Учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» - страница №1/1

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 класс (35 ч)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской).

Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

В основные цели курса входит:

— сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

— умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

— умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

— умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

— умения работать с исторической картой;

— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
ПРОГРАММА

Введение (1 ч)

Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее подчеркнуты основные и опорные понятия каждого раздела; подробнее об их выделении см. в кн.: Ведюшкин В. А., Шевченко Н. И. Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс.— М., 2001). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (13 ч)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (8 ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.



Тема 2. Византия и славянский мир (4 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества- Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.



Обобщающий урок по разделу (1 ч)

РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (17 ч)

Тема 3. Феодальное общество (4 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в Х-—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых.походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 4. Разные судьбы государств (8 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии.

Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.



Тема 5. Восток и Америка в средние века (4 ч)

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.



Обобщающий урок по разделу II (1 ч)
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (1 ч)

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.



РЕЗЕРВ (3 ч)

Календарно-тематическое планирование

по истории средних веков в 6 классе

Учебник: Агибалова Е. В., Донской Г. М., История средних веков: Учебник для 6 класса. – М.; Просвещение, 1998.

Программа составлена на основе программы Агибаловой Е.В.,

Донского Г.М



урока

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Что изучает история средних веков

1

06.09.2013

2

Древние германцы и Римская империя

1

09.09.2013


3-4

Франкское государство и его распад

2

09.09.2013

13.09.2013



5

Христианская церковь и королевство франков

в VI – VIII вв.



1

16.09.2013


6

Феодальная раздробленность

1

20.09.2013

7

Англия в период раннего средневековья

1

23.09.2013

8

Образование славянских государств. Культура Западной и Центральной Европы

1

27.09.2013

9

Обобщающий урок (тест)

1

30.09.2013

10

Византия при Юстиниане

1

30.09.2013

11

Возникновение ислама и объединение арабов

1

04.10.2013

12

Культура Византии

1

07.10.2013

13

Культура стран Арабского халифата.

1

11.10.2013

14

Крестьяне и феодалы

1

14.10.2013

15

Обобщающий урок

1

18.10.2013

16

Средневековый город и его обитатели

1

21.10.2013

17- 18

Церковь и духовенство

2

25.10.2013
28.10.2013

19

Обобщающий урок по теме 2,3 (тест)

1

01.11.2013

20 - 21

Франция и Англия накануне Столетней войны

2

11.11.2013
15.11.2013

22

Столетняя война 1337 – 1453 гг.

1

18.11.2013

23

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны

1

22.11.2013

24

Образование централизованных государств в Западной Европе (тест)

1

25.11.2013

25

Государства Южной и Центральной Европы

1

29.11.2013

26

Гуситское движение в Чехии

1

02.12.2013

27

Культура Западной Европы в XI – XV вв. (тест)

1

06.12.2013

28

Османская империя

1

09.12.2013

29

Индия в средние века

1

13.12.2013

30

Китай в средние века

1

16.12.2013

31

Доколумбова Америка

1

20.12.2013

32

Обобщающее тестирование

1

23.12.2013

33

Игра «Что? Где? Когда?

1

27.12.2013