Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функционирование современного иностранного языка» для специальности 050303 Иностранный я - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 515.73kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 498.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Язык для специальных целей... 3 487.57kb.
Учебно-методический комплекс Иностранный язык (английский) (название... 1 234.57kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спец семинар по языку»... 6 2039.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Aнглийский язык» для... 2 393.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 080503. 65 соответствует... 5 633.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы изучаемого... 2 359.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практическая грамматика... 4 1371.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности... 3 810.05kb.
Книга девятая Первый угленос 6 1869.42kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функционирование современного иностранного - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра английского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Функционирование современного иностранного языка»
для специальности 050303 Иностранный язык

Утвержден на заседании кафедры

английского языка

«30» августа 2006г.,

протокол № 1.

Воронеж - 2006



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка
Программа учебной дисциплины

«Функционирование современного иностранного языка »
для специальности 050303 Иностранный язык

Всего: 115часов

Из них: 52 аудиторных

1 семестр - 34 практических

2 семестр - 18 практических

56 самостоятельной работы студентов


Составитель:

Безрукова В. В.

Воронеж - 2006

Пояснительная записка


Настоящая программа рассчитана на студентов второго года обучения и опирается на министерскую программу по курсу: «Функционирование современного иностранного языка» для педагогических вузов.

В задачи курса входит раскрытие и иллюстрация законов и категорий живого языка и их функционирование в речи; рассмотрение правил и приемов эффективного речевого воздействия в различных коммуникативных ситуациях на современном этапе развития языка.

Введение курса «Функционирование современного иностранного языка» в обязательную учебную программу диктуется повышенным интересом к изучению языка на синхроническом этапе развития, необходимостью совершенствования навыков как межличностного, так и меж массового (международного) общения, получения знания, ориентированного на практические потребности общества.

Данный курс также является «визуальным» дополнением дисциплины «Практический курс основного иностранного языка» и отталкивается от заявленных в последнем тем для более тщательного изучения, усвоения, анализа и комментария. Выбор практических заданий и тематика докладов также координируется в соответствии с содержанием курса «Практический курс основного иностранного языка».

Наглядные материалы, такие как видеофильмы, DVD фильмы, т. е. аудиовизуальные средства обучения могут быть изменены по выбору преподавателя. Причины изменения определяются (с течением времени) несоответствием содержательного компонента фильмов актуальным проблемам общества на его данном этапе в силу названия предмета: «Функционирование современного иностранного языка»

Тематический план







Наименование теоретических

Разделов и тем



Всего

часов


в

тудо-


емкости

В том числе

аудиторных



СРС

всего

лаб. и практ.

I сем

II сем

1.

Границы употребления английского

языка


2

1







2

2.

Функции зыка

20

8







8

3.

Происхождение коммуникативной

деятельности

Медицина


10

6







6

4.

Типология коммуникации

Спорт


20

8







5

5.

Виды коммуникации

Путешествия



13

7







5

6.

Семиотика коммуникации

Внешность. Характер



20

7







10

7.

Фонетические показатели

Коммуникации

Образование


10

5







3

8.

Общение и ролевое поведение

Покупки


10

6







10

9.

Стереотипизация коммуникации

Обзорные уроки



10

4







7




ИТОГО:

115

52

34

18

56


Содержание дисциплины


  1. Расширение границ употребления английского языка

Английский язык – международный язык, язык ООН, переписки земного шара, телексов и телеграмм, язык технических и научных изданий, средство передачи информации, собранной в компьютерах мира. Около половины всех сделок в Европе заключаются на английском языке. Это язык спорта и красоты, официальный голос воздуха и моря, экуменический язык Совета Церквей мира. Самые большие радиотрансляционные компании в мире (CBS, ABC, NBC, BBC) передают программы на английском языке аудитории, которая превышает 100 миллионов.

  1. Функции языка – назначение языка в человеческом обществе, детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества.

А) коммуникативная


Б) когнитивная

В) фатическая

Г) конатативная

Д) волюнтативная

Е) функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа.

Ж) поэтическая




  1. Происхождение коммуникационной деятельности (от диахронии к синхронии)

Основные черты коммуникации: интерсубъектность, деятельностный характер, коммуникативная компетенция. Два подхода к коммуникации: механистическая и деятельностная парадигмы.


  1. Типология коммуникации.

Единицы анализа коммуникации. Вербальные и невербальные средства осуществления коммуникации.


  1. Виды коммуникаций: интраперсональная, межличностная, групповая, массовая коммуникация. Коммуникативная среда и сферы коммуникаций.




  1. Семиотика коммуникации.

Знаковая теория. План выражения и содержания знака. Система знаков.


  1. Фонетические показатели коммуникации.

Расовые особенности говорящих. Результат приспособления к природным и климатическим условиям. Закон наименьшего усилия (вследствие закона 2 артикуляции заменяются одной, трудная артикуляция – более легкой). Общие условия бытия народа в данный момент, гипотеза о «предшествующем языковом субстрате»; изменения моды.


  1. Общение и ролевое поведение.

Социальные и коммуникативные позиции говорящего. Понятие имиджа.


  1. Стереотипизация коммуникации.

Стиль поведения. Профессиональные, социальные, возрастные, национальные (ментальные) стереотипы.


Рекомендации к самостоятельной работе студентов


Содержание самостоятельной работы студентов по практическому курсу «Функционирование современного иностранного языка» включает

  • индивидуальное изучение рекомендованной литературы;

  • подготовку к семинарам для обсуждения определенных теоретических положений и выполнения практических упражнений;

  • учебно-исследовательскую работу: написание рефератов наиболее активными и любознательными студентами, подготовка дополнительных устных сообщений по определенной тематике (вне учебного плана);

  • постановка «провокационных» вопросов, стимулирующих творческое мышление студентов и их усилия аргументированного опровержения некорректных утверждений;

  • сопоставление различных точек зрения и подходов к тем или иным положениям изучаемого курса, как теоретическим, так и практическим.



Формы итогового контроля


Зачет предполагает контроль знаний по теории коммуникации и функционирования языка в речи (теоретическая часть) и умений высказаться на предмет предложенной тематики, развить и прокомментировать различные, имеющиеся по данной ситуации точек зрения, а также контроль умений отвечать на проблемные, узловые и детальные вопросы относительно содержания просмотренных в учебном семестре фильмов (практическая часть).

Текущий контроль уровня сформированности навыков осуществляется постоянно в ходе выполнения упражнений и заданий. Зачетная оценка – рейтинговая оценка, которая выводится по количеству набранных студентами очков как за работу в семестре, так и на зачете.


Критерии и показатели рейтинговой оценки

знаний студентов по курсу:

«Проблемы функционирования современного иностранного языка»

Для получения зачета, студентам необходимо набрать 100 баллов до зачета и 30 баллов на зачете (всего 130 баллов).



Примерные требования к зачету:

  • посещение всех практических занятий курса (10 баллов);

  • активное участие на семинарских занятиях (90 баллов):

а) демонстрация уровня усвоения теоретических положений курса (15 баллов);

б) умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы относительно содержания просмотренных фильмов; ответы должны включать лексику, использованную в фильме (30 баллов);

в) умение дать адекватный перевод лексических единиц, согласно содержанию фильма (5 баллов);

г) умение высказаться на предмет предложенной тематики (предоставить последовательный и развернутый ответ) (15 баллов);

д) подготовка и репрезентация устного сообщения по темам курса (25 баллов).

На зачет выносятся следующие задания:



  • ответ на вопрос, связанный с теоретической базой курса (10 баллов);

  • монологическое высказывание по предложенной ситуации (10 баллов);

  • ответ на проблемные и детальные вопросы, связанные с содержанием просмотренных фильмов (10 баллов).



Примерные теоретические вопросы к зачету:

  • Speak of English as a global language. Its spheres and possibilities.

  • What are the main functions of the language?

  • What can you say about the origin of communicative activity?

  • What does Lasswell Formula show? Units of communicative analysis, its means and types.

  • Communicative environment and different spheres of communication.

  • What is discourse? Illustrate by giving examples.

  • Maslow’s pyramid and communicative functions (How do you understand them?)

  • Speak of Semiotics as a science. The system of signs and symbols.

  • What are the phonetic peculiarities of communication?

  • What are the verbal impact aspects?

  • What are the basic principles of role communication?


Примерны ситуации на зачет:

Тема: “Shopping”

Young people do not always buy wisely.

My method of shopping.


Тема: “Appearance”

All that glitters is not gold.

People behave differently when they wear different clothes.
Тема: “Travelling”

With modern services you can go around the world.

People began to travel ages ago.
Тема: “Education”

Knowledge is power.


Тема: “Sports”

How does exercise change you?

Why are people all over the world fond of sports and games?
Тема: “Health care”

What should people do to be healthy?

Doctors are men who prescribe medicines of which they know little, to cure diseases of which they know less, in human beings of whom they know nothing.
Студенты, набравшие менее 60 баллов из 130, считаются не сдавшими зачет.

Примерные ситуации на семинары

Тема: “Shopping”

When shopping, he spends money like there is no tomorrow.


Why men and women have different styles of shopping for things.

Тема: “Appearance”

A little body often harbours a great soul. Human nature is rarely uniform.
Тема: “Travelling”

Why is modern life impossible without traveling?

Tourism became a very profitable business.
Тема: “Education”

A man is never too old to learn.

Better untaught than ill taught.
Тема: “Sports”

Do all people need exercise?

What is your favourite kind of sport? Why?
Тема: “Health Care”

There is no influenza in my young days.

We called a cold a cold.

Some secrets of long life.


Доклады


  1. Медицина. Здравоохранение.

    1. Престижность профессии врача. Проблемы квалифицированности кадров.

    2. Лекарства сегодня.

    3. Пенсионный и предпенсионный возраст.

    4. Проблемы эвтаназии.

  2. Спорт.

    1. Спорт и политика.

    2. Новые виды спорта. Есть ли у них будущее?

    3. Олимпийские награды. Проблемы допинга.

    4. Национальные виды спорта.

  3. Путешествие.

    1. Опасность/безопасность выбора туристической фирмы.

    2. Способы путешествия. Доступность. Экзотика.

    3. Цель и польза путешествия.

    4. Великие путешественники.

  4. Внешность.

    1. Роль внешности в жизни общества.

    2. Нравственные идеалы и стереотипы. Пословицы, поговорки и клише, связанные с понятием внешности.

    3. Пластические операции. Конкурс красоты. (Жизнь звезд).

    4. Национальные особенности понятия красивой внешности.

  5. Образование.

    1. Система образования (от дошкольного до высшего).

    2. Место и роль учителя в системе образования.

    3. Государственные (общественные) и частные образовательные учреждения.

    4. Престижность и качество образования.

  6. Покупки.

    1. Покупки: привычка или необходимость?

    2. Как мужчины и женщины делают покупки.

    3. Типы магазинов.

    4. Этикет обслуживания.



Критериально-измерительные инструменты,

определяющие уровень подготовки студентов

Контрольные задания


  1. Ответы на вопросы и комментарии.

  2. Translate from English into Russian.

The city of angels


  • burning pain in abdomen

  • a brain hemorrhage

  • to have total bed rest

  • to be allergic to something

  • to have the time of one’s life

Wimbledon


  • What’s the scoop?

  • to be a crack player

  • open the score

  • sustain an injury

  • pre-match training

  • love (Gonzales leads 40-0)

Black-Ball


  • play host to

  • on your mark!

  • set back to training

  • to be head and shoulders

  • one-pass combination

  • kill the ball

Sister Act II


  • single release

  • a junk-box

  • lead vocal

  • handling children

  • to be in charge (of)

6 days, 7 nights

  • soak up the sun

  • a real soul mate for somebody

  • signal flare

  • hubby

  • suave

Maid in Manhattan


  • casual acquaintance

  • Our marriage has had its ups and downs.

  • a broken home (family split up by divorce)

  • to defuse

  • when I am good and ready

The Hot Chick


  • never a hair out of place

  • swarthy complexion

  • It’s (drinks) on the house

  • to put spells on somebody

  • to scowl at somebody

What Women Want


  • to balance the pros and cons

  • to flirt with somebody

  • don’t stand on ceremony

  • won’t breathe a word (of it)

  • suit yourself

Finding Nemo


  • a grain of roe

  • small fry

  • (short-term) memory loss

  • jelly fish

  • a shoal of fish

  • over my dead body



The Pacifier


  • get your nose out of my business

  • sure as shooting

  • there you are

  • to clench one’s fists

  • beeper

  • a shoo

  • under the supervision


Задания: «Функционирование современного английского языка».
THE CITY OF ANGELS


  1. While watching the films write out the medical terms used there.

  2. Answer the following questions and do the tasks:

  1. Comment on the title of the film. What is the play upon words based on?

  2. Describe the main characters and comment on their choice. What did the main characters, being so different, have in common?

  3. Why did Maggie choose the profession of a doctor?

  4. Comment on the opening episode.

  5. Comment on the episode with the dying patient? What did the loss of the patient mean to Maggie?

  6. Comment on the words belonging to Maggie:

  1. “Nothing of it [life and death] is in my hands”

  2. Have you ever wondered who it is we are fighting with?”

  1. Comment on the following:

    1. Seth: You're a good doctor.
      Maggie: How do you know?
      Seth: I have a feeling.
      Maggie: Yeah, well that's pretty flimsy evidence.
      Seth: Close your eyes. Just for a second... what am I doing?
      Maggie: You're... touching me.
      Seth: How do you know?
      Maggie: Because, I feel it.
      Seth: You should trust that. You don't trust it enough.

    2. Maggie: Are you a visitor? Who are you visiting?
      Seth: You.”

  2. Who was Seth? Describe his life before meeting Maggie.

  3. Who was Mr. Messinger? Why did the director choose such a name for him?

  4. What role did he play in Seth’s life?

  5. Describe the short period of time Seth spent with Maggie as a human.

  6. Comment on the end of the film.



WIMBLEDON


  1. Comment on the title of the film.

  2. Describe the main character (age, profession, family, friends, achievements).

  3. In what mood do we see the character for the first time? Why is he in such a mood?

  4. Comment on the following: “Presently ranked 119th in the world. Sport is cruel. Now I know it doesn't sound too bad. Four million tennis players in the world, and I'm 119th. But what that really means is this - 118 guys out there are faster, stronger, better and younger. And it gets you thinking.”

  5. Why did he decide to take part in the Championship?

  6. Comment on the press conference before the game?

  7. Whom did the character meet? What role did she play in his life?

  8. Is total concentration important for a sportsman willing to reach his goal? What did different characters think about it?

  9. Is the end of the story realistic? Why? What would you change?

  10. Comment on the following “Lizzie Bradbury: You're doing so great, you just have to...
    Peter Colt: ...Keep winning.
    Lizzie Bradbury: So keep winning!”

  11. What make a sportsman reach his goals (family, friends, etc.)? Illustrate your opinion with the examples from the film.

  12. What should be more important for a true sportsman, love and friendship or competitiveness?

  13. Is there any certain time for a sportsman to leave?



BLACK BALL


  1. Comment on the title of the film.

  2. What are the rules of the game, shown in the film?

  3. Describe the main characters.

  4. Where does the story take place?

  5. Who mostly plays lawn bowls according to one of the character’s (Mr. Kerry) opinion?

  6. What layers of society are mostly involved?

  7. What was so unusual about Cliff in this respect? In what way did he differ from an ordinary bowling player?

  8. What was the true reason for his disqualification?

  9. Comment on the following description of Cliff: “He is young and dangerous.”

  10. Why did the Committee want to get Cliff back? How did they manage it?

  11. What was Cliff’s main weakness?

  12. Comment on the symbols of the teams.

  13. How superstitious are sportsmen, as shown in the film?

  14. Do you think the prize was rightly given to the winners?

SISTER ACT II


  1. Describe the main character in and out of school.

  2. In what way did Sister Mary Clarence differ from the rest of the teachers?

  3. Did she get on well with the rest of the staff?

  4. How did she manage to attract the pupils attention? Did she use any unusual methods?

  5. What impression did she produce on the pupils during their first class? How was it gradually changing and why?

  6. Comment on the following:

    1. “If you want to be somebody, if you want to go somewhere, you better wake up and pay attention.”

    2. “Now listen, I know you've got to think about your image, cause image is important to you, because of course your friends are gonna dictate your actions through the rest of your lives, and I wouldn't want you to step away from them and become an individual, that would almost be too much!”

    3. the letter from Rita "Dear Mama, I went to the all-state music competition. I never meant to hurt you but I had to follow my heart. Please forgive me. I love you, Rita."

  7. What was the reason for the pupils’ unruliness?

  8. What is a “bird course”?

  9. Tell about the past of the school?

  10. Tell about the All State Music Competition.

  11. Why did some parents have an unfavorable opinion of the Competition?

  12. How did the pupils and teachers collect the money to take part in the Competition?

  13. Tell about the competition itself.

  14. Should a teacher give only knowledge or something even more important than that?


6 DAYS, 7 NIGHTS


  1. Comment on the title of the film.

  2. Describe the main character (age, profession, family, friends, achievements).

  3. Where did the story take place?

  4. Describe the trip by plane to the island.

  5. Describe the resort and the people there.

  6. Speak about the accident that happen on the way back to the continent.

  7. How did the main characters’ behaviour differ before and after the crash?

  8. Comment on the following:

  1. Quinn: They come here looking for the magic, hoping to find romance, when they can't find it anywhere else.
    Robin: Maybe they will.
    Quinn: It's an island, babe. If you didn't bring it here, you won't find it here.

  2. Robin Monroe: I've had just about as much vacation as I can stand.

  1. Speak about the pirates.

  2. How can a journey change people’s lives according to the film and in your opinion?



MAID IN MANHATTAN


    1. Describe the main characters (age, profession, family, friends, achievements).

    2. What helped Marisa to get to the upper class of the society. Was it only an expensive coat?

    3. Comment on the following:

    1. Christopher: I'll tell you who she isn't. She isn't like anyone I've ever met before. And she isn't a phony.

    2. Lionel: What we do, Miss Ventura, does not define who we are.

    3. Lionel: And although we serve them, we are not their servants.

    1. Describe Caroline as a perfect example of person of the society.

    2. What role did Ty play in the story?

    3. What was the attitude of the people to Marisa-the maid and Marisa- rich beauty?

    4. Speak about the moment when everybody learnt the truth.

    5. What impression did you get from the people of the society shown in the film?

    6. Can you make a list of characteristics a person should to be a success in public?

    7. Were you to face the situations when your appearance, the way look, or your character helped you to leave some positive (negative) impression?



THE HOT CHICK


  1. Comment on the title of the film

  2. Does the story have a preface?

  3. What happened to Jessica?

  4. Describe Jessica’s reputation at school, among her friends.

  5. What was Jessica’s opinion about herself?

  6. Comment on the following:

April: Ok, let's make a list of all the people that hate Jessica.
Lulu: You know what would be a shorter list? All the people that don't hate Jessica.

  1. What made it obvious that the main character was a girl?

  2. Who was the only one to recognize Jessica in her new look?

  3. What did this story teach Jessica?

  4. Speak about the relations between Jessica and April before and in process of the story.

  5. Comment on the following:


Jessica (Clive): April, do you remember in second grade when you moved here from Arkansas? And everyone made fun of you and threw rocks at you, 'cuz you talked funny and your front two teeth were brown. I was your only friend. I gave you that locket, round your neck, when your grandmother was sick. You said, you said...
April: We'd be bestest friends forever.


WHAT WOMEN WANT


  1. Comment on the title of the film

  2. Speak about Nick Marshall a symbol of the men’s world.

  3. What was Nick’s attitude towards women?... to his ex-wife?... to his daughter?

  4. What did it change that Darcy McGuire started working for the firm?

  5. Why didn’t Nick get the post he was after? What quality did he lack?

  6. What helped him to develop the new power? What kind of power was it?

  7. Did this power change Nick’s life principles?

  8. Describe the steps of making the advertisement as they are shown in the film.

  9. What made Nick’s advertisement successful?

  10. Comment on the following:

a. Nick Marshall: I realize I haven't been the perfect dad.
Alex: Understatement of the century.
b. Alex: My dad? He's always been... like an uncle to me. Yeah, Uncle Dad.
c. Nick Marshall: No games.
Darcy McGuire: Just sports.
FINDING NEMO


  1. Where does the story take place?

  2. In what way did Marlin treat his son?

  3. Did Nemo like going to school? Why?

  4. What made Nemo disobey his father? What was the result of this disobedience?

  5. Speak about Dory and her role in the story.

  6. Describe Nemo’s life in the tank.

  7. Describe Marlin before and after taking his journey.

  8. Comment on the following:

a. Marlin: [Inside the whale] I have to get out of here! I have to find my son! I have to tell him how old sea turtles are!
b. Nemo: Hey dad! Maybe when I'm at school, I'll see a shark.
Marlin: I highly doubt it.
Nemo: Have how ever met a shark?
Marlin: No, and I don't plan to.
Nemo: How old are sea turtles?
Marlin: Sea turtles? I don't know.
Nemo: Sandy Plankton from next door, he says they live to be a hundred years old.
Marlin: Well, if I ever meet a sea turtle I'll ask him, right after I'm done talking to the shark.

c. Marlin: Now, what's the one thing we have to remember about the ocean?


Nemo: It's not safe.
Marlin: That's my boy.

d. Marlin: It's because I like you, I don't want to be with you. It's a complicated emotion.



e. Marlin: How do you know if they're ready?
Crush: Well, you never really know, but when they know, you know, y'know?
Литература

Базовый учебник не предусмотрен
Дополнительные учебные пособия

  1. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации/В. Б. Кашкин, Воронеж, 2000. – 173с.

  2. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие/ И. А. Стернин, Воронеж, 2001. – 252с.

  3. Фол Стефани. Эти странные американцы/С. Фол, М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2001. – 72с.

  4. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане/Э. Майол, Д. Милстед, М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2001. – 72с.

  5. Львова С. И. Язык в речевом общении/ С. И. Львова, М., 1999.

  6. Топорова В. М. Коммуникативное поведение и типология культур/ В. М. Топорова//Культура общения и ее формирование. – Воронеж, 1994. – с. 24.

  7. Степанов Ю. С. Семиотическая структура языка (три функции и три формальных аппарата языка)/Ю. С. Степанов. – Изд-во АН СССР, М., 1973, т. 32, в. 4.