Учебник для 6 класса основной школы. М: Ооо «тид «Русское слово рс» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебник для 6 класса основной школы. М: Ооо «тид «Русское слово рс» - страница №1/1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 города Кувандыка Кувандыкского района

Оренбургской области»


«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО

_____________Фокина С.Н.


Протокол №_______
от « 29» августа 2013 г.



«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР

___________ С.В.Шиповская


от «30» августа 2013 г.


«УТВЕРЖДЕНО»
Директор гимназии

___________ О.В.Новокрещенова


Приказ №_______
от «30» августа 2013 г.



Учебная рабочая программа

по ______истории России_____________________

(предмет)


для __6______класса
Уровень обучения __базовый____

(базовый, профильный)


Программа разработана на основе «Программа курсов» к учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времён до конца XVIII века» для 6-7 классов основной школы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2006.-40 с.

Составитель:

Фокина Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания



Кувандык, 2013-2014 учебный год

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса:

- к учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времён до конца XVIII века» для 6-7 классов основной школы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.-40 с.

Учебник:

Пчелов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса основной школы. – М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.-264 с.

- Курс «История России» в 6 классе расчитан на 40 часов: 37 часов + 1 ч. Отводиться на введение, 3 часа, по одному уроку, на повторение трёх частей курса.



Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………… .3 стр.

  2. Требование к уровню подготовки………………………………. .6 стр.

  3. Тематическое планирование…………………………………….... 7 стр.

  4. Календарно-тематическое планирование……………………...... .7 стр.

  5. Содержание курса………………………………………………… .9 стр.

  6. Формы контроля………………………………………………….. .15 стр.

  7. Список литературы………………………………………………....17 стр.




  1. Пояснительная записка

Курсы «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений яв ляются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVIII века. Таким образом, в программу курсов входит изложение всей русской средневеко вой истории и начала истории России Нового времени.

Программа курсов рассчитана на преподавание в 6—7 классах основной школы по учебникам:

1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2004.

2. Пчелов Е.В. История России. XVII—XVIII века. М.: Русское слово, 2004.

Материал учебников соответствует государственному мини муму содержания образования по отечественной истории. Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для пре подавания в основной школе.

Главная цель настоящих курсов состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным до стижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, полу чают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского само сознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу курсов положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономиче скую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

Для многих школьных учебников такого же плана было и остаётся характерным преобладание социально-экономической истории, которая выступает в качестве основы всего исторического процесса. Такой подход исходил из концепции о смене «общественно-экономических формаций», когда экономическое развитие и хозяйственные связи оказывались главной движущей силой истории. Автор склонен скорее рассматривать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, когда только вза имное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

В данных курсах большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание автора сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте обще мирового исторического процесса. Подчёркиваются междуна родные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

Изложение истории автор счёл возможным начать не с про исхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира.

К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах.

Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно.

Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громад ную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с кото рой определяли многие исторические процессы.

Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород.

События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома.

В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполитой как факт возвращения древнерусского наследия России.

В целом, в основе курсов лежит представление о системооб разующей роли государства в истории России. Изложение со бытий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.

Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого,


пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов;

формирование представления об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной
культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление
сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине



Задача курса - показать самобытные черты российской цивилизации, этапы и особенности ее развития, с тем, чтобы помочь ученикам понять события давно ушедших веков, с уважением относиться к своим традициям. В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Это позволяет не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

Показать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, при которых взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

Уделить внимание политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

2.Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/Понимать:

  1. Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени России;

  2. Временные границы эпохи нового времени истории российского государства.

Уметь:

  1. Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  2. Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  3. Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  4. Оперировать историческими понятиями и датами.

  5. Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  6. Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  2. предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  3. участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценивание устных ответов:

1. Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.



  1. Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3. Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4. Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 %

Оценка «4» - 89-70 %

Оценка «3» - 69-45 %

Оценка «2» - 44-20 %

Оценка «1» - 19- 0 %





  1. Тематическое планирование



Наименование раздела/темы

Количество часов




Введение

1

1.

Древние жители нашей Родины

4

2.

Древняя Русь в IX-XII в.

8+1 ч. Повторение

3.

Русские земли в XII- начале XIII века

6

4.

Русь между Востоком и Западом

5

5.

Объединение русских земель вокруг Москвы

6

6.

Создание Московского царства

7




Итоговое повторение

2




Итого

40



  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Тип и форма урока

Дата проведения урока

По плану

фактическая

1.

Введение










Раздел 1. Древние жители нашей Родины (4 часа)

2.

Первобытные жители нашей страны

Урок изучения нового материала







3.

На окраинах античного мира

Комбинированный урок







4.

Кочевые племена на территории РоссииIV-V века

Комбинированный урок







5.

Восточные славяне в VI-XII веках

Комбинированный урок







Раздел 2. Древняя Русь в IX-XII веках (8 часов+ 1 ч. Повторение)

6.

Образование Древнерусского государства

Урок изучения нового материала







7.

Русские князья времён язычества

Комбинированный урок







8.

Князь Владимир и крещение Руси

Комбинированный урок







9.

Киевская Русь при Ярославе Мудром

Комбинированный урок







10.

Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

Комбинированный урок







11.

Общественный строй Древней Руси

Комбинированный урок







12.

Православная церковь и Киевская Русь

Комбинированный урок







13.

Культура Киевской Руси

Комбинированный урок







14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Русь в IX-XII веках»

Урок повторения изученного. Проверочная работа







Раздел 3. Русские земли в XII- начале XIII века

15.

Удельный период русской истории

Урок изучения нового материала







16.

Южная Русь

Комбинированный урок







17.

Юго-Западная Русь

Комбинированный урок







18.

Новгородское государство

Комбинированный урок







19.

Владимиро-Суздальская Русь

Комбинированный урок







Раздел 4. Русь между Востоком и Западом (5 часов)

20.

Монгольское нашествие на Русь

Комбинированный урок







21.

Натиск с Запада

Комбинированный урок







22.

Русские земли под властью Золотой Орды

Комбинированный урок







23.

Великое княжество Литовское и русские земли

Комбинированный урок







24.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в XII- начале XIII века. Русь между Востоком и Западом»

Урок повторения изученного.

Проверочная работа







Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (6 часов)

25.

Возвышение Москвы

Урок изучения нового материала







26.

Москва на подъёме

Комбинированный урок







27.

Кризис Московской Руси

Комбинированный урок







28.

Русская православная церковь во второй половине XIII- середина XV века

Комбинированный урок







29.

Русская культура во второй половине XIII- середина XV века

Комбинированный урок







30.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Урок повторения изученного







Раздел 6. Создание Московского царства (7 часов+ 1 ч. Повторение)

31.

Конец удельной эпохи

Урок изучения нового материала







32.

От великого княжества – к царству

Комбинированный урок







33.

Иван Грозный – первый русский царь

Комбинированный урок







34.

Внешняя политика России при Иване Грозном

Комбинированный урок







35.

Опричное лихолетье

Комбинированный урок







36.

Русская православная церковь в конце XV- XVI веке

Комбинированный урок







37.

Русская культура в конце XV- XVI веке

Комбинированный урок







38.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Создание Московского царства»

Урок повторение изученного. Проверочная работа







39.

Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

Урок повторения изученного







40.

Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

Урок повторения изученного. Проверочная работа










  1. Содержание курса


VI класс

История России с древнейших времён до конца XVI века

(40 часов)

 

Структурно курс разделён на шесть разделов:



I.          Древние жители нашей Родины.

II.        Древняя Русь в IX-XII века.

III.  Русские земли в XII — начале XIII века.

IV. Русь между Востоком и Западом.

V.         Объединение русских земель вокруг Москвы;

VI.       Создание Московского государства.

Они, в свою очередь, подразделяются на параграфы, соответствующие школьным урокам. Отдельный урок отводится на введение и по одному уроку — на повторение трёх частей курса.

В общей сложности курс рассчитан на 40 часов.

 

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ IДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ

(4 часа)

Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.

Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства.

Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.

Персоналии: Геродот. Митридат VI Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор.

Тема 1. Первобытные жители нашей страны

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение.

Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотово дов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.



Тема 2. На окраинах античного мира

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Бос-порского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.

Тема 3. Кочевые племена на территории России IVV века

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.



Тема 4. Восточные славяне в VIXII веков

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви.

Появление славян на территории нашей страны. Восточно славянские племена по данным русских летописей.

Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян.

Языческая религия славян.

 

РАЗДЕЛ IIДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX - XII ВЕКА



(8 часов)

В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундамен тальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах: а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; б) значение христианизации Руси и её этапы; в) культурное развитие древнерусского государства; г) причи ны княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алим-пий, Агапит.

Тема 5. Образование Древнерусского государства

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянский племён.

Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Тема 6. Русские князья времён язычества

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси.

Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами.

Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян.

Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

Тема 7. Князь Владимир и крещение Руси

Сыновья Святослава. Первая усобица.

Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира.

Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого события для русской истории.

Внутренняя политика князя.

Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов. Отношения с соседними странами.

Расцвет Русского государства при Владимире.

Тема 8. Киевская Русь при Ярославе Мудром

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого.

Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и пече негами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси.

Тема 9. Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей.

Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Тема 10. Общественный строй Древней Руси

Древнерусская народность.

Категории русского населения: общинники-земледельцы, вотчинники и др.

Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.



Тема 11. Православная церковь в Киевской Руси

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей.

Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печер-ские. Киево-Печерский монастырь.

Тема 12. Культура Киевской Руси

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков.

Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности.

Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития.

Начало русского летописания.

Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты.

Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Повторение и проверка знаний (1 час) 

РАЗДЕЛ IIIРУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА

(6 часов)

Материалы раздела призваны познакомить учащихся с предпосылками и причинами распада Киевской Руси на отдельные княжества, с политической историей наиболее значительных из этих русских земель, с их географическими и природными особенностями, населением, экономическим развитием, политическим устройством, культурой. Обращается внимание на внешнюю политику русских княжеств в связи с историей поло вецкого народа. Учащимся предлагается оценить положитель ные и отрицательные стороны удельной системы на Руси.



Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак.

Тема 13. Удельный период русской истории

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей.

Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель.

Последствия раздробленности.



Тема 14. Южная Русь

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха.

Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием.

Черниговское княжество. Новгород-Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве».

Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.

Отношения русских князей с половцами. Влияние половцев на политику русских княжеств и жизнь русских людей.



Тема 15.Юго-Западная Русь

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники.

Культура Галицко-Волынской Руси.



Тема 16. Новгородское государство

Территория, природные условия, население и хозяйство Нов городской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде.

Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы.

Культура Новгородской Руси.



Тема 17. Владимиро-Суздальская Русь

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов.

Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти.

Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо.

Культура Северо-Восточной Руси.

 

РАЗДЕЛ IVРУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

(5 часов)

В разделе содержится большой фактический материал, охва тывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные по ходы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема 18. Монгольское нашествие на Русь

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства.

Чингисхан. Начало монгольских завоеваний.

Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке.

Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу.

Последствия монгольского нашествия на Русь.



Тема 19. Натиск с Запада

Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство, религия.

Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден.

Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр Ярославич.

Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Тема 20. Русские земли под властью Золотой Орды

Образование Золотой Орды.

Территория. Население. Хозяйственный уклад.

Государственный строй.

Установление ордынской власти на Руси. Её формы.

Сопротивление ордынской власти западных русских кня жеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой.

Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил черниговский.

Северо-Восточная Русь под властью Орды.



Тема 21. Великое княжество Литовское и русские земли

Литовские племена и образование Литовского государства.

Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов.

Великое княжество Литовское и Русское.

Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.

Повторение и проверка знаний (1 час) 

РАЗДЕЛ VОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

(6 часов)

Из материалов раздела учащиеся узнают: а) каковы были причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель; б) каким образом и какими методами проходила борьба за лидерство на Руси; в) какую роль в этом процессе сыграла Русская православная цер ковь; г) каким образом происходил распад Орды и формирование новых народов; д) как постепенно формировалась единая для всего Русского государства культура.

Учащиеся ориентируются на понимание процессов центра лизации и образования единого Русского государства.

Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси.

Персоналии: Михаил тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий I, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Пётр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.

Тема 22. Возвышение Москвы

Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской.

Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.

Тема 23. Москва на подъёме

Сыновья Ивана Калиты.

Дмитрий Донской.

Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.

Тема 24. Кризис Московской Руси

Василий I и его политика.

Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги.

Закат ордынского могущества со второй половины XIV века.

Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств.

Отношения татарских ханств и Руси.



Тема 25. Русская православная церковь во второй половине XIII — середина XV века

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия.

Монашество. Сергий Радонежский и его последователи.

Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.



Тема 26. Русская культура во второй половине XIII — середина XV века

Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля.

Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

 

РАЗДЕЛ VIСОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

(7 часов)

В разделе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства: а) окончательное объединение русских земель московскими великими князьями; б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой Орды; в) создание централизованного государственного управления; г) установление полной независимости Русской православной церкви; д) формирование культуры единого Московского царства.

Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.

Опорные понятия и термины: царство, Боярская дума, зем ский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.

Персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ах-мат, Софья Палеолог, Иван Грозный, Сильвестр, Адашев, князь Курбский, Стефан Баторий, Ермак, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Аристотель Фиораванти, митрополиты Макарий и Филипп, патриарх Иов, Дионисий, Иван Федоров, Андрей Чохов.

Тема 27. Конец удельной эпохи

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства.

Ликвидация Тверского великого княжества.

Присоединение Новгорода и Вятки.

Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III.

Присоединение Василием III Пскова и Рязани.

Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.

Тема 28. От великого княжества — к царству

Формирование единого русского народа.

Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 го да. Формирование новой системы государственного управления.

Образование сословной культуры русского общества.

Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва — Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских».

Усиление международного престижа Московского государства.



Тема 29. Иван Грозный — первый русский царь

Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия.

Личность Ивана Грозного, её противоречивость.

Реформы «Избранной рады». Государственное управление: земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.



Тема 30. Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства.

Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.

Тема 31. Опричное лихолетье

Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода.

Отмена опричнины, её результаты для русской истории.

Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Фёдора Иоанновича.



Тема 32. Русская православная церковь в конце XV-XVI веке

Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси.

Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митро полит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.

Тема 33. Русская культура в конце XV-XVI веке

Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров.

Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.

Повторение и проверка знаний

(1 час)



  1. Формы конроля

В ходе изучения курса «Истории» в 6 классе предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных работ.

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:



  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2. Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.



Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

Проверочные работы

урока

Тема

Дата проведения

14

Древняя Русь в IX-XII веках




24

Русские земли в XII- начале XIII века. Русь между Востоком и Западом




38

Создание Московского царства




40

Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

























  1. Список рекомендуемой литературы

  1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2010.

  2. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. СПб., 1997.

  3. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1999.

  4. Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700). М.,1999.

  5. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А., Первсые Романовы на российском престоле. М., 1996.

  6. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М., 1999.

  7. Исторический Лексикон. XVIII век. М., 1997. XVII век. М., 1998.

  8. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

  9. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1997.

  10. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Кн.1-3. М., 1990.

  11. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1994.

  12. Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999.

  13. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

  14. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983.

  15. Скрынников Р.Г. Лихолетье. М., 1988.

  16. Соловьёв Чтение и рассказы по истории России., 1989.

  17. Шильдер Н.К. Император Павел I. М., 1997.