Учебник для 6 класса, avita, 2013. Моисеева Е. Литература. Рабочая тетрадь для 6 класса, avita, 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 1 273.29kb.
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 2 394.79kb.
Учебник для 9-го класса. М.: «Баласс», 2008.; Лебедев Ю. В. 1 188.41kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающему миру» для 1 класса 2 1076.22kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по предмету «русская литература» для 9 класса 2 416.06kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Дома Дружбы «Ярославль Пуатье» 1 127.65kb.
- 4 1234.94kb.
Учебник для 6 класса, avita, 2013. Моисеева Е. Литература. Рабочая тетрадь для 6 - страница №1/3



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

VI КЛАСС
Учитель: Е. Моисеева

Учебный год: 2013/2014

Количество часов: 2 часа в неделю, всего 70 часов
Использованная учебная литература:

1. Моисеева Е., Степанищева Т. Литература. Учебник для 6 класса, AVITA, 2013.

2. Моисеева Е. Литература. Рабочая тетрадь для 6 класса, AVITA, 2013.

3. Valdkonnaraamat VENE KEEL JA KIRJANDUS



http://www.oppekava.ee/index.php/P%C3%B5hikooli_valdkonnaraamat_VENE_KEEL_JA_KIRJANDUS

4. аудиохрестоматия.рф


Сквозные темы

Сквозные темы государственной программы обучения для основной школы: 1) «Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры», 2) «Окружающая среда и устойчивое развитие», 3) «Гражданская инициатива и предприимчивость», 4) «Культурная идентичность», 5) «Информационная среда», 6) «Технология и инновация», 7) «Здоровье и безопасность», 8) «Ценности и нравственность».


Учебные результаты

  1. Чтение

Учащийся, окончивший 6-й класс:

  • прочитал по меньшей мере 8 литературных произведений (книг), принадлежащих к различным жанрам;

  • читает литературный текст бегло и осмысленно;

  • знает авторов и содержание прочитанных произведений;

  • знакомит учащихся с прочитанным произведением и делится своими впечатлениями и переживаниями по поводу прочитанного.




  1. Пересказ прочитанного

Учащийся, окончивший 6-й класс:

  • пересказывает содержание прочитанного текста кратко;

  • пересказывает прочитанный текст по плану.




  1. Осмысление и анализ текста

Учащийся, окончивший 6-й класс:



  • составляет план художественного текста, используя вопросы, утверждения или ключевые слова

  • определяет тему и основную мысль текста;

  • различает главных и второстепенных героев произведения;

  • понимает суть конфликта между литературными героями и причины его возникновения;

  • высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.




  1. Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка

Учащийся, окончивший 6-й класс:

  • знает изобразительно выразительные средства литературы: эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения, сравнения; а также понятия рифма и размер стиха;

  • использует в собственных текстах изобразительно-выразительные средства.




  1. Творческая деятельность и выступление перед аудиторией

Учащийся, окончивший 6-й класс:

  • пишет различные творческие работы, в том числе описательный и повествовательный текст и короткий отзыв о прочитанном произведении;

  • читает наизусть стихотворение, короткий прозаический текст или ролевой текст драматического произведения;

  • выступает перед одноклассниками с чтением собственного текста.


Примечание

Данная рабочая программа составлена с учетом того, что каждая школа вырабатывает программу, ориентируясь на свой профиль. Учитель может выбирать подтемы, виды учебной деятельности, учебно-содержательный материал и осуществлять дифференцированный подход в обучении, исходя из особенностей школьной программы и подготовленности класса. При разработке предлагаемого варианта рабочей программы использовались учебник и печатная тетрадь Моисеевой Е., Степанищевой Т., AVITA, 2013.







Первая

четверть





Вторая

четверть





Третья

четверть





Четвертая

четверть





урока

Тема. Подтема.

Основные понятия

Интеграция со сквозными темами и другими предметами

Учебно-содержательный материал.


Среда

обучения,

методы обучения, ИКТ

Учебная деятельность

Ожидаемые результаты обучения. Оценивание

1.

Тема:

Человек и мир искусства.



Подтема: Искусство видеть и отображать мир.

Основные понятия:

музы; искусство, искусный, связь искусства с жизнью человека; литература.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Обучение в течение жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Виды искусства)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 1.

Постановка целей и задач на учебный год, объяснение, как работать с учебником, печатной тетрадью (ПТ).

Знакомство с главами содержания.

Введение в тему: человек и мир искусства, искусство видеть и отображать мир.

Введение понятий «искусство», «искусный», значение искусства в жизни человека. Знакомство с древнегреческими музами, покровительствующими искусствам и наукам.

Творческая работа: рассказ о самом памятном дне прошедшего лета в одной из форм: написать сочинение, нарисовать картинку, вклеить и объяснить фотографию.



Знакомство у учебником, вступительной статьей, инструкцией, как пользоваться учебником, содержанием. Беседа.

Комментированное чтение вступительной статьи. Ответы на вопросы.

Творческая работа в печатной тетради (ПТ).

ДЗ Закончить творческую работу, подготовить устный рассказ на основе своего материала.




Ученик может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.

Формирующее оценивание: ученики оценивают на основе критериев, предложенных учителем, свою готовность к занятиям в школе, желание познать новое; определяют свои ожидания.

2

Тема:

Живое полотно.



Подтема:

Живопись. Виды живописи.



Основные понятия:

живопись, зрительный образ, манера письма, пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная живопись; шедевр.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Живопись как вид искусства.)

Русский язык. (Ассоциативный ряд, состав слова, корень слова, лексическое значение слова.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 2,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.



Стадия вызова: определение лексического значения слова «живопись» на основе ассоциативного ряда и состава слова.

Знакомство с понятием «живопись», видами и жанрами живописи, представленными в учебной статье.

Интерпретация и сопоставление картин на один сюжет, но написанных в разной манере: Г.Мясоедов «Страдная пора» и К.Малевич «Уборка ржи».

Работа в парах по заполнению кластеров на основе статьи, по определению жанра картин, предложенных в ПТ упр. 8-9; объснение своего решения.

Выводы на основе проделанной работы.



Стадия вызова выполняется в ПТ упр.4-7.

Комментированное чтение статьи. Устная работа по описанию картины, её интерпретации; сравнение картин на одну тему.

Работа в парах: заполнение кластеров на основе прочитанной статьи учебника. Представление результатов своей работы.


Ученик умеет сосредоточенно выполнять учебные задания. Умеет под руководством учителя применять правила логики при решении задач для разных сфер жизни.

Формирующее оценивание: самооценка учеников работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились; : |

выполенено с ошибками;  - с заданием не справился.)


3

Тема:

Живое полотно.



Подтема:

К.Г.Паустовский «Искусство видеть мир» (отрывок о встрече с художником).



Основные понятия:

словесная картина, цветовая палитра, сравнение, олицетворение, эпитет.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение жизни и планирование карьеры.

  • Ценности и нравственность.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Имя прилагательное. Тип речи – описание.)

Искусство. (Профессия художника.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 3.

Знакомство с писателем К.Г.Паустовским. Беседа на основе статьи о том, какими знаниями должен обладать писатель, чтобы достичь мастерства.

Темы обсуждения: каким видят мир художники, чем необычен этот взгляд, чему художники могут научить людей; литература и другие виды искусства. Анализ того, как писатель словесно передает картины состояния природы, какие средства при этом использует.


Комментированное чтение статьи о К.Г. Паустовском. Выразительное чтение отрывка очерка. Анализ прочитанного. Ответы на вопросы.

Письменная работа в ПТ.



ДЗ Поисковое задание: найдите и запишите кратко, в виде плана для выступления,

сведения о жизни и творчестве И. И. Левитана.



Индивидуальное задание:

Подготовить к пересказу статью учебника с. 17 (История Третьяковской галереи). Подготовить виртуальную экскурсию по залам галереи, продемонстроваве на слайдах 8–10 картин из тех, которые хранятся в музее.



Читает литературный текст бегло и осмысленно. Видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям.

Знает изобразительно-выразительные средства литературы: сравнение, эпитет, олицетворение.



Текущее оценивание.


4

Тема:

Живое полотно.



Подтема:

Сокровищницы культуры. Третьяковская галерея.

Творческая мастерская по картине И.И.Левитана «Над вечным покоем».

Основные понятия:

интерпретация художественного полотна; пейзаж.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение жизни и планирование карьеры.

  • Информационная среда.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Пейзажи И.Левитана.)

Природоведение. (Гармония человека и природы. Идея о единстве человека и природы.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 4,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран.

Знакомство с Третьяковской галереей как сокровищницей культуры, её историей и создателем (учебник с.17).

Знакомство с художником И.Левитаном.



Стадия вызова: собственная интерпретация картины «Над вечным покоем»: какие ощущения вызывает у вас картина, что вы чувствуете, глядя на неё.

Осознание впечатлений, которые производит картина, способов создания этих ощущений.

Просмотр документального фильма «История одного шедевра», картина «Над вечным покоем» Левитана. Обучение интерпретации художественного полотна.

Соединение в рассказе живописи, музыки, поэзии.



Выступления учеников о художнике (итоги домашнего поискового задания), презентация о залах галереи.

Прослушивание и просмотр лекции В.Татарского об истории создания картины, размышлениях художника (11мин. 39 сек).

Самостоятельная творческая работа по картине (ПТ).

ДЗ Закончить творческую работу.




Пересказывает прочитанный текст по плану.

Воспринимает на слух содержание разнообразных аудиотекстов.

Пишет различные творческие работы, в том числе описательный и повествовательный текст.

Формирующее оценивание: самооценивание учениками итогов поисковой домашней работы, презентации по теме на основе критериев, предложенных учителем.

Учитель оценивает творческую работу с точки зрения содержания, стиля и композиции. Грамматические ошибки исправляются, но не учитываются.


5

Тема:

Живое полотно.



Подтема:

О.Генри «Последний лист».



Основные понятия:

живопись, творческая личность, шедевр, сила искусства.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Здоровье и безопасность.

  • Ценности и нравственность.

Интеграция с другими предметами:

Человековедение. (Человек перед выбором: жить для себя или дарить радость другим.)

Искусство. (Живопись.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 5.

Знакомство с элементами биографии О.Генри. Навыки рисования, приобретенные писателем в детстве, которые отразились на стилистике произведений. Обсуждение: какие достоинства человека О.Генри считал самыми главными.

Основные темы рассказа О.Генри «Последний лист»: тема дружбы, умения преодолевать жизненные трудности, самопожертвования. Определение значения искусства в жизни человека.


Чтение и беседа по статье о Генри.

Чтение новеллы учителем с остановками и предположениями учеников о дальнейшем развитии событий. Ответы на вопросы учебника по тексту.

Письменные выводы по уроку в ПТ упр.14-16.

ДЗ Интерпретации картины Н.Г. Шильдера «Искушение» (ПТ упр. 17)



Характеризует героев, сравнивает их.

Ценит умение ставить себя в ситуацию другого человека, понимать его чувства, ценит эмпатию.



Текущее оценивание.


6

Тема:

Каменная летопись истории.



Подтема:

Архитектура, скульптура, рельеф как виды искусства.



Основные понятия:

летопись, архитектура, рельеф, скульптура, ваятель, зодчество.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Информационная среда.

  • Технология и инновация.

Интеграция с другими предметами:

Искусство.

Русский язык. (Лексическое значение слова. Орфография.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 6,

- компьютерный класс.



Стадия вызова: рассмотрите иллюстрацию с изображением здания Третьяковской галереи. В чем необычность этого здания? (учебник с. 17)

Знакомство с понятиями архитектура, рельеф, скульптура и средствами выражения творческой мысли в данных видах искусства.

Рассуждение о том, почему архитектуру называют каменной летописью истории. Прошлое, современность, будущее, заключенные в архитектуре, скульптуре.

Отражение особенностей исторических эпох в архитектуре и скульптуре.

Групповая работа с лексикой урока.


Интерпретация иллюстрации. Комментированное чтение статьи учебника.

Работа с текстом статьи, выписывание основных положений. (ПТ упр. 18, 19)

Групповая работа по поиску определений к терминам, связанным с темой (ПТ упр. 20). Работа с электронным словарем gramota.ru.

Запись итогов поисковой работы в ПТ . Обсуждение полученных результатов.

ДЗ Выучить правописание слов, использованных на уроке: архитектура, скульптура, рельеф, горельеф, барельеф, ваятель, декоративный, инженер, интуиция, монументальный, осязание, технология, фактура, зодчество, памятник. Подготовиться к словарному диктанту (пишется на уроке русского языка).

Творческое задание: сделать фоторепортаж о памятниках и архитектуре вашего города (вопр. 5 с.19 учебника). Подготовить презентацию снимков.


Бегло и осознанно читает текст доступной степени сложности.

Использует словари, библиотечный каталог и Интернет для получения необходимой информации.



Формирующее оценивание: самооценка учеников работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились; : |

выполенено с ошибками;  - с заданием не справился.)


7

Тема:

Каменная летопись истории.



Подтема:

К.Г.Паустовский «Искусство видеть мир» (отрывок об архитектуре).



Основные понятия:

архитектура, скульптура, гармония, пропорция.


Сквозные темы:

  • Технология и инновация.

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Художественная фотография.)

Математика. (Пропорция, геометрические фигуры, объемные фигуры.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 7,

- компьютер, проектор, экран.

Беседа об архитектуре и памятниках родного города на основе фоторепортажей учеников.

Знакомство с Эрмитажем как сокровищницей культуры (просмотр документального фильма, 09:51).

Словесное описание архитектуры и скульптуры. Анализ отрывка рассказа Паустовского «Искусство видеть мир».


Представление фоторепортажей учеников об архитектуре и памятниках города. (Учащиеся узнают места города.)

Беседа на основе документального фильма об Эрмитаже, чтение статьи учебника о музее.

Выразительное чтение отрывка рассказа К.Г.Паустовского. Сопоставление информации фильма и рассказа.

ДЗ Поисковое задание: узнать, что олицетворяли собою три грации в древнеримской мифологии, средневековом искусстве. Узнать, какие статуи украшают крышу Зимнего дворца. (ПТ упр. 23, 24)



Расширяет свой кругозор, обогащает духовный и эмоциональный мир.

Видит позицию автора по отношению к изображаемым событиям.



Формирующее оценивание: ученики оценивают выступления одноклассников, выбирают самую удачную, на их взгляд, фотоподборку, объясняют свой выбор.

8

Тема:

Каменная летопись истории.



Подтема:

А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок из поэмы).



Основные понятия:

скульптура, стихи, стихотворный размер.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Культурная идентичность.

Интеграция с другими предметами:

История. (Петр I, Екатерина II.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 8.

Знакомство с элементами биографии А.С.Пушкина. Сравнение Петербурга и Москвы, основные отличия Петербурга того времени, отмеченные Пушкиным.

История создания памятника Петру I (ПТ).

Учитель читает отрывок из поэмы «Медный всадник». Анализ отрывка.



Сообщения учеников по итогам поискового домашнего задания.

Выразительное чтение статьи учебника, ПТ.

Беседа по прочитанному.

Ответы на вопросы после текста поэмы.

Отработка выразительного чтения отрывка.

ДЗ Выучить отрывок наизусть, подготовить его к выразительному чтению.

Поисковое задание: выясните, с какой целью на крыши в средневековье ставили флюгеры. (ПТ упр.26)


Понимает образный язык произведения словесного творчества.

Усвоил технику выразительного чтения, бегло и осознанно читает текст доступной степени сложности.



Текущее оценивание.

9

Тема:

Каменная летопись истории.



Подтема:

Ю.Куускемаа «Заслуги Старого Тоомаса».



Основные понятия:

легенда, научно-популярная литература.


Сквозные темы:

  • Гражданская инициатива и предприимчивость.

  • Культурная идентичность.

Интеграция с другими предметами:

История. (История Старого города Таллинна)

Русский язык. (Научно-популярный стиль речи, художественный стиль.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 9.

Знакомство с личностью Ю.Куускемаа.



Стадия вызова: что вы знаете о флюгере Старый Тоомас?

Чтение отрывка из книги «Легенды и были Старого Таллинна» Ю.Куускемаа, обсуждение прочитанного.

Творческая работа в парах по сравнению изображений скульптур флюгера разных времен.

Обобщение и письменные выводы.



Чтение статьи учебника.

Сообщения учеников по итогам поискового домашнего задания о прямом назначении флюгера.

Чтение текста о Старом Тоомасе. Беседа по вопросам.

Творческая работа в парах: сравнить изображение Старого Тоомаса – дедушки и сына. (ПТ упр.27). Сделать письменный вывод о том, свидетелем каких исторических событий стал флюгер.

ДЗ На перспективу: прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Соловей».


Осмысленно читает и распознает тексты разных стилей и жанров; выполняет задания к ним.

Целенаправленно извлекает информацию из текстов различных стилей и жанров, из справочной литературы.



Формирующее оценивание: ученики оценивают свою работу на уроке и дома по критериям, предложенным учителем.


10

Тема:

Гармонией наполненные звуки.



Подтема:

Музыка как вид искусства.



Основные понятия:

музыка, гармония, ритм, мелодия, песня, особенность музыкального искусства.


Сквозные темы:

  • Культурная идентичность.

  • Обучение в течение всей жизни.

Интеграция с другими предметами:

Музыка. (Музыка природы. Музыка, созданная человеком. Жанр песни. Ритм. Мелодия.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 10,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки, проектор, экран.



Стадия вызова: любите ли вы музыку, какая музыка вам нравится? (ответы даются письменно, а потом озвучиваются (ПТ упр. 29)).

Введение понятия искусство музыки, средства создания музыкального произведения, взаимосвязь музыки с жизнью человека. Образы, рождающиеся в воображении человека.

Творческая работа, аудирование:

прослушивание колыбельных песен «Умка ищет друга», «За печкою поет сверчок»; трудовая песня («Эй, ухнем!»). Беседа о восприятии произведений, их значении в жизни людей.

Обобщение и выводы.


Выявление опыта общения с музыкальным искусством, пояснение своих вкусов.

Комментированное чтение статьи учебника.

Беседа по вопросам.

Работа с заданиями ПТ упр. 30-33 (Письменное обобщение опыта и знаний, приобретенных на уроке).

ДЗ прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Соловей».


Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.

Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)



11-

12

Тема:

Гармонией наполненные звуки.



Подтема:

Г.Х. Андерсен «Соловей».



Основные понятия:

искусство настоящее и ложное, искусственность и искусность.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Ценности и нравственность.

  • Технологии и инновации.

Интеграция с другими предметами:

Русский язык. (Антонимы, паронимы. Определение. Тип речи – описание.)

Биология. (Птицы и их пение. Соловей.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 11-12.

Стадия вызова: что вы знаете о Г.Х.Андерсене и его творчестве? Какое произведение писателя читали в 5 классе? О чем оно?

Знакомство с элементами биографии Г.Х.Андерсена: каковы были предпосылки к тому, чтобы он стал писателем.

Дифференцированный подход к работе с текстом в зависимости от уровня класса.

Обсуждение тем: искусственное и естественное пространства сказки, их наполнение; красота внешняя и внутренняя; характеристика императора, его приближенных, настоящего и искусственного соловьев; материальные и духовные ценности человеческой жизни. Выявление проблематики произведениия, выводы по прочитанному.



В сильном классе: уроки по сказке начинаются с теста на знание текста (ПТ упр.34), далее беседа по произведению на основе теста и вопросов. Ответы подкрепляются текстом произведения (зачитываются отрывки).

В слабом классе: учитель читает текст с остановками; комментарии даются по ходу чтения. Учитель акцентирует внимание на отрывках, где содержатся ответы на вопросы. Ученики после прочтения и работы с текстом выполняют тест ПТ упр. 34

Творческое задание в обеих группах, если есть ученики, занимающиеся музыкой: сравнить механическое и живое звучание классических произведений.

Знает авторов и содержание прочитанных произведений.

Различает главных и второстепенных героев произведения,

характеризует героев, сравнивает их.

Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении, опираясь на примеры из текста и личный жизненный опыт.



Текущее оценивание.

Оценка теста на знание и понимание текста.

13

Тема:

Гармонией наполненные звуки.



Подтема:

К.Г.Паустовский «Старый повар».



Основные понятия:

феномен, игра воображения, художественный образ, соединение разных видов искусства.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Информационная среда.

Интеграция с другими предметами:

Музыка. (Жизнь и творчество В.А.Моцарта.)

Искусство. (Зарисовка картин, которые представляются в воображении при прослушивании музыки.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 13,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки.

Знакомство с элементами биографии Моцарта, отличительными чертами его творчества. Обращение К.Г.Паустовского к образу композитора.

Анализ произведения, беседа на темы сопереживания, самопожертвования, помощи другому человеку; можно ли считать поступок старого повара, когда он украл тарелку, грехом, почему; волшебная сила искусства. Выводы о значении музыки в жизни человека.

Творческая мастерская.


Чтение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа «Старый повар», ответы на вопросы после текста.

Творческая мастерская: прослушивание Симфонии № 6 Моцарта. Запись ощущений, которые испытывают ребята во время звучания мелодии. Зарисовка образов, которые навеяла музыка. (ПТ упр. 35)

ДЗ Закончить творческую работу, приготовиться читать её перед классом.

Индивидуальное поисковое задание: ПТ упр. 36. Узнать, как назывались в элементы театра, указанные на гравюре театра Диониса в Афинах. (источник: И.М.Тронский «История античной литературы», глава «Афинский театр»)


Высказывает собственное мнение о прочитанном произведении,

пишет различные творческие работы.



Формирующее оценивание: ученики оценивают свою работу на уроке по критериям, предложенным учителем.



14

Тема:

«Театр уж полон; ложи блещут».



Подтема:

Драматическое искусство.



Основные понятия:

орхестра, парод, места для зрителей, эстрада, хор, скена; драматург, режиссер, актер, художник, композитор, спектакль; катарсис.


Сквозные темы:

  • Информационная среда.

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Технология и инновация.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Декорации.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь 14.

Подведение итогов по творческой работе предыдущего урока. Выводы о том, насколько разные образы рождаются в воображении от прослушивания одного музыкального произведения.



Стадия вызова: обращение к личному опыту общения учеников с театром: были ли они в театре, как часто, что понравилось, какие постановки запомнились.

Знакомство с историей возникновения театра, театр в Древней Греции и Риме.

Знакомство с современными театральными профессиями, процессом создания спектакля. Введение и пояснения понятия «катарсис».

По возможности: посетить театральную постановку.


Выступление учеников (по желанию) с собственными текстами, созданными на основе впечатлений от прослушанной музыки.

Беседа о театре на основе личного опыта.

Чтение статьи учебника до слов «Современный театр...». Проверка выполнения поискового задания: определение и запись элементов древнегреческого театра (ПТ упр.36).

Продолжение чтения статьи, беседа о современных театральных специальностях, заполнение таблицы в тетради (ПТ упр. 37)

Запись определения слова «катарсис».

ДЗ Посетить на каникулах театр, подготовить устный рассказ о своем культурном походе.



Индивидуальное поисковое задание: найдите информацию о жизни актрисы В.Ф.Комиссаржевской. (ПТ упр. 41)

Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.

Целенаправленно извлекает информацию из текстов различных стилей и жанров, из справочной литературы.

Умеет сосредоточенно выполнять учебные задания.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

Оценка учителем выполнения творческого задания (грамматические ошибки исправляются, но не учитываются).


15

Тема:

«Театр уж полон; ложи блещут».



Подтема:

А.Я.Бруштейн «Дорога уходит в даль…».



Основные понятия:

катарсис, актеры - герои -зрители; внутренняя жизнь героя, как она передается игрой актера; рассказ в рассказе.


Сквозные темы:

  • Ценности и нравственность.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Человековедение. (Эмпатия.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 15.

Стадия вызова: впечатления о спектакле, который посмотрели во время каникул.

Знакомство с личностью А.Бруштейн и её трилогией.

Обсуждение конфликта, который передается в произведении (семья, отношения между членами семьи); сочувствие и сопереживание читателя как познание самого себя и самовоспитание. Выводы: какие отношения в театре возникают между актерами - героями – зрителями; что понимает зритель после просмотра спектакля.


Беседа на основе личных впечатлений.

Чтение статьи учебника.

Выразительное комментированное чтение отрывка трилогии. Беседа по вопросам после текста.

Результаты поискового индивидуального задания: сведения о Комиссаржевской, подготовленные ребятами, запись другими учениками положений в тетрадь. Работа в ПТ упр. 39 – 41.

ДЗ на перспективу: найдите и прочитайте полностью сценарий Е.Шварца «Золушка».


Понимает суть конфликта между героями и причины его возникновения.

Текущее оценивание.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.



16

Тема:

«Пируэт и еще пируэт».



Подтема:

П.И.Чайковский «Лебединое озеро».



Основные понятия:

балет, либретто, пантомима, танец, хореограф, драматические картины.

Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Технология и инновация.

Интеграция с другими предметами:

Музыка. (Симфоническая музыка для балета. П.И.Чайковский.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 16,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, колонки.



Стадия вызова: знакомы ли ученики с балетом, были ли на спектакле; что знают о балете.

Знакомство с историей балета, особенностями искусства, процессом создания спектакля.

Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Знакомство с либретто к спектаклю, поставленному на сцене театра «Эстония»: действующие лица спектакля, развитие сюжета, основной конфликт.

Просмотр отрывков балета «Лебединое озеро». (43:00 – 1:00:30; с 1:30:00 – 1:45:00) (выбирается часть отрывка для демонстрации)



Беседа на основе собственного опыта учеников. Чтение статьи учебника с остановками и комментариями. Параллельное заполнение письменных заданий в ПТ упр. 42 – 44.

Выразительное чтение либретто балета «Лебединое озеро», беседа по вопросам.

Просмотр отрывков балета, беседа об увиденном.

ДЗ Посмотреть балет полностью. Выполнить письменно задания в ПТ упр. 45 – 46.

Прочитать в учебнике статью о театре «Эстония».


Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.
Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, предложенных учителем.

17

Тема:

«Волшебный луч в кромешной тьме».



Подтема:

Киносценарий Е.Шварца «Золушка».



Основные понятия:

кинематограф, тапер, режиссер, съемочная группа, кинооператор, актер; сценарий.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Технология и инновация.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Декорации.)





На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 17-18,

Стадия вызова: любите ли вы смотреть кино, почему; что вы знаете о процессе создания фильма; каких режиссеров, актеров вы знаете? ПТ упр. 50, 51)

Знакомство с историей кинематографа, процессом создания фильма, отличительными чертами данного вида искусства.

Выявление пересечений разных видов искусства с искусством кино, запись выводов (ПТ упр.47 – 49)

История создания фильма «Золушка».

Вспомнить сказку Ш.Перро «Золушка». Сценарий к фильму, написанный Е.Шварцем.


Беседа на основе личного опыта.

Комментированное чтение статьи, запись основных положений в ПТ.

Чтение истории создания фильма «Золушка».

Чтение по ролям отрывка сценария к фильму. Обсуждение прочитанного по вопросам.

ДЗ Посмотреть фильм-сказку «Золушка» полностью.


Расширяет свой кругозор, обогащает духовный и эмоциональный мир.

Может осознанно рассказывать и писать о пережитом и увиденном.

Выразительно читает текст по ролям.

Характеризует героев, сравнивает их.


Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)



Текущее оценивание.

18

Тема:

«Волшебный луч в кромешной тьме».



Подтема:

Киносценарий Е.Шварца «Золушка».



Основные понятия:

киносценарий, сценарист, режиссер, кинооператор, актер; действующие лица, реплика, характеристика героя.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Ценности и нравственность.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Декорации.)

Человековедение. (Взаимоотношения с другими людьми. Нравственные достоинсвтва человека.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 17-18,

- компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, колонки.



Просмотр отрывков фильма 1947 г.

1. Монолог Золушки у очага после пения до прихода мачехи.

2. Диалог Феи-крестной и Золушки при встрече в саду.

3. Первая встреча короля и Золушки во дворце.

4. Пребывание Принца и Золушки в волшебной стране; впечатления гостей от увиденного в этой стране.

5. Речь Мачехи после того, как Золушке удалось надеть туфельку Анне.

6. Финальная речь Короля.

Беседа о просмотренном на основе вопросов учебника. Обсуждение тем: человеческие достоинства и пороки; красота внешняя и внутренняя; вера в торжество справедливости; трусость и угодничество как вневременные явления.

Обобщение и выводы: творческая работа в ПТ.


Просмотр отрывков фильма. Ответы на вопросы учебника по просмотренным отрывкам.

Творческая работа-обобщение в парах (ПТ упр. 52): узнать по фотографии героя, записать имя актера, играющего его (поисковое задание), дать краткую характеристику персонажу по образцу.

ДЗ Закончить творческую работу, дополнив её самостоятельно найденной информацией.


Характеризует героев, сравнивает их.

Понимает суть конфликта между литературными героями и причины его возникновения.

Пишет различные творческие работы.

Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, выработанных учителем.

Оценивание учителем работы в ПТ (характеристики героев сказки).


19

Тема:

Литература как вид искусства.

Говорящая живопись. Подтема:

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…».



Основные понятия:

пейзаж, средства и приемы выразительности: метафора, сравнение, антитеза, повтор, эпитет, олицетворение.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Окружающая среда и устойчивое развитие.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Пейзаж.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 19.

Введение понятия «литература как вид искусства», переплетение таких видов искусства, как живопись, музыка, литература (поэзия). На примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою...» и картины И.Шишкина «Зима» различение словесных и живописных образов.

Введение понятий средств и приемов выразительности, практикум по выявлению тропов в произведениях.


Комментированное чтение статьи учебника с остановками и выполенением заданий, наблюдениями над приведенными примерами.

Письменная работа в ПТ упр. 53 – 55 (составление словаря тропов, заполнение таблицы примерами, которые надо найти в следующем упражнении.)

ДЗ Найти самостоятельно и прочитать повесть А.С.Пушкина «Метель».


Знает изобразительно-выразительные средства литературы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, антетезу; находит их в тексте.

Формирующее оценивание:

Самооценка работы в ПТ ( отмечаются задания, с которыми полностью справились;

: | выполенено с ошибками;

 - с заданием не справился.)



20


Тема:

Говорящая живопись.



Подтема:

А.С.Пушкин «Бесы».



Основные понятия:

персонаж стихотворения, образные средства выразительности и их роль в произведении.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

  • Культурная идентичность.

Интеграция с другими предметами:

Музыка. (Вальс Г.Свиридова «Метель».)

Русский язык. (Лексическое значение слова.)


На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 20,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки.

Знакомство с историей создания стихотворения «Бесы» А.С. Пушкина.

Выразительное чтение стихотворения учителем. Работа с названием произведения, сюжетом, в нем отраженном.

Выявление в стихотворении образных средств языка, определение их роли в создании эмоциональной и образной картины произведения.

Прослушивание романса Г.Свиридова «Метель», сопоставление стихотворения и музыки, повести А.С. Пушкина «Метель».



Чтение статьи учебника.

Прослушивание стихотворения «Бесы» в исполнении учителя.

Ответы на вопросы учебника.

Выразительное чтение стихотворения учениками с передачей эмоций, заложенных в тексте.

Работа в ПТ упр. 56-57.

ДЗ На перспективу: найти и прочитать феерию М.Метерлинка «Синяя птица».



Знает изобразительно-выразительные средства литературы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, антетезу; находит их в тексте.

Усвоил технику выразительного чтения.



Формирующее оценивание: самооценка работы на уроке на основе критериев, выработанных учителем.

21

Тема:

Говорящая живопись.



Подтема:

М.Ю.Лермонтов «На севере диком…»



Основные понятия:

антитеза, олицетворение, сравнение; пейзаж, лирический герой.


Сквозные темы:

  • Обучение в течение всей жизни и планирование карьеры.

Интеграция с другими предметами:

Искусство. (Пейзаж, холодные краски.)




На уроке используется:

- учебник,

- печатная тетрадь урок 21,

- компьютер с выходом в Интернет, колонки, проектор, SMART–доска.

Стихотворение звучит в исполнении Ю.Томошевского.

Знакомство с историей создания стихотворения «На севере диком...».

Обсуждение темы одиночества человека, мира мечты и реальности; идея о единстве человека и природы.

Определение пространств стихотворения и того, что их наполняет (ПТ упр. 58). Анализ стихотворения на основе образных средств языка. Стихотворение Лермонтова выводится на SMART–доску, в нем делаются необходимые подчеркивания и выделения. Картина И.Шишкина «На севере диком...» Сравнение стихотворения и картины. Выводы о том, как раскрывается тема одиночества человека в стихотворении и картине.



Прослушивание стихотворения Лермонтова в исполнении Ю.Томошевского.

Комментированное чтение статьи учебника.

Выразительное чтение стихотворения учениками. Ответы на вопросы.

Творческое задание: нарисовать картину, которую во сне видит сосна.

ДЗ Выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком» (стихотворение сдается во внеурочное время или на итоговом уроке по теме).

Найти и прочитать феерию М.Метерлинка «Синяя птица».



Знает изобразительно-выразительные средства литературы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, антетезу; находит их в тексте.

Усвоил технику выразительного чтения.



Текущее оценивание.

22



следующая страница >>