Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства... 14 6458.41kb.
Андрей Слюшкин Представляет 4 714.71kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - страница №3/3


Основная часть. В ней может быть несколько глав, разделов, параграфов, в которых последовательно излагаются основные положения работы.

Заключение содержит основные выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы. Можно сформулировать задачи последующего изучения темы, ее практическое значение.

Введение и заключение составляют существенную часть реферата (по ним судят, насколько свободно автор ориентируется в выбранной теме).

Список литературы. Алфавитный порядок: авторы, название, место и год издания.

Оформление. Работа должна быть без помарок, зачеркиваний. Весь текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (шрифт 12-14 пт, интервал полуторный). Оставляются поля для пометок и указаний преподавателя. Все страницы работы должны быть пронумерованы. Изложение (словесное оформление мыслей) работы должно быть ясным и доступным. Автор всегда должен помнить, что его работу будут читать! В работе не следует допускать сокращения слов, за исключением общеупотребительных, например, т.е., др., т.к., . . .

При необходимости составляются иллюстрации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков. Эти иллюстрации (сокращенно: табл. или рис.) должны иметь порядковый номер (если их несколько в работе).



Титульный лист – первая страница, на которой , на которой необходимо указать: наименование университета, наименование факультета, тему реферата, фамилию и инициалы студента, место и год написания реферата.

Реферат - это самостоятельная творческая работа. Его подготовка - это проба сил в научно-исследовательской деятельности.

В качестве темы реферата студент вправе взять любую из указанных в УМК тем рефератов, а также самостоятельно выбрать в качестве темы философский вопрос проблему вызывающую наибольший интерес, предварительно уведомив об этом преподавателя.

При определении круга литературы для контрольной можно обратиться к спискам, предложенным к теоретической части курса, а также самостоятельно подобрать ряд публикаций. Наибольшее внимание следует уделить журналам изданным после 2000 года. Широкую базу источников и публикаций по курсу, необходимых для подготовки реферата, дает использование ресурсов интернета.

Объем реферата -18-25 стр. машинописного текста. Особо ценится авторская позиция и авторское отношение к проблеме.

Студент должен своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, что будет способствовать систематизации и более глубокому освоению дисциплины.


5.4 Методические указания по написанию контрольных работ
Контрольная работа - это научная студенческая работа, подготовленная на основе исторических источников и научной литературы по определенной проблеме. Основная цель контрольной работы - приобщить студентов к самостоятельному изучению источников и исторической литературы, содействовать расширению знаний и лучшему освоению учебного курса. В процессе подготовки контрольной работы формируется навык самостоятельного анализа источников и научной литературы, практический опыт, усваивается значение методологии, студент учится обосновывать свои выводы и обобщения, технически правильно оформлять текст, излагать его литературным научным языком.

Прежде всего, необходимо внимательно подойти к выбору темы. Произвольный выбор темы, выходящей за пределы предложенного списка, или изменение ее без согласования с преподавателем не допускается. Нарушение данного правила влечет за собой отклонение контрольной работы и ее незачет. При выборе темы следует исходить не только из интереса к теме, но оценить также степень обеспечения нужными источниками и литературой. Важна и своевременность избрания темы, так как для написания, корректирования и оформления работы потребуется продолжительное время.

Объем работы зависит от темы, но недопустимы работы в 5-6 страниц, ни обширные сочинения в 50 и более страниц. Оптимальный объем реферата 18-20 машинописных страниц.

Работа над контрольной работой должна состоять из нескольких этапов. Первый из них заключается в составлении библиографии и сборе материалов по теме. В зависимости от конкретных обстоятельств необходимо использовать библиотечные каталоги, библиографические справочники, пристатейные ссылки. В то же время работа над темой не исключает привлечения литературы, выявленной студентом самостоятельно. Объем привлеченной литературы и источников должен быть достаточным для раскрытия темы и отражения современного уровня исследования избранной темы.

Начитанность и осведомленность в материале позволяют перейти к новому этапу работы - составлению плана. Студент разрабатывает его самостоятельно. Структура контрольной работы обязательно содержит введение, основную часть изложения, заключение и список использованных источников и литературы.

Введение предусматривает определение значения избранной темы, анализ использованных автором научной литературы, краткую характеристику привлеченных источников и четкую постановку цели контрольной работы.

Основная часть, которая в плане корректируется, раскрывает содержание темы. Изложение должно быть доказательным, подтверждаться фактами и раскрывать основные вопросы и узловые проблемы. Но работу не следует перегружать фактами. Нужно не только и не столько фиксировать факты, события, сколько давать им объяснения, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

В заключении формулируются основные выводы, к которым пришел автор в результате изучения исторической проблемы. Они являются показателем степени достижения сформулированной во введении цели и должны вытекать из содержания основной части. Введение и заключение - важнейшие составляющие контрольной работы, где студент может проявить наибольшую самостоятельность. Поэтому при проверке на них обращается особое внимание.

При написании контрольной работы студент должен большое внимание уделять стилистической, орфографической и синтаксической грамотности, а также логике изложения. Излишне перегружать работу прямыми цитатами из используемой литературы. Цитирование требует разумного подхода. Уместно привести выдержку, если возникает необходимость критики какого-либо утверждения или подтверждения какого-либо положения. Приводимые цитаты должны быть абсолютно точными. Недопустимо использование чужого текста без ссылки на источник. Работа, написанная с помощью такого приема, оценивается отрицательно.

Необходимое условие - правильное оформление подстрочных примечаний или отсылочных нумерованных сносок. Ссылки должны содержать фамилию, инициалы автора статьи, монографии, публикации, их полное название и выходные данные. Сноски на использованную литературу и источники даются по действующим библиографическим правилам.


5.5Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Моделирование самостоятельной работы студентов:


  • Повторение пройденного теоретического материала.

  • Установление главных вопросов темы.

  • Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

  • Упражнения, решение задач.

  • Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

  • Приобретенные умения и навыки.

  • Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:

  • Текущее собеседование и контроль

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Перекрестное рецензирование

  • Дискуссия

  • Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:

  • Обзор литературы;

  • подбор литературы для практических работ

  • решение задач, ситуаций

В заключении проводится тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:



  • подбор рекомендуемой литературы

  • знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме

  • определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

  • составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Виды самостоятельной работы студентов:

  • Конспектирование.

  • Реферирование литературы.

  • Аннотирование книг, статей.

  • Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

  • Углубленный анализ научно-методической литературы.

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Контрольная работа – письменное выполнение.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С.


Руководство преподавателя


Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера


Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой


Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий



Руководство самостоятельной работой студентов:


  • проведение консультаций проходит за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя.

Во время руководства преподаватель консультирует студентов:

  • по методике самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организацией труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

  • по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов.

Контроль выполнения самостоятельной работы:

Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.



  • Формы: тестирование, презентации, доклады, контрольные работы, реферирование;

  • Методы контроля: семинарские занятия, коллоквиум, собеседования, экзамены;

  • Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса.

Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:



  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

  • творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

  • уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

  • уровень владения устным и письменным общением;

  • уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

  • уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.


5.6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
СИСТЕМА БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и история науки» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях и индивидуальных занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Оценка осуществляется по системе рейтинга.

Балльно-рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по отечественной истории, включает в себя:

Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на зачете.

С этой целью весь курс «Теория и история науки» разбивается на тематические разделы, знания по которым оценивается в следующим порядке: 


  • посещение лекции – 0,5,

  • составление конспекта -1 балл

  • собеседование/коллоквиум – 4 балла

Самостоятельная работа студентов также включена в систему балльно-рейтенговой оценки. Самостоятельная работа студента оценивается следующим образом:

  • написание реферата- 8 баллов

  • выполнение контрольной работы по ДЕ – 4 балла

  • реферирование научно статьи/монографии - 2/4 балла

К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

Итоговая оценка рассчитывается следующим образом:

0-60 баллов – незачтено

61-100 баллов – зачтено

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он

1) глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

2) твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

3) имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

Оценка «незачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.


7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1) для реализации лекционного курса используется аудитория, оборудованная:

компьютером с лицензионным программным обеспечением,

мультимедийным проектором,

интерактивной доской,

2) для подготовки и проведения семинарских занятий используется

библиотечный фонд Института,

некоторые виды семинарских занятий (семинар-конференция) предполагают использование специально-оборудованных аудиторий,

3) для осуществления текущего контроля знаний и некоторых видов самостоятельной работы студентов используется компьютерный класс, имеющий доступ к ресурсам корпоративной сети и Internet,

4) тестирование студентов осуществляется в системе тестирования института Tesa

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (по темам)


К ТЕМЕ 1

Структура теоретико-методологических основ истории науки и техники
Обязательная литература

Григорьев В.Н. Наука в контексте культуры. М., 1981.

Данилевский И.Н., Кабанов ВВ., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. М.: РГГУ, 1998.

Иванов Н.И. Философия техники. Тверь: ТГТУ, 1997.

Исторические записки: Теорет. и методол. проблемы ист. исслед. М.: АО Издат группа «Прогресс», 1995. Вып. 1 (119).



Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1987.

Кассирэр Э. Естественно-научные понятия и понятия культуры // Вопр. философии. 1995. №8.

Метод в науках СПб., 1911.



Микулинский СР. Очерки развития историко-научной мысли. М., 1988.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.

Принципы историографии естествознания: Теория и история. М., 1993.



Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.

Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.



Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1986.

Философия и методология науки. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Философия техники. История и современность. М., 1997.

Хайтун С.Д. Наукометрия: Состояние и перспективы. М.: Наука, 1983.
Дополнительная литература

Архив истории науки и техники: Сб ст М.: Наука, 1995. Вып. 1.; 1997. Вып. 2.



Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

В поисках теории развития науки. М., 1982.



Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Мысль, 1985.

Наука о науке. М., 1966.



Негодяев И.А. Основы философии техники. Ростов н/Д.,1995.

Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

Учение о науке и ее развитии. М., 1971.



Холтон Дж. Тематический анализ науки М., 1981.

Человек науки. М., 1974.



Шептунова З.И. Историографический анализ работ по истории химии в России: XVIII - начало XX в. М.: Наука, 1997.

Школы в науке. М., 1977.


Источники

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста: В 2 кн. М., 1975-1977.

Покатов И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 219-220.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

К ТЕМЕ 2

Знания и технологические возможности

доцивилизационного периода развития человечества
Обязательная литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: Пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Молодцова Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М.: Янус, 1996.

Очерки истории естественно-научных знаний в древности / Сер. «Библиотека всемирной истории естествознания». М.: Наука, 1982.



Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л.: Наука, 1968.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.

Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.: Наука, 1982. С. 8-40.

Техника в ее историческом развитии: От появления ручных орудий до становления техники машинно-фабричного производства. М.: Наука, 1979.



Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
Дополнительная литература

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.: Прогресс, 1990.

История техники: Библиогр. указ. Т. 1-10. М.; Л.: Изд-во АН СССР; М.: Наука, 1950-1978.



Ларичев BE. Мудрость змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. Новосибирск: Наука, 1989.

Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Новосибирск: Наука, 1993.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Владос, 1996.

Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973.



Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Мифы народов мира: Энц. словарь: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980-1982.



Сулейменов О. Язык письма. Алматы-Рим, 1998.

Хюбнер Курт. Истина мифа. М.: Республика, 1996.
Источники

Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М., Л., 1962.

Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М; Л.. 1965.



Гопай А. Миф и символ. М.: Русслит, 1994.

Ларичев В.Е., Сазонов В.И. Ачинская скульптура из бивня мамонта: графоаналитическая реставрация // Методические проблемы реконструкции в археологии и в палеоэкологии. Новосибирск, 1989.
К ТЕМЕ 3

Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях
Обязательная литература

Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Ч. I: Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: Физматгиз, 1959.

Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Ч. II: Рождение астрономии. М : Наука, 1991.

Выгородский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. 2-е изд. М.: Гостехиздат. 1967.

Пандамаев М.А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983.

Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. М., 1993.

Молодцова Е.Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М.: Янус, 1996.

Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968.

Никифоров В.Н. Восток и Всемирная история. М.: Наука, 1975.

Очерки истории естественно-научных знаний древности. М.: Наука, 1982.



Паннекук А. История астрономии. М.: Наука, 1966.

Техника в ее историческом развитии: От появления ручных орудий до становления техники машинно-фабричного производства. М.: Наука, 1979.


Дополнительная литература

Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. М.: Наука, 1991.

Бартонек А. Златообильные Микены. М.: Наука, 1991.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990.

Еремеев В.Е. Теория психосемиоза и древняя антропокосмология. М , 1996.

Кристиан Ж. Египет великих фараонов: История и легенда. М.: Наука, 1992.

Из истории науки и техники Китая. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I: Месопотамия. М.: Наука, 1983.

История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II: Передняя Азия. Египет. М.: Наука, 1988.



Конрад Н.И. Избранные труды: Синология. М.: Наука, 1977.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.
Источники

Гильгамеш: Вавилонский эпос. СПб., 1919.

Гомер. Илиада. М.: Моск. рабочий, 1982.

Гомер. Одиссея. М.: Моск. рабочий, 1982.

Сеннаар Б. Вавилон и Ассирия: Сб. источников. М., 1934.

Сказки и повести Древнего Египта. Л.: Наука, 1979.



Уоллис Бадж Е.А. Путешествие Души в Царстве мертвых: египетская книга мертвых. М.: АДЕ Золотой век, 1977.

Упанишады: В 3 кн. М.: Наука, 1992.



Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1992.
К ТЕМЕ 4

Научная и техническая культура античности
Обязательная литература

Бронштэн В.А. Клавдий Птолемей. М.: Наука, 1988.

Знание за пределами науки. М.: Республика, 1996.



Дильс Г. Античная техника. М.; Л., 1934.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобр. иск-во, 1988.

Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. Л.: Изд-во АН СССР, 1947.

Ньютон Р. Преступление Клавдия Птолемея. М.: Наука, 1985.

Рожанский И.Д. Античная наука. М.: Наука, 1980.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи М.: Наука, 1988.
Дополнительная литература

Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988.



Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время. М.: Наука, 1988

Кнабе ГС. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима: Учеб. пособие для высш. шк. М.: Индрик, 1993.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. М , 1974.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Лосев А Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М., 1979.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М., 1980.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. М., 1988. Кн. 1, 2.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1.



Лосев А Ф Эллинистически-римская эстетика: I-II вв. н. э. М., 1979.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980-1982.

Словарь античности: Пер. с нем. М., 1989.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: Наука, 1990
Источники

Аристотель. Сочинения. Т. 1-4. М., 1981.

Архимед. Сочинения. М., 1962.

Витрувий МЛ. Десять книг об архитектуре. М.: Изд-во Акад. архитектуры, 1936.

Галей К. О назначении частей человеческого тела. Т. 1-2. М., 1971.

Геродот История в девяти книгах. М.: Ладомир, 1993.

Гиппократ. Сочинения. Т. 1-3. М.; Л., 1941-1944.

Евклид. Начала. Т. 1-3. М.; Л.: Гостехиздат, 1948-1950.

Лукреций Т.К. О природе вещей. М., 1983.

Птолемей К. Альмагест: Математическое сочинение в тринадцати книгах. М.: Наука, 1998.

Страбон. География: В 17 кн. М.: Наука, 1964.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989



Фукидид. История. Л.: Наука, 1981.

Эпикур. Письма и фрагменты Эпикура/ Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.
К ТЕМЕ 5

Пути и специфика освоения античного наследия
Обязательная литература

Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т. 1,2.



Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

Гайденко В.П., Смирнов ГА. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989.

Цейтен Г.Г. История математики в древности и в средние века. М.; Л., 1932.

Кузаков В.К. Очерки развития естественно-научных и технических представлений на Руси в X-XVII вв. М.: Наука, 1976.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры М.: Наука, 1979.

Скобаланович Н. Византийская наука и школы в XI в. // Христианское чтение. 1884. №3,4.

Техника в ее историческом развитии: От появления ручных орудий до становления техники машинно-фабричного производства. М.: Наука, 1979.



Юшкевич АЛ. История математики в средние века. М.: Физматгиз, 1961.
Дополнительная литература

Воронцов-Вельяминов Б А. Очерки истории астрономии в России. М.: Гостехиздат. 1956.

Всеобщая история химии. М.: Наука, 1980.



Греков БД. Культура Киевской Руси. М., 1947.

Гукова С.Н. Карта мира Козьмы Индиокоплова // ВИД. 1986. Т. 17. Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальной традиции I—XIV веков. М.: Республика, 1996.

История биологии: С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972-1975 Т. 1, 2.

История естествознания в России. М.: Изд-во АН СССР. Т. 1, 1957; Т. 2, 1960.

Косминский Е.А. Историография средних веков: V - середина XIX в.: Лекции / Под ред. С.Д. Сказкина, Е.В. Гутновой, Я А. Левицкого и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 430 с.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1993.

Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977.

Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Прогресс- Культура. 1995. Т. 1-3.

Холл М.Л. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: ВО «Наука», Сиб. изд. фирма, 1992. Т. 1, 2.
Источники

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Аль-Бируни. Памятники минувших поколений // Избр. произв. Ташкент, 1957.

Аль-Каши Д.Г. Математические трактаты. М.: ГТТИ, 1956.

Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987.

Аль-Хорезми Мухаммед. Математические трактаты. Ташкент, 1964.

Бернар Клервоский. О Благодати и свободе воли // Средние века. М.. 1982 Вып. 45.

Боэций. Комментарий к Порфирию // Средневековье в свидетельствах современников. М.: ИВИ АН СССР, 1984.

Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1979-1980.

Индиокоплов К. Книга, нарицаемая Козьма Индиокоплов. М., 1997.

Кузанский Николай. Избранные философские сочинения. М., 1937.

Орем Н. Трактат о конфигурации качеств // Историко-математические исследования. Вып. 11. М., 1959.

Фараби. Слово о классификации наук // Философские трактаты Алма-Ата: Наука, 1970.

Хайям О. Трактаты. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
К ТЕМЕ 6

Европейское Возрождение. Разрушение «старого» Космоса и становление новой картины мира

Обязательная литература

Гайденко В.П., Смирнов ГА. Западноевропейская наука в средние века. М.: Наука, 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.

Даннеман Ф. История естествознания. М.; Л., 1936. Т. 1-2.

Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1962.

Природа в культуре Возрождения. М.: Наука, 1992.



Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991.

Цейтен Г.Г. История математики в XVI—XVII вв. М.; Л.: ГТТИ, 1938.

Эстон М. Ренессанс. М.: Белый город, 1997.
Дополнительная литература

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуализма. М.: Наука.

1989. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: В 2 т.: Пер. с нем. СПб.:

М.В. Пирожков, 1904-1906. Т. 1-2.

Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М., 1978.



Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс. 1994.235 с.

Старостин Б.А. Параметры развития науки. М.: Наука, 1980.
Источники

Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т.: Пер. с ит. М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1935-1937. Т. 1-2.

Вазари Дж Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т.: Пер. с ит. М.: Терра, 1993-1995. Т. 1-5.

Везалий Андреас. О строении человеческого тела. Т. 1, 2. М., 1950-1954.

Винчи Леонардо. Избранные естественно-научные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1982.
К ТЕМЕ 7

Научная революция XVII в.: истоки, этапы, структура, герои, результаты
Обязательная литература

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

История механики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1971.



Кирсанов ВС. Научная революция XVII в. М., 1987.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лейзер Д. Создавая картину Вселенной: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.

Техника в ее историческом развитии: От появления ручных орудий до становления техники машинно-фабричного производства. М.: Наука, 1979.


Дополнительная литература

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.: В 3 т. М., 1986-1992.

Виндельбант В. История и естествознание. СПб.,1904.

Всеобщая история химии. М.: Наука, 1980.



Демидова М.Г. История экономических учений: от Аристотеля до Монкретьена СПб., 1993.

Европейская педагогика от античности до нового времени. М., 1993. Т. 1-3.



Ейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция // Герметизм и формирование науки. М., 1993.

История биологии: С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972-1975 Т. 1,2.



Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (1300-1900). М.; Л., 1934.
Источники

Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах. М.: ОГИЗ, 1936, Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971-1972.

Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и копернико-вой. М.; Л., 1948.

Гарвей У. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных. М.; Л., 1948.

Гельвеции К. Об уме // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1.

Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии // Научное наследство. Естественно-научная серия. М., Л., 1948. Т. 1.

Гюйгенс X. Трактат о свете / Творцы физической оптики. М., 1973.

Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1953.

Кеплер И. Новая стереометрия винных бочек. М.; Л., 1935.

Коперник Н. Полное собрание сочинений. Варшава; Краков, 1986.

Паскаль Б. Трактат о равновесии жидкостей // Квант. 1973. № 8.
К ТЕМЕ 8

Механическая картина мира и «классическая наука».

Промышленная революция

Обязательная литература

Алексеев И.С. Концепция дополнительности: Истор.-методол. анализ. М.: Наука,1978.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.

История механики с конца XVIII до середины XX в. М.,1972.



Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени: Филос. аспект проблемы. М.: Наука, 1989.

Принцип соответствия: Ист.-методол. анализ. М.: Наука, 1979.



Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М.: Наука, 1986.

Стёпин ВС. Становление научной теории. Минск, 1976.

Техника в ее историческом развитии. М.: Наука, 1979-1982. Т. 1-2.

Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XIX в. М.: Наука, 1995.
Дополнительная литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Универс, 1993.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Иностр. лит., 1996.

Бом Д. Квантовая теория. М.,1965.

Вебер М. Наука как призвание и профессия. М.: Прогресс, 1990.

История биологии с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972-1975 Т. 1-2.

История политических и правовых учений XVII—XVIII вв. М.: Наука, 1989.

Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской академии наук. Л.: Наука, 1977.

Дейзер Д Создавая картину Вселенной. М.: Мир, 1988.

Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.

Метафизика и идеология в истории естествознания. М.: Наука, 1994.



Огурцов А П. От натурфилософии к теории науки. М.: ЦФ РАН, 1995.

Паннекук А. История астрономии. М.: Наука, 1966.

Штрубе В. Пути развития химии. М.: Мир, 1984. Т. 1-2.
Источники

Бернулли Д. Гидродинамика, или Записки о силах и движениях жидкостей. Л., 1959.

Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Иностр. лит., 1963.

Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии // Научное наследство. Естественно-научная серия. Т. 1. М.; Л., 1948.

Гумбольдт А. География растений. М.; Л., 1936.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

Д'Аламбер. Очерк происхождения и развития наук // Родоначальники позитивизма. Вып. 1. СПб., 1910.

Де Бройль Л. Революция в физике: Новая физика и кванты. М.: Атомиздат, 1965.

Кант И. Пролегомены.//Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 4, кн. 1.

Карно С. Размышления о движущей силе огня и машинах, способных развивать эту силу. М.; Пг, 1923.

Крашенинников С.П. Описание Земли Камчатки. М.; Л., 1949.

Кювье Ж Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара. М.; Л., 1937.

Лагранж Ж Аналитическая механика: В 2 т. М.; Л., 1950.

Лайель Ч. Основные начала геологии, или Новейшие изменения Земли и ее обитателей. М., 1866. Т. 1-2.

Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908.

Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. М.; Л., 1935.

Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1982.

Ломоносов M.B. Полное собрание сочинений: В 11 т. М.; Л., 1950-1983.

Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. Петрозаводск: Петроком, 1993.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989.

Основатели кинетической теории материи. М., Л., 1937.



Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.

Шванн Т. Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений. М; Л. 1939.

Шлейден М.Я. Растение и его жизнь. М., 1862.

Эйлер Л. Дифференциальное исчисление. М.; Л., 1949.
К ТЕМЕ 9

Электродинамическая картина мира.

Становление «неклассической науки»
Обязательная литература

Алексеев И.С. Концепция дополнительности: Ист.-метод. анализ. М.: Наука, 1978.

Гельфер ЯМ. История и методология термодинамики и статистической физики. М., 1981.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М.: Наука, 1979.

Колчинский Э.И. Эволюция биосферы. П.: Наука, 1990.

Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах жизни. М.: Наука, 1967.

Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. М.: Мир, 1988.

Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1972.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997.

Соловьев Ю.И. История химии: Развитие основных направлений современной химии. М.: Просвещение, 1984.

Техника в ее историческом развитии (70-е годы XIX - начало XX в.). М.: Наука, 1982.

Физика XIX - XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX в. М.: Янус, 1997.
Дополнительная литература

Авдухов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М.: Наука, 1992.

Буравихин В.А., Егоров В.А., Идлис Г.М. Биография электрона и его родословная. М.: Агар, 1997.

Войскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.

Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971.

Кедров Б.М. Научные революции: Сущность. Типология. Структура. Механизм. Критерии. М.: Знание, 1980.

Коккедэ Я. Теория кварков. М., 1971.

Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. М.: Наука, 1962.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

Мэрион Дж.Б. Физика и физический мир. М.: Мир, 1975.

Паули В. Физические очерки. М.: Наука, 1975.

Сиама Д. Физические принципы общей теории относительности. М.: Мир, 1971.

Стёпин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976.

Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. М.: Наука, 1995.



Философские проблемы естествознания. М.: Высш. школа, 1965.

Эрден-Груз Т. Основы строения материи. М.: Мир, 1976.
Источники

Больцман Л. Очерки методологии физики. М., 1929.

Бор Н. Избранные научные труды: В 2 т. М., 1971. Т. 2.

Бори М. Размышления и воспоминания физика. М.,1977.

Бройль Л. де. Революция в физике (Новая физика и кванты). М.: Атомиздат, 1965.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

Гельмгольц Г.Л.Ф. О сохранении силы. М.; Л., 1934.

Гумбольдт А. География растений. М.; Л., 1936.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

Дарвин Ч.Р. Полное собрание сочинений: В 4 т. М., 1925-1929.

Дирак П. Принципы квантовой механики. М., 1979.

Жолио-Кюри Ирен и Фредерик. Совместные труды. М., 1957.

Жуковский Н.Е. Полное собрание сочинений. М. Л., 1935-1937. Т. 1-9.

Иоффе А.Ф. Избранные труды. Л., 1974-1975.

Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900.

Лебедев П.Н. Избранные сочинения. М.; Л., 1949.

Лебедев С.В. Избранные работы по органической химии. Л., 1958

Майер Р. Закон сохранения и превращения энергии. Четыре исследования 1841-1851 гг. М.; Л., 1933.

Максвелл Д.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М., 1954.

Менделеев Д.И. Периодический закон. М., 1958.

Мечников И.И. Современное состояние вопроса об иммунитете в инфекционных болезнях // Научное наследство. Сер. естественно-научн. Т. 1. М.; Л., 1948.

Мичурин И.В. Сочинения. М., 1948. Т. 1-4.

Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М., 1957.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. М., 1976.

Пастер Л. Исследования о брожениях. М.; Л., 1937.

Попов А.С. О телеграфировании без проводов // Электротехнический вестник 1897. №48.

Пристли Д. Избранные сочинения. М., 1934.

Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1952-1956. Т. 1-2.

Столетов А.Г. Собрание сочинений. М.; Л., 1939-1947. Т. 1-3.

Тимирязев К.А. Избранные сочинения. М., 1957. Т. 1-2.

Шмидт О.Ю. Возникновение планет и их спутников // Тр. Геофиз. ин-та АН СССР. № 11. М.; Л., 1950.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1955.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1987.

Якоби Б.С. Работы по электрохимии. М.; Л., 1957.
К ТЕМЕ 10

Системное видение мира и «постнеклассическая наука».

Технология как фактор эволюции

Обязательная литература

Авдухов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М.: Наука, 1992.

Блауберг И.И., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

Гиренок ФИ. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1977.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

Кузнецов В.И. Общая химия: Тенденция развития. М.: Высш. школа, 1989.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: Агар, 1996.

Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1979.
Дополнительная литература

Глобальная экологическая проблема. М.: Прогресс, 1988.



Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.

Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М: Наука, 1985.

История биологии: С древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1972-1975. Т. 1-2.



Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука. 1986.

Концепции современного естествознания: Сер. Учебники и учебные пособия. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Становление химии как науки: Всеобщая история химии. М.. Наука, 1983.

Физика XIX-XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX в. М.: Янус, 1997.



Шама Д. Современная космология. М., 1973.
Источники

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука. 1989.

Вернадский В.И. Начало и вечность науки. М.: Республика, 1989.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. 2-е изд. М.: Наука, 1991.

Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М.: Наука, 1987.

Юнг КГ. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Библиотека программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России: http://www.ifap.ru/library/index.htm

  2. В мире науки // http://www.sciam.ru/.

  3. Вопросы философии // http://sysres.isa.ru/.

  4. История и методология науки и техники : учебное пособие / сост.: В. А. Голенищев-Кутузов. – Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2005 // http://www.c-stud.ru/work_html/look_full.html?id=5695&razdel=165.

  5. Наука и жизнь // http://www.nkj.ru/.

  6. Наука сегодня. Научные гипотезы. История науки. Научные развлечения. Наука и религия. Человек и общество // http: //n-t.ru/tp/.

  7. Никифоров, А. Л. Философия науки: история и методология // http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Nikiforov.html.

  8. Программа учебной дисциплины «История и методология наук» // programm_kurs_istorii.doc // www.caemc.ru/.

  9. Рабочая учебная программа по дисциплине «История и методология науки и образования» // http://fmpk.uspu.ru/i/inst/doc/magistr-ped-istoriayimetodologiaynayki.pdf.

  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и методология юридической науки». Часть I. История и философия науки // imjn_om.doc // www.ipsub.udsu.ru//.

  11. Федеральный портал «Российское образование», коллекция «История образования»: http://museum.edu.ru/

  12. Философия и культура // http://www.nbpublish.com/fkmag/fkmag.php.

  13. Философия образования // http://www.phil-ed.ru/index.html.

  14. Философия хозяйства // http://www.econ.msu.ru/cd/110.

  15. Эпистемология & философия науки // http://journal.iph.ras.ru/.

  16. Credo new // http://credonew.ru/.

<< предыдущая страница