Учебно-методический комплекс «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебно-методический комплекс «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Огудневская детская школа искусств

Щёлковского муниципального района Московской области




КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

Учебно-методический комплекс


«Инструментальное исполнительство. Фортепиано»

Составила:

БАБАЕВА В.Ю.

2012г.


Выписка из Государственного образовательного стандарта
СД. Ф. 04 Концертмейстерский класс
Приобретение навыков работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению большого количества разнообразных произведений с привлечением к репетициям и концертным выступлениям иллюстраторов разных специальностей. Приобретение навыков: репетиционной работы с вокалистами, инструменталистами; подготовки к исполнению их сольных программ в сопровождении фортепиано; изучения и накопления репертуара, включающего оперные сцены и арии, романсы и другую вокальную литературу, аккомпанементы инструментальных произведений, сочинения для хора с сопровождением и др.; чтения с листа, транспонирования.

Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс «Концертмейстерский класс» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано». Дисциплина «Концертмейстерский класс» входит в блок специальных дисциплин данной специальности; выступление в качестве концертмейстера, сопровождающего исполнение вокальных и инструментальных произведений, является частью выпускной квалификационной работы.
Краткие методические указания
Концертмейстер – это одна из самых распространённых профессий музыканта: концертмейстеры работают в оперных театрах, во всех классах музыкальных учебных заведений – вокальном, оркестровом, дирижёрском, в филармонии, на радио и телевидении и т.д. Специфика сольной и концертмейстерской работы весьма различна, хотя и не следует полностью разделять эти две области: прежде всего, нужно научиться хорошо владеть роялем. «Плохой пианист, – пишет Е.М. Шендерович, – никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента». [3]

В процессе обучения в концертмейстерском классе учащийся должен приобрести весьма специфические навыки работы в качестве концертмейстера. Основная часть работы происходит в процессе подготовки к исполнению большого количества разнообразных произведений с привлечением к репетициям и концертным выступлениям иллюстраторов разных специальностей. В течение обучения концертмейстерскому мастерст­ву, учащийся изучает вокальную и инструментальную литературу разных эпох, стилей и жанров.

В результате обучения специалист должен иметь практические навыки: репетиционной работы с вокалистами, инструменталистами; подготовки к исполнению их сольных программ в сопровождении фортепиано; изучения и накопления репертуара, включающего оперные сцены и арии, романсы и другую вокальную литературу, аккомпанементы инструментальных произведений, сочинения для хора с сопровождением и др.; чтения с листа, транспонирования.

Программа концертмейстерского класса имеет следующие раз­делы:

1. вокального аккомпанемента и оперно-концертмейстерской
работы, в котором изучаются романсы и песни для голоса с фортепиано и оперные произведения (по клавиру);

2. инструментального аккомпанемента и концертмейстерской


работы с исполнителем, в котором изучается литература для
струнных и духовых инструментов с сопровождением фортепиано (или с оркестром в переложении для фортепиано).

Индивидуальный план учащегося составляется с учетом воз­можности ознакомления учащегося с различными стилями.

В 1-м разделе предусматривается приобретение учащимся зна­ний и навыков в области вокального аккомпанемента и концерт­мейстерской работы с вокалистами. В результате изучения это­го раздела программы учащийся должен:


  • уметь аккомпанировать певцам на концертной эстраде и на оперных репетициях;

  • получить опыт концертмейстерской работы по разучиванию с вокалистами оперных партий и концертного репертуара;

  • знать в достаточно широком объеме вокальную (оперную и концертно-камерную) литературу;

  • уметь аккомпанировать с листа в транспорте;

  • уметь играть с дирижером и читать хоровую партитуру.

Ещё раз следует отметить, что в концертмейстерском классе, как и в классе специального фортепиано, следует ставить весь комплекс исполнительских за­дач. При этом необходимо особо подчеркнуть, что партия форте­пиано в аккомпанементе является не самодовлеющей, а подчи­ненной законам ансамблевого исполнения и вместе с тем служит не только гармонической и ритмической опорой солисту, но и спо­собствует раскрытию содержания исполняемого произведения.

В течение занятий учащегося в классе основное время отводит­ся для работы с певцом. В процессе работы над вокальными про­изведениями учащийся получает сведения о классификации пев­ческих голосов, их тесситуре и диапазоне, подвижности, вырази­тельности, о значении дыхания и цезур, о дикции.

Выступление певца и концертмейстера – это единый, целостный процесс, он неделим. Только условно можно представить себе раздельное существование вокальной и инструментальной партий. Разбирая фортепианную партию, можно легко установить, что она состоит из сольных эпизодов, «чистого» аккомпанемента (ритмической и гармонической поддержки) и равноценного партнёрства в ансамбле с партнёром. Концертмейстер-пианист – это, таким образом, и солист, и равноправный ансамблист, и аккомпаниатор, сопровождающий вокалиста. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства. В строгом понимании слова, концертмейстер – это не только пианист, выступающий с певцом, но и музыкант, изучающий с ним оперную партию или другие вокальные сочинения.

В связи с этим в процессе работы над вокальным сочинением необходимо:



  1. Вначале тщательно разучить свою партию, уметь исполнять ее и слушать без солиста.

  2. Затем, играя, слушать воображаемого солиста, петь как бы «внутри себя».

  3. Играть партию солиста.

  4. Играть и самому петь.

  5. Играть три строчки.

Далее в классе можно провести следующие фор­мы музицирования:

  1. Учащийся играет, педагог поет.

  2. Учащийся поет, педагог играет.

  3. Учащийся играет партию солиста, педагог — партию фортепиано и наоборот.

Особое внимание уделяется вопросу синтеза музыки и литера­турного текста. Недаром Дж. Мур пишет – «Именно аккомпаниатор соединяет слово с музыкой». [2] Следует подчеркнуть определяющую роль музыки при разрешении спорных моментов в работе над выяснением со­держания литературного текста произведения. При разучивании вокальных партий с певцами студент, играя фортепианное сопровождение, следит за интонацией и ритмичес­кой четкостью исполнения партии певцом, за правильностью, осмысленностью и дикционной четкостью произношения текста, расстановкой дыхания, исходя из задачи построения формы, выпук­лости фразировки, вместе с певцом разбирает содержание произ­ведения и находит его музыкальный образ и как итог – создает высокохудожественный ансамбль.

Литературное слово в свою очередь также обладает способностью диктовать пианисту его исполнительские решения. Говоря об исполнении одной из песен Г. Вольфа, Дж. Мур пишет следующее: «… я думаю об этих словах (имеются в виду начальные слова песни – С.Г.), уже когда играю вступление, потому что они не только дают мне плавный ритм – эти слова вместе с музыкой, сопровождающей их, согревают мне сердце и, надеюсь, сообщают тону теплоту»[2].

Вообще говоря, в процессе совместной с певцом работы над вокальной музыкой постепенно происходит постепенное приобщение пианиста к проблемам вокала. Это в свою очередь обогащает исполнительскую манеру. Постоянное вслушивание в декламацию даёт пианисту возможность распознавать прямую речь и в инструментальной мелодии; он воспринимает певческую манеру интонировать интервал, как бы преодолевая расстояние; привычка, аккомпанируя, следить за дыханием придаёт органичность фразировке – и т.д. и т.п. Недаром А.Г. Рубинштейн всегда советовал своим ученикам слушать хороших вокалистов.

В процессе работы над оперным материалом учащийся должен научиться показывать певцам вступления, петь реплики недоста­ющих действующих лиц; при разучивании ансамблей петь любую партию ансамбля, а партию хора играть на фортепиано. Жела­тельно также приобретение навыков суфлирования.

Работая над клавиром, учащийся учится также облегчать или допол­нять фортепианное изложение на основе ознакомления с партиту­рой в целях максимального приближения к оригиналу. Ведь клавир – это изображение оркестровой партитуры на рояле, поэтому партия фортепиано в оперных клавирах – это приспособление красочного, масштабного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента.

Во 2-м разделе ставится задача подготовить учащегося-пиани­ста к практической деятельности концертмей­стера, работающего с инструменталистами.

В изучение этого раздела программы входит:


  • получение учащимся практических навыков инструментально­го аккомпанемента и умение аккомпанировать с листа;

  • ознакомление его с лучшими образцами инструментальной ли­тературы русских и зарубежных композиторов-классиков раз­личных эпох, стилей и жанров, а также советских и прогрессив­ных современных зарубежных композиторов;

  • приобретение опыта концертмейстерской работы по разучива­нию с инструменталистами концертного репертуара.

Занятия в классе проводятся при участии иллюстратора. Часть времени отводится на систематическое ознакомление с литерату­рой в порядке чтения с листа.

В целях достижения полного ансамбля при работе с инстру­менталистом наиболее специфичными можно считать такие умения, как:



  • разнообразить звучание фортепиано в соответствии с различными штрихами и другими приемами игры солиста, учитывая при этом во фразировке и цезурах возможности исполни­теля (например, дыхание у духовиков);

  • соразмерить звучность аккомпанемента в соответствии с особенностями данного инструмента (тембр, сила звучности, технические возможности) и исполнительскими данными солиста.

При работе над инструментальным концертом необходимо усвоить специфику оркестрового исполнения: большую ритмичес­кую строгость, тембровое богатство различных оркестровых ин­струментов, особенности снятия звука на паузах.

В зависимости от методических установок преподавателя два раздела программы (работа с аккомпанементом певцам и инструменталистам) могут изучаться параллельно в течение всего периода обучения или быть распределены в наиболее удоб­ном порядке по полугодиям.

При прохождении каждого из указанных разделов, наряду с углубленным изучением отдельных произведений, необходимо уде­лять особое внимание развитию навыков чтения с листа, быст­рой ориентации в музыкальном материале и умения работать са­мостоятельно.

В отличие от так называемого разбора музыкальных произве­дений, при котором возможны остановки и повторения изучаемо­го текста, чтение с листа требует непрерывности исполнения. По­этому ученик должен научиться правильно ориентироваться в музыкальном материале, быстро определять и точно воспроизводить его основные элементы.

При чтении с листа ученик должен стремиться исполнить про­изведения в темпе, наиболее соответствующем указанному в тек­сте, и выполнить другие авторские указания, насколько возмож­но верно передавая характер произведения в целом. При этом допускаются некоторые упрощения нотного текста, не искажаю­щие музыкального содержания произведения. По мере развития навыков чтения с листа подобные упрощения доводятся до мини­мума.

Обучение чтению с листа следует осуществлять на музыкаль­ных произведениях, более легких по изложению, чем литература, изучаемая студентом в классе по специальности.

Другим важным моментом следует считать умение играть в транспорте. Прежде всего, умения играть в транспорте требуют условия концертной жизни (солисты время от времени обращаются к пианисту с просьбой повысить или понизить тональность в связи, например, с не совсем здоровым голосовым аппаратом). Помимо этого, транспонирование развивает музыкальный слух и музыкальное мышление музыканта.

По отношению к чтению с листа транспонирование является вторичным навыком, т.е., иначе говоря, сначала необходимо научиться быстро ориентироваться в незнакомом нотном тексте. Существуют различные приёмы овладения навыком транспонирования. Прежде всего, работа эта должна быть систематической. Далее, существуют различные методы транспонирования. Наиболее практичным считается метод интервального перемещения. Он основан на мысленном «сдвигании» аккордов в нужном направлении, в то время, как рука автоматически сохраняет «форму аккорда» (по выражению С.И. Савшинского). Этой зрительно-мышечной ориентации очень помогает слух. Если до того, как играть, пианист сделает гармонический анализ произведения, это существенно облегчит транспонирование. Такой метод называется, соответственно, «гармоническим». «Путеводной нитью» для аккомпаниатора, по выражению Е.М. Шендеровича, является строчка солиста. Умея читать трёхстрочную партитуру, понимая процесс развития материала в комплексе, пианист уже не стремится сыграть всю фактуру, отбирает лишь её главные компоненты.

Подобно чтению с листа, имеет смысл учиться транспонировать, постепенно увеличивая сложность. Сначала – на малую секунду, причём – из бемольных тональностей в диезные, когда название нот остаётся прежним, а к ним прибавляются лишь знаки. Потом – на большую секунду, где уже необходимо представлять себе изменение тональности, ключевые знаки. Следующий этап – транспонирование на терцию, которое считается предельным.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для изучения и ознакомления
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Камерная
Агабабов С.

Вокальный цикл «Из поэзии прошлого»: «Жемчу­жины белой я чище была», Колыбельная.



Александров А.

Романсы на стихи А. Пушкина: «Мне Вас не жаль», Альбомное стихотворение (М., 1938); шесть романсов на слова Е. Баратынского, соч. 61 (М., 1959): Воспоминание, Осенний вечер, Серьга.



Балакирев М.

«Я любила его», «Из под таинственной, холодной полумаски», Песня Селима, Пустыня, Сон, Грузинская песня («Не пой, красавица»), «Введи меня, о ночь, тайком», «При­ди ко мне», Испанская песня.



Барбер С.

Маргаритки, Под ивой.



Бетховен Л.

«Под камнем могильным», цикл «К далекой воз­любленной», цикл на слова Геллерта, Аделаида, Круг цветоч­ный, Песня Миньоны, Песня о блохе, Ирландская застольная.



Бородин А.

«Для берегов Отчизны дальней», Спесь, Спящая княжна, Морская царевна, Фальшивая нота, Песня темного леса, Море, «Отравой полны мои песни».



Брамс И.

Ода Сафо, «Как сирень расцветает», Верное сердце, «Звучит нежней свирели», Былая любовь, Одиночество, Нап­расная серенада, «Глубже все моя дремота», Тоска по милой, Уныние, Воскресное утро, Радость жизни, «Тебя забыть на­веки», «Не обращай свой взор», «В зеленых ивах».



Бриттен Б.

Народные песни (обработки), цикл «Очарование колыбельных».



Вагнер Р.

Пять песен на слова М. Везендонк.



Василенко С.

Маурийские песни: Томление, Песня любви.



Власов А.

«К фонтану Бахчисарайского дворца».



Вольф Г.

Итальянские песни, «Песни Мёрике» (М., 1929): Одиночество, Садовник, В дороге, Ночная песня, Покинутая девушка.



Гаврилин В.

«Немецкая тетрадь», «Русская тетрадь».



Глинка М.

Ночной зефир, цикл «Прощание с Петербургом», «Не называй ее небесной», Ночной смотр, Баркарола, «Я помню чудное мгновенье», К ней, Рыцарский романс, Песня Маргариты, Финский залив, Адель, Заздравный кубок.



Глиэр Р.

Концерт для голоса с оркестром.



Григ Э.

Весенний дождь, Сон, Розы, Осенью, Пляска козлят, В лесу, Сердце поэта, В челне, Видение, «В вечерний час», «За добрый совет», «С водяной лилией».



Даргомыжский А.

Песня рыбки, «На раздолье небес»», «Я помню глубоко», Титулярный советник, Червяк, Болеро, Ночной зе­фир, Свадьба, «Влюблен я, дева-красота», Старый капрал.



Дворжак А.

Сокол, Колыбельная. Из цыганских песен.



Дебюсси К.

Избранные романсы (М., 1963): Мандолина, Чудес­ный вечер, Фавн, Любимый сын весны, Колокола, «Деревьев тени во мгле реки», Зелень, Фантоши, Прекрасней соборов, Лунный свет, Рождественская песнь детей, оставшихся без крова.



Делиб Л.

Болеро.


Ипполитов-Иванов М.

Цикл «Пять японских стихотворений».



Кабалевский Д.

10 сонетов Шекспира, 7 веселых песен, Серена­да красавице из музыки к спектаклю «Дон Кихот».



Кочуров Ю.

Из цикла «Родные пейзажи»: Лето, Осень, «Недав­но обольщен», Зима, Посвящение.



Левина 3.

Избранные романсы на слова О. Шираза (М., 1963), Избранные романсы на слова С. Капутикян.



Лист Ф.

«Как дух Лауры», Лорелея, Радость и горе, «Смертель­ной полны отравы», «Ты луч возьми у солнца», Три цыгана, Мальчик-рыбак, «Ты как цветок».


Малер Г.

Цикл «Песни странствующего подмастерья», цикл «Пес­ни об умерших детях», Рейнская легенда, «Когда звучал про­щальный рог», Воспоминание.



Метнер Н.

На слова А. Пушкина: «Лишь розы увядают», Меч­тателю, Эхо, «Я вас любил», «Цветок засохший», Испанский романс; на слова Ф. Тютчева: Полдень, Бессонница, «Что ты клонишь над водами»; «Шепот, робкое дыханье», Ночь.



Моцарт В.

Сборник песен.



Мусоргский М.

Забытый, Колыбельная Еремушке, «По грибы»,


«По-над Доном», Гопак, Песня о блохе, Семинарист, цикл
«Детская», цикл «Песни и пляски смерти», цикл «Без солнца».

Мясковский И.

На слова Е.- Баратынского: Наяда, «Очарованье красоты в тебе», «Бывало, отрок звонким криком»; на слова М. Лермонтова: Казачья колыбельная, «Нет, не тебя так пылко я люблю», Солнце, К портрету; из лирики С. Щипачева: Русый ветер, Подсолнух, У родника, «Мне кажется порой».



Нечаев В.

Драматический цикл «О доблестях, о подвигах, о славе»: Партизан неуловимый, Товарищ, Прошедшим фронт; на слова А. Пушкина «В твою светлицу, друг мой»; на сло­ва А, Блока «Есть минуты, когда не тревожит».



Николаев А.

На слова Гарсиа Лорки: Колокола, Девушка и ве­тер, Пляска.

Петров А. Цикл на слова Джанни Родари, цикл «5 детских пе­сен»: «Мама учит меня музыке», «Тридцать шесть и пять».

Прокофьев С.

Цикл на стихи А. Ахматовой, Гадкий утенок, Пять песен без слов. Болтунья, Кудесник, В твою светлицу.



Пуленк Ф.

Моей гитаре, Романтическая песня, Сельская песня, Грустная песня, Веселая песня.



Равель М.

«Об Анне, играющей на клавесине», «Об Анне, бро­сившей в меня снегом», Николетта, Сверчок, Пять греческих песен.



Раков П.

Вокализ.


Рахманинов С.

Весенние воды, «Не пой, красавица, при мне», «Ночь печальна», «Они отвечали», «Как мне больно», «У мое­го окна», «В молчанье ночи тайной», Отрывок, из Мюссе, «Я жду тебя», «Эти летние ночи», «Я опять одинок», «Ветер пе­релетный», «Она, как полдень хороша», «Все отнял у меня», Вокализ, На смерть чижика, Мелодия, Романсы, соч. 38.



Римский_Корсаков Н.

«Редеет облаков летучая гряда», Нимфа, «Дробится и плещет», «Звонче жаворонка пенье», Заклина­ние, «Посмотри в свой вертоград», «В царство розы и вина», «Цветок засохший», «Ненастный день потух», Анчар, Краса­вица, Порок.



Россини Дж.

Тарантелла.



Рубинштейн А.

Ночь, Баллада, «Клубится волною».



Свиридов Г.

Цикл на слова С. Есенина «У меня отец-крестьянин», цикл на слова Р. Бёрнса, песни из музыки к драме В. Гюго «Рюи Блаз»: Серенада, Поцелуй; на слова А. Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор», Зимняя дорога, «Подъез­жая под Ижоры».



Сибелиус Я.

Прогулка.



Стравинский И.

На слова С. Городецкого: Весна монастырская, Росянка.



Танеев С.

«Люди спят», «Бьется сердце беспокойное», Зимний путь, Сталактиты, Фонтаны, Маска, Менуэт, «В дымке-неви­димке», «Пусть отзвучит», «Не ветер, вея с высоты», «Свет восходящих звезд».



Таривердиев М.

Цикл на слова В. Маяковского.



Фалья М. де.

Семь испанских народных песен, «Сад мой», «До­чери Ирана».



Фейнберг С.

«Три ключа».



Хачатурян А.

Романс Нины из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».



Чайковский П.

«Нет, только тот, кто знал», «Растворил я окно», «Я ли в поле», «Забыть так скоро», «Благословляю вас, ле­са», «В эту лунную ночь», «День ли царит», Серенада Дон Жуана, «Слеза дрожит», «Кабы знала я», Колыбельная, Пес­ня цыганки, «Хотел бы в единое слово», «Нам звезды кроткие сияли», «То было раннею весной», «Я Вам не нравлюсь»,Ночь («Отчего я люблю тебя»), «Ночи безумные», «Мы сиде­ли с тобой». Корольки.



Шапорин Ю.

Цикл на слова А. Блока «Далекая юность»; элегии: «Приближается звук», В мае, Заклинание, Испанская песня, Осенний праздник. Шебалин В. «Я здесь, Инезилья», «Адели», «В твою светлицу», «Пора, мой друг».



Шопен Ф.

Литовская песня, Воин, Мазурка («Гей, шинкарка»).



Шоссон С.

Время сирени, Колибри.



Шостакович Д.

Цикл песен на слова Е. Долматовского, песни на стихи английских поэтов, вокальный цикл «Из еврейской на­родной поэзии», цикл на слова Микеланджело, Испанские песни.



Штраус Р.

Серенада, День поминовения усопших, Ночь.



Шуберт Ф.

Цикл «Прекрасная мельничиха», цикл «Зимний путь», сборник «Лебединая песнь», Утренняя серенада, Баркарола, Песня Маргариты, Форель, Лесной царь, Песня рыбака, Смех и слезы, Приют, Весной, Скиталец.



Шуман Р.

Цикл «Любовь поэта», цикл «Любовь и жизнь женщи­ны», цикл «Мирты», Два гренадера, Весенняя ночь, Лунная ночь, Контрабандист.




Обработки русских народных песен
Прокофьев С.

«Зеленая рощица», «Катеринушка», «Сон», «Чер­нец», «Дунюшка», «Снежки белы».



Раков И.

«Цвели, цвели цветики».



Коваль М.

«Как по лужку травка».



Копосов А.

«Вечор ко мне, девице».


Арии и отрывки из опер, кантат, ораторий
Бах И. С.

Кантата № 21: ария «Слезы, стоны» (1962); кантата № 106: «В твою десницу»; месса си минор: «Agnus Dei»; «Ко­фейная кантата» № 211: ария Лизетты (М., 1963), кантата «Феб и Пан», ария Момуса (М. 1962).



Бетховен Л.

Опера «Фиделио»: песня Рокко, ария Леоноры; музыка к трагедии В. Гете «Эгмонт»: две песни Клерхен.



Бизе Ж.

Опера «Кармен»: цыганская песня, Сегидилья и сцена, ария Хозе, куплеты Эскамильо сцена гадания, ария Микаэлы, заключительная сцена; опера «Искатели жемчуга»: ария Лейлы, ария Надира.


Бородин А.

Опера «Князь Игорь»: ария князя Игоря, песня Вла­димира Галицкого, речитатив и каватина Владимира, ария Кончака, ариозо Ярославны из I акта, сцена Ярославны с Владимиром Галицким.



Бриттен Б.

Опера «Питер Граймс» (одна из арий).



Вагнер Р.

Опера «Лоэнгрин»: сон Эльзы; опера «Летучий голлан­дец»: ария Сенты; опера «Тангейзер»: романс и ария Воль­фрама; опера «Тристан и Изольда»: смерть Изольды.



Верди Дж.

Опера «Риголетто»: баллада и песенка Герцога, ария Джильды, ария Риголетто, квартет; опера «Травиата»: пер­вая ария Виолетты, сцена Виолетты и Жермона из II акта; опера «Дон Карлос»: ария короля Филиппа, ария Эболи; опе­ра «Аида»: две арии Аиды, ария Радамеса, сцена Аиды и Амнерис, сцепа Аиды и Амонасро, сцена Аиды и Радамеса; опера «Отелло»: сцена Дездемоны и Эмилии, песня об Иве, ария Дездемоны, дуэт Дездемоны и Отелло из I действия; опера «Сила судьбы»: две арии Леоноры; опера «Бал-мас­карад»: ария Ренато; опера «Трубадур»: ария Леоноры, ария Манрико, ария Азучены, ария графа ди-Луна.



Гайдн В.

Оратория «Времена года»: песня пахаря.



Гендель Г.

Оратория «Самсон»: речитатив и ария Миха, ария Самсона «Мрак, вечный мрак».



Глинка М.

Опера «Руслан и Людмила»: ария Руслана, ария и вальс Ратмира, рондо Фарлафа, каватина Людмилы; опера «Иван Сусанин»: каватина и рондо Антониды, ария Вани «Бедный конь», ария Сусанина.



Глиэр Р.

Опера «Шахсенем»: ария Шахсенем.



Гуно Ш.

Опера «Фауст»: куплеты и серенада Мефистофеля, кава­тина Фауста,, каватина Валентина (уметь играть в общепри­нятых тональностях, Ми-бемоль мажор, Ре-мажор), куплеты Зибеля (уметь играть в общепринятых тональностях, Си-бемоль мажор, До мажор), сцена и ария Маргариты, сцена в саду, сцена в темнице, сцена Фауста и Мефистофеля из про­лога; опера «Ромео и Джульетта»: вальс Джульетты.



Даргомыжский А.

Опера «Русалка»: ария Мельника, каватина Князя, сцена и ария Княгини с Ольгой, сцена сумасшествия; опера «Каменный гость»: две песни Лауры.


Дебюсси К.

Опера «Блудный сын»: ария Лии.



Делиб Л.

Опера «Лакмэ»: ария Лакмэ (с колокольчиками), стан­сы Нилаканты.



Дзержинский И.

Опера «Тихий Дон»: сцена и ария Аксиньи.



Кабалевский Д.

Опера «Семья Тараса»: ариозо Матери; опера «Кола Брюньон»: рондо Кола Брюньона из 2-й картины, пес­ня Кола Брюньона из 3-й картины, ария Ласочки из 1-й кар­тины, песенка Ласочки из 1-й картины.



Леонкавалло Р.

Опера «Паяцы»: пролог (ария Тонио), ариозо Канио, баллада Недды, серенада Арлекина, сцена Недды и Тонио, дуэт Сильвио и Недды.



Масканьи П.

Опера «Сельская честь»: ария Сантуцци.



Массне Ж.

Опера «Манон»: ария Манон, ариозо де Грие; опера «Вертер»: ария Вертера («О, не буди меня»), письма Шар­лотты, Слезы.



Марчелло Б.

Кантата «Любовный пламень»: ария «Пламя сжи­гает».



Мейтус Ю.

Опера «Молодая гвардия»: ария Любы Шевцовой, ария Ули.



Монюшко С.

Опера «Галька»: ария Гальки, думка Иотека.



Моцарт В.

Опера «Свадьба Фигаро»: две арии Фигаро, две арии Керубино, ария Графини, 1-я сцена Сусанны и Фигаро из I акта; опера «Дон Жуан»: две арии Лепорелло, дуэт Дон Жуана и Церлины; опера «Волшебная флейта»: ария царицы Ночи; опера «Похищение из сераля»: ария Блонды, «Алли­луйа».



Мусоргский М.

Опера «Борис Годунов»: монолог Бориса, песня Варлаама, рассказ Пимена, сцепа Марины и Самозванца, сцена в корчме, сцена в келье, сцена смерти Бориса; опера «Хованщина»: гаданье Марфы, песня Марфы; опера «Сорочинская ярмарка»: думка Параси, песня Хиври.



Прокофьев С.

Опера «Война и мир»: сцена князя Андрея, Ната­ши и Сони из I акта, вальс Элен (4-я картина), ария Куту­зова, ария Наташи; кантата «Александр Невский»: Мертвое поле; оратория «На страже мира»: Урок русского языка, Колыбельная.



Пуччини Дж.

Опера «Чио-Чио-сан»: две арии Баттерфляй, сце­на Баттерфляй и Сузуки; опера «Богема»: вальс Мюзетты, сцена Мими и Рудольфа из I акта, сцена из III действия (квартет Мими, Рудольфа, Марселя и Мюзетты); опера «Ма­нон Леско»: ария Манон; опера «Тоска»: две арии Тоски, ария Каварадосси.



Равель М.

Опера «Испанский час»: ария Концепции.



Рахманинов С.

Опера «Алеко»: сцена и песня Земфиры, каватина Алеко, рассказ Старика, романс Молодого цыгана; опера «Франческа да Римини»: ария Франчески, сцена Франчески и Ланчотто.



Римский-Корсаков Н.

Опера «Царская невеста»: две арии Мар­фы, ария Собакина, рассказ Домны Сабуровой, речитатив и ария Грязного, ария Лыкова (вставная), сцена Любаши и Грязного (начиная с терцета), сцена Любаши и Бомелия; опе­ра «Вера Шелога»; опера «Снегурочка»: ария Снегурочки («С подружками»), ариозо Снегурочки («Великий царь»), 3-я песня Леля, каватина царя Берендея, сцена Снегурочки с Мизгирем, начало I действия до ариетты Снегурочки («Как больно»); опера «Сказка о царе Салтане»: пролог, ариозо Лебедь-птицы; опера «Садко»: песня Индийского гостя, песня Варяжского гостя, песня Веденецкого гостя, ария Любавы, колыбельная Волховы, ария Садко из I действия.



Россини Дж.

Опера «Севильский цирюльник»: серенада Альмави­вы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Базилио, ария Бартоло (уметь транспонировать в общепринятые тонально­сти: Фа мажор, ми минор, Ре мажор, До мажор), дуэт Альмавивы и Фигаро из 1 акта, сцена и дуэт Розины и Фига­ро из II акта, трио и финал III акта.



Рубинштейн А.

Опера «Демон»: две арии Демона («На воздуш­ном океане», «Скажи мне, вольный сын эфира»); опера «Нерон»: Эпиталама.



Сен-Санс - К.

Опера «Самсон и Далила»: три арии Далилы.



Танеев С.

Опера «Орестея»: речитатив и ария Клитемнестры.



Тома А.

Опера «Миньона»: ария Миньоны.



Хренников Т.

Опера «В бурю»: ария Натальи из III акта, песня Леньки из IV акта.



Чайковский П.

Опера «Евгений Онегин»: сцена в саду (I дейст­вие), ария Ольги, ариозо Ленского, сцена письма, сцена и ария Ленского (дуэль), ариозо Онегина из 6-й картины, ария Гремина, заключительная сцена; опера «Иоланта»: ариозо Иоланты, ариозо Роберта, ария короля Рене, сцена Иоланты и Водемона; опера «Мазепа»: ариозо Мазепы, сцена Марии и Мазепы; опера «Черевички»: сцена Беса и Солохи, сцена с мешками, ария Оксаны, песня Вакулы; опера «Ор­леанская дева»: ария Иоанны; из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»: 2-я песня Леля; опера «Чаро­дейка»; опера «Пиковая дама»: сцепа в комнате Лизы, сцена в спальне Графини, ария Елецкого, 2-я ария Лизы (у Канав­ки), песня и баллада Томского, две арии Германа, сцена Лизы и Германа (у Канавки), сцена пасторали «Искренность пас­тушки».



Шапорин Ю.

Опера «Декабристы»: ария Пестеля, песня Сторо­жа, ария Каховского, ария Рылеева.



Шебалин В.

Опера «Укрощение строптивой»: дуэт Петруччио и Катарины из II акта, ария Катарины; симфония-кантата «На поле Куликовом»: ариозо Дмитрия Донского, кавати­на Невесты.



Шостакович Д.

Опера «Катерина Измайлова»: две арии Кате­рины.



СПИСОК БИБЛИОГРАФИИ:


  1. Люблинский, А. А. Теория и практика аккомпанемента / А. А. Люблинский. – Ленинград: Музыка, 1972.

  2. Мур, Дж. Певец и аккомпаниатор / Дж. Мур. – Москва: Радуга, 1967.

  3. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе / Е. М. Шендерович. – Москва: Музыка, 1996.

  4. Чачава, В. Н. Вступление [вступ. cт.] // Искусство концертмейстера: основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера : учебное пособие для музыкальных вузов / ответств. ред.-сост. В. Н. Чачава. – Санкт-Петербург: Композитор, 2006. – Вып. I. – С. 3–5.