, их ограниченность.

а) археологические источники;

б) этнологические источники;

в) антропологические источники;

3. Естественнонаучные способы датировки.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999. – 318 с.

2. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропогенеза / В.П. Алексеев [и др.]; отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.:Наука, 1983.

3. Источниковедение истории древнего Востока. – М.: , 1984.

4. Ламберт, Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. – Л.: Наука,1991.

Методические рекомендации

Целью семинарского занятия является первичное ознакомление с содержанием понятия «исторический источник», а также с комплексом исторических источников по первобытному обществу. Поскольку на этом занятии студенты получают первый опыт самостоятельной работы и публичного выступления, предлагаемая тема относительно проста и не требует использования документального материала.

Готовясь к первому вопросу важно понять, в каком соотношении находятся между собой исторический источник, исследуемый объект и исследователь. Рекомендуется привести различные трактовки понятия «исторический источник» и различные варианты деления их по типам, родам и видам. Выясните, в чем заключается специфика исторических источников по истории первобытного общества, почему в их число мы можем включить не только артефакты, но и экофакты. Обратите внимание на тесную связь между различными типами источников и на условный характер их размежевания; приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения. Рассказ по пунктам второго вопроса может строиться по одному плану. Рекомендуется дать определение археологическим, этнографическим, либо антропологическим источникам и привести соответствующие примеры, сообщить, какие аспекты жизни первобытного человека и какие общества (синполитейные или апополитейные) они позволяют исследовать. Безусловно, ни один из типов источников, взятый в отдельности, не дает нам информацию в полном объеме; необходимо использовать их в комплексе. Выясните, в чем ограниченность каждого из этих типов источников и как они дополняют друг друга. Рассматривая этнографические источники нужно иметь в виду, что современные «отсталые» племена с традиционной культурой нельзя полностью отождествлять с первобытными народами Европы и Азии. Анализируя полученные сведения по антропологическим источникам, подумайте, по каким признакам мы можем изучать морфологию первобытного человека, объем его мозга, рацион питания, способность к ортоградности, и проч. При ответе необходимо активно использовать специальные исторические термины и делать адресные ссылки на источник информации – с указанием автора и названия издания.
Занятия 2. Тема: Антропогенез в раннем и среднем палеолите.

1. Движущие силы процесса антропогенеза.

2. Палеоантропологические находки австралопитеков. Место австралопитеков в эволюции человека. Homo habilis.

3. Морфологические особенности архантропов. История открытия и изучения.

а) питекантропы;

б) синантропы;

4. Морфологические особенности палеоантропов. История изучения.

5. Неандертальская проблема. Проблема места и времени появления человека современного вида.

Сообщения

1. Стоянки палеоантропов на территории Южной Сибири.

2. Наскальная живопись и зачатки религиозных представлений у неандертальцев
Рекомендуемая литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999.

2. Алексеев, В.П. Историческая антропология и этногенез / В.П.Алексеев. – М., 1989.

3. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак. – М.: Наука, 1980.

4. Вишняцкий, Л.Б. История одной случайности или происхождение человека / Л.Б. Вишняцкий. – Фрязино: «Век 2», 2005.

5. Вишняцкий, Л.Б. Человек в лабиринте эволюции / Л.Б. Вишняцкий. – М.: «Весь мир», 2004.

6. Дробышевский, С.В. Предшественники. Предки? Палеоантропы /С.В. Дробышевский. – М.: КомКнига, 2006.

7. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропогенеза / В.П. Алексеев [и др.]; отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.:Наука, 1983. – С. 188-420.

8. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. –М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

9. Квенелл, М. Первобытные люди. Быт, религия, культура / М.Квенелл, Ч. Квенелл. – М.: Центрполиграф, 2005.

10. Ламберт, Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. – Л.: Наука,1991.

11. Матюшин, Г.Н. У колыбели истории / Г.Н. Матюшин. – М.:Наука, 1972. – С. 42-140.

12. Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории / Ю.И. Семенов. –М.: Мысль, 1990.

Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является изучение процесса формирования человека как биологического существа. Поскольку предлагаемая тема очень широкая, требуется рассмотреть лишь отдельные этапы этого сложного и многовекторного процесса. Проблема антропогенеза считается одной из самых ключевых и дискуссионных в мировой науке, и по этой причине студенты имеют возможность воспользоваться очень объемным материалом по теме. В этой ситуации важно составить логически последовательный план доклада и,согласно ему, провести отбор необходимых сведений. Выступающие должны активно работать с географической картой и делать адресные ссылки на использованную литературу.

Проблема движущих сил антропогенеза разрабатывается вот уже более 150 лет, но до сих пор является самой острой из стоящих перед антропологами. В связи с этим разумно выделить несколько теорий, объясняющих, каким образом у человека появилась ортоградность, увеличился объем головного мозга, изменилось строение руки, возникла речь и прочее. В этом контексте следует рассказать о популярных в XIX и XX веках теории полового отбора Ч. Дарвина и о «трудовой теории и теории естественного отбора» Ф. Энгельса. Безусловно, они отражают уровень развития науки своего времени и во многом противоречат современным сведениям, но некоторые положения (в частности, о значении борьбы на межгрупповом уровне) актуальны до сих пор. Используя данные современной палеоантропологии, проведите критический анализ этих теорий. К современным и активно обсуждаемым можно отнести теории о влиянии на процесс антропогенеза инверсий (геомагнитная теория), индуцированных мутаций (теория мутаций) и изменения природно-климатических условий естественной среды обитания приматов (теория климата). Изложите суть этих теорий, покажите их сильные и слабые стороны. По возможности, выскажите свою точку зрения на движущие силы процесса антропогенеза.

Отвечая на второй вопрос, кратко изложите историю обнаружения останков первого австралопитека Р. Дартом и историю его изучения в последующее время. Приведите деление австралопитековых на группы, дайте характеристику каждой группе (с указанием времени обитания, общей морфологии, объема головного мозга). Очертите примерные границы ареала их обитания. Подумайте, чем австралопитековые отличались от предшествующих высших ископаемых приматов (в первую очередь, от дриопитека) и от современного человека. Отдельно остановитесь на презинджантропе (Homo habilis). Выясните морфологические характеристики, отличающие его от прочих австралопитековых как более прогрессивную особь. Сообщите, что позволяет считать презинджантропа первым человеком, а что дает повод ученым усомниться в этом. Подумайте, что позволяет говорить об условно рефлексорном характере деятельности Homo habilis. Если по поводу презинджантропа имеются обоснованные сомнения, то архантропов с полным основанием можно отнести к первым ископаемым видам людей. Согласно последним палеоантропологическим исследованиям (данные Л.Б. Вишняцкого) к архантропам в настоящее время причисляются только питекантропы и синантропы.

Гейдельбергский человек теперь исключается из их числа и выделяется в отдельный вид – Homo heidelbergensis. По этой причине, разбирая третий вопрос, следует ограничиться рассмотрением только питекантропа и синантропа. Сообщите историю их обнаружения и последующего изучения. Назовите время и регионы обитания архантропов, расскажите об основных стоянках архантропов в зарубежье и на территории России. Рекомендуется отдельно остановиться на стоянках Горного Алтая (стоянки Карама). Дайте общую морфологическую характеристику архантропам. Подробно расскажите о трудовой, хозяйственной деятельности питекантропов и синантропов. Обратите внимание на широкое использование орудий труда и огня. Подумайте, чем архантропы отличались от предшествующих им австралопитеков.

К палеоантропам ныне относят неандертальского человека (Homo primigenius) и, в последнее время, гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis). Расскажите историю обнаружения и последующего исследования неандертальского человека, назовите основные стоянки, в том числе, и на территории Горного Алтая. Назовите время существования неандертальского человека, очертите границы его расселения и объясните причины распространения на огромной территории. Расскажите о морфологии неандертальца (рост, пропорции тела, форма черепа, объем и предполагаемая структура мозга). Акцентируя внимание на его силовую адаптацию, объясните, с чем она связана и как позволяла палеоантропу лучше приспособиться к изменившимся условиям жизни. Сравните морфологию неандертальца и архантропов.

Расскажите о двух локальных группах неандертальцев и ключевых различиях между ними. Сообщение рекомендуется завершить изложением сути «неандертальской проблемы» и разных точек зрения на ее решение.
Занятие 3. Тема: Возникновение земледелия в позднеродовой общине

Цель: изучение причин, процесса, региональных особенностей и последствий перехода человечества к производящему хозяйству; овладение приемами и методами научного обсуждения проблемы.

Форма работы: коллоквиум по подготовленным конспектам.

На практическом занятии каждый студент должен представить конспект подготовки к коллоквиуму. Студенты, не имеющие конспект, к п коллоквиуму рекомендуется кратко сформулировать основные положения каждой предложенной преподавателем темы, чтобы иметь возможность быстро дать исчерпывающий ответ.



Вопросы, выносимые на коллоквиум

1. Отличия производящего хозяйства от присваивающего.

2. Предпосылки перехода человека к земледелию.

3. Причины перехода человека к земледелию.

4. Этапы становления и развития земледелия.

5. Что такое интенсивное собирательство, приведите примеры.

6. Какие трудности встречает исследователь, пытающийся выяснить время и место зарождения земледелия.

7. Доводы в пользу моноцентристской теории возникновения земледелия.

8. Доводы в пользу полицентристской теории возникновения земледелия.

9. Что такое микроочаги, первичные и вторичные очаги земледелия. Чем они различаются.

10. Время и место окультуривания пшеницы-двузернянки и однозернянки, ячменя, зернобобовых культур, риса, кукурузы, картофеля.

11. Особенности земледелия в регионах доколумбовой Америки.

12. Суть подсечно-огневой формы земледелия; ее эффективность и ограниченность.

13. Суть ирригационной формы земледелия; ее эффективность и ограниченность.

14. Суть террасного земледелия; эффективность и ограниченность этой формы.

15. Суть богарного земледелия; эффективность и ограниченность этой формы.

16. Земледельческие орудия труда в раннеродовой общине.

17. Циклы земледельческих работ в позднеродовой общине.

В ходе коллоквиума заслушивается и обсуждается доклад студента на тему «Вклад Николая Ивановича Вавилова в изучение возникновения производящего хозяйства». Продолжительность доклада – 10 минут.
В конце занятия проводится обсуждение проблемы «Влияние производящего хозяйства на становление и развитие цивилизации».

Рекомендуемая литература

1. Алексеев,В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999.

2. Алексеев, В.П. Становление человечества / В.П. Алексеев. – М.: Политиздат, 1984.

3. Березкин, Ю.Е. Становление земледелия: взгляд американиста / Ю.Е. Березкин // Вестник древней истории, 1989. - №1.

4. История первобытного общества. Эпоха классообразования /В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.:Наука, 1988. – С. 9-28.

5. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. – М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

6. Матюшин, Г.Н. У колыбели истории / Г.Н. Матюшин. – М.: Просвещение, 1972. – С. 199-252.

7. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры; под ред.Е.В. Смирницкой. – М.:ННН, 1995.

8. Шнирельман, В.А. Происхождение производящего хозяйства:Проблема первичных и вторичных очагов / В.А. Шнирельман. – М.:Наука, 1989. – 444 с.

9. Шнирельман, В.А. Основные очаги древнейшего производящего хозяйства в свете достижений современной науки / В.А. Шнирельман // Вестник древней истории, 1989. - №1


Занятие 4. Тема: Развитие семейно-брачных отношений в первобытной родовой общине

Цель – выявление общей тенденции развития семьи и брачных отношений в первобытном обществе, факторов, повлиявших на смену этапов; дальнейшее овладение приемами и методами научного обсуждения проблемы.

Форма работы: коллоквиум по подготовленным конспектам.

На практическом занятии каждый студент должен представить конспект подготовки к коллоквиуму. Студенты, не имеющие конспект, к практическому занятию не допускаются. При подготовке к коллоквиуму рекомендуется сформулировать основные положения каждой предложенной преподавателем темы, чтобы иметь возможность быстро дать исчерпывающий ответ.



Вопросы, выносимые на коллоквиум

Блок 1. Брачные отношения в праобщине.

1. Источники, позволяющие изучать брачные отношения в праобщине.

2. Промискуитет и гаремная семья как источник внутренних конфликтов в праобщине.

Блок 2. Семья в раннепервобытной общине.

1. Половозрастная организация в раннепервобытной общине.

2. Проблемы изучения начальной формы брака.

3. Особенности парного брака. Локализация первоначального брака.

4. Брачные возрастные классы.

5. Кросскузенный парный брак. Полигиния и полиандрия, их причины.

6. Уксорилокальный и вирилокальный брак. Их соотношение в раннепервобытной общине.

7. Проблема существования семейной собственности в раннепервобытной общине.

8. Материнский счет родства в раннепервобытной общине, его причины.

9. Положение женщины и мужчины в раннепервобытной общине.



Блок 3. Семья в позднепервобытной общине.

1. Половозрастные группы в позднепервобытной общине.

2. Укрепление уксорилокальности на раннем этапе позднепервобытной общины и его причины.

3. Большая материнская семья на раннем этапе позднепервобытной общины.

4. Брачные отношения в племени.

5. Межполовое разделение труда на этапе пашенного земледелия и в скотоводческих общинах.

6. Изменение социального статуса женщины на этапе разложения первобытного общества.

7. Моногамная семья. Вытеснение парного брака моногамией: суть и причины процесса.

9. Травестизм и кувада, причины их возникновения.

10. Патриархальная семья на этапе разложения первобытного общества.

Сообщение: Обряды инициации и их социальная сущность.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев,В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999.

2. История первобытного общества. Общие вопросы. Эпоха первобытной родовой общины / В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1986.

3. История первобытного общества. Эпоха классообразования /В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.:Наука, 1988.

4. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. –М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

5. Кочакова, Н.Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе. Оно.Бенин. Дагомея / Н.Б. Кочакова. – М.: Наука, 1986. – 300 с.

6. Квенелл, М. Первобытные люди. Быт, религия, культура / Марджори Квенелл, Чарлз Квенелл. – М.: Центрполиграф, 2005. – 238 с.
Занятия 5. Тема: Религия в первобытном обществе

Цель занятия: изучить особенности и эволюцию различных форм религии первобытного общества; получить навык публичного представления и обсуждения работы, совершенствование навыков самоанализа и публичной дискуссии.

Форма работы: представление и обсуждение проектов в группе.

Темы проектов

1. Погребения неандертальцев и формирование у них религиозных представлений.

2. Тотемизм в эпоху палеолита и у современных австралийских племен.

3. Анимизм и фетишизм как ранние формы религии.

4. Сущность и происхождение первобытной магии.

5. Эволюция религии в позднепервобытной общине. Аграрные культы.

6. Погребальный культ у народов первобытного общества.

7. Сакрализация власти вождя в позднепервобытной общине.

8. Космогонические мифы первобытных народов.

9. Священное пространство и освещение мира у первобытных народов.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев,В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999.

2. Зубов, А.Б. История религий: Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций / А.Б. Зубов. – М.: Планета детей,

1997. – 344 с.

3. История первобытного общества. Общие вопросы. Эпоха первобытной родовой общины / В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1986.

4. История первобытного общества. Эпоха классообразования / В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1988.

5. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. – М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

6. Кочакова, Н.Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе. Оно. Бенин. Дагомея / Н.Б. Кочакова. – М.: Наука, 1986. – 300 с.

7. Квенелл, М. Первобытные люди. Быт, религия, культура / Марджори Квенелл, Чарлз Квенелл. – М.: Центрполиграф, 2005. – 238 с.

8. Тайлор, Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д.А. Корончевского. – Смоленск: Русич, 2000. – 624 с.

9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д.А. Коропчевского. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

10. Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Изд- во политической литературы, 1990. – 622 с.

11. Элиаде, М. Словарь религий, обрядов и верований / Мирча Элиаде, Ион Кулиане; пер. Н. Зубкова, Е. Морозова. – М.: Рудомино, 1997. – 413 с.

Методические рекомендации

Проекты готовятся в мини-группах (по 3 человека) и представляются в учебной группе. С докладом выступает один из представителей мини-группы; продолжительность доклада – до 20 мин. Использование электронной презентации приветствуется. Выслушав доклад, аудитория в течение 10-15 мин задает вопросы выступающему и другим членам его группы. Баллы присуждаются за участие в проекте, за выступление с презентацией проекта, за активное обсуждение доклада. Участники обсуждения заполняют «аттестационный лист», в котором аргументировано представляют свою оценку презентации. По итогам работы мини-группа предоставляет преподавателю письменный отчет, который должен включать следующие пункты: название темы; состав участников творческой группы; цель проекта; роли участников проекта; планирование работы; круг теоретических вопросов, которые пришлось освоить в ходе выполнения проекта; ключевые понятия; с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе выполнения проекта.


4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
4.1 Основная учебная литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999. – 318 с.

2. История Древнего Востока / А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,1999,2001,2002.
4.2 Дополнительная учебная литература

3. Алексеев, В.П. Историческая антропология и этногенез / В.П.Алексеев. – М., 1989.

4. Алексеев, В.П. Микроочаги, очаги и области влияния и окультуривания растений; поведенческие предпосылки в домистикации животных / В.П. Алексеев // Вестник древней истории, 1989. - №1.

5. Бадак, А.Н. История древнего Востока. Древний Восток, Индия,Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнович. –Мн.: Харвест, 1998. – 848 с.

6. Березкин, Ю.Е. Становление земледелия: взгляд американиста /Ю.Е. Березкин // Вестник древней истории, 1989. - №1.

7. Борисковский, И.И. Древнейшее прошлое человечества / И.И.Борисковский. – Л., 1979.

8. Бунак, В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак. – М.: Наука, 1980. – 170 с.

9. Васильев Л.С. Древний Китай. Т.1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу / Л.С. Васильев. – М.: Восточная литература РАН, 1995.– 379 с.

10. Вебер, М. Аграрная история древнего мира / М. Вебер. – М.:Канон-Пресс-Ц, 2000. – 560 с.

11. Вишняцкий, Л.Б. История одной случайности или происхождение человека / Л.Б. Вишняцкий. – Фрязино: «Век 2», 2005. – 240 с.

12. Вишняцкий, Л.Б. Человек в лабиринте эволюции / Л.Б. Вишняцкий. – М.: «Весь мир», 2004. – 156 с.

13. Вуд, М. В поисках первых цивилизаций / Майкл Вуд; пер. с

англ. Т. Новиковой. – М.: Столица-Принт, 2007. – 288 с.

14. Гладкий, В.Д. Древний мир: энциклопедический словарь: в 2 т.– М.: Центрполиграф, 1998.

15. Дробышевский, С.В. Предшественники. Предки? Палеоантропы/ С.В. Дробышевский. – М.: КомКнига, 2006.

16. Зубов, А.Б. История религий: Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций / А.Б. Зубов. – М.: Планета детей,1997. – 344 с.

17. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: В 2 ч. Ч. 2.Передняя Азия и Египет / Г.М. Бонгард-Левин [и др.]; отв. ред. Б.Б.

Пиотровский. – М.: Восточная литература, 1988. – 623 с.

18. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропогенеза / В.П. Алексеев [и др.]; отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.:Наука, 1983. – 639 с.

19. История первобытного общества. Общие вопросы. Эпоха первобытной родовой общины / В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В.Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.: Наука, 1986.

20. История первобытного общества. Эпоха классообразования /В.П. Алексеев [и др.]; ред. кол. Ю.В. Бромлей, Л.Е. Куббель. – М.:Наука, 1988.

21. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. –М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003.

22. Кочакова, Н.Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе. Оно.Бенин. Дагомея / Н.Б. Кочакова. – М.: Наука, 1986. – 300 с.

23. Квенелл, М. Первобытные люди. Быт, религия, культура /

Марджори Квенелл, Чарлз Квенелл. – М.: Центрполиграф, 2005. – 238с.

24. Констэбл, Д. Неандертальцы / Д. Констэбл. – М., 1978.

25. Кабо, В.Р. Первобытная доземледельческая община / В.Р. Кабо.– М., 1986.

26. Кузьмина, Е.Е. Экология степей Евразии и происхождение номадизма / Е.Е. Кузьмина // Вестник древней истории, 1996. - №2, 1997.- № 2.

27. Ламберт, Д. Доисторический человек / Д. Ламберт. – Л.: Наука,1991. – 321 с.

28. Ламберг-Карловски, К.К. Модели взаимодействия в III тыс. дон.э.: от Месопотамии до долины Инда / К.К. Ламберг-Карловски //Вестник древней истории. – 1990. – № 1.

29. Липс, Ю. История древних цивилизаций / Ю. Липс. – СПб-М.,1999.
4.3 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (www.hist.msu.ru)

BIBLIOPHIKA. Электронная библиотека ГПИБ России (www.bibliophika.ru)

Докусфера. Электронный фонд Российской национальной библиотеки (leb.nlr.ru)

Исторический портал auditorium.ru

Уральская электронная историческая библиотека (uralkp.ru/library)

Библиотека исторической литературы (istrorijarossii.narod.ru)


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА




  1. для реализации лекционного курса используется аудитория, оборудованная:

компьютером с лицензионным программным обеспечением,

мультимедийным проектором,

интерактивной доской,


  1. для подготовки и проведения семинарских занятий используется

библиотечный фонд Института,

учебно-методический кабинет по специальности «история», некоторые виды семинарских занятий (семинар-конференция) предполагают использование специально-оборудованных аудиторий (п.1)



  1. для осуществления текущего контроля знаний и некоторых видов самостоятельной работы студентов используется компьютерный класс, имеющийдоступ к ресурсам корпоративной сети и Internet.

  2. тестирование студентов осуществляется в системе тестирования института Tesa


6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
6.1 Рекомендации по самостоятельному изучению тем

Почти все важнейшие проблемы истории первобытного общества рассматриваются в лекциях и на семинарских занятиях. На самостоятельное изучение студентами очно-заочной формы обучения выносятся следующие темы: «Историография истории первобытного общества», «Искусство и полезные знания в первобытном обществе»,

«Первобытное общество и цивилизация». Помимо этого, студенты заочной формы обучения должны самостоятельно изучить темы: «Источники по истории первобытного общества. Естественнонаучные способы датировки», «Социально-политические и экономические изменения в позднем неолите».
Тема 1. Источники по истории первобытного общества. Естественнонаучные способы датировки

При изучении данной проблемы, прежде всего, выясните, что обычно понимают под историческим источником, чем исторический источник отличается от монографии, статьи, либо газетной публикации современного автора. Определите специфику источников по истории первобытного общества. Обратите внимание на отличия между артефактами и экофактами. Выясните классификацию источников по истории первобытного общества. Далее последовательно изучите специфику археологических, антропологических, этнографических и лингвистических источников. Определите, что относится к данной группе источников, какие стороны жизни первобытного общества и каким образом они позволяют исследовать, в чем их ограниченность. Выясните, в чем специфика письменных источников по истории первобытного общества.

Далее обратитесь к изучению естественнонаучных способов датировки источников, определив, какие отрасли науки обычно при этом используются. Последовательно изучите радиоуглеродный (радиокарбонный), химический, геомагнитный, дендрохронологический методы

датировки, а также метод термолюминесценции. Выясните, по какому материалу проводится датировка, каковы возможности метода, каковыми могут быть ошибки при датировке. При датировке найденного артефакта следует использовать все возможные методы.



Рекомендуемая литература к теме 1

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / Валерий Алексеев, Абрам Першиц. – 5-е изд.,испр. – М.: Высш. школа,1999

2. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропогенеза / В.П. Алексеев [и др.]; отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М.:

Наука, 1983.

3. История человечества: Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации; под ред. З.Я. де Лаата; под общей ред. А.Н. Сахарова. –М.: Изд-во ЮНЕСКО; Издательский дом Магистр Пресс, 2003

4. Матюшин, Г.Н. У колыбели истории / Г.Н. Матюшин. – М.: Просвещение, 1972



следующая страница >>