Учебно-методический комплекс дисциплины основы филологии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы теории и практики... 3 635.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы теории и практики... 3 626.01kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» 2 850.71kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русского литературного... 3 454.3kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Методические указания по курсу "философия" для студентов дневного... 4 688.78kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы филологии - страница №1/1

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра зарубежной филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

032700- Филология, бакалавр филологии

Институт гуманитарных наук

Курс 1, 2 семестр

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии [номер протокола заседания кафедры и дата его проведения], утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.


Составитель:

профессор кафедры зарубежной филологии, доктор филологических наук, доцент Бубнова Ирина Александровна


Рецензент (рецензенты)
[ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.]

Заведующий кафедрой зарубежной филологии: профессор кафедры, доктор филологических наук, доцент Огуречникова Наталия Львовна


Программа учебной дисциплины

«Основы филологии»
Пояснительная записка

Программа и учебно-методический комплекс дисциплины «Основы филологии» предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700 – Филология (квалификация «Бакалавр»), независимо от специализации, и выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО от 14.01.2010.

Становление антропоцентрической парадигмы в науке, как и тенденции, определяющие в настоящий момент развитие различных сфер жизни в современной России, требуют кардинальных перемен в профессиональном образовании, в том числе в университетском филологическом образовании. Фактически филология уже давно стала интегративной наукой, тесно связанной не только с науками гуманитарного цикла (философией, психологией, семиотикой, культурологией, герменевтикой и рядом других), но и с науками естественными. Новая реальность такова, что огромное количество профессий, возникших в последние десятилетия, таких как специалист по языку СМИ, специалист в области филологического обеспечения рекламы, связей с общественностью, информационно-издательской деятельности, информационных процессов управления, разных видов современной коммуникации, специалисты, имеющие дело с лингвистической экспертизой, переговорщики и т.д., для того, чтобы быть профессионалами, должны иметь достаточно глубокие знания в области филологии, понимать ее связи с другими научными дисциплинами и уметь приобретать и развивать на филологической основе различные профессиональные компетенции.
Основная цель курса «Основы филологии» - дать студентам представление о современной филологии как целостной совокупности научных дисциплин, изучающих не только язык/языки и создаваемые посредством языка тексты как выражение культуры и «духа» народа, но и общие закономерности речевой деятельности, а также содержание языкового сознания определенного линговокультурного сообщества или отдельного индивида; заложить у них мировоззренческие основы для осмысления отдельных отраслей филологии как компонентов целого; познакомить с общими особенностями научного исследования в области филологии.

Задачи курса:

1) представить картину возникновения и основных этапов развития филологии;

2) ознакомить студентов с основными объектами филологии;

3) охарактеризовать проблему метода филологии;

4) очертить место филологических наук в современном обществе;

5) рассмотреть специфику научного исследования в области филологии.


Лекционная часть курса призвана, прежде всего, сформировать у студентов представление о филологии как науке, ее статусе в системе наук, показать значимость филологии для развития человеческой цивилизации, рассмотреть основные филологические понятия, а также принципы, логику и методы научного исследования по филологии. Семинарская и практическая часть курса должна помочь студенту выработать ответы на вопросы о специфике филологической деятельности и адекватном ей идеальном портрете филолога, “почувствовать” особенности филологических понятий и идей, освоить некоторые требования к филологическому научному исследованию. Важное место на занятиях отводится обсуждению теоретической литературы по избранным проблемам филологии и решению практических задач. Зачет выставляется студентам на основании собеседования по основному содержанию курса, а также по итогам выполнения ими программы семинарских и практических занятий.

Место дисциплины в образовательной программе
и в профессиональной подготовке студента

Данный курс является одним из важнейших филологических курсов, призванных помочь студентам, профессиональная деятельность которых связана с филологией непосредственно либо опосредованно, войти в круг филологических проблем и овладеть основами теоретических знаний по предмету.

В силу этого в курс «Основы филологии» включен весь материл, предусмотренный университетской программой и позволяющий последовательно, доказательно и доступно сообщить студенту сведения по важнейшим проблемам филологической науки, необходимые для введения в филологию на современном уровне в целом, и освоения в дальнейшем других лингвистических дисциплин, в частности. Как правило, в курсе излагаются общепринятые в науке взгляды, однако в него включены и новые, возникшие в последние десятилетия, точки зрения на ряд проблем, традиционно относящихся к области филологии.

Дисциплина связана с философией, психологией, семиотикой, герменевтикой, и, помимо этого, с такими лингвистическими дисциплинами как «Основы науки о языке», «Социолингвистика», «Прагмалингвистика», «Психолингвистика», «Когнитивная лингвистика», «Политическая лингвистика» и т.д. и ориентирует на различные виды профессиональной деятельности, такие как:

- научно-исследовательская в научных либо научно-педагогических учреждениях;

- педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования;

- прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, в том числе межкультурного и межнационального общения, реализующегося между народами РФ;

- проектная в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной, коммуникативной и некоторых других областях;

- организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.


Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения данного курса студент должен обладать следующими компетенциями.



  • Общекультурные компетенции:

ОК-1: владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности

  • Профессиональные компетенции:

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.
Объем дисциплины

Курс рассчитан на изучение в первом семестре, до введения в спецфилологию. Его объем - 38 час. аудиторных занятий, в том числе: 20 час. - лекций и 18 час.- семинарских и практических занятий. Изучение курса завершается зачетом.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Филология: любовь к слову - практическая деятельность – знание – область науки. Philologeo - «любить науки», «стремиться к знанию» и philologos – «интеллектуал, человек, изучающий слово». Возникновение филологии как знания и деятельности и как науки о тексте, способах его толкования и интерпретации. Первые филологические профессии: учитель риторики, толкователь текстов, переводчик, библиотекарь.

Формирование филология как области науки, ее связи с древней культурой: языком, литературой, историей, философией и искусством.

Проблема определения филологии и пути ее решения на основе принципа историзма. Современная филология как комплексная гуманитарная наука. Культура языка, языкознание, литературоведение, этнография, фольклористика и др. как сферы филологического знания.

Современное значение термина "филология" как "содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности внутренних аспектов и внешних связей - та исходная реальность, которая дана филологии и существенна для нее" (С.С. Аверинцев). Другие представления о филологии, различающиеся условиями их появления, акцентом на разных ее объектах и-или их связях. Филологические науки и дисциплины.

Филология общая и частная (специальная). Курс основ филологии как пропедевтический курс общефилологической направленности, его предмет и задачи, место в подготовке филолога.

2. Из истории филологии.

“Донаучный” этап развития филологии.

Европейская филологическая традиция. Ранняя классическая филология. Филологи эллинистически-римской эпохи: Аристофан Византийский (ок. 257 – 180 до н.э.), Аристарх (ок. 215 – ок. 145 до н.э.), Дионисий Фракийский (ок. 170–90 до н.э.), Дидим (ок. 80 – ок. 10 до н.э.). Грамматики 2 в. н.э. - Аполлоний Дискол и его сын Геродиан. Хрестоматии Прокла и Стобея. Словарь Гесихия Александрийского (4–5 вв.) и др.

Роль древнегреческой риторики и поэтики в возникновении филологического знания. Патристика. Экзегетика как основа библейской филологии.

Влияние культуры раннего средневековья на формирование филологии как науки. Расцвет классической филологии в эпоху Возрождения. Период Реформации.

Древневосточная филологическая традиция (Древний Китай, Древняя Индия), ее роль в возникновении и первоначальном развитии филологии.

Становление классической филологии как науки. Значение трудов Ф.-А. Вольфа (1759 – 1824), Б.Г. Нибура, А.И. Беккера, А и Ф.фон Шлегелей, А.Бѐка (1785-1867) в определении предмета научной филологии. Разделение германской школы антиковедения на два направления: грамматику и критику текста и историю, эпиграфику, археологию. Влияние данных школ на развитие классической филологии в России.

Герменевтика (Ф.Шлейермахер) и ее роль в превращении филологии в науку. Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение “новой филологии”: германистики (бр. Я. и В. Гримм), славяноведения (Й.Добровский, А.Х.Востоков), востоковедения. Дифференциация филологии в зависимости от аспекта изучения текста (языкознание, литературоведение, фольклористика).

История и этапы становления русской классической филологии.

История филологии в сер. Х1Х – сер. ХХ вв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного знания. Письменный текст как исходная реальность и объект филологических наук. Углубление дифференциации внутри наук о языке и литературе. Значение идей Л.В. Щербы, М.М.Бахтина, Г.О. Винокура и др. о развитии “филологического” ядра в филологических науках.

60-70-ые г.г. ХХ – нач. ХХI в.в. как начало этапа “новейшей”, или современной, филологии. Нарастание интегративных процессов в филологических науках. Вовлечение в сферу филологических исследований разного типа текстов – устных, нехудожественных, “необразцовых”; выделение печатных и компьютерных текстов как их самостоятельных разновидностей. Признание роли человека как субъекта и объекта филологических наук. Возрождение риторики и теории словесности, их роль в становлении и развитии современной филологии.

Современные филологические науки и дисциплины как результат развития филологии.

Научные направления и школы в современной филологии. Выдающиеся филологи. Важнейшие открытия в области филологии.

3. Теория современной филологии.

Важнейшие объекты филологии как содержательное ядро филологических наук и репрезентанты культуры.

Язык как объект филологии. Естественный человеческий язык: язык как система (Ф. де Соссюр) и как “духовная энергия народа”, “дух народа” (В. Гумбольдт). Развитие идей В.фон Гумбольдта в современной филологии (Г.Пауль, К.Бюлер, Э.Сэпир, И.А.Бодуэн де Куртене и др.).

Слово и предложение как основные единицы языка.

Другие знаковые системы, входящие в язык в широком, филологическом смысле: параязык, искусственные языки, вторичные моделирующие системы, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др. “Языки текста” (композиция, ритмомелодика и др.).

Гуманитарная семиотика как наука о знаках и знаковых системах и ее место в филологии. История семиотики и основные семиотические школы. Семиозис и его компоненты. Составные части семиотики.

Знак и его основные свойства. Различные типологии знаков и их основания. Собственно семиотические и квазисемиотические явления. Проблема «чистых» знаков. Основные типы знаковых систем. Механизмы порождения вторичных семиотических систем.

Язык как знаковая система. Характеристики языковой системы в сравнении с иными типами языковых систем. Специфические свойства языкового знака. Проблема произвольности языкового знака. Асимметрия языкового знака. Семантическая структура языкового знака (денотативный, сигнификативный, системный, прагматический аспекты семантики языкового знака).

Язык в действии. Возможности и способы взаимодействия языка и других знаковых систем для выражения смысла.

Другие филологические науки и дисциплины, изучающие язык как филологический объект.

Языковая личность, творческая личность как базовые понятия филологии, стимулирующие разработку категории homo loquens.

Филологические науки и дисциплины, изучающие Homo Loquens.

Homo Loquens как объект психолингвистики и когнитивной лингвистики. Единство языка и мышления и их генетические связи. Язык и познание. Своеобразие категорий мышления и языка и соотношение между ними: понятие и слово, логические и грамматические категории, логические и синтаксические структуры. Язык как средство передачи, организации и хранения знаний. Языковая картина мира и ее место среди других способов отображения действительности. Проблемы «языкового сознания», «внутреннего лексикона» и «представления знаний». Языковая категоризация и концептуализация. Принципы обыденной категоризации. Когнитивные единицы и структуры (концепты, фреймы, сценарии, гештальты, семантические сети и т.д.) в их отношении к языковым единицам и структурам. Проблема прототипов, семантических примитивов и семантических универсалий в современной когнитивной семантике.

Язык, речь, речевая деятельность. Производство/понимание речи. Проблема смысла. Филологическая герменевтика.

Homo Loquens как объект социолингвистики.

Homo Loquens как объект прагмалингвистики. Понятие о коммуникативно-речевой ситуации. Говорящий и Слушающий. Прагматика языка и прагматика речи. Теория речевых актов как лингвопрагматическая концепция. Структура речевого акта. Классификация речевых актов и их основания. Прямые и косвенные речевые акты. Перформативные высказывания. Понятие успешной коммуникации и типология коммуникативных неудач. Лингвопрагматические основания исследования правил речевого общения. Основные принципы речевого общения. Речевая импликация. Принципы связи реплик в диалоге. Коммуникативные стратегии и тактики.

Филологическая теория коммуникации как интегративная филологическая дисциплина.

Текст. Текст и язык. Текст и Homo Loquens. Устроенность текста.

Языковой статус текста. Конституирующие признаки текста (завершенность, связность, семантическая цельность, содержательное единство, коммуникативная направленность и пр.). Проблема типологии текста. Семантика текста. Виды содержащейся в тексте информации и характер ее выражения в различных типах текста. Структура текста. Макро- и микроструктуры текста. Прагматика текста. Понятие функционального стиля. Стилистическая дифференциация текстов. Структурно-семантические особенности текстов, относящихся к различным функциональным стилям. Стратегии интерпретации текста. Понятие интертекстуальности.

Фактура текста. Функции текста. “Лики” текста в филологии: текст как источник, памятник, произведение, сообщение. Многообразие текстов.

Homo Loquens и дискурс. Понятие дискурса. Оппозиции «дискурс - текст», «дискурс - речь», «дискурс -функциональный стиль». Современные направления исследования дискурса.

Филологические дисциплины, изучающие текст. Теория текста как интегративная филологическая дисциплина.

4. Методы филологии. Филология как метод.

Вопрос о методах филологии, свойственных всем филологическим наукам, и его отрицательное решение применительно к ее современному состоянию. Частнонаучные методы в филологических науках.

“Филологическое искусство” (Г.О. Винокур) чтения и комментирования текста. Филология как метод и его использование в самой филологии и других науках (истории, философии и др.).

Филология как “совокупность научных принципов” (С.С. Аверинцев), восходящих к традициям исследования классических и библейских текстов и учитывающих антропологический поворот в современном гуманитарном знании. Специфика филологического исследования языка, текста, Homo Loquens в отличие от частнонаучного (в лингвистике, литературоведении, фольклористике).

5. Филология в современном обществе.

Филология как область гуманитарных наук. Классификация филологических наук. Филологические науки: языкознание, литературоведение, фольклористика - и научные дисциплины: текстология, источниковедение, археография, палеография и др. Проницаемость границ между ними. Междисциплинарные сферы в филологии (риторика, стилистика, поэтика и др.).

Статус филологии в современном мире. Связи филологических наук с другими – гуманитарными, негуманитарными. Филология и коммуникативная (речевая) практика и социальная деятельность человека. Филология и культура. Значение филологии для развития современного человека и общества.

Филология как социальный институт. Важнейшие научно-исследовательские учреждения филологического профиля (академические, вузовские и отраслевые). Крупнейшие научные библиотеки, архивы, хранилища и др. Филологические издания и их виды: научная и учебная литература; энциклопедические и лексикографические, периодические издания. Интернет-издания. Международные научные проекты в области филологии. Специфика коммуникации в филологических науках.

Филология в современном образовательном пространстве России. Филологические специальности и направления в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Филологический компонент в государственных образовательных стандартах других специальностей/направлений и в стандартах общего образования.

6. Научное исследование по филологии.

Методология научного исследования по филологии: специфика объекта исследования, принципы и способы выделения объекта. Понятия аспекта, цели и задач исследования. Материал исследования. Научный факт в филологии. Логика процесса исследования: движение от постановки проблемы через выдвижение и обоснование гипотезы к теоретическому результату. “Банк” гипотез в филологических науках. Господствующие теории и “теории-меньшинства” (В.З.Демьянков) в филологии.

Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности. Поиск, накопление и обработка научной информации и фактического материала. Интернет-технологии и их роль в обеспечении исследования в филологических науках. Методы исследования в филологических науках. Общенаучные и частнонаучные методы. Наблюдение, эксперимент, классификация, моделирование и др. методы, их применение в филологических исследованиях. Научная интерпретация результатов исследования и ее виды (внешняя, внутренняя).

Учебные научные сочинения и квалификационные работы. Жанры научных сочинений по филологии. Основные требования к тексту научного сочинения и правила его оформления.

Общие особенности научного исследования по филологии (роль человека в процессе исследования и интерпретации его результатов, роль герменевтики, метода диалога и методов всего сектора гуманитарных наук, значимость системного подхода и принципа деятельности и др.); специфика научного исследования в разных филологических науках.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Что такое филология? Основные особенности филологического труда. Из жизни и научной деятельности выдающихся филологов.

2. Язык как объект филологии. Филологическое понимание языка, его отличие от принятого в лингвистике, литературоведении и фольклористике.

3. Язык и человек. Работы В. Гумбольдта, Э. Сэпира, О. Розенштока-Хюсси.

4. Языковая личность, языковое сознание и образ мира.

5. Человек и его дискурс.

6. Язык – человек – текст в филологии. Работы Ю.М. Лотмана, Г.Шпета

7.Научное исследование в области филологических наук: методологические принципы и логика.

8. Научное исследование в области филологических наук: общенаучные методы исследования и их специфика их применения в филологии.

9. Филологическое научное сочинение. Его особенности.



ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. М.,1972. Т. 7. ИЛИ: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1981.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.. 1971.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

Винокур Г.О. Критика поэтического текста // Г.О.Винокур. О языке художественной литературы. М., 1991.

Винокур Г.О. Культура языка. М.. 1925.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993.

Гаспаров Б.М.. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1999

Гипотеза в современной лингвистике. / Ю.С. Степанов [и др.] ; под общ. ред. Ю.С. Степанова. – М.: Наука, 1980.

Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

Зелинский Ф.Ф. Филология // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф.Брокгауз, И.Эфрон. 1902. Т.ХХХУа. Полутом 70.

Иванов В.В. Филологическое образование // Русский язык. Энциклопедия. М., 1992.

Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999

Кравцов Н.Н. Филология // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

Лихачев Д.С. Текстология. М.-Л.,1964.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

Лотман Ю.М. Текст как смыслопорождающее устройство // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 155-249.

Основы общей риторики. Барнаул, 2000.

Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1996.

Розеншток-Хюсс О. Говорят все // О. Розеншток-Хюсси. Речь и действительность. М.,1994.

Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М.- СПб., 2000.

Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.

Степанов Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

Трубачев О.Н. Образованный ученый // Русская словесность. 1993. №2.

Филология: проблемы, методы, задачи // Литературное обозрение. 1979. № 1, 3, 4, 7, 10.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.



Щерба Л.В. К вопросу о распространении в СССР знания иностранных языков и состоянии филологического образования // Л.В.Щерба. Избр. Работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т.1.

Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001.