Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... 2 279.58kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс Иностранный язык (английский) (название... 1 234.57kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функционирование современного... 1 154.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дискурсивные исследования... 3 773.6kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практическая грамматика... 4 1371.1kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы изучаемого... 2 359.5kb.
План: Образование Киликийского армянского государства 1 83.21kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного языка с практикумом - страница №2/3

4. Bowler B., Cunningham S. New Headway Pronunciation Course. Intermediate. – Oxford, 2005.


5. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. – Cambridge, 1969.

6. Crystal D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics. – Oxford, 1997.

7. Jones D. English Pronouncing Dictionary. – Cambridge, 2006.
Дополнительный
1. Васильев В.В. Фонетика английского языка. Теоретический курс. – М., 1980.

2. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.

3. Cruttenden A. Intonation. – Cambridge, 1997.

4. Hughes A., Trudgill P. English Accents and dialects. An Introduction to Social and Regional Varieties of British English. – London, 1979.

5. Jones D. An outline of English Phonetics. – Cambridge, 1962.

6. Mulgrave D. Speech: a handbook of voice training, diction, and public speaking. – New York, 1961.

7. O’Connor J.D. Phonetics. London, 1973.

8. Roach P. English Phonetics and Phonology: A Practical Course. – Cambridge, 2000.



ЧАСТЬ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды учебной работы по дисциплине

«Теоретический курс основного иностранного языка

с практикумом (фонетика)»


Вид работы

Трудоемкость

Вид итогового

Контроля


Компетенции

часы

кредиты

Лекции

23

0.8

Мини-тесты на знание теоретических аспектов дисциплины

ОК-1

ПК-1


ПК-5


Практические занятия

72

2

Контроль за выполнением практических заданий

ПК-1

ПК-3


ПК-8


Самостоятельная работа

94

2,6

Мини-тесты на знание теоретических аспектов дисциплины, контроль за выполнением практических заданий

ОК-1

ПК-1


ПК-3

ПК-5


Курсовой экзамен

27

0.7

1. Письменный тест;

2. аудирование и фонетический анализ аудиозаписи;

3. выполнение фонетического задания, предложенного экзаменатором;

4. ответ на теоретический вопрос



Все указанные компетенции

Итого

216

6

Все указанные виды контроля

Все указанные компетенции


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


«Теоретический курс основного иностранного языка

с практикумом (фонетика)»


Лекции __________________________________ 23 часа

Практические занятия ______________________ 72 часа



Самостоятельная работа ____________________ 94 часа

Нед.

Тема и содержание занятия


Уч. часы

Часы

на сам.

работу студента

1

Лекция 1. Фонетика как наука.

  • Предмет фонетики.

  • Функции речевого аппарата.

  • Элементы фонетической системы.

  • Подходы к описанию звуков речи.

  • Артикуляторная фонетика.

  • Теоретическая значимость фонетики.

  • Практическая значимость фонетики.




2

2

Практическое занятие 1.

  • Строение и функции речевого аппарата.

  • Методы фонетического анализа.

  • Методика работы с аудиозаписями.

  • Простейшие фонетические упражнения и скороговорки.




2

2

Практическое занятие 2.

  • Фонемы и аллофоны.

  • Метод минимальных пар.

  • Фонематическая транскрипция и аллофоническая транскрипция.

  • Фонетический алфавит (IPA).

  • Транскрибирование слов и словосочетаний.

  • Выполнение фонетических упражнений.




2

2

2

Лекция 2. Фонетика как наука.

  • Артикуляторная фонетика.

  • Акустическая фонетика; акустические свойства звука.

  • Фонология.

  • Другие разделы фонетики.




2

2

Практическое занятие 3.

  • Фонематическая транскрипция и аллофоническая транскрипция.

  • Фонетический алфавит (IPA).

  • Упражнения на транскрибирование.

  • Транскрибирование связных текстов.

  • Чтение транскрибированных фрагментов текста.




2

2

Практическое занятие 4.

  • Фонетический алфавит (IPA).

  • Транскрибирование связных текстов.

  • Чтение транскрибированных фрагментов текста.

  • Разделы английской фонетики, представляющие наибольшие трудности для носителя русского языка.

  • Пути искоренения акцента.

  • Образцы речи носителей RP и аудиозаписи речи студентов в сопоставлении.




2

2

3

Лекция 3. Артикуляторная база английского языка.

  • Фонемы и аллофоны.

  • Классификация гласных фонем английского языка.

  • Особенности артикуляции английских гласных.




2

2

Практическое занятие 5.

  • Артикуляция гласных фонем английского языка.

  • Классификация гласных фонем английского языка.

  • Переднеязычные гласные верхнего подъема [i:] и [ı].

  • Заднеязычные гласные верхнего подъема [u:] и [ʊ].

  • Выполнение фонетических упражнений.




2

2

Практическое занятие 6.

  • Повторение упражнений на артикуляцию переднеязычных гласных верхнего подъема [i:] и [ı].

  • Повторение упражнений на артикуляцию заднеязычных гласных верхнего подъема [u:] и [ʊ].

  • Упражнения на артикуляцию переднеязычного гласного средне-нижнего подъема [e] и переднеязычного гласного нижнего подъема [æ].




2

2

4

Практическое занятие 7.

  • Артикуляция гласных фонем английского языка.

  • Повторение упражнений на артикуляцию переднеязычного гласного средне-нижнего подъема [e] и переднеязычного гласного нижнего подъема [æ].

  • Упражнения на артикуляцию среднеязычного гласного средне-нижнего подъема [ɜ:].

  • Упражнения на артикуляцию среднеязычного гласного нижнего подъема [ʌ] и заднеязычного гласного нижнего подъема [ɑ:].




2

2

Практическое занятие 8.

  • Повторение упражнений на артикуляцию среднеязычного гласного средне-нижнего подъема [ɜ:].

  • Повторение упражнений на артикуляцию среднеязычного гласного нижнего подъема [ʌ] и заднеязычного гласного нижнего подъема [ɑ:].

  • Упражнения на артикуляцию заднеязычного гласного средне-нижнего подъема [ɔ:] и заднеязычного гласного нижнего подъема [ɒ].

  • Упражнения на артикуляцию среднеязычного гласного среднего подъема [ə].




2

2

5

Практическое занятие 9.

  • Повторение упражнений на артикуляцию заднеязычного гласного средне-нижнего подъема [ɔ:] и заднеязычного гласного нижнего подъема [ɒ].

  • Повторение упражнений на артикуляцию среднеязычного гласного среднего подъема [ə].

  • Упражнения на артикуляцию дифтонгов [əʊ] и [aʊ].

  • Упражнения на артикуляцию дифтонгов [aɪ], [eɪ] и [ɔɪ].




2

2

Практическое занятие 10.

  • Повторение упражнений на артикуляцию дифтонгов [əʊ] и [aʊ].

  • Повторение упражнений на артикуляцию дифтонгов [aɪ], [eɪ] и [ɔɪ].

  • Упражнения на артикуляцию дифтонгов [ɪə], [eə] и [ ʊə].

  • Упражнения на артикуляцию трифтонгов.



2

2

6

Лекция 4. Артикуляторная база английского языка.

  • Классификация согласных фонем английского языка.

  • Особенности артикуляции английских согласных.




2

2

Практическое занятие 11.

  • Артикуляция согласных фонем английского языка.

  • Классификация согласных фонем английского языка.

  • Упражнения на артикуляцию смычных взрывных [p] и [b], [t] и [d], [k] и [g].




2

2

Практическое занятие 12.

  • Повторение упражнений на артикуляцию смычных взрывных [p] и [b], [t] и [d], [k] и [g].

  • Упражнения на артикуляцию смычных сонорных [m], [n], [ŋ].




2

2

7

Практическое занятие 13.

  • Повторение упражнений на артикуляцию смычных сонорных [m], [n], [ŋ].

  • Упражнения на артикуляцию щелевых шумных [f] и [v], [θ] и [ð].



2

2

Практическое занятие 14.

  • Повторение упражнений на артикуляцию щелевых шумных [f] и [v], [θ] и [ð].

  • Упражнения на артикуляцию щелевых шумных [s] и [z], [ʃ] и [Ʒ], [h].




2

2

8

Лекция 5. Модификация звуков в потоке речи.

  • Ассимиляция и аккомодация.

  • Историческая и контекстная ассимиляция.

  • Полная и неполная ассимиляция.

  • Контактная и дистантная ассимиляция.

  • Прогрессивная и регрессивная ассимиляция.

  • Диссимиляция.

  • Этапы артикуляции.

  • Слияние и взаимопроникновение различных этапов артикуляции.




2

2

Практическое занятие 15.

  • Упражнения на артикуляцию щелевых сонорных [w], [r], [l], [j].

  • Упражнения на артикуляцию смычно-щелевых [tʃ] и [dʒ].




2

2

Практическое занятие 16.

  • Изучение ассимилятивных процессов на конкретных образцах звучащей речи.

  • Изучение явления аккомодации на конкретных образцах звучащей речи.

  • Изучение явления редукции на конкретных образцах звучащей речи.

  • Изучение явления элизии на конкретных образцах звучащей речи.




2

2

9

Лекция 6. Слог; ударение.

  • Определение слога.

  • Типы слогов.

  • Различные подходы к проблеме слогоделения.

  • Словесное ударение и его функции.

  • Типы словесного ударения.

  • Место словесного ударения.

  • Уровни ударения.

  • Фразовое ударение и его функции.

  • Ударение и редукция.

  • Ударение и ритм.

  • Синтагма.




2

2

Практическое занятие 17.

  • Словесное ударение. Проблема слогоделения.

  • Слова с второстепенным ударением.

  • Упражнение на постановку словесного ударения.

  • Фразовое ударение.

  • Упражнения на выделение главноударных слов в пределах высказывания.




2

2

Практическое занятие 18.

  • Ритмические модели организации фразы.

  • Упражнения на выделение главноударных слов в связном тексте.

  • Семантика ритмических моделей, рассмотрение на конкретных образцах звучащей речи.

  • Функции паузы.

  • Мелодика и ритмика экспрессивной речи.




2

2

10

Лекция 7. Интонация.

  1. Определение интонации.

  2. Функции интонации.

  3. Различные подходы к проблеме интонации.

  4. Основные элементы интонационной структуры.

  5. Высота тона.

  6. Ядерный тон.

  7. Функции нисходящего тона.




2

2

Практическое занятие 19.

  1. Компоненты интонационной структуры высказывания.

  2. Произнесение начальных безударных слогов (Low Pre-Head, High Pre- Head).

  3. Типы шкал: High Head, Mid-Level Head, Low Head, Stepping Head, Sliding Head.

  4. Ядерные тоны и их особенности (Low Fall, Low Rise, High Fall, High Rise, Fall – Rise, Rise – Fall).

  5. Произнесение конечных безударных и полуударных слогов (Tail).

  6. Правила составления тонограмм.




2

2

Практическое занятие 20.

  1. Ядерные тоны и их особенности (Low Fall, Low Rise, High Fall, High Rise, Fall – Rise, Rise – Fall).

  2. Ядерный тон Low Fall и его особенности.

  3. Семантика интонационных моделей с нисходящим тоном.

  4. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  5. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

11

Практическое занятие 21.

  1. Ядерный тон High Fall и его особенности.

  2. Семантика интонационных моделей с нисходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

Практическое занятие 22.

  1. Ядерные тоны Low Fall и High Fall в сопоставлении.

  2. Семантика интонационных моделей с нисходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

12

Лекция 8. Интонация.

  1. Элементы интонационной структуры.

  2. Функции восходящего тона.

  3. Функции восходяще-нисходящего тона.




2

2

Практическое занятие 23.

  1. Ядерный тон Low Rise и его особенности.

  2. Семантика интонационных моделей с восходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

Практическое занятие 24.

  1. Ядерный тон High Rise и его особенности.

  2. Семантика интонационных моделей с восходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

13

Практическое занятие 25.

  1. Семантика интонационных моделей с нисходяще-восходящим тоном: Fall-Rise и Rise-Fall.

  2. Семантика интонационных моделей с восходяще-нисходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

Практическое занятие 26.

  1. Семантика интонационных моделей с нисходяще-восходящим тоном: Fall-Rise и Rise-Fall.

  2. Семантика интонационных моделей с восходяще-нисходящим тоном.

  3. Интонирование и фонетический анализ учебных текстов.

  4. Составление тонограмм учебных текстов.




2

2

14

Лекция 9. Фоностилистика.

  1. Определение фоностилистики.

  2. Экстралингвистические факторы.

  3. Стиль речи и стиль произношения.

  4. Классификация стилей произношения.




2.5

2

Практическое занятие 27.

  1. Определение стиля произношения.

  2. Особенности информационного (официального) интонационного стиля.

  3. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к информационному стилю.




2

2

Практическое занятие 28.

  1. Подготовленная презентация с использованием информационного (официального) интонационного стиля.

  2. Особенности академического интонационного стиля.

  3. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к академическому интонационному стилю.



2

2

15

Практическое занятие 29.

  1. Подготовленная презентация с использованием академического интонационного стиля.

  2. Особенности публицистического интонационного стиля.

  3. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к публицистическому интонационному стилю.




2

2

Практическое занятие 30.

  1. Подготовленная презентация с использованием публицистического интонационного стиля.

  2. Особенности декламационного (художествееного) интонационного стиля.

  3. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к декламационному стилю.




2

2

16

Лекция 10. Варианты английского произношения.

  • Литературная произносительная норма.

  • Региональные произносительные варианты.

  • Британский произносительный стандарт (RP) и региональные варианты британского произношения.




2

2

Практическое занятие 31.

  • Особенности произносительного стандарта RP и различных британских произносительных вариантов.

  • Аудирование, имитация и анализ микротекстов, демонстрирующих особенности произносительного стандарта RP, а также различных региональных вариантов английского произношения.




2

2

Практическое занятие 32.

  1. Подготовленная презентация с использованием декламационного (художественного) интонационного стиля.

  2. Особенности разговорного интонационного стиля.

  3. Имитация и анализ аудио- и видеофрагментов, относящихся к разговорному стилю.




2

2

17


Лекция 11. Варианты английского произношения.

  • Американский произносительный стандарт (GA) и региональные варианты американского произношения.

  • RP и GA в сопоставлении.




2

2

Практическое занятие 33.

  • Особенности произносительного стандарта GE и различных американских произносительных вариантов.

  • Аудирование и анализ микротекстов, демонстрирующих особенности произносительного стандарта GE, а также различных региональных вариантов американского произношения.




2

2

Практическое занятие 34.

  1. Подготовленная презентация с использованием разговорного интонационного стиля.

  2. Стили произношения в сопоставлении: обобщение пройденного материала.




2

2

18

Практическое занятие 35.

  • Особенности акцентов английского языка в странах, где английский не является государственным.

  • Аудирование и анализ микротекстов, демонстрирующих особенности ‘non-native accents’.

  • Основные трудности восприятия ‘non-native accents’.




2

2

Финальная контрольная работа

2

2




Итого:

95 ауд. ч.

+

94 ч. сам. раб.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Фонетика как наука.
План лекций:

  1. Предмет фонетики.

  2. Функции речевого аппарата.

  3. Элементы фонетической системы.

  4. Подходы к описанию звуков речи.

  5. Артикуляторная фонетика.

  6. Акустическая фонетика; акустические свойства звука.

  7. Фонология.

  8. Другие разделы фонетики.

  9. Теоретическая значимость фонетики.

  10. Практическая значимость фонетики.


План практических занятий:

  1. Строение и функции речевого аппарата.

  2. Методы фонетического анализа.

  3. Методика работы с аудиозаписями.

  4. Простейшие фонетические упражнения и скороговорки.

  5. Фонемы и аллофоны.

  6. Метод минимальных пар.

  7. Фонематическая транскрипция и аллофоническая транскрипция.

  8. Фонетический алфавит (IPA).

  9. Транскрибирование слов и словосочетаний.

  10. Упражнения на транскрибирование.

  11. Транскрибирование связных текстов.

  12. Чтение транскрибированных фрагментов текста.

  13. Разделы английской фонетики, представляющие наибольшие трудности для носителя русского языка.

  14. Образцы речи носителей RP и аудиозаписи речи студентов в сопоставлении.


Методические рекомендации для преподавателя:

  1. В ходе лекций преподавателю рекомендуется использовать компьютерные презентации при объяснении строения и функций речевого аппарата. При помощи анимированных стрелок и подписей, а также при помощи выделения цветом частей изображения можно добиться большей наглядности, чем при использовании бумажных носителей.

  2. Лектору рекомендуется останавливаться подробнее на занимательных деталях биографии основных теоретиков фонетической науки, приводить в лекциях цитаты не только из их научных работ, но и из частной переписки, вставлять в компьютерные презентации фотографические портреты.

  3. Преподавателю рекомендуется использовать таблицу IPA как индивидуальный раздаточный материал в виде при выполнении заданий на транскрибирование. Кроме того, необходимо познакомить студентов с электронными или бумажными словарями транскрипций (рекомендуемый словарь – D. Jones “English Pronouncing Dictionary”).

  4. Рекомендуем преподавателю выбирать для транскрибирования тексты, которые покажутся студентам содержательно интересными. Информативный или развлекательный характер текстов поможет сделать механический процесс транскрибирования менее утомительным и однообразным.

  5. В качестве средства, которое даст студенту возможность объективно оценить недостатки собственного произношения и наметить цели для дальнейшей работы, рекомендуем подобрать для первого практического задания аудиозапись, относящуюся к информационному, публицистическому или академическому стилю (фрагмент выпуска новостей, фрагмент лекции, выдержка из интервью). Данный вид деятельности строится по следующему принципу: преподаватель дает студентам расшифрованный текст аудиозаписи в печатном виде (script) и просит их к следующему занятию прочесть текст вслух не менее пяти раз, записывая себя на диктофон. Вариант собственного чтения, который кажется студенту лучшим, он приносит на занятие. Преподаватель предъявляет студентам оригинальную запись, демонстрирующую произносительный стандарт RP, после чего одну за другой проигрывает аудиозаписи студентов, что дает им материал для сравнения. Рекомендуем в дальнейшим периодически использовать данный прием для текущего контроля за развитием фонетических навыков. Кроме того, по нашему убеждению, работа с диктофоном должна стать одним из основных средств самоконтроля на протяжении всего курса.

Методические рекомендации для студентов:

  1. При подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется пользоваться собственной ксерокопией таблицы IPA.

  2. Студенту рекомендуется завести диктофон, либо использовать встроенный диктофон в мобильном телефоне или компьютере. Многократное фиксирование собственной речи и сопоставление ее с аутентичным речевым образцом существенно повысит эффективность самостоятельной работы.


Литература по Теме 1:

  1. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2006.

  2. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. – Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2003.

  3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.

  4. << предыдущая страница   следующая страница >>