Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 353.7kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 2 515.48kb.
Рабочая программа психология религии специальность: 030301. 1 314.69kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) 1 407.87kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология... 6 1077.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 2 363.97kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) 1 177.1kb.
Конкурс «Праздничный Май» 1 84.63kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград - страница №1/1

ФИЛИАЛ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В г. КАЛИНИНГРАДЕ



ПЕДАГОГИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010


Педагогика: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И.Л., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Педагогика» имеет своей целью подготовку студентов - будущих специалистов-психологов к дальнейшему изучению дисциплин психолого-педагогического цикла. Данный курс ориентирует студентов на самостоятельный поиск смысла понятийного аппарата педагогики, изложенного в различных учебно-методических пособиях. На него опираются разделы «Теория обучения» и «Теория и методика воспитания», курсы истории образования и педагогической мысли, педагогики межнационального общения, социальной педагогики, управления образовательными системами, коррекционной педагогики и психолого-педагогический практикум. В процессе ее изучения студентам необходимы знания философии, психологии.

Цель курса: стимулирование сознательного и активного включения студентов в самостоятельную учебную и научную деятельность; обеспечение непрерывной подготовки к педагогической деятельности, а также изучение актуальных проблем современной педагогики, изучение основных теорий современной педагогической науки

Задачи курса:


  • познакомить студентов с историей педагогической науки и основами профессиональной деятельности и сообщить первоначальные сведения о понятийном аппарате педагогической науки;

  • раскрыть профессионально значимые качества и сформировать у студентов необходимость самостоятельно развивать их у себя;

• ознакомить студентов со знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях школьников;

  • сформировать знания о методологии научного исследования;

  • оказать помощь студентам в развитии культуры профессионального самообразования

В процессе изучения курса студенты должны знать:

- основы профессиональной деятельности, категориальный аппарат педагогики;

- связи ее с другими научными отраслями;

- методологию педагогического исследования;

- различные подходы, методы и методики в исследованиях педагогической проблематики;

В процессе изучения курса студенты должны уметь:

- осмыслить уникальный феномен образования, явления воспитания и обучения в историко-культурном контексте;



- применять методы при анализе современных проблем образования, педагогических исследований;

- использовать практические умения разработки и анализа научного аппарата исследования;

- использовать в практической работе эмпирические методы;

- использовать собственный опыт проведения педагогического исследования.



Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 100. Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 10 часов. Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 2 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады и т.д.

На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы – 88 часов.

Формы контроля. Итоговой формой контроля, учебным планом предусмотрен экзамен. Студенты заочного отделения выполняют также и контрольную работ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование

темы


Общее

Количество

часов


Количество аудиторных часов

Количество

часов на


самост.

работу


Лекции

Семина

ры


Всего

1.

Педагогика как наука

8

2




2

6

2.

Категориальный аппарат педагогики.

8

0




0

8

3.

Педагогическая деятельность.

8

0




0

8

4.

Образование как общечеловеческая ценность, историко-культурный феномен и общественное явление.

8

2




2

6

5.

Образование как педагогический процесс

8

0




0

8

6.

Обучение, воспитание и развитие личности.

8

2




2

6

7.

Социализация личности как педагогическоелвление.

8

2




2

6

8.

Воспитание в педагогическом процессе.

8

0




0

8

9.

Общая характеристика теории обучения.

6

0




0

6

10.

Организация управления педагогическим процессом.

6

0




0

6

11.

Семья как фактор развития личности

8

2

2

4

4

12.

Управление образовательными системами

8

0




0

8

13.

Основы педагогической работы


8

0




0

8




ИТОГО

100

10

2

12

88























СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Педагогика как наука.

Возникновение педагогической науки как науки о воспитании детей. Потребности общества как первопричина возникновения педагогики. Источники развития педагогики. Этапы развития педагогики. Различные представления о сущности педагогической науки. Яв§рния педагогической действительности как объект, а образование - как предмет педагогики. Функции и задачи педагогики. Основные педагогические дисциплины. Инфраструктура педагогики.



Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками (самостоятельно).

Тема 2. Категориальный аппарат педагогики.

Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки. Проблема взаимосвязи категорий. История возникновения и понимания основных категорий педагогики. Современные определения образования, воспитания и обучения.



Тема 3. Педагогическая деятельность.

Сущность и цель педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности. Понятие и структура педагогического творчества. Педагогическое мастерство и творчество учителя. Понятие и компоненты педагогического мастерства. Пути овладения педагогическим мастерством. Термин "культура" и варианты его понимания. Понятие и сущность педагогической культуры. Компоненты и слагаемые педагогической культуры. Педагогические ценности.



Тема 4. Образование как общечеловеческая ценность, историко-культурный феномен и общественное явление.

Конкретно-исторический характер образования. Образование как ценность. Нормативные документы о детях и образовании (самостоятельно). Образование как механизм трансляции культуры. Культура как содержание образования. Понятие о культурно-образовательной среде региона. Образование как функция общества. Образование как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Система образования в России.



Тема 5. Образование как педагогический процесс.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие и сущность целостного педагогического процесса. Понятие о педагогической системе. Системы, в которых протекает педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.



Тема б. Обучение, воспитание и развитие личности.

Развитие личности как педагогическая проблема. Основные закономерности развития личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции в педагогике. Сущность социализации и ее стадии. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре формирования личности.



Тема 7. Социализация личности как педагогическое явление.

Понятие социализации и ее роль в развитии личности. Соотношение социализации и воспитания. Этапы и факторы социализации личности.



Тема 8. Воспитание в педагогическом процессе.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.



Тема 9. Общая характеристика теории обучения.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы Классификация средств обучения.



Тема 10. Организация управления педагогическим процессом.

Методы управления педагогическим процессом. Приемы организации и управления педагогическим процессом. Средства организации и управления педагогическим процессом. Проблемы организации и управления педагогическим процессом. Разрешение проблем организации и управления педагогическим процессом.



Тема 11. Семья как фактор развития личности.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.



Тема 12. Управление образовательными системами.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.



Тема 13. Основы педагогической работы

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Семья как фактор развития личности.

  1. «Социальная ситуация развития» как механизм всех изменений личности

  2. Типы негармоничных семей, ведущие к нарушениям поведения ребенка

  3. Недостатки семейного воспитания: гипопротекция, гиперпротекция (гиперопека), «двойная мораль», структурная деформация семьи как предпосылки к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних

  4. Подходы к изучению социализации в семье, понимание роли каждого из родителей в этом процессе

  5. Методологическая основа профессиональной психолого-педагогической деятельности специалиста в работе с семьей

Литература

Выготский Л.С. Социальная ситуация развития// Психология социальных ситуаций /

Под ред. Н.В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования /

П.И.Образцов. - СПб.: Питер, 2004.

Педагогика профессионального образования : Учебное пособие для вузов (Гриф МО) /

Под ред. Сластенина В.А. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




п/п

Тема

Задания

Кол-во

часов

Вид

контроля

1.

Педагогика как наука


Возникновение педагогической науки как науки о воспитании детей. Потребности общества как первопричина возникновения педагогики. Этапы развития педагогики. Образование - как предмет педагогики. Функции и задачи педагогики. Основные педагогические дисциплины. Инфраструктура педагогики.

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками

6

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


2.

Категориальный аппарат педагогики.


Образование, воспитание и обучение как основные категории педагогической науки. История возникновения и понимания основных категорий педагогики. Современные опреде- ления образования, воспитания, обучения.

8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


3.

Педагогическая деятельность.


Сущность и цель педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности. Понятие и структура педагогического творчества. Педагогическое мастерство и творчество учителя. Понятие и сущность педагогической культуры. Педагогические ценности.

8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


4.

Образование как ценность, историко-культурный феномен и общественное явление.


Образование как ценность. Нормативные документы о детях и образовании Образование как механизм трансляции культуры. Культура как содержание образования. Образование как функция общества. Система образования в России.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


5.

Образование как педагогический процесс.


Образование как педагогический процесс.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Понятие и сущность педагоги -ческого процесса. Понятие о педагогической системе. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.



8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


6.

Обучение, воспитание и развитие личности.


Развитие личности как педагогическая проблема. Основные закономерности развития личности. Сущность социализации и ее стадии. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре формирования личности

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


7.

Социализация личности как педагогическое явление


Понятие социализации и ее роль в развитии личности. Соотношение социализации и воспитания. Этапы и факторы социализации личности.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


8.

Воспитание в педагогическом процессе


Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Национальное своеобразие воспитания.

8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


9.

Общая характеристика теории обучения.


Сущность, противо- речия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса Единство преподавания и учения Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы Классификация средств обучения.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы



10.

Организация управления педагогическим процессом.


Методы управления педагогическим процессом. Средства организации и управления педагогическим процессом. Проблемы организации и управления педагогическим процессом.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

Темы.


Подготовка к семинару

11.

Семья как фактор развития личности.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

4

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

тем


12.

Управление образовательными системами.


Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления.

Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.


8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных тем.

Подготовка к семинару


13.

Основы педагогической работы


Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.

8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с квалификационными требованиями к подготовке социальных работников в программе раскрываются задачи, содержание и методы педагогической науки, её категориальный аппарат. Данная дисциплина читается одновременно с курсами «Введение в специальность», «Основы общей психологии», с которыми она содержательно связана и должна на них опираться.

Кроме основных форм (лекции, семинары) целесообразно использование ресурсов сети Интернет (обращение к электронным каталогам библиотек и электронным библиотекам, образовательным сайтам). Ориентация студентов на работу с материалами сети «Интернет» при условии критического отношения к содержанию информации. Необходима подготовка и представление студентами домашних заданий, индивидуальных заданий для самостоятельной работы в электронном виде. Возможно использование компьютера при подготовке текстов лекций, контрольных работ, тестов.

Перечень наиболее часто используемых интернет-ресурсов:
htth: //gorod.org.ru- социологическая клуб "Город";

htth: //ihtik.lib.ru- библиотека "Ихтика";

htth: //oim.ru- "Образование: исследовано в мире";

htth: //philosophy.ru/library- библиотека Института Философии РАН;

htth: //psylib.ukrweb.net/books- библиотека PSYLIB;

htth: //vehi.net- библиотека "Вехи";



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Понятие педагогической деятельности.

  2. Общепедагогическая профессиограмма.

  3. Понятие педагогического мастерства. Его компоненты.

  4. Сущность и слагаемые педагогической культуры.

  5. Структура профессиональной компетентности педагога.

  6. Содержание теоретической и практической готовности учителя.

  7. Педагогическое общение; функции и стили.

  8. Спектр педагогических специальностей.

  9. Возникновение педагогической науки.

  10. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

  11. Основные категории педагогики.

12. Основные педагогические дисциплины и отрасли педагогики.

  1. Связь педагогики с другими науками.

  1. Система образования в России.

  2. Образование как историко-культурный феномен и общечеловеческая ценность.

  3. Понятие, сущность и структура целостного педагогического процесса.

  4. Закономерности и принципы педагогического процесса.

  5. Этапы педагогического процесса.

  6. Основные виды деятельности педагога по организации педагогического процесса (общая характеристика).

  7. Педагогический мониторинг.

  8. Педагогическая диагностика.

  9. Сущность проектировочной деятельности современного педагога.

  10. Системы организации процесса воспитания: история и современность.

  11. Системы организации процесса обучения: история и современность.

  12. Формы и организационные структуры целостного педагогического процесса.

  13. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).

  14. Современные педагогические технологии, их общая характеристика

  15. Технология педагогического общения

  16. Общие характеристики технологий воспитания.

  17. Методика подготовки и проведения беседы.

  18. Методика подготовки и проведения деловой игры.

32.Работа с родителями учащихся.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

  1. Система дополнительного образования: сущность и специфика

  2. Педагогическое общение в становлении учителя.

  3. Педагогический такт учителя.

  4. Профессиональное самообразование учителя.

  5. Педагогическое сотрудничество.

  6. Классики отечественной и зарубежной педагогики о профессии учителя.

  7. Подготовленность учителя: ее основные компоненты.

  8. Гуманистическая природа педагогической деятельности.

  9. Творческий характер педагогической деятельности.

  1. Педагогическое новаторство.

  2. Возрастные особенности развития ребенка.

  3. Профессиональное самовоспитание учителя.

  4. Речь учителя в структуре его деятельности.

  5. Особенности деятельности учителя .

  6. Возникновение и развитие педагогической науки.

  7. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения.

  8. Воспитание и социализация личности.

  9. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия.

  10. Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации . педагогического взаимодействия.

  11. Педагогические ценности и их классификация.

  12. Образование как общечеловеческая ценность

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Педагогика» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, чтобы работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.) Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания по психологии.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по курсу «Педагогика» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.


ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

  1. Бакаева О.Н. Практические и семинарские занятия по курсу "Методология и методика психолого-педагогических исследований" : Учебно-методическое пособие / Бакаева, Ольга Николаевна. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.

  2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога : Учебное пособие для вузов / Загвязинский,В. И . - М. : Академия, 2006 .

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика : Учебник для вузов (Гриф УМО) / Г. М. Коджаспирова. - М. :Гардарики, 2004.

  4. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога : Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / Колесникова, И. А. - М.: Академия, 2007.

5. . Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для вузов

(Гриф УМО) / Краевский, В. В., Бережнова, Е. В. - М. : Академия, 2006.



  1. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность:

Учебное пособие для студентов вузов / Кузнецов, В. В . - М. : Академия, 2007.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / Харламов, И.Ф. - М.: Гардарики, 2007.


Дополнительная литература

1. Бережнова Е.В. Педагогическое исследование: социально-гуманитарный аспект / Е.В. Бережнова // Педагогика. - 2005. - № 6.

2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований:

гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. - / Н.М.Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова; Под редН.М.Борытко. -Волгоград: ВГИПК РО, 2005.

3. Тесты по педагогическим дисциплинам / Под ред. Е.П. Белозерцева. - Елец: ЕГУ им.

И.А. Бунина, 2005.

4. Гликман И. Основные подходы к образованию: не отвергать, а делать рациональный

выбор / И. Гликман // Народное образование. - 2008. - № 1.



  1. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление

образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2007. - №8.

  1. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и современность / В.В. Краевский // Педагогика. - 2009. - №2.

  2. 0вечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды/ В.П. Овечкин // Педагогика. - 2008. - №10.

  3. Плоткин М.М. Еще раз о социализации / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2008. - №4. -

ВЫПИСКА ИЗ ГОС




ГСЭ.Ф.07

Педагогика




Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.





СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание курса

  4. Планы семинарских занятий

  5. Задания для самостоятельной работы

  6. Методические рекомендации преподавателю

  7. Вопросы для подготовки к экзамену

  8. Темы контрольных работ

  9. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

  10. Литература

  11. Выписка из ГОС