Учебный год 7 класс Максимальный балл – 50 Дорогой друг! Желаем тебе успеха! - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебный год 7 класс Максимальный балл – 50 Дорогой друг! Желаем тебе успеха! - страница №1/1

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

2013-2014 учебный год

7 класс

Максимальный балл – 50

Дорогой друг!

Желаем тебе успеха!

I. Имена каких былинных героев должны стоять на месте пропусков? (5 баллов)
1. _______ скочил со добра коня,
Отвязал чембур от добра коня,
И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев-град на княженецкий двор,
Бросил середи двора княженецкого.
2. Как Владимир-князь да стольно-киевский
Поразгневался на старого казака __________,
Засадил его во погреб во холодный
Да на три года поры-времени.
3. Начал ________ выгружать со черлёных со кораблей
Именьице - бессчётну золоту казну.
Как повыгрузил со черлёныих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
4. Тут солнышко Владимир стольно-киевский
Как накинул эту службу да великую
На того ________________________ -
Ему съездить далече во чисто поле
И достать ему Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну.
5. Тут ведь _____________________
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
II. Из каких автобиографических произведений взяты эти отрывки, кто их авторы? (4 балла)
1. «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать. Мать и прежде знала об этом, но она не любила ни сказок, ни сказочниц и теперь неохотно согласилась. Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "господи помилуй нас, грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Это вышла сказка под названием "Аленький цветочек"»
2. «Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна - наша, детская, другая - Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома "Histoire des voyages", в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, - корочки без книг и книги без корочек; все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку, как громко называл Карл Иваныч эту полочку. Коллекция книг на собственной если не была так велика, как на нашей, то была еще разнообразнее. Я помню из них три: немецкую брошюру об унавоживании огородов под капусту - без переплета, один том истории Семилетней войны - в пергаменте, прожженном с одного угла, и полный курс гидростатики. Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и "Северной пчелы", он ничего не читал».
3. «Но особенно хорошо сказывала она стихи о том, как богородица ходила по мукам земным,  как  она  увещевала разбойницу "князь-барыню"  Енгалычеву  не бить,  не  грабить  русских людей;  стихи про Алексея  божия  человека, про Ивана-воина; сказки о премудрой  Василисе, о Попе-козле и божьем крестнике; страшные были о Марфе Посаднице, о Бабе Усте, атамане разбойников, о Марии, грешнице египетской, о печалях матери разбойника;  сказок,  былей  и стихов она знала бесчисленно много».
4. «Никита вернулся домой и сел читать "Всадника без головы". За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович. За большою печью - тр-тр, тр-тр - пилил деревяшечку сверчок. Потрескивала в соседней темной комнате половица.

Всадник без головы мчался по прерии, хлестала высокая трава, всходил

красный месяц над озером. Никита чувствовал, как волосы у него шевелятся на затылке. Он осторожно обернулся - за черными окнами пронеслась какая-то сероватая тень. Честное слово, он ее видел».

III. Творческое задание (20 баллов)

Напишите небольшую статью историко-литературного характера для учебника литературы по теме «Лицейские годы А.С.Пушкина», включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний). Закончив работу, подчеркните в тексте слова и словосочетания из приведённого списка.


Антон Дельвиг, Александр I, «К другу стихотворцу», Царское Село, Француз, Иван Пущин, А.П.Куницын, 19 октября 1811 года, «Мой первый друг, мой друг бесценный», Егоза.
IV. Анализ текста (21 балл)

Познакомьтесь с рассказом В.П. Катаева «На даче».

Дополнительная информация: Катаев Валентин Петрович (1897–1986) – прозаик, драматург, сценарист. Во время Великой  Отечественной войны был военным корреспондентом.  Находился в районе боевых действий под Ржевом и Орлом. Наиболее известные  произведения: романы «Время, вперед!», «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», повесть «Сын полка»,  сказка «Цветик-семицветик». По сценариям В. Катаева были поставлены многие кинофильмы, в том числе  «Цирк» (в соавторстве с Г. Александровым, И. Ильфом и Е. Петровым), «Белеет парус одинокий», «Сын  полка», мультипликационный фильм «Цветик-семицветик».

На даче


Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру - "в маленьких". Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

Он спрашивал:

- Папа, я маленький, да?

Я отвечал:

- Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

- Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

- Да, да, - поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, - осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо - синее, с белыми круглыми облаками - плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, с головой закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

- Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки...

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

- Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

- Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, - а это наш четырехмоторный "СССР".

1941
Опираясь на предложенные ниже вопросы, создайте связный текст.



  • Что в рассказе произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

  • В каком фрагменте, на ваш взгляд,  сильнее переданы чувство страха и ощущение беззащитности мирных людей в военное время? Какие языковые средства помогают передать это чувство?

  • Вы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа?  Где еще в тексте встречается контраст (антитеза) и какова роль этого приема?