страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград - страница №1/1
![]() ФИЛИАЛ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В г. КАЛИНИНГРАДЕ ПЕДАГОГИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Специальность: 030301.65 (020400) – Психология Калининград 2010
Педагогика: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И.Л., Калининград, 2010. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол № 1 от 26.08.10. УМК утвержден на заседании Совета филиала, протокол №1 от 07.09.2010
• ознакомить студентов со знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях школьников;
В процессе изучения курса студенты должны знать: - основы профессиональной деятельности, категориальный аппарат педагогики; - связи ее с другими научными отраслями; - методологию педагогического исследования; - различные подходы, методы и методики в исследованиях педагогической проблематики; В процессе изучения курса студенты должны уметь: - осмыслить уникальный феномен образования, явления воспитания и обучения в историко-культурном контексте; - применять методы при анализе современных проблем образования, педагогических исследований; - использовать практические умения разработки и анализа научного аппарата исследования; - использовать в практической работе эмпирические методы; - использовать собственный опыт проведения педагогического исследования. Виды занятий и методы обучения Общее количество часов – 100. Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 10 часов. Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 2 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады и т.д. На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы – 88 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Педагогика как наука. Возникновение педагогической науки как науки о воспитании детей. Потребности общества как первопричина возникновения педагогики. Источники развития педагогики. Этапы развития педагогики. Различные представления о сущности педагогической науки. Яв§рния педагогической действительности как объект, а образование - как предмет педагогики. Функции и задачи педагогики. Основные педагогические дисциплины. Инфраструктура педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками (самостоятельно). Тема 2. Категориальный аппарат педагогики. Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки. Проблема взаимосвязи категорий. История возникновения и понимания основных категорий педагогики. Современные определения образования, воспитания и обучения. Тема 3. Педагогическая деятельность. Сущность и цель педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности. Понятие и структура педагогического творчества. Педагогическое мастерство и творчество учителя. Понятие и компоненты педагогического мастерства. Пути овладения педагогическим мастерством. Термин "культура" и варианты его понимания. Понятие и сущность педагогической культуры. Компоненты и слагаемые педагогической культуры. Педагогические ценности. Тема 4. Образование как общечеловеческая ценность, историко-культурный феномен и общественное явление. Конкретно-исторический характер образования. Образование как ценность. Нормативные документы о детях и образовании (самостоятельно). Образование как механизм трансляции культуры. Культура как содержание образования. Понятие о культурно-образовательной среде региона. Образование как функция общества. Образование как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Система образования в России. Тема 5. Образование как педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие и сущность целостного педагогического процесса. Понятие о педагогической системе. Системы, в которых протекает педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Тема б. Обучение, воспитание и развитие личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Основные закономерности развития личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции в педагогике. Сущность социализации и ее стадии. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре формирования личности. Тема 7. Социализация личности как педагогическое явление. Понятие социализации и ее роль в развитии личности. Соотношение социализации и воспитания. Этапы и факторы социализации личности. Тема 8. Воспитание в педагогическом процессе. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Тема 9. Общая характеристика теории обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы Классификация средств обучения. Тема 10. Организация управления педагогическим процессом. Методы управления педагогическим процессом. Приемы организации и управления педагогическим процессом. Средства организации и управления педагогическим процессом. Проблемы организации и управления педагогическим процессом. Разрешение проблем организации и управления педагогическим процессом. Тема 11. Семья как фактор развития личности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Тема 12. Управление образовательными системами. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Тема 13. Основы педагогической работы Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Семья как фактор развития личности.
Литература Выготский Л.С. Социальная ситуация развития// Психология социальных ситуаций / Под ред. Н.В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001 Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. - СПб.: Питер, 2004. Педагогика профессионального образования : Учебное пособие для вузов (Гриф МО) / Под ред. Сластенина В.А. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с квалификационными требованиями к подготовке социальных работников в программе раскрываются задачи, содержание и методы педагогической науки, её категориальный аппарат. Данная дисциплина читается одновременно с курсами «Введение в специальность», «Основы общей психологии», с которыми она содержательно связана и должна на них опираться. Кроме основных форм (лекции, семинары) целесообразно использование ресурсов сети Интернет (обращение к электронным каталогам библиотек и электронным библиотекам, образовательным сайтам). Ориентация студентов на работу с материалами сети «Интернет» при условии критического отношения к содержанию информации. Необходима подготовка и представление студентами домашних заданий, индивидуальных заданий для самостоятельной работы в электронном виде. Возможно использование компьютера при подготовке текстов лекций, контрольных работ, тестов. Перечень наиболее часто используемых интернет-ресурсов:
htth: //ihtik.lib.ru- библиотека "Ихтика"; htth: //oim.ru- "Образование: исследовано в мире"; htth: //philosophy.ru/library- библиотека Института Философии РАН; htth: //psylib.ukrweb.net/books- библиотека PSYLIB; htth: //vehi.net- библиотека "Вехи"; ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
12. Основные педагогические дисциплины и отрасли педагогики.
32.Работа с родителями учащихся. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Педагогика» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя. Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы. Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, чтобы работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем. В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями. В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.) Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания по психологии. Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по курсу «Педагогика» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе. ЛИТЕРАТУРА Основная литература
5. . Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / Краевский, В. В., Бережнова, Е. В. - М. : Академия, 2006.
Учебное пособие для студентов вузов / Кузнецов, В. В . - М. : Академия, 2007. 7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / Харламов, И.Ф. - М.: Гардарики, 2007. Дополнительная литература 1. Бережнова Е.В. Педагогическое исследование: социально-гуманитарный аспект / Е.В. Бережнова // Педагогика. - 2005. - № 6. 2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. - / Н.М.Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова; Под редН.М.Борытко. -Волгоград: ВГИПК РО, 2005. 3. Тесты по педагогическим дисциплинам / Под ред. Е.П. Белозерцева. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 4. Гликман И. Основные подходы к образованию: не отвергать, а делать рациональный выбор / И. Гликман // Народное образование. - 2008. - № 1.
образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2007. - №8.
ВЫПИСКА ИЗ ГОС
СОДЕРЖАНИЕ
|