Кабине педагога-психолога в МБДОУ «ДСКВ № 82» оборудован для осуществления психологического сопровождения каждого воспитанника. В кабинете можно выделить три основных сектора:
Обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, релаксационной и имитационно-игровой деятельности детей.
Обеспечивается средствами для консультирования, коммуникативной, и просветительской деятельности.
В секторе располагаются комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп, профессиональная библиотека, рабочая документация и картотеки с материалами для диагностической работы.
№ п/п
|
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов
|
количество
|
|
Пространство взаимодействия с детьми
|
|
-
|
Мягкое напольное покрытие
|
1
|
-
|
Подушки
|
2
|
-
|
Напольные сенсорные дорожки
|
2
|
-
|
Детский столик,
детские стульчики (стандарта старшего дошкольного возраста)
|
1
2
|
-
|
Полка для игр, игрушек и пособий
|
1
|
-
|
Настенная доска
|
1
|
-
|
Зеркало
|
1
|
|
Пространство взаимодействий со взрослыми
|
|
-
|
Мягкий диван (малогабаритный)
|
1
|
-
|
Журнальный столик
|
1
|
-
|
Рабочая зона специалиста:
-
Письменный стол,
-
стул
-
Стеллажи для документации
|
1
1
1
|
|
Сектор организационно-планирующей функции
|
|
|
Дидактические материалы на развитие психических процессов
|
|
-
|
Игра «Времена года» (внимание, логика, речь,мышление)
|
1
|
-
|
Игра « Профессии» (развивает внимание, наблюдательность, активизация речи, логические способности )
|
1
|
-
|
Игра « Изучаем алфавит» (учит самостоятельно проверять правильность своего выбора).
|
1
|
-
|
Игра «Поиграй, подбери, подумай» ( развитие внимания, мышления, логики).
|
1
|
-
|
Игра «Найди пару» ( учит находить нужный предмет среди группы, восстанавливать предмет по памяти, развивать наблюдательность, внимание)
|
1
|
-
|
Игра «Лото птицы» (развитие зрительной памяти, внимания).
|
1
|
-
|
Игра «Лото животные» (закрепление своих представлений об окружающем).
|
1
|
-
|
Игра «Найди пару» (развитие зрительного восприятия, логическое мышление, умение классифицировать по цвету, форме).
|
1
|
-
|
Игра «Лото игрушки» (закрепление своих представлений об окружающем мире).
|
1
|
-
|
Игра «Узнай кто это!» (группировка предметов по цвету, логическое мышление, цветовосприятие, навыки классификации, самоконтроля).
|
1
|
-
|
Игра « Где я это видел?» (развитие речи, зрительного восприятия, памяти).
|
1
|
-
|
Игра «Логические пары»(логическое мышление).
|
1
|
-
|
Игра «Найди пару» (логическое мышление).
|
1
|
-
|
Игра « Что откуда?» ( ассоциативные связи между предметами).
|
1
|
-
|
Игра « Скажи наоборот» ( развитие речи).
|
1
|
-
|
Игра «Зоологическое лото» (память, внимание, мышление)
|
1
|
-
|
Игра «сделай как у меня» (ориентир- а в пространстве)
|
1
|
-
|
Игра « Ассоциации» (мышление, внимание)
|
1
|
-
|
Игра «Составь число…»
|
1
|
|
Дидактические материалы на развитие психических процессов
|
|
|
Игра «Скажи какой (какая)» (обогащение словаря).
|
1
|
-
|
Игра «Собери сказку» (выкладывание сюжета логически последовательно).
|
1
|
-
|
Игра «Собери цепочку» (развитие внимания).
|
1
|
-
|
Игра «В гостях у математики» (развитие элементарных матамат-их представ-ий).
|
1
|
-
|
Игра «Цифра и число» (матамат-е представ-ий).
|
1
|
-
|
Игра «Цветные коврики» (разв-е логического и пространственного мышления).
|
1
|
-
|
Игра «Подарки малышам» (изучаем форму и цвет предметов, группируем их).
|
1
|
-
|
Игра «Разложи по порядку» (причинно –следственные связи).
|
1
|
-
|
Игра «Мишка и мышки :противоположности» ( разв-ие словаря )
|
1
|
-
|
Игра «Мы ходили во лесок» ( группировка предметов).
|
1
|
-
|
Игра «Логический поезд» (речь, логическое мышление).
|
1
|
-
|
Игра «Составь картинку» (восприятие целостного образа) .
|
1
|
-
|
Игра « Найди пару» ( развитие речи).
|
1
|
-
|
Игра «Схожее и различное» (память, внимание).
|
1
|
-
|
Игра «Кто что съел?» (мышление).
|
1
|
-
|
Игра «Снаружи и внутри» (развитие представления)
|
1
|
-
|
Игра «Овощи и грибы» ( память, внимание)
|
1
|
-
|
Игра «Мои любимые сказки» (памяти, внимания, мышления, речи)
|
1
|
-
|
Игра «Времена года» (внимание)
|
1
|
-
|
Игра «Наблюдательность» ( развитие глазомера)
|
1
|
-
|
Игра «Зимой и летом» (разв-е мелкой моторики рук, внимание, мышление)
|
1
|
|
Картотека наглядного материала.
|
|
-
|
Предметные картинки
|
|
-
| -
Овощи, фрукты
|
20
|
-
| -
Одежда
|
7
|
-
| -
Обувь
|
6
|
-
| -
Мебель
|
6
|
-
| -
Здания
|
10
|
-
| -
Цветы садовые
|
16
|
-
| -
Злаковые
|
4
|
-
| -
Деревья
|
5
|
-
| -
Ягоды
|
16
|
-
| -
Грибы
|
10
|
-
| -
Игрушки
|
9
|
-
| -
Семена
|
6
|
-
| -
Листья
|
5
|
-
| -
Транспорт
|
11
|
-
| -
Посуда
|
8
|
-
| -
Муз. инструменты
|
5
|
-
| -
Столярные , садовые инструменты
|
13
|
-
| -
Учебные предметы
|
4
|
-
| -
Школьные принадлежности
|
10
|
-
| -
Швейные принадлежности
|
8
|
-
| -
Насекомые
|
11
|
-
| -
Домашние животные
|
8
|
-
| -
Детеныши домашних животных
|
8
|
-
| -
Дикие животные
|
24
|
-
| -
Животные жарких стран
|
6
|
-
| -
Материал для обучения счету, измерению длины.
|
30
|
-
| -
Карты для подготовки руки к письму.
|
10
|
-
| -
Картинки для закрепления времен года.
|
20
|
-
|
Сюжетные картинки:
|
|
-
| -
«Однажды на охоте»
|
7
|
-
| -
«Про девочку Машу и куклу Наташу»
|
8
|
-
| -
«Кросс в лесу»
|
12
|
-
| -
«Снежногорск»
|
5
|
-
| -
«В гостях у Карандаша»
|
6
|
-
| -
«Оркестр»
|
5
|
|
Пособия и материалы для подгрупповой ( тренинговой) работы.
|
|
-
|
Доски для рисования мелом
|
15
|
-
|
Ленты атласные
|
17
|
-
|
Шнуры белые
|
23
|
-
|
Нагрудники «Мотоциклы»
|
8
|
-
|
Повязки синие, красные
|
13
|
-
|
Тренинговое поле (диаметр 3 метра)
|
1
|
-
|
Ковер – «Самолет»
|
1
|
-
|
Игрушки- кукольного театра:
|
|
-
| |
1
|
-
| |
1
|
-
| |
1
|
-
| |
1
|
-
| |
1
|
-
|
Карандаши простые
|
12
|
-
|
Карандаши цветные (наборы из 4-и штук)
|
40
|
-
|
Салфетки (х/б)
|
12
|
-
|
Магнитная доска
|
1
|
-
|
Киндер- игрушки
|
60
|
-
|
Крылья совы
|
1
|
-
|
Коробка-примирения
|
1
|
-
|
Кукла» Моряк» (пособие)
|
1
|
-
|
Шнуровки
|
4
|
-
|
Матрешка (из 6-ти)
|
1
|
|
Дидактические материалы в картотеках и тренингах.
|
|
-
|
Коррекция поведения.(снятие агрессии в детском коллективе)
|
30 игр и упражнений
|
-
|
Большая перемена тренинг для ребят, которые хотят учиться на «хорошо» и «отлично».
|
10 упражнений
|
-
|
Картотека игр «Волшебные звуки» (на развитие сотрудничества в группе).
|
38 упражнений
|
-
|
Развитие психических процессов.
|
48 игр и упражнений.
|
-
|
Картотека «Учим детей общению»
|
35 игр и упражнений
|
-
|
Формирование адекватной самооценки у детей.
|
27 игр и упражнений
|
-
|
Взаимодействие Детей и взрослых.
|
37 игр, упражнений
|
-
|
Взаимодействие детей и взрослых «Загляни в лужу».
|
12 игр.
|
-
|
Развитие эмоциональной сферы «Яблоки счастья»
|
8 игр
|
-
|
« Игры добрых волшебников» (коммуникативные навыки)
|
24 игр
|
-
|
Упражнения для релаксации.
|
15 игр
|
Перечень методик используемых в работе педагогом-психологом
1.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению:
1)Методика «10 слов» Автор А.Р.Лурия
2)Методика «Узнавание фигуры» Автор Бренштейн
3)Методика «Мотивационная готовность к школе» Автор Мишарина
4)Методика «Четвертый лишний»
5)Методика «Последовательность событий» Автор Бренштейн
6)Методика «Корректурная проба» Автор Бурдон
7)Методика «Домик» Авторы Н.И. Гудкина, Эльконин.
2.Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика
3.Методика «Сказка и Игрушка» Автор Н.И. Гудкина
4.Методика «Дятел» Автор Н.И. Гудкина
5.Методика « Жили-были» Н.И. Гудкина
6.Методика «Цветной домик» Н.И. Гудкина
7.Методика «Кругозор» Н.И. Гудкина
8.Методика «Волшебные очки» Н.И. Гудкина
9.Матрици Дж. Равена (краткий цветовой вариант по Д.С.Забрамной)
|
ЛИТЕРАТУРА:
-
Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.»/Под научной редакцией И.Ю. Левченко.-М.: Книголюб,2008.-96 с.(специальная психология.
.
-
Нефедова Е.А., Узорова О.В.Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ» – «Примера»: «Аквариум»,1999.-400 с.: ил.
-
Фопель К. »Привет, ножки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем .-М. :Генезис, 2005.-135 с.
-
Удовольствие в игре/Сборник/Сост. И.Берде-кляйн, М.Арндт, В.Зингер. – М.: Знание,1983.-96 с. – (Нар.ун-т.Пед.фак.;№7).
-
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька ,два-ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1. Изд.3-е, перераб./Л.Г.Перерсон, Н.П.Холина. – М.:Ювента,2012.-64 с.: ил
Шипицина «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в ДОУ».
-
365 развивающих игр /Сост.Беляков Е.А.-М.:Рольф, Айрис Пресс, 1998.-304 с. ,с илл. – (Внимание :дети!).
-
Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю внимание – СПб: Издательство «Питер», 2000. -144 с.: ил.- (Серия «Мой первый учебник»)
-
Логика/Сост.С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинин. ЗАО «Издательство ЭКСМО-Пресс»,2000.-64 с.: ил.-(Серия «скоро в школу»)
-
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольников. – М.: АпрельПресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-224 с., илл. (Серия «Как стать психологом»).
-
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./-Ярославль: «Академия развития» 1998.-240 с. ил. - (Серия: «Вместе учимся играть»).
-
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2006.-190 с., ил.
-
Как воспитать гения: Упражнения для развития речи/Л.Г Парамонова. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.-205 с. (смотри стр.182)
-
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с. (смотри Тренинги мышечного расслабления, программа личностного роста, самомассаж, пальчиковые игры, протоколы обследования «Рисунок семьи», методики «запомни и расставь точки», «Запомни рисунок», «заучивание стихотворения»)
-
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003-128 с. (Серия «Практическая психология») (Упражнения для развития мелкой моторики, диагностика дефицита внимания).
-
Психологический тренинг.Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстеигнеевой. Изд-во «Речь».; Санкт-Петербург 2005.;253 с.
-
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детский эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004.-160 с. –(Библиотека психолога образования).
-
Основы психологии. Практикум/Ред.- сост.Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д6 изд-во «Феникс». 2000. -576 с.
-
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н. А.Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.-СПб.:»Детство-Пресс», 2003.-32 с.- ил.
-
Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации: методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений/ Состав. З.В.Дощицына.-М.: Новая школа, 1994.-48 с.
-
Н.И. Гуткина .Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство.- М.:1996, 51 с.
-
Галанова А.С. Психологическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -М.: АРКТИ, 1999.-64 с.(Развитие и воспитание дошкольника)).
-
Ковалева, И.В.Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа /И.В. Ковалева.-М.: Айрис—пресс, 2007-48 с.-(Дошкольное воспитание и развитие).
-
Семаго, Н.Я.Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» /Н.Я. Семаго.-2-е изд.-М.: Айрис, 2007.-64 с.-(Библиотека психолога образования).
-
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.-Санк-Петербург: АО» Сфера», 1994.-160 с.
-
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.-СПб.: Речь,2005.152 с.
-
Хрестоматия.Дети с нарушениями развития.Учебное пособие для студентов и слушателей спецфакультетов: Сост. В.Астапов.-М.: Международная педагогическая академия,1995.-264 с.
-
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.-ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000-304 с.(Том 1), -464 с.( Тои 2).
28.С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина,И.Г.Топоркова,С.В.Щербина.Школа для малышей .Развиваем внимание ,восприятие ,логику. ООО « Издательство АСТ» и ООО «Издательство АСТРЕЛЬ» .:Академия развития, 2006.; с128.
29.Н.Терентьева.35 занятий для успешной подготовки к школе .Память и внимание :.М .ООО »Стрекоза» 2012;с 32.
30.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка.(комплект рабочих материалов) под редакцией М.М. Семага. Издательство «Арктика».: Москва 1999.с 133.
31.Н.П.Слобоник. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.(практическое пособие).:ООО Изд-во»Айрис-пресс».:Москва 2004.; с 250.
32.О.Л.Подлиняев.Эффективная память. Изд-во Иркутского государственного университета 2009.; с 199.
33. Т.П. Смирнова .Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.(диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики).Изд-во «Феникс».:Ростов-на-Дону 2003.
34.Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. Изд-во «Владос».:Москва1996.; с 527.
35.Словарь психолога практика/ Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд., перераб. И доп.-Мн.: Харвест, 2001.-976 с.-(Библиотека практической психологии).
36.Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И.Мусиенко-М.:Линка-Пресс, 2001.-224с.
37.Диагностический инструментарий для изучения результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ / Сост. Л.С. Самсоненко, Л.Ю.Колтырева.- М.: Аркти, 2012.-112 с.
38.Калачева Л.Д.,Прохорова Л.Н.Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – М.: ООО Национальный книжный центр, 2012.- 256 с.
39.Н. Гатанова, Е Тунина. Развиваю внимание-тСПб: ИЗд-во «Питер»,2000.-144 с.: ил.- (Серия «Мой первый учебник»)
40.Левис.Ш.,Левис Ш.К. Ребенок и стресс.-СПб: Питер Пресс, 1996.- 208 с.-(Серия «Сам себе психолог»).
41.Фромм Аллан.Азбука для родителей//Пер.И.Г.Константиновой; Предисл. И.М.Воронцова.-Л.: Лениздат, 1991.-319 с.; ил.
42.Брук Жанна ванн ден. Руководство для детей, у которых трудные родители/ Пер. с франц .О.В.Кустовой.-СПб.:ООО «Светлячок», изд-во «Речь», 2001.-160 с.( серия «Искуство конфликта».)
|