Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория государства... 14 6458.41kb.
Андрей Слюшкин Представляет 4 714.71kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки - страница №2/3

4.МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ



ТЕМА 1. Структура теоретико-методологических основ истории науки и техники
Контрольные вопросы
1. В чем Вы видите различие между научной и учебной дисциплинами «История науки и техники»?

2. Что является предметом изучения истории науки и техники?

3. Прошлое, настоящее и будущее научно-технического развития; как можно определить их дискретность и континуальность и каковы критерии их хронологического и предметного разделения?

4. Что является предметом изучения историографии истории науки и техники?

5. Как можно интерпретировать положение: история науки - саморефлексия науки; как с этой точки зрения оценивается историография историинауки и техники?

6. Каково соотношение истории науки и науковедения?

7. В чем различие понятий когнитивной и социальной истории науки и техники?

8. Каковы возможности интерпретации выражения: «история науки -драма идей, а не драма людей»?

9. Определите понятия естественно-научной, научно-технической и гуманитарной культуры.

10. Какие задачи решает памятниковедение истории науки и техники?

11. Что понимается под терминосистемой истории науки и техники?

12. Дайте этимологическое описание понятий: «наука», «техника», «природа», «пространство», «время», «математика», «число».

13. Как можно определить место и роль этимологии в решении теоретических проблем истории науки и техники?

14. Постройте терминологический граф понятий «история», «наука», «техника».

15. Что называют пониманием, толкованием, определением и объяснением? Приведите конкретные примеры.

16. Проведите сравнение понятий «толкование» и «интерпретация».

17. Что понимается под системным подходом и на чем он основывается?
Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Тенденции и динамика публикаций по истории науки и техники.

2. Анализ публикаторской деятельности историков науки И.Н. Веселов- ского, В.П. Зубова, С.Я. Лурье

3. Категории и методы в истории науки и техники.

4. Анализ количественных методов в истории науки и техники.

5. Выдающиеся события в мировой истории науки и техники.

6. Памятники истории науки и техники в Москве.

7. Философия техники: проблемы становления науки.

8. История науки и техники в свете научной и инженерной этики.

9. Наука, кризисы и революции XX в.

10. Тактические и стратегические аспекты фундаментальной науки.

11. Гуманизация и социальная функция науки.

12. Проблема знания в истории науки и современности


ТЕМА 2. Знания и технологические возможности доцивилизационного периода развития человечества
Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризовать источниковую базу по истории знаний и технологии древности?

2. Могут ли миф и ритуал быть предметом историко-научного анализа?

3. Каково содержание понятия «неолитическая революция»?

4. Какие изобретения сделали ненужным хранение огня?

5. Какие способы охоты применялись людьми каменного века?

6. Что такое процесс доместикации и как он протекал в истории?

7. Как вы думаете, увеличилось или уменьшилось количество языков на земле в период неолита по сравнению с палеолитом? Как это можно объяснить? Можно ли в наши дни это проверить наблюдением?

8. Какие новые орудия труда появились в период неолита по сравнению с палеолитом?

9. Дайте краткую характеристику современным версиям происхождения письменности.

10. Как можно интерпретировать происхождение и содержание первобытного искусства?

11. Чем можно объяснить раннее появление астрономических знаний?

12. Каковы особенности восприятия пространства и времени в первобытной культуре?

13. Нарисуйте орудия труда, характерные для периодов палеолита, мезолита и неолита.


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Возможности интерпретации мифа как историко-научного источника.

2. Типологизация астральных мифов древности.

3. Направления исследования техники и технологии первобытной культуры

4. Соотношение мифологических и современных космогонических представлений.

5 Анализ семиотических концепций О. Сулейменова по его книге «Язык письма».

6 Анализ космологических концепций B.E. Ларичева.

7 Соотношение эволюционной теории и креационизма в оценке первобытной культуры.
ТЕМА 3. Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях
Контрольные вопросы

1. Как трактуется сегодня деятельность древнеегипетского жреца (Хеси Ра)?

2. В какой последовательности развивались виды древнеегипетской письменности?

3. Какие виды источников используются при оценке уровня естественнонаучных знаний Древней Индии?

4. Как можно оценить роль «э-дубы» в формировании системы рациональных знаний Древней Вавилонии?

5. Чем можно объяснить высокую точность календаря майя?

6. Как совмещались цикличность и разомкнутость в восприятии времени у майя?

7. В чем выражался кризис архаического восприятия пространства и времени?

8. В чем сходство и различие систем медицинского знания в Древнем Вавилоне и Древнем Египте9

9. Какие типы конструкций применялись в строительной технике древних цивилизаций?

10. В каких исторических условиях была создана китайская «Математика в девяти книгах»?

11. Проведите проверку основных геометрических соотношений древнеегипетского канона согласно одной из современных гипотез.


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Сопоставительный анализ календарей майя и древних египтян.

2. Сопоставительный анализ систем счета древних египтян, майя и китайцев.

3. Архитектура и ритуал в древних цивилизациях.

4. Гипотезы реконструкции канонов в древних цивилизациях.

5. Принципы диагностики в вавилонской медицине.

6. Особенности развития математических знаний в Древней Индии классического периода.

7. Педагогические принципы вавилонской «э-дубы».
ТЕМА 4. Научная и техническая культура античности
Контрольные вопросы

1. Дайте описание структуры Космоса согласно учению Платона.

2. Почему движение по инерции было принципиально невозможным в концепции Аристотеля?

3. Как обосновывал Аристотель невозможность существования пустоты?

4. Как Эратосфен измерил длину окружности Земли?

5. Как Аристарх Самосский определил расстояния от Земли до Луны и Солнца?

6. Что понималось в античной Греции под природой?

7. В какой мере применимо современное понятие «техника» к анализу и описанию процессов и результатов технической деятельности в античности?

8. Какие признаки позволяют отличить «греческую науку» от знаний древних цивилизаций?

9. Каковы структура и принципы описания математического знания в «Началах» Евклида?

10. В чем сущность обвинений, выдвинутых Робертом Ньютоном против Клавдия Птолемея?

11. На каких организационных и содержательных принципах строилась античная система образования?

12. Дайте краткое комментированное описание «Альмагеста» Клавдия Птолемея.

13. Как можно охарактеризовать и чем объяснить «созерцательность» античной науки?

14. Постройте геометрическую модель Космоса по Евдоксу.
Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Греческий архитектурно-строительный канон.

2. Александрийская школа античной науки: история возникновения и развития; лидеры и достижения.

3. Принципы систематизации античного знания у Аристотеля.

4. Место и роль эксперимента в античной науке.

5. Соотношение астрономии и астрологии в античности.

6. Теория материи Платона.

7. Представление Аристотеля о движении.

8. Систематизация, описание и анализ «центров античной учености».

9. Структура и генезис картины мира по К. Птолемею.

10. Античная математика: развитие от сакральности к рациональности.

11. Главные технические достижения античности
ТЕМА 5. Пути и специфика освоения античного наследия
Контрольные вопросы

1. Что было стимулом совершенствования технических приемов и средств для средневековых ремесленников?

2. Что может дать интерпретация слова «clerk» при рассмотрении системы социального управления в средневековой Европе?

3. Каковы были социальные функции первых европейских университетов и на чем строились программы обучения?

4. Насколько корректно понятие «наука ислама»?

5. Каковы были структура образования и принципы обучения в Византии в различные периоды ее существования?

6. Причины и предмет критики положений Аристотеля в средневековье.

7. Какова роль Роберта Гроссета в развитии науки средневековья'?'

8. Дайте современную химическую интерпретацию алхимического трактата, выразите любую из описанных в нем процедур с помощью современной химической символики.
Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Толедская школа переводчиков и ее роль в становлении первого этапа средневековой учености.

2. Общее и различное в естественно-научных воззрениях доминиканцев и францисканцев.

3. Соотношение веры и разума в «Summa Theologiac» Фомы Аквинского.

4. Специфика развития естественно-научных представлений на Руси в X- XVII вв.

5. Леонардо да Винчи и восприятие его естественно-научных и технических разработок в конце XIX-XX в.

6. Средневековая картина мира. Принцип иерархии.

7. Специфика европейского «освоения» технических новшеств Востока.

8. Торговля и математика в средневековой Европе.


ТЕМА 6. Европейское Возрождение. Разрушение «старого» Космоса и становление новой картины мира
Контрольные вопросы

1. Что включается в понятие «Великие географические открытия»?

2. В чем выразилось изменение познавательной ориентации в эпоху Возрождения?

3. Насколько адекватен термин «Возрождение» для определения процессов в хронологических рамках этого периода?

4. Какие возможны интерпретации выражения «открытие Америки Колумбом»?

5. Расскажите об изобретении Гутенберга и покажите его культурно-историческое значение.

6. Какова была структура ремесленного производства?

7. Дайте характеристику «энергетической базы» эпохи Возрождения.

8. Как можно определить вклад Микеланджело в архитектуру и строительство?

9. Что понималось под статистическими моделями в эпоху Возрождения?

10. В чем было влияние Реформации на развитие науки?

11. Изобразите схемы наиболее важных, с точки зрения истории науки и техники, механизмов и машин эпохи Возрождения.


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ

1. Расширение физико-географических границ «европейского мира» и становление новой структуры научного знания.

2. Книгопечатание и становление новой информационной системы европейской культуры. Формирование предметной структуры первых изданий.

3. Взаимосвязь художественного и научного в деятельности «титанов» Возрождения.

4. Леонардо да Винчи как новый тип мыслителя и художника. «Трагедия Леонардо».

5. Влияние отдельных технических изобретений на развитие научных знаний эпохи Возрождения.

6. Историческое «Леонардоведение» как самопознание культуры.

7. Европейские университеты эпохи Возрождения: география и учебно- методическая характеристика.

8. Схоластика: ее суть и роль в становлении научного метода.

9. Проблемы интеграции и дифференциации научного знания в период Возрождения.


ТЕМА 7. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, структура, герои, результаты
Контрольные вопросы

1. Как понимал и чем обосновывал принцип инерции Г. Галилей?

2. Из каких положений исходил И. Кеплер, формулируя свои законы?

3. В чем преемственность и различия между механикой И. Ньютона и механикой его предшественников?

4. В чем выражалась институализация науки, начавшаяся в XVII в.?

5. Как понимался в XVII в. принцип «естественности» по отношению к природным и общественным явлениям?

6. Дайте сравнение философско-методологических концепций Ф. Бэкона и Р. Декарта.

7. Раскройте понятие «научная революция»; может ли оно быть применено к анализу развития общественных наук в XVII в.?

8. Как можно описать линию демаркации «наука - ненаука» в XVII в.?

9. Расскажите о роли Н. Коперника и Дж. Бруно в изменении познавательной модели мира.

10. Назовите основные технические достижения XVII в. и изобразите принципиальные схемы новых для XVII в. технических устройств.
Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ

1. Взаимосвязь научного подхода в естествознании и социальном устройстве в Европе XVII в.

2. Рациональные и иррациональные корни науки в XVII в.

3. Алхимические «увлечения» И. Ньютона.

4. Г. Галилей и римская церковь: история суда и реабилитации.

5. Г. Лейбниц и И. Ньютон: истоки и результаты спора о приоритетах.

6. Академии XVII в.: от «клуба по интересам» до сообщества ученых.

7. Р. Мертон и его анализ развития науки в Англии в XVII в.

8. Роль медицинских знаний в становлении естествознания.

9. Философско-методологические концепции XVII в.



ТЕМА 8. Механическая картина мира и «классическая наука». Промышленная революция
Контрольные вопросы

1. Какие «научные программы» можно выделить в европейском естествознании XVIII в.?

2. Раскройте содержание и историю понятия «промышленная революция».

3. Как можно интерпретировать термин «философская машина» в отношении парового двигателя?

4. Какие новые принципы организации научных исследований появились в XIX в.?

5. Какие изменения в понимании техники произошли после промышленной революции?

6. Каков смысл термина «классический» в применении к различным областям науки?

7. В чем причины и формы проявления кризиса классической науки?

8. Какую роль играла саморефлексия науки в развитии классического естествознания?

9. Воспроизведите графически принципиальную схему универсального парового двигателя двойного действия Дж. Уатта.


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ

1. Промышленная революция как феномен культуры: граница, структуры механизмы развития.

2. Взаимодействие естественно-научного и технического знания на различных этапах промышленной революции.

3. Направления и содержание «сциентизации» Западной Европы.

4. Причины и условия создания Петербургской Императорской академии наук.

5. Механизмы трансплантации западноевропейской науки в культуру России XVIII в.

6. Великая французская революция и наука.

7. Парижская политехническая школа и новое европейское образование.

8. Становление теории познания в XVIII—XIX вв.

9. Философские концепции науки XVIII—XIX вв.



ТЕМА 9. Электродинамическая картина мира. Становление «неклассической науки»
Контрольные вопросы

1. Как можно интерпретировать выражение «принцип дополнительности» как культурный ресурс?

2. Чем можно объяснить долгое неприятие теории относительности А. Эйнштейна учеными и частью философов?

3. Как можно охарактеризовать влияние мировой войны (первой и второй) на развитие науки и техники?

4. В чем суть историко-научной концепции В.И. Вернадского?

5. В чем выразилось влияние революции 1917 г. в России на развитие науки и техники?

6. Как можно интерпретировать понятия «дисциплинарность» и «междис- циплинарность» в науке в конце XIX - начале XX в.?

7. В чем суть проблемы «лысенковщины» в биологии, науке в целом?

8. Как можно интерпретировать понятие «научно-техническая революция»?

9. Изобразите принципиальную схему эксперимента Майкельсона-Морли.


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. Кризис классической науки как феномен культуры.

2. Э. Мах и предпосылки создания теории относительности А. Эйнштейна.

3. Ноосфера В.И. Вернадского: возможные модели интерпретации.

4. Ракетно-космическая программа конца XIX - начала XX в.: от романтической утопии к прагматической реальности.

5. Управление развитием науки и научными коллективами: история, основные принципы и результаты.

6. Научная этика и социальная ответственность ученого и инженера: история постановки и первые варианты решения.

7. Биология и системный подход - новое понимание живого.

8. Наука и тоталитаризм: грани взаимодействия.

9. Принципы соотношения классической и неклассической математики.
ТЕМА 10. Системное видение мира и «постнеклассическая наука». Технология как фактор эволюции
Контрольные вопросы

1. Каковы содержание понятия «синергетика» и область применения этой дисциплины'

2. Что такое антропный принцип и чем он обосновывается в космологии1?

3. В какой мере понятие «информационное общество» является научным'?

4. Чем можно объяснить возрастание интереса у современных ученых к древним философским концепциям?

5. Насколько адекватно понятие «научный прогноз»?

6. Какие методы и примеры конкретных прогнозов Вы можете назвать?

7. Чем Вы можете обосновать перспективность (или бесперспективность) исследования дальнего Космоса?

8. В какой степени правомерны и оправданы административные и этические запреты на фундаментальные исследования, например в области генной инженерии?

9. Как объясняется сегодня сочетание единства и многогранности Природы?


Темы рефератов, докладов, самостоятельных работ
1. НТР как идеологическая концепция.

2. Новое содержание и новая роль гуманитарных наук в современных условиях.

3. Сущность и оценки перспектив разрешения экологического кризиса современной цивилизации.

4. Креационизм и эволюционизм: современное соотношение.

5. Этика и социальная ответственность ученого и инженера как научная проблема.

6. Техносфера как предмет научного исследования: структура, возможности рационального описания.

7. «Искусственный интеллект»: содержание понятия, история возникновения, состояние разработки.

8. «Математическая гармония Природы» и перспективы единой теории поля.

9. Дайте обобщенное графическое описание «истории мира» по модели Большого Взрыва.

10. Медико-биологические исследования и безопасность общества.

11. Военные, социальные и научные факторы формирования новых направлений развития науки и техники.

12. Приоритеты развития новейших технологий.

13. Советская и американская наука в период «холодной войны».

14. Интеграция и дезинтеграция в мировой науке.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Теоретические и методологические основы истории науки и техники.

2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке и историческая обусловленность этих представлений.

3. Фундаментальные научные проблемы, не имеющие сегодня однозначного решения.

4. Возможности рациональной оценки уровня знаний и технологических возможностей доцивилизационного развития человечества.

5. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях.

6. Уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях (Египет, Междуречье, Индия, Китай, крито-микенская культура, цивилизация доколумбовой Америки).

7. Научная и техническая культура античности.

8. Пути и специфика освоения античного наследия в Средние века.

9. Научные знания и технические достижения средневековой Европы.

10. «Восточная ветвь» античной науки и становление рационального знания в Древней Руси.

11. Европейское Возрождение. Становление новой картины мира.

12. Леонардо да Винчи - предвестник новой научной культуры.

13. Научная революция XVIII в.: истоки, этапы, структура, герои, результаты.

14. Сциентизация европейского общества.

15. Промышленная революция.

16. Формирование нового интеллектуального пространства в Старом и Новом Свете.

17. Осознание границ применения классического естествознания.

18. Начало формирования квантово-механических представлений о мире. Взаимосвязь процессов в науке, технике, искусстве, социальной жизни.

19. Научно-техническое развитие в середине XX в. Возможности и опасности прямого воздействия на мир и человека.

20. Место науки и техники в современной жизни и социальная ответственность ученого.


Примерные темы сообщений и докладов по курсу «Теория и история науки»
1. Предмет и задачи истории науки.

2. Основные особенности античной науки.

3. Принципы рациональной реконструкции в истории науки.

4. Специфика научных знаний Древнего Египта.

5. Соотношение исторического и логического в истории науки.

6. Источники по оценке научных знаний Ассирии и Вавилона.

7. Принципы классификации источников по истории науки.

8. Возможные оценки уровня научных знаний в Древней Индии.

9. Основные этапы развития истории науки в мире и России.

10. Современные представления о развитии научных знаний в Древнем Китае.

11. Историко-научная концепция В.И. Вернадского и создание историко-научной школы России.

12. Евклид и его место в мировой математике.

13. Музейный экспонат как информационный источник по истории науки и техники.

14. Система мира по Птолемею: принципы построения и история существования.

15. Методы истории науки.

16. Познавательная модель характерная для античной Греции.

17. Связь историко-научных концепций с современным уровнем развития науки.

18. Роль научных знаний древних цивилизаций в формировании науки Античной Греции.

19. Человек науки - возможные подходы к исторической топологии.

20. Аристотель и структура античной науки.

21. Т.Кун и его влияние на современные концепции истории науки.

22. Александрийская школа античной науки - основные имена и достижения.

23. Интернализм и экстернализм в оценке развития науки.

24. Античная механика - основные положения и создатели.

25. Социальная история науки - основные положения и этапы развития.

26. Наука Римской империи и ее соотношение с наукой Античной Греции.

27. История науки и ее связь с философией, логикой, методологией науки и науковедением.

28. Пути и способы освоения античного научного наследия после V века.

29. Эксперимент в истории науки - возможности и ограничения.

30. Наука и ученые средневекового арабского Востока.

31. Принципы периодизации истории науки.

32. Специфика развития науки и образования в Византии.

33. Типы исследования по истории науки.

34. Наука в средневековой Европе. Роль христианства.

35. Типы и структура научных и научно-технических революций.

36. Механика в средневековой Европе. Попытки количественного описания движения. Импетус.

37. Взаимовлияние науки, философии, религии, искусства в ходе научной революции 19-20 вв.

38. Наука возрождения. Особая роль Леонардо да Винчи.

39. Изменение социального статуса и организационных форм науки в 20 веке.

40. Предпосылки возникновения науки Нового Времени.

41. Взаимоотношение науки и власти в 20 веке.

42. Научная революция 17 века. Основные этапы и особенности. Идея революции.

43. Неклассическая и постнеклассическая наука 20 века. Принципы выделения и особенности содержания.

44. И. Ньютон - новая наука и новое мышление.

45. Наука и война - модели исторического взаимодействия.

46. Основные научные программы 18 века.

47. Историзм в определении понятий наука, техника, технология.

48. Становление дисциплинарной структуры науки в 19 веке.

49. Наука и не наука - принципы разграничения.

50. А. Эйнштейн и его роль в развитии науки 20 века.



Примерные темы рефератов

по курсу «Теория и история науки»



  1. Математические знания в Античной Греции.

  2. Отражение научных знаний в Одиссее и Илиаде.

  3. Цивилизация Наско (Андское нагорье). Проблемы и предположения.

  4. Общие черты знаний о природе народов Древних цивилизаций.

  5. Строительство и архитектура в свете истории науки и техники.

  6. Понятие и взаимосвязь научного и ненаучного знания.

  7. Сравнительный анализ развития медицины, астрономии, архитектуры, строительства.

  8. Средневековая науки и техника Руси.

  9. Рубежные человеческие изобретения в истории человеческого общества.

  10. Рубежные человеческие открытия в истории человеческого общества.

  11. Величайшие памятники науки и технической культуры человечества.

  12. Псевдонаучное направление современности.

  13. Величайшие персоналии в истории науки и техники.

  14. Взаимосвязь науки, искусства и религии.

  15. Греческая культура классического периода.

  16. Основные особенности античной культуры.

  17. Пифагор - легендарный ученый-мыслитель.

  18. Зарождение китайской письменности.

  19. Взаимодействие математики и философии в Древней Греции.

  20. Научные знания в Древнем Китае на примере древнекитайской медицины.

  21. Древние майя: загадки погибшей цивилизации.

  22. Основные центры древних культур Центральной Америки (Тикаль, Теотидакан, Тула, Чичен-Ица).

  23. Представления людей о жизни после жизни и влияние этих представлений на жизнь общества.

  24. Влияние египетской культуры на греческую цивилизацию на примере пифагорейцев.

  25. История медицины: возникновение и развитие ( с древних времен до 16 века н.э.).

  26. Развитие математики в России в 17 и 19 столетиях.

  27. История стрелкового оружия индивидуального пользования (пистолетов и револьверов).

  28. Развитие книжного дела в европейском Средневековье.

  29. Ядерное оружие СССР: пришло из Америки или создано самостоятельно?

  30. Восточные цивилизации.

  31. Западноевропейская культуры в Средние века. Формирование научной культуры Средневековья.

  32. Рождение и развитие астрономии до 1 века до н.э. (Античные века).

  33. Кризис позитивистского взгляда на историю науки в 20 в. Обзор.

  34. История возникновения философии в странах Древнего Востока.

  35. История эзотеризма.

  36. Аристотель как историк науки.

  37. Галилео Галилей (1564-1642).

  38. Новая астрономия.

  39. История воздухоплавания и авиации в России.

  40. Математическая мысль Древней Руси.

  41. История сверхпроводимости.

  42. Языки программирования.

  43. Древние цивилизации Мексики.

  44. Идея и ее постижение в теории Платона.

  45. Развитие математики у народов Древнего Египта и Месопотамии.

  46. Космонавтика - от мифов до космических станций.

  47. Развитие физики в средние века.

  48. Величайшее творение человечества (по книге "Атлас чудес света").

  49. Судьба гренландских норманнов.

  50. Письменность древних цивилизаций Америки.

  51. На пороге бессмертия.

  52. Развитие математики от математической атомистики Демокрита до теории дифференциального и интегрального исчисления Лейбница.

  53. Наука в Древней Индии.

  54. Развитие паровой техники.

  55. Открытия Эйнштейна. Их роль в развитии науки.

  56. Познание долготы.

  57. Путь Зигмунда Фрейда.

  58. Общие условия развития науки в мануфактурный период.

  59. Как строились пирамиды в Египте.

  60. Выдающиеся деятели Ближнего Востока. Вклад в мировую науку. Леонард Эйлер.

  61. Влияние освоения космического и воздушного пространства на развитие научных представлений о мире. Лавуазье.

  62. Лобаческий (1792-1856).

  63. Выдающиеся деятели науки и техники Дальнего Востока и их вклад в мировую науку. Фома Аквинский.

  64. Влияние компьютерной технологии на развитие науки.

  65. Философские и естественно-научные взгляды в 17 в. в странах Европы.

  66. Истоки возрождения.

  67. Организация научных исследований конца 19 начала 20 веков.

  68. Система философии математики Аристотеля.

  69. История православной церкви в России.

  70. Авиация. История зарождения.

  71. М.В. Ломоносов.

  72. Наука и техника раннего Средневековья.

  73. Руны. История и развитие рунического искусства.

  74. Методологические основы истории науки и техники.

  75. История развития операционных систем и их основные черты.

  76. Опыт построения терминосистемы основных понятий науки и техники.

  77. Краткий очерк историографии Истории науки и техники.

  78. Хронологический указатель величайших событий в области мировой науки.

  79. Хронологический указатель величайших событий в области техники.

  80. История архивного дела и документоведения в России.

  81. История науки в Москве.

  82. История техники Москвы.

  83. Науковедение. Опыт построения терминосистемы.

  84. Сравнительный анализ теорий происхождения жизни на Земле.

  85. История кибернетики.

  86. Репрессированные науки в СССР.

  87. Роль изобретения колеса в развитии общества.

  88. Германские разработки Зенгера и Брета по созданию воздушно-космического самолета в 1945-1946 гг.

  89. Вывоз оборудования с территории оккупированной Германии, или перемещение технологий.

  90. Советские специалисты в Германии.

  91. Наука, техника и власть.

  92. Специалисты истории техники.

  93. Влияние развития авиации и космонавтики на общество.

  94. Мода, Техника, Прогресс.


Словарь основных терминов и понятий
Аксиология— философское учение о природе ценностей.

Аксиоматический метод— способ построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логическим путем.

Алгоритм — конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач.

Аналитическая философия — направление, основанное на методах логического и лингвистического анализа языка, применяемого для решения философских проблем.

Аналитические и синтетические суждения — разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их истинности. Истинность аналитических суждений выявляется путем чисто логического анализа, синтетических — обращением к внешней информации, знанию о действительности.

Апория—понятие древнегреческой философии для обозначения трудноразрешимой проблемы.

Апперцепция — понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятия предметов и явлений.

Априори — до опыта, апостериори — после опыта.

Архэ в древнегреческой философии — начало, принцип, отправная точка познания.

Вербализованный— выраженный в слове.

Верификация, верифицируемость (лат. мегфсаге — доказать истину) — понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Генетический метод (от греч. генезис, происхождение) — способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

Генерализация — обобщение.

Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов.

Гетерогенность — разнородность.

Гипотетико-дедуктивный метод — способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых следствий.

Гомоморфный — соответствующий (аналогичный) по некоторым параметрам структуре объекта.

Дедукция — переход от общего к частному, необходимый вывод следствий из принятых посылок;

Демаркация в науке — определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.

Дескриптивный — описательный.

Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.

Детерминированный — определяемый.

Дефиниция — определение.

Диверсификация — изменение, разнообразие.

Дискурс — последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей.

Доктрина — систематизированное учение.

Идиографический — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого.

Изоморфный — соответствующий (тождественный) структуре объекта.

Имплицитный— скрытый, неявный; противоположное — эксплицитный

Индетерминизм — учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность.

Индукция— переход от частного к общему, вероятностное обобщение опытных данных.

Институционализация — переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответствующих социальных отношений.

Интернализм и экстернализм — оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.

Интеррогативный — вопросительный.

Каузальный— причинный.

Квалификация— количественное измерение качественных признаков.

Когеренция — согласование протекания процессов, фаз, связность элементов, структур, систем.

Когнитивный— познаваемый, соответствующий познанию.

Когнитивизм — подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта.

Конвенция — договоренность, принятое соглашение.

Консенсус — согласие, единодушие, диссенсус — несогласие, расхождение во мнениях.

Концепт — идея, общее представление, «сгусток культуры в сознании человека» формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепция — определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.

Концептуализм — одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).

Коэволюция — совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека.

Кумуляция— накопление, суммирование.

Логический позитивизм— философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.

Матрица— металлическая пластинка с углублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямоугольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы.

Ментальность, менталитет — неосознанные представления, верования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов общества, над которыми надстраиваются теоретические и идеологические системы.

Метафизика —. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле — это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терминов «философия», «онтология». Одно из частных значений — метод, противоположный диалектике.

Монада— неделимое, несоставное единство, начало бытия.

Монизм— подход, стремящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к единой первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм.

Нарратив— рассказ, повесть, изложение фактов

Натурфилософия, или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.

Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления.

«Невидимый колледж» — неформальное исследовательское сообщество, личные контакты ученых.

Нелинейность — подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отрицает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.

Номинализм (от лат. поттапз — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считающее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реальна лишь единичная вещь. Противоположное направление — реализм, считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и независимо от сознания.

Номологический — законопологающий, отыскивающий общие законы.

Нормальная наука — термин, введенный Т .Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, — экстраординарная (сверхобычная) наука, т. е. наука в состоянии революционных изменений.

Нуль-гипотеза — термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обязательной предпосылки.

Объективно-идеалистический, объективный идеализм — философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало.

Ортодоксальный — правильный, фиксированный авторитетными инстанциями.

Парадигма — образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Мультипарадигмальный подход — признающий правомерность нескольких парадигм.

Персонализм— учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности личности — высшим смыслом цивилизации.

Перформативный— исполняющий, совершающий.

Перцептивный, перцепция — представление, восприятие.

Позитивизм, неопозитивизм — одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специально-научного знания и анализом языковых форм знания.

Понимающая социология — направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии.

Постмодернизм— обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.

Прагматизм— течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии.

Праксеологический— основанный на практике.

Протестанская этика — понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяйственного успеха.

Психоанализ — метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознателвные психические процессы и мотивации. Разработан австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939).

Психологизм — понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.

Релятивизм— признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента устойчивости, преувеличение зависимости познания от его условий.

Референт— объект, к которому относят суждение.

Рефлексия — анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — саморефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий.

Семантический, семантика (от греч. зетаписох — обозначающий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений.

Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. хепзиз — чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания. Главный представитель — Дж. Локк, XVII век.

Синкретичность, синкретизм— нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов.

Структурализм, постструктурализм — общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, истории науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях.

Субстрат— основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.

Тавтология— повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание.

Тематический анализ — термин, введенный Дж. Холтоном, означает способ изучения истории науки путем обращения к глубинным устойчивым структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых.

Темпоральный — временной.

Трансцендентальный — букв, выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание — независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Универсалии— категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта, например «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие.

Универсум— целостность, целостный мир.

Фальсификационизм— учение К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истин-ность в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Феномен — явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

Феноменология — философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

Физическая реальность — понятие, обозначающее систему теоретических объектов, построенных физической теорией и наделяемых онтологическим статусом.

Целерациональность — термин, введенный М. Вебером и обозначающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты.

Эволюционная эпистемология (теория познания) — направление, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной системы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию.

Экзистенциальный — определяемый переживанием субъектом своего «бытия в мире».

Экспликация — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием.

Элиминация — удаление, исключение.

Эмпириокритицизм— философское учение, критическое исследование опыта, второй этап позитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

Энтропия— мера неупорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Понятие, впервые введенное Р. Клаузиусом в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии. Связь энтропии с вероятностью установлена Л. Больцманом.

Эпистемология— теория познания.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс «История науки и техники» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к семинарским занятиям и контрольным точкам), а также элементы модульно-рейтинговой системы.
5.1 Методические рекомендации преподавателю
Теоретическая основа курса обширна и сложна. Необходимо сформировать у студентов четкое представление о том, что такое наука «естествознание» и как соотносятся между собой дисциплины естественнонаучного познания, что означает эпоха НТР (научно-технической революции), в чем суть ее последствий для человечества.

Необходимо учесть гуманитарный профиль студентов и донести материал компактно, с максимальной ясностью. Этого можно достичь, применяя учебные пособия, дополнительную литературу, наглядные пособия, кинофильмы, кинофрагменты по многим из естественных наук.

Необходимо научить студентов самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету, комментировать и объяснять высказывания ученых.

На теоретических занятиях преподаватель излагает программный материал, дает методологические указания к изучению отдельных тем, рекомендует литературу для самостоятельной работы студентов, предлагает темы для ближайших докладов и сообщений. В процессе изучения желательно использовать таблицы, схемы, видео- и кинофильмы по отдельным темам из курса физики, химии, биологии и т.д.

С целью проверки знаний рекомендуются следующие формы контроля: зачетные занятия, семинарские занятия, контрольные работы, карточки-задания, словарные диктанты, доклады, сообщения, рефераты.

Учебный материал излагается лекционным методом, беседой, лекцией с элементами беседы.


5.2 Методические рекомендации студентам
После каждой лекции следует внимательно прочитать конспект и отметить вопросы, требующие пояснения или уточнения. Затем, воспользовавшись рекомендуемой литературой, проработать основные положения лекции и, особенно, вопросы, требующие уточнения и конкретизации.

Для систематизации и усвоения обширного материала кроме рабочей лекционной тетради необходимо вести словарь новых терминов. В рабочей тетради составляются схемы, таблицы и по желанию зарисовки и наброски, иллюстрирующие интересную концепцию.

При выполнении самостоятельной работы, подготовке докладов, сообщений, при углубленном изучении отдельных тем и написании реферата каждый студент имеет возможность получить консультацию у преподавателя.
5.3 Требования по оформлению рефератов
Реферат – изложение конкретной проблемы на основе изученной литературы, определенные элементы самостоятельного исследования вопроса, четкие выводы. В построении реферата важны: соразмерность отдельных частей, нужная пропорция в освещении вопросов темы.

Оглавление (план) помещается на второй странице.



План всецело зависит от темы, задачи исследования, собранного и изученного материала. План должен охватить все содержание и определить ее структуру. Он должен ясно отражать главную мысль реферата, каждый из его пунктов должен быть выражением собственной части темы и находиться в логической связи с другими пунктами (иначе неполное освещение проблемы, бессистемность изложения, повторения, нарушение логической последовательности).

Введение должно быть кратким и содержательным. Автор дает обзор литературы по изучаемому вопросу, определяет цель и задачи работы, дает обоснование темы (почему тема заинтересовала, какое место занимает она в научной литературе, какова степень ее разработанности и т.п.).

<< предыдущая страница   следующая страница >>