Учебная программа для специальностей: 123 01 08-01 Журналистика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для специальностей: 123 01 08-01 Журналистика 1 213.57kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине для... 1 235.41kb.
Учебная программа для студентов факультета международных отношений... 2 605.45kb.
Учебная программа для специальности 1-23 01 09 «Журналистика международная» 1 239.57kb.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 13 «Историко-архивоведение» 2 403.13kb.
Увлекательная Журналистика Школьные странички «УЖик», или «Увлекательная... 1 66.16kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Программа «Политические вызовы современности» 1 200.06kb.
Рабочая программа по дисциплине «Математика» для специальностей 2 489.73kb.
Рабочая программа дисциплины английский язык для студентов неязыковых... 1 383.81kb.
Учебная программа по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24... 1 243.43kb.
Конкурса «Рождественская сказка» 2 344.37kb.
- 4 1234.94kb.
Учебная программа для специальностей: 123 01 08-01 Журналистика - страница №1/1

Белорусский государственный университет

(название высшего учебного заведения)



УТВЕРЖДАЮ

Директор Института журналистики

(название высшего учебного заведения)

________________ _С.В. Дубовик____________

(подпись) (И.О.Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/р.



Интернет-психология

(название дисциплины)

Учебная программа для специальностей:
___123 01 08-01 ________ Журналистика (печатные СМИ)

(код специальности) (наименование специальности)
Факультет _журналистикиИнститута журналистики ______________________

(название факультета)

Кафедра __социологии журналистики

(название кафедры)

Курс (курсы) ___2________

Семестр ____4___________

Лекции ___14_____ Экзамен ______--________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____16_____ Зачет ________4___________

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия _______--____ Курсовой проект (работа) ____--___

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине _34_____

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине ____34_______ высшего образования ___дневная__

(количество часов)

Составил(а) В.А. Степанов, преподаватель кафедры социологии журналистики___

(И.О.Фамилия, ученая степень, ученое звание)

2013 г.

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы«Интернет-психология»_________________________

(название типовой учебнойпрограммы, дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой социологии журналистики

(название кафедры)



30.08.2013, пр. №1

(дата, номер протокола)


Заведующий кафедрой

________________ В.П. Воробьев

(подпись) (И.О.Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией Института журналистики БГУ______________________________________

(название высшего учебного заведения)
..2013 г. протокол №____

(дата, номер протокола)


Председатель

________________ О.М. Самусевич

(подпись) (И.О.Фамилия)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Базовая учебная программа разработана для ВУЗов Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)», направления специальности 1-23 01 08-01«Журналистика(печатные средства массовой информации)».


Главная цель дисциплины – познакомить студентов с социально-психологическими и культурными феноменами киберпространства. Фундаментальные знания о структуре информационной среды Интернет и эффектах, возникающих в ней, а также приобретенные в ходе изучения спецкурса навыки успешной коммуникации, поиска информации и оптимизации медийной продукции помогут будущим журналистам не только эффективно работать в киберпространстве, но и привьют видение основных тенденций развития этого сектора медиасферы.
Задачи дисциплины. Студент должен осознавать патогенные эффекты интернет-среды (аддикция, уход в виртуальность, компьютерные игры как воспитатель агрессивности, киберсексуальность как девиация), чтобы избегать их; учитывать социокультурные особенности (сетература, социальные сети, виртуальная идентичность, троллинг, коллективный интеллект), опираясь на харакерные принципы общения (самомаркетинг в социальных сетях, общение с разными социальными группами, жаргон) – это позволит эффективнее интегрироваться в интернет-среду и более успешно распространять медиаконтент (блогосфера, вирусный редактор, «авторствующая аудитория» Web 2.0), понять свое место в ней («менеджер знаний» и «инженер ноосферы» в эру постжурналистики).

Роль и место дисциплины в профессиональной подготовке журналистов.Элективный спецкурс «Интернет-психология» предлагается студентам в 4-м семестре, когда они усвоили основные профессиональные и социально-гуманитарные дисциплины, приобрели некоторый опыт практической журналистской деятельности. В ходе изучения дисциплины студенты смогут на практике освоить новейшие коммуникационные технологии и понять социокультурные эффекты, которые они вызывают в обществе.

Связи с другими учебными дисциплинами. Дисциплина тесно связана с такими предметами, как «Медиаэкология», «Психология журналистики», «Основы новейших коммуникационных технологий», спецкурсом «Особенности формирования информационного общества, а также такими областями знания как теория коммуникации, социальная философия и психология, эргономика.
Требования к уровню освоения предмета дисциплины. В результате освоения лекционного курса, участия в семинарах, изучения литературных источников, а также самостоятельных занятий студент должен знать основные понятия интернет-психологии, теоретические подходы и главных представителей; понимать особенности киберпространства и его воздействие на психику индивида, социальную организацию, познавательные процессы, политические и философские идеи человеческого общества.

Характеристика рекомендуемых методов и технологий обучения. При обучении по дисциплине «Интернет-психология» кроме традиционных, используется метод интерактивный, ориентированный на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателями, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся в учебном процессе. В практике обучения дисциплины используются компьютерные технологии, электронная библиотека, электронное сопровождение научно-методического обеспечения учебного процесса, методы дистанционного обучения – совместная работа над интернет-проектами (научный блог «Медиаэкология в Беларуси», wiki-проекты, активность в социальных медиа), участие в полевых исследованиях, подготовка журналистских материалов и выпуск учебного научно-популярного издания.



Общее количество аудиторных часов по дисциплине – 34а из них: лекционных – 14 часов, семинарских занятий -- 16 часов, КСР – 4 часа. Дисциплина изучается студентами на протяжении 4 семестра с формой контроля знаний – зачетом.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


п/п


Наименование разделов, тем

Количество часов

Аудиторные

Самост.

работа

Лекции

Практич., семинар.

Лаб. занятия

КСР

1

Тема 1. Киберпространство и психика.

Теории, концепции, проблематика.



2

2










2

Тема 2. Цифровая идентичность. Конструирование виртуального «Я». Стратегии самопрезентации в Сети.

2

2




2




3

Тема 3. Социальное измерение Интернета: общение и групповая динамика.

Характер распространения и потребления информации.



2

2










4

Тема 4. Патологическое воздействие интернет-технологий.

Интернет-зависимость, агрессия, личностные изменения.



2

2










5

Тема 5. Виртуальная и дополненная реальности.

Миры компьютерных игр.



2

2










6

Тема 6. Киберкультура и ее феномены.

Цифровое искусство, сетература, языковые трансформации, юмор. Интеграция в сетевые сообщества.



2

2




2




7

Тема 7. Футурологические прогнозы: от утопических «омнинет» и Web 4.0 до вселенной «Матрицы». Постчеловечество и «глобальная нервная система».

2

2











3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Литература




Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая

(контролируемая)



самостоятельная работа студента










1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Тема 1. Киберпространство и психика.

2

2

--




См. список литературы


Презентация №1

Подготовка реферата по темам спецкурса

2

Тема 2. Цифровая идентичность.

2

2

--

2

См. список литературы


Презентация№2

Устный опрос

3

Тема 3. Социальное измерение Интернета: общение и групповая динамика.

2

2

--

--

См. список литературы


Презентация№3

Устный опрос

4

Тема 4. Патологическое воздействие интернет-технологий.

2

2

--

--

См. список литературы


Презентация№4

Устный опрос

5

Тема 5. Виртуальная и дополненная реальности.

2

2

--

--

См. список литературы


Презентация№5

Устный опрос

6

Тема 6. Киберкультура и ее феномены.

2

2

--

2

См. список литературы


Презентация№6

Участие в коллаборативноминтернет-проекте, подготовка журналистского материала

7

Тема 7. Футурологические прогнозы: от утопических «омнинет» и Web 4.0 до вселенной «Матрицы».

2

2

--

--

См. список литературы


Презентация№7

Устный опрос


4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ

  1. Андреев, А. Web 3.0: менеджеры знаний // «Вебпланета» [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.webplanet.ru/news/reading-room/2006/3/20/we_3_0.html. – дата доступа: 20.05.2011.

  2. Аршинов, В., Данилов, Ю., Тарасенко, В. Методолгия сетевого мышления: феномен самоорганизации [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: flogiston.df.ru/projects. – дата доступа: 20.05.2011.

  3. Беккер, К. Словарь тактической реальности: Культурная интеллигенция и социальный контроль / К. Беккер. -- М.: Ультра.Культура, 2004.

  4. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция: пер. с фр. /Ж.Бодрийяр. – М., 1996.

  5. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. – М.: Изд-во «Европа», 2011.

  6. Бостром, Н. FAQ по трансгуманизму // Н.Бостром. ---- [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.transhumanism.org/index.php/WTA/more/1061/#posthuman. – дата доступа: 20.10.2011.

  7. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ /Д.Брайант, С.Томпсон. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004

  8. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. /Д. Брайант, С. Томпсон. – Учебник. Пер. с англ., М.—СПб., 2004.

  9. Ваттимо, Д. Прозрачное общество / Д. Ваттимо. – М., 2003.

  10. Вачовски. Может, мы симулякры? -- [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://kinoart.ru/2000/n3-article22.html. – дата доступа: 20.03.2011.

  11. Виндж, В. Технологическая сингулярность // В. Виндж. -- [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.computerra.ru/think/35636/.--дата доступа: 20.10.2011.

  12. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / П. Вирилио. -- М.: Гнозис, Прагматика культуры, 2002.

  13. Войскунский, А. Киберпсихология в прошлом, настоящем, будущем. – [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – Режим доступа: http://cyberpsy.ru/2011/04/vojskunskij-a-e-kiberpsixologiya-v-proshlom-nastoyashhem-i-budushhem/. – дата доступа: 20.03.2011.
  14. Войскунский, А. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.  М.: ЭкопсицентрРОСС. 2000.


  15. Выгонский, С. Обратная сторона Интернета / С. Выгонский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  16. Габор, Н. Постмодернизм—Постжурнализм—Постреальность /Н.Габор//МедіаОсвіта. Електронний журнал інстітутуМедіаекологіі. – №1 [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУСР]. – режим доступа: http://www.franko.lviv.ua/mediaeco/zurnal/N1/Mediaphilos/gabor.htm.– дата доступа: 20.05.2011

  17. Гарфинкель С. Все под контролем: Кто и как следит за тобой / С. Гарфинкель. -- Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

  18. Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netslova.ru/gorny/vl.html#4. – Дата доступа: 11.03.2011

  19. Горный Е. Онтология виртуальной личности. Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004

  20. Градюшко, А. Основные тренды развития интернет-СМИ на современном этапе // А. Градюшко. – Журналiстыка-2008: матэрыялы 10-й мiжнар. навук.-практ. канф., Мiнск /рэдкал.: С.В. Дубовiк (адк. рэд) [i iнш.]. –Вып. 10. – Мiнск: БДУ, 2008.

  21. Градюшко, А. Социальные медиа в системе интрнет-коммуникаций // А. Градюшко. – Журналiстыка-2010: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 12-й мiжнар. навук.-практ. канф. 8-9 сн. 2010 г., Мiнск /рэдкал.: С.В. Дубовiк (адк. рэд) [i iнш.]. –Вып. 12. – Мiнск: БДУ, 2010.

  22. Громов, Г. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета /Г. Громов. –М.: Радио и Связь, 2004.

  23. Дери, М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / М.Дери. – Екатеринбург: Ультра.Культура; М.: ACT, 2008.

  24. Дрейфус, С. Компьютерный андеграунд: Истории о хакинге, безумии и одержимости / С. Дрейфус. -- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  25. Дэвис, Э. Техногнозис: Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис. – Екатеринбург: Ультра.Культура, 2008.

  26. Емелин В.А. Ризома и интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm, – Дата доступа: 01.03.2011

  27. Емелин, В. Ризома и интернет [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – Режим доступа: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm, – Дата доступа: 01.03.2011.

  28. Жижек, С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия / С. Жижек, Искусство кино. – 1998. -- №1-2.

  29. Жичкина А.Е Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Gichk_SocPsih.php. – Дата доступа: 28.02.2011

  30. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью .[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy. – Дата доступа: 01.03.2011

  31. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Качкаевой. – М.:, 2010.

  32. Захарова, Т. Псевдонимы и их роль в процессе коммуникации в Интернет-чатах / Т. Захарова // Доклады Второй Международной конференции «Гендер. Язык. Культура. Коммуникация». – М.: МГЛУ, 2001.

  33. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000

  34. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010.

  35. Информационная архитектура в Интернете / Л. Розенфельд, П. Морвиль – пер. с англ. – 2-е изд. – С-Пб., 2005.

  36. Калмыков А.А. Коханова Л.А.. Интернет-журналистика: Учеб.пособие. М.: Юнити: Юнити-Дана, 2005.

  37. Карпицкая, Е. Компьютерные игры как вид медиасреды [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://media-ecology.blogspot.com/2011/05/blog-post.html. – дата доступа: 01.06.2011.

  38. Карр, Н. Делает ли Google нас глупее? / Н. Карр. – пер.с англ. А. Лепешкиной. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] – режим доступа: http://media-ecology.blogspot.com/2011/03/google.html. – дата доступа: 15.06.2011.

  39. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

  40. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  41. Киртчев, К. Манифест Киберпанков / Киртчев. –[ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: www.cyberpunkmanivest.ru. – дата доступа: 20.03.2011.

  42. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии / Под ред. Питера Ладлоу -- Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005.

  43. Кузнецова, Ю., Чудова. М. Психология жителей Интернета / Ю. Кузнецова, М. Чудова. – М.: ЛКИ, 2008.

  44. Лем, С. Мегабитовая бомба. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – Режим доступа: http://www.bookshunt.ru/b30489_megabitovaya_bomba. – Дата доступа: 15.03.2011

  45. Леонтович, О. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире / О. Леонтович //Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Волгоград: Перемена, 2000.

  46. Літінський, С. Інтернет-комунікації, кіберкультура та віртуальнареальність. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУСР]. – режим доступа: http://issuu.com/mediatopos/docs/_internet_communications_litinsky_maket__orrect. – дата доступа: 01.03.2011.

  47. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – пер. с англ. З. Замчук. -- М.: Питер, 2007.

  48. Маклюэн, М. Галактика Гутеберга: становление человека печатающего / М. МакЛюэн. – М.: Академический проект, 2005.

  49. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. МакЛюэн. – М.: Кучково Поле, 2011.

  50. Марысаев, В. Интернет и мультимедиа: монография /В. Марысаев. – М.: Терра Книжный Клуб, 2001.

  51. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: Учеб.пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006

  52. Миллер, П. Роевой интеллект // NationalGeographic, август 2007 [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.national-geographic.ru/ngm/200708/article_139/ – дата доступа: 01.06.2011.

  53. Минаков А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov. – Дата доступа: 12.03.2011

  54. Мирошниченко, А. СМИ после газет. Редактор – пастух блоггеров [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/491417/cat/42/. – дата доступа: 10.06.2011.

  55. Мирошниченко, А. Существо Интернета. 12 тезисов о вирусном редакторе [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/smert_gazet/4/.– дата доступа: 15.06.2011.

  56. Назаров, М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования /М. Назаров. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

  57. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions. – Дата доступа: 06.03.2011

  58. Орт, М. СМИ будущего/будущее СМИ // М. Орт. – DeutschlandOnline. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.magazin-deutschland.de/ru/artikel-en/article/article/medien-der-zukunft-zukunft-der-medien.html. – дата доступа: 01.06.2011.

  59. Потятиник, Б. Інтернет-журналістика : навч. посіб. / Б. Потятиник. – Львів : ПАІС, 2010.

  60. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под ред. ГленнаЙеффета. -- М.: Ультра.Культура,2003.

  61. Реуцкий М. Социальные сети: парадокс зависимости и квазиобщения[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/web-4.htm. – Дата доступа: 05.03.2011

  62. Сасиновский, А., Реальность 2.0//Журнал «DigitalLife». — М.: Открытые системы, 2001, №3

  63. Соколов, М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности режимы раскрытия персональной информации / М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007.

  64. Соловьев, А. Основы информационно-коммуникационной деятельности: пособие для студентов Института журналистики БГУ / А. Соловьев. – Минск: БГУ, 2009.

  65. Степанов, В. 10 веб-сервисов, полезных в работе журналиста [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: www.slideshare.com/mediaecology. – дата доступа: 20.05.2011.

  66. Степанов, В. Как информационная эпоха сказывается на нашей психике и читательских привычках? – [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://media-ecology.blogspot.com/2011/03/blog-post_03.html. – дата доступа: 06.04.2011.

  67. Степанов, В. Общение в интернет: 10 фактов, которые стоит знать журналисту [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://www.slideshare.net/Mediaecology/10-7387805. – дата доступа: 06.06.2011.

  68. Стерлинг, Б. Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке / Б.Стерлинг. -- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  69. Стерлинг, Б. Киберпанк 90-х / Б. Стерлинг // Искусство кино. – 1998. -- №1.

  70. Тапскотт, Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. / Д. Тэпскотт. – М.: «Рефл-Бук», 1999.

  71. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. / Ф.Фукуяма – М.: ООО “Издательство ACT”: ОАО “ЛЮКС”, 2004.

  72. Харитонов А. Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/personaliti_changing. – Дата доступа: 14.03.2011

  73. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. - -СПб.: прайм-Еврознак, 2001.

  74. Ходорковский, М. Постчеловечество / М. Ходорковский (ред.)—М.: Алгоритм, 2007.

  75. Человек и новые информационные технологии: завтра начи-нается сегодня. — СПб.: Речь, 2007.

  76. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko. – Дата доступа: 01.03.2011

  77. Шлыкова, О. Культура мультимедиа / О. Шлыкова, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

  78. Эко, У. От интернета к Гуттенбергу: текс и гипертекст. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/eco/internet.html. – Дата доступа: 20.02.2011

  79. Эриксен, Т. Тирания момента: время в эпоху информации./ Т. Эриксен. – М.: «Весь мир», 2003.

  80. Creeber, G., Martin, R. Digital Cultures: Understanding New Media / G. Creeber, R. Martin (ed.). – UK, 2010.

  81. Donath J. Identity and Deception in the Virtual Community [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: http://smg.media.mit.edu/people/Judith/Identity/IdentityDeception.html. – Датадоступа: 01.03.2011

  82. Doveynd, J., Kennedy, H. Game Cultures. Computer Games as New Media / Jon Dovey, Helen W. Kennedy. – New York: Open University Press, 2006.

  83. Dwyer, T. Media Convergence / T. Dwyer. – UK: Open University Press, 2010.

  84. Flew, T. New Media: An Introduction./ T. Flew. – Oxford: Oxford University Press, 2002.

  85. Greenfield, A. Everywhere: The Dawning Age of Ubiquitous Computing / A. Greenfield. – Berkeley, CA: New Readers Publishing, 2006.

  86. Haney, W. Cyberculture, cyborgs and science fiction. consciousness and the posthuman / W. Haney. – Amsterdam; New York: Rodopi, 2006.

  87. Jennings, D. Net, Blogs and Rock’N’Roll / D. Jennins. -- London and Boston, 2007.

  88. Keller, B. The Twitter Trap // The New York Times, 18.05.2011 [ЭЛЕКТРОННЫЙРЕСУРС]. – режимдоступа: http://www.nytimes.com/2011/05/22/magazine/the-twitter-trap.html. – датадоступа: 02.06.2011.

  89. Kurzweil, R. The Age of Spiritual Machines. / R. Kurzweil -- Penguin (Non-Classics): 1999.

  90. Marshall, D. New Media Cultures / D. Marshall. – London: Edward Arnold, 2004.

  91. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality / ed. R. Paker, K. Jordan. – London-New York, 2001.

  92. Newman, J. Videogames. / J. Newman. – London: Routledge, 2004.

  93. Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applications / Ed. by A.Barak. — NY: Cambridge University Press, 2008.

  94. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994

  95. Rutter, Jason and Bruce, Jo (eds) Understanding Digital Games. / London: Sage Publications, 2006.

  96. Suler, J. The Psychology of Cyberspace. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – Режим доступа: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html. – дата доступа: 01.03.2011.

  97. Svegfors, M., Benkö, C. Journalism 3.0: MediaEcologyandtheFuture [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. – режим доступа: http://sverigesradio.se/sida/default.aspx?programid=4042 – дата доступа: 11.06.2011.

  98. The Oxford Handbook of Internet Psychology / Ed. by A.Joinson, K.McKenna, T.Postmes, U.-D.Reips. — L.: Oxford University Press, 2007.

  99. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space//Construction of the self in a mediated world: inquiries in social construction. N.Y., 1996.

  100. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder//CyberPsychologyabdBehaviour. 1998, №3(1).



ПЕРЕЧНИ РЕКОМЕНДУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
В ходе изучения дисциплины используются следующие средства диагностики:

  • типовые задания;

  • тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

  • написание материалов в СМИ по данной проблематике, выпуск учебного научно-популярного журнала медийной тематики;

  • устный опрос во время занятий;

  • составление рефератов (презентаций) по отдельным разделам дисциплины;

  • выступление студентов на семинарах;

  • поддержка работы интернет-проекта «Медиаэкология в Беларуси» (блог), а также участие в совместныхwiki-проектах и активность в социальных интернет-сетях.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНТЕРНЕТ-ПСИХОЛОГИЯ»





  1. «Краудсорсинг» в работе журналиста: как эффективно использовать интеллектуальный потенциал интернет-сообществ?

  2. Компьютерные игры и культурные феномены (фан-арт, машинима, косплей и т.д.)

  3. «Социальные роботы»: псевдодружба и забота, или новые члены общества?

  4. Трансформация читательских привычек в XXI веке.

  5. Интернет vs. газеты – привычка против технологии?

  6. Неолуддизм как социальный феномен

  7. Как стать звездой YouTube? (социально-психологические аспекты социальныхвидеосервисов)

  8. Телесность в эпоху Интернет и цифровых технологий

  9. Мобильный интернет: особенности медиапотребления и пользовательские привычки (исследование)

  10. Интернет-зависимость: диагностика, терапия, причины феномена

  11. Джон Сулер – основатель киберпсихологии

  12. «Тирания момента», или восприятие времени в «цифровую эпоху»

  13. Киберпсихология в России – обзор школ и направлений (С. Выгонский, Е. Штырбу, Ю. Кузнецова и др.)

  14. Особенности виртуального пространства (анализ работы Д. Сулера «Люди превращаются в Электроников»)

  15. Вселенная кинотрилогии «Матрица» как «цифровая антиутопия»

  16. «Скорость убегания»: киберкультура на рубеже веков (анализ одноименной работы М. Дери)

  17. О чем может рассказать аватар? (исследование)

  18. Психологический портрет белорусскогоблогера

  19. Детская агрессия и компьютерные игры: проблема или домыслы? (экспертный опрос)

  20. Сетевой этикет и негласные правила общения в сети

  21. Феномен сетевой литературы: «кибература», «гиперроман», коллективное авторство

  22. Рождение Анонимуса («коллективная личность» в сети Интернет)

  23. Жаргон «падонкафф» -- языковая игра или деградация культуры?

  24. Белорусская Wikipedia: авторы, психологическая мотивация, тематика (исследование)

  25. Интернет как порождение культуры постмодерна

  26. Ризома и Интернет

  27. «Здравствуй, я орк!» (многопользовательские онлайн-игры)

  28. Интернет романтический: от сайтов знакомств и переписки по e-mail до киберсексуальных девиаций

  29. МакЛюэн в век Интернета: оправдались ли «прозрения» ученого?

  30. Добавляемся в друзья! (особенности межличностных отношений в социальных сетях)

  31. Психология СПАМа

  32. Троллинг, или трикстеры киберпространства

  33. Психология общения на интернет-форумах (флуд, флейминг, троллинг и проч.)

  34. Конфликтология киберпространства: советы по разрешению проблем

  35. «Феномен длинного хвоста» (психологические особенности комментариев к блогпостам)

  36. Почему каждый второй американец залазит на Facebook, лишь открыв глаза утром? (психологические парадоксы и особенности использования социальных сетей)

  37. Twitter-революция: микроблоги как социальный феномен

  38. Web 1.0—Web 3.0 – от диктата модераторов, через «социальную революцию» к «менеджерам знаний» (обзор эволюции Сети и анализ основных теорий развития)

  39. Демографическая картина Байнета (исследование)

  40. «Культурная шизофрения», или расщепление «Я» в Сети как тенденция

  41. Самопрезентация в социальных сетях: пол, гендер, конструирование внешности

  42. Социальная стратификация в киберпространстве (социальный капитал и Интернет)

  43. Спасибо, Кэп! (юмор в киберпространстве и его социально-культурные особенности).

  44. Демотиваторы: новый вид изобразительного искусства?

  45. Коллаборативные проекты и «коллективный интеллект»

  46. Компьютер-разрушитель как культурный архетип: от HAL-9000 до Skynet

  47. ЖЖ и сетевые дневники – графомания, эксгибиционизм или новые грани творчества?

  48. Гипертекст и особенности мышления «гражданина цифровой эпохи»

  49. Социум 2.0: Сеть как базовая модель общественно-культурных процессов

  50. Группы в социальных сетях: социальная динамика и тенденции развития

  51. «150 000 000» (феномен блогосферы)

  52. Дополненная реальность и механизмы ее работы

  53. «Вирусное заражение»: характер распространения слухов в киберпространстве

  54. Битва за внимание – основа новой экономики Сети

  55. Насколько вы привязаны к своему мобильнику? (исследование)

  56. Манипулятивный потенциал социальных сетей

  57. «Социальныйинжинеринг» (психотехники, используемые в киберпространстве)

  58. Новые форматы и технологии общения в Интернет (Skype, ICQ, агрегаторы и т.д.)

  59. Смерть приватности как диагноз современного общества

  60. Игра в поддельную личность: фейки – «мертвые души» интернет-общества

  61. Школа виртуального имиджа (самомаркетинг в интернет-пространстве)


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНТЕРНЕТ-ПСИХОЛОГИЯ»





  1. Понятие киберпространства и его особенности. Интернет-среда как медиасфера и виртуальная реальность.

  2. Краткая история развития интернет-технологий: от Web 1.0 к «нейроинтерфейсам» и концепции «загрузки».

  3. Интернет как порождение культуры постмодерна (идеи Ф. Гваттари и Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Д. Рашкоффа, М. МакЛюэна).

  4. Киберпространство с точки зрения психиатрии и социальной психологии.

  5. Взаимодействие «человек-компьютер» и «сomputer-mediatedcommunication» как философская проблема. Культурные архетипы, связанные с интернет-технологиями (U2K, «Матрица», восстание искусственного интеллекта и т.д.)

  6. Время в киберпространстве.

  7. «Глобальная деревня» М. МакЛюэна и жизнь в «электронных коттеджах» Э. Тоффлера, «номадическая культура» смартфонов, IPod и коммуникаторов: изменение восприятия пространства в цифровую эпоху.

  8. Смерть приватности как диагноз современного общества.

  9. SMS-стиль общения: основные черты.

  10. «Экосистемы приложений» (на примерахApple, Android).

  11. Психологические мотивы интернет-пользователей.

  12. Интернет-пользователи: психологические типы.

  13. Виртуальное «Я» и его особенности (расщепленность, множественность).

  14. Анонимус, или коллективная личность как сетевой феномен.

  15. «Роевой интеллект» и его использование журналистами (Wiki-проекты, сервисы вопросов и ответов, каталоги рейтингов и отзывов, тэги и социальные закладки). Краудсорсинг.

  16. Никнейм: сетевое имя – принципы подбора. Никнеймы и социально-психологический портрет.

  17. Аватара и тенденции в выборе юзерпиков в Сети.

  18. Фейк, или поддельная личность. Перемена пола и гендера в Интернет – антропологический аспект.

  19. Телесность в киберпространстве.

  20. Логин, пароль, адрес e-mail: приемы выбора наиболее оптимального с учетом психологии восприятия и культурных детерминант киберпространства.

  21. Способы и формы выражения эмоций в Сети.

  22. Демографическая карта социальный сетей. Краткий обзор и анализ наиболее популярных сервисов (Facebook, Vkontakte, MySpace, Одноклассники).

  23. Специализированные социальные сети (Academia.edu, LinkedIn, Профессионалы.ру и т.д.).

  24. Особенности коммуникации в киберпространстве (концепция Д. Сулера).

  25. Формат Web 2.0 – понятия блога, сетевого дневника, коммьюнити.

  26. Знаменитые личности в Сети: «тысячники», блогеры, производители медиаконтента. Понятие репутации. Эффективное накопление социального капитала в Интернет.

  27. Ценности интернет-сообществ – аксиологическая характеристика киберпространства.

  28. Психология восприятия информации в Сети. Понятия мультимедйиности, гипертекстовости. Психология интернет-поиска и оптимизация журналистского текста (SEO).

  29. Написание текстов с точки зрения usability и психологии восприятия пользователей Интернета. Оптимизация материалов для социальных медиа. Редактор социальных медиа: профессия «слушатель». Программы и сервисы, полезные в работе редактора.

  30. Комментарии и long tail effect.

  31. Навыки успешного ведения блога.

  32. Сетевой этикет (нетикет) и правила успешного общения (интервью и консультации) посредством e-mail, ICQ, видеоконференций (Skype).

  33. Феномены интернет-общения: флейм, флуд, холивары. Модератор и интернет-форумы.

  34. Троллинг. Социально-психологический анализ феномена.

  35. Психологические патологии и социальные сети: «цифровой нарциссизм», навязчивый серфинг, охота за рейтингом, кибербуллиг (травля пользователя) и др.

  36. Делает ли Google нас глупее? (Н. Карр). Изменение читательских привычек под влиянием интернет-технологий.

  37. Психологические методики, программы и веб-сервисы, полезные при борьбе с информационной перегрузкой. Эффективный менеджмент информации.

  38. Микроблоги: психологическийаспект.

  39. Интернет-аддикция (К. Янг, Ю. Кузнецова, Н. Чудова). Обзор исследований.

  40. Интернет-зависимость – диагностика и способы терапии.

  41. Феномен «футурошока» (Э. Тоффлер), или издержки перехода к обществу «третьей волны».

  42. Сексуальность в Сети. Феномен киберсекса: от закрытых чатов к тактильным ощущениям.

  43. Психолог и Интернет: «блоготерапия» для пациентов, самореализация в коллективных проектах, снятие напряжения с помощью игр.

  44. Природа киберагрессии.

  45. Медиавирусы и мемы. Природа и характер вирусного распространения информации в киберпространстве.

  46. Теории виртуальной реальности (Платон, В. Лейбниц, Я. Хинтикк, Р. Азума и др.)

  47. Понятие дополненной реальности и примеры использования технологии в журналистике. QR-коды.

  48. Профессиональные киберспортсмены: особенности мышления, поведения, жаргон.

  49. Миры многопользовательских ролевых онлайн-игр (MMORPG) и виртуальных пространств (SecondLife). Успешная адаптация и необходимые навыки общения.

  50. Архетипы в компьютерных играх (С. Выгонский).

  51. Осмысление компьютерных игр в произведениях искусства (к/ф”Геймер”, “Tron”).

  52. Дети и трехмерные шутеры: воспитывают ли они потенциальных убийц?

  53. «Альтернативная реальность» как жанр интернет-творчества с использованием цифровых технологий. Посткиберпанк (стимпанк, дизельпанк и т.д.)

  54. Понятие киберкультуры: социальные эффекты, порождаемые интернет-пространством. Работы М. Дери «Скорость убегания», М. Кастельса «Галактика Интернет».

  55. Стиль киберпанк – характеристика и проблематика. Роман «Нейромансер» У. Гибсона.

  56. Анализ интернет-субкультур («хакеры», «ролевики», «геймеры» и др.)

  57. Сетература как культурный феномен. Коллективное авторство (twitter-роман).

  58. Имиджборды, фотожабы и демотиваторы: новая визуальная культура Сети.

  59. Феномен интернет-ретро (8-битная музыка, MIDI-рингтоны и др.)

  60. Обзор цитатников Интернета, сборников произведений цифрового искусства и «киберарта», хранилищ фото- и видео. Энциклопедии сетевого фольклора (netlore.ru, lurkmore.ru) и их использование в работе журналиста.

  61. Абсурдистская интернет-культура: Упячка как социальный феномен.

  62. Язык «падонкафф»: грамматика, лингвистические особенности. Общение «постгутенберговой эпохи» (идеи У. Эко).

  63. Юмор в Сети. Популярные шутки (мемы), персонажи, розыгрыши. Смеховая культура киберпространства.

  64. Киберфеминизм, криптоанархизм и прочие социальные и политические концепции интернет-пространства. Виртуальное государство как утопия и интернет-проект.

  65. «Омнинет» -- всеобщая компьютерная сеть. Сценарии развития интернет.

  66. Посткомпьютерная эпоха: особенности, проблемы, перспективы.

  67. Гипотеза «загрузки» (оцифровка сознания) и биомашинного компьютерного интерфейса. Научные разработки и осмысление в искусстве (к/ф «Матрица», «Джонни Мнемоник», «Хоттабыч», «Суррогаты» и т.д.)

  68. Философия трансгуманизма и постчеловечества в работах Ф. Фукуямы, Н. Бострома, Н. Федорова, Р. Курцвейла. Технологическая сингулярность (В. Виндж).

  69. «Человек—машина»: актуальные проблемы коммуникации человека и робототехники (социально-психологический аспект).

  70. Мир как Сеть – идеи ноосферогенеза в науке и фантастике. Принципы организации общества нового типа (Н. Моисеев, Р. Абдеев, С. Лем, Н. Больц, Э. Тоффлер, Е.Масуда и др.)



КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для текущего контроля знаний студентов используется рейтинговая оценка знаний в течение всего семестра (см. «Схему оценки знаний студентов по дисциплине «Интернет-психология»).

Промежуточными формами контроля усвоения предмета является промежуточный зачет.

Основной формой контроля является зачет по предмету, результат которого может определяться по рейтинговой системе.

Дополнительными формами контроля, прежде всего самостоятельного изучения студентами предмета, являются: публикация, размещение в СМИ и учебном научно-популярном издании материалов по проблематике спецкурса; реферирование и конспектирование монографической и оригинальной литературы; переводы иноязычных текстов; участие в разработке и развитии интернет-ресурса (блога) «Медиаэкология.BY»; участие в организации встреч с экспертами и выездных мероприятий.



СХЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ИНТЕРНЕТ-ПСИХОЛОГИЯ»
1. Посещение студентами лекций и практических занятий — 23 балла, в том числе:

• посещение лекций — 7 баллов (1 лекция = 1 балл); посещение практических занятий — 16 баллов (1 занятие = 2 балла).

2. Активность на практических занятиях — 10-90 баллов и выше, в том числе:

• выступление на практическом занятии — 5-80 баллов и выше (1 выступление = 5-10 баллов);

• подготовка рефератов — 5-10 баллов (в зависимости от того, насколько проработана и раскрыта тема реферата).

3. Самостоятельные контролируемые виды работ студентов (публикации в средствах массовой информации по тематике курса, работа над журналом, блогом) -- 5-50 баллов (в зависимости от того, насколько проработана, раскрыта и ярко подана в СМИ тема публикации, качества, новизны, демонстрации журналистских навыков).


Итоговая оценка:


Количество набранных баллов

Итоговая оценка

Менее 50 баллов

Недопуск к зачету

Выше 50

Допуск к зачету


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

Социология журналистики

кафедра







Социально-экономическая проблематика СМИ

социологии







Профессиональная этика журналиста

журналистики








ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на 2013/2014 учебный год

№№

пп


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_____________________________ (протокол № ____ от ________ 20__ г.)

(название кафедры)

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________



(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)