Учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до начала XVI века» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока «изменения политической системы» (9... 1 94.19kb.
Программа по истории государства и народов России с древнейших времен... 2 368.85kb.
История России с древнейших времён – до конца XVI века 1 184.63kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Истории России с древнейших... 1 166.08kb.
Рабочая программа по истории в 7 классе составлено на основе Федерального... 1 361.75kb.
История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах 54 8157.06kb.
I. Россия в начале XVI века (5 часов) 2 414.32kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 1 318.4kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 2 525.65kb.
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 1 136.59kb.
История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. 17 5844.56kb.
Реферат по истории на тему "освободительная борьба русского народа... 1 105.63kb.
- 4 1234.94kb.
Учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до начала - страница №1/1

Тема урока: БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ
План-конспект урока истории в 6 классе по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до начала XVI века»
Цель урока: познакомить учащихся с ходом борьбы северных русских земель с экспансией крестоносцев.
Задачи урока:

образовательные: показать героическую борьбу русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

воспитательные: способствовать привитию любви к родине, чувства гордости за малую родину, воспитывать уважение к защитникам Родины;

развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины событий, определять роль политического деятеля в истории государства.
Оборудование: карта «Русь в XIII в.», раздаточный материал, карточки, репродукция картины «Александр Невский», учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до начала XVI века»
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Повторение.
Повторение пройденного материала.

- Год образования древнерусского государства (882)

- год крещения (988)

- кто из князей первым крестился (Владимир)

- при каком князе начался расцвет Древнерусского государства (Ярослав Мудрый)

- последним правителем единого Древнерусского государства был… (В. Мономах)

- почему произошло разделение на княжества?

- сколько образовалось? (15)

- покажите по карте

- о каких уже говорили?

- что скажете о Новгородской земле?
Работа с карточками (несколько человек - индивидуально).

Карточка №1.

Нашествие Батыя на Русь

(Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)

«...Так Батый разорил город Вла­димир, попленил города суздаль­ские и пришёл к городу Козельску, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и ре­шили не сдаваться Батыю, сказав:

"Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим". Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах реза­лись с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Ва­силии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов...»

Задание: опишите героическую оборону Козельска, проанализиро­вав весь текст. Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Дока­жите своё мнение.
Карточка №2.

Вот два высказывания совре­менников о татарском нашествие и его последствиях.

«И во граде (Рязань) многих людей, и жён, и детей мечами по­секли... и весь город пожгли и всю красоту знаменитую...»

А теперь о Владимире: «Навёл Он (Бог) на нас народ немилос­тивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, не­мощи старцев, младости детей... Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни... кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».



Задание: опишите пережива­ния современников. О чём они сокрушаются? Что общего между обоими отрывками?
Карточка №3

Используя ключевые слова и выражения, назовите определяющие факторы победы монголо-татар:

Внезапность; многочисленность; раздробленность; новая тактика ведения войны; передовое вооружение; железная дисциплина; храбрость воинов; порох и осадные орудия; жестокость кочевников.


Беседа с классом:

• Кто такие монголо-татары?

• Почему они напали на русские земли?

• Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён?

• В каком году и где состоялось пер­вое сражение между русскими дружинами и монголами?

• В каком году началось монголо-татарское нашествие на северо-восточную Русь и кто его возглавил?

• Как вели себя в русских землях монголы?

• До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст?

• Почему Батый не пошел на Новгород?

• Какой русский город мон­голы прозвали «злым городом»? Почему?

• Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление? Используя карту, расскажите о подвигах их защитников.

• Каковы последствия монголо-татарского ига?


Итог беседы (подводит учитель): «В XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг.

Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопрос: Какая внешнеполитическая опасность нависла над русскими северо-восточными княжествами в середине XIII века? В чём вы видите причины шведской и немецкой агрессии?


II. Изучение нового материала.

План урока:

1. Агрессия с запада: шведы и крестоносцы.

2. Князь Александр Невский.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.
1. Рассказ учителя с использованием карты.

Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток.

В 1201 г. немцы основали крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев. В 1237 г. возник Ливонский орден — главная опора Ватикана в Восточной Европе, датчане основали замок Ревель (Таллинн), шведы захватили остров Эзель.
2. Краткая биографическая справка о князе Александре Ярославиче (сообщение ученика). Учащиеся рассматривают портрет на с. 109 учебника.
3. а) Повторительная беседа:

• Как были вооружены западноевропейские рыцари, какие имели доспехи?

• Как велась подготовка рыцарей к военным походам?
б) Один из учеников, получивший предварительное задание, демонстрирует рисунки с изображением рыцарей и русских воинов и рассказывает о вооружении дружинников.
в) Рассказ о новгородском войске (сообщение ученика)

Войска Новгорода состояли из дружин князя — «передней» дружины, составленной из знатнейших людей (бояр с их отрядами), ополчения (ремесленников и крестьян, призывавшихся в войско в наиболее важных случаях). Иногда новгородские власти привлекали небольшие отряды наёмников. Основной частью войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки).

Боевой порядок новгородцев состоял из центра (чела) и флангов (крыльев).
г) Беседа:

• Кто лучше был подготовлен к войне — русские или западноевропейские рыцари? Докажите.


Итог: русский дружинник был так же хорошо подготовлен, как и рыцарь. Но основная часть новгородского войска состояла не из профессиональных воинов, а из ополчения (ремесленников, крестьян, купцов), которое не обучалось специально военному искусству, было пешим, а оружием были топор и копьё. Таким образом, западноевропейские феодалы имели преимущество перед русским войском.
4. Учитель рассказывает о ходе Невской битвы. Учащиеся работают со схемой на с. 110.

• Каково было боевое построение русских воинов?

• Каков был план Александра Ярославича?

• Что определило победу русских воинов?

• Вспомните имена героев битвы.
5. а) Учащиеся получают задание: используя раздаточный материал, расставьте в последовательности отрывки из документа.

А) «…И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, тк что и лёд на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…»

Б) «…Услышав об этом, магистр пришёл против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским…»

В) «…Пришёл великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошёл с новгородцами, ладожанами, с карелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил…»

Г) «…Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошёл против них. (Войска) сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество…»

Д) «…И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжелоранеными…»

Е) «…Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена…»

«Повесть о житии Александра Невского»

(Ответ: В-Е-Б-Г-А-Д)



Учащиеся работают со схемой на с. 111.
5) Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока.
IV. Контроль.

1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:

а) Северо-Западную Русь;

б) Северо-Восточную Русь;

в) Юго-Западную Русь.



2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвание Невский за битву, которая состоялась:

а) в 1234 г.;

б) в 1240 г.;

в) в 1242 г.



3. В 1242 г. состоялось сражение на:

а) р. Неве;

б) Чудском озере;

в) р. Сити.


V. Заключительный этап урока.
а) Подведение итогов.

б) Домашнее задание: §13 (для всех учащихся)

Творческий уровень: изготовить рисунки, макеты, написать мини-сочинение (эссе) на тему «Борьба с иноземными захватчиками в XIII в.».

в) Комментированное выставление оценок.