страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «регулирование деятельности в сети интернет - страница №1/1
![]() ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ И ЕРОВПЕЙСКИХ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Хмель И.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ» для студентов очного отделения специальности «Юриспруденция» РОСТОВ-НА-ДОНУ 2010 Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Регулирование деятельности в сети интернет: сравнительно-правовой аспект» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, краткий план лекций, перечень тем для рефератов, описание модулей. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Сравнительного правоведения и европейских правовых исследований Института управления, бизнеса и права, протокол № 1 от 31.09.2010 года и рекомендован к печати Учебно-Методическим советом образовательного проекта «Юриспруденция», протокол №1, от 2 .11.2010 Составитель: к. ф.н. Хмель И.В. Рецензент: СОДЕРЖАНИЕ 1. Рабочая программа 1.1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.2.Формируемые компетенции ………………………………. 1.3. Содержание дисциплины 1.4 Учебно-тематический план дисциплины 1.5 Требования к уровню освоения программы 1.6 Учебно-тематическое обеспечение дисциплины
2. Конспекты лекций…………………………………………. 3. Практика 3.1. Планы проведения семинарских занятий……………………………….. 4. План самостоятельной работы студентов. 5. Контроль 5.1. Примеры тестов для самопроверки 5.2. Примеры итоговых тестовых заданий 5.3. Примеры заданий к тесту по остаточным знаниям 5.4 Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций 6. Модули………………………………. 6.1. Описание дисциплины 6.2 План изучения дисциплины 6.3. План аттестации дисциплины 7. Контактная информация преподавателя
1.2 Цели дисциплины:
Задачи: - дать представление о законах и подзаконных актах, регулирующих деятельность провайдеров - проанализировать судебные решения по самым громким делам в сфере регулирования исключительных прав, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами - дать представление о новых объектах исключительных прав - проанализировать и квалифицировать деятельность РАО 1.3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Обзор преступлений с использованием сети ИнтернетСпецифика преступлений с использованием сети Интернет. Классификация правонарушений. Проблемы фиксации и доказывания. Контролирующие органы, их компетенции и возможности. ТЕМА 2. Новые объекты исключительных прав. Доменные имена. Аккаунты в социальных сетях. Почтовые ящики. Хостинги медиафайлов. Киберсквоттинг и его соотношение с правами на торговую марку. ТЕМА 3. Использование аудиовизуальных произведений в сети Интернет и авторские права. «Торренты» с правовой точки зрения. РАО, его полномочия, правовые основания деятельности и фактическая реализация. ТЕМА 4. Зарубежный опыт в сфере регулирования деятельности в сети Интернет. Специфика системы прецедентного права применительно к урегулированию деятельности в сети Интернет. Средства защиты правообладателей. Наиболее громкие дела. ТЕМА 5. Цензура в Интернет-пространстве Необходимость и реальная возможность реализации цензуры. Предпосылки в законодательной базе. Фиксация нарушений и ответственность. Проблема контроля провайдеров. Проблемы защиты несовершеннолетних от недозволенного контента. Опыт зарубежных стран (Китай) ТЕМА 6. Последствия использования нелицензионного программного обеспечения Наиболее значимые общие нормы ч. IV ГК РФ, имеющие значение для сферы использования ПО. Специальные нормы ч. IV ГК РФ, относящиеся к сфере ПО. Гражданско-правовая ответственность и правовые последствия нарушения прав на ПО. Административная ответственность. Уголовная ответственность. .
Дело Поносова. Иски РАО против организаторов концертов по выплатам отчислений авторам исполненных композиций ("Дело Deep Purple", "дело хора Турецкого" и т.п.). Дело Галича. ВГТРК против "ВКонтакте". Иск "Первого музыкального издательства" (ПМИ) против "Рамблер" по поводу клипа "Ляпис Трубецкого"
Взаимодействие правоохранительных и иных государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями в сети Интернет. Механизмы рассмотрения обращений и государственное урегулирование. Разбор сайтов по тематике. Требования к размещению необходимой информации ТЕМА 12. Электронное делопроизводство и судопроизодство Понятие о базах данных. Электронная цифровая подпись. Доступ к судебным актам (арбитражные дела). Подача отчетности через интернет. Закон о защите персональных данных. 1.4 Учебно-тематический план дисциплины. Лекции Семинары Тема 1. Обзор преступлений с использованием сетиИнтернет . 4 часаТема 2. Цензура в Интернет- пространстве 4 часа Тема 3 . Последствия использования нелицензионного программного обеспечения . 2 часа Тема 4. Новые объекты исключительных прав 2 часа Тема 5. Наиболее громкие судебные дела в сфере регулирования исключительных прав 2 часа Тема 6. Понятие о личном блоге и проблемы его статуса 2 часа Тема 7. Использование аудиовизуальныхпроизведений и авторские права 2 часаТема 8. Деятельность провайдеров и ее регуляция 2 часа Тема 9 Финансовые транзакции посредством сети Интернет 2 часа Тема 10 Зарубежный опыт в сфере регулирования деятельности в сети Интернет 2 часа Тема 11 Реализация деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети 2 часа Тема 12 Электронное делопроизводство и судопроизводство 2 часа Всего 10 часов 18 часов 28 часов 1.5 Требования к уровню освоения программы Исходя из требований государственного образовательного стандарта, предлагаемый курс призван решить несколько взаимосвязанных задач и закрепить у студентов следующие представления: - о типах и видах правонарушений в сети Интернет; - о европейском опыте регуляции деятельности в сети Интернет; - о реализация деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети интернет Знать: какие нормы, законы и подзаконные акты регулируют деятельность в сети Интернет. Уметь: оценивать степень гражданской, уголовной, административной ответственности при нарушении авторского права, мошенничестве, нарушении исключительных прав в сети интернет, а так же при использовании нелицензионного ПО. Овладеть компетенциями: применения и толкования ч. IV ГК Российской Федерации. Курс «Регулирование деятельности в сети интернет: сравнительно-правовой аспект» для студентов специальности «Юриспруденция» рассчитан на 28 аудиторных часов (лекции – 10 часов, семинары - 18 часов), что определяет структуру и содержание предлагаемой программы. 1.6 Учебно-тематическое обеспечение дисциплины 1.6.1 Перечень основной литературы
1.6.2 Перечень дополнительной литературы
1.6.3 Ресурсы Интернет 1. http://kad.arbitr.ru/ 2. http://www.pravo.ru/ 3. http://rao.ru/ 2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Лекция 1, 2 Обзор преступлений с использованием сети Интернет. Уголовный кодекс РФ содержит три состава преступлений, называемых преступлениями в сфере компьютерной информации, - ст. 272, 273 и 274 (глава 28). Термин же «компьютерные преступления» несколько шире, чем «преступления в сфере компьютерной информации». Он также охватывает те преступления, где компьютерная техника, программы, компьютерная информация и цифровые каналы связи являются орудиями совершения преступления или объектом посягательства. Компьютерное преступление (киберпреступление) — уголовное правонарушение, для расследования которого существенным условием является применение специальных знаний в области информационных технологий. Основные типы компьютерных преступлений: Он-лайн мошенничество: Схема всех онлайн-мошенничеств такова: • размещение (рассылка) информации; • взаимодействие с жертвой; • получение денежного перевода. Затратив относительно небольшую сумму, злоумышленник может создать видимость нормального торгового предприятия (фиктивный Интернет-магазин) и заняться мошенничеством или обманом потребителей. Кроме фиктивных Интернет-магазинов мошенники используют и \ другие предлоги для получения платежей: - лже-сайты благотворительных организаций, религиозных организаций, политических партий и движений, которые якобы собирают пожертвования;
- мошеннические сайты и рассылки, предлагающие удаленную работу (на такую чаще всего клюют сетевые эскаписты) и требующие под этим предлогом какой-либо «вступительный взнос». Все такие преступления имеют одну и ту же криминалистическую характеристику и сводятся к размещению информации в Сети, анонимному взаимодействию с жертвой и получению от нее денег с последующим исчезновением из Сети.
Преступление заключается в размещении на общедоступном, как правило, популярном ресурсе в Интернете оскорбительных, клеветнических или экстремистских материалов. Как правило, совершаются из личных побуждений. - Dos-атака - атака типа отказ в обслуживании - является одним из видов неправомерного доступа. Приводит к нарушению работы ЭВМ. В настоящее время встречаются Оо8-атаки как с личными, так и с корыстными мотивами. Еще 2-3 года назад личные мотивы превалировали. Но сейчас наблюдается четкая тенденция возрастания числа Dos-атак с корыстными мотивами - в целях вымогательства или недобросовестной конкуренции. Дефейс - что злоумышленник тем или иным способом изменяет внешний вид сайта потерпев- шего, чаще всего его титульную страницу. Потерпевшим чаще всего является юридическое лицо. Кардерство – мошенничество с банковскими картами, а именно – неправомерное получение данных карт, их применение для приобретения товаров и услуг, изготовление копий, ипользование в магазинах и банкоматах. Кардерские действия, которые сводятся к получению денег или материальных ценностей, квалифицируются по статье статья 159 УК «мошенничество». Те случаи, когда с помощью чужой карты приобретается не имущество, а услуга, можно также квалифицировать как мошенничество в отношении держателя карты, если деньги были списаны. А если не списаны, то по- дойдет статья 165 УК «причинение имущественного ущерба путем обма- на или злоупотребления доверием». Фишинг – выманивание у потерпевших их конфиден- циальных данных методами социальной инженерии. Как правило, речь идет о номерах банковских карт, их пин-кодах, паролях к системе управ- ления банковским счетом и другой информации, ко- торую можно потом обратить в деньги. Вишинг – аналогичен фишингу, только вместо направления жертвы на подложный веб-сайт ее просят позвонить по подложному телефон- ному номеру, который якобы принадлежит банку или другой официальной инстанции. В телефонном разговоре (или при автоматизированном об- щении с использованием тонального набора) у жертвы выманивают кон- фиденциальную информацию. Фарминг - разновидность фишинга. Отличие в том, что подлинный ресурс (обычно веб-сайт банка) подменяется на подложный не методами социальной инженерии, а число техническими методами — при помощи атаки на DNS, внедрения пользователю вредоносной программы и т.п. Мошенничество в он-лайн играх – продажа и перепродажа магических артефактов, оружия, целых персонажей, кража персонажей-артефактов, генерация и дублирование ценных виртуальных предметов, обман других игроков с целью выманивания у них виртуальных ценностей. Нарушение установленной монопо- лии на различные виды деятельности в виртуальном мире, что ведет к не- дополучению дохода владельцами игры. Продажа игрокам неразрешен- ных программных приспособлений для получения игровых преиму- ществ. В некоторых зарубежных странах уже прошли первые судебные процессы, касающиеся хищения виртуальных предметов и персонажей. В России же интересы игроков не подлежат судебной защите согласно ст. 1062 гК. Лекция 2. Новые объекты исключительных прав Домен — область (ветвь) иерархического пространства доменных имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем. Некоторые юристы относят доменное имя к средствам индивидуали- зации (ст. 138 ГК). Другие не склонны считать его таковым и говорят, что юридическая природа доменного имени пока четко не определена. Есть лаже экзотическое мнение, что доменные имена — это ресурс нумерации электросвязи (ст. 2 и 26 ФЗ «О связи»). Подлежат регистрации все доменные имена первого уровня (например, org, info, ru, ua), все доменные имена второго уровня (например, gprf . info, fnn.ru) и некоторые, выделенные до- менные имена третьего уровня (например, provider.net ru, london.со.uk). Прочие доменные имена регистрации не подлежат и распределяются по усмотрению владельца соответствующего домена бо- лее высокого уровня В 2002 г. был создан «Координационный центр национального домена сети Интернет», призванный разрабатывать правила регист-рации доменных имен в зоне RU и определять условия работы реги-страторов, а 8 мая 2003 года был подписан «Меморандум о реорга-низации системы регистрации в национальном домене верхнего уровня RU», в соответствии с которым Координационному центру были переданы полномочия по выработке правил регистрации до-менных имен в домене RU, аккредитации регистраторов и разработ-ке перспективных проектов, связанных с развитием российского на-ционального домена. Общее многообразие доменов разделяется на определенные группы. Так, помимо 243 доменов государственной принадлежности (RU, DE, UA), существует два «межгосударственных» домена (SU и EU) серия доменов общего пользования первого уровня (преимуще- ственно американских организаций — СОМ, GOV, EDU, MIL, ORG) и недавно появившиеся новые домены. Сам по себе захват до- менного имени преступлением не является. Даже когда он производится в целях недобросовестной конкуренции, это нарушение рассматривается в гражданском порядке или по внесудебной процедуре, установленной регистратором. Уголовное преступление совершается тогда, когда на основе кибер- сквоттинга происходит вымогательство (ст. 163 УК), мошенничество (cт. 159 УК) или принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК). Изредка возможны и некоторые другие виды преступлений — обман потребите- лей, о вымогательстве можно вести речь лишь тогда, когда киберсквоттер угрожает распространять при помощи захваченного домена сведения, позорящие потерпевшего или причиняющие ему существенный вред, например, распространять негативные сведения от его лица. В России вступил в силу Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому физи- ческое лицо вправе потребовать убрать свои данные из общедоступного источника, каковым является whois-сервис регистратора. ICANN также планирует в ближайшее время внести поправки в правила регистрации доменов, предусматривающие квазианонимность. Владелец сможет ука- зать вместо своих данных контактную информацию третьего лица, нап- ример, адвоката или интернет-провайдера, через которых теоретически можно будет выйти на реального владельца. Тем не менее реальные данные владельца доменного имени должны храниться у регистратора. Для целей уголовного расследования их можно получить, опираясь на закон «О милиции». Для гражданских дел истцам видимо, придется назначать ответчиком регистратора, затем в ходе судеб- ного разбирательства получать от него персональные данные истинного владельца и затем менять ответчика. Лекция 3. Использование аудиовизуальных произведений в сети Интернет и авторские права. В соответствии с Законом о продлении срока действия авторского права от 1998 г. (также известного как "Закон о защите Микки-Мауса", поскольку Микки как раз должен был стать всеобщим достоянием), он длится в течение всей жизни автора плюс 70 лет. На практике это обычно означает более века. Большинство книг, изданных в XX столетии, ещё не стали всеобщим достоянием. Что касается оцифровки, то доступ к нашему культурному наследию обычно ограничен 1 января 1923 года — это дата, начиная с которой огромное количество книг защищены законами об авторском праве. К примеру, опубликованный в 1922 году "Бэббит" Синклера Льюиса сейчас является всеобщим достоянием - в то время как его же "Эльмер Гентри", изданный в 1927, станет всеобщим достоянием только в 2022 году. Государственная Дума приняла правительственный законопроект, дополняющий действующую редакцию ГК РФ положением о том, что без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение гражданином правомерно обнародованного произведения только "при необходимости и исключительно в личных целях". Проблема практической реализации защиты авторских прав и борьбы с контрафактом. Как, например, должна выглядеть "добровольная сдача контрафактных экземпляров произведений или фонограмм"? Если верить Верховному суду РФ "понятие контрафактности экземпляров произведений и (или) фонограмм является юридическим. Поэтому вопрос о контрафактности экземпляров произведений или фонограмм не может ставиться перед экспертом. Окончательное решение вопроса о контрафактности продукции принимается органами предварительного следствия и судом." Даже если каким-то чудом удастся установить его контрафактность, неясно, как и куда его сдавать. Для установления принадлежности авторских прав на то или иное
Нарушение авторских прав в сети - неправомерное воспроизведение охраняемых произведений в онлай- не осуществляется путем размещения их на общедоступных веб-серве- рах, FTP-серверах или в файлообменных сетях. «Размещение на общедоступных серверах» — это нестрогое выраже- ние. Конкретное правомочие, которое подозреваемый осуществляет, не имея на то разрешения, сформулировано так: «Сообщать произведе- ние таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к не- му в интерактивном режиме из любого места и в любое время по свое- му выбору (право на доведение до всеобщего сведения)» — абзац один- надцатый пункта 2 статьи 16 Закона РФ «Об авторском праве...». Это правомочие было специально внесено в закон в 2004 году для учета тех случаев, когда произведение распространяется через веб-сайт или FTP-сайт. Лекция 4 Основанный профессором Лоуренсом Лессинг проект Creative Commons (СС) предлагает творческим людям несколько видов имеющих юридическую силу лицензий, которые позволяют добровольно отказаться от тех или иных прав на свое произведение - например, разрешив свободное их распространение. Скажем, если произведение распространяется по лицензии CC-BY, это означает, что его можно сколько угодно скачивать, распространять, публично демонстрировать, проигрывать в кафе или на корпоративном мероприятии, перерабатывать в свое удовольствие и даже, если сильно припрет, записывать на компакт-диски и продавать. Условие в данном случае только одно: указание авторства. Лицензия СС-NC означает все то же самое, но с однозначным запретом на коммерческое использование. Лицензия СС-ND запрещает создание производных работ. То есть скачанную фотографию нельзя "фотожабить", а музыку нельзя "ремиксить". И наконец, лицензия СС-SA означает, что произведения, созданные основе чужого творения, защищенного такой лицензией, можно распространять только на тех же условиях, что и оригинал. Эти четыре лицензии, а также их сочетания, предоставляют и авторам, и аудитории массу возможностей. Неспроста же небезызвестный Трент Резнор и группа Nine Inch Nails выпустили свой альбом Ghost I-IV именно под защитой лицензии Creative Commons. Конкретно был использован тип лицензии CC-BY-NC-SA, то есть, еще раз, любой желающий может спокойно скачивать, распространять и перерабатывать композиции этого альбома на некоммерческой основе, при обязательном указании авторства и с условием распространения производных работ под такой же лицензией.
ЗАНЯТИЕ 1. Цензура в интернет-пространстве
ЗАНЯТИЕ 2 Последствия использования нелицензионного программного обеспечения
. ЗАНЯТИЕ 3. Наиболее громкие судебные дела в сфере регулирования исключительных прав
ЗАНЯТИЕ 4 Понятие о личном блоге и проблемы его статуса
ЗАНЯТИЕ 5. Финансовые транзакции посредством сети Интернет 1.Электронные деньги 2. Оплата кредитными картами в сети интернет: правовой аспект 3. Навязывание платных услуг в он-лайн играх и социальных сетях 4. Неправомерное списывание денег со счета при активации услуг ЗАНЯТИЕ 6. Деятельность провайдеров и ее регуляция 1. Общая характеристика деятельности провайдеров 2. Закон о связи 3.Закон о защите прав потребителей ЗАНЯТИЕ 7. Реализация деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети интернет 1.Взаимодействие правоохранительных и иных государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями в сети Интернет. 2.Механизмы рассмотрения обращений и государственное урегулирование. 3. Разбор сайтов по тематике 4. Требования к размещению необходимой информации ЗАНЯТИЕ 8. Электронное делопроизводство и судопроизводство
4 План самостоятельной работы студентов.
6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 6.1. Примеры тестов для самопроверки 1. Авторские и смежные права регулируются а) 1 частью ГК РФ б) 2 частью ГК РФ в) 3 частью ГК РФ г) 4 частью ГК РФ
а) фишинг б) кардинг в) вишинг г) фарминг; 3. К саморегулируемым организациям НЕ относятся а) РАО б) регистраторы доменных имен в) IANA г) IETF;
а) Налоговом кодексе РФ б) в Гражданском кодексе РФ в) в Уголовном кодексе РФ; г) Не упоминается в законодательстве 5. Вид программы, которая уничтожает на компьютере все данные и срабатывает при выполнении и не выполнении определенных условий: а) сетевой маршрутизатор б) логическая бомба в) хак;
г) троянская программа; 6.Приобретение доменных имен с целью их дальнейшее перепродажи называется а) Киберсквоттинг б) Колокация в) Серфинг г) Читинг 7. Сетевой дневник еще иначе называется: а) чатом; б) СМИ; в) блогом; г) социальной сетью; 8. Создание и выкладывание в Интернет карикатуры на основе другого правомерно обнародованного произведения а) допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение, но с выплатой ему вознаграждения б) допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения в) допускается только с согласия обладателя исключительного права на оригинальное произведение г) допускается с согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение, без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования
а) ст. 159 «Мошенничество» б) ст. 165 «Причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием» в) ст. 187 «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов» г) ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»
а) ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» б) ст. 273 УК РФ « Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» в) части 4 ГК РФ г) использование торрентов не нарушает никакие законы РФ
а) Только он может использовать фонограмму в любой форме б) Только ему принадлежат личные неимущественные и имущественные права в) только ему принадлежат личные неимущественные, имущественные права и право на вознаграждение за любое использование фонограммы 2. Имущественные права исполнителя действуют в течение: а) 20 лет после первого исполнения б) 35 лет после первого исполнения в) 50 лет после первого исполнения г) 70 лет после первого исполнения д) 75 лет после первого исполнения 3. К какому виду ответственности можно привлечь юридическое лицо за нарушение авторских прав: а) только к административной б) только к гражданско-правовой в) к административной и гражданско-правовой 4. Назначение доменного имени это: а) индивидуализация продаваемых товаров в Интернет-магазине б) индивидуализация информационного ресурса в) средство доступа пользователя в сеть Интернет 5. Какой орган вправе рассматривать спор по поводу нарушений прав на товарный знак путем использования его в зоне .com а) арбитражный суд РФ б) арбитражный суд ВОИС в) палата по патентным спорам 6. Исчерпание прав применительно к фонограммам означает, что: а) если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение с согласия производителя фонограммы, но без выплаты ему вознаграждения б) если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы, но с выплатой ему вознаграждения в) если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их 7. Защита авторских и смежных прав может осуществляться а) только в судебном порядке б) только во внесудебном порядке в) как в судебном, так и во внесудебном порядке 8. Может ли использоваться электронный документ в качестве доказательства в суде? а) да
б) нет в) да, но только нотариально заверенный 9. Основным назначением ЭПЦ является: а) упрощение системы заключения сделок б) упрощение системы принятия нормативно-правовых актов в) упрощение системы ведения судопроизводства 10. Передача материального носителя объекта интеллектуальной собственности означает передачу прав: а) на носитель и объект интеллектуальной собственности б) только на носитель в) только на объект интеллектуальной собственности 6.3.Примеры заданий к тесту по остаточным знаниям 1. Логи являются: а) непосредственным источником доказательств; б) опосредованным источником доказательств в) вообще не являются доказательством 2. Заключение о контрафактности делается а) судом
б) ИТ - специалистом в) следователем 3. Все применяемые экспертом программные инструменты должны быть лицензионными: а) да
б) нет 4. На квалификацию преступлений по 146 статье (ч.ч. 2 и 3) УК влияет: а) стоимость б) цена в) ущерб
а) потерпевший б) эксперт в) суд
а) владельцем б) регистратором в) договорными отношениями между владельцем и регистратором 7. Стоимость домена при перепродаже определяется: а) владельцем б) покупателем в) договором 8. Журнал автоматической регистрации событий, которые фиксируются в рамках какой-либо программы, это: а) лог
б) кряк в) хак
г) руткит; 9. Некоммерческая организация, выступающая за реформу авторских прав и одновременно семейство лицензий, разрешающих более свободное использование творческих работ называется: а) РАО
б) Creative Commons в) P2P
г) IANA; д) IETF.
а) 20 тысяч рублей б) 50 тысяч рублей в) 70 тысяч рублей г) 100 тысяч рублей 6.4.Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций 1. Квалифицируйте деяние лица, создавшего вредоносную программу. 2. Квалифицируйте деяние лица, скачавшего, а затем удалившего с компьютера фильм 1928 года производства. 3. Квалифицируйте деяния лица, пользующегося торрентами. 4. Квалифицируйте деяния лица, включающего на весь двор лицензионный диск Димы Билана. 5.Квалифицируйте деяния лица, переписывающего дистрибутив Microsoft office на флешку 6. Квалифицируйте деяния лица, переписывающего музыкальный файл с лицензионного диска себе на плеер. 7. Квалифицируйте деяния лица, написавшего в своем блоге «режиссер Михалков – дурак» 8. Квалифицируйте деяние группы ветеранов, исполняющих 9 мая военные песни советских авторов. 9. Квалифицируйте деяния лица, снявшего на концерте выступление любимой группы и выложившего запись на видеохостинг 10. Квалифицируйте деяния лица, скупающего доменные имена в новой кириллической зоне .рф
7.1. Описание дисциплины Название дисциплины Регулирование деятельности в сети интернет: сравнительно-правовой аспект. Специальность 030501.65 Юриспруденция Код учебного плана Лектор Хмель Инна Владимировна, канд. филос. наук, доцент
Предварительные условия : знакомство с Гражданским кодексом 2 модуля
Цели и задачи Цели дисциплины:
Задачи: - дать представление о законах и подзаконных актах, регулирующих деятельность провайдеров - проанализировать судебные решения по самым громким делам в сфере регулирования исключительных прав, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами - дать представление о новых объектах исключительных прав - проанализировать и квалифицировать деятельность РАО Содержание Модуль 1. Правонарушение в сети Интернет. Модуль 2 Реализация деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети интернет Контактные часы, число модулей, недельная нагрузка 28, 10 и 18 часов в модуле/4 часа в неделю
ECTS Кредиты 2 Аттестация 2 рейтинга, Зачет Базовая литература
Дополнительная литература
Информационные ресурсы Сервер ИУБиП: F:/ Методические материалы / Учебно-методическое обеспечения по кафедрам / Гум дисципл/ Хмель http://kad.arbitr.ru/ http://www.pravo.ru/ Методическое обеспечение дисциплины Сервер ИУБиП: F:/ Методические материалы / Учебно-методическое обеспечения по кафедрам / Гум дисципл/ Хмель/ конспект лекций 7.2. План изучения дисциплины Название дисциплины: Регулирование деятельности в сети Интернет: сравнительно-правовой аспект Специальность: Юриспруденция Лектор - Хмель И.В., к.филос. наук, доцент Преподаватель - ГСЭ.Ф.03 Семестр/год - Зимний семестр/4 курс Модуль/Неделя - Краткое описание темы/цели/работы Модуль 1. Посвящен проблемам квалификации правонарушений в сети Интернет. Неделя 1
(4 часа) Тема лекционного занятия: Обзор преступлений с использованием сети Интернет. Специфика преступлений с использованием сети Интернет. Проблема определения квалификации правонарушителя. Деятельность эксперта. Понятие о контрафактности. Классификация правонарушений.Тема лекционного занятия: Обзор преступлений с использованием сети Интернет.Классификация правонарушений. Статьи УК и ГК, регулирующие деятельность в сети Интернет. Проблемы фиксации и доказывания. Контролирующие органы, их компетенции и возможности.Неделя 2 (4 часа)
Тема семинарского занятия: Цензура в интернет-пространстве.Необходимость и реальная возможность реализации. Предпосылки в законодательной базе. Фиксация нарушений и ответственность
Тема семинарского занятия: Цензура в интернет-пространстве.Проблема контроля провайдеров. Проблемы защиты несовершеннолетних от недозволенного контента. Опыт зарубежных стран (Китай) Неделя 3 Тема семинарского занятия: Последствия использования нелицензионного программного обеспеченияНаиболее значимые общие нормы ч. IV ГК РФ, имеющие значение для сферы использования ПО. Специальные нормы ч. IV ГК РФ, относящиеся к сфере ПО. Гражданско-правовая ответственность и правовые последствия нарушения прав на ПО. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Тема лекционного занятия: Новые объекты исключительных правДоменные имена. Аккаунты в социальных сетях. Почтовые ящики. Хостинги медиафайлов. Киберсквоттинг и его соотношение с правами на торговую марку.Неделя 4
(4 часа) Тема семинарского занятия: Наиболее громкие судебные дела в сфере регулирования исключительных правДело Поносова. Иски РАО против организаторов концертов по выплатам отчислений авторам исполненных композиций ("Дело Deep Purple", "дело хора Турецкого" и т.п.). Дело Галича. ВГТРК против "ВКонтакте". Иск "Первого музыкального издательства" (ПМИ) против "Рамблер" по поводу клипа "Ляпис Трубецкого" Тема семинарского занятия: Понятие о личном блоге и проблемы его статусаПонятие личного блога. Применение норм об ответственности и закона о СМИ Блоги публичных личностей. Статус блога президента РФ Д.А. Медведева
Модуль 2 Модуль посвящен реализации деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети интернет Неделя 6 (4 часа)
Тема лекционного занятия: Использование аудиовизуальных произведений в сети Интернет и авторские права. «Торренты» с правовой точки зрения. РАО, его полномочия, правовые основания деятельности и фактическая реализация. Тема практического занятия: Финансовые транзакции посредством сети Интернет Электронные деньги. Оплата кредитными картами в сети интернет: правовой аспект. Навязывание платных услуг в он-лайн играх и социальных сетях. Неправомерное списывание денег со счета при активации услуг Неделя 7 (4 часа)
Тема практического занятия. Деятельность провайдеров и ее регуляция. Общая характеристика деятельности провайдеров. Закон о связи. Закон о защите прав потребителей Тема лекционного занятия. Зарубежный опыт в сфере регулирования деятельности в сети Интернет Специфика системы прецедентного права применительно к урегулированию деятельности в сети Интернет. Средства защиты правообладателей. Наиболее громкие дела. Неделя 8 (2 часа)
Тема практического занятия: Реализация деятельности государственных и муниципальных органов и организаций в сети интернет Взаимодействие правоохранительных и иных государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями в сети Интернет. Механизмы рассмотрения обращений и государственное урегулирование. Разбор сайтов по тематике. Требования к размещению необходимой информации Неделя 9 (2 часа)
Тема практического занятия. Электронное делопроизводство и судопроизводство. Понятие о базах данных. Электронная цифровая подпись. Доступ к судебным актам (арбитражные дела). Подача отчетности через интернет. Закон о защите персональных данных. Неделя 10
7.3. План аттестации дисциплины
Примечание. Аттестационные мероприятия проводятся очно. 7.Контактная информация преподавателя Хмель Инна Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры Сравнительного правоведения и европейских правовых исследований e-mail willhunter@yandex.ru |