Учебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности... 1 103.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности... 1 201.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная педагогика (наименование... 1 416.55kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий» 5 1357.72kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины отечественная история 6 2412.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Казахстана» учебно-методические... 4 1520.22kb.
Программа по подготовке ведущих преподавателей японского языка 1 235.05kb.
- 4 1234.94kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии» - страница №1/1


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии»

Разработал:

Кожевников А.Е.

Идентификационный номер: УМКД УМКД.27(66)-030100 –М2.В.ОД.3-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии

Лист из




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ



Направление - 030100.68, философия

Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук ДВФУ

Кафедра философии

курс _1_ семестр _2_

лекции _14_ (час.)

практические занятия_28_(час.)

лабораторные работы_0_(час.)

всего часов аудиторной нагрузки_42_ (час.)

самостоятельная работа _66_ (час.)

зачет _2_ семестр

экзамен __ семестр


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009).
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Тихоокеанской Азии «20» сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой: Клим Л.И.
Составители: Кожевников А.Е.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Л.И. Клим

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Л.И. Клим

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Описание курса: Курс истории и культуры Японии охватывает всесторонний круг вопросов, связанных с историей и историографией классической культуры Японии. Знакомство с японской культурой способно не только обогатить духовный мир современного человека, оно позволяет увидеть выход на пути решения многих жизненных проблем, получить в свои руки ценнейший опыт преодоления этих проблем на пути к жизненной гармонии личности. Восточные философии, в первую очередь, китайская – это философии жизненной практики. Способ философствования самой жизнью на Востоке всегда доминировал над сухим отвлечённым умствованием. Сегодня принципы восточного миропонимания прочно вошли в золотой фонд наиболее масштабных достижений человечества за всю его долгую историю.



Цель курса

Усвоение знания студентами фактологического материала, умение на его основе представлять объективную картину роли и места Японии на разных этапах мировой истории, умение разбираться как в общих, так и конкретных проблемах истории японского общества и государства. На примере Японии дать студентам общие представления о процессе формирования, основных компонентах и этапах исторического развития стран Дальнего Востока. Курс является частью комплекса дисциплин по выбору, призванных дать студентам основы знаний истории конкретных стран на протяжении значительного периода (III- нач. XХI вв.). Основные задачи курса: показать формирование и этапы развития японского государства на фоне политической истории региона; показать особенности формирования социально-экономических отношений, государственности и социальной структуры Японии, выявить присущую ему специфику; - показать место и роль Японии в восточной и мировой истории и истории мировой цивилизации.



Компетенции, формируемые дисциплиной:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1)



  • Знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1).

  • готовностью вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5)

  • способностью формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • способностью использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-7)




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1. Политико-экономическое районирование Японии. Хронология истории. (2 часа)

Происхождение нации. Периоды Дзёмон и Кофун. От родового общества к государству. Формирование религиозных воззрений японцев. Синтоизм и Буддизм.




Тема 2. Период Нара. (4 часа)

История в зеркале литературы. Кодзики и Фудоки. Манъёсю. Роль Китая в формировании государства. Период Хэйан и расцвет аристократической культуры. Противоречия периода Хэйан. Аристократическая литература Хэйана. Гэндзи-моногатари. Распад аристократической власти.


Тема 3. Период Камакура (4 часа)

Сословие самураев и их культура. Хэйке моногатари. Падение рода Ходзё и попытка восстановления императорской власти. Эпоха Муромати. Искусство периода Муромати.




Тема 4. Три объединителя Японии. Первые контакты Японии с Европой (4 часа)

Ода Нобунага. Тоётоми Хидэёси. Токугава Иэясу. Закрытие страны.


Тема 5. Эпоха Токугава (4 часа)

Экономика, политика, искусство страны с 1603 по 1887 гг. Плюсы и минусы «закрытия страны». Открытие страны и подготовка революции Мэйдзи. Революция Мэйдзи: её герои и противники. Модернизация страны. От феодализма к капитализму.




  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Политико-экономическое районирование Японии. Хронология истории. (4 часа)

  1. Происхождение нации.

  2. Периоды Дзёмон и Кофун. От родового общества к государству.

  3. Формирование религиозных воззрений японцев.


Занятие 2. Период Нара. (8 час)

  1. История в зеркале литературы. Кодзики и Фудоки. Манъёсю.

  2. Роль Китая в формировании государства.

  3. Период Хэйан и расцвет аристократической культуры. Противоречия периода Хэйан.

  4. Аристократическая литература Хэйана. Гэндзи-моногатари. Распад аристократической власти.


Занятие 3. Период Камакура. (8 час, из них 2 часа – в форме свободной дискуссии.)

  1. Сословие самураев и их культура. Хэйке моногатари.

  2. Падение рода Ходзё и попытка восстановления императорской власти.

  3. Эпоха Муромати. Искусство периода Муромати.


Занятие 4. Три объединителя Японии. Первые контакты Японии с Европой. (8 час)

  1. Ода Нобунага.

  2. Тоётоми Хидэёси.

  3. Токугава Иэясу.

  4. Закрытие страны.


Занятие 5. Эпоха Токугава. (8 час) – занятие проводится в виде конференции.

  1. Экономика, политика, искусство страны с 1603 по 1887 гг. Плюсы и минусы «закрытия страны».

  2. Открытие страны и подготовка революции Мэйдзи.

  3. Революция Мэйдзи: её герои и противники.

  4. Модернизация страны. От феодализма к капитализму.



  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. Восток-Запад – специфика мировоззрения.

  2. «Взгляд» как структурный механизм японской «картины мира».

  3. Взгляд на пространство и пространство взгляда.

  4. Традиционная японская система счета времени.

  5. Историческая периодизация японской культуры.

  6. Синтоизм и семантика взгляда в добуддийской Японии.

  7. Буддизм и характерные особенности дзэн-буддизма.

  8. Вещь в именах синтоистских богов.

  9. Вещь в понятиях и ритуалах.

  10. Японская художественная традиция.

  11. Модель мира и понятие «правды» в японской литературе.

  12. Традиционализм в японском искусстве.

  13. Ведущие методы в искусстве и литературе.

  14. Искусство как продолжение жизни.

  15. Понятие красоты в японской культуре.

  16. Пространственно-зрительное восприятие мира в культуре Японии.

  17. Пространственно-временное восприятие мира в японской культуре.

  18. Поэтическая антология «Кокинвакасю:».

  19. Художественная традиция эпохи сёгуната Токугава.

  20. Трактат Хакуина «Оратэгама».

  21. Суть и специфика учения Хакуина о «внутреннем взгляде».

  22. Практика «внутреннего взгляда».

  23. Государственные символы Японии.

  24. Символы растительного и животного мира.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов


Темы рефератов

  1. Политико-экономическое районирование Японии.

  2. Период Нара.

  3. Период Камакура. Сословие самураев и их культура.

  4. Три объединителя Японии.

  5. Первые контакты Японии с Европой.
  6. Эпоха Токугава. Экономика, политика, искусство страны с 1603 по 1887 гг.

  7. Революция Мэйдзи: её герои и противники.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто /[А. С. Бачурин, Е. М. Дьконова, Л. М. Ермакова и др.]. – М.: [Изд-во Российского гуманитарного университета] , 2010. – 337 с.

  2. Непомнин, О.Е. Типология азиатских обществ / О.Е. Непомнин – М.: Восточная литература, 2010. – 440 с.

  3. Ясперс, К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна / К. Ясперс – М.: ИФ РАН, 2008. – 236 с.

5. Степанянц, М.Т. Восточные философии: Учебник для вузов / М. Т. Степанянц – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.

6. Торчинов, Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.


Дополнительная литература

  1. История Японии. Институт Востоковедения РАН, М., 1999 г. Том 1,2.

  2. Васильев Л.С. Религии Востока. В 2-х т. Т.1. М., 2007. – 304 с.

  3. Конрад Н.И. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. В книге История Японии. Сборник исторических произведений. М., 2004 г., Евролинц-Русская Панорама. Стр. 158-340.

  4. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974

  5. Арутюнов С.А. Современный быт японцев. М., Наука, 1968

  6. Рут Бенедикт Хризантема и меч. Модели японской культуры, М., Роспэн, 2004

  7. Иэнага Сабуро История японской культуры. Прогресс, М., 1972 г.

  8. В.Н.Горегляд Классическая культура Японии. Очерки духовной жизни. СпБ, Востоковедение, 2006 г.

  9. С.Арутюнов, Г.Светлов Старые и новые боги Японии, Наука, М., 1968

  10. История Японии. Т. 1-2. – М., 1998

  11. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. – М.: Вост. лит., 2003. – 264 с.

  12. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М.: Наука, 1979.

  13. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. – М., 1993

  14. Бреславец Т.И. Очерки японской поэзии IX-XVII веков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1994. – 237 с.

  15. Кожевников В.В. Очерки истории Японии. VII-XI вв. – XII-XVI вв. – Владивосток: Изд-во ДВГУ. 2001.

  16. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. – М.: Наталис, 2004. – 556 с. 


Электронные ресурсы

  1. Григорьева Т. П., Красотой Японии рожденный. В 2-х т. Т. 1. Путь японской культуры - М.: Альфа-М, 2005. - 360 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-98281-031-2, 2000 экз.URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=87336

  2. Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: Учебное пособие к специальному курсу лекций. - Томск: ТГУ, 2001. - 63 с., URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/687/46687/22981

  3. Культурология: Учебное пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-256-8, 1000 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=227028