Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов мира: история азии и африки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «История стран и регионов Европы»... 1 380.99kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история 2 442.76kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической... 2 1037.06kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность... 2 624.64kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
- 1 211.23kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов мира: история азии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ МИРА:

ИСТОРИЯ АЗИИ И АФРИКИ

Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История регионов мира» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «история».

Данная дисциплина относится к блоку обще-профессиональных дисциплин. В рамках данной дисциплины предполагается изучение истории Востока как особого социо-культурного региона, развивающегося на принципах сохранения традиции, истоки которой обнаруживаются в самых ранних периодах истории восточных цивилизаций. Традиция эта, трансформируясь и обогащаясь, проявляется, тем не менее, во всей дальнейшей истории региона, включая современность. Курс имеет важное теоретическое значение в осмыслении хода всемирной истории, концептуально он связан также с такими курсами, как Всеобщая история, История мировой и отечественной культуры, История мировых религий



Цель курса – показать многообразие исторического процесса, способствовать преодолению европоцентризма в теоретическом осмыслении и преподавании всемирной истории и вместе с тем акцентировать внимание студентов на возрастающую взаимозависимость и универсализацию всемирно-исторического процесса, приобщить студентов к современной научной проблематике в изучении всемирной истории, а также получение навыков работы с историческими источниками.

Задачи курса:

Студенты должны усвоить конкретно-исторический материал по истории возникновения и развития восточных цивилизаций;

научиться видеть свои знания о прошлом как некий вариант концептуализации истории;

рассматривая историю восточных цивилизаций, обозначить проблемы, являющиеся важными в изучении и других цивилизаций: человек в его взаимоотношении с окружающей средой, общество и власть, экономика и социальное развитие, ментальность и культура в их взаимоотношении.

познакомиться с историей изучения Востока в мировой и отечественной науке; обозначить взаимосвязь исторической науки с филологией.

приобщиться к работе с письменными историческими источниками –учиться «задавать источнику вопрос».



Структура курса. Курс разделен на части с учетом общей периодизации исторического процесса: История Древнего Востока (2 семестр), История доколониального Востока (4 семестр), История стран Азии и Африки в новое время (7 семестр), Новейшая история стран Азии и Африки (8,9семестр). Курс истории Востока позволяет сформировать у учащихся понимание многообразия исторического процесса, самобытности и самоценности цивилизационных регионов и отдельных народов при наличии универсальных исторических закономерностей.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

1 Предмет и задачи курса

18

2

2




16

2. Источники и историография Древнего Египта.

18

2

2




16

3. Особенности политического, социального, экономического и культурного развития Древнего Египта.

20

8

4

2

12

4. Источники и историография Древнего Междуречья.

20

8

4

2

12

5. Своеобразие развития Древнего Китая

14

8

4

4

6

6. Своеобразие развития Древней Индии. Религиозная жизнь Индии.

12

8

4

4

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итого часов в семестре

102

36

20

12

66

Семестровый контроль

экзамен

ДЕ II

ДОКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОСТОК

1 Предмет и задачи курса

10










10

2. Изучение доколониального Востока в зарубежной науке

10

1

1




9

3. Изучение доколониального Востока в отечественной науке

10

1

1




9

4. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока

10

4

2

2

6

5. Своеобразие китайской цивилизации

18

4

2

2

14

6 Своеобразие индийской цивилизации

16

4

2

2

12

7. Ближний Восток в эпоху средневековья и раннего Нового времени

20

4

2

2

16

8. Кочевые цивилизации Востока и их роль во всемирно-историческом процессе

12

4

2

2

8

Итого часов в семестре

106

22

12

10

84

Семестровый контроль

экзамен

ДЕ III


ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

1. Введение. Предмет и задачи курса. Колониализм и страны Востока.

10

-

-

-

10

2. Османская империя: рост зависимости от европейских держав и борьба за реформы.

10

4

2

2

6

3. Иран: англо-русское соперничество и своеобразие иранского освободительного движения.

20

4

2

2

16

4. Индия: британский колониальный режим и формирование национально-освободительного движения.

20

4

2

2

16

5. Китай: превращение в зависимую страну и начало модернизации китайского общества.

24

4

2

2

20

6. Япония: насильственное «открытие» страны и вступление на путь ускоренной модернизации.

10

2

2




8

7. Южная и Тропическая Африка: территориальный раздел и социальные изменения в условиях колониального господства.

10

2

2




8

Итого часов в семестре

104

20

12

8

84

Семестровый контроль

экзамен

ДЕ IV

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

1. Введение. Основные тенденции социально-политического и экономического развития стан Азии и Африки в 1918–1945 гг.

8

2

2

-

6

2. Модернизационные реформы в Турции, Иране, Афганистане в 1920–1930-е гг..

8

4

2

2

4

3 Арабские страны в 1918–1945 гг.

8

2

2




6

4. Британская колониальная политика и национально-освободительное движение в Индии в 1918–1947 гг.

8

4

2

2

4

5 Китай в 1918–1945 гг.: борьба за укрепление государственного суверенитета

10

4

2

2

6

6. Внутренняя и внешняя политика Японии в 1918–1945 гг.

8

4

2

2

4

7. Процесс деколонизации и выбор путей развития станами Востока.

8

2

2




6

8. Особенности политического и экономического развития Японии во второй половине ХХ начале XXI в.

8

4

2

2

4

9. Китай: смена моделей социально-экономического развития во второй половине ХХ века.

10

4

2

2

6

10. Индия в период независимости

8

4

2

2

4

11. Реформы шаха Мухаммеда Реза Пехлеви и «исламская революция» в Иране

8

2




2

6

12. Арабские страны во второй половине ХХ – начале XXI в.

8

4

2

2

4

13 Страны Африки во второй половине XX – начале XXI в.

8

2

2




6

Промежуточный контроль

Письменный опрос

Итого часов

100

34

24

10

66

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 1.Предмет и задачи курса.

Аудиторное изучение: Содержание, хронологические рамки, географические границы изучаемого материала. Способы формирования целостного видения курса. Методы изучения. Общая характеристика источников.

Хронологические и географические рамки изучаемого предмета. Содержание предмета: первые очаги цивилизации; роль природного фактора («великие исторические реки», климат, ландшафт, плодородие почвы, полезные ископаемые); роль этнического фактора; прогресс экономики и его влияние на дальнейшую эволюцию общества. Государство как новый тип власти. Изменения в сознании и культуре.



Самостоятельное изучение: Причины пристального интереса историков к начальным этапам становления цивилизации. Идеологические и научные позиции в трактовке истории Древнего Востока. Концепция «рабовладельческого строя» на Древнем Востоке в рамках теории общественно-экономических формаций. Идеологическая направленность и научная несостоятельность этой теории.

Базовые понятия: цивилизация; географическое пространство; этнос и этнический фактор; языковые семьи народов; прогресс; социальная структура и социальная стратификация; государство; город; рабство и «рабовладельческий строй; «общественно-экономическая формация».
Тема 2. Источники и историография Древнего Египта.

Аудиторное изучение: Сведения о Древнем Египте, сохранившиеся в сочинениях античных авторов: Геродот, Диодор Сицилийский. Манефон. Библия как источник по истории Древнего Египта. Начало археологических раскопок и значение археологических памятников в изучении Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности. Основные достижения зарубежной египтологии ХIХ-ХХ вв.

Самостоятельное изучение: Возникновение и развитие отечественной египтологии. Тенденции развития современной египтологии.

Базовые понятия: исторический источник; вещественные памятники; иероглифическая письменность; дешифровка письменности; египтология.


Тема 3. Особенности политического, социального, экономического и культурного развития Древнего Египта.

Аудиторное изучение: Периодизация истории Древнего Египта. Своеобразие природных условий и их роль в возникновении и развитии древнеегипетской цивилизации. Проблема централизации и децентрализации в политической истории Египта. Номы как полико-экономические единицы в структуре египетской цивилизации. Достижения в сфере экономики в эпохи Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств. Особенности традиционной религии Древнего Египта.

Самостоятельное изучение: Значение религиозной реформы Эхнатона как попытки обновления мировоззренческих и смыслоцелевых установок египетского общества. Проблема трактовки судьбы древнеегипетской цивилизации.

Базовые понятия: природная среда; ном; централизация и децентрализация; экономический прогресс; внешнеполитический фактор; сакральная власть; обожествление правителя; социальная стагнация; стиль жизни; стиль мышления; религиозная стагнация; гибель цивилизации; гибель культуры.
Тема 4. Источники и историография Древнего Междуречья.

Аудиторное изучение: Основные группы источников по истории Древней Месопотамии. Сведения античных авторов. Берос. Библия. Данные археологических раскопок. Дешифровка клинописи. Х.Гротефенд и Г. Роулинсон. Своеобразие комплекса источников в изучении истории Месопотамии. Концепция панвавилонизма. Достижения и проблемы зарубежной ассириологии.

Самостоятельное изучение: Развитие научной ассириологии в России. Ассириология и современность: век XIX и век ХХ.

Базовые понятия: Месопотамия; комплекс источников; клинопись; ассириология; панвавилонизм; документы хозяйственной отчетности; актуализация исторического исследования.
Тема 5. Своеобразие развития Древнего Китая.

Аудиторное изучение: Своеобразие комплекса источников по истории Древнего Китая. Проблема документальных источников. Проблема периодизации древней истории Китая. Возможности реконструкции истории Китая. Своеобразие природных условий Китая. Соседство со степью и пустынями.

Самостоятельное изучение: Общее и особенное в развитии Китая и других древневосточных народов. Традиционная религия Китая. Даосизм. Конфуцианство.

Базовые понятия: преобразование этноса; оседлость и кочевничество; традиция; ритуал; род; ментальность.
Тема 6. Своеобразие развития Древней Индии. Религиозная жизнь Индии.

Аудиторное изучение: Природные условия Индии и их влияние на возникновение и развитие цивилизации. Приход ариев в Индию. Веды – древнейший памятник индийской культуры (Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Яджурведа). Ведийская религия. Брахманизм. Буддизм и его основные идеи о смысле человеческого бытия. Причины превращения буддизма в мировую религию.

Самостоятельное изучение: Особенности социальной структуры Индии: варны и касты. Индуизм и его взаимосвязь с социальной структурой Индии.

Базовые понятия: веды; варны; касты и кастовость; брахманизм; карма; дхарма; нирвана; община.

ДЕ II. ДОКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОСТОК

Вводные положения к курсу

Базовые понятия и термины: традиционное общество; историческая преемственность; варварство и цивилизация; периодизация; всемирная история.
Тема 1. Предмет и задачи курса.

Аудиторное изучение: Проблема исторической преемственности в развитии стран Востока. Условность хронологических границ. Формационный и цивилизационный подходы как варианты теоретического осмысления истории. Очаговость восточных цивилизаций и причины ее сохранения.

Самостоятельное изучение: Особенности взаимоотношений с кочевыми народами. Цивилизация как особый путь культурно-исторического развития.

Базовые понятия: формация общественно-экономическая; цивилизация; теория исторического процесса; история и идеология; история и современность.
Тема 2. Изучение стран Востока в зарубежной

науке XVIIIXX вв.

Аудиторное изучение: Особенности трактовки стран Востока в эпоху Просвещения. Монтескье и Вольтер. И.Г. Гердер. Идея всемирной истории. Возможности познания истории стран Востока с позиций идеи прогресса. Европоцентризм XIX в. Гегель. Маркс. Становление научных школ и направлений. Позитивистское видение науки. Эмпирические исследования. Возрастание роли источника. У. Джонс и Г. Коулбрук и становление индологии как науки. Особенности развития синологии. К. Виттфогель.

Самостоятельное изучение: Становление американского востоковедения в ХХ в. Дж. Фейербенк. Востоковедение и политика.

Базовые понятия: просвещение; востоковедение; индология; синология; арабистика; османистика; наука и политика; позитивизм; эмпирические исследования; источники.
Тема 3. Изучение стран Востока в отечественной науке XIX – ХХ вв.

Аудиторное изучение: Причины интереса к странам Востока в России. Н.Я. Бичурин (о. Иакинф). Казанский университет. В.Н. Васильев. Азиатский департамент МИДа и СПб университет. В.М. Алексеев и развитие отечественной синологии. В.В. Бартольд и становление исторического востоковедения. В.М. Владимирцов как историк Монголии. С.Ф. Ольденбург и развитие отечественной буддологии. Н.И. Конрад – первый советский академик-востоковед. Изучение истории Востока и проблемы формационного подхода как философско-исторической теории исторического процесса. Изучение истории социальных протестов («классовой борьбы»). Л.В. Симоновская. Дискуссия 60-х гг. об АСП в советской исторической науке и ее роль в дальнейшем развитии науки о Востоке. Особенности развития науки в «годы застоя». Проблемы аграрной истории в исследованиях А.А. Надирадзе.

Самостоятельное изучение: Рождение понятия «традиционное общество». Проблемы истории китайского государства в творчестве Л.С. Васильева. Становление цивилизационного подхода как новой теории всемирно-исторического процесса.

Базовые понятия: историческое востоковедение; дискуссия научная; дискуссия идеологическая; цивилизационный подход; аграрная история; история классовой борьбы; азиатский способ производства.
Тема 4. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока.

Аудиторное изучение: Географический фактор как основа в различном пути развития стран Запада и Востока. Своеобразие экономического разивтия: причины длительного сохранения сельского хозяйства и ремесла в их нерасчлененном единстве; роль городов; своеобразие развития внешней и внутренней торговли; организация ремесла в городах; численность населения городов; судьба научно-технических изобретений. Своеобразие социального развития: проблема трансформации социальных отношений и возникновения новых социальных слоев; проблема свободы и несвободы основных производителей; община восточная в ее сопоставлении с западной; роль рабства и причины его длительного сохранения; положение горожан; место купечества в социальной структуре общества; структура господствующих слоев и их положение перед лицом власти и основной массой народа.

Самостоятельное изучение: Проблема средних социальных слоев; Своеобразие государственной власти и системы государственного управления; проблема «восточной деспотии»; положение главы государства; проблема трансформации восточного государства. Гомогенность восточных цивилизаций и отражение этих свойств в развитии культуры и ментальности народов Востока.

Базовые понятия: соотношение понятий «развитие цивилизации» и «трансформация цивилизации»; город; городское ремесло; ханы; туани; экономический прогресс; нормы затрат человеческого труда; технические усовершенствования; община; нормы налогообложения; формы зависимости; правовой статус; господствующие слои; родовые связи; восточная деспотия; государственная собственность на землю; бюрократический аппарат; политическая неустойчивость; система наследования власти; гомогенность цивилизации; ментальность.
Тема 5. Своеобразие китайской цивилизации.

Аудиторное изучение: Проблема перехода от древности к средневековью в развитии китайской цивилизации. Роль конфуцианства как основы системы государственного управления и взаимоотношений между властью и народом. Роль системы аграрных отношений в изучении истории Китая. Своеобразная роль государства в истории Китая. Проблема цикличности в истории Китая. Крестьянские войны в истории Китая. Типология крестьянских войн. Китай и кочевники. Внешнеполитическая доктрина в политике средневекового Китая.

Самостоятельное изучение: Своеобразие встречи Китая с европейцами. Россия и Китай: проблема границы; позиция внешнеполитических ведомств России в отношении Китая. «Опиумные войны». Россия и Китай в эпоху «Опиумных войн».

Базовые понятия: летописная традиция; конфуцианство; ритуал; надельная система; сословие ши; цикличность; крестьянская война; местничество; обряд коу-тоу; императорский двор; внешнеполитическая доктрина.
Тема 6. Своеобразие индийской цивилизации.

Аудиторное изучение: Проблема перехода от древности к средневековью в истории Индии. Региональность как фактор развития Индии. Языковые системы Индии. Своеобразие системы государственного управления и характера аграрных отношений. Роль городов. Своеобразие религиозной жизни Индии. Развитие варно-кастовой системы как социальной структуры общества. Соотношение понятий «социальная структура» и «социальные отношения». Рабство в истории средневековой Индии. Своеобразие и роль индийской общины. Мусульманское завоевание и его роль в трансформации системы государственного управления, социальных отношений и экономического развития Индии. Индии. «Мусульманский период» в истории Индии.

Самостоятельное изучение: Своеобразие встречи с европейцами. Причины превращения Индии в колонию. Пути превращения Индии в колонию. Начало колониального периода в истории Индии.

Базовые понятия: региональность; санскрит; языковые системы; варно-кастовая система; религиозная традиция; ценностные установки; община; централизация и децентрализация; военное завоевание; трансформация общественных отношений; колониализм.
Тема 7. Ближний Восток в эпоху средневековья и раннего Нового времени.

Аудиторное изучение: Очаги древнейших цивилизаций и их вхождение в эпоху средневековья. Свержение Аршакидов и приход к власти Сасанидов как смена парадигм развития Ирана. Трансформация зороастризма. Манихейство. Движение маздакитов. Азаты и дехкане. Централизация и политическая раздробленность в истории Ирана. Арабы до возникновения ислама. Взаимосвязь образа жизни с природными условиями Аравийского полуострова. Особенности взаимоотношений арабов с цивилизованными народами.

Возникновение ислама: источники, основные догматы веры. Ислам как одна из мировых религий. Арабские завоевания: причины, основные направления, этапы завоеваний. Причины побед арабов над государствами древних цивилизаций. Отношение арабов к народам покоренных государств. Проблема «государство и народ». Особенности халифата как государственного образования. Этапы распада халифата. Характер государств, возникавших на развалинах халифата. Тенденции экономического развития эмиратов. Сельджукское завоевание Ближнего Востока. Возникновение Османского государства и Османской империи. Османская империя как пограничное государство, лежащее между Западом и Востоком. Завоевания Тимура.



Самостоятельное изучение: Особенности встречи Османской империи с натиском европейских государств. Трансформация Османского государства. Танзимат. Особенности встречи Ирана с европейскими государствами. Реформы Амир-низама. Бабидские восстания в Иране. Россия и государства Ближнего Востока.

Базовые понятия: преемственность в развитии цивилизаций; торговые пути; централизация и децентрализация; религиозный фактор; мировая религия; религиозная традиция; намаз; хиджра; религиозный пост; религиозная обрядность; религиозные запреты; повседневная религиозность; халифат; эмираты; бейлики; трансформация системы государственного управления; танзимат; конвенции; банковская система; синтез цивилизаций.
Тема 8. Кочевые цивилизации Востока и их роль во всемирно-историческом процессе.

Аудиторное изучение: Причины возникновения и сохранения кочевого образа жизни. Монголы до возникновения государства. Чингис-хан и возникновение монгольского государства. Монгольские завоевания и их роль во всемирно-историческом процессе. Империя Юань и другие монгольские государства.

Самостоятельное изучение: Проблема трансформации социальной структуры кочевников. Общее в развитии монгольского и других кочевых обществ.

Базовые понятия: степные цивилизации; номадизм; законодательство; нукеры; нойоны; аил; кочевые угодья; десятичная система счета; орда; лунно-солнечный календарь; род и родовые связи; синтез цивилизаций; религиозная традиция; проблема передачи ментальных установок.
ДЕ III. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Введение.

Основное содержание курса: столкновение цивилизаций Востока (исламской, индуистко-буддийской, конфуцианской) и Запада (еврохристианской), превращение стран Востока в колониально-зависимую периферию. Хронологические рамки курса. Основные теоретические подходы к изучению Востока в колониальную эпоху.

Колониальная экспансия – неотъемлемая черта становления капитализма. Колониализм как форма международного разделения труда и складывания мирового рынка. Этапы колониализма. Складывание крупнейших колониальных империй. Методы экономического и внеэкономического воздействия метрополий на колониальную периферию. Социально-экономические, политические и идеологические последствия колониальной экспансии для стран Востока. Подрыв традиционных отношений и начало модернизации восточных обществ. Реакция отторжения на экспансию европейцев и реформы «сверху».

Особенности развития капитализма в странах Востока, возникновение многоукладных структур. Обострение противоречий колониальной системы. Формирование социальной базы и идеологии национально-освободительного движения. Политическая роль военной и гражданской бюрократии, национальной интеллигенции, предпринимательских слоев. Проблема синтеза европейских достижений и духовно-культурного наследия восточных цивилизаций. Оформление умеренно-реформистского и радикального течений. Начало политизации религии. Становление современных государственно-политических институтов в странах Востока.
Тема 1. Османская империя: рост зависимости от европейских держав и борьба за реформы.

Аудиторное изучение: Усиление экономического проникновения капиталистических стран в Османскую империю во второй половине XIX в. Внешние займы и финансовое банкротство империи. Администрация оттоманского публичного долга. Концессии. Оттоманский банк. Активизация экспансии Германии в Турции. Багдадская железная дорога.

Этно-религиозный состав предпринимательских слоев Османской империи. Конституционное движение в 1860–1870-е гг. Общество «новых османов». Доктрина османизма. Конституция 1876 г. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и новые территориальные потери Османской империи.

Режим Абдул-Хамида II. Политика панисламизма. Младотурецкое движение, разногласия между группировками во главе с Ахмед Риза-беем и принцем Сабахеддином. Начало и ход революции младотурок. Роль армии в революции. Младотурки у власти.

Самостоятельное изучение: Триполитанская и балканские войны: дальнейший распад империи. Вступление Турции в первую мировую войну. Ближневосточный театр военных операций. Пантюркизм. Этнические чистки и репрессии в отношении национальных меньшинств. Экономика и социальные процессы в годы войны. Мудросское перемирие. Крах Османской империи.
Тема 2. Иран: англо-русское соперничество и своеобразие иранского освободительного движения.

Аудиторное изучение: Кризис иранской государственности. Особенности взаимоотношений монархии и шиитского духовенства. Соперничество Великобритании и России в Иране во второй половине XIX – начале ХХ в. Методы колониальной экспансии в Иране. Концессии. Вывоз капитала. Финансовое закабаление Ирана. Выступления против английской табачной монополии.

Степень развития национального капитализма в Иране. Иранская буржуазия и зарождение буржуазного национализма. Просветительская деятельность Малькольм-хана.



Иранская революция 1905–1911 гг. Влияние русской революции на национально-освободительное движение в Иране. Конституционный период иранской революции. Созыв первого меджлиса и принятие конституции 1906 г. Дополнительные статьи. Роль шиитского духовенства в революции. Создание энджуменов, организаций муджахидов. Англо-русское соглашение 1907 г. Контрреволюционный переворот в Тегеране. Тебризское восстание 1908–1909 гг. Свержение Мухаммеда Али-шаха. Миссия М. Шустера. Интервенция русских и английских войск. Итоги и значение иранской революции.

Самостоятельное изучение: Иран в годы первой мировой войны. Военные действия на территории Ирана. Усиление прогерманских настроений. Англо-русское соглашение 1915 г. Влияние войны на экономику страны. Уход русских войск и британская оккупация всей территории Ирана.
Тема 3. Индия: британский колониальный режим и формирование национально-освободительного движения.

Аудиторное изучение: Англо-французская борьба за Индию. Создание отрядов сипаев. Субсидиарные договоры. Завоевание Бенгалии. Роль Ост-Индской компании в покорении и завоевании Индии. Административные преобразования англичан в Индии. Земельно-налоговые системы заминдари, райатвари, маузавар. Введение плантационной формы выращивания сельскохозяйственных культур. Начало превращения Индии в рынок сбыта английской продукции. Разорение индийского ручного ткачества.

Зарождение буржуазного национализма. Рам Мохан Рай.

Антианглийское восстание в Индии в 1857–1859 гг. Причины социального взрыва в Индии. Роль сипайской армии. Участие традиционных слоев в восстании, их цели. Основные очаги восстания. Подавление восстания. Ликвидация Ост-Индской компании.

Изменения в английской колониальной политике в Индии во второй половине XIX  в. Реорганизация колониальной армии. Увеличение доли индийцев в колониально-государственном аппарате. Создание законосовещательных и муниципальных органов. Аграрное законодательство. Ввоз английского капитала в Индию. Рост внешней торговли. Особенности развития капитализма в Индии. Состояние ремесленного производства. Сдвиги в социальной структуре индийского общества. Индийская национальная буржуазия и пролетариат. Возникновение средних слоев.

Реформы в области образования. Появление индийской национальной интеллигенции и ее роль в общественно-политической жизни страны. Создание Индийского национального конгресса (ИНК) и его деятельность. Позиция либерального руководства ИНК. Формирование радикального течения. Индийский национализм и религия. Зарождение мусульманского общинного движения.

Самостоятельное изучение: Политика вице-короля Керзона и раздел Бенгалии. Подъем национального движения в Индии в 1905–1908 гг. Движение за «сварадж» и «свадеши». Борьба внутри ИНК. Образование Мусульманской лиги и Хинду Махасабха. Процесс над Тилаком и всеобщая забастовка в Бомбее.

Английская политика в Индии накануне и в годы первой мировой войны. Реформы Морли-Минто. Тактика «пассивного сопротивления» и деятельность террористов. Участие Индии в первой мировой войне. Влияние войны на социально-экономические и политические процессы в Индии. Съезды ИНК и Мусульманской лиги в Лакхнау. Лиги гомруля.


Тема 5. Китай: превращение в зависимую страну и начало модернизации китайского общества.

Аудиторное изучение: Политика «самоусиления», ее цели и содержание. Появление машинного производства, современных видов транспорта и связи. Реформы в области просвещения. Особенности развития капитализма в Китае. Японо-китайская война и провал политики «самоусиления». Раздел Китая на «сферы влияния». Укрепление позиций иностранного капитала.

Реформаторское движение в конце XIX в. Деятельность Кан Ювэя. «Сто дней реформ» императора Гуансюя. Поражение китайских реформаторов.

Восстание ихэтуаней, его направленность и состав участников. Идеология ихэтуаней. Позиция Цыси. Интервенция восьми держав. Заключительный протокол.

Зарождение революционного движения. Три принципа Сунь Ятсена. «Новая политика» цинских властей и развитие легального реформаторского движения. «Совещательные комитеты» и петиционное движение за учреждение парламента. Движение «за возвращение прав, отнятых иностранцами».

Синьхайская революция в Китае. Позиция революционеров и умеренных кругов. Сунь Ятсен – первый президент китайской республики. Отречение Цинов от власти. Образование партии Гоминьдан. Установление авторитарного режима Юань Шикая. Значение Синьхайской революции.

Самостоятельное изучение: Развал государственности и складывание милитаристских режимов. Китай в годы первой мировой войны. Экономический подъем. Усиление японской экспансии. «Двадцать одно требование». Попытки восстановления монархии. Гражданская война 1915–1916 гг. и поражение Юань Шикая. Движение за «новую культуру».
Тема 6. Япония: насильственное «открытие» страны и вступление на путь ускоренной модернизации.

Аудиторное изучение: Мэйдзи исин» и реформы конца 1860 – начала 1870-х гг. Вступление Японии на путь модернизации. Роль государства. «Образцовые предприятия». Привилегированные компании. Особенности генезиса и развития капитализма в Японии. Причины ускоренной капиталистической трансформации японского общества. Соотношение инноваций и традиции. Культ императора и его роль в консолидации общества. Движение за принятие конституции и первые политические партии. Конституция 1889 г. и императорская система.

Внешняя политика Японии в последней трети XIX – начале ХХ в. Проблема Сахалина и Курильских островов в отношениях между Японией и Россией. Японо-китайская война. Симоносекский мирный договор и его пересмотр. Влияние войны на экономику Японии. Англо-японский союз 1902 г. Война с Россией 1904–1905 гг. Портсмутский мир.



Самостоятельное изучение: Превращение Японии в великую державу. Аннексия Кореи. Обострение японо-американских противоречий. Укрепление экономических и внешнеполитических позиций Японии на Дальнем Востоке в годы первой мировой войны.
Тема 7. Тропическая и Южная Африка: территориальный раздел и социальные изменения в условиях колониального господства.

Аудиторное изучение: Раздел Африки европейскими державами. Французские, английские, германские, бельгийские колониальные владения. Итало-эфиопская война. Организация колониального управления и методы эксплуатации. Социальные изменения в условиях колониального господства. Традиционные и новые формы протеста.

Золотая и алмазная лихорадка в Южной Африке. Деятельность С. Родса. Англо-зулусская война 1879 г. Англо-бурская война и создание Южно-Африканского Союза. Расовый и этнический состав населения Южной Африки. Возникновение Африканского национального конгресса.



Самостоятельное изучение: Африка в годы первой мировой войны. Захват Юго-Западной Африки Южно-Африканским Союзом.
ДЕ IV. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
Часть 1. Основные тенденции социально-политического и экономического развития стан Азии и Африки в 1918–1945 гг.

Аудиторное изучение: Социально-экономические последствия Первой мировой войны для стран Востока. Дальнейшее вовлечение в международное разделение труда. Формирование новых социальных слоев. Авангардная роль интеллигенции в политической жизни.

Влияние антиколониальной политики СССР на социально-политические процессы в странах Востока. Коминтерн и Восток, проблема соотношения национальных интересов СССР и мировой революции. «Экспорт революции».

Кризисные явления в колониальной системе. Мандатная система в Азии, Африке, на островах Тихого океана. Постепенная ликвидация неравноправных договоров. Проведение административных реформ и расширение самоуправления в колониях.

Пробуждение национального самосознания. Рост организованности и массовости освободительного движения. Формирование общенациональных политических партий, выдвижение харизматических лидеров. Национализм и усиление его влияния на идейно-политическую жизнь.



Самостоятельное изучение: Вторая мировая война и Восток. Проблема выбора военно-политических ориентиров для националистов Востока. Восточный коллаборационизм. Углубление кризиса колониальной системы. Социально-политические и экономические сдвиги в странах Востока в годы Второй мировой войны. Расширение потенциала антиколониальных и националистических сил. Рост влияния СССР на страны Востока. Особенности антиколониальной позиции США
Тема 2. Модернизационные реформы в Турции, Иране, Афганистане в 1920–1930-е гг.

Аудиторное изучение: Провозглашение Турецкой республики. Консолидация авторитарного режима кемалистов. Проведение радикальных политических, экономических и культурных преобразований. Секуляризм политики Ататюрка. Политика «этатизма». Курдская проблема.

Государственный переворот 1921 г. в Иране. Свержение каджарской династии. Укрепление центральной власти, роль армии. Миссия Мильспо. Административные, экономические и культурные реформы Реза-шаха Пехлеви. Позиция шиитского духовенства. Конфликт с Англо-иранской нефтяной компанией и его урегулирование.



Самостоятельное изучение: Третья англо-афганская война 1919 г. и завоевание Афганистаном независимости. Реформы Амануллы-хана. Гражданская война 1928–1929 гг. Стабилизация ситуации в 1930-е гг.
Тема 3. Арабские страны в 1918–1945 гг.

Аудиторное изучение: Раздел арабских стран после распада Османской империи. Мандатная система и борьба арабских народов за суверенитет. Особенности экономики и социальной структуры арабских стран. Складывание отдельных арабских наций и своеобразие местного (регионального) национализма в Египте, странах Магриба, Сирии и Ливане. Панарабизм, проекты создания «Великой Сирии» и «Благодатного полумесяца». Утверждение независимости Саудовской Аравии и Йемена. Подмандатная Палестина и реализация «декларации Бальфура». Влияние ислама на арабское национальное движение.

Борьба народов Сирии и Ливана против французского мандата. Особенности этноконфессиональной структуры Ливана. Конституция Сирии 1930 г. Ликвидация зависимости Сирии и Ливана от Франции.

Особенности национально-освободительного движения в странах Магриба. Республика Риф.

Борьба против установления британского господства в Ираке. Провозглашение Ирака подмандатным королевством. Отмена британского мандата в 1932 г.



Самостоятельное изучение: Подъем национального движения в Египте после Первой мировой войны. Саад Заглул и образование партии Вафд. Восстание 1919 г. Провозглашение независимости Египта и характер англо-египетских отношений. Вафдистское правительство и его политика. Англо-египетский договор 1936 г. и размежевание политических сил в египетском обществе.

Рост прогерманских настроений в арабском мире накануне Второй мировой войны. Создание Лиги арабских государств.


Тема 4. Британская колониальная политика и национально-освободительное движение в Индии в 1918–1947 гг.

Аудиторное изучение: Влияние Первой мировой войны на рост национального самосознания индийцев. Политика Англии в Индии. Закон об управлении Индией 1919 г. Ганди и его учение. Кампании гражданского неповиновения. Роль Индийского национального конгресса в освободительном движении. Свараджисты. Возникновение левого крыла в ИНК. Комиссия Саймона. «Конституция Неру». «Соляной поход» Ганди и подъем антиколониального движения. Конституция 1935 г. Выборы 1937 г. и деятельность провинциальных министерств. Формирование в Индии элементов парламентаризма, многопартийности и гражданского общества. Роль коммунистов в рабочем и крестьянском движении. Межконфессиональные проблемы индийского общества. Джинна и идея создания Пакистана.

Самостоятельное изучение: Развитие экономики Индии в 1920-1930-е гг. Укрепление позиций национального капитала.

ИНК и Вторая мировая война. Миссия Криппса. Антиколониальные выступления в августе 1942 г. Индийская национальная армия и попытки вооруженной борьбы против колонизаторов. Участие Индии в войне. Вопрос о послевоенном устройстве Индии.


Тема 5. Китай в 1918–1945 гг.: борьба за укрепление государственного суверенитета.

Аудиторное изучение: Политическая и экономическая раздробленность страны после Первой мировой войны. Милитаристские клики. Решения Парижской конференции о Китае и «Движение 4 мая». Создание компартии и реорганизация гоминьдана. Изменение содержания «трех народных принципов» Сунь Ятсена. Укрепление революционной базы на юге страны.

Национальная революция 1925–1927 гг. Роль Коминтерна и советников из СССР в китайской революции. Северный поход. Нарастание противоречий между гоминьданом и КПК. Переворот Чан Кайши в Шанхае и репрессии против коммунистов. Итоги революции.

Укрепление власти гоминьдана. Суньятсенизм как государственная идеология. Гоминьдановские реформы в годы «нанкинского десятилетия» (1927–1937). Роль государства в экономике страны. Рабочая и аграрная политика. Национализм Чан Кайши. Политика КПК в «советских районах». Мао Цзэдун и «китаизация» марксизма. Пять карательных походов Чан Кайши против коммунистов.

Конфликт на КВЖД и разрыв между Китаем и СССР. Захват Японией Северо-Восточного Китая. Позиция Лиги наций в отношении агрессии Японии в Китае. Создание Маньчжоу-го. Экономическое развитие Маньчжурии. Продажа Советским Союзом КВЖД. Позиция Чан Кайши в отношении японской агрессии. Подъем антияпонского движения в 1935–1937 гг. Проблема единого фронта.



Самостоятельное изучение: Освободительная война Китая против Японии в 1937–1945 гг. Наступательные действия Японии в 1937–1938 гг. Заключение советско-китайского пакта о ненападении. Экономическая и военная помощь СССР Китаю. Единый фронт гоминьдана и КПК. Образование «национального правительства» во главе с Ван Цзинвеем. Социальная и идеологическая эволюция гоминьдана. Укрепление военно-политических позиций КПК в годы войны. Концепция «новой демократии». Обострение отношений между гоминьданом и КПК. Политика США в отношении Китая. Окончательная ликвидация системы неравноправных договоров с Китаем. Поражение Японии и крах японского колониального режима в Китае.
Тема 6. Внутренняя и внешняя политика Японии в 1918–1945 гг.

Аудиторное изучение: Влияние Первой мировой войны на экономику Японии. Решения Парижской мирной конференции о Шаньдуне. Участие Японии в интервенции на Российском Дальнем Востоке. Япония на Вашингтонской конференции. Обострение японо-американских отношений. Советско-японская конвенция 1925 г.

Структура политической власти в Японии. Роль традиционной политической культуры. «Рисовые бунты» 1918 г. Борьба за расширение избирательных прав и ее результаты. Меморандум Танака.

Влияние мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. на Японию. Военно-инфляционная конъюнктура. «Молодые офицеры». Военно-фашистские путчи. Усиление влияния военных кругов. Идеология «японизма». Паназиатская доктрина. Активизация агрессивной внешней политики Японии. Особенности колониальной политики Японии в Маньчжурии, Корее, на Тайване. Антикоминтерновский пакт 1936 г.

Нападение Японии на Китай (1937 г.). Кампания по «мобилизации национального духа». Поражение японских войск у озера Хасан и р. Халхин-гол. Военно-политический союз Японии с Германией и Италией (1940 г.). Советско-японский пакт о нейтралитете (1941 г.). Обострение японо-американских отношений.



Самостоятельное изучение: Начало войны на Тихом океане. Причины успехов Японии на первом этапе войны. Попытка создания «восточно-азиатской сферы сопроцветания». Японский «новый порядок» в оккупированных странах. Влияние войны на экономику и политические процессы в стране. Перелом в ходе войны на Тихом океане в пользу США и Англии. Решения Ялтинской конференции. Потсдамская декларация 1945 г. Атомные бомбардировки Японии. Вступление СССР в войну против Японии. Разгром и капитуляция Японии.
Часть 2. Современная история стран Азии и Африки

Тема 7. Процесс деколонизации и выбор путей развития станами Востока

Аудиторное изучение: Вторая мировая война как катализатор изменений всемирно-исторического масштаба. Распад колониальных империй и образование независимых государств в Азии и Северной Африке в конце 1940-х – 1950-е гг. Достижение независимости странами Тропической Африки в 1960-е г. Изменение места стран Востока в глобальных политических процессах.

«Холодная война» и образование двух военно-политических блоков. Влияние соревнования двух систем на азиатско-африканский мир. Бандунгская конференция (1955 г.), складывание Движения неприсоединения. Проблемы поиска «третьего пути» развития. Дифференциация государств азиатско-африканского региона: страны, развивающиеся по капиталистическому пути, социалистические страны, страны «некапиталистической ориентации». Политика этатизма. Преобразование в аграрном секторе. Экономический рост новых индустриальных стран Востока и его социальные последствия. Попытки преодоления состояния периферийной зависимости и их результаты.



Самостоятельное изучение: Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Роль армии. Традиция и проблемы формирования гражданского общества в странах Востока. Демократия и авторитаризм в афро-азиатском мире. Возрастание роли религиозных институтов и политизация религии. Усложнение социальной структуры афро-азиатских обществ. Рост бюрократии и «среднего класса», трансформация социальной организации деревни. Усиление процессов маргинализации. Этноконфессиональные и социальные конфликты в постколониальных обществах. Обострение демографических и экологических проблем.
Тема 8. Особенности политического и экономического развития Японии во второй половине ХХ начале XXI в.

Аудиторное изучение: Американская оккупация и меры по демилитаризации и демократизации Японии. Принятие новой конституции. Роль США в восстановлении японской экономики. Война в Корее и ее влияние на экономическое и политическое положение в Японии. Сан-Францисский мирный договор и «договор безопасности» между США и Японией. Трудности развития советско-японских отношений.

Роль Либерально-демократической партии в политической системе Японии. Рост рабочего движения и место левых сил в политической структуре. Институт императора в общественно-политической жизни страны. Причины японского «экономического чуда». Роль государства. Традиции патернализма в отношениях между работодателями и наемными работниками. Научно-техническая революция 1970–1980-х гг. и ее социальные последствия. Парламентские выборы 1993 г. и возрастание роли альтернативных партий. Экономическая депрессия 1990-х гг., ее причины.



Самостоятельное изучение: Япония как один из главных центров современного капиталистического развития. Усиление японского влияния в АТР. Вопрос о «северных территориях» и его влияние на российско-японские отношения.
Тема 9. Китай: смена моделей социально-экономического развития во второй половине ХХ века.

Аудиторное изучение: Послевоенный раскол страны. Гражданская война 1946–1949 гг. Причины поражения гоминьдана и победы компартии. Образование КНР и завершение объединения материкового Китая. Формирование политической системы КНР. Складывание культа личности Мао Цзэдуна. «Новая демократия» и курс на развитие многоукладной экономики (1949–1953 гг.). Аграрная реформа.

«Генеральная линия» 1953 г. и принятие руководством КПК советской модели развития. Огосударствление экономики. Коллективизация деревни. Роль СССР в восстановлении и развитии экономики страны. Борьба против «правых».

«Большой скачок» и «народные коммуны». Представления Мао Цзэдуна о социальном идеале и путях его достижения. Особенности политической культуры Китая и использование идеологических и административных рычагов в преобразовании общества. Обострение социально-экономического кризиса и переход к «урегулированию экономики». Конфронтация между КПК и КПСС. «Культурная революция» (1966–1976 гг.). Смерть Мао Цзэдуна и свержение «банды четырех».

Самостоятельное изучение: 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.) и начало рыночных реформ. Аграрные преобразования. Переход к многоукладной экономике. Дэн Сяопин как теоретик и организатор «рыночного социализма». Политика «открытых дверей» и формирование специальных экономических зон. Тяньаньмэньские события (1989 г.) и борьба с «духовным загрязнением». Возрастающая роль КНР на мировой арене. Возвращение Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао).
Тема 10. Индия в период независимости.

Аудиторное изучение: Раздел Британской Индии и образование двух доминионов – Индийского Союза и Пакистана. Индусско-мусульманские столкновения. Провозглашение Индии республикой и принятие новой конституции (1950 г.). Курс Дж. Неру. Реформы административно-политической системы и борьба за создание штатов на этнолингвистической основе. Понятие «индийский социализм». ИНК в партийно-политической жизни Индии. Усиление значения региональных партий. Кастовый фактор в политике. Обострение отношений между Индией и Китаем и попытки мирного урегулирования конфликтной ситуации. Раскол в коммунистическом движении Индии в 1960-е гг. Размежевание внутри ИНК.

Индира Ганди и ее роль в развитии Индии. Дальнейшее расширение государственного сектора. Обострение демографической ситуации. Общественно-политический кризис 1975 г. и введение в стране чрезвычайного положения. Ликвидация конгрессистской монополии на власть. Бхарата Джаната Парти (БДжП) и индусский коммунализм. Демократия и традиционализм в политической жизни Индии. Изменение экономического курса в 1980–1990-е гг.



Самостоятельное изучение: Тенденции приватизации и развития рыночной экономики. Национально-религиозные, социальные, демографические проблемы Индии. Сепаратизм и кашмирская проблема. Роль Индии в южноазиатском регионе и в мире. Превращение Индии в ядерную державу.
Тема 11. Реформы шаха Мухаммеда Реза Пехлеви и «исламская революция» в Иране.

Аудиторное изучение: Укрепление шахского режима в начале 1960-х гг. Мухаммед Реза Пехлеви и «белая революция». Аграрная реформа (1963 г.) и курс на развитие капиталистических отношений. Усиление авторитарных тенденций. Оформление светской и духовной оппозиции. Хомейни. Вестернизация и исламская традиция.

Антишахская исламская революция 1978–1979 гг. Провозглашение Исламской Республики Иран (ИРИ). Установление монополии шиитского духовенства на государственную власть. Антиамериканизм. Иранский опыт «исламского развития».



Самостоятельное изучение: Модель «тоухидной» экономики. Исламская культурная революция. Поддержка радикальных исламских течений в регионе. Ирано-иракская война (1980–1988 гг.). Эволюция политического режима после смерти Хомейни.
Тема 12. Арабские страны во второй половине ХХ – начале XXI в.

Аудиторное изучение: Основные тенденции развития арабских стран после Второй мировой войны. Сочетание современных и традиционных социально-экономических укладов и борьба за выбор пути развития. Концепция арабского единства и практика межарабских отношений. Опыт слияния Египта и Сирии в единое государство. Национально-освободительная борьба в странах Магриба. Антиколониальная война в Алжире. Отход режимов «социалистической ориентации» от антикапиталистического курса, расширение связей с западными странами. «Третья мировая теория» М. Каддафи. Проблемы модернизации экономической структуры и либерализации политической жизни. Нефть как фактор ускоренного развития и углубляющейся дифференциации арабских стран. Роль исламского фактора в общественной жизни арабских стран. Война исламистов против военного режима в Алжире в 1990-е гг. Военная агрессия Ирака против Кувейта. Операция «Буря в пустыне» и позиция арабских стран. Военная операция США и их союзников в Ираке в 2003 г. и ее последствия. Укрепление позиций Саудовской Аравии в арабском и мусульманском мире.

Самостоятельное изучение: Ближневосточный кризис в международных отношениях. Арабо-израильские противоречия и палестинская проблема. Арабо-израильские войны. Фактор палестинского присутствия и гражданская война в Ливане (1975–1989 гг.). Кэмп-Дэвидские соглашения и начало мирного процесса на Ближнем Востоке. Кризис ООП и его преодоление. «Интифада» на палестинских территориях. Палестинская проблема на современном этапе. Израиль и ООП: начало мирного диалога. Перспективы Палестинского Арабского государства.
Тема 13. Страны Африки во второй половине XX – начале XXI в.

Аудиторное изучение: Роль Африки в мировой экономике после Второй мировой войны. Социальная трансформация колониальных обществ. Появление массовых общественно-политических и профессиональных организаций. Пятый панафриканский конгресс и выдвижение лозунга политической независимости. Основные вехи освобождения Тропической Африки от колониализма. Провозглашение независимости Ганы и Гвинеи. «Год Африки» (1960 г.). Обретение независимости странами Восточной Африки. Ликвидация португальской колониальной империи. Провозглашение независимости Зимбабве (1980 г.). Доктрина апартеида и борьба за освобождение Юга Африки. Десегрегация населения ЮАР (1994 г.).

Нестабильность политических режимов в африканских государствах. Государственные перевороты и роль армии в них. Этноконфессиональные конфликты. Влияние трайбализма на общественно-политическую жизнь. Организация африканского единства и межгосударственные политические союзы. Территориальные споры и позиция ОАЕ.



Самостоятельное изучение: Основные проблемы африканского континента: демографическая, экологическая, борьба с голодом и болезнями. Перспективы африканских стран в условиях развертывания научно-технической революции и глобализации мировой экономики.
4. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЕ I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 1: Египет эпохи Древнего царства (2 часа)

  1. Общая характеристика источников (происхождение, степень сохранности, цели создания, авторство).

  2. Экономика Древнего царства: земледелие, ремёсла, торговля.

  3. Социальная структура: степень свободы и несвободы населения, распространенность рабства, источники рабства.

  4. Организация государственного управления.

Литература:

  1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А. Коростовцева. Т. 1. М.,1980. С.17 – 29.

  2. Савельева Т.Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства. М.-Л., 1962.

  3. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлениях египтян Старого царства. М.-Л., 1966


Тема 2: Религиозная реформа Эхнатона (2 часа)

  1. предпосылки реформы: социальное и политическое развитие Египта в эпоху Нового царства; идеологические предпосылки, традиции солнцепоклонничества в Египте.

  2. Сущность реформы:

    1. Религиозное содержание реформы;

    2. политическое и социальное значение.

  3. Отмена реформы.

Литература:

  1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. – Т.1. – с. 90–108

  2. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976. – Гл. 24.

  3. Перепелкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. – М., 1968

  4. Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. – М., 1967


Тема 3: Вавилонское общество по данным законов Хаммурапи (4 часа)

  1. Общая характеристика источника.

  2. Характерные черты экономики: сельское хозяйство; развитие ремесел; товарно-денежные отношения.

  3. Социальная структура и социальные отношения: свободные производители (уровень регламентации их жизни, степень счвободы); наличие общины, ее права и обязанности; категории зависимого населения; источники рабства, и пути формирования различных категорий рабов, роль и место рабов в социальной структуре общества; положение воинов; торговцы как особая прослойка.

  4. Вавилонская семья. Основы проблемы наследственного права.

  5. Характер царской власти. Вопросы государственного права в законодательстве Хаммурапи.

Литература:

  1. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. – М., 1980. Т. 1. – с. 151 – 185 (или любое другое пособие с полным текстом законов Хаммурапи).

  2. История Древнего Востока. – Т. 1. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – Ч. 1. Месопотамия. – М., 1983. – гл. 5., с. 361 – 391.

  3. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. – М., 1980.

  4. Клима Н. Общество и культура древнего Двуречья. – Прага, 1967.

  5. Дъяконов И.М. Возникновение деспотического государства в древнем Двуречье. – М., 1957

  6. Козырева Н.В. Некоторые проблемы товарно-денежных отношений в Старовавилонской Месопотамии. – Вестник Древней Истории (ВДИ), 1984, № 2.

  7. Липин Л.А. Древнейшие законы Месопотамии. Палестинский сборник. – 1954. – Вып. 1.

  8. Грибов Р.А. Земельные отношения в Мари // ВДИ. – 1970. – №2

  9. Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина эпохи I Вавилонской династии // ВДИ. – 1963. – № 2.


Тема 4: Нововавилонское царство (2 часа)

  1. Возвышение Нововавилонского царства и его расцвет.

  2. Новые явления в экономике.

  3. Развитие социальной структуры: изменения в положении рабов.

Литература:

  1. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. А.М. Коростовцева. – М., 1980. – Т.1. – с. 225–242

  2. Белявский В.А. Война Вавилонии за независимость (627 –605 гг. до н.э.) и гегемония скифов в Передней Азии // Исследования по истории стран Востока. – Изд-во ЛГУ. – 1964

  3. Белявский В.А. Канал Паллукат // НАА. – 1971. – № 4

  4. Белявский В.А. Потомки За-илута-бани // ВДИ. – 1968. – №1

  5. Белявский В.А. Шаттину, сын Балатсу Бэо-яу // Страны Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика. – М., 1969

  6. Струве В.В. Борьба с рабством-должничеством в Вавилоне и Палестине // Палестинский сборник. – 1958. – №3 (66)

  7. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII–III вв. до н.э. – М., 1974


Тема 5: Конфуцианство (2 часа)

  1. Социально-экономическая ситуация в Китае в V в. до н.э.

  2. Жизнь и деятельность Конфуция.

  3. Основные этические, социальные и политические идеи Конфуция.

  4. Учение Конфуция в его взаимоотношениях с религией Китая.

Литература:

  1. Лунь Юй // Древнекитайская философия. – Т.1. – М., 1972 (или другое издание)

  2. Делюсин Л.П. Конфуцианство в Китае. – М., 1982.

  3. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.,1981

  4. Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред Вигасина А.А. – М., 1997

  5. Васильев В.В. История религий Востока. Любое издание

  6. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства – М., 1983

  7. Васильев Л.С. Конфуций // Вопросы истории. – 1989. – № 3

  8. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1995

  9. Рубин В.А. Идеология и культура средневекового Китая (четыре силуэта). – М.,1970

  10. Великие мыслители востока: выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира. – М., 1998


ДЕ II. ДОКОЛОНИАЛЬНЫЙ ВОСТОК

следующая страница >>