Учебник Агибалов Е. В. Донской Г. М. История средних веков. 6кл. М.: Просвещение, 2010. Количество часов в неделю: 2 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебник Агибалов Е. В. Донской Г. М. История средних веков. 6кл. М.: Просвещение - страница №1/1

Содержание учебного материала.

Курс-история

Класс – 6

Учебник - Агибалов Е.В. Донской Г.М. История средних веков. 6кл.— М.: Просвещение, 2010.

Количество часов в неделю: 2

Количество часов I полугодии: 30



Основные содержательные линии

Тема

Кол-во часов

Знать/понимать, уметь, использовать

Средства обучения

Виды контроля





Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Введение

1

Называть хронологические рамки средневековья, основные периоды, основные виды исторических источников.

-карты

-атлас


-картины

С.6 -8

1

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




14
















1) Западная и Центральная Европа в

VI-XI вв.



5













Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Гунны.

Франкское государство. Франки (расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство). Появление государства. Феодалы и крестьяне. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Христианская церковь в раннее средневековье. Организация церкви.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Англия в раннее средневековье; англосаксы и нормандское завоевание. Ранние славянские государства. Просветители славян- Кирилл и Мефодий. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Аграрное производство. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.








Основные понятия и термины: монархия, политическая раздробленность, аграрное общество, натуральное хозяйство, иерархия (феодальная, церковная), феод. отношения, король, феод, вотчина, донжон, майордом, сеньор, вассал, герцог, граф, барон, династия.

Даты: конец IV-VII вв. 476, 486, 500, 955, 962, 1018, 1066.

Называть имена наиболее известных представителей:а) Аттила, Хлодвиг, Карл Мартел, Пипин Короткий, Карл Великий, Оттон I, Альфред Великий, Вильгельм I Завоеватель, Мешко I, Болеслав I Храбрый.

б) Кирилл и Мефодий в) Алкуин



Показывать на исторической карте

-расселение германских племен к началу VI в. (Варварские королевства);

- территорию государства франков при Хлодвиге;

- направление походов Карла Великого, границы Франкской империи при Карле Великом;

- папскую область;

- территорию славянских государств в XI в.

- Великое переселение народов. Появление государства у франков. Карл Великий и его империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и нормандское завоевание.


-карты

-атлас
-картины


-аппликации


Сам\раб

2




2)Византийская империя в

IV-XI вв.



2













Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры.

Культура Византии. Вторжение славян и арабов.








Основные понятия и термины: василевс, патриарх, мозаика, смальта, икона.

Даты:

395, 527-565, сер.VII в.; к.IX –нач.XI вв.;



Называть имена наиболее известных представителей:

-Юстиниан, -Василий I Болгаробойца,

-Прокопий Кесарийский.

Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:

-вторжение славян и арабов.



Составлять описание:

а) храма Святой Софии,

б) иконы Владимирской богоматери.

Называть:

а) особенности власти императора (василевса)



Показывать на исторической карте:

- Территорию Восточной империи в IV в.;

- территорию Византии к 527 г., завоевание Юстиниана и границу Византийской империи к 565 г.,

- вторжение соседних племен в Византийскую империю в VI-XI вв.,

- Византийскую империю к к.XI в.

-карты


-атлас
-картины
-аппликации





3





3) Арабы в VI – XI вв.





1













Расселение, Занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевание арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.








Основные понятия и термины: Ислам, Мусульмане, Коран, шариат, халиф, эмир – наместник провинции в Арабском халифате; кади – духовный судья мусульман; мечеть, минарет; арабески.

Даты: 622г. – Хиджра. Переселение Мухаммеда в Мекку. Образование арабского государства. VII – середина VIII вв. – арабские завоевания. Начало IX в. – распад Арабского халифата.

Называть имена наиболее известных представителей:а) Мухаммед;

б) Ибн Сина, Фирдоуси, Аль-Хорезми.



Показывать на исторической карте

-территорию Арабского государства, образованного около 630г.;

- направления основных завоевательных походов;

- место битвы, где франки остановили продвижение арабов;

- границу Арабского халифата в период его расцвета (750);

- границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX в.



Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:

Мухаммед и рождение ислама. Описывать условия и образ жизни, занятия арабов. Составлять описание средневековых памятников: а) Дворец Альгамбра в Гранде; б) мечеть в Кордове.


-карты


-атлас
-картины
-аппликации





4




4)Средневеко-вое европ-кое общество

5













Знать и рыцарство. Феодальное землевладение. Европейское рыцарство (образ жизни и правила поведения). Феодальная знать. Крестьянство. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Средневековый город. Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города-республики.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь.

Крестовые походы. Ереси и преследование еретиков.









Основные понятия и термины: сословие, община, рыцарство, турнир, повинности, барщина, оброк, цех, гильдия, шедевр, ярмарка, ересь, еретик, инквизиция, индульгенция орден.

Даты: 1054 г.; 1077 г.; 1096-1099 гг.; 1204 г.; 1921 г.

Называть имена наиболее известных представителей:

а) Генрих IV; Салах-ад-дин; Фридрих I; Филипп II; Ричард I Львиное сердце.

б) Григорий VII; Иннокентий III; Франциск Ассизский; Доминик де Гусман.

Назвать участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений: Последствие крестовых походов для народов Западной Европы и для народов Ближнего Востока.

Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:

Европейское рыцарство (образ жизни и правила поведения).

Жизнь, быт, труд крестьян. Городское управление. Крестовые походы.

Описывать условия и образ жизни средневековых горожан.

Называть характерные, существенные черты: а) третье сословие городов

б) ценности рыцарства, кодекс рыцарского поведения;



Показывать на исторической карте

- Крупные торгово-ремесленные города;

- крупнейшие ярмарки (Шампань) и торги;

- города и торговые дворы Ганзы;

- первый крестовый поход (1096-1204 гг);

- Иерусалим и границы Иерусалимского королевства в 1120г.;

- Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.);

- территории, захваченные крестоносцами во время четвертого крестового похода.


-карты


-атлас
-картины

-аппликации













Повторение

тем 1-4


1







Сам\раб.


II

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.




15
















1) Госуд - ва Европы в XIII-XVв.

6













Франция. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия;

Генеральные штаты. Образование централизованного государства.



Англия. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Столетняя война. Причины и итоги. Жанна д Арк. Война Алой и Белой розы в Англии.

Обострение социальных противоречий в XIV в. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.



Германские государства в XII-XV вв. территориальное княжества. Натиск на Восток. Союзы городов.

Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста. Сословные монархии. Объединение Кастилии и Арагона.



Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны, их значение.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Византия и южнославянские государства (Болгария, Сербия). Турки – османы и их завоевание на Балканах, Падение Византии.









Основные понятия: централизованное государство, монархия, хартия, парламент. Генеральные штаты, сословная монархия, реконкиста

Даты: 1214 г. – битва при Бувине между французскими и английскими войсками. Победа Филиппа II Августа, 1215 г.; 1265 г.; 1302 г – первые Генеральные штаты во Франции. «Битва шпор» при Курте между французскими рыцарями и ополчением Фландрии; 1309-1377гг. – «Авиньонское пленение пап»; 1337-1453 гг.; 1346.; 1347. – приход в Европу «Черной смерти»; 1356 г.; 1358г.; 1381 г.; 1389 г.; 1415 г.; 1419-1434 гг.; 1429 г.; 1453г.; 1455-1485гг.; 1479г. – объединение Кастилии и Арагона в единое испанское королевство; 718-1492 гг. – Реконкиста в Испании.

Устанавливать последовательность событий Столетней войны, Реконкисты;

Называть имена наиболее известных представителей:

а) Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Людовик XI, Крал Смелый, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Эдуард III, Эдуард – Черный принц, Генрих VII Тюдор, Фердинанд II Арагонский, Изабелла Кастильская;

б) Жанна д Арк, Гильом Каль, Джон Болл, Уот Тайлер, Ян Гус, Ян Жижка.

Назвать участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений: результаты реформ Генриха II. Последствия образования централизованных государств во Франции, Англии, на Пиренейском полуострове. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках: Генеральные штаты во Франции. Великая хартия вольностей. Жанна д Арк. Жакерия. Восстание Уолта Тайлера. Объединение Кастилии и Арагона. Падение Византии.

Называть характерные, существенные черты: политического устройства Англии, Франции.

Показывать на исторической карте

– Владения французского короля в XI в;

- владения крупных феодалов-вассалов короля;

- английские владения во Франции;

- южную границу продвижения английских и бургудских войск в 1429 г.;

- территорию, оставшуюся в руках англичан после окончания войны;

- районы крестьянских восстаний

- территории, присоединенные к владениям французского короля в к. XV в.;

- Кордовский халифат в первой пол. XI в.;

- территории королевств Кастилия и Арагон, Испании к к. XV в.;

- Чешское королевство в нач. XIV в.;

- основные походы таборитов;

- владения турок-османов в сер. XIV в.;

- территория, завоеванные турками-османами к сер. XV в.;


-карты


-атлас
-картины
-аппликации


Сам\раб.








2)Культура стран Европы в XI-XV вв.

4













Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества.

Сословный характер культуры. Быт и праздники.

Наука и образование. Появление университетов. Церковные школы. Развитие знаний и церковь.

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре (архитектура, скульптура, живопись).

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе.

Раннее Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм.







Основные понятия: Возрождение, гуманизм, университет, ректор, магистр, ваганты, школяры, эпос, готика.

Даты: Окт. 1450 (1455) г. – изобретение книгопечатания

Называть имена наиболее известных представителей: Петр Абеляр, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Иоган Гутенберг, Джованни Боккаччо, Алигьери Данте, Франческо Петрарка, Сандро Боттичелли.

Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках: появление университетов. Начало книгопечатания в Европе. Составлять описание: а) романских и готических храмов, отличия христианских храмов от античных особенности изображения библейских сцен в христианских храмах;

б) С. Боттичелли «Рождение Венеры»



Показывать на исторической карте: - города, где появились университеты;

- центры культуры эпохи Возрождения.


-карты


-атлас
-картины
-аппликации





7




Восток в средние века

3













Османская империя. Завоевания турок-османов, образование империи. Управление империей. Положение покоренных народов.

Китай. Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей.

Индия. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат.

Культура народов Востока.

Культура правителей и культура подданных.



Традиционные искусства и ремесла.

Архитектура. Литература (поэзия).









Основные понятия и термины: султан, визирь, шейх, янычары, касты, брахманы, буддизм, индуизм, мавзолей.

Даты: 1211, 1368, 1398, 1526.

Называть имена наиболее известных представителей: Тимур, Баязид I, Мехмед II, Сулейман I.

Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках:

- положение покоренных народов в Османской империи;

- император и подданные в Китае.

Составлять описание:

а) Тадж – Махал.



Показывать на исторической карте

- территории Делийского султаната в нач. XIVв. и в нач. XVв.;

- границу государства Великих Монголов к нач. XVII в.;

- основные направления походов монголов;

- территорию народных восстаний против монгольских завоевателей;

Границу китайского государства к нач.XVIIв.;

- владения турок-османов в сер. XVв.;

- территории, завоеванные турками-османами в XVI - XVIIвв.;


-карты
-атлас


-картины
-аппликации





8




Доколумбова Америка

1












Занятия и орудия труда народов майя, ацтеков, инков.

Майя. Возникновение городов – государств. Достижения майя в культуре: письменность,

астрономия, календарь, архитектура, скульптура.

Религия. Крупнейшие города .

Ацтеки. Занятия и положение населения. Культура.

Государство инков. Организация армии. Занятия и положение населения. Культура: поэзия, музыка; архитектура.









Основные понятия и термины: «великий человек», «владыка всех людей».

Даты: I тыс.лет н.э.; XIIв.; XIIIв.;

Рассказывать (устно или письменно) о государствах.

Описывать:

а) пирамида майя в Чичен-Ице;

б) изделия ацтеков.

Показывать на исторической карте

территории государств ацтеков, майя, инков; г.Куско, г.Теночтитлан, п-ов Юкатан.



-карты
-атлас


-картины
аппликации

Сам\раб.





Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное население.

Итоговое обобщение

1







Итоговая контрольная работа




Итого

С/р – 4

К/р - 1














ИТОГО: 30 час.