страница 1страница 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс история психологии направление 030300 Психология Квалификации - страница №1/2
![]() Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИнаправление 030300 - Психология Квалификации выпускника − бакалавр Калининград 2013
Н. А. Власюк. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012 Рецензент: М.И. Коваленко кандидат психологических наук, профессор Утвержден Научно-методическим Советом ИВЭСЭП, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Адаптирован для заочной формы обучения в филиале в г.Калининграде Баркаевой И.Л., к.п.н. Изменения утверждены на заседании кафедры психологии филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде, протокол № 1 от 02.09.2012г. Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде протокол № 1 от 04.09.2012г.
Лист регистрации изменений, вносимых в УМК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «История психологии» является частью профессиональной подготовки бакалавров. Составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению 030300 - Психология Цель дисциплины: сформировать у студентов представления о путях становления и развития психологической науки, раскрыть содержание важнейших психологических направлений и школ в их связи с внутренней логикой развития науки, социокультурными условиями, показать вклад отдельных ученых в развитие психологической мысли. Задачи дисциплины: 1. Представить наиболее значительные достижения психологической науки как связный исторически обусловленный процесс 2. Способствовать интеграции психологических знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин («Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология личности») 3. Обосновать необходимость изучения исторического опыта и создать установку на применение полученных в курсе знаний к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе в прикладных областях 4. Способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления и уровня подготовки к будущей профессиональной деятельности 5. На материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этическую и гражданскую стороны. Студент должен знать: -социально-исторические, предметно-логические и личностные детерминанты развития психологического знания; важнейшие достижения мировой и отечественной психологической мысли. Студент должен уметь: анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки; давать адекватную историческую оценку достижениям прошлого, выявлять их достоинства и ограничения; проводить сопоставительный анализ научных теорий; использовать полученные знания в собственной профессиональной деятельности. Студент должен владеть: системой понятий и категорий, разработанных в разных научных школах в процессе развития психологии. Компетенции, формируемые у бакалавров в результате освоения дисциплины «История психологии»Общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); владению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12). Профессиональные компетенции (ПК): реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессилнальной и другим социальным группам (ПК-5). Научно-исследовательская деятельность: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13); выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14). Педагогическая деятельность: преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15); участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
Дисциплина «История психологии» относится к базовой общепрофессиональной части профессионального цикла ООП. Тесно взаимодействует с такими предметами как «Общая психология», «Социальная психология», «Социология». «Философия» и др. Каждая из этих научных дисциплин, изучая истоки зарождения психологии, имеет свой предмет познания, свою сферу исследования, что помогает в полной мере понять психику и поведение современного человека, выявить психологические закономерности бытия личности в социуме, межличностные отношения.
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основы. Связь с другими науками Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими науками. Тема 2. Описательный этап психологии. Психологические воззрения в Античную эпоху Возникновение первой научной гипотезы о психике - психологии - как науке о душе. Понятие души в мифологии и философии. Особенности Античной психологии. Воззрения античных философов. Социцентризм Платона. Эгоцентрическая теория Аристотеля. Основные достижения в эпоху Античности. Тема 3. Развитие психологической мысли периода Средневековья Общая характеристика развития психологической мысли в период Средневековья. Схоластика как основа философско-психологической мысли средневековой Европы. Достижения в психологии в эпоху Средневековья. Идеи Р. Бэкона. Исследования Д.Скота Тема 4. Психологическая мысль периода Возрождения (XV–XVII в.) Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей (Н. Коперник, Л. да Винчи) Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций. Теория о «плохом» и «хорошем» человеке. Идеи Макиавелли, Б. Телезио. Тема 5. Философско-психологические воззрения Нового времени (период XVII в.- XVIIIв.) Р.Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания. Полемика о природе человека и души (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д. Гартли и его картину психического мира человека. Дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX в. (В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, И. Кант).
Основы дифференциальной психологии. Теория В. Штерна. Исследования в области возрастной психологии, генетики (С. Холл, М.Мид). Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта. Изучение духа нации, народа (Х.Штейнталь, М. Лазарус). Теория доминирующего фактора (Г.Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм) Тема 7. Методологический кризис начало ХХ века. Основные направления развития психологии в этот период Поиск бъективных методов исследования психики после первой мировой войны. Разделение психологии на разные школы. Развитие разных психологических направлений. Предмет изучения: глубинные структуры психики (З.Фрейд, А.Адлер). Бихевиоризм (Дж.Б.Уотсон, Ф.Скиннер). Теория социального научения (А. Бандура). Экзистенциально-гуманистическая психология (А.Маслоу, В.Франкл, Р.Мей) Тема 8. Основные факторы, определяющие развитие психологии как науки. Принципы развития психологии Объективные факторы, определяющие развитие психологии: логика развития психологических знаний, социальная ситуация развития. Субъективный фактор: особенности личности конкретного ученого. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип психологической системности, принцип психологического развития, принцип объективности.
Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Психоанализ З.Фрейд. Структура личности. Механизмы психологической защиты. Аналитическая теория К.Юнга (коллективное бессознательное; напрапвленность личности). Индивидуальная психология А.Адлера. Понятие «чувство неполноценности». Формы компенсации по А. Адлеру. Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм). Основные положения в социальном контексте. Бихевиоризм: рефлекторное и социальное направления. (Дж.Б.Уотсон, Ф.Скиннер). Теория социального научения (А. Бандура). Локус контроля как устойчивое качество человека (Дж.Роттер). Экзистенциально-гуманистическая психология (А.Маслоу, В.Франкл, Р.Мей). Самоактуализация личности. Интенциональная концепция Ш. Бюлер. Когнитивная психология. Теория личностных конструктов Дж.Келли. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Теория поля К. Левина. Поведение человека в жизненном пространстве, восприятие себя и других. Работы Ч.Кули. Понятие «Я-концепции» личности. Структура «Я-концепции». Понятие первичной группы (семья, группа, коллектив) Тема 10. Становление отечественной психологии 40-60г.г. XIX в. Трагедия прикладной психологии в России. Запрет на психологические исследования, разработки. Период становления отечественной психологии. Работы И. Сеченова о саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Учение И. Павлова о высшей нервной деятельности.
Работы П.Лаврова и Н. Михайловского (анализ солидарных действий, психология толпы, теории внушения-подражания) Развитие экспериментальных исследований в России во второй половине ХIХ - начале XX в. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий. Работы В. Бехтерева 1923г – «Объективное изучение личности». Понятия: индивид, индивидуальность, личность; 1925г. «Роль внушения в общественной жизни». Формирование методологических основ советской психологии. Вклад Л. Выготского. Культурно-историческая теория развития психики. Тема 12. Развитие советской психологии в 50-е – 80-е гг. XX в.). Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии. Развитие отечественной психологической науки в период со второй половины 50-х - 80-х годов. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований. Конкретно-научные исследования в области психологии. Теория установки Д. Узнадзе. Исследования в области психологии индивидуальных различий. Создание лаборатории психологии в Ленинградском университете (1962г. – эмприческое исследование фольклора. 1968-1972г.г. - открытие первых кафедр психологии, написание первых учебных пособий, психологические исследования в учебных заведениях, вузах – исследование межличностных отношений в группах. Формирование новых направлений и отраслей психологии: развитие диагностического инструментария, модификация тестов, технологий, повышение профессиональной квалификации кадрового состава.
Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Развитие необехивиоризма, гуманистического направления в психологии. Появление интегральных концепций в русле новейших науковедческих и социальных идей - информатизации, компьютеризации. Когнитивная психология. Экологическая психология. Психология жизненного пути. Историческая психология. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Описательный этап психологии. Психологические воззрения в Античную эпоху
Темы для докладов
Литература
Дополнительная
Раздел 1, M., 1997. 10.Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л., 1947. 11.Платон. Соч. в 3-х тт. М., Т. 1. 1968-1970. 12.Римские стоики. М,, 1995. 13.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. Семинар 2. Этап становления социально-психологического знания XIXв.
Темы для обсуждения
Литература
Семинар 3. Этап экспериментально-теоретического развития психологии в ХХ веке. Основные научные теории и подходы
Темы для докладов
Литература
Дополнительная
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Вопрос о методе познания человеческой души; Вопрос о природе; Вопрос о душе.
Мозг; Нервы;
Сердце.
Вода; Огонь;
Воздух. 4. Мнение Платона о природе психического Душа неотделима от тела и не существует без него; Душа вечна, она может существовать без тела; То, что нам дано в ощущениях - лишь слабая копия реального мира, который можно постичь только при помощи логического мышления. 5.Что говорил Аристотель о душе? Душа - это форма существования живого тела; Душа идеальна и непознаваема; Душа - это материальное образование, заключенное в мозгу.
Учение Фомы Аквинского (томизм); Учение Аристотеля; Учение Н. Кузанского. 7. Основной вопрос, который решала средневековая европейская психология Вопрос о том, познаваем ли мир; Вопрос о боге и человеке; Вопрос о личности человека. 8.Какова модель организма, представленная в теории Р. Декарта? Это мембрана, улавливающая вибрацию внешнего мира; Это объект, действующий по типу простого технического устройства; Это сложная система, действующая на основе химических реакций. 9.Что такое эмпиризм? Теория познания, основанная на опыте; Теория познания, основанная на выведении новых истин методом анализа уже имеющегося научного материала; Теория познания, согласно которой верно все, что мы можем ощутить. 10.Кто из ученых впервые ввел понятие ассоциаций? Р. Декарт; Д. Гартли; Аристотель; Платон. 11.С какого времени предметом психологии является сознание, а не душа? С XIX века, после исследований Вебера, Фехнера и Вундта; С XX века, после исследований З. Фрейда; С XVII века, после исследований Р. Декарта.
Л.С. Выготского; К. Вебера; Вундта.
13.Кто из психологов вывел закон о порогах ощущений? Вебер, Фехнер; Скиннер; Торндайк, Уотсон. 14.Что обозначает термин “бихевиоризм”? Стимул;
Поведение; Образ.
15.Как с точки зрения бихевиористов действует психика человека и организм в целом? Организм отвечает реакцией на воздействие определенного раздражителя (стимула); Организм воспринимает вибрацию окружающей среды при помощи органов чувств, передавая ее мышцам; Организм самостоятельно вырабатывает программу действий, независимо от воздействия на него среды. 16. Что является движущей силой в развитии личности, согласно теории З. Фрейда? Чувство тревоги; Инстинкт самосохранения; Либидозный и агрессивный инстинкты. 17.Какой из защитных механизмов З. Фрейд считает наиболее эффективным? Проекция; Рационализация; Сублимация. 18.Что является главной структурной единицей личности в теории Э. Эриксона? Эго;
Сверх-Эго; Личность неделима и не имеет четкой структуры. 19. В течение какого периода времени продолжается развитие личности по Эриксону? До 18 лет; Всю жизнь; У каждого человека свой период развития личности. 20. “Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству”- кто из психологов придерживался этой точки зрения? Э. Фромм; Г. Салливен; А. Адлер. 21. В чем смысл понятия “сверхкомпенсации”, введенного А.Адлером? Это успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом; Это одностороннее приспособление к жизни в результате развития какой-то одной черты или способности.
Физиологии; Физики; Философии. 23. Кто автор следующего определения личности “Человек - это объективная реальность”? Р. Декарт; А. Адлер; Г. Олпорт. 24. Концепция иерархии потребностей возникла в русле Физиологической психологии; Гуманистической психологии; Индивидуальной психологии. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Подготовка бакалавра предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы. С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями. Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Вопросы психологии», «Психологическая газета». Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса. Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление. Часть времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, на работу в библиотеках института и города. Вниманию студентов предлагается список основной и дополнительной литературы. Для подготовки к семинарским занятиям предлагается ряд вопросов. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
14. Исследование инстинктов социального поведения в работах У. Мак- Даугалла 15. Развитие бихевиоризма в начале и середине XX века. 16 Необихевиоризм как направление в психологии 17. Гештальтпсихология: ее основные представители и концепции 18. Генетическая психология Ж..Пиаже. 22. Гуманистическое направление в зарубежной психологии 23. Гуманистическая психология. Анализ психологических воззрений А.Маслоу 24. Личностная и социальная идентичность в теории Э. Эриксона МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Контрольная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов-бакалавров является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «История психологии» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя. Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы. Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст печатается на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем. В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями. Количество использованных источников должно быть от 5 до 10. В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.) Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания по психологии. Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по курсу «История психологии» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.
- медийная система для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий; - размещение материала курса на электронных носителях (эелектронных дисках); - в рамках требований ФГОС ВПО предусматривается участие в тематических дискуссиях. Все семинарские (практические) занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:
Программное обеспечение
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы следующая страница >> |