Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная рабочая программа - страница №2/2



Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по истории В 5 КЛАССЕ
(Количество часов по предмету: 70часов в год, 2 часа в неделю)





п/п

Название разделов, тем, уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее

задание

Сроки

Примечание

план

факт




Раздел 1. Что изучает история (10ч.)
















Что изучает история. Источники исторических знаний

Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом.

Знать происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников.

Уметь: описывать картину, полу-чать историческую информацию из различных источников, работать со справочным аппаратом книги.




с. 6 + записи в тетрадях

1нед.









Вспомогательные исторические дисциплины


Вспомогательные исторические дисциплины

Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук

В тетради












Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.


Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

Составлять устный рассказ.

В тетради

2нед.









Моя семья. Родосло-вная моей семьи

Генеалогия. Родословная.

Знать и составлять родословную своей семьи.

В тетради












Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств


Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств.

Знать особенности современной символики государств

В тетради

3нед.









Россия – многонаци-ональное государ-ство. Российская государственная символика

Россия – многонациональное государство. Российская государственная символика.

Знать символику России.

В тетради












Ход времени и способы его измерения

Счет лет в истории. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Знать понятия: столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, до Рождества Христова, наша эра». Хронология.

Уметь: определять век по дате, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», работать с лентой времени.



с. 28-30, вопросы с.30, решить задачу.

4нед.









Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Уметь работать с исторической картой, определять по карте исторические географические названия.

В тетради












Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

Всеобщая история. История Отечества– часть всеобщей истории.

Уметь получать историческую информацию из различных источников, рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов

В тетради

5нед.









Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме



















Раздел 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
















Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)















Древнейшие люди.

Первобытность. Хронологические рамки древней истории. Человек и природа лияние природных условий на жизнь первобытных людей). Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека

Знать понятия: первобытные люди, собирательство, орудие труда.

Уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника



§ 1, вопросы с.11

6нед.









Родовые общины охотников и собирателей.

Орудия труда, занятия первобытного человека. Расселение древнейшего человечества. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Родоплеменные отношения.

Знать понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 2,

вопросы с. 14,

творческое задание на выбор













Возникновение искусства и религиозных верований.

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Знать понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника



§ 3, вопросы с.17, творческое задание

7нед.










Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч.)















Возникновение земледелия и скотоводства

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.

Знать понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги.

Уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.




§ 4,

вопросы с. 23, творческое задание














Появление неравенства и знати.

Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Знать понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;



§ 5, вопросы с.27


8нед.









Урок повторения и обобщения по теме «Жизнь первобытных людей».

Словарная работа, викторина. Проверочная работа по теме «Жизнь первобытных людей»




Вопросы с.27

(к разделу) или

составить кроссворд














Раздел 3. Древний Восток (16ч.)
















Тема 3. Древний Египет (6 ч.)















Государство на берегах Нила

Египет. Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие.

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон». Города — Мемфис, Фивы.

Знать понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города.



§ 6, вопросы с.35

9нед.









Как жили земледельцы, ремесленники и вельможи в Египте.

Занятия и быт земледельцев и ремесленников. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Жизнь и служба вельмож. Понятия «вельможа», «писец», «налог», «амулет»

Знать понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работ



По § 7, § 8 составить рассказ от имени земледельца или от имени вельможи о том, как прошел его день












Военные походы фараонов

Понятия «фараон». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Знать понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 9, повторить § 3,
Доп.: подготовить сообщения о египетских богах.

10нед.









Религия древних египтян

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Знать понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника



§ 10, вопросы с.53, повторить § 3 п.1, конкурс рисунков «Египетские боги»












Искусство Древнего Египта. Письмен-ность и знания древних египтян.

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Знать понятия: «пирамида», «сфинкс», «обелиск», «колонна», «рельеф», «портрет», «иероглиф», «папирус», «свиток».

Уметь: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ



Повторить §§ 6-12
Доп.: 1.составить рассказ об одном дне из жизни мальчика – ученика египетской школы

2. нарисовать рисунок в стиле египетских художников.




11нед.









Урок повторения и обобщения по теме «Древний Египет».

Культурное наследие, достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь).

Словарная работа, викторина, тестирование.






Разгадать кроссворд по теме «Древний Египет»













Тема 4. Западная Азия в древности (7 ч.)















Древнее Двуречье.

Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Занятия жителей. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Возникновение государства. Города шумеров Ур и Урук.

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Религиозные верования жителей Междвуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Культурное наследие. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. «Висячие сады».

Знать понятия: города-государства, клинопись.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 13,

вопросы с.66



12нед.









Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Знать понятия: закон, ростовщик.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы



§ 14,

задание 2 с. 70 письменно














Финикийские мореплаватели.

Природные условия. Занятия жителей. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Возникновение государства. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Культурное наследие. Древнейший алфавит.


Знать понятия: колония, алфавит.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 15, творческие задания: записать слова финикийскими буквами.

13нед.









Библейские сказания.

Древние евреи. Природные условия, занятия жителей. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Представление о Библии и Ветхом Завете. Зарождение древней религии. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта).

Знать понятия: кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет.

Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника



Опережающее задание § 17












Древнееврейское царство.

Возникновение государств. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Знать понятие: филистимляне.

Уметь: показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ § 16, 17

Повторить § 9.



14нед.









Ассирийская держава.

Природные условия. Возникновение государства. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Гибель Ассирии. Культурное наследие. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала.


Знать понятия: таран, держава, Ниневия.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 18, составить рассказ от имени одного из персонажей картины с. 85.












Персидская держава «царя царей».

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Начало чеканки монеты в Лидии.

Город Вавилон и его сооружения.

Возвышение Персидской державы и ее завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.


Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий

§ 19,

вопросы с.90



15нед.










Тема 5. Индия и Китай в древности (2ч.)















Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Занятия жителей. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Население. Варны. Касты. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые».

Религиозные верования: легенды и сказания (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

Будда. Возникновение буддизма, Будда (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы.



Возникновение государств. Объединение Индии под властью Ашоки.

Культурное наследие. Индийские цифры. Шахматы.

Знать понятия: касты, брахманы, отшельник.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий.



§ 20, § 21,

вопросы с.95 и 100















Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.

Местоположение и природные условия Древнего Китая, реки Хуанхэ и Янцзы. Занятия жителей. Возникновение государств. Империя Цинь. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Император и его подданные. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана.

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения).

Культурное наследие. Строительство Великой Китайской стены. Научные знания и изобретения. Китайские иероглифы и книги. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Знать понятия: иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 22, § 23, вопросы с.104 и 108

16нед.









Урок повторения и обобщения по теме «Древний Восток»

Культурное наследие Древнего Востока. Словарная работа, викторина. Проверочная работа по теме «Древний Восток»




Составить словесный «портрет» одного из государств Востока, используя 5 ключевых слов, характерных для этой страны или нарисовать эмблему страны













Итоговое повторение (1 ч.)















Полугодовая контрольная работа










17нед.










Раздел 4. Древняя Греция (19 ч.)
















Тема 6. Древнейшая Греция (4ч.)















Греки и критяне.

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Афины.

Население, его занятия.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).


Знать: лабиринт, фреска.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 24,

вопросы с.116














Микены и Троя.

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Знать: микенская культура, Троя

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 25,

вопросы с.120



18нед.









Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Легенды о людях и богах.

Знать: Гомер.

Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работ



§ 26, вопросы

§ 27, вопросы















Религия древних греков.

Легенды о людях и богах. Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Знать: сатир, нимфа.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника



§ 28, приготовить сообщения о греческих богах Доп.: конкурс рисунков «Древнегреческие боги» или составить кроссворд.

19нед.










Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 ч.)















Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта). Полис –город-государство.

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Начало обработки железа в Греции. Разведение оливок и винограда.



Афины. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Знать: полис, демос, ареопаг, архонты.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 29, вопр. с.137, самостоятельно прочитать «Законы Драконта» с.135












Зарождение демократии в Афинах.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Свободные и рабы. Запрещение долгового рабства. Афины. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Знать: демократия, народное собрание, граждане, демократия.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;



§ 30, вопрос 1и 2 с.140, составить характеристику Солона по памятке.

20нед.









Древняя Спарта.

Спарта. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Знать: илоты, лаконическая речь

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;



§ 31, вопросы 1,3 с.144, прочитать доп. материал с.141












Основание греческих колоний.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Эллинистический мир.

Знать: Эллада, эллины, скифы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий

§ 32, вопросы с.149

21нед.









Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Знать: атлет, пятиборье, ипподром и др.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;



приготовиться к интеллектуальной игре «Олимпийские игры в древности» по§ 33












Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.

Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Знать: стратег, фаланга, триера. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий

§ 34, зад.2 с.158

§ 35, письменно вопрос 2 с.163

Доп.: сообщение о Фемистокле


22нед.










Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)















В гаванях афинского порта Пирей.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.


Знать: афинский морской союз, верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 36, вопросы












В городе богини Афины.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Знать: чернофигурная и краснофигурная керамика, пифос, амфора, портик.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 37, вопрос 3 с.172, повт. § 12 п.3 и § 31 п.3

23нед.









В афинских школах и гимнасиях.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии.

Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков).



Взгляды греческих ученых (Аристотель, Архимед, Платон.). Афинский мудрец Сократ.

Знать: педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать приобретенные знания при написании творческих работ



§ 38, вопросы












В театре Диониса.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Знать: театр, трагедия, комедия.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.



§ 39,

зад 3, 6 с.181,

повт. § 30 п.3


24нед.









Афинская демократия при Перикле.

Афинская демократия в Vв. до н.э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.


Знать: Совет пятисот, оратор.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.



§ 40, зад 1,2 с.186

составить характеристику Периклу по памятке.















Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)















Города Эллады подчиняются Македонии.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.


Знать: междоусобные войны, осадная башня, филиппика.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий



§ 41, зад 3 с.190,

сообщение об А. Македонском



25нед.









Поход Александра Македонского на Восток

Империя Александра Македонского. Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Знать:

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории



§ 42, зад.1,2,4 с.195,

Творческое задание: сочинение «Воспоминание участника походов А.Македонского»














В Александрии Египетской.

Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид

.

Знать: музы.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§ 43,

повторить

§§ 24-43


26нед.









Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция»

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира.

Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Словарная работа + викторина





Составить кроссворд













Раздел 5. Древний Рим (17ч.)
















Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)















Древнейший Рим.

Древний Рим. Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенды и верования римлян. Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты.

Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».




Знать: латины, весталка, ликтор, патриций, плебей, монархия, сенат.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§ 44. вопросы

27нед.









Завоевание Римом Италии.

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «сенатор» «народный трибун», «право вето».

Знать: республика, консул, народный трибун, право вето, галлы.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий.



§ 45,

повторить § 40 п.1,2














Устройство Римской республики.

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Знать: республика, консул, народный трибун, право вето, легион, галлы.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;



§ 46, вопросы с.216, повторить

§ 15п.3


сообщение о Ганнибале.

28нед.










Тема 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (2 ч.)















Вторая война Рима с Карфагеном.

Войны Рима. Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме.

Знать: Ганнибал

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий



§ 47, зад.2 с.220, подготовить рассказ о битве при Каннах (по вариантам)












Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Понятия «амфитеатр», «гладиатор».



Знать: триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий



§ 48, § 49, зад.1,2 с.230, составить рассказ по рис. на с. 227 или 228

29нед.










Тема 12. Гражданские войны в Риме (3 ч.)















Земельный закон братьев Гракхов.

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Гражданские войны. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц.

Знать: гражданская война.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории



§ 50,зад. 3, составить характеристику Тиберия Гракха по памятке.












Восстание Спартака.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Знать: восстание.

Уметь: показывать на исторической карте места значительных исторических событий



§ 51,зад.1,3 с.238

30нед.









Единовластие Цезаря. Установление империи.

Борьба полководцев за единоличную власть. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Установление императорской власти. Г.Ю. Цезарь. Диктатура Цезаря. Римская империя: территория, управление. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Римское право.


Знать: ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, империя, император.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории



§52,вопросы, составить характеристику Цезаря по памятке, §53,

вопросы с. 247.















Тема 13. Могущество Римской империи (4 ч.)















Знаменитые императоры (В Риме при императоре Нероне. Правление Траяна).

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории

§55, зад.2 с.256,

§57, п.2


31нед.









Первые христиане и их учение.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Знать: Христианство, христиане, апостолы, евангелие, Страшный суд.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§56, зад.1,4 с 261












Расцвет римской империи во II в.

Расцвет Римской империи. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Знать: Колоны, «рабы с хижинами».

Уметь: показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий



§57, пункт 1.

32нед.









«Вечный город» и его жители.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Ораторское искусство.

Знать: триумфальная арка, купол, термы.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§57, п.3; § 58.













Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3ч.)















Соседи Римской империи. Римская империя при Константине.


Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов.

Рим и варвары. Вторжения варваров. Понятие «варвары». Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть.

Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».



Знать: варвары, епископ, церковь, папа.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов



§54, 59,

вопросы с.274.



33нед.









Взятие Рима варварами.

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория.

Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Знать: Готы, вандалы, античная культура.

Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов; показывать на исторической карте места исторических событий



§ 60, повторить тему «Древний Рим» по вопросам к теме с.281












Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим»

Словарная работа + викторина. Проверочная работа по теме «Древний Рим»




Разгадать кроссворд

34нед.










Раздел 6. Итоговое повторение (2 ч.)















Итоговое повторение по курсу.

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.




















Итоговое повторение по курсу.

Итоговая контрольная работа за курс истории Древнего мира







35нед.









Резерв





















1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

<< предыдущая страница