Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Сост. В. П. Журавл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 9А 2 326.62kb.
Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий... 2 947.86kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений в 4 частях под ред. 1 234.08kb.
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. 1 153.33kb.
Литература Коровина В. Я., Литература», в 2-х частях» М., «Просвещение»... 1 32.14kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 1 318.4kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX... 2 525.65kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 3 668.23kb.
Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных... 3 1618.01kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской... 1 224.23kb.
- 4 1234.94kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для общеобразовательных - страница №1/1


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), рассчитана на 36 часов (2 часа в неделю) в группах заочной формы обучения.

Учебные пособия:


  1. Русская литература XIX века.10кл: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях./Сост. В.П. Журавлёв.-8-е изд.-М.:Просвещение,2004.

  2. Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразов. учреждений / под ред. В.П. Журавлёва .-14-е изд.. - М.: Просвещение, 2009.

В 12 классе представлена литература 20 века.

Изучение литературы как искусства слова строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений.

В результате изучения литературы в 12 классе ученик должен

знать (понимать):


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия,

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.


УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Русская литература XIX века.10кл: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений.В 2-х частях./Сост. В.П.Журавлёв.-8-е изд.-М.:Просвещение,2004.

2.Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразов. Учреждений\ под ред. В.П.Журавлёва .-14-е изд.. - М.: Просвещение, 2009.

3.Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого// Три шедевра русской классики. - М.: Худож. лит., 1971.

4.Вайль П., Генис А. Родная речь. - М:. Независимая газета, 1991.

5.Волгин И. Родиться в России. - М:. Книга, 1991.

6.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. –М.: Просвещение, 2003

7.Квятковский А. Поэтический словарь. - М:. Сов энциклопедия, 1966.

8.Кирпотин В. Я. Избранные работы. В 3 т. Т. 3. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. - М.: Худож. лит., 1978.

9.Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. - М.: Худож. лит., 1971.

10.Косенко П. Иртыш и Нева. 20 лет из жизни Федора Достоевского, литератора. - Алма-Ата:. Жазушы, 1971.

11.Малюгин Л., Гитович И. Чехов. - М:. Сов. писатель, 1982.

12.Михайлов О. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М:. Современник, 1976.

13.Одоевцева И. На берегах Невы. - М.: Худож. лит., 1989.

14.Одоевцева И. На берегах Сены. - М.: Худож. лит., 1989.

15.Пожилова Л., Сафиуллин Я. Как работать над сочинением. /В помощь поступающим в вузы/. - Казань: Изд. Каз. университета, 1987.

16.Румянцева Э. М. Федор Михайлович Достоевский. - Просвещение, 1971.

17.Словарь литературоведческих терминов. - М:. Просвещение, 1974.

18.Шаховская З. В поисках Набокова. Отражения. М:. Книга, 1991.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
РАЗДЕЛ 1.

ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.



Ученик должен знать (понимать):

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;




    Наименование раздела программы

    Количество часов на раздел


    Содержание учебной информации

    всего:

    из них:

    теория

    к. р / р. р.

    ВВЕДЕНИЕ.

    1


    1

    0

    Характеристика литературного процесса конца 19 – начала 20 вв.

    ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА.

    71

    59

    12

    В.Маяковский

    М.Булгаков

    А.Ахматова

    М.Цветаева

    М.Шолохов

    А.Толстой

    А.Твардовский

    В.Шукшин


    В.Астафьев

    В.Распутин

    Ю.Трифанов


  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.




№ урока

Тема урока

Основное содержание

Литература

( стр.)

1


Введение.

Характеристика литературного процесса конца 19 – начала 20 вв.



Характеристика литературного процесса конца 19-начала 20 вв.

Учебник (с.

Хрестоматия (с.




2

Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского

Жизнь и творчество В.В. Маяковского.

Учебник (с.279 – 286)1ч.


3

Сатира В. Маяковского. Поэт и революция. Образ Родины в поэзии.

Сатирический Пафос лирики. «Прозаседавшиеся», «Нате!» и др.

Учебник (с.287-309)1ч


4

Любовная лирика.

Своеобразие любовной лирики. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Учебник (с.287-309)1ч.

5

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского

«Юбилейное», «Разговор с

фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».



Учебник (с.287-309)1ч.

6

Контрольная работа по творчеству Маяковского

Тест




7

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов 20 века. Обзор.

Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и в поэзии 20 х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

Учебник (с.326-328)1ч

Хрестоматия (с.4-7)1ч




8

Общая характеристика литературного процесса 30х годов 20 века. Обзор.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

Учебник (с.3-21)2ч.

9

М.А. Булгаков. Жизнь ,творчество, личность Булгаков – драматург.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

Учебник (с.44-71)2ч

Хрестоматия (с.309-310)1ч




10

Роман «Мастер и Маргарита» История романа. Жанр и композиция, (анализ начальных глав романа)система образов.

История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.

Учебник (с.65-70)2ч.

11

Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатирическое изображение московского общества в романе.

Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сатирическое изображение московского общества в романе.



Учебник (с.65-70)2ч.

12

Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебник (с.65-70)2ч

13-14



Р. р. Сочинение.

Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».




15

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью»...)


А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью»...)

Учебник (с.166-185)2ч

16

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой. (Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «родная земля», «Приморский сонет» и др. стих-я

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой. (Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «родная земля», «Приморский сонет» и др. стих-я

Учебник (с.166-185)2ч

17

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Поэма А.А. Ахматовой

«Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.



Учебник (с.166-185)2ч

18

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» (Имя твое – птица в руке...), Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Учебник (с.72-90)2ч

19

20


Поэтический мир М. Цветаевой.




21

К. р. по разделам: М. Цветаева и А. Ахматова.

Анализ стихотворений.




22

Жизнь и творчество А.Н. Толстого. Тема русской истории в его творчестве.

Жизнь и творчество А.Н. Толстого.

хрестоматия (с.273-274)1ч.

23

Панорама русской жизни в романе «Петр 1»

Панорама русской жизни в романе «Петр 1»




24

Образ Петра в романе «Петр 1»

Образ Петра в романе «Петр 1»




25-26

Р. р. Изложение.

Изложение по отрывку из романа «Петр 1»




27

Обзор жизни и творчества

М. Шолохова.



Основные этапы биографии и творчества писателя.

учебник (с.196-200)2ч.

28

«Донские рассказы»

М. Шолохова.



«Донские рассказы»

учебник (с.209-226)2ч.

29

История создания, жанровое своеобразие и композиция романа

«Тихий Дон».



История создания, жанровое своеобразие и композиция романа.

доклады учащихся.

30

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

учебник (с.209-226)2ч.

31-32

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

учебник (с.209-226)2ч.

33-34

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

учебник (с.209-226)2ч.

35-36

Р. р. Сочинение.

Сочинение по роману «Тихий Дон»




37

Литература периода ВОВ (обзор).

Литература ВОВ: поэзия, проза, драматургия.

учебник (с.231-271)2ч.

38

«Лейтенантская проза». Обзор литературной ситуации периода «оттепели».

Обзор летературной ситуации периода «оттепели».

хрестоматия (с. 19-21)2ч.

учебник(с.



39

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба.

А. Т. Твардовский . Жизнь и творчество. Лирика

А. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и др.



учебник (с.281-284)2ч. хрестоматия (с.16-17)2ч.

40

Лирика А. Твардовского.




41

Поэма «Страна Муравия».

Жанровые особенности и идейное содержание поэмы.

хрестоматия (с.16-17)2ч.учебник(с.281)2ч

42

Поэма «По праву памяти».

Жанровые особенности и идейное содержание поэмы.

учебник (с. 300-303)2ч.

43

Литература периода «оттепели»

Литература периода «оттепели»




44

А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Жизнь и творчество А.И. Солженицына.

хрестоматия(с.213)2ч.

учебник (с.305-309)2ч.



45-46

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

Анализ рассказа «Матренин двор».

хрестоматия(с.213-240)2ч

учебник(с.310-316)2ч.



47

48


Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели.»

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

учебник(с.324-379)2ч.



49

50


«Тихая лирика и поэзия Николая Рубцова.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», В горнице».

хрестоматия(с.265-268)2ч

учебник(с.324-379)2ч.



51

Авторская песня.

Роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

хрестоматия(с.268)2ч

учебник(с.324-379)2ч.



52

53


Р. р. Изложение.

Изложение по отрывку из рассказа А. Солженицына «Матренин двор».




54


Особенности развития поэзии и прозы в 60-70-е годы 20 века.

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои.



«Деревенская» проза в современной литературе.

учебник(с.380-381)2ч.

55

56


В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Срезал», «Ванька Тепляшин» и др.

Жизнь и творчество В. Шукшина. Анализ рассказов.

хрестоматия(с.71-72)2ч, (с.72-118)2ч.

уч.(с.395-405)2ч.



57

В.Т. Астафьев: Личность и судьба.

Жизнь и творчество В. Астафьева.

учебник(с.406-409)2ч

58

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Т. Астафьева «Царь-рыба».

Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыбы».

-

59

Человек и природа в рассказах «Царь-рыба».

Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыбы».

-

60

Очерк жизни и творчества В.Г. Распутина

Очерк жизни и творчества В.Г. Распутина

хрестоматия(с.173-174) 2ч

учебник (с.390-394)2ч.



61

Нравственное величие русской женщины в повести .В. Распутина «Последний срок».

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок».

учебник (с.390-394)2ч

62

Рассказ В. Распутина «Василий и Василиса».

Анализ рассказа «Василий и Василиса.»

хрестоматия(с.174-192)2ч

63

Контрольная работа по произведениям «деревенской прозы»

Контрольная работа по произведениям «деревенской прозы»




64

«Городская проза» Ю.В. Трифанов: жизнь и творчество.

«Городская проза в современной литературе Ю.В. Трифанов.

учебник (с.418-421)2ч.

65

Повесть «Обмен»: «вечные» темы и нравственные проблемы.

«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

учебник (с.418-421)2ч.

66

Литература последних десятилетий (конец 20 – начало 21 веков).

Литература на современном этапе.



Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

-

67

Проза Татьяны Толстой.

Анализ творчества Т. Толстой как яркого явления постмодернизма.




68

«Новый автобиографизм Сергея Довлатова.

С. Довлатов – родоначальник одного из течений постмодернизма «новый автобиографизм».




69

Поэзия Иосифа Бродского.

Обзор поэзии И. Бродского. Основы его поэтики.




70

Новейшая русская поэзия.

Направления, школы, группы в новейшей русской поэзии.




71-72

Итоговая контрольная работа.

Тест. Подведение итогов года.