Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) Специальность - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: педагогические... 5 883.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий» 5 1357.72kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 020804 Геоэкология... 3 530.11kb.
Тестовые задания для итоговой государственной аттестации по специальности... 5 709.7kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование дисциплины) - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Специальная педагогика

(наименование дисциплины)
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
ДС.07 Специальная педагогика
Предмет цели и задачи дефектологии, методология и история русской и советской дефектологии; общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии; система образования лиц с недостатками в психическом развитии в РФ; содержание обучения и воспитание лиц с различными недостатками; принципы дидактики и методы обучения лиц с недостатками в развитии; система трудового обучения; система физического воспитания; достижения отечественной специальной педагогики и перспективы ее развития; учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития, о первичном дефекте и вторичных отклонениях, возникающих в процессе онтогенетического развития ребенка. Система учреждений по обучению, воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их основные задачи; социально-психологическая реабилитация лиц с особыми проблемами, их интеграция в обществе. Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата.
2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Специальная педагогика занимает одно из ведущих мест в программах по реабилитации инвалидов и в целом в системе адаптивной физической культуры, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс «Специальная педагогика» играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., стерший преподаватель



5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС



__________________О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 07


Специальная педагогика


  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знания и принципы педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить коррекционную работу с лицами, имеющими нарушения в развитии;

  • познакомить студентов с системой специального образования;

  • изучить педагогические системы образования.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

  • научные основы специальной педагогики;

  • причины нарушений в развитии;

  • межпредметные связи дисциплин – педагогики, биологии, анатомии, физиологии, патологии.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи реабилитации инвалидов с учетом особенностей развития организма;

  • осуществлять медико-биологический контроль состояния организма;

  • использовать средства и методы, необходимые для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений, с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

200

200

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

30

30

Лабораторные работы







И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

140

140

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:


№ п/п

Разделы дисциплины





Лекции

Семинары


Предмет цели и задачи дефектологии. Методология и история русской и советской дефектологии; общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии


3

3


Система образования лиц с недостатками в психическом развитии в РФ


3

3


Содержание обучения и воспитание лиц с различными недостатками. Принципы дидактики и методы обучения лиц с недостатками в развитии; система трудового обучения; система физического воспитания


3

3


Достижения отечественной специальной педагогики и перспективы ее развития


3

3


Учение Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития, о первичном дефекте и вторичных отклонениях, возникающих в процессе онтогенетического развития ребенка


3

3



Система учреждений по обучению, воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их основные задачи; социально-психологическая реабилитация лиц с особыми проблемами, их интеграция в обществе.

3

3



Основы сурдопедагогики

3

3



Основы тифлопедагогики

3

3



Основы олигофренопедагогики

3

3



Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата.

3

3



4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Предмет цели и задачи дефектологии. Методология и история русской и советской дефектологии; общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии. История и эволюция взглядов общества на проблемы воспитания и обучения аномальных детей. Общественное движение за развитие помощи слабоумным в конце XIX в. (И.В. и Е.Х. Маляревские, Е.К. Грачева, Ф. Пляц, М.П. Постовская). Работа НИИ дефектологии АПН ССР (Т.А. Власова). Становление дефектологии в Западной Европе (Ф. Пинель, Ж. Итар, И.Г. Песталоцци, Э. Сеген, С. Хоуве). Комплексный медико-психолого-педагогический подход к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические, лингвистические основы специального образования.

  2. Система образования лиц с недостатками в психическом развитии в РФ. Медико-социально-педагогический патронаж. Профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольная, школьная система специального образования, профессиональная ориентация и адаптация лиц. Система социально-педагогической помощи.

  3. Содержание обучения и воспитание лиц с различными недостатками. Принципы дидактики и методы обучения лиц с недостатками в развитии; система трудового обучения; система физического воспитания. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Основные категории дидактики. Функции обучения (образовательная, развивающая, воспитывающая). Основные дидактические принципы (принципы развивающего обучения, систематичности и системности, научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний, индивидуализации, дифференцированного подхода). Группы наглядных пособий в зависимости от способа сенсорного восприятия (реальные, плоскостные, схематические). Методы обучения в специальной школе. Организация урока в специальной школе.

  4. Достижения отечественной специальной педагогики и перспективы ее развития. Проблемы содержания образования умственно отсталых детей в России. Поиск путей определения содержания обучения во вспомогательной школе, ее организационное становление.

  5. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития, о первичном дефекте и вторичных отклонениях, возникающих в процессе онтогенетического развития ребенка. Становление Л.С. Выготского как ученого (работа в Наркомпросе, Институте психологии МГУ, создание Экспериментального дефектологического института). Первичные и вторичные дефекты. Абилитация. Зоны ближайшего развития. Корригирующий учебно-воспитательный процесс. Задача – социальная компенсация дефекта.

  6. Система учреждений по обучению, воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их основные задачи; социально-психологическая реабилитация лиц с особыми проблемами, их интеграция в обществе. Общее и специальное образование. Принципы, формы, средства, технологии. Государственная система ранней помощи в специальном образовании. Модели интегрированного обучения.

  7. Основы сурдопедагогики. Предмет и задачи сурдопедагогики. История сурдопедагогики. Причины нарушений слуха. Классификация лиц с нарушением слуха. Педагогическая реабилитация лиц с нарушением слуха. Технические средства. Профессиональная и социальная адаптация.

  8. Основы тифлопедагогики. Предмет и задачи тифлопедагогики. История тифлопедагогики. Причины и последствия нарушений зрения. Классификация лиц с нарушением зрения. Педагогическая реабилитация лиц с нарушением зрения. Технические средства. Профессиональная и социальная адаптация.

  9. Основы олигофренопедагогики. Предмет и задачи олигофренопедагогики.Дебильность. Имбецильность. Идиотия. Формы олигофрении. Олигофрения отягощенная гидроцефалией. Олигофрения при врожденном сифилисе. Умственная отсталость при фенилкетонурии. Деменция – слабоумие. Цели и этапы коррекционно-воспитательной работы с умственноотсталыми детьми. Проблемы обучения детей-олигофренов.

  10. Дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич. Коррекционная работа, восстановительные мероприятия, диагностика. Система специализированной медицинской и педагогической помощи.



  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




    1. Рекомендуемая литература

а) основная:



  1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник для вузов / Е. Ю. Азбукина , Е. Н. Михайлова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 395 с. : табл.

  2. Косолапова, М. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое пособие / М. А. Косолапова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ. Ч. 1. - 2007.- 79 с.

  3. Косолапова, М. А. Основы специальной педагогики и психологии : учебно-методическое пособие / М. А. Косолапова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ. Ч. 2. - 2007.-87 с.

  4. Специальная педагогика : учебно-методическое пособие для вузов / С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : STAR, 2006. - 147 с.


б) дополнительная:

  1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : хрестоматия / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 163 с.

  1. Ляпидевский, С. С. Невропатология : естественно-научные основы специальной педагогики : учебник для вузов / С. С. Ляпидевский ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 382с. :ил.

  2. Попов, Г. Н. Педагогические основы адаптивного физического воспитания учащихся санаторно-лесных школ [монография] / Г. Н. Попов ; МО, ТГПУ. – Томск : издательство ТГУ, 2002. - 174 с. : ил.

  3. Психолого- педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 3-е изд. , - М. :Академия, 2006. - 318 с. : табл.

  4. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Академия, 2002. - 311 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины –

Схемы, таблицы, компьютерные диагностические программы



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


Специальная педагогика : учебно-методическое пособие для вузов / С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : STAR, 2006. - 147 с.
8.1. Методические рекомендации преподавателю

Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к следующим областям: психология развития лиц с различными физическими и психическими отклонениями; методы коррекционно-психологического и педагогического воздействия; социально-психологические аспекты жизни людей с ограниченными возможностями.

Выделенные лекционные темы обеспечивают оснащение студентов основополагающими знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики, формируют диалектическое понимание психической деятельности при различных аномалиях как единство дефекта и компенсации. Тематика практических занятий позволяет конкретизировать представления студентов по различным частным направлениям дисциплины. В ходе практических занятий предполагается творческая деятельность студентов в виде написания и представления самостоятельных работ на одну из заранее избранных тем.

Кроме того, планируются экскурсионные посещения студентами различных образовательных, коррекционных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями в физическом и психическом развитии. Цель таких посещений — ознакомление студентов с практическими формами и методами осуществления теоретических подходов в области диагностической, коррекционно-психологической, педагогической и реабилитационной работы с людьми-инвалидами.


8.2. Методические указания для студентов

Подготовка современного специалиста предполагает, что он овладевает методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. С целью организации этих видов работы необходимо использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями и монографиями.

Целесообразно знакомиться с психолого-педагогической литературой, статьями журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимаю вопросы курса.

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


        1. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

        2. Методы обучения в специальной школе.

        3. Проблемы содержания образования и обучения умственно отсталых детей в России.

        4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

        5. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

        6. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования.

        7. Специальное образование при аутизме.

        8. Сложное нарушение развития детей.

        9. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.

        10. Педагогика Марии Монтессори.

        11. Педагогика Рудольфа Штайнера.

        12. Логопедия.

        13. Система учреждений и коррекционная работа с лицами с нарушениями речи.

        14. Отличия ребенка с ЗПР от умственно отсталого ребенка.

        15. Сущность комплексной помощи семьям, имеющих детей с отклонениями развития.

        16. Индивидуально-групповая коррекционная работа в специальной школе.

        17. Направления развития новых типов и видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

        18. Случаи, когда в специальном образовании предусмотрена индивидуальная форма обучения.

        19. Отличия урока в специальной школе от урока в массовой общеобразовательной школе.

        20. Специальная образовательная технология.

        21. Специфика отбора и комбинации методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

        22. Реабилитация инвалида средствами образования.

        23. Специфические учебные предметы.

        24. Л.С. Выготский о соотношении мышления и речи.

        25. Социальные аспекты речевого общения.

        26. Основные параметры нарушений психического развития.

        27. Принципы психологической диагностики.

        28. Идея независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями.

        29. Возможные сочетания дефектов развития.

        30. Формирование навыков читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха.



8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ - не предусмотрено.




8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену:





  1. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования.

  2. Профессиональная и трудовая деятельность слепых, слабовидящих

  3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  4. Нормативно-правовая основы системы специального образования в РФ.

  5. 2.Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.

  6. Психологические основы специального образования.

  7. Формирование речи у слепоглухих детей.

  8. Вертикальная и горизонтальная структура системы специального образования РФ.

  9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха.

  10. Специальные технические средства для неслышащих.

  11. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования, профессионально значимые качества.

  12. Образование детей с нарушениями зрения.

  13. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.

  14. Классы компенсирующего обучения для детей с ЗПР.

  15. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

  16. Современная система специальных образовательных услуг.

  17. Общая характеристика ДЦП.

  18. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

  19. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

  20. Причина возникновения нарушений интеллекта, классификация умственной отсталости.

  21. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития.

  22. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями.

  23. Речевые нарушения при ДЦП.

  24. Социально-педагогическая помощь инвалидам в РФ.

  25. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП.

  26. Развитие специального образования в России.

  27. Система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП.

  28. Дидактические принципы обучения.

  29. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

  30. Дети с ранним детским аутизмом и педагогическая коррекция состояния РДА.

  31. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта и об аномальном развитии.

  32. Основные понятия и термины специальной педагогики и дефектологии.

  33. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.

  34. Предмет, задачи, принципы специальной педагогики.

  35. Причины нарушений слуха

  36. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения.

  37. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  38. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  39. Содержание специального образования.

  40. Профессиональная и социальная адаптация лиц с нарушениями слуха.

  41. Модели интегрированного обучения.

  42. Принципы специального образования.

  43. Технологии и методы специального образования.

  44. Предмет и задачи сурдопедагогики.

  45. Классификация сочетанных нарушений. Формы организации образовательного процесса.

  46. Общепедагогические принципы в специальном образовании.

  47. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

  48. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности - 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Программу составила: старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры ______________________________ Е.В. Ширенкова

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № 1 от « 29 » августа 2008 года


Зав. кафедрой _______________________ д.м.н., профессор С.Б. Нарзулаев
Программа одобрена метод. комиссией ФФКиС ТГПУ
Председатель метод. комиссии ФФКиС ___________________ Л.П. Канакова
Согласовано:

Декан ФФКиС ______________________________________ О.В. Смирнов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008



  1. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

  2. Методы обучения в специальной школе.

  3. Проблемы содержания образования и обучения умственно отсталых детей в России.

  4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

  5. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

  6. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования.

  7. Специальное образование при аутизме.

  8. Сложное нарушение развития детей.

  9. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.

  10. Педагогика Марии Монтессори.

  11. Педагогика Рудольфа Штайнера.

  12. Логопедия.

  13. Система учреждений и коррекционная работа с лицами с нарушениями речи.

  14. Отличия ребенка с ЗПР от умственно отсталого ребенка.

  15. Сущность комплексной помощи семьям, имеющих детей с отклонениями развития.

  16. Индивидуально-групповая коррекционная работа в специальной школе.

  17. Направления развития новых типов и видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  18. Случаи, когда в специальном образовании предусмотрена индивидуальная форма обучения.

  19. Отличия урока в специальной школе от урока в массовой общеобразовательной школе.

  20. Специальная образовательная технология.

  21. Специфика отбора и комбинации методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  22. Реабилитация инвалида средствами образования.

  23. Специфические учебные предметы.

  24. Л.С. Выготский о соотношении мышления и речи.

  25. Социальные аспекты речевого общения.

  26. Основные параметры нарушений психического развития.

  27. Принципы психологической диагностики.

  28. Идея независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями.

  29. Возможные сочетания дефектов развития.

  30. Формирование навыков читательской деятельности у детей с глубоким нарушением зрения и слуха.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме (выступления с докладами по результатам самостоятельно проведенной работы, обсуждение выступлений в ходе дискуссий), а также в письменной форме (написание контрольных работ).

Курс завершается письменным или устным экзаменом, на котором у студентов проверяются:

• усвоение теоретического материала курса;

• усвоение основополагающих понятий курса;

• умение ориентироваться в теоретических вопросах, предполагающих наличие психодиагностических и психокоррекционных навыков.




  1. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования.

  2. Профессиональная и трудовая деятельность слепых, слабовидящих

  3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  4. Нормативно-правовая основы системы специального образования в РФ.

  5. 2.Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.

  6. Психологические основы специального образования.

  7. Формирование речи у слепоглухих детей.

  8. Вертикальная и горизонтальная структура системы специального образования РФ.

  9. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха.

  10. Специальные технические средства для неслышащих.

  11. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования, профессионально значимые качества.

  12. Образование детей с нарушениями зрения.

  13. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.

  14. Классы компенсирующего обучения для детей с ЗПР.

  15. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

  16. Современная система специальных образовательных услуг.

  17. Общая характеристика ДЦП.

  18. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

  19. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

  20. Причина возникновения нарушений интеллекта, классификация умственной отсталости.

  21. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития.

  22. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями.

  23. Речевые нарушения при ДЦП.

  24. Социально-педагогическая помощь инвалидам в РФ.

  25. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП.

  26. Развитие специального образования в России.

  27. Система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП.

  28. Дидактические принципы обучения.

  29. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

  30. Дети с ранним детским аутизмом и педагогическая коррекция состояния РДА.

  31. Теория Л.С. Выготского, о сложной структуре дефекта и об аномальном развитии.

  32. Основные понятия и термины специальной педагогики и дефектологии.

  33. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.

  34. Предмет, задачи, принципы специальной педагогики.

  35. Причины нарушений слуха

  36. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения.

  37. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  38. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  39. Содержание специального образования.

  40. Профессиональная и социальная адаптация лиц с нарушениями слуха.

  41. Модели интегрированного обучения.

  42. Принципы специального образования.

  43. Технологии и методы специального образования.

  44. Предмет и задачи сурдопедагогики.

  45. Классификация сочетанных нарушений. Формы организации образовательного процесса.

  46. Общепедагогические принципы в специальном образовании.

  47. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

  48. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области специальной психологии и педагогики.

Междисциплинарная универсальность специальной педагогики в сфере физической культуры накладывают на будущего специалиста АФК особую ответственность. В этой связи существенно важно чтобы студенты, осваивая учебный курс «Специальная педагогика», расширяли багаж специальных знаний и формировали соответствующую культуру профессиональных знаний.

Изучение дисциплины «Специальная педагогика» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы к специальной педагогике; методы и приёмы организации работы и т.п.; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛЕКЦИИ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Лекция 1

Коррекционная педагогика

в системе наук о человеке

План

1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики.

2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

1.Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. Понятие «коррекционная педагогика» стоит наряду с такими понятиями, как «специальная педагогика», «специальная психология», «лечебная педагогика», «реабилитационная педагогика».

Ранее существовало понятие «дефектология». Сейчас коррекционная педагогика заменяет данный термин.

Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.

Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.

6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

2. Коррекционная педагогика связана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин (общей педагогикой, общей психологией), различными отраслями специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой, логопедией и др.), философией, социальной педагогикой, социальной психологией, социологией; рядом медицинских наук (педиатрией, психопатологией, психотерапией, детской психиатрией, невропатологией, патофизиологией, иммунологией, офтальмологией, отоларингологией и др.)

3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

Дефектологическая наука и коррекционно-педагогическая практика имеют богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении.

Исследователи, разрабатывающие теорию и практику коррекционной работы: в области сурдопедагогики (Н.М. Назарова); история воспитания и обучения УО детей (Х.С. Замский); история становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А.В. Гаврилин), подготовка пед.кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях (С.А. Завражин).

Коррекционная педагогика имеет четыре самостоятельных и взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический.

Медико-клинический аспект раскрывает вопросы этиологии нарушений развития, анатомо-физиологические отклонения и симтомы, исследует способы клинического диагностирования дефектов, подходы к его классификации.

Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своебразие интеллектуальной, эмоциональной сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.

Педагогический аспект рассматривает проблемы обучаемости детей с отклонениями в развитии и поведении, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества.

Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. История отношений формировалась от нетерпимости, жестокости к людям с отклонениями в развитии к созданию системы социально-педагогической помощи.

В эпоху античности и средневековья дети, рождающиеся с отклонениями в развитии, уничтожались.

В эпоху Возрождения формировались гуманистические тенденции в области медицины, философии и педагогике (Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, Филипп Пинель, Ж.Э.Д. Эскироль).

Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении формируется в конце XVIII – начале XIX в. (И.Г. Песталоцци, М. Монтессори).

Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт.

Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом с конца XIX – начала XX в. Вопросами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проблемами педагогической коррекции отклонений в поведении занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К. Грачева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.

В 60-70-е гг. XX в. в области коррекционной педагогики были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.)

В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т.А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко). Вопросами школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних, диагностированием этих явлений, предупреждением и психолого-педагогической коррекцией недостатков в развитии и поведении детей и подростков занимались С.А. Беличева, С.А. Бадмаев.

Таким образом, коррекционная педагогика наряду с сугубо дефектологическими проблемами, связанными с ярко выраженными аномалиями и дефектами, все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики.

5. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности.

Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

Общепедагогические принципы:

1. пр-п целенаправленности педагогического процесса;

2. пр-п целостности и системности пед процесса;

3. пр-п гуманистической направленности пед процесса;

4. пр-п уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

5. пр-п опоры на положительное в человеке;

6. пр-п сознательности и активности личности в целостном пед процессе;

7. пр-п сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

1. пр-п системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2. пр-п единства диагностики и коррекции;

3. пр-п учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4. деятельностный принцип коррекции;

5. пр-п комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6. пр-п интеграции усилий ближайшего социального окружения;

Ведущие направления коррекционно-педагогической деятельности:

- коррекционное воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), т.е. «терапия средой»;

- организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

- специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

- психогигиена семейного воспитания.

Содержание коррекционно-педагогической деятельности:

- совершенствование достижений сенсомоторного развития;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- развитие основных мыслительных процессов;

- развитие различных видов мышления;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи, овладение техникой речи;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности следующие:

- нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
- компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);

- восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию);

- постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;

- интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;

- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;

- исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

Коррекционно-педагогическая деятельность по устранению отклонений в развитии и поведении осуществляется на интегративной комплексной основе (диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; преодоление дефекта; его профилактика, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. В данном направлении коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков.

1. Дефект –

2. Депривация – (лат. deprivatio – лишение) –

3. Дезадаптация –

4. Девиация –

5. Коррекция – (лат. correctio – исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

6. Компенсация – (лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это процесс замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

7. Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio– восстановление) – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

8. Адаптация школьная (лат. adaptio – приспосабливать) – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

9. Превентивный (лат. praevento – опережаю) – предупреждающий, предохранительный.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная педагогика (ДС.07)

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО (СЕМИНАРСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Практическая работа: Понятие, принципы, содержание, формы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса


Вопросы для обсуждения

1) Понятие, цель коррекционно-развивающего образования.

2) Принципы и формы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.

3) Цели и содержание коррекционной программы.


Задание студентам:

1. Составить примерную коррекционную программу для ребенка с проявлениями школьной дезадаптации.


Методические рекомендации: при составлении программы учитывайте ее содержание (по Г.Ф. Кумариной), включите все структурные блоки:

1) охрану здоровья ребенка и коррекцию психосоматических неблагополучий в его развитии медико-клиническими и педагогическими методами работы;

2) развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной (школьной) адаптации – осознание своей новой социальной роли и возлагаемых обязанностей в связи с ней, ответственности, умение строить свое поведение в соответствии с правилами среды, адекватно вести себя в меняющейся жизненной ситуации;

3) формирование учебной мотивации, постепенное замещение первичного внешнего интереса к школе познавательными интересами;

4) развитие необходимого уровня психофизиологических функций;

5) обогащение кругозора и развитие речи;

6) развитие личностных компонентов познавательной деятельности (самостоятельности, познавательной активности, произвольности и др.);

7) формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в основных ее структурных звеньях (информационно-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном).

Используйте коррекционные упражнения, предлагаемые Г.Ф. Кумариной (с. 178–282).

Литература

1) Поваляев М.А. Коррекционная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 103–120.

2) Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – С. 17–34.

3) Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. – СПб., 2000.

4) Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. – М.: Аркти, 1999 .

5) Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.



6) Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. – М.: Академия, 2001. – С. 26–39.