Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология направление: 030300 Психология Квалификации выпускника − бака - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс история психологии направление 030300... 2 557.47kb.
Учебно-методический комплекс современные концепции естествознания... 2 606.49kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 367.38kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Программа дисциплины Клиентоцентрированная психотерапия и практика... 1 202.53kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) 1 276.46kb.
«Педагогическая психология: становление и место в системе научного... 1 106.52kb.
Сравнительная психология и зоопсихология 14 5290.51kb.
Социальной и консультативной психологии 1 363.13kb.
Ранние признаки аутизма у детей 1 187.71kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс психология развития возрастная психология направление - страница №1/6



Филиал НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ – ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление: 030300 – Психология

Квалификации выпускника − бакалавр

Калининград

2013


Психология развития – возрастная психология: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Ю.В. Шатковский. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012

Рецезент:

И.В. Берно-Беллекур

Кандидат психологических наук, доцент

Утвержден Научно-методическим Советом ИВЭСЭП,

Протокол № 2 от 24.10.2012г.

Адптирован для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде

Баркаевой И.Л., к.п.н.

Изменения утверждены на заседании кафедры психологии филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,

протокол № 1 от 02.09.2012г.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в

г. Калининграде,

протокол № 1 от 04.09.2012г.

Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК





Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора

























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Психология развития – возрастная психология» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Психология.



Цели курса: Данный курс направлен на развитие научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы детской психологии. Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые (классические и современные) работы в области детской психологии.

Задачи курса:

-углубить представление студентов о биосоциальной природе психики, о специфике разных теоретических подходов к ее исследованию;

-обеспечить усвоение системы базовых понятий, раскрывающих специфику социальной ситуации развития и возрастных изменений на протяжении жизни;

-создать представление о практическом применении знаний в возрастном психологическом консультировании, дать элементарные навыки написания рекомендаций, определения мер психокоррекции и составления заключений о соответствии психического развития ребенка требованиям школы;

- развить навыки и осуществить их реализацию в проектной, научно–исследовательской, коммуникативной, организационной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавр).

В результате изучения данного курса студент должен знать:

- предмет и проблемы возрастной психологии;

- основные закономерности психического развития;

- периодизацию возрастного развития;

- взаимосвязь возрастного развития с ведущим типом деятельности;

- различные формы отклоняющегося поведения, факторы и причины их возникновения.

Студент должен уметь:

- осуществлять диагностику в соответствии с возрастными особенностями;

- определять особенности проявлений нарушений поведения и их причины;

-подбирать адекватные методы психологической помощи в соответствии с формами

отклонений в поведении ситуациями, в которых они проявляются;

- владеть основами консультирования – семейного, детского, подросткового;

- определять критерии эффективности коррекционной работы;

- осуществлять разработку коррекционных и развивающих программ;

- осуществлять реализацию умений и навыков в проектной, научно–исследовательской, коммуникативной, организационной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавр).

Студент должен овладеть практическими навыками:

- оказания психологической помощи в критических жизненных ситуациях, при патологических проявлениях поведенческих реакций.



Компетенции, формируемые у бакалавров в результате освоения дисциплины «Психология развития – возрастная психология»


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в сответсвии с ФГОС):

общекультурных: обладать знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13); способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

— профессиональных: обладать способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ООП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Психология развития – возрастная психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла ООП.

Курс «Возрастная психология - психология развития» имеет теоретический и прикладной характер. На материале детского развития в нем раскрываются основные закономерности психической деятельности: взаимосвязь психики и физиологии ВНД, личности и общества, этнических традиций и индивидуальности, интеллекта и ведущей деятельности, взаимосвязь теоретической концепции и метода исследований. С другой стороны, данный курс раскрывает основные моменты генезиса каждой психической функции или свойства, создает представление о специфике возраста, о социальной ситуации развития в каждый период индивидуальной жизни, о нормативах развития как основе психодиагностики.

В содержании курса реализуются междисциплинарные связи с физиологией ВНД, общей психологией, психологией личности, психодиагностикой, социальной психологией, дифференциальной психологией, педагогической психологией.

Практические аспекты курса возрастной психологии приобретают особую значимость для подготовки психологов к оказанию адресной психологической помощи личности в любых структурах общества.



Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 144.



Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 2 часов. Семинарско-практические занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 10 часов. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады, дискуссии, метод группового принятия решений.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, электронной системой ЭБС «znanium.com», http://www.knigafund.ru/books/86534,

в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы – 132 часа.


Формы контроля. Промежуточной формой контроля является написание контрольной работы. Итоговой формой контроля предусмотрен экзамен.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторные занятия (всего)

12

Лекции

2

Практические / семинарские занятия

10

Самостоятельная работа

132

в том числе:




Контрольная работа




Вид промежуточного контроля

контрольная работа – 3 семестр

Вид итогового контроля

Экзамен – 3 семестр



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы

Количество аудиторных

часов








Общ.

кол-во час.



Лек-ции

Се

ми-нары/


Практ

Все-го

СРС

Раздел I

1

Предмет, проблемы возрастной психологии.

6

2




2

4

2.

Биогенетическое направление и бихевиоризм в возрастной психологии.

6

0




0

6

3.

Социогенетический и нормативный подходы к исследованию детского развития.

6

0




0

6

4.

Психоанализ в детской психологии.

6

0




0

6

5.

Культурологическое и гуманистическое направления в детской психологии.

6

0




0

6

6.

Когнитивное направление и гештальттеория в детской психологии.

6

0




0

6

7.

Сопоставительный подход в исследовании психического развития

6

0




0

6

8.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

6

0

2

2

4

9.

Основные закономерности психического развития. Проблема периодизации возрастного развития.

6

0

0

0

6

Раздел II







10.

Развитие психики в младенческом возрасте

6

0




0

6

11.

Ранний возраст

6

0




0

6

12

Дошкольный возраст. Основные виды деятельности дошкольника

6

0




0

6

13.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

4

0

2

2

2

14

Специфика познавательной сферы дошкольника

4

0




0

4

15.

Развитие личности дошкольника. Особенности эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте

4

0




0

4

16.

Готовность детей к обучению в школе

4

0




0

4

17.

Дети без семьи

4

0

2

2

2

Раздел III

18.

Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Личностные особенности

6

0




0

6

19.

Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте

4

0




0

4

20.

Подросток: социальная ситуация развития, личностные особенности.

6

0

2

2

4

21.

Социально-историческая природа подросткового возраста. Трудные подростки.


6

0




0

6

22.

Интеллектуальное развитие подростка.


4

0




0

4




23

Психологические особенности старшего школьного возраста

4

0




0

4

24

Особенности развития в старшем школьном возрасте

6







0

6

Раздел IV

25

Молодость как период развития

4

0




0

4

26.

Психическое развитие в период ранней взрослости

4

0




0

4

27.

Психология зрелой личности. Акме.

4

0

2

2

2

28.

Психология стареющей личности

4

0




0

4






















ИТОГО

144

2

10

12

132

Самостоятельная работа













96


Подготовка к экзамену














36

ПРОГРАММА КУРСА

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет и проблемы возрастной психологии

История науки, проблематика и методы. Исторический анализ понятия "детство".  Детство как предмет науки. Стратегии и методы исследования детского развития. Основные направления в истории детской психологии.

Детство как историческая категория. Различия в предметах возрастной психологии и психологии развития. Проблемы возрастной психологии как науки.

Возраст как психологическая категория и предмет возрастной психологии. Проблемы возрастного развития, сензитивные периоды, неравномерная изученность возрастов. Методы возрастной психологии. История развития возрастной психологии как науки. Основные вопросы детского развития, вызывающие расхождения во взглядах ученых разных психологических школ.



следующая страница >>