Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 080503. 65 соответствует... 5 633.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Казахстана» учебно-методические... 4 1520.22kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Правовые механизмы ротации арбитражных управляющих 1 359.37kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление» - страница №1/4


Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет им. Шакарима

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-14.3.03-036/03-2012



Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление»

Редакция № 1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

« КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
для магистрантов специальности 6М050700 «Менеджмент»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Семей - 2012

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Глоссарий

  2. Лекции

  3. Практические занятия

  4. СРМ магистрантов.



  1. Глоссарий

Административные расходы – все расходы, связанные с инициированием и проведением процедур банкротства, реабилитационной процедуры и внесудебной процедуры ликвидации, включая затраты по оплате услуг привлекаемых и специализированных организаций, суммы вознаграждения реабилитационного и конкурсного управляющих;

Банкрот – должник, несостоятельность которого установлена судом;

Банкротство – признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;

Внесудебная процедура ликвидации – процедура урегулирования долгов несостоятельного должника во внесудебном порядке путем достижения соглашения должника с кредиторами о его добровольной ликвидации под контролем кредиторов;

Голосующие кредиторы – кредиторы по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, участвующие в процедурах банкротства и внесудебной процедуры ликвидации чрез уполномоченный орган, и конкурсные кредиторы

Денежное обязательство – обязанность должника оплатить стоимость поставленных (переданных) кредиторами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), возвратить сумму займа с выплатой вознаграждения (интереса) за его использование, а также осуществить выплаты по иным требованиям денежного характера;

Добровольная ликвидация несостоятельного должника – ликвидация несостоятельного должника на основании его заявления по решению суда либо ликвидации во внесудебном порядке под контролем кредиторов;

Должник – юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур банкротства или внесудебной процедуры ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством;

Должностное лицо – руководитель (заместитель руководителя) юридического лица – несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, осуществляющее функции управления юридическим лицом;

Залоговый кредитор – кредитор по обязательствам, требования которого обеспечены залогом имущества должника;

Конкурсный кредитор – кредитор, не имеющий преимуществ в получении удовлетворения своих имущественных требований ни в силу законодательства, ни в силу соглашения о залоге;

Конкурсная масса – имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;

Конкурсное производство – процедура, осуществляемое с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободных от долгов;

Конкурсный управляющий – лицо, назначенное в установленном порядке для осуществления конкурсного производства;

Кредитор – лицо, имеющее к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных обязательств, включая обстоятельства по оплате труда, выплате авторского вознаграждения, обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

Ложное банкротство – заведомо ложное обращение органа должника или собственника его имущества в суд или уполномоченный орган о признании его банкротом с целью введения в заблуждение кредиторов, для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, при наличии у его возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

Неголосующие кредиторы – все остальные категории кредиторов;

Несостоятельность – неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

Неплатежеспособность – неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера, срок исполнения по которым наступил;

Преднамеренное банкротство – умышленное проведение должника к неплатежеспособности, совершенное собственником его имущества или органами юридического лица-должника в личных интересах или в интересах иных лиц;

Принудительная ликвидация должника – прекращение деятельности несостоятельного должника, осуществляемое по решению суда на основании заявлений кредиторов, прокурора;

Реабилитационная процедура – судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации;

Реабилитационный управляющий – лицо, которому передаются в порядке, установленном настоящим Законом, функции управления имуществом и делами несостоятельного должника в период введения реабилитационной процедуры;

Санация – реабилитационная мера, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения;

Субсидиарная ответственность – ответственность лица, которую в соответствии с законодательством или условиями обязательства он несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником;

Уполномоченный орган – определенный Правительством, местными исполнительными органами орган, уполномоченный представлять интересы кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в процедурах банкротства и во внесудебной процедуре ликвидации, а также инициировать внесудебную процедуру ликвидации.


2. Лекции

Краткие конспекты лекций по дисциплине: « Корпоративное управление»
ГЛАВА 1. КОРПОРАЦИИ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.Корпоративные структуры: понятие, сущность, признаки и особенности.

2.Виды корпораций, их классификация.

3.Три модели управления акционерными обществами развитых рынков капитала.
Для правильного понимания корпоративного управления необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов1. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией.

Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников.

Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала являются правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В новых условиях особенно остро встала проблема выработки системы взаимоотношений между управленцами компании и их владельцами (акционерам/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами (кредиторы, органы власти, служащие компании, партнеры компании), которая направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система и получила название системы корпоративного управления.

В узком понимании корпоративное управление – это система правил и стимулов, побуждающих управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании.

Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.

Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ на определенные требования времени. Говоря юридическим языком, корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Первые две характеристики проводят грань, отделяющую ответственность корпорации от ответственности ее отдельных членов: то, что принадлежит корпорации, может не принадлежать ее членам, и та ответственность, которую несет корпорация, может не быть ответственностью входящих в нее лиц. Мера ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объемом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вклада. Распространение корпоративной формы ведения бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать риск инвестирования: чтобы не "класть все яйца в одну корзину", они могут одновременно участвовать в целом ряде корпораций. Благодаря этому корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при современных масштабах экономики, а также могут принимать на себя риск, уровень которого недоступен для каждого индивидуального инвестора в отдельности.

Вместе с тем, преимущество ограниченной ответственности достигается за счет утраты части контроля за деятельностью корпорации. Акционеры передают право управления операциями менеджерам, то есть они делегируют право принимать решения по целому ряду аспектов деятельности директорам и менеджерам – за исключением решений принципиальной важности. В условиях значительной "распыленности" капитала, то есть когда корпорация основана большим количеством акционеров, каждый из которых владеет лишь незначительной частью акционерного капитала, "уступка" акционерами рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления. Для крупных корпораций открытого типа данная распыленность капитала является, скорее, нормой, чем исключением. Например, только у 13% крупнейших британских корпораций открытого типа, у которых вообще есть крупный акционер, принадлежащий этому акционеру пакет превышает 25% капитала. Лишь в 6% данного типа корпораций мы найдем крупного акционера, который является единственным, и только в одном случае из ста пакет акций, принадлежащий одному держателю, превышает 75% акционерного капитала.

Разделение функций владения и контроля за деятельностью корпорации не представляло бы никаких серьезных проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали. Однако, есть все основания предполагать, что данные интересы расходятся. Во-первых, менеджеры испытывают воздействие целого ряда факторов – таких, как размер корпорации или власть и престиж, связанные с занимаемыми ими положением, – которые не имеют прямого отношения к интересам акционеров. Эти соображения могут привести менеджеров к принятию решений (скажем, о строительстве нового небоскреба для офиса корпорации), которые не только не будут соответствовать интересам акционеров, но могут и повредить им. Во-вторых, отличаются друг от друга форма и размер материального вознаграждения, которое получают менеджеры и владельцы корпорации. Менеджерам традиционно гарантируется вознаграждение в форме заработной платы, в то время как акционеры могут претендовать на ту часть прибыли, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам. Невозможность увязать эти две формы вознаграждения заложена в самой их природе, хотя и были предприняты многие усилия в этом направлении: менеджерам начислялось вознаграждение в форме акций корпорации, опционов, а также делались попытки увязать уровень их заработной платы с уровнем курсовой стоимости акций.

Но даже в том случае, когда подобные мотивационные методы увязки интересов менеджера и акционеров имеют успех, проблема остается. Как правило, акционеры инвестируют в конкретную корпорацию только часть своего состояния, распределяя свои инвестиции между целым рядом объектов. Напротив, менеджеры концентрируют все свое достояние в одном месте – в корпорации, которой они служат: работа является главной их ценностью, а ее утрата представляет самую серьезную опасность. Благодаря этому обстоятельству менеджер может предпочесть такие решения, которые не одобрил бы акционер, хотя их интересы в конечном счете могут совпадать. Акционеры предпочитают действия, которые ведут к получению высокой прибыли, то есть дивидендов, в то время как менеджерам выгодно предпринимать шаги, снижающие опасность воздействия непредвиденных обстоятельств, например, финансирование за счет нераспределенной прибыли, а не за счет внешнего долга, или диверсификация капитала корпорации для снижения опасности банкротства.

Акционеры, как группа, стремятся осуществлять надзор за управлением корпорацией. Когда число акционеров велико, у каждого из них в отдельности мало желания уделять надзору много времени и усилий – никто не желает брать хлопоты управления на себя, в то время как выгода равномерно распределяется между всеми. Это – классический пример того, что экономисты называют проблемой "бесплатного проезда" ("free rider" problem): контролируя работу управленческого персонала корпорации, каждый из акционеров склонен возлагать усилия в этом деле на других ("проехаться бесплатно"). Но если некому "тянуть воз", то никто и не "поедет", а потому при подобном отношении к управлению со стороны акционеров деятельность корпорации может выйти из-под их контроля. Проблема корпоративного управления и состоит в решении вопросов надзора и контроля за действиями управленческого персонала в условиях, когда функции управления и владения корпорацией находятся в известном противоречии в силу "распыленности" акционерного капитала.
Тема 2: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ.

Оптимальная организационная структура корпорации.

Сущность и критерии корпоративного управления.

Создание условий для подъема и устойчивого развития казахстанской экономики в решающей степени зависит от деятельности крупных корпораций. Корпоративные объединения должны стать основными проводниками промышленной политики и способствовать достижению стратегических целей экономики. Проводимые в нашей стране реформы по существу направили хозяйственную систему по пути, ведущему к мелкотоварному производству. Развал крупных комплексов, технологически и экономически связанных предприятий был определен принятыми, начиная с 1991 г., законами «О приватизации и разгосударствлении», «О демонополизации», Программы разгосударствления и приватизации на 1991– 1993 гг. Этот процесс привел к развалу институциональной структуры производства и созданию на этой основе заведомо слабых хозяйствующих субъектов.

В Казахстане путем формирования общенациональных корпораций предоставляется возможность ускорить создание малых предприятий (мини-заводов), изготовляющих комплектующие изделия и перерабатывающих различные виды сырья. Мини-заводы перспективны не только в пищевой промышленности, но и в машиностроении. Их создание обеспечивает увеличение выпуска конечной продукции с относительно меньшими затратами.

Организация крупных корпораций в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, химической промышленности, машиностроении позволит укрепить межотраслевые и межхозяйственные связи, что будет способствовать эффективной работе ныне обособленных предприятий регионов республики, увеличению выпуска продукции и повышению ее рентабельности. Такие корпоративные структуры путем усиления диверсификации производства, улучшения организации и управления, развития функций маркетинга создадут условия для эффективного функционирования всех хозяйственных систем; экономические рычаги рыночной системы могут быть использованы более комплексно и рационально; появятся реальные возможности для успешного решения стратегических задач на основе применения перспективного направляющего планирования.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют средние и крупные корпоративные предприятия (акционерные компании). Такие корпорации, в том числе межотраслевые и межгосударственные, по праву можно считать интегральными системами. По своей численности в США, например, и других государствах они имеют малый удельный вес в общем количестве предприятий. В то же время по удельному весу в производстве ВВП и в доходах государственного бюджета им принадлежат ведущие позиции. Так, в США корпорации, составляя 1% всех компаний, реализуют 9/!0 общего объема товаров и услуг. В общей численности фирм 73% составляют единичные владения, включая фермеров, и 9% - партнерства или малые предприятия. В общей численности корпораций, в свою очередь, ведущие позиции занимают крупнейшие из них. В 300 наиболее крупных производится около 40% всего ВВП.

Для успешного развития экономики нужны как мелкие, так и крупные фирмы, выполняющие свою специфическую роль. Однако, центром экономического роста, начиная с последней четверти XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитале- и наукоемкие отрасли. В электротехнической отрасли экономическое развитие определяет сравнительно небольшое число мощных компаний: «Дженерал электрик», «Вестингауз», «Сименс» и другие, сложившиеся в 80-е годы прошлого столетия, продолжающие и ныне доминировать. Крупные фирмы определяют развитие и в электронной промышленности.

Идея создания крупных корпоративных структур не нова и для казахстанской экономики, эта тенденция имела место и в прошлом, в условиях централизованной плановой экономики.

Известна крупномасштабная практика образования производственных и научно-производственных объединений в агропромышленных и территориально-производственных комплексах в СССР, в т.ч. в Казахстане в 1970-1991 гг. Однако, все эти формы интегрированных корпоративных структур в условиях господства государственной собственности и жесткой централизации управления не смогли обеспечить реальное слияние финансового и промышленного капитала и использование рыночных механизмов конкурентоспособности; трансформация этих форм в рыночные структуры будет способствовать появлению современных корпораций ассоциативного типа. Поиск новых форм интеграции обусловлен резким падением объемов производства, нехваткой инвестиций, неопределенностью перспектив развития.

Важными факторами, которые обусловили процесс формирования и развития интегрированных корпоративных структур в Казахстане являются:


  • организационные;

  • технологические;

  • рыночные;

  • управленческие.

Организационные факторы в условиях нашей республики связаны с появлением акционерной собственности, отсутствием условий развитой конкуренции и формированием финансового капитала.

Технологические факторы – это, прежде всего, диверсификация производства и научно-технического потенциала, снижение издержек, увеличение объемов и серийности производства. Рыночные факторы формирования ИКС в основном связаны со стратегией сокращения числа трансакций, т.е. количества договоров и контрактов, что может дать экономию на налоговых платежах. Управленческие факторы включают в себя координацию организационных, технологических и рыночных факторов и оптимизацию управленческой структуры.

К числу специфических казахстанских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести, в частности, изменение характера взаимоотношений между предприятиями в ходе проводимой экономической реформы.

Восстановление разрушенных хозяйственных связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов.

Корпоративный сектор, как известно, является основой современной экономики. Крупные корпорации и объединения обеспечивают технологический прогресс, экономический рост и социальную защищенность граждан в индустриально развитых странах. Например, ТНК производится до 50% мировой промышленной продукции и контролируется половина международной торговли.

Неопровержимые факты таковы, что национальная экономика развитых государств базируется на крупных интегрированных корпоративных структурах, вокруг которых выстраиваются сети предприятий среднего и малого бизнеса. Опыт развития стран Западной Европы, Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что национальный капитал обретает шанс выступить конкурентоспособной силой, если в значительной своей части структурируется в финансово-промышленно-торговые корпоративные ядра, эффективно регулируемые и поддерживаемые государством.

В период проведения приватизации в Республике Казахстан были практически разрушены взаимосвязи между предприятиями, входившими в производственные, научно-производственные, территориальные, межотраслевые производственные объединения. Действующее законодательство запрещало воспроизводство объединений и стимулировало обоснованное (и не всегда обоснованное) дробление производственных структур. В результате из-за нарушения производственных взаимосвязей между предприятиями значительно увеличился спад производства, возник кризис неплатежей и другие негативные последствия, о которых говорилось выше. Поэтому большинство производственных предприятий изначально ощущали потребность в объединении не только между собой, но, в последствии, и с банковскими структурами.

Сегодня никто не оспаривает тот факт, что экономика Казахстана нуждается в крупных корпоративных структурах, способных стать корпусом национальной экономики и в перспективе выдерживать конкуренцию на мировых рынках. Несмотря на обилие мелких и средних предприятий, роль крупного производства, особенно в базовых отраслях, остается ведущей. Здесь сказываются интеграционные процессы, которые охватывают отрасли с различной степенью концентрации производства.

Основными признаками современного интеграционного процесса в республике являются:



  • консолидация в промышленности путем межкорпорационных слияний и высвобождения производственного потенциала для других целей;

  • консолидация за счет внутрикорпорационной стратегии экономии ресурсов, реструктуризации подразделений, сокращения персонала и т.д.;

  • активизация финансового капитала в целях повышения эффективности функционирования ИКС;

  • при реализации стратегии ИКС эффективное использование активов компаний.

Рассмотрим предлагаемые теорией критерии финансовой эффективности интеграции. Здесь следует выделить четыре основных момента:

  1. При операционных слияниях основой для определения эффективности является учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: «производственно-хозяйственные составляющие синергии/финансовый результат интеграции».

Обобщающим критерием эффективности считается «ожидаемый чистый выигрыш», равный разности между дисконтированной стоимостью будущего роста доходов и ценой, уплачиваемой за приобретаемую компанию. В соответствии сданным подходом компания-инициатор должна определить свободные потоки денежных средств.

Тема 3: КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Анализ продукции. Анализ внутренней структуры корпорации.

Анализ внешнего окружения.


В процессе предпринимательской деятельности компания несет денежные затраты. Затраты на производства и реализацию товаров определяют уровень и структуру себестоимости.

По экономическому содержанию все затраты объединяются в следующие группы:



  1. затраты вложения в основные фонды;

  2. затраты вложенные в основные фонды;

  3. текущие расходы;

  4. операционные расходы.

Состав и структура затрат зависит от характера, условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения трудовых, материальных, финансовых и т.д.

При планировании, учете и анализе затрат образующих производственную себестоимость принимают следующие виды группировок:



  1. по месту возникновения затрат;

  2. по видам продукции, работ и услуг;

  3. по способу отнесения на себестоимость продукции.

В зависимость от способов включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и косвенные-.

Прямые затраты – это расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в себестоимость продукции.

Косвенные затраты – это расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. Например, расходы на содержание, эксплуатацию оборудования, цехов и т. д.

По способу отнесения на себестоимость продукции в зависимости от объемов производства затраты подразделяются на постоянные и переменные.



Постоянные затраты – это расходы, не зависящие от изменения объемов производства, но до определенного уровня.

Переменные затраты – это расходы, связанные с объемом изменения производства.

Группировка затрат по статьям:



  1. прямые расходы учитываются в разрезе элементов затрат;

  2. косвенные расходы образуют комплексные статьи.

Себестоимость продукции - это стоимостная оценка, используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты образующие фактическую себестоимость продукции, товаров работ и услуг:



  1. производственные;

  2. управленческие (общеадминистративные затраты);

  3. затраты финансового характера;

  4. затраты связанные со сбытом продукции;

  5. затраты связанные с использованием основных фондов;

  6. транспортные затраты;

  7. часть непроизводственных затрат.

В экономическую классификацию затрат, образующих себестоимость товаров, работ и услуг включаются следующие статьи:

  1. материальные затраты;

  2. затраты на оплату труда;

  3. отчисления в социальные фонды;

  4. амортизация основных фондов;

  5. прочие затраты (накладные затрату).

Материальные затраты включают с себя оплату сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. д.

Эти расходы занимают наибольший удельный вес в расходах предприятия.

Их структура во многом определяется отраслевой принадлежностью.

Для возмещения материальных затрат предприятия необходимо соблюдение двух условий:



  1. продукция должна быть реализована;

  2. выручка от реализации продукции должна своевременно поступать на денежные счета предприятия.

Основой для определения стоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенных налогов.

Из стоимости материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов.



Затраты на оплату труда – это денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы с учетом отчислений на социальные обеспечения (взносы в накопительные пенсионные фонды, индивидуальный подоходный налог, социальный налог).

Прочие затраты – это вес те затраты, которые не включаются в другие статьи.

В статью «Накладные расходы» включаются затраты по обеспечению производства, выполнению санитарно - гигиенических норм, технической безопасности, оплата за аренду производственных фондов, которая не включается в себестоимость ТМЗ и признаются как расходы периода. В статью «Расходы периода» включаются:



  1. общие административные расходы;

  2. расходы по реализации товарно-материальных запасов;

  3. расходы по выплате процентов.

Эти затраты не зависят от объемов производства и определяются как постоянные расходы, не связанные с конкретными видами продукции, товаров и услуг.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно для определения оптимальной ценовой политики компании.



Необходимое условие для планирования затрат – это раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

Планирование переменных затрат:

1) при стабильной стоимости продукции определяется:

С = Н * В,

где С – планируемая сумма переменных затрат;

Н – норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В – плановый выпуск продукции в натуральном выражение.

2) по фактическим данным о себестоимости продукции за истекший период рассчитывается:

Спл = Сфак * Впл / Вфак,

где Спл – плановая сумма переменных затрат;

Сфак – фактическая сумма переменных затрат за отчетный период;

Впл – плановый выпуск объема продукции в денежном выражении;

Вфак – фактический выпуск объема продукции.

Планирование постоянных затрат должно решать следующие задачи:



  1. определение необходимого объема выписка и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат;

  2. расчеты необходимой величины постоянных издержек и сопоставлении их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции ниже которого производство продукции становится нереальным, используется показатель «порог рентабельности».

Смета затрат на производство – это основной документ, используемый при планировании и калькуляции себестоимости продукции.

Смета затрат на производство – это плановый документ предприятия, обусловленный выпуском определенного вида продукции промышленного характера, как для собственного подразделения, так и для сторонних заказчиков.

Затраты в данном документе группируются по элементам в соответствии с их экономическим содержанием.



Калькуляция себестоимости продукции – это исчисление планового уровня затрат на отдельные виды изделий по статьям типовой номенклатуры расходов.

Себестоимость продукции – это экономическая категория, отражающая все виды расходов предприятия, связано с производством и реализацией определенного объема конкретной продукции.

С планированием затрат по товарному выпуску связано с планированием затрат на реализацию продукции и определяется формулой: Зр = Онп + Стп + Отк,

где 3р – затраты на реализацию продукции по полной плановой себестоимости;

Онп – остаток готовой нереализованной продукции по фактической себестоимости на начало плановой продукции;

Стп – полная плановая себестоимость товарного выпуска продукции; Отк – остатки готовой нереализованной продукции по плановой себестоимости

3.2. Анализ внутренней структуры корпорации.
Анализ внутренней структуры корпорации проводится для выявления тех внутренних резервов, которые могут быть использованы для повышения эффективности функционирования и обеспечения выпуска требуемого количества коммерческой продукции.

Для проведения анализа внутренней структуры необходимо оценить потенциал предприятий-участников корпорации. Оценку потенциала предприятия целесообразно проводить по нескольким разделам (рисунок 1).

Для оценки потенциала могут применяться различные экономические расчеты. Например, для сравнения качества управлений на предприятиях корпорации можно соотнести сумму чистой прибыли предприятия за конкретный период и сумму, выплачиваемую руководству этого предприятия в качестве вознаграждения за труд (заработная плата, премии и т. д.) за тот же самый период. В целом, подбор информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы. Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные о:


  • местонахождении предприятия;

  • степени известности;

  • производственном потенциале;

  • технологическом оборудовании;

  • длительности изготовления вида продукции;

  • качестве продукции;

  • персонале;

  • уровне расходов.

Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со среднекорпоративными показателями и показателями других предприятий-участников корпорации. Для изучения каждой из вышеперечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей. Для удобства сопоставления, расчет некоторых показателей производится в стоимостном выражении.


Анализ внутренней структуры



Производство

Финансы

Маркетинг

Организационная структура и менеджмент

Распределение и сбыт продукции

Объем, структура, Транспортировка Организация и Исследования Финансовая

темпы производства продукции система управления рынка, товара, устойчивость

Транспортные воз- каналов сбыта и платежеспо-

Ассортиментная можности и оценка собность

номенклатура про- расходов Количественный и Стимулирование

дукции предприя- профессиональный сбыта и реклама, Прибыльность

тия, степень обнов- Хранение товарных состав работников ценообразование и рентабельность

ляемости, широта и запасов. Уровень (по товарам, ре-

глубина ассорти- запасов, их разме- Стоимость рабочей Нововведения гионам, каналам

мента щение и скорость силы, текучесть сбыта, посред-

обращения. Наличие кадров, производи- Коммуникацион- никам)

Обеспеченность и емкость складских тельность труда ные связи и инфор-

сырьем и материа- помещений и мация Собственные и

лами, уровень запа- хранилищ заемные средст-

сов, скорость их Уровень Маркетинговый ва и их соотно-

использования Возможность менеджмента бюджет и его шение

доработки, расфа- исполнение

совки и упаковки

Наличный парк товаров Фирменная Маркетинговые

оборудования и культура планы и

степень его исполь- Продаж. По отдель- программы

зования. ным товарам, сбы-

Резервные мощнос- товым территориям,

ти стоимости, типам

Технологическая покупателей,

новизна посредников и

каналов сбыта

Местонахождение

производства и

наличие


инфраструктуры
Экология произ-

водства


Рисунок 1. Схема изучения внутренней структуры предприятия.
Для оценки местоположения предприятия используется показатель местонахождения (ПМ). Значение данного показателя позволяет сравнивать транспортные расходы предприятий-участников корпорации и более грамотно планировать процесс функционирования.

где Цi – доставки от предприятия до i-того транспортного узла;

n – количество транспортных узлов, на которые может быть доставлена продукция предприятия для последующей отправки потребителям.

Показатель степени известности (СИ) позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно изучаемое предприятие является монополистом по данному и иду продукции. Степень известности измеряется по формуле:



где Кп – количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием;

Ко – количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.

Качество и количество производственного потенциала и технологического оборудования можно измерять с помощью показателя степени износа нематериальных активов и оборудования соответственно, а также с помощью коэффициента выбытия и коэффициента обновления соответствующих компонентов необоротных активов.

Длительность изготовления вида продукции определяется технологическим нормам изготовления единицы продукции, затем, длительность изготовления единицы умножается на количество единиц в отгрузочной норме (вагон, контейнер и т. д.).

Качество продукции определяется коэффициентом возврата


возврат) и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену
продукции, возвращенной потребителями как некачественной, и обще;
суммы отгруженной продукции.

где Зр – затраты на ремонт некачественной продукции;

Зз – затраты на замену некачественной продукции;

ВР – выручка от реализации продукции.

Персонал можно оценить по средней производительности производственного персонала, а также по средней выручке на одного работника. Уровень расходов определяется по данным финансовой отчетности.

После анализа внутренней структуры предприятий корпорации следует так называемый анализ внешнего окружения, который включает изучение поставщиков и потребителей.



3.3. Анализ внешнего окружения.
В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции корпорации. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию "цена на складе предприятия-участника корпорации". Это связано с тем, что отпускные цены у различных производителей отличаются одна от другой. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия-участника корпорации. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики.

С другой стороны, изучается спрос на продукцию, производимую в рамках корпорации. Поскольку в рамках корпорации производится несколько видов продукции, основная задача - разделить продукцию на потребляемую оптовыми и розничными покупателями.

Это связано с различиями в стратегии маркетинга, зависящей от типа потребителя. Однако и оптовых, и розничных потребителей можно в целом разделить на несколько групп (рисунок 2).


Ничего не знают о виде продукции корпорации

Знают о виде Знают о виде

продукции корпора- продукции и

ции, но не пользу- пользуются

ются им им

Рисунок 2. Группы потребителей вида продукции, производимой в рамках корпорации.


При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты деятельности корпорации, которые в основном зависят от внешних по отношению к корпорации воздействий.

Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах управления. В частности, результаты оценки потенциала предприятий-участников корпорации применяются на этапе планирования, информация о доле рынка используется при постановке задачи на создание ТЦ.

Таким образом, анализ возможностей корпорации - это начальный этап цикла управления, в соответствие с результатами которого вырабатывается корпоративная стратегия деятельности.

После анализа возможностей в соответствии с изученными потребностями рынка планируются технологические цепочки, этапу планирования предшествует отбор конкретных предприятий, которые будут участвовать в производстве определенного вида продукции и составят технологическую цепочку.

Для управляющей компании, занимающейся реализацией цикла управления эффективностью одним из главных аспектов организации ТЦ, несомненно является процесс отбора предприятий-смежников в рамках ТЦ.

Отбор смежников (контрагентов) - это процесс изучения исходных данных о функционировании каждого конкретного предприятия – потенциального смежника. Отбор контрагентов проводится в целях достижения максимальной эффективности функционирования конкретной ТЦ и, как следствие, корпорации в целом.

Для анализа используется информация, полученная в ходе анализа возможностей, а также делаются вычисления, необходимые с точки зрения сопряжения предприятий в технологическую цепочку.

По результатам анализа проводится конкурсный отбор контрагента из числа потенциальных кандидатов. Цель отбора – включить в технологическую цепочку те предприятия, которые в совокупности дадут наибольшую эффективность функционирования. Таким образом, если все корпоративные технологические цепочки будут иметь максимальную эффективность, то и эффективность функционирования корпорации будет максимальной. Для отбора контрагентов используется набор показателей, имеющих одну общую черту - все используемые на данном этапе показатели базируются на изучении выручки от реализации.

Одним из основных показателей является так называемое корпоративное участие (КУ):



где ВР – выручка от реализации продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ;

З – затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (тг.);

ДТЦ – длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (дни).

Таким образом, экономический смысл КУ – эффективность участия каждого предприятия в производстве продукции, которая может быть использована в рамках корпорации.

Для оценки эффективности использования предприятием своего оборудования используется показатель фондоотдачи (Ф).



Тема 4: . ТАКТИКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Инвестиционная привлекательность корпорации.

Элементы формальных показателей. Анализ вероятности банкротства.


следующая страница >>