Учебник для 6 класса, avita, 2013. Моисеева Е. Литература. Рабочая тетрадь для 6 класса, avita, 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 1 273.29kb.
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 2 394.79kb.
Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. 1 188.41kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающему миру» для 1 класса 2 1076.22kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по предмету «русская литература» для 9 класса 2 416.06kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Дома Дружбы «Ярославль Пуатье» 1 127.65kb.
- 4 1234.94kb.
Учебник для 6 класса, avita, 2013. Моисеева Е. Литература. Рабочая тетрадь для 6 - страница №3/3

Тема:

Композиция художественного произведения.



Подтема:

А.С.Пушкин «Дубровский».



Основные понятия:

темы, идея, композиция произведения, роль деталей в романе.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Сюжетная живопись, интерпретация картины В.Пукирева «Неравный брак».)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь уроки 44 – 48,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.



Стадия вызова: рассмотрите картину В.Пукирева «Неравный брак». Как она перекликается с романом А.С.Пушкина? Какой эпизод запечатлен на картине? Как развивались события до и после этого момента?

Анализ образов Верейского и Троекурова. Роль случая в жизни героев. Почему Маша отказалась уехать с Владимиром Дубровским?

Сюжетные линии романа, фабула произведения.

Считаете ли вы роман законченным произведением?

Обобщение. Роль композиции в восприятии романа А.С.Пушкина.


Пересказ событий романа на основе интерпретации картины В.Пукирева (цель: сюжет и фабула пересказываемых событий будут не совпадать).

Работа в парах: составить по вариантам планы развития сюжетных линий романа. Озвучивание своих результатов в классе.

Письменные выводы на основе прочитанного (ПТ упр. 120 – 123.

ДЗ Закончить упр. в ПТ, которые не успели выполнить в классе. Подготовить тетрадь с сдаче.

На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».


Определяет тему, идею и композицию художественного произведения.

Видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям.

Характеризует героев, сравнивает их.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста.



Оценивание письменной работы в тетради по теме.

Текущее оценивание.

49

Тема:

«Архитектура» литературного произведения.



Подтема:

Обобщающий урок.

М.Зощенко «Тридцать лет спустя».

Основные понятия:

замысел, тема, основная мысль, фабула и сюжет, детали произведения, кульминация, план рассказа на основе композиционных частей.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Соблюдение орфографических норм в письменных ответах.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 49.

Самостоятельная работа с текстом, ответы на вопросы по прочитанному в ПТ упр. 124.

NB! Работу с текстом ученики выполняют в самом тексте (ПТ упр. 124): подчеркивают необходимое разными меркерами; затем ответы на вопросы записываются под текстом. Если места для ответов не хватает, работа выполняется на отдельном листе и вкладывается в тетрадь.


Самостоятельная работа с текстом в ПТ упр. 124, выделение ключевых моментов, о которых говорили на уроках.

В слабом классе работа может быть совместной, выполняется в группах или вместе с учителем.

ДЗ На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».


Определяет тему, идею и композицию художественного произведения, видит в тексте детали и их роль в раскрытии идеи.
Оценка учителем самостоятельной работы: каждый ответ оценивается

+ ответ полный;

+ - ответ содержит незначительные недочеты;

+ = ответ содержит значительные недочеты;

- ответ неверный.

В итоге выводится среднестатистическая отметка за ответы.



50

Тема:

Литературные традиции: роды и жанры.



Подтема:

Человеческие судьбы трогают душу.

Эпос.

Основные понятия:

роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры; отличительные черты эпоса: сюжет, повествователь, композиция; эпические жанры.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Сюжетная живопись.)

История. (Троянская война.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 50.

Введение понятия роды литературы: эпос, лирика, драма. Краткая характеристика понятий.

Детальное знакомство с эпосом как родом литературы, его отличительными чертами. Жанры произведений. Взаимосвязь рода и жанра произведения.

Отработка навыков по различению родов литературы. Выполнение заданий учебника и ПТ.

Творческая работа по составлению текста определенного рода на единую заданную тему.


Комментированное чтение статей учебника, составление опорного конспекта на основе прочитанного (ПТ упр. 125, 126)

Творческая работа с заданиями учебника и ПТ урок 50.

ДЗ На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».


Определяет жанр и род прочитанного произведения.

Видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям.

Пишет различные творческие работы.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.


51


Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Основные понятия:

притча как жанр эпоса, аллегория, поучение.



Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Иллюстрации к притче, сделанные самим автором.)

Человековедение. (Становление человека.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 51 – 52.

Введение понятий притча, аллегория, поучение; условный характер жанра; нравственные ценности, в нем заключенные.

Знакомство с элементами биографии А.де Сент-Экзюпери, историей создания притчи «Маленький принц», автобиографическое начало произведения.

Обсуждение темы преодоления жизненных испытаний. Анализ отрывка встречи летчика и Маленького принца, характеристика героев, их жизненные позиции.




Комментированное чтение статьи учебника, анализ притчи в ПТ упр. 129 как жанра.

Комментированное выразительное чтение притчи, беседа по вопросам после текста.

ДЗ Дочитать отрывок притчи в учебнике до конца, подготовить пересказ прочитанного, ориентироваться в тексте.


Определяет жанр и род прочитанного произведения.

Читает литературный текст бегло и осмысленно.

Характеризует героев, сравнивает их.
Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.


52

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».



Основные понятия:

аллегория, афоризм, литературный герой, символ.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Человековедение. (Терпимость. Забота. Дружеские отношения. Доверие в отношениях. Эмпатия. Ответственность в отношениях.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 51 – 52.

Обсуждение сюжетных линий: Маленький принц и роза, Маленький принц и Лис.

Беседа по темам: человек перед выбором: жить для себя или дарить радость другим; проблема одиночества; сочувствие и сопереживание читателя как познание самого себя и самовоспитание; дружба и участливость.

Выводы по прочитанному, анализ афоризмов притчи. Определение основной мысли повествования. Творческая работа: сочинение-миниатюра.




Аналитический пересказ отрывка притчи, приведенного в учебнике. Ответы на вопросы после текста, подтверждение своих размышлений текстом. Выполнение в ПТ упр. 130, 131.

Творческая работа: небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Как вы понимаете эти высказывания?

ДЗ Для самостоятельного внеклассного чтения: прочитать притчу «Маленький принц» полностью.

На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».



Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.

Определяет тему и основную мысль текста.

Пишет различные творческие работы.

Текущее оценивание.

Оценка творческой работы. (В работе оценивается содержание, выбор речевых средств, композиция. Грамматические ошибки исправляются, но не учитываются.)


53

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

Эзоп. «Бесхвостая лисица», «Зевс, Прометей, Афина и Мом», «Женщина и курица».



Основные понятия:

притча, басня, эзопов язык, аллегория, мораль, пословица.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

Интеграция с другими предметами:

История. (Древняя Греция. Рабство.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 53.

Стадия вызова: что вы знаете о басне, какие басни какого автора вы читали раньше; назовите эти басни (ПТ упр.137)?

Сравнительная характеристика жанров притчи и басни, определение отличительных черт басенного жанра. История происхождения и развития жанра. Эзоп как родоначальник жанра.

Анализ басен Эзопа, определение в них аллегории, морали. Обсуждение тем: красота внешняя и внутренняя, человеческие достоинства и пороки.


Комментированное чтение статьи учебника. Работа в ПТ упр. 132 – 134.

Выразительное чтение басен Эзопа, обсуждение прочитанного на основе вопросов после текста.

Работа в ПТ упр. 135.

Творческая работа: придумайте басни, которые были бы актуальны для современного школьника.

Например, «Шестиклассник и Компьютер» или «Баба Яга и Ноутбук», «Книга и IРad». (ПТ упр. 136)

ДЗ Поисковое задание: ПТ упр. 141 (Узнать, кто является автором памятника Крылову в Санкт-Петербурге, когда он был поставлен)



Читает литературный текст выразительно, бегло и осмысленно.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.

Определяет тему и основную мысль текста.

Пишет различные творческие работы.



Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)



Текущее оценивание.


54

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

И.А.Крылов «Свинья под дубом»,

С.В.Михалков «Слон-живописец».

Основные понятия:

басня, аллегория, мораль; поэзия и проза.



Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Паронимы. Словарь паронимов.)

Искусство. (Скульптура, скульптурная композиция. Живопись.)

Человековедение. (Отношение человека к учебе, наукам. Слепое следование советам друзей.)



На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 54,

- компьютер, Интернет, сайт gramota.ru

Анализ басен И.А.Крылова «Свинья под дубом», С.В.Михалкова «Слон-живописец».

Обсуждение тем: поэтические уроки нравственности; человеческая благодарность и неблагодарность; невежи и невежды среди нас.

Работа со словарем он-лайн, определение значения паронимов «невежа» и «невежда».

Мораль басен, аллегории в них.

Сопоставление басни Михалкова и Эзопа.


Чтение учащимися басен самостоятельного сочинения.

Итоги поискового задания.

Выразительное чтение басен по ролям, ответы на вопросы после текста. Выполнение упр. 138 – 140, 142 – 143 в ПТ – наблюдения и выводы по ходу работы с текстами.

ДЗ Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг», на основе прочитанного выполнить письменно в ПТ упр. 145. (Что «видели», «слышали», «ощущали», читая рассказ.



Выступает перед одноклассниками с чтением собственного текста.

Усвоил технику выразительного чтения, бегло и осознанно читает текст.

Определяет тему и основную мысль текста.

Формирующее оценивание:

ученики оценивают басни одноклассников по критериям, заданным учителем; рафлексия о выполнении поискового задания.



Текущее оценивание.


55

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

И.С. Тургенев «Бежин луг».



Основные понятия:

рассказ, очерк; комопзиция рассказ в рассказе, сюжет, тема; характеристика героя; выразительные средства языка.


Сквозные темы:

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

  • Здоровье и безопасность.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Пейзаж, сюжетная живопись.)

Русский язык. (Разговорный стиль речи. Диалог. Диалектные слова.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 55.

Вввдение понятия рассказа, жанровые признаки.



Стадия вызова: приходилось ли вам находиться ночью на природе у реки, у моря? Какие звуки, запахи, цвета вы можете вспомнить?

Анализ сюжетной линии рассказа, композиции рассказ в рассказе.

Характеристика героев произведения (работа по вариантам). Наблюдение над речью героев, речевая характеристика.

Сравнение русалки в «Бежином луге» и одноименного образа Лермонтова. Чем различается повествование?

Обсуждение тем: красота родной природы, гармония человека и природы.

Роль описаний природы в рассказе. Красота изображаемой природы, отражение её на иллюстрации А.Куинджи «Ночное».




На основе прочитанной статьи учебника запись в ПТ упр. 144 жанровых признаков рассказа.

Беседа на основе домашнего задания: какие ощущения вы испытали, читая рассказ?

Пересказ сюжета произведения, историй, которые в нем звучат.

Ответы на вопросы.

Работа по вариантам: подготовить рассказ об одном из героев.

Выполнение в ПТ упр. 146 – 148.

ДЗ На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».


Видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям.

Характеризует героев, сравнивает их.

Определяет жанр и род прочитанного произведения, объясняет роль языковых средств в художественном тексте.

Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)



Текущее оценивание.

56

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

Я.Раннап «Агу Сихвка говорит правду».



Основные понятия:

юмористический рассказ, объяснительная записка.


Сквозные темы:

  • Предприимчивость.

  • Обучение в течение всей жизни.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Официально-деловой стиль речи. Объяснительная записка.)

Природоведение. (Законы физики.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 56.

Знакомство с элементами биографии Я.Раннапа.

Обсуждение темы: изображение школьной жизни сквозь призму юмора.

Определение основной мысли рассказа.

Официально-деловой стиль речи и его нарушения в рассказе.


Чтение статьи учебника.

Выразительное чтение с комментариями рассказа «Как я опозорил доброе имя школы».

Ответы на вопросы после текста.

Творческая работа: составление собственной объяснительной записки. (ПТ упр. 159)

ДЗ На перспективу: прочитать М.Твен «Принц и нищий».


Усваивает технику выразительного чтения, бегло и осознанно читает текст доступной степени сложности.

Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.



Оценивание учителем творческой работы.

57

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

А.Петрова «Волки на парашютах» (глава «Все врут»).



Основные понятия:

современная повесть в рассказах, тема и идея.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

Человековедение. (Правда и ложь. Постороение взаимоотношений с другими людьми на основе правды.)

Русский язык. (Лексическое значение слова. Синонимы. Стилистическая окраска слова.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 57,

- А.Петрова «Волки на парашютах».

Знакомство с современной литературой и источниками, где её можно найти в Интернете.

Стадия вызова: что лучше – сказать правду или соврать, что проще, что правильнее?

Анализ рассказа «Все вруны». Обсуждение темы: правда и ложь в жизни человека. Сравнение с рассказами Я.Раннапа, И.Тургенева. Какой элемент присутствовал в этих произведениях: фантазия или ложь? В чем разница данных понятий?

Определение темы и идеи рассказа.


Чтение статьи учебника.

Комментированное чтение рассказа. Ответы на вопросы после текста. Работа в ПТ.

Дискуссия на темы «Все врут?», «Вранье спасет мир?»

ДЗ Прочитать М.Твен «Принц и нищий».



Читает литературный текст бегло и осмысленно.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.



Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.


58 -

59

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

М.Твен «Принц и нищий».



Основные понятия:

повесть как эпический жанр, его особенности; композиция произведения, сюжетные линии; характеристика героя в процессе его становления; исторические детали, вносящие в повествование достоверность.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Здоровье и безопасность.

  • Культурная идентичность.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

История. (История Англии XVI в.)

Человековедение. (Становление человека, процесс взросления, познания мира.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь 58 – 59.

Введение понятия повести как эпического жанра, его особенности.

Знакомство с историей повести «Принц и нищий».

Анализ глав, приведенных в учебнике, сравнительная характеристика принца и нищего.

Обсуждение тем и проблем: отражение особенностей исторической эпохи; светлые и мрачные стороны жизни; проблема осознания человеком собственного достоинства; дела как мерило ценности человека; познание справедливого и несправедливого мира; сочувствие и сопереживание читателя как познание самого себя и самовоспитание; своеобразие характеров и их столкновение.

Анализ произведения полностью.

Работа в группах по заданию, подготовка к которому осуществляется дома:

1 группа «Историки»

2 группа. Том Кенти во дворце.

3 группа. Принц Эдуард за пределами дворца.

Определение идеи произведения, авторской позиции.


Урок 58

Чтение статьи учебника о жанре повести.

Комментированное чтение глав, приведенных в учебнике, ответы на вопросы после текста. ПТ упр. 156.

ДЗ По группам:

1 группа: на основе повести составьте историческую справку

о жизни людей и законах Англии XVI века (ПТ упр. 155).

2 группа: подготовьте сообщение о жизни и действиях Тома Кенти во дворце (ПТ упр. 157 – 158)

3 группа: подготовить сообщение о жизни принца за пределами дворца (ПТ упр. 159 – 160)



Урок 59.

Тест на внимательное чтение текста повести (ПТ упр. 161).

Выступления групп. Ученики, кто занят в других группах, вносят записи в ПТ на основе сообщений одноклассников.

Беседа по вопросам после текста.

Подведение итогов.

ДЗ Прочитать главы романа Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста», приведенные в учебнике. Подготовить краткий пересказ сюжета.




Знакомит учащихся с прочитанным произведением и делится своими впечатлениями и переживаниями по поводу прочитанного.

Понимает суть конфликта между литературными героями и причины его возникновения.

Характеризует героев, сравнивает их.

Пересказывает прочитанный текст по плану.

Определяет тему и основную мысль текста.

Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)

На основе полученных результатов ученик сам оценивает себя итоговым баллом.

Текущее оценивание.


60

Тема:

Человеческие судьбы трогают душу.



Подтема:

Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста».



Основные понятия:

роман как эпический жанр; параллельно развивающиеся сюжетные линии;

социальный роман.

Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Здоровье и безопасность.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

История. (История Англии XIX века.)

Английский язык. (В классе, где изучается английский язык, просматривается анонс фильма Р.Полански «Оливер Твист» на английском языке, обсуждается, о чем будет фильм, что поняли из услышанного и увиденного.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 60,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Введение понятия романа как эпического жанра.

Стадия вызова: какой роман вы читали в этом году? Как в нем отражались исторические события? (Вернуться к А.С.Пушкину «Дубровский») Какие черты жанра содержало произведение?

Знакомство с элементами биографии Ч.Диккенса, автобиографической основой романа «Приключения Оливера Твиста».

Обсуждение тем и проблем на основе отрывка романа, приведенного в учебнике: отражение особенностей исторической эпохи; светлые и мрачные стороны жизни; проблема осознания человеком собственного достоинства; познание справедливого и несправедливого мира; сочувствие и сопереживание читателя как познание самого себя и самовоспитание.

Сравнение Англии двух периодов, представленных в произведениях М.Твена и Ч.Диккенса.

Просмотр отрывков одноименной экранизации произведения режиссером Р.Полански (2005 г.).



Чтение статьи учебника, выписывание основных черт жанра романа в ПТ упр. 162.

Стадия вызова: ПТ упр.163

Пересказ сюжета глав, прочитанных дома. Ответы на вопросы, подкрепленные текстом произведения.

Письменный вывод на основе беседы в классе о том, какой главный вопрос поднимает Ч.Диккенс в произведении (ПТ упр. 165).

Просмотр отрывка экранизации романа. Беседа о том, как снят фильм, в каких тонах, на что делает акценты режиссер.

ДЗ Досмотреть фильм самостоятельно полностью, выполнить в ПТ упр. 164, 166.

Индивидуальное задание для сильных учеников: написать отзыв о фильме.


Определяет жанр и род прочитанного произведения.

Кратко пересказывает текст.

Различает главных и второстепенных героев произведения.

Определяет тему и основную мысль текста.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Оценивается выполнение домашнего задания в ПТ.


61

Тема:

Где жизнь, там и поэзия.



Подтема:

И.С.Тургенев «Голуби».



Основные понятия:

лирика, лирический герой; основа лирического сюжета; лирические жанры и темы; стихотворение в прозе; метафора, эпитет, олицетворение.

Сквозные темы:

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

  • Ценности и нравственность.

  • Обучение в течение всей жизни.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Части речи: имя существительное в роли метафоры, имя прилагательное в роли эпитета, глагол в роли олицетворения.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 61.

Лирика как род литературы, отличительные черты; лирические жанры и темы; основа лирического сюжета.

Практическая работа: анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби». (ПТ упр. 169)

Обсуждение ключевой темы гармонии человека и природы, идеи о единстве человека и природы.

Развитие внешнего и внутреннего сюжета произведения.

Лирический герой стихотворения. Выразительные средства языка (найти и подчеркнуть их в тексте, объяснить свой выбор).

Звукопись и символика цвета.

Вывод: как художественные средства, которые использует автор, помогают раскрыть идею произведения.



Возвращение к предыдущему материалу: ребята рассказывают впечатления от просмотренного дома фильма.

Комментированное чтение статьи о лирике, составление опорного конспекта упр. 125. Ответы на вопросы после статьи.

Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Голуби» (ПТ упр. 169), практическая отработка теоретических навыков.

ДЗ Творческая работа: напишите свое стихотворение в прозе.

Подготовьтесь выразительно читать свое стихотворение в классе.


Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.

Определяет тему и основную мысль текста.

Знает изобразительно-выразительные средства литературы, использует в собственных текстах изобразительно-выразительные средства.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Текущее оценивание.


62

Тема:

Где жизнь, там и поэзия.



Подтема:

Ф.И.Тютчев «Конь морской».



Основные понятия:

лирика, стихотворение; пейзажная лирика, лирический герой; метафора, эпитет, олицетворение; стихотворный размер.


Сквозные темы:

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Живопись. Художник-маринист И.Айвазовский и его изображение волн.)

Музыка. (Музыкальный ритм.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 62,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки, проектор, экран.

Итоги домашней творческой работы.

Введение понятия пейзажная лирика.

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Конь морской».

Выявление восприятия: о каком коне идет речь в стихотворении?

Обращение к предыдущему опыту общения с искусством: какие способы изображения пейзажа вы знаете?

Интерпретация картин И.Айвазовского.

Прослушивание музыки моря.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева, работа с выразительными средствами языка, посредсвом которых создается образ.

Выводы о том, как может раскрываться образ природы в разных видах искусства.


Выразительное чтение в классе стихотворения в прозе собственного сочинения.

Первичное выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Конь морской» учителем.

Беседа о восприятии стихотворения, «расшифровка» лирического героя. Интерпретация картин моря И.Айвазовского. Прослушивание композиции «Музыка моря. Дневной шум прибоя, крик чаек». Каким вы услышали море?

Выразительное чтение стихотворения учениками.

Ответы на вопросы.

Работа в ПТ упр. 170 – 175.

ДЗ По желанию: выучить стихотворение наизусть.

Задание «Для самостоятельной работы» учебника с. 169 (найти стихотворения о море, подготовить выразительное чтение).



Пишет различные творческие работы,

выступает перед одноклассниками с чтением собственного текста.

Определяет жанр и род прочитанного произведения, объясняет роль языковых средств в художественном тексте.

Формирующее оценивание:

ученики оценивают выступления одноклассников, выбирают тексты, которые понравились больше всего.

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)

На основе полученных результатов ученик сам оценивает себя итоговым баллом.



63

Тема:

Где жизнь, там и поэзия.



Подтема:

В.Я.Брюсов «Облака».



Основные понятия:

пейзажная лирика, лирический герой; метафора, эпитет; композиция стихотворения; тема и идея.


Сквозные темы:

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Пейзажная лирика. А.Саврасов «Рожь».)

Музыка. (Бардовская песня.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 63,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки, проектр, экран.

Проверка домашнего задания: звучат стихотворения о море, которые нашли ребята.

Стадия вызова: что вы ощущаете, когда смотрите на облака?

Анализ стихотворения В.Я.Брюсова «Облака»: восприятие текста, образность произведения; лирический герой стихотворения, композиция, выразительные средства языка.

Музыкальное переложение стихотворения Брюсова. Что добавилось в текст песни? Какова основная мысль этого добавления?

Интерпретация картины Саврасова «Рожь».




Выразительное чтение перед классом стихотворения о море, которое нашли самостоятельно.

Первоначальное выразительное чтение стихотворения В.Я.Брюсова «Облака» учителем.

Работа с текстом стихотворения по вопросам после текста.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

Прослушивание песни «Облака» в исполнении Э.Фаизовой.

Запись в ПТ упр. 178 припева к песне, дописанного М.Простовым.

Творческая работа в ПТ упр. 177: создать лирическую зарисовку по мотивам картины Саврасова.

ДЗ Закончить свою лирическую зарисовку.



Усваивает технику выразительного чтения.

Определяет тему и основную мысль текста.

Знает изобразительно-выразительные средства литературы, использует в собственных текстах изобразительно-выразительные средства.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Текущее оценивание.


64

Тема:

Где жизнь, там и поэзия.



Подтема:

К.Д.Бальмонт «Август».



Основные понятия:

сонет, его структура, законы; катрен, терцет, рифма; композиция.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Природоведение. (Черты августа как времени года. Состояние природы в этот момент.)

Искусство, музыка.


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 64,

- компьютеры с выходом в Интернет, колонки.

Введение понятия сонет: его строение, содержание, законы. Характеристика жанра.

Стадия вызова: какие ассоциации вызывает у вас слово «август»?

Анализ сонета Бальмонта.

Групповая творческая работа: создайте литературно-музыкально- изобразительную композицию к сонету Бальмонта. Подберите фоновую музыку, отработайте выразительное чтение, подговьте иллюстрации.


Комментированное чтение статьи о сонете, запись основных характеристик жанра (ПТ упр. 179)

Выразительное чтение сонета учителем. Работа с текстом. Ответы на вопросы после сонета.

Творческая работа в группах. Представление результатов работы: литературно-музыкально-изобразительная композиция. (ПТ упр. 180 – 181)

ДЗ Выучить наизусть одно из стихотворений главы, подготовить его к выразительному чтению.



Усваивает технику выразительного чтения.

Определяет тему, идею и композицию художественного произведения.

Объясняет роль языковых средств в художественном тексте.

Формирующее оценивание:

ученики оценивают свою работу в группе, выступления одноклассников по критериям, предложенным учителем.



65 –

66

Тема:

Гармония стиха с игрою мысли ясной.



Подтема:

М.Ю.Лермонтов «Мцыри».



Основные понятия:

лиро-эпика, поэма, лирическое и эпические начала в поэме; композиция, эпиграф; исповедь.


Сквозные темы:

  • Культурная идентичность.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

  • Здоровье и безопасность.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Монолог. Диалог. Типы речи.)

Человековедение. (Культурное самоопределение человека, его связь с родиной, традициями. Значение свободы и выбора в жизни человека.)

История. (Войны России на Кавказе.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 65 – 66.

Введение понятия проэмы как лиро-эпического жанра, эпические и лирические черты поэмы.

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Знакомство с поэмой, анализ образа главного героя, его мыслей и чувств, жизненной истории и позиции.

Композиция поэмы.

Обсуждение тем и проблем: радость от совершенного дела; идея о единстве человека и природы; человек перед выбором; светлые и мрачные стороны жизни; проблема осознания человеком собственного достоинства.

Библейский эпиграф поэмы. Раскрытие основной мысли, которая в нем заключена (знакомство с библейским отрывком в ПТ). Сравнение библейской ситуации и истории Мцыри.

Выводы о теме и идее поэмы Лермонтова.



Комментированное чтение статьи учебника. Ответы на вопросы по статье. Запись основных положений в ПТ упр. 182.

Выразительное чтение поэмы учителем, ученики следят по тексту. Беседа по вопросам, анализ отрывков с опорой на текст.

Чтение библейской истории, анализ прочитанного.

Отработка выразительного чтения отрывка битвы с барсом.

ДЗ Выучить наизусть эпизод битвы Мцыри с барсом, подготовить к выразительному чтению в классе.

Подготовиться к зачетному уроку (стихотворение, выученное ранее, и отрывок из поэмы).

Поисковое задание на 68 урок: найти определения комедии, трагедии, драмы. ПТ упр. 188.


Определяет тему, идею и композицию художественного произведения.

Объясняет роль языковых средств в художественном тексте.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Текущее оценивание.


67

Тема:

Лиро-эпика. Поэма.



Подтема:

Гармония стиха с игрою мысли ясной.



Основные понятия:

выразительное чтение стихотворного текста наизусть: четкость и правильность речи, её эмоциональность, актерское мастерство.

Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Человековедение. (Развитие уверенности в себе, своих силах.)




На уроке используется:

- учебник.

Литературная гостиная. Зачетный урок.

Отработка навыков выразительного чтения наизусть.




Ученик отвечает выразительное чтение стихотворения или поэмы наизусть (по собственному выбору или вытягивает билет).

ДЗ Поисковое задание на 68 урок: найти определения комедии, трагедии, драмы. ПТ упр. 188.




Выразительно читает наизусть стихотворение.
Формирующее оценивание:

ученики самостоятельно оценивают выступления одноклассников, исходя из критериев правильности речи, четкости, выразительности, эмоциональности, актерского мастерства читающего.



68 –

69

Тема:

Весь мир – театр.



Подтема:

Е.Шварц «Голый король».



Основные понятия:

драма как род литературы; драматическое произведение, действующие лица, реплика; диалог, монолог, ремарка; акт, действие, явление.



Сквозные темы:

  • Информационная среда.

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Диалог. Монолог.)

Искусство.


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь уроки 67 – 69.

Введение понятия драма, пьеса, драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Строение пьесы, постановка.

Перекличка драматического рода с другими видами искусства: музыкой, живописью, фотографией.

Знакомство с личностью Е.Шварца и его комедией «Голый король». Сравненеие сказки Андерсена «Свинопас» и пьесы Шварца. Как проявляют себя в произведениях авторы?

Творческая работа в группах: постановка отрывка комедии, проработка эскизов костюмов, работа над изображаемыми характерами. (ПТ упр. 190, 193)


Комментированное чтение статей учебника, ответы на вопросы по прочитанному.

Итоги поисковой работы по драматическим жанрам. Запись/ корректировка выводов в ПТ упр.188.

Выразительное чтение по ролям отрывка комедии «Голый король». Комментарии к прочитанному. Ответы на вопросы.

Творческая работа в группах по постановке отрывка комедии.

ДЗ Приготовиться к выступлению.


Использует словари, библиотечный каталог и Интернет для получения необходимой информации.

Читает драматический текст по ролям бегло и осмысленно.



Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Текущее оценивание.



70

Тема:

Литература как вид искусства.



Основные понятия:

литература как словесное искусство; литература и другие виды искусства.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство.




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 70.

Подведение итогов творческой работы в группах.

Обобщение изученного за год материала по вопросам, приведенным в ПТ.


Выступление групп учеников с инценировкой отрывков комедии Е.Шварца «Голый король».

Работа по вопросам ПТ урока 70.



Выступает перед одноклассниками с инсценировкой драматического отрывка.

Формирующее оценивание: оценивание своей работы за год по вопросам в ПТ урока 70.




<< предыдущая страница