Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 276.46kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 2 515.48kb.
Рабочая программа психология религии специальность: 030301. 1 314.69kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) 1 407.87kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология... 6 1077.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 2 363.97kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) 1 177.1kb.
Учебно-методический комплекс история психологии направление 030300... 2 557.47kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград - страница №1/1

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»В г. КАЛИНИНГРАДЕ



ИСТОРИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010



История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И.Л., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина специализации «История социальной психологии» является синтезом спецкурсов «История психологии» и «Социальная психология».

Программа дисциплины «История социальной психологии» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.



Актуальность данного курса обусловлена тем, что полученные в процессе обучения знания крайне необходимы для понимания теоретических основ социальной психологии. Чтобы стать квалифицированным социальным психологом, студент обязан узнать историю развития своей дисциплины, изучить основные теоретические ориентации, подходы к анализу социально-психологической информации, поскольку именно в них содержится ключ к ее оценке, а затем и к выстраиванию логики программ психологического воздействия, реконструкции социальной реальности.

По содержанию спецкурс представляет собой рефлексивный анализ истории развития социальной психологии, изложение и критический анализ основных теоретических ориентаций социальной психологии (необихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическую ориентацию), основных принципов методологии социально-психологических исследований.



Цель курса - дать студентам знания по истории социальной психологии и основных теоретических концепций зарубежной и отечественной психологии.

Задачи курса:

- способствовать умению понять и адекватно оценить логику становления психологического знания;

- осуществлять анализ различных подходов к психике человека;

- способствовать умению находить достоинства и недостатки теорий и концепций зарубежных и отечественных ученых.

В результате изучения дисциплины у студентов закладываются основы понимания логики науки, системы научного знания, методологии исследования и анализа данных применительно к социальной психологии.

Социальная психология исторически наиболее интенсивно развивалась в Соединенных Штатах и Западной Европе, в этой связи, изучение основных теоретических ориентаций осуществляется на основе работ западных социальных психологов. Безусловно, чтение работ зарубежных авторов связано с рядом трудностей теоретического характера, требует хороших базовых знаний социальной психологии, вдумчивой систематической работы.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение студентами домашних заданий, в ходе которых ими осуществляется изучение первоисточников: чтение и анализ теоретических работ зарубежных и отечественных авторов, определение теоретической ориентации той или иной научной работы по социальной психологии, анализ тех или иных человеческих проблем с позиций различных точек зрения.

Обязательным условием допуска студента к зачету является успешное выполнение им учебного плана, зафиксированное в ходе работы студента на практических, семинарских занятиях.



Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 64.



Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 6 часов.

Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 2 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, дискуссии и т.д.

На семинарских занятиях по дисциплине «История социальной психологии» применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос.



Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «История социальной психологии» составляет – 56 часов.

Формы контроля

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения выполняют также и контрольную работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

Кол-во часов на самост. работу

Лек-ции

Семи-

нары


Всего

Раздел I. Общая характеристика состояния теоретической мысли

в социальной психологии на Западе к началу ХХ века

1.

Введение. Исторические предпосылки развития социальной психологии в ХХ веке

6

2




2

4

2.

Возрождение интереса к социально-психологической теории

4

0




0

6

Раздел II. Основные теоретические ориентации, сложившиеся

в американской социальной психологии

3.

Бихевиоризм и необихевиоризм в социальной психологии

6

2




2

4

4.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии

6

0




0

6

5.

Гуманистическая ориентация в социальной психологии

6

0




0

6

6.

Гуманистический психоанализ в социальной психологии

4

0




0

4

7.

Когнитивизм в социальной психологии

6

2

2

4

2

8.

Классификация когнитивных теорий

6

0




0

6

9.

Интеракционизм в социальной психологии

4

0




0

4

10.

Ролевые теории

4

0




0

4

11.

Теории референтной группы

4

0




0

4

Раздел III. Общая характеристика состояния теоретической мысли

в современной социальной психологии

12.

Кризис американской социальной психологии

4

0




0

2

13.

Сильные и слабые стороны европейской традиции

в социальной психологии



4

0




0

4

ИТОГО

64

6

2

8

56


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Общая характеристика состояния теоретической мысли в социальной психологии на Западе к началу ХХ века
Тема 1. Введение. Исторические предпосылки развития социальной психологии в ХХ столетии

Социально-психологические концепции конца XIX – начала ХХ века.

Основные направления: индивидуально-психологическое (У. Джеме, У. Макдугалл, Г. Тард, Г. Лебон и др.) и социологическое (Э.Дюркгейм, Дж. Мид и др.). Второй период развития социальной психологии (20-е годы ХХ века – Вторая мировая война). Характерные черты американской социально-психологической мысли: позитивизм, эмпиризм. Кризис американской социальной психологии.

Тема 2. Возрождение интереса к социально-психологической теории

Работы М Дойча, Р. Краусса, М. Шоу, Ф. Констанцо, Г. Линдсея, Э.Аронсона. Проблема уровней социально-психологической теории. Теории «среднего ранга». Выделение «ориентации» как нового принципа классификации теоретических построений. Развитие социальной психологии в нашей стране. Основные этапы становления и развития. Представители (п. Лавров, Н. Михайловский, В. Бехтерев, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д.Узнадзе и др.). Исследуемые проблемы (психология толпы, культурно-историческая теория, теория установки и т.д.).


Раздел II. Основные теоретические ориентации, сложившиеся в американской социальной психологии
Тема 3. Бихевиоризм и необихевиоризм в социальной психологии

Основные понятия и принципы. Этапы эволюции бихевиоризма. Представители необихевиористской традиции и проблематика их работ. Исследования научения А. Бандурой и др. Теория фрустрации – агрессии (Миллер, Доллард). Проблема подражания. Теория обмена как теория межличностных отношений (Д. Келли). Общая оценка данного подхода.



Тема 4. Психоаналитическая ориентация в социальной психологии

З. Фрейд у истоков массовой психологии и психологии группы. Ключевые понятия неофрейдизма. Модель человека и группы в психоанализе. Психоаналитические теории функционирования и развития группы в психоанализе. Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Основные постулаты теории. Вклад в социальную психологию.



Тема 5. Гуманистическая ориентация в социальной психологии

Социально-психологические принципы западной гуманистической психологии. Основные методологические положения. Образ человека в данной психологической ориентации. Характеристика межличностных отношений (К. Роджерс и др.). Интенсивный групповой опыт как принцип психологического воздействия. Разновидность гуманистической ориентации.



Тема 6. Гуманистический психоанализ

Работы Э.Фромма, К.Хорни, Э.Берна. Учение о самоактуализации (А. Маслоу). Идеографический подход к исследованию личности Дж. Олпорта. Феноменологический подход в понимании личности (Р. Мей). Клиент-центрический подход (К. Роджерс).


Тема 7. Когнитивизм в социальной психологии

Теоретические источники когнитивистской ориентации. Концептуальный аппарат когнитивных теорий и основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции, формирование и изменения социальных установок.



Тема 8. Классификация когнитивных теорий

Теория структурного баланса (Ф. Хайдер), коммуникативных актов (Т. Ньюком), когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), конгруэнтности (Ч. Осгуд и П. Танненбаум), конформизма (Д. Креч, Р. Крачфилд). Секрет успеха когнитивных теорий.



Тема 9. Интеракционизм в социальной психологии

Специфика интеракционистского подхода. Социально-психологические концепции Дж. Мида – основной теоретический источник данной ориентации. Понятийный аппарат, проблематика и основные направления в интеракционистской ориентации. «Символический интеракционизм» (Г. Блумер и М. Кун). «Анализ эпизодов» и «дискурсивные» концепции Р. Харре.



Тема 10. Ролевые теории

Понятие роли в зарубежной социальной психологии. Классификация ролей (Р. Линтон и Т. Сарбин). Подходы к исследованию восприятия и выполнению ролей. Проблемы межролевого и внутриролевого конфликта (Р. Мертон). Концепция «социальной драматургии» Э. Гофмана. Психодрама Дж. Морено.



Тема 11. Теории референтной группы

Работы Г. Хайман, Т. Ньюком, Р. Мертон. Общая оценка интеракционистской ориентации, ее сильные и слабые стороны.



Раздел III. Общая характеристика состояния теоретической мысли

в современной социальной психологии
Тема 12. Кризис американской социальной психологии

Содержание кризиса американской социальной психологии. «Старая» и «новая» парадигмы в социальной психологии и их перспективы.



Тема 13. Сильные и слабые стороны европейской традиции в социальной психологии

Развитие социальной психологии в ряде стран Европы после Второй мировой войны. Ключевые фигуры современной европейской социальной психологии: А. Тэшфел (теория социальной категоризации), С. Московиси (теория социальных представлений). Судьба «ориентаций» сегодня. Попытки построения «новой» социальной психологии (Э. Аронсон, Р. Зайонц, Д. Кэмпбелл, В. Макгвайер).


Планы аудиторных семинарских занятий
Семинар 1. . Когнитивизм, интеракционизм и гуманистические концепции в социальной психологии

  1. Теория поля К. Левина в социальной психологии

  2. Работы Миллера, Найссера в когнитивной психологии

  3. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

  4. Характеристика основных методов психокоррекционной работы в когнитивистских традициях

  5. Характеристика основных методов исследования в гуманистической психологии

  6. Характеристика основных положений теории референтной группы

  7. Психодрама как основной метод групповой работы в интеракционизме



Литература

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: Учеб. пособие. – М.: Аспект- Пресс, 2002

Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб.

пособие.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

Ждан А. Н. История психологии от античности к современности. – М., 2008

Марцинковская Т.Д, история психологии: Уч. пособие. – М., 2007

Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. – СПб., 2009
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ





п/п

Тема


Задания

Кол-во

часов

Вид контроля

1.

Введение. Исторические предпосылки развития социальной психологии

В ХХ столетии




Социально-психологические концепции конца ХIX – начала XX века. Основные направления: индивидуально-психологическое У. Мак-Даугалл, Г. Тард, социологи-

ческое Э.Дюркгейм, Д. Мид.

Позитивизм, эмпиризм. Кризис американской социальной психологии


4

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем.


2.

Возрождение интереса к социально-психологической теории

Работы зарубежных исследователей: Г. Линдсея, Э. Аронсона, М. Шоу. Выявить проблему уровней социально-психологической теории. Изучить развитие социальной психологии в нашей стране,

исследуемые проблемы.



6

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных тем.


3.

Бихевиоризм и необихевиоризм в соци-

альной психологии



Основные понятия и принципы. Представите-

ли необихевиоризма. Теория научения А. Бандуры. Теория

фрустрации – агрессии Миллера. Теория обмена как теория межличностных

отношений Келли.



4

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем


4.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии

Сущностная характеристика теории З. Фрейда. Модель человека и группы в психоанализе. Ключевые

Понятия неофрейдизма.

Представители неофрейдизма


6

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем


5.

Гуманистическая ориентация в социальной психологии

Социально-психологические принципы западной гуманистической психоло-

гии. Методологические положения. Характеристика

межличностных отношений

К. Роджерса.



6

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем


6.

Гуманистический

психоанализ



Работы Э. Фромма, К. Хорни. Учение о самоактуализации

А. Маслоу. Подход в понима-

нии личности Р. Мея. Клиенто-центрический подход К. Роджерса.


4

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных тем


7.

Когнитивизм в социальной психологии

Теоретические источники

когнитивистской ориентации

Основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции. Формирование социальных установок


2

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем.

Подготовка к семинару



8.

Классификация

когнитивных теорий



Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда.

Причина успеха когнитивных

теорий


6

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем.


9.

Интеракционизм в социальной психологии

Понятийный аппарат и основные направления в интеракционистской ориентации. Теории Дж. Мида. «Символический интеракционизм» Г. Блумера и М. Куна. «Анализ эпизодов» и «дискурсивные»

концепции Р. Харре.



4

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Проверка конспектов



10.

Ролевые теории

Понятие роли в зарубежной социальной психологии. Подходы к исследованию восприятия и выполнению ролей. Проблемы межроле-

вого и внутриролевого конфликта Р. Мертона. Психодрама Дж. Морено.



4

Изучение научно-методической, справочной литературы.

Конспектирование

тем.


11.

Теории референтной группы

Работы Р. Мертона, Т. Ньюкома. Общая оценка


4

Изучение научно-методической,

справочной, литературы. Конспектирование

изученных тем.


12.

Кризис американской

социальной психологии



Проблема кризиса американской социальной психологии.

2

Изучение научно-методической справочной

литературы. Конспектирование

тем.


13.

Сильные и слабые стороны европейской традиции в социальной психологии

Развитие социальной психологии в Европе после Второй мировой войны. Теория социальных представлений С. Московиси и др. Социальная психология сегодня, ее представители.

4

Изучение научной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных тем.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологическая газета». Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление.



В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 56 часов. Часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, на работу в библиотеках института и города. Вниманию студентов предлагается список основной и дополнительной литературы. Для подготовки к семинарским занятиям предлагается ряд вопросов. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. История социальной психологии: предмет и научный статус

  2. Связь социальной психологии с другими науками

  3. Этапы развития социальной психологии

  4. Описательный этап: зарождение социально-психологического знания

  5. Развитие социальной психологии в Античный период: социоцентрическая теория Платона, эгоцентрическая теория Аристотеля

  6. Развитие социальной психологии в эпоху Средневековья

  7. Развитие социальной психологии в эпоху Возрождения и Нового времени: психологические воззрения Макиавелли, Ж. Руссо, И Канта, Д. Дидро

  8. Теория эволюции Ч.Дарвина как предпосылка преобразования социальной психологии

  9. Этап становления социально-психологического знания: теоретические подходы в развитии западной социальной психологии: научные труды Х. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта

  10. Теория «доминирующего фактора» в исследованиях Г. Тарда, Г. Лебона, Э. Дюркгейма

  11. Теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла

  12. Методологический кризис в социальной психологии: новые концепции, направления, взгляды

  13. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии: психодинамический подход З. Фрейда

  14. Неофрейдизм: концепции Э. Фромма, К. Хорни

  15. Гештальтподход в социальной психологии. Основные положения

  16. Сущность теории поведенческого подхода в социальной психологии

  17. Бихевиоризм: социально-когнитивное направление в работах А. Бандуры и Дж. Роттера

  18. Когнитивизм в социальной психологии. Теории Миллера, Найссера

  19. Основные идеи теории поля К. Левина как основы формирования когнитивной ориентации в социальной психологии

  20. Понятие когнитивного стиля в исследованиях А. Адлера и Г. Олпорта

  21. Сущность теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера

  22. Экзистенциально-гуманистический подход: теоретические концепции В. Франкла, Р. Мея

  23. Клиентоцентрированный подход К. Роджерса

  24. Гуманистический подход: учение о самоактуализации личности А. Маслоу

  25. Факторно-аналитические теории личности Г. Айзенка и Р. Кеттелла

  26. Манипулирование как способ общения в работах Э. Берна и Э.Шострома

  27. Теоретические подходы в развитии отечественной социальной психологии. Исследуемые проблемы. Представители

  28. Культурно-историческая теория развития психики Л. Выготского

  29. Теория установки Д. Узнадзе

  30. Развитие отечественной социальной психологии во второй половине ХХ века

  31. Основные факторы, определяющие развитие социальной психологии

  32. Принципы развития социальной психологии



ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. История развития социально-психологического знания

  2. Социально-психологические воззрения в учении философа И.Канта

  3. Поведенческая активность личности в социально-психологических теориях XVII века

  4. Ассоциативные теории в социальной психологии XVII века

  5. Психический склад народа и национальное самосознание в трудах

Х. Штейнталя и М. Лацаруса

6. Психоаналитическая теория З. Фрейда и ее влияние на развитие социальной

психологии

7. Механизмы психологической защиты в психодинамической теории З.Фрейда

8. Комплекс неполноценности как предпосылка к развитию потенциала

личности в индивидуальной психологии А. Адлера

9. Методологический кризис в психологии: предпосылки его возникновения

10. Поведенческая концепция Д.Б. Уотсона

11. Динамическая теория личности и группы К. Левина

12. Когнитивная психология как направление развития социальной психологии

13. Экзистенциально-гуманистическая теория: основные направления

14. «Самоактуализация» - высший психический уровень развития личности в гуманистической теории А. Маслоу

15. «Я – концепция» личности как система представлений индивида о себе в исследованиях Ч. Кули

16. Экспериментально-психологические исследования В. Вундта и его вклад в развитие западной социальной психологии

17.Развитие интеллекта в учении Ж. Пиаже

18. Зарождение отечественной социальной психологии: тенденции развития

19. Культурно-историческая теория развития психики Л. Выготского и вклад ученого в

развитие отечественной социальной психологии

20. Экспериментальные основы психологии установки Д.Узнадзе

21. Развитие отечественной социальной психологии в 40 – 50 -е годы ХХ века: направления, методы исследования, достижения

22. Учение А. Ухтомского о доминанте - главный принцип организации поведения

23. Отечественная социальная психология: проблемы и перспективы развития



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Изучение курса «История социальной психологии» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения.

Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «История социальной психологии» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности или результатов экспериментального исследования.

Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

Контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной.

В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Необходим сравнительный анализ существующих по данной проблеме точек зрения. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ тех или иных проблем, продемонстрировать знания истории данного вопроса, основные исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований, а также возможность применения теоретических знаний на практике. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение собственного эмпирического исследования, что не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы.

Выполнение экспериментальной работы требует умений в использовании диагностических методик, обработки полученных данных, корректной интерпретации результатов. Экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, представленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования. Контрольная работа завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.)

Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4).

Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература по социальной психологии, периодические издания по психологии.

При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по «Истории социальной психологии» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.



ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студ. псих. фак. Университетов. – Изд 3-е. – М.: педагогическое общество России, 2008

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007

  3. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. – СПб., 2009


Дополнительная

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: Учеб. пособие. – М.: Аспект- Пресс, 2002

  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Аспект- пресс, 2003

  3. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. – 4-е изд. – Киев, 2003

  4. Аронсон Э., Уилсон Т. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – 5-е изд. – М.: Олма-Пресс, 2004

  5. Битянова М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей: Учеб пособие. – М.: Изд-во- ЭКСМО – Пресс, 2001

  6. История психологии. ХХ век: Хрестоматия / Под ред. П.Я. Гальперина.- Екатеринбург: Деловая книга, 2003

  7. Лихи Т. История современной психологии. – СПб.: Питер, 2003

  8. Филатова О.Г. Социальная психология. Конспект лекций. – СПб., 2000

  9. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. – М.: Айрис-Пресс, 2004


ГЛОССАРИЙ
Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде

Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей

Аттракция – форма познания человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

Ассоцианизм – первая психологическая школа, возникшая в XVIII веке, объясняющая происхождение всех психических процессов принципом ассоциации

Бихевиоризм – психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования, и сводящее психику к различным формам поведения

Большая группа – количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе социальных признаков: классовой, религиозной принадлежности, пола, возраста, национальности и т.д.



Взаимоотношение – объективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей, и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями людей, участвующих в них

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению

Глубинная психология (психоанализ) – ряд психологических школ, придающих особое значение в организации человеческого поведения бессознательным мотивам (влечениям, желаниям), расположенным в слоях психики

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и личностному росту

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов

Душа – понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей

Идентификация – уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет

Когнитивная психология – психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия

Малая группа – небольшие по составу общности, непосредственно контактирующие и объединенные общими целями и задачами

Мотив – побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Общественное сознание – отражение в умах людей состояния их социального бытия, общественных и психологических отношений.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Педология – комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Персонализм – направление в психологии, основанное В. Штерном; его представители рассматривали в качестве предмета исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Позитивизм – научное направление, в котором доказывалось, что источником истинного знания являются эмпирические науки, использующие объективные методы. А не умозрительные рассуждения.

Познавательные (когнитивные) процессы – процессы, отражающие стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые преобразуются при помощи мышления и воображения.

Психоанализ – метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных преобразованиях.

Рационализм – концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных посредством мышления.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе взаимодействия.

Социализация – процесс и результат активного усвоения и передачи человеком норм, идеалов, ценностей, установок, правил поведения.

Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловленные индивидуально-социально-психологическими особенностями. (Способ поведения, предлагаемый социальным окружением).

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Социометрия – метод социальной психологии, позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру отношений в малых группах; позиции ее членов; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов (людей и социальных групп).

Установка – готовность человека к действию с целью удовлетворения потребностей.

Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Формальные группы – группы, которые имеют официально заданную структуру.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызванное трудностями, которые возникают в процессе достижения цели.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку.

Эмпиризм – концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

Этология – наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.


ПЕРСОНАЛИИ

Адлер Альфред (1870-1937)

Австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Согласно теории А.Адлера основными движущими силами развития личности выступают стремление к успеху, совершенству, и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. А.Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в исследования неврозов, ввел в психологию понятие «когнитивного стиля», т.е. устойчивых индивидуальных особенностей познавательных процессов субъекта.



Бандура Альберт (род.1925)

Американский психолог. С 1952 г. работал в Станфордском университете. Разработал теорию социального научения, согласно которой механизмы поведения формируются на основе наблюдения за поведением других людей.



Вундт Вильгельм (1832-1920)

Немецкий психолог, физиолог, философ, языковед. Созданная в 1879г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. Предметом психологии В.Вундт считал непосредственный опыт – доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Согласно его теории, высшие психические процессы должны изучаться культурно-историческим методом. В своем труде «Психология народов» (1900-1920) он собрал опыт психологического истолкования мифов, религии, искусства и других явлений культуры.



Выготский Лев Семенович (1896-1934)

Психолог, педагог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения человеком ценностей культуры. По его мнению, культурные знаки служат орудиями, оперируя которыми субъект, воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир. («История развития высших психических функций» 1931). На основе этой идеи было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития». Идеи Л. Выготского внесли вклад в другие науки о человеке: дефектологию, языкознание, психиатрию, этнографию и др.



Дюркгейм Эмиль (1858-1917)

Французский социолог-позитивист. Основатель французской социологической школы. Э. Дюркгейм испытывал влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895), «О разделении обществ, труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни…» (1912). Основанная им школа занимала ведущее положение во французской социологии 1900-1930-х



Жане Пьер (1859-1947)

Французский психолог, психиатр и невропатолог. Разработал оригинальную психологическую концепцию неврозов. В 20-30-е г.г. сформулировал общепсихологическую теорию поведения, в отличие от бихевиоризма, включив в систему психологии и сознание. П.Жане пытался провести исторический подход к психике человека, выделяя социальные и культурные формы поведения. Эмоции, под которыми П. Жане имеет в виду аффекты, рассматриваются как низшие неадаптивные формы поведения, возникающие, когда высшие адаптивные формы оказываются невозможными. Взгляды П.Жане оказали значительное влияние на развитие французской психологии (Ж.Пиаже), а также формирование культурно-исторической теории Л. Выготского.



Келли Джордж Александер (1905-1966)

В 1929 г. Д. Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. В 1930 г. он стал бакалавром в области образования. Под руководством Г. Томсона – статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он вернулся в США, в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 г. Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

В 1965 г. Келли начал работать в университете Брандейс, куда был приглашен на кафедру наук о поведении. Самый известный научный труд Келли – «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам рекомендуются следующие труды: «Новые направления в теории личностного конструкта» (1977), «Развитие психологии личностного конструкта» (1985).

Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998)

Английский психолог в 1929г. получил звание доктора философии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, он работал в качестве научного ассистента у Ч. Спирмена, психолога, разработавшего метод факторного анализа.

В 1973 г. Р. Кеттелл основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 г. становится профессором при Гавайском университете. Активно участвует в исследовательской работе и пишет научные труды. За свою карьеру он опубликовал около 35 книг и 400 исследовательских статей. Достойны внимания следующие книги: «Описание и измерение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1959); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование личности и способностей» (1982). Умер в 92 года по естественным причинам.

Левин Курт (1890-1947)

Немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы. В 1926-1933г.г. – профессор философии и психологии Берлинского университета, с 1933 г. жил и работал в США. В центре психологии К. Левина стоит концепция «жизненного пространства» - теория поля. По К. Левину – это совокупность взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека в данное время. Оно охватывает личность, ее окружение, образуя психологическое поле.

Понятийное представление жизненного пространства предполагает: 1) раскрытие структуры поля возможных событий; 2) установление поля сил, определяющих тенденции к изменению.

Выполненные исследования по запоминанию и возобновлению прерванных действий, замещения, фрустрации и уровня притязаний внесли вклад в развитие экспериментальной психологии личности. Вместе с тем, физикализм построений, обусловил то, что психология ограничивалась анализом и представлением формально-динамического и структурного планов поведения и личности. В этом проявляется неспособность ученого понять социальную и культурную природу личности.

Гомеостатическая модель, лежащая в основе теории К. Левина, подвергалась критике как отечественными, так и зарубежными учеными. К. Левин пытался разработать теоретико-полевой подход применительно к исследованию проблем групповой динамики.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)

Психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1940). В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-1931г.г. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия коммунистического воспитания им. Н. Крупской), в 1935г – в Харькове (Украинская психоневрологическая академия, педагогический институт), в 1936-1952г.г. в Институте АПН. С 1966г. – декан факультета психологии МГУ. В 20-х г. совместно с Л. Выготским и А. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований формирования высших психических функций. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, психологии восприятия, мышления и др. Ученый выдвинул общепсихологическую теорию деятельности. На основе схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций.



Лурия Александр Романович (1902-1977)

Интересы: клиническая нейропсихология, клиническая психология, экспериментальная психология, психофизиология и сравнительная психология.

Образование: доктор педагогических наук Московского университета 91936), доктор медицинских наук Московского университета (1943).

В 1924г. А. Лурия познакомился с Л.Выготским. Совместная работа с Л. Выготским над изучением эволюции психологических процессов привела к написанию книги «Этюды по истории поведения» (1930). Во время Великой отечественной войны А. Лурия занимался реабилитацией больных с черепно-мозговыми травмами.

А. Лурия первым занялся научным изучением конфликтов. Опираясь на интерес к психоанализу, он пользовался методом словесных ассоциаций Юнга, разработал методику, в которой измерялись произвольные и непроизвольные моторные и вербальные реакции испытуемых. А. Лурия различал три типа конфликтов, возникающих от: 1) прерывания распространяющегося возбуждения, 2) недостатка готовности к ответной реакции, 3) подавления активности центральных процессов.

В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропсихологии памяти и нейролингвистики.



Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970)

Американский психолог – представитель экзистенциально-гуманистической психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений: любви, творчества, духовных ценностей. А. Маслоу создал модель мотивации («Мотивация и личность» – 1954), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида в той мере, в какой удовлетворены низшие потребности. Высший уровень потребностей – потребность в самоактуализации. Самоактуализация может присутствовать у большинства людей, являясь примером нормального развития, наиболее полно отражающая человеческую сущность.



Мид Джордж Герберт (1863-1931)

Вклад Д.Мида сосредоточен в основном в трех научных сферах: систематический прагматизм, история идей, социальная психология и философия. Вклад Д.Мида в психологию заключается в его анализе происхождения самости. В соответствии со взглядами Д.Мида, представление о своем «Я» возникает в социальном взаимодействии. Идея самости возникает из социального окружения, а, следовательно, существует возможность развития разных типов самости. Высшей стадией социализации является формирование социального рефлексивного»Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.



Толмен Эдуард Чейс (1886-1959)

Американский психолог. Разработал систему, доказывая, что поведение животных и человека построено не по принципу: стимул- реакция, а из промежуточных переменных (мотивы, цель, построение и проверка гипотез). Промежуточные переменные – факторы, действующие между стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией.



Э.Толмен был великим психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-хг. В области теории поведения.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950)

Грузинский советский психолог, основатель теории установки, концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Значимые работы Д. Узнадзе: «Общая психология», 1940г; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949г.