Учебно-методический комплекс дисциплины методологические проблемы изучения ранне-христианского и византийского искусства - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины методология изучения искусства... 2 630.03kb.
История изобразительного искусства учебно-методический комплекс дисциплины 4 1085.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы изучаемого... 2 359.5kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) 2 363.97kb.
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология... 2 603.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Образовательная программа элективных курсов 4 1950.05kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины методологические проблемы изучения ранне-христианского - страница №1/1


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕ-ХРИСТИАНСКОГО И ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА

Разработала:

Алексеева Г.В..

УМКД. 15(15) - 035400.68 – М 2.В.ДВ.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист из



лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДВФУ































РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕ-ХРИСТИАНСКОГО И ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА

035400.68 История искусства

Форма подготовки (очная)

Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _1______ семестр ___2_____

лекции _18 (час.)

практические занятия_18 час.

семинарские занятия не предусмотрены.

лабораторные работы не предусмотрены.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__36_ (час.)

самостоятельная работа __36 __ (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет ____2 _______ семестр

экзамен_________не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологи и искусствоведения от 21.04.2012 № _8 _


Заведующий кафедрой __Г.В.Алексеева__

Составитель (ли):_____д. искусствоведения, проф. Алексеева Г.В._________



Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ

Программа курса «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования магистра истории искусств. Данный курс входит в раздел выбора «Дисциплин вариативной части». Дисциплина тесно связана с предметами «Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства» и «Актуальные проблемы методологии истории искусства».

Курс является составляющей дисциплиной выбора вариативной части базового цикла: М.2.В.ДВ.2 подготовки магистров направления 035400.68. Обеспечивает 2 зачетные единицы. Предусматривает 18 ч. лекций, 18 часов практических занятий, 36 ч. отводится на самостоятельную работу. Завершается зачетом.

В русской византинистике, занявшей с прошлого столетия одно из ведущих мест в мире, принято, что произведения, выполненные византийскими мастерами на Балканах, Кавказе, в Киеве и Владимире, целесообразно рассматривать в контексте самих этих стран и центров, бывших в Средние века самостоятельными государствами, связанными с Византией политическими, но не вассальными отношениями. Поэтому данный курс лекций предусматривает характеристику лишь важнейших памятников византийского искусства, находящихся в границах собственно Византийской империи. Вместе с тем, важное значение имеют вопросы взаимодействия византийского и искусства других стран. Поэтому этот вопрос получил в курсе свое отражение.

Произведения византийского искусства рассматриваются в контексте основных исторических этапов существования Византийской империи: раннего периода-324-726 гг, иконоборчества-8-9 вв, правления Македонской и Комниновской династий-10-12 вв., Палеологовской династии-1261-1453 гг. Главное внимание уделяется произведениям искусства, созданным в крупных центрах культуры Византии: Константинополе, Равенне, Солуне, Афинах, на Сицилии, Афоне, Крите, в Мистре, Никее. Это позволяет показать самое значительное, самое качественное по исполнению искусство, признанное эталоном в самой Византии в пору его создания и позднее столь же высоко оцененное во многих странах, повлиявшее на формирование их национальных культур. Византийское искусство в большинстве известных теперь памятников предстаёт искусством имперским, элитарным, оно с восторгом принималось в аристократической среде и очень мало воздействовало на народную культуру. Византийским памятникам искусства посвящена обширная отечественная литература, среди авторов которой такие видные учёные как Н.П. Кондаков, Д.В. Айналов, В.Н. Лазарев, многие исследования европейских и американских византинистов. Это помогает сформировать у слушателей курса чёткие представления о хронологии и этапах византийского искусства, его идеологических основах, стилевых и технологических признаках, иконографии изображений на мозаиках, фресках, иконах, в книжной миниатюре, на произведениях прикладного искусства, о месте и значении византийских произведений искусства в мировой истории культуры.

Методология предлагаемого курса имеет принципиально новый подход, дающий сочетание методов не только палеографии, историографии, источниковедения, но также комплекс методов лингвистики и музыковедения. Дается сравнительный анализ греческого и славянского языков, сравнительный анализ палеовизантийского и древнерусского музыкального письма, анализ генезиса жанров, форм, стилей русского византийского и древнерусского профессионального искусства. Проводится диахронный историко-генетический анализ всех параметров раннего профессионального искусства, позволяющий выявить степень заимствований в византийской культуре и степень самобытности древнерусского искусства. Предлагаются методически выверенные задания с примерами из наследия Византии и древней Руси.

Поскольку одной из основных задач курса является установление как преемственности с византийской, так и индивидуальности отечественной культуры, представляется актуальным освоение как византийской, так и древнерусской традиции иконописи, храмового зодчества, торевтики и т.д. Среди методов освоения курса используются апробированные в науке. Кроме того, автор разрабатывает историко-системный метод.

Историко-генетический метод, позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития объекта исследования от его некоего истока и в связи с ним.

Историко-сравнительный метод имеет в качестве орудия исследования диахронный и синхронный методы и через свою логическую основу-аналогию - дает те или иные результаты.

Историко-типологический метод помогает установить как горизонтальные сущностно-содержательные свойства объектов, составляющих ту или иную родовую целостность (к примеру, тип певческой книги), так и исторически-вертикальное продвижение исследуемой типологической структуры. Основан на совмещении индуктивного и дедуктивного подходов.

Системно-типологический метод предполагает поиск конкретных механизмов системообразующих признаков целостности объекта, выяснение закономерностей функционирования всех элементов системы и выявление достаточно полной типологии связей объекта-системы в их операциональном виде.

И, наконец, историко-системный метод помогает провести анализ процессов смен исторических систем в том или ином историческом интервале.

Выпускник по направлению подготовки «История искусства» (035400.68 «Искусствоведение») с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

социально-личностными:

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК- 3);

способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК - 4);

способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК- 5);

готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК- 6);

общенаучными:

способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7);

способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-8);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-9);

способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-10);

способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ОК-13);

способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ОК-14);

способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15);

способен к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ОК-16);

способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-17);



б) профессиональными (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

– способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-1);

– способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);


  • знает современные методологические принципы и методические приемы исследования по истории искусства (ПК - 3);

  • способен использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);

в преподавательской деятельности:

– имеет навыки практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-6);

– умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК- 7);

– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);



в организационно-управленческой деятельности:

– способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9);

– умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10);

– способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11);

– способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12);

в культурно-просветительской деятельности:

– способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы и т.п.) (ПК-13);



в экспертно-аналитической:

– способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14).


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Предлагается план лекций с указанием опорных проблем

(выделены жирным)
Тема 1. Предмет и задачи курса (2 ч.л.)

Смысл и предназначение раннехристианского искусства, его специфика. Искусство религиозное и искусство культовое. Методологические подходы к изучению средневекового искусства (богословский, исторический, эстетический, иконографический и др.) Иконоведение и церковная археология. Начало научной разработки церковной истории, зарождение церковной археологии. Ф.И. Буслаев, Н.В. Покровский, Н.П. Кондаков, Н.П. Лихачев – представители иконографического направления в изучении церковного искусства. Появление в начале ХХ в. эстетического направления (П. Муратов, Н.Н. Пунин и др.) Возникновение реставрации икон и росписей.

Разработка в начале ХХ в. русскими религиозными мыслителями богословской дисциплины о церковном искусстве, как «иконологии» (Е. Трубецкой, П.Флоренский, Ю.Олсуфьев, Н. Тарабукин). Подходы к изучению церковного искусства: искусствоведческий подход, преобладавший в советское время; эстетический подход (С.С. Аверинцев, В.В. Бычков); церковный подход. Виды церковного искусства: архитектура (храмовая и малые архитектурные формы), живопись (монументальная - фрески, мозаики и станковая - иконы), шитье, резьба, металлообработка. Терминология. Задачи учебного курса «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства». Основные методологические подходы к изучению раннехристианского и византийского искусства. Описание методов исследовательской работы с древним материалом. Междисциплинарный комплексный подход к исследованиям в этой сфере.
Тема 2. Раннехристианское искусство (2 ч.л.)
Дохристианское искусство (Древней мир, Античность). Генезис литургического искусства. Ранние формы богослужения. Нерукотворный образ, скульптура в Панеаде и другие древнейшие образы Христа. Первые иконы Богоматери (нерукотворенная Лиддская икона, иконы апостола Луки) и святых. Изображение Христа в виде доброго Пастыря. Сохранность памятников Церкви первых христиан. Причины появления катакомб. Устройство римских катакомб. Забвение и открытие их. Причины появления и характерные особенности символических изображений. Библейские символы. Языческие мотивы в росписях катакомб. Приспособление античной формы к христианскому содержанию. Рельефные изображения на саркофагах. Сюжеты. Символы Христа. Отличия от языческого искусства этого времени. Символика креста в раннехристианском искусстве.

Тема 3. Место Византии в истории искусства (1ч.л., 1 ч. практич. занятий.)

Византийское искусство- синтез наиболее ярких традиций искусств Рима, эллинизма и цивилизаций Передней Азии. Его влияние на искусство сторан средневековой Европы, стран православного мира. Хронология и основные периоды развития. Наиболее важные исследования византийского искусства европейских учёных 19-20 вв. Исследования Н.П. Кондакова, Д.В. Айналова, В.Н. Лазарева.

Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения. Преодоление античной традиции. Аскетика как наука о человеке, ее влияние на христианское искусство. Положительное и отрицательное отношение к церковному искусству. Эльвирский Собор в Испании. Преп. Нил Синайский об изображениях в храме.

Особенности христианского искусства после Миланского эдикта. Базиликальные храмы (Базилика Рождества в Вифлееме), баптистерии (Православный и арианский в Раввене), мартирии (мавзолей Галлы Плацидии). Храм - дом Божий, корабль в Царство Небесное. Экстерьер и интерьер храма. Несформированность системы росписи. Особенности христианской мозаики. Характерные особенности памятников (баптистерии Раввены, церкви вмч. Георгия в Салониках и др. Мозаики Рима). Формирование иконографии и «языка» искусства Церкви. Реалистичность иконографии Востока и гармония искусства эллинов. Особенности скульптуры (монументальная скульптура, рельеф). Возникновение миниатюры при появлении кодексов.



Тема 4. Эстетическая мысль в культуре Византии (1ч.л.,1 ч.практич.занятий.)


Идеологические основы византийского искусства. Значение власти императора. Богословы о задачах религиозного искусства: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий и другие византийские авторы о живописи. Пятьт уровней восприятия религиозной живописи: дидактический, символический, гносеологический, сакрально-мистический, художественный. Работы В.В. Бычкова по византийской эстетике.

Значение эстетического начала в культуре Византии. Место слова и книги в христианской традиции. Основная проблематика византийской эстетики. Понятие красоты. Отношение к искусству. Богословское осмысление искусства и основных эстетических категорий. Эстетика в христианской системе ценностей. Эстетическая проблематика в трудах каппадокийцев - Василия Великого и Григория Нисского. Отсутствие специальной теории красоты у отцов Церкви. Общая теория прекрасного св. отцов. Бог как художник и творец мира. Определение прекрасного по Василию Великому. Понятие гармонии. Соотношение понятий прекрасного и целесообразного. Зрение как символ высшего духовного знания. Обманчивость зрения. Ложность чувственного восприятия. Василий Великий о целях христианского искусства. Выработка отвлеченного духовного языка церковных форм. Изображение как книга для безграмотных. "Слово на день мученика Варлаама". Функция слова и изображения, их различие. Отличие красоты от доброты. Использование Василием Великим сочинений Плотина. "Беседа о Духе Святом". Учение Василия Великого о человеке как образе Божием. Отстаивание догматов в полемике с ересями. Проблема прекрасного, теория символа и образа у Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Тема 5. Искусство Византии 324-726 годов.(1ч.л.,1 ч. практич. занятий).

Основание Константинополя. Строительство стен, водохранилищ, организация основных магистралей, площадей, зрелищных комплексов. Типы храмов. Эволюция базиликального здания. Храмы Сергия и Вакха, Святой Софии в Константинополе, равеннские базилики св. Апполинария Нового и в Гавани, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий Православных, церковь св. Виталия. Византийские мозаики и фрески 4-8 вв.: мозаики императорского дворца в Константинополе, равеннских храмов, ц. Успения в Никее. Фрески Санта-Мария Антиква в Риме, Кастельсеприо. Иконы 11-12 вв, миниатюра в рукописях 11-13 вв. Скульптурные портреты византийских императоров. Изделия византийских торевтов, византийские ткани, резба по кости.

Расцвет искусств при Юстиниане (527-565). Купольные базилики и центрические храмы (Свв. Сергия и Вакха, св. Ирины, св. Софии, свв. Апостолов, св. Виталия). Базиликальные храмы провинции. Богословское осмысление архитектурных форм. Известия об алтарных преградах. Особенности христианской мозаики Раввены (Сан Витале, церквей св. Аполлинария), Салоник (вмч. Димитрия), Синая и Кипра. Формирование христианского взгляда на изображение в 73, 82 и 100 правилах Трулльского собора. Отказ Церкви от аллегорических изображений. Росписи. Древнейшие энкаустические иконы. Миниатюры. Тенденции в прикладном искусстве (ткани, резьба по кости). Стилистические особенности византийского искусства.

Тема 6. Иконоборчество в истории Византии (1ч.л.,1ч. практич. занятий.).

Причины и история иконоборчества. Влияние мусульманства. Характер украшения храмов иконоборцами (аллегории, орнамент и светские изображения). Причины, обусловившие иконоборчество. Эдикты о запрещении икон. Развитие светского искусства. Мозаики мечети Омейядов в Дамаске. Восстановление иконопочитания.

Ответ православных иконоборцам. Свт. Герман, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Никифор, прп. Феодор Студит. (Теория образа, символа и иконы). Деяния и Орос VII Вселенского Собора. Образ и имя. Догмат иконопочитания. Праздник Торжества Православия. Искусство Церкви после Торжества Православия (1Х-Х вв.). Расцвет искусства победившего ереси Православия. Господство крестово-купольной системы в архитектуре. Символичность архитектурных форм. Богословское осмысление системы росписи крестово-купольного храма. Возрождение искусства мозаики (Восточные и античные черты). Иконы Х века. Тенденции в миниатюре. Резьба по кости и перегородчатая эмаль.

Тема 7. Искусство Византии 9в.-1204 г. (2 л., 2 практич. занятий).

Македонская и Комниновская династии. Сложение крестово-купольного типа храма: церкви Романа Лакапина, Феодоры Килиссе, храмы Хозиос-Лукас, Успения Богоматери в Дафни, церковь Апостолов в Афинах. Усиление декоративного начала в оформлении фасадов.



Монументальная живопись: мозаики Софии Константинопольской в алтаре и ктиторские композиции. Мозаики собора в Дафи. Мозаики Хозиос-Лукас. Мозаики Чефалу. Мозаики Мартораны и дворца в Палермо. Мозаики собора в Монреале. Фрески монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, Нерези, Курбинова, Бачковской костницы.

Иконопись македонского и комниновского периодов, произведения темперной живописи, мозаичные иконы.



Книжная миниатюра, две линии её развития. Резьба по кости, камню, рельефы на металле. Перегородчатые эмали. Ткани 10-12 вв.
Тема 8. Искусство Византии 2 пол. 13-15 вв. (2 л., 2 практич. занятий.)

Монастыри в Каппадокии, на Синае, Афоне. Дворец Текфур-Серай в Стамбуле. Дальнейшее развитие крестово-купольного храма, усложнение декоративного оформления фасадов: церкви Несебра, Мистры, Марии Памакаристы в Константинополе и др.

Мозаики Фетхие-Джами, мозаики Кахрие-Джами. Фрески Кахрие-Джами, фрески Пантанассы и Перивлепты в Мистре.



Темперные и мозаичные иконы 13-15 вв.

Книжная миниатюра 13-15 вв. Лицевое шитьё 13-15 вв.
Тема 9. Икона в литургическом пространстве (2ч.л.,2ч. практич. занятий).
Пространственно – временная символика православного храма и богослужения. Влияние богослужения на образы и формы церковного искусства. Синтез различных видов искусства в православном богослужении. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Иконостас, запрестольные, выносные, аналойные иконы. Моленные, праздничные, великопостные (Страстной седмицы) иконы. «Притчи». Смешанные типы изображений: мистико-дидактические иконы и др. Иконы с клеймами. Системы росписей православного храма. Структура и предназначение иконостаса.

Чудотворность иконы. Художественное совершенство, как проявление культуры и чудо, как действие благодати.

Икона - окно в мир Горний. Поиск христианским искусством того, что лучше открывает Горнее. Догматичность и литургичность церковного искусства. Отражение духовности в различных аспектах церковного творчества: в выборе вида искусства, техники, сюжетов, в композиционном замысле, характере рисунка или «лепки» формы, цветовом строе, приемах работы и др. Образ и знак в иконе. Особенности пространства иконы (плоскостность, обратная перспектива). Время и вечность в иконе. Ритм и композиция. Символика золота и фона. Значение материала. Цветовая символика в церковном искусстве. Свет в иконе. Геометризм в церковном искусстве. Значение числовой символики. Аскетичность и праздничность церковного искусства. Труд иконописца. Техника иконы. Приготовление иконной доски. Паволока и левкас. Рисунок иконы. Золочение. Процесс написания иконы. Защитный слой. Техника монументального искусства (мозаика, фреска).
Тема 10. Значение канона в раннехристианском и византийском искусстве (1ч.л.,1ч. практич. занятий).

Церковный канон и его значение. Определение термина "канон". Сопоставление понятий "канон" и "традиция". Понятие "протоканона". Исследование о каноне А.Ф. Лосева. Становление канона в церковном искусстве. Духовные основы христианского канона. Икона как соборное творение Церкви и для Церкви. Раздробление человеческой личности в каноне эпохи Возрождения. Сопоставление понятий "канона" и "стиля". Иерархия канонов.
Тема 11. Система символического и декоративного убранства интерьеров византийских храмов 10-15 вв. Эволюция крестовокупольного храма в 10-15 в

(2 ч.л.,2ч. практич. занятий).
Места расположения основных композиций, их символическое значение. Техники исполнения- мозаика, фреска. Две ведущих линии в развитии монументального искусства.

Становление иконографии Иисуса Христа. Основные иконографические типы. Спас Нерукотворный. Пантократор. Спас в силах. Спас Эммануил. Господь на престоле. Иконография Иисуса Христа. Иконография Богородицы. Одигитрия. Умиление. Оранта. Иконография Святой Троицы. Вопрос об изображении Бога-Отца. Особенности изображения в иконописи ангелов, Иоанна Предтечи, евангелистов, апостолов, святых. Особенности изображения в иконописи человека, животных, ландшафта, архитектуры. Праздничные иконы. Символический смысл элементов иконописного изображения.



Типы крестовокуполных храмов: на четырех колонках, на тромпах, тип вписанного креста. Тип шестистолпного храма. Приёмы оформления фасадов. Влияние византийских образцов на архитектуру России, европейских стран.

Тема 12.Христианское искусство на Балканах и на Кавказе (2 ч. практич. занятий).

Влияние катастрофы 1204 года на иконографию, художественное решение и приемы иконописания. Воздействия Запада на искусство Востока. Памятники мозаики, фрески и миниатюры. Возрастание значимости провинциальных городов и балканских государств.



Искусство Сербской Церкви. Архитектура Сербской Церкви. Памятники изобразительного искусства до автокефалии Церкви. Росписи начала ХШ века Расцвет Сербского искусства. Иконы. Упадок искусства после захвата страны. Современное христианское искусство в Сербии.

Искусство на территории Болгарской Церкви. Церковное искусство в Болгарии до 1 Болгарского царства. Расцвет церковных художеств 2 Болгарского царства. Памятники церковного искусства при турецком владычестве (конец XIV- 1 половина XVIII). «Болгарское возрождение» (2 половина XVIII - 1878 г.). Захария Зограф и др. Тенденции в развитии искусства после освобождения Болгарии. Характерные черты современного болгарского церковного искусства.

Румынское Церковное Искусство. Искусство до XVI века. Особенности архитектуры храмов Валахии, Молдовы и Трансильвании. Наружные росписи храмов Молдовы. Памятники шитья, резьбы. Современные румынские художники-мастера стенных росписей.

Церковное искусство Кавказа. Древнейшие базилики (У-УП вв.), крестово-купольные и центрические храмы. Расцвет искусства в Х-начале XIV в. Резьба по камню на стенах храмов. Каменные преграды грузинских храмов. Мозаики Гелати. Росписи приезжих и местных художников. Металлообработка (чеканка) и эмаль. Миниатюры.

Тема 13. Искусство древней Руси(2 ч.л.,2ч. практич. занятий).

Роль Православия в развитии русской культуры. Основные этапы развития христианского искусства Древней Руси. Древнейшие истоки русского искусства. Искусство Киевской Руси. Вторая половина IX– начало XII в. Искусство начального периода раздробленности Руси. Середина XII – начало XIII в. Киевское княжество. Смоленск. Старая Рязань. Владимиро-Суздальское княжество. Новгород. Псков. Полоцк. Чернигов. Смоленск. Последствия монголо-татарского нашествия для русской культуры. Складывание местных художественных школ. Конец 30-х гг. XIII в. – середина XIV в. Русское искусство эпохи Куликовской битвы. Вторая половина XIV.- первая треть XV вв. Великие древнерусские иконописцы: Феофан Грек, преп. Андрей Рублев, Дионисий. Исихазм и иконопись. Чин святых иконописцев в Церкви. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева. Искусство периода образования единого Российского государства. Середина XV – начало XVI вв. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Образ иконописца и др. Искусство России периода утверждения государственности. XVI – начало XVII вв. Основные этапы в истории христианской храмовой архитектуры. Вторжение западных форм в церковное искусство в синодальный период. Упадок церковной культуры. "Живоподобие". Искусство России на пороге Нового времени.



II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (18 часов) - предусмотрены 10 часов интерактивных занятий (дискуссии) – темы 2, 7, 8, 9, 10, 11.
Занятие 1. Место Византии в истории искусства (1 ч.).

Занятие 2. Эстетическая мысль в культуре Византии (1ч.).,

Занятие 3. Искусство Византии 324-726 годов.(1 ч.с.).

Занятие 4. Иконоборчество в истории Византии (1ч.с.).

Занятие 5. Искусство Византии 9в.-1204 г. (2ч. с.).

Занятие 6. Искусство Византии 2 пол. 13-15 вв. ( 2 с.).

Занятие 7. Икона в литургическом пространстве (2ч.с.)

Занятие 8. Значение канона в раннехристианском и византийском искусстве (2ч.с.).

Занятие 9. Система символического и декоративного убранства интерьеров византийских храмов 10-15 вв. Эволюция крестовокупольного храма в 10-15 в (,2ч.с.).

Занятие 10. Христианское искусство на Балканах и на Кавказе (2 ч.с.).



Занятие 11. Искусство древней Руси(2ч.с.).
III. контроль достижения целей курса
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Методологические подходы к изучению христианского искусства.

  2. Первохристианское искусство

  3. Церковное искусство в эпоху св. Константина Великого

  4. Значение эстетического начала в культуре Византии

  5. Проблема прекрасного, теория символа и образа у Псевдо-Дионисия Ареопагита.

  6. Иконоборчество и Торжество Православия. Иоанн Дамаскин. VII Вселенский собор. Феодор Студит. (Теория образа, символа и иконы). Функции иконописного изображения в представлении византийских богословов

  7. Особенности пространственно-временного построения иконы

  8. Пространственно – временная символика православного храма и богослужения

  9. Значение канона раннехристианского и византийского искусства.

  10. Христианское искусство на Балканах и на Кавказе

  11. В.С. Соловьев о значении красоты и задачах искусства

  12. Основные типы ранневизантийских храмов: базилики, центрические, крестовообразные, купольные базилики.

  13. Храм святой Софии в Константинополе.

  14. Иконоборчество.

  15. Византийская архитектура 9-12 вв.

  16. Мозаичные портреты императоров 10-12 века в Софии Константинопольской.

  17. Мозаики Хозиос Лукас в Фокиде.

  18. Мозаики церкви Успения в Дафни.

  19. Мозаики собора в Чефалу.

  20. Мозаики собора в Монреале.

  21. Мозаики Мартораны и дворца в Палермо.

  22. Иконопись эпохи Македонской и Комниновской династий.

  23. Византийская книжная миниатюра 10-12 вв.

  24. Изделия из кости 10-12 вв.

  25. Византийская торевтика 10-12 вв.

  26. Перегородчатые эмали 10-11 вв.

  27. Византийские ткани 10-12 вв.

  28. Византийские постройки 13-15 вв.

  29. Мозаики Кахрие-Джами.

  30. Фрески Кахрие-Джами.

  31. Фрески храмов Мистры.

  32. Византийские иконы 13-15 вв.

  33. Мозаичные иконы 13-15 вв.

  34. Уровни восприятия византийского искусства.

  35. Русские учёные-исследователи искусства Византии.

  36. Периодизация древнерусского искусства.

  37. Поэтика песнопений знаменного распева. Гомилетика текстов и ее отражение в поэтике.


IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература





  1. Алексеева Г.В., Византийско-русская певческая палеография. Исследование / Г.В. Алексеева.– СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. – 368 с.,

  2. Арсланов В.Г. Западное искусcтвознание ХХ века. Учебное пособие по методологии истории искусства. М. `Академический Проект, Традиция` 2008 г.- 864 с.

  3. Владышевская Т.Ф., Музыкальная культура древней Руси /Т. Владышевская. – М.: Знак, 2007. - 472 с.

  4. Карастоянов Б.П., Попевки знаменного роспева. По материалам певческой книги Праздники, новая истинноречная редакция. Рукопись конца XVII в. М. ГИМ, Синодальное певческое собрание № 41 /Б.П. Карастоянов. - Wien. 2008. 500с.

  5. Ковалев А.Б., История и теория богослужебного пения / А.Б. Ковалев. – Изд. Дои МИСиС, 2012. – 283 с.

  6. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб.: Азбука-классика, 2008.

  7. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2008.

Дополнительная литература

  1. Galina Alekseeva, Die Anklänge byzantinischer Deutungen in der Theorie der russischen Monodie (Anhand der Azbuken aus der Bibliothek der Akademie der Wissenschaften 32.16.18) / Galina Alekseeva. - Theorie und geschichte der monodie. Bericht der International Tagung Wien 2010. Brno, 2012. ISBN 987-80-263-0226-1. S.11-33.

  2. Galina Alekseeva, Новые методологические подходы к исполнению знаменной монодии через прочтение сакрального смысла этимологии терминов / Galina Alekseeva. -Theorie und geschichte der monodie. Festschrift für Bozhidar Karastoyanov anlӓsslich seines 70.Geburtstags. Wien 2012. ISBN 978-3-9502130-4-1. S.15-23.

  3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- любое изд. (Разделы «Бытие как совершенство-красота как бытие», «Слово и книга»)

  4. Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. Спб., 1900.

  5. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г., Русская палеография / Г.Н. Айплатов, А.Г. Иванов. - М.: Логос, 2003. 344 с.

  6. Алексеева Г. В., Механизмы адаптации византийского искусства в древней Руси и их значение для православной культуры стран АТР / Г.В. Алексеева.– Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай-Корея-США-Австралия-Россия: материалы международной научной конференции. Владивосток: Дальнаука, 2012, 327 с., с.35-43.

  7. Алексеева Г., Проблемы адаптации византийского пения на Руси. / Г.В. Алексеева.– Владивосток: Дальнаука, 1996. – 380 с.

  8. Алексеева Г.В., Византийско-русская певческая палеография: практикум / Г.В. Алексеева.– Владивосток: Дальнаука, 2005. – 215 с., илл.

  9. Алексеева Г.В., Древнерусское певческое искусство / Г.В. Алексеева.– Владивосток: изд-во ДВГУ, 1983. – 171 с.

  10. Алексеева Г.В., Дыхание Византии в русской певческой традиции: к вопросу о семантике наименований музыкальных формул / Г.В. Алексеева.– "Учёные записки Забайкальского Государственного Гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, 2012/4 (45), с. 7-13, 0, 55 п.л.

  11. Алексеева Г.В., Еще раз к вопросу об адаптации византийской певческой традиции в древней Руси: новые научные подходы (на материале певческой азбуки - согласника БАН 32.16.18) / Г.В. Алексеева.– Вестник Орловского Государственного Университета (серия Новые гуманитарные исследования), № 1(21), 2012, с. 256-259, 0,5 п.л.

  12. Алексеева Г.В., Проблемы изучения трансляции византийских смыслов в терминах византийской монодии (на материале Азбуки Библиотеки Академии Наук 32.16.1) // Г.В. Алексеева.– Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: сборник научных статей / Сост., науч. ред. А.В. Здор. Вып. III. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. С.338-341.

  13. Алексеева Галина, Гордеев Денис, Механизмы адаптации византийской культуры в России: пение, церковная служба// Галина Алексеева, Денис Гордеев. - Bulgarian Musicology, 3-4, 2012, 170-180ISSN 0204—823X http://www.artstudies.bg/files/editions/188/00-ContentsSummaries.pdf

  14. Аллеманов Д., Курс истории русского церковного пения / Д. Алеманов.- М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1911-1914, Ч. 1-П. 296 с.

  15. Артамонова Ю., Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве Х1-ХУШ веков / Ю. Артамонова, дис. канд. искусствовед. М., РАМ им. Гнесиных, 1998. 25 с.

  16. Архимандрит Киприан (Керн), Литургика. Гимнография и эортология / Архимандрит Киприан (Керн). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. – 151 с.

  17. Байе Ш. Византийское искусство. Спб., 1888.

  18. Банк А.В. Искусство Византии в музеях СССР. М., 1968 и посл. изд.

  19. Банк А.В., Бессонова М.Я. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки. тт. 1-3, М., 1977.

  20. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002 (Разделы «Критика образа и иконоборчество в эпоху Реформации»; «Образ и слово в новой доктрине». С. 511-523)

  21. Бибиков М.В., Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.) / М. Бибиков.- М.: Памятники исторической мысли, 1996.403с.

  22. Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. М.,2002.

  23. Бражников М. , Лица и фиты знаменного роспева/общ. Ред. Н.С. Серегиной и А.Н. Крюкова / М. Бражников. - Л.: Музыка, 1984. 302 с.

  24. Бражников М.В., Древнерусская теория музыки / М.В. Бражников. - Л., Композитор, 1972, 276 с.

  25. Бражников М.В., Русская певческая палеография [Текст]: монография / Науч. ред., примеч., вст. ст., палеографические таблицы Н.С.Серёгиной / М.В. Бражников. – СПб.: РИИИ: СПбГК, 2002. – 296 с.

  26. Брунов Н.И. Архитектура Византии.- Всеобщая история архитектуры. т. 3. М-Л., 1956.

  27. Булгаков Г.И., Теория православной христианской проповеди (этика гомилии) / Г. Булгаков. - Курск: Епарх. Тип., 1916. 135 с.

  28. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т.1. М. 1999 (главы 2,5,7 из раздела «Византия», глава 3 из раздела «Латинская парадигма»)

  29. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т.2. М. 1999 (глава 4 из раздела «Древняя Русь»)

  30. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1974.

  31. Бычков В.В., Русская средневековая эстетика ХI-ХVII века / В. В. Бычков.- М.: Мысль, 1992.638 с..

  32. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф., Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. - М.: Наука, 1993. – 278 с.

  33. Вейдле В.В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство// Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб.,1996. С.165-192; 319-329.

  34. Верещагин Е.М., Церковнославянская книжность на Руси / Е.М. Верещагин. -. М.: Индрик,2001.608с.

  35. Вздорнов Г.И., Искусство книги в древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII- начала XV веков / Г.И. Вздорное. -. М. Искусство, 1980. 552 с.

  36. Гарднер И.А., Богослужебное пение русской православной церкви. В 2 т. / И.А. Гарднер. Московская Духовная акаедмия, Сергиев Посад,. 1998. – т.1 – 590 с.. т. 2- 640 с.

  37. Герцман Е., Византийское музыкознание /Е. Герцман. - Л.: Музыка, 1988.256 с.

  38. Герцман Евгений, Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог. Том. I. //Евгений Герцман. - СПб: Глагол, 1996.736 с.

  39. Герцман Евгений, Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог / Евгений Герцман. -. Том. II. - СПб.: БАН, 1999.594 с.

  40. Гомилетика. Теория церковной проповеди Высокопреосвященнейший Феодосий (Бильченко), епископ Полоцкий и Глубокский http://minds.by/academy/trudy/2/tr2_2.html

  41. Горский А.В., Невоструев К.И., Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки / А.Горский, К. Невоструев.-. Отд.I-III. - М., 1855,1869,1917.

  42. Гранстрем Е.Э., Каталог греческих рукописей Ленинградских хранилищ / Е.Э. Гранстрем. - Вып. 1.- Византийский временник. Т. XVI, с 216-243. М.: Наука, 1959; вып.2 - там же,т. XVII, с. 254-274. М., 1961; вып. 4. Рукописи ХП века-там же, Т. ХХШ, с. 169-201 .Л.: Наука, 1963; вып. 5. Рукописи ХШ века-там же, Т. XXV, с. 206, Л., 1965.

  43. Греко-русские певческие параллели. К 200-летию афонской экспедиции С.В. Смоленского /Сост. И научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008. – 336 с., ил.

  44. Гусейнова З., Фитник Федора Крестьянина / З.Гусейнова. – СПб.: Санкт-Петербургская консерватория, 2001. – 188 с.

  45. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. М., 1975, 1979.

  46. Дворжак М. Живопись катакомб. Начала христианского искусства// Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.,2001.

  47. Заболотная Н.В., Музыкальная культура Древней Руси в певческих рукописях XI-XIV веков: учебное пособие / Н.В.Заболотная. – М.: РАМ им. Гнесиных. 2004. – 76 с.

  48. Заболотная Н.В., Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте / Н.В. Заболотная.- М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2001. - 251 с.

  49. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993. (Статьи «Что такое искусство», «Что такое художественность», «Искусство и вкус толпы).

  50. История иконописи. М.,2002.

  51. Субботин, К., свящ., Руководство к изучению устава богослужения Православной Церкви /К. Субботин. - Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. Свт Льва, папы Римского, 2005. – 68 с.

  52. Успенский Б.А. Богословие иконы Православной Церкви.- любое изд.

  53. Языкова И.К. Богословие иконы – любое изд.


Исследовательская литература

  1. История Византии. М., 1965-1969, тт. 1-3 (главы “архитектура, изобразительное, прикладное искусство, эстетика”)

  2. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М.,1962 (разделы «Псевдо-Дионисий», «Иоанн Дамаскин», «Феодор Студит», «Августин», «Бернард Клервосский», «Фома Аквинский»)

  3. Иулиания (М.Н.Соколова), мон. Труд иконописца. СТЛ., 1995. С.35-45; 129-133.

  4. Карастоянов Б.П., Мелодические формулы знаменного роспева в Фитнике Федора Крестьянина. Рукопись 60-х гг. XVII в., РНБ, собрание Погодина 1925 / Б.П. Карастоянов. - : Wien. 2005, 440 c.

  5. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. одесса, 1876.

  6. Кравченко С.П., Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги "Праздники"). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / С.П. Кравченко. - Л.: Ленинградская консерватория1981. – 24 с.

  7. Кручинина А.Н., Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века / А.Н. Кручинина - Певческое наследие древней Руси (история, теория, эстетика). Санкт-Петербург, 2002. с.46-151.

  8. Культура Византии. М., 1984-1989, тт. 1-3 (главы “архитектура, изобразительное, прикладное искусство, эстетика”)

  9. Лазарев В.Н. История византийской живописи. тт. 1-2, М., 1947, 1983.

  10. Левашов Евгений, Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова (1825-1917). Нотография / Евгений Левашов.- М.: Техно-Инфо, 1994. – 106 с.

  11. Лихачёва В.Д. Искусство Византии 4-15 вв. Л., 1981.

  12. Лозовая И.Е., Древнерусский нотированный Параклитик XII века: византийские источники и типология древнерусских списков /И.Е. Лозовая. – М.: Московская консерватория, 2009. – 156 с., ил.

  13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – любое изд. (Глава «Микеланджело»)

  14. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.,1998. (Глава 9)

  15. Металлов В., прот., Очерк истории православного Церковного пения в России / В.Металлов. – М.: Сергиев Посад, 1995. – 438 с.

  16. Мицов Г., свящ. В средостении пространства и времени//Человек. 1994. № 5.

  17. Монахиня Ольга (Володина), Музыкальная культура Византии. Учебное пособие для высших и средних специальных заведений / Монахиня Ольга (Володина). - М.: «Новая книга», 1998. – 89 с.

  18. Музыкальная культура православного мира. Традиции. Теория. Практика. Материалы международных конференций. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1994. 476 с.

  19. Лебедева-Емелина А., Хоровая культура России екатерининской эпохи / А.Лебедева-Емелина. – М.: ГИИ искусствознания. 2010. – 304 с.

  20. Никулина Е.Н., Богослужебный Устав и гимнография. Учебное пособие с хрестоматией / Е.Н. Никулина. - М.: Издательство ПСТГУ, 2010. – 208 с.

  21. Пасхалидис З., Церковная византийская музыка. Краткая теория и практика / З.Пасхалидис. - М.: Святая гора, 2004 – 143 с.

  22. Печенкин Г., Пение на глас. Самогласны и запевные строки. Обиходное осмогласие. Опыт исследования, истолкования, практики знаменного пения и методика обучения / Г.Печенкин. –М.: Крутицкое подворье, 2009.-120 с.



  23. Музыкальная эстетика России XI-XVII веков. Сост. текстов, переводы и общая вступит. статья А. Рогова. М., 1978. 378 с.

  24. На выбор: а)Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках или б) Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи //по одному из изд.: Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе или Трубецкой Е.Е. Избранное.М.,1995 или в сб. Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.

  25. На выбор: Ремезов А. Жизнь Христа в трактации современного художника// Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993 или Розанов В.В. Мих. Вас. Нестеров//по одному из изд.: Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.,1990 Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.

  26. Николай Дилецкий, Идеа грамматики мусикийской. Публикация, перевод, исследование и комментарии Вл. Протопопова /Памятники русского музыкального искусства, вып.7. М.: Музыка, 1979, - 639 с.

  27. Оловянишников, Н.И., История колоколов и колокололитейное искусство /Под ред. А.Ф. Бондаренко. М., 2003. 420 с.

  28. он же, Византийская живопись (сб. статей). М., 1971.

  29. он же, Византийские церкви и памятники Константинополя.- Труды 6 археологического съезда в Одессе. т. 3 . Одесса, 1887.

  30. он же, Византийские эмали. История и памятники. Спб., 1892.

  31. он же, Краткая история византийской эстетикт. Киев. 1991.

  32. он же. Искусство Греции. Средние века. М., 1973.

  33. она же, Искусство книги. Константинополь 11 в. М., 1976.

  34. она же, Памятники византийской миниатюры 9-15 вв в собрании Советского Союза. М., 1977.

  35. она же, Прикладное искусство Византии 9-12 вв. М., 1978.

  36. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика//Богословие в культуре средневековья. Сб. М., 1992.

  37. Пожидаева Г.А., Певческие традиции Древней Руси / Г.А.Пожидаева. – М.: изд-во Знак, 2007. – 880 с.

  38. Полевой В.Н. Искусство Византии,- Всеобщая история искусств, т. 2, книга первая. М., 1961.

  39. Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002.

  40. Рамазанова Н., Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору). Автореферат дис. канд. ис-вед. /Рамазанова Н. - Л., 1987, 26 с.

  41. Рукова С.А., Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие / С.А. Рукова. - М.: изд-во Московской Патриархии; Древо добра, 1999. – 240 с.

  42. Серегина Н.С., Песнопения русским святым /Н.Серегина. – СПб.:Российский институт истории искусств, 1994. – 470 с.

  43. Серов С. Пространство символики крестово – купольного храма// Человек. 1994. № 5.

  44. Соловьев В.С. Общий смысл искусства//Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988 или в др. изд.

  45. Трубин Н., Духовная музыка: учебное пособие / Николай Трубин. – Смоленск: Смядынь, 2004. – 228 с.

  46. Успенский Н.Д., Древнерусское певческое искусство /Н.Д. успенский. - М.: Советский композитор, 1971. – 624 с.

  47. Устав церковного звона. М., 2002.

  48. Федоровская Н.А., Духовный стих в русской культуре. Автореферат диссертации доктора искусствоведения по специальности 24.00.01 – теория и история культуры. Санкт-Петербург, 2010.

  49. Флоренский П.А. Иконостас// по одному из изд.: Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 89-198 или Флоренский П.А. Иконостас. М.,2001.С.29-203 или в др. изд. [Начиная со слов «Онтологическая противоположность видений тех и других – видений от скудности и видений от полноты, может быть лучше всего характеризуется противоположением слов личина и лик»]

  50. Флоренский П.А. Обратная перспектива //по одному из изд.: Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996 или Флоренский П.А. Соч. в 2 т. Т.2. М.,1990 или Флоренский П.А. Христианство и культура. М.,2001 или Флоренский П.А. Иконостас. СПб., 1993 или Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993

  51. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996

  52. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

  53. Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996.

  54. Шабалин Д.С., Древнерусская музыкальная энциклопедия / Д.С.Шабалин. – Краснодар: Совет. Кубань, 2007. – 913 с.

  55. Шиндин Б.А., Жанровая типология древнерусского певческого искусства /Б. А. Шиндин. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2004. – 400 с.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Алексеева Галина, Гордеев Денис, Механизмы адаптации византийской культуры в России: пение, церковная служба// Галина Алексеева, Денис Гордеев. - Bulgarian Musicology, 3-4, 2012, 170-180ISSN 0204—823X http://www.artstudies.bg/files/editions/188/00-ContentsSummaries.pdf

  2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней "Юрайт"Издательство: 978-5-9916-1697-3ISBN: 2012: 5-е изд., перераб. и доп. Издание: 435 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3655

  3. Садохин, А. П. История мировой культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 975 с. http://znanium.com/bookread.php?book=391370

  4. Горелов, А. А. История мировой культуры [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / A. A. Горелов. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта : МПСИ, 2011. - 512 с. http://znanium.com/bookread.php?book=406016