Учебная программа для специальности 1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебная дисциплина Общая психология и педагогика 1 197.21kb.
Учебная программа для специальностей: 123 01 08-01 Журналистика 1 315.9kb.
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Часть I. 1 523.53kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 359.33kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Xvii международная научно-практическая конференция для студентов... 11 1219.82kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 316.83kb.
Учебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика... 10 5925.4kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 331.19kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур... 1 102.51kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга... 1 237.49kb.
Мы очень признательны 1 27.88kb.
- 4 1234.94kb.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая - страница №1/1



Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Учебная программа для специальности

1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология»

2010


Составитель:

Н.Г. Новак — ассистент кафедры социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины».


Рецензенты:

Л.А. Пергаменщик — декан факультета психологии УО «БГПУ им. М.Танка», доктор психологических наук, профессор

Е.А. Лупекина — ассистент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психол. наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Ответственный за редакцию: Н.Г. Новак

Ответственный за выпуск: Н.Г. Новак


Пояснительная записка

Дисциплина обязательного компонента «Индивидуальная психотерапия» является одной из важнейших в системе профессиональной подготовки социальных педагогов и практических психологов. Наряду с общей психологией, социальной психологией, психологией личности и другими базовыми дисциплинами, данный курс обеспечивает формирование теоретико-эмпирического фундамента профессионального мастерства будущего специалиста.

Целью дисциплины является овладение студентами методологических основ индивидуальной психотерапии личности.

Задачами являются:

– ознакомление студентов с предметом индивидуальной психотерапии;

– овладение понятийным аппаратом дисциплины;

– анализ факторов, условий и механизмов индивидуальной психотерапии личности;

– усвоение методологических принципов индивидуальной психотерапии;

– формирование умений и навыков практического использования теоретических знаний.

Материал дисциплины обязательного компонента «Индивидуальная психотерапия» базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как «Психология личности», «Клиническая психология» и «Психологическое консультирование». Дисциплина обязательного компонента «Индивидуальная психотерапия» связана с дисциплиной «Групповая психотерапия».

Общее количество часов – 55; аудиторное количество часов — 44, из них: лекции — 18, лабораторные занятия — 18, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — 8. Форма отчётности — экзамен.

Примерный тематический план




пп


Название темы

Лекции

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

часов


1

Раздел 1 Основы индивидуальной психотерапии

6

10

6

22

2

Тема 1 Введение в общую психотерапию

2

-

-

2

3

Тема 2 Психотерапия как метод психологического воздействия

-

-

2

2

4

Тема 3 Основы индивидуальной психотерапии

2

2

-

4

5

Тема 4 Психологические защитные механизмы личности

-

2

2

4

6

Тема 5 Влияние особенностей личности на процесс индивидуальной психотерапии

-

2

2

4

7

Тема 6 Опыт переживания как предмет индивидуальной психотерапии

2

4

-

6

8

Раздел 2 Основные направления индивидуальной психотерапии

12

8

2

22

9

Тема 7 Динамическое направление индивидуальной психотерапии

2

-

-

2

10

Тема 8 Основные теории динамического направления

-

2

2

4

11

Тема 9 Когнитивно-поведенческое направление индивидуальной психотерапии

2

-

-

2

12

Тема 10 Основные теории когнитивно-поведенческого направления

2

2

-

4

13

Тема 11 Гуманистическая психотерапия

2

-

-

2

14

Тема 12 Основные направления экзистенциальной психотерапии

2

2

-

4

15

Тема 13 Гештальт-терапия

2

2

-

4




ИТОГО:

18

18

8

44


Содержание учебного материала




Раздел 1 Основы индивидуальной психотерапии



Тема 1 Введение в общую психотерапию

Определение психотерапии и содержание основных понятий. Теоретические проблемы психотерапии. Личностный подход в психотерапии. Показания к психотерапии. Общие факторы психотерапии. Формы психотерапии.Клинические основы психотерапии. Физиологические основы психотерапии. Психологические основы прсихотерапии. Понятие "психотерапевтическая проблема". Основные этапы в постановке психотерапевтической проблемы. Понятие "метамодели", поверхностная и глубинная структуры.


Тема 2 Психотерапия как метод психологического воздействия

Принципы классификации в психотерапии. Понятие метода в психотерапии. Классификация методов психотерапии. Основные правила психотерапии. Взаимоотношения врача и клиента в психотерапии. Критерии оценки эффективности психотерапии. Синдром эмоционального сгорания психотерапевта. Личностный, ролевой и организационный факторы синдрома эмоционального сгорания (СЭС).


Тема 3 Основы индивидуальной психотерапии

Определение и содержание индивидуальной психотерапии. Формы и стадии индивидуальной психотерапии. Показания и противопоказания к индивидуальной психотерапии. Необходимые условия для индивидуальной психотерапии. Выбор формы индивидуальной психотерапии. Основные методы индивидуального психотерапевтического воздействия. Установка психотерапевтического контакта, условия его поддержания.


Тема 4 Психологические защитные механизмы личности

Состояния сознания человека. Измененные состояния сознания. История развития представлений о защитных механизмах психики (З.Фрейд). Определение понятия «психологическая защита». Классификация психологических защит. Психологические защиты, связанные с агрессией. Психологические защиты, связанные с отступлением. Поведенческие психологические защиты. Внутрипсихические психологические защиты. Использование механизмов защиты для преодоления сложных жизненных ситуаций. Сопоставление защитных механизмов и копинг-стратегий с позиции эффективности преодоления.



Тема 5 Влияние особенностей личности на процесс индивидуальной психотерапии

Влияние ведущего психопатологического синдрома и стадий невротического заболевания. Понятие и типология акцентуации характера (А.Е. Личко). Учет типа акцентуаций характера в процессе индивидуальной психотерапии. Учет ценностных ориентации личности в процессе индивидуальной психотерапии. Роль коммуникативных характеристик личности, их влияние на процесс индивидуальной психотерапии.


Тема 6 Опыт переживания как предмет индивидуальной психотерапии

Переживание как внутренняя деятельность по переосмыслению кризисных событий жизни. Применение качественной методологии при изучении опыта переживания. Основные качественные методы диагностики, используемые в индивидуальной психотерапии. Метод интервью – возможности и ограничения. Исследовательское интервью (Квале). Методы и техники анализа качественного материала. Нарративное интервью. Схема нарративного интервью (Журавлев, Розенталь). Программа психологического сопровождения личности в ситуации семейного кризиса.


Раздел 2 Основные направления индивидуальной психотерапии
Тема 6 Динамическое направление индивидуальной психотерапии

Краткая история развития представлений в рамках динамического направления в психотерапии. Основные задачи психодинамической терапии. Фундаментальные принципы психоаналитического подхода: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Основные категории динамической психотерапии (по Карасу). Классический психоанализ З.Фрейда.


Тема 7 Основные теории динамического направления

Аналитическая психология К.Г.Юнга. Индивидуальная психология А.Адлера. Неопсихоанализ К.Хорни. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Интерперсональная психотерапия (Салливан). Психоаналитическая психотерапия (Гилл, Стоун, Бибринг, Кляйн, Кернберг). Концепция неврозов в патогенетической психотерапии (Мясищев). Реконструктивная психотерапия (Карвасарский, Исурина, Ташлыков).


Тема 8 Когнитивно-поведенческое направление индивидуальной психотерапии

Бихевиоризм: базовая психологическая концепция. Цели и задачи поведенческой психотерапии. суть оперантного обуславливания. Классическая формула «стимул-реакция». Методы, основанные на классическом и на оперантном обусловливании. Социальное научение. Цели и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии. Патология с точки зрения по­веденческой терапии. Статус психолога-психотерапевта.



Тема 9 Основные теории когнитивно-поведенческого направления

Когнитивно-поведенческая терапия при лечении невротических и психосамотических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии. Когнитивно-поведенческие техники. Основные положения и этапы когнитивной психотерапии (Бек). Рационально-эмоциональная психотерапия (Эллис). Нейролингвистическое программирование (Гриндер, Бендлер): базисные постулаты и коррекционные техники.


Тема 10 Гуманистическая психотерапия

Гуманистическая парадигма в индивидуальной психотерапии. Базовые концепции личности в рамках гуманистического направления психотерапии. Концепция психотерапевтического вмешательства. Понятие опыта. Цели и задачи опытной психотерапии. Вклад А. Маслоу в развитие гуманистической психологии. Условия и процесс клиент-центрированной психотерапии (Роджерс). Исход клиент-центрированной психотерапии.


Тема 11 Основные направления экзистенциальной психотерапии

Цели и задачи экзистенциальной психотерапии. основные понятия экзистенциальной психотерапии. Основные характеристики личности в экзистенциальном понимании (Р.Мей). Основные аспекты психотерапии экзистенциально-гуманистической ориентации. Основные постулаты дазайн-анализа (Хайдеггер, Гуссерль). Логотерапия (Франкл). Метод парадоксальной интенции. Сферы применения логотерапии.


Тема 12 Гештальт-терапия

Гештальт-терапия (Перлз). Уровни невроза в гештальт-терапии (Перлз): уровень фальшивых отношений, фобический, тупик, имплозия, эксплозия. Феноменологический подход: понятие и основные принципы. Концепция нарушений в гештальттерапии. Технические процедуры в гештальт-терапии (игры). Психосинтез Р. Ассаджиоли. Позитивная психотерапия Н. Песешкиана. Со-консультирование Х. Джекинса. Основные категории экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии. Статус психолога-психотерапевта.



Информационно-методическая часть




Примерный перечень лабораторных работ


  1. Основы индивидуальной психотерапии

  2. Психологические защитные механизмы личности

  3. Влияние особенностей личности на процесс индивидуальной психотерапии

  4. Опыт переживания как предмет индивидуальной психотерапии

  5. Основные теории динамического направления

  6. Основные теории когнитивно-поведенческого направления

  7. Основные направления экзистенциальной психотерапии

  8. Гештальт-терапия



Рекомендуемые формы контроля знаний


  1. Реферативные работы

  2. Контрольные работы



Рекомендуемые темы реферативных работ


  1. Влияние ведущего психопатологического синдрома и стадий невротического заболевания на процесс индивидуальной психотерапии.

  2. Учет типа акцентуаций характера в процессе индивидуальной психотерапии.

  3. Значение ценностных ориентации личности для процесса индивидуальной психотерапии

  4. Роль коммуникативных характеристик личности в процессе индивидуальной психотерапии

  5. Понятие "психотерапевтическая проблема". Основные этапы в постановке психотерапевтической проблемы. Понятие "метамодели", поверхностная и глубинная структуры.

  6. Классификация психологических защит: психологические защиты, связанные с агрессией, психологические защиты, связанные с отступлением, поведенческие психологические защиты, внутрипсихические психологические защиты.

  7. Синдром эмоционального сгорания психотерапевта.



Рекомендуемые темы контрольных работ


  1. Основные цели, задачи и методы психодинамической терапии.

  2. Цели, задачи и методы когнитивно-поведенческой психотерапии.

  3. Основные направления психотерапии экзистенциально-гуманистической ориентации.

Рекомендуемые темы СУРС


  1. Психотерапия как метод психологического воздействия

  2. Психологические защитные механизмы личности

  3. Влияние особенностей личности на процесс индивидуальной психотерапии

  4. Основные теории динамического направления


Рекомендуемая литература
Основная


  1. Абелин - Сас, Г. Первичное интервью: от психопатологии к экзистенциальному диагнозу. Текст. / Г, Абелин-Сас // Журнал практического психолога. - 2006. - №5. - 32-43.

  2. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

  3. Бюдженталь, Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Дж. Бюдженталь. – М.: Класс, 1998. – 336 с.

  4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М. : МГУ, 1984. – 200 с.

  5. Гештальттерапия: теория и практика; под ред. М. Папуша. М.: Апрель Пресс, 2000 – 480 с.

  6. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Прогресс, Прогресс-Уни-верс, 1993. – 336 с.

  7. Кан, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Кан. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 148 с.

  8. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. – М. : Смысл, 2003. - 301 с.

  9. Личко, А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков / А.Н. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

  10. Лэнгле, А. Эмоции и экзистенция / А.Лэнгле. – Х. : Гуманитарный Центр, 2007. – 332 с.

  11. Макаров, В.В. Избранные лекции по психотерапии / В.В. Макаров. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 432 с.

  12. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

  13. Органов, Р. Психодинамическая психотерапия (краткое руководство) / Р. Органов, С. Зонненберг, С. Лазар – СПб.: Лань, 1997. – 158 с.

  14. Пезешкиан, Х. Основы позитивной психотерапии / Х. Пезешкиан. – Архангельск: Изд-во Архангельского мед. института, 1993. – 116 с.

  15. Покрас, М.А. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода / М.А. Покрас. – Самара: Бахрах-М, 1997. – 240 с.

  16. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский; под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.

  17. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович.- СПб.: Речь, 2007 – 256 с.

  18. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.

  19. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 480 с.

  20. Стрелков, Ю. К. Психология жизненных кризисов и значимых событий / Ю.К. Стрелков // Психол. журн. – Т. 13. – 1992. – №5. – С. 120–129.

  21. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука-классика, 2003 – 480 с.

  22. Эллис, А. Практика рационально-эмотивной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: «Речь», 2002. – 352с.

  23. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И.Ялом. – М.: Класс, 1999. – 573 с.


Дополнительная

  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Алдер. – СПб.: Питер, 2003 – 256 с.

  2. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков / Е.Н. Колодич. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 128 с.

  3. Рейноутер, Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Д. Рейноутер. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.

  4. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.

  5. Самуэлс, Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа / Э. Самуэлс. – М.: ЧеРо, 1997. – 416 с.

  6. Фанти, С. Микропсихоанализ / С. Фанти – М.: Центр психологии и психотерапии, 1997. – 400 с.

  7. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Коструктивная теория невроза / К. Хорни. – СПб. : Лань, 1997. – 240 с.

  8. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.

  9. Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса / А. Эллис. – 1-е изд-е. – СПб.: Питер, 1999. – 224 с.