Учебная программа дисциплины 050100. 62 «Естественнонаучное образование» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс по выбору основы делового английского языка учебная программа... 2 390.78kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 1 198.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины стратегический маркетинг Кафедра... 4 548.35kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины банковские информационные системы... 4 640.99kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины разработка банковских информационных... 1 328.25kb.
Рабочая Учебная программа дисциплины теория экономических информационных... 1 331.6kb.
Учебная программа дисциплины пс рупд 1 204.73kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 327.58kb.
Программа вступительных испытаний в гбоу впо мгпу по направлению... 1 123.26kb.
Кафедра философии и социологии 3 816.27kb.
- 4 1234.94kb.
Учебная программа дисциплины 050100. 62 «Естественнонаучное образование» - страница №1/8

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050100.62 «Естественнонаучное образование»

Профиль – «Химия»

Квалификация – бакалавр естественнонаучного образования

Красноярск 2011

Составитель:

доктор философских наук, профессор В.В. Минеев
Рецензент:

доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Сибирского Федерального университета

А.П. Свитин

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


"__" _____________2011 г.


Заведующий кафедрой

философии КГПУ

_____________ доктор философских наук, профессор А.М. Гендин

Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________2011 г.


Председатель _____________________________
© Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2011

© Минеев В.В., 2011




СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая модульная программа

Введение

Цели и задачи курса

Требования к уровню знаний, умений, навыков

Структура курса

Краткие методические рекомендации для студентов

Содержание теоретического курса

Примерные темы лекций

Планы семинаров

Технологические карты обучения дисциплине

Протокол согласования учебной программы курса с другими дисциплинами
Контрольно-измерительные материалы

Вопросы к экзамену

Вопросы для самоконтроля

Контрольные работы

Примерные темы рефератов

Примерные темы сочинений

Вопросы для итогового тестирования

Рабочая тетрадь
Технологическая карта рейтинга учебных достижений студентов
Карта литературного обеспечения дисциплины

Обязательная литература

Дополнительная литература

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Введение

Во Введении обозначим место дисциплины в общекультурном и образовательном пространстве, ее отношение, с одной стороны, к миру человека, к потребностям студента; с другой,– к потребностям общества, социальный заказ которого выполняет педагогический вуз. Раскроем цель и задачи преподавания дисциплины. Остановимся на технологии процесса обучения и, в этой связи, сформулируем несколько общих методических рекомендаций.



Назначение и положение философии в современном мире определено рядом политических документов, принятых ЮНЕСКО, Организацией Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры.

1945 г. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится о том, что необходимо укреплять интеллектуальную и нравственную солидарность человечества, а в связи с этим – разъяснять такие понятия, как справедливость, права человека, свобода... Такое разъяснение является задачей философии.

1946 г. Подготовлен «Меморандум о программе ЮНЕСКО в области философии». В этом документе философия названа средством облагораживания людей, сердцевиной их знаний и деятельности, а в качестве приоритетов провозглашаются уважение к личности, миролюбие, неприятие узкого национализма и права грубой силы, солидарность и преданность идеалам культуры. Был разработан план действий, направленный на популяризацию различных философских традиций и на философско-теоретическое осмысление конкретных проблем современности. Для понимания задач предмета особое значение имеет следующий фрагмент Меморандума:

«Недостаточно сообща добиваться научных открытий: каждый должен сознавать, что ценность науки заключается не столько в ее прикладных аспектах…, сколько в освобождении человеческого разума и формировании широкого духовного сообщества, возвышающегося над всеми кланами и империями».

1995 г. Принята «Парижская декларация по вопросам философии». В ней, в частности, подчеркивается, что каждый человек везде должен иметь возможность свободно заниматься философией, преподавание философии должно сохраняться и расширяться там, где оно существует и вводиться в тех местах, где его нет. В документе особо упоминаются три направления деятельности ЮНЕСКО: философия перед лицом глобальных проблем; преподавание философии; развитие философской мысли и философских исследований.

2005 г. Принят очередной важный документ – «Межсекторальная стратегия ЮНЕСКО в области философии». Речь идет, в частности, о популяризации философии, о необходимости философских дискуссиях с теми кто ответственен за принятие решений, о том, что назрела необходимость в правильной диагностике проблем современности.

2009 г. В одобренном на Генеральной конференции ЮНЕСКО документе («Крупная программа III») констатируется, что осуществление Межсекторальной стратегии будет продолжено.

Таким образом, обращение к философии отвечает требованиям времени в полной мере.



Цель курса заключается в том, чтобы средствами учебного предмета, с одной стороны, развить у студентов интерес к философскому и вообще к фундаментальному знанию, сформировать устойчивую потребность в философской оценке фактов действительности, повысить мотивацию к занятиям научно-исследовательской и педагогической деятельностью. А, с другой стороны, содействовать развитию определенных когнитивных способностей студентов, воспитанию определенных интеллектуальных, профессиональных и нравственных качеств. Вот главные из них:

– способность к целостному видению мира, общества, человека; умение оценивать любые события в глобально-исторической (космопланетарной, цивилизационной, биосферно-экологической) перспективе;

– ориентация на систему ценностей, принятую научным сообществом, в сочетании с уважительным отношением к людям, ориентирующимся на иные системы ценностей; толерантность и готовность к сотрудничеству;

– глубоко осознанная заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе коллектива, в процветании России, в благополучии человечества; патриотизм и чувство ответственности за судьбу страны;

– интеллектуальная честность и правдивость высказываний;

– умеренность и воздержанность; бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции; готовность оказать сопротивление пропаганде неправильного образа жизни, потребительской гонке, любым процессам, идущим вразрез с принципами устойчивого развития.

В процессе освоения курса предстоит решить несколько собственно учебных задач (которые соответствуют задачам, неоднократно ставившимся в рекомендациях Министерства образования и науки РФ).

1) Сформировать представление о философии, о ее концептуальном аппарате, проблемах, истории, о современных подходах, уделив при этом внимание таким темам, как бытие, сознание, познание, наука, эволюция картины мира, функционирование и развитие общества, взаимодействие общества и природы, формы духовной культуры.


2) Овладеть разнообразными приемами и навыками критической рефлексии, преодолеть, насколько возможно, собственную зависимость от каких бы то ни было авторитетов и, вместе с тем, стать терпимее к мнению других; овладеть навыками ведения научно-философской дискуссии.

3) Углубить понимание мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в различных областях конкретно-научного, обыденного, педагогического знания, научиться обсуждать проблемы, находящиеся на стыке наук или на стыке различных форм культуры, глубже понять отношение приобретаемой специальности к другим наукам, к другим областям человеческой деятельности; преодолеть утилитарно-прагматический взгляд на сущность науки.


Что касается требований к уровню знаний, то студент обязан

иметь ясное и четкое представление о философии, о ее предмете, основных онтологических, гносеологических, социально-философских и этических проблемах, понятиях, теориях, направлениях, представителях, исторически сложившихся формах и школах, а также о ее роли в жизни человека и общества, о времени и предпосылках (причинах) возникновения тех или иных идей, теорий, направлений (в объеме, предусмотренном рабочей программой).


В частности, студент должен показать следующие знания:

а) понимать смысл проблемы бытия, иметь представление о его уровнях и формах (взаимоотношение духовного и телесного, взаимоотношение природного и социального; принципы, законы и категории диалектики; сущность, функции, структура сознания);

б) иметь конкретное представление о гносеологической и эпистемологической проблематике (соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального; концепции истины; особенности, уровни, формы, методы научного познания; социальные проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом и научно-технической революцией);

в) иметь конкретное представление о социально-философской, а также философско-антропологической и философско-этической проблематике (закономерности функционирования и развития общества, концепции истории, общественное производство, взаимодействие общества и природы, глобальные проблемы современности, формы духовной культуры, категории добра, справедливости, свободы).

Что касается умений и навыков, то студент обязан

уметь давать объективную, научно обоснованную оценку любым мировоззренческим, социально-философским, политическим, морально-этическим (а в отдельных случаях – также эстетическим, конкретно-научным и религиозно-теологическим) идеям и концепциям, выявлять их достоинства и недостатки, объяснять механизм воздействия этих концепций на поведение людей, на различные сферы культуры, общественной жизни.


В частности, студент должен показать следующие умения:

а) свободно применять категориальный, концептуальный аппарат философии к решению различных мировоззренческих, конкретно-научных, практически-жизненных задач, уметь правильно, концептуально формулировать вопросы и ответы;

б) вести дискуссии на философские, мировоззренческие темы, корректно и аргументировано отстаивать точку зрения научного сообщества, гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, убедительно пропагандировать здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции;

в) убедительно демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели, подчинять когнитивно-познавательные процессы задаче формирования у собеседников, у школьников таких человеческих качеств, как честность, трудолюбие, доброжелательность (неагрессивность, способность радоваться успехам других), умеренность.



Структура курса

«Философия» является обязательной дисциплиной общегуманитарного цикла высших учебных заведений. Предлагаемый курс «Философия» (для студентов ОПП, естественнонаучное образование, бакалавриат – 050100, очная форма обучения) соответствует традиционно использовавшемуся государственному стандарту и включает, с одной стороны, теоретический материал (информацию о важнейших проблемах, понятиях, теориях философии, об основных этапах ее исторического развития, а также о ее роли в обществе); а с другой стороны, методический материал (задания, итоговые тесты, указатель учебной литературы и т.д.). Содержание курса тщательно сверено с текстами наиболее полных и общепризнанных отечественных учебников по философии на предмет соответствия содержания материала устоявшейся учебной традиции. Мы старались избежать противоречий с учебными дефинициями, получившими распространение в нашей стране.

Курс составлен из расчета 50 аудиторных часов (24 лекционных плюс 26 семинарских) и 22 внеаудиторных часов. Аудиторные занятия включают в себя лекции и семинары. Тематика лекций совпадает с тематикой семинаров лишь частично. На лекции выносятся узловые вопросы курса, а также материал наиболее трудный для самостоятельного изучения, сложный или недостаточно полно освещаемый в учебной литературе. Предназначение лекционного курса заключается в систематическом изложении курса, тогда как роль семинара несколько иная. На семинаре предлагается обсудить несколько вопросов, объединенных общей темой. В процессе обмена информацией происходит одновременно и опрос, и изучение нового материала, и закрепление.
Модульно-тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить основные аспекты философского знания. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать материал с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, в учебных целях курс «Философия» разбит на два модуля. В первом модуле рассматривается блок теоретических проблем философии как самостоятельной научной дисциплины. Во втором анализируются отношения и связи внутри таких систем как «природа-человек», «человек-общество», «исторические модели общества».

Краткие методические рекомендации для студентов
Изучение проблем курса основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. При работе с различными источниками следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; полезно найти само основание (то есть объяснить причину) этой общности или различия и только затем попытаться разобраться в собственных установках и предпочтениях, выработать собственную позицию (если, конечно, чувствуете в этом необходимость). Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы.

В ходе самостоятельной работы по изучения курса «Философия» студенты должны составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме, составить словарь основных понятий философии. Особое внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студенты должны ответить на все контрольные вопросы по модулю - ответ на один из контрольных вопросов каждого модуля необходимо дать письменно (не менее 1 стр. машинописного текста через 1,5 интервала или соответствующий объем рукописного текста). При возникновении у студентов трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций. Творческое осмысление и освоение фундаментального курса «Философия» – процесс трудный и сложный, но вместе с тем весьма интересный, требующий интеллектуального напряжения и мобилизации волевых усилий. И, тем не менее, данный курс является вполне доступным для каждого.

Раскрывая тот или иной экзаменационный вопрос, необходимо выполнить следующие требования:

– раскрыть содержание (смысл) вопроса кратко и по существу дела, дать ясные, четкие определения основных понятий темы (а по требованию экзаменатора дать четкое определение также любого другого понятия курса);

– объяснить, почему вопрос находится в ведении философии и показать, каким образом то или иное его решение влияет на наши представления о мире, обществе, человеке;

– проследить, насколько возможно, эволюцию представлений о рассматриваемом явлении, сравнить различные точки зрения, продемонстрировать их сильные и слабые стороны;

– показать актуальность затрагиваемой проблематики;

– связать по требованию экзаменаторов данный вопрос с любым другим вопросом курса, а также с проблемами отрасли, в которой специализируется будущий бакалавр.













Содержание теоретического курса

Раздел 1. Философия: предмет, значение, метод

Тема 1. Круг философских проблем, их особенности
Философия в ряду форм духовной культуры. Предмет философии. Философские проблемы, их особенности. Рефлексия. Парадоксы, их роль в генезисе научно-философского мышления. Определение понятия «философия», невозможность исчерпывающего определения. Структура философского знания (онтология, гносеология, этика…). Философия и науки. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. Роль философии в жизни человека и общества. Многообразие функций философии (социальные и гносеологические; мировоззренческие и методологические и т.п.).
Тема 2. Основной вопрос философии
Формулировка основного вопроса философии. Его аспекты (стороны). Онтологическая сторона. Гносеологическая сторона. Главные подходы к его решению (философские направления). Монизм, дуализм и плюрализм. Материализм. Формы материализма. Идеализм. Формы идеализма. Мировоззренческое и методологическое значение основного вопроса философии. Гносеологические, психологические, социальные предпосылки («корни») различных подходов к решению основного вопроса философии. Идеализм и материализм, рационализм и сенсуализм, догматизм и скептицизм, метафизика и диалектика, оптимизм и пессимизм, а также другие классификационные признаки, способы идентификации философских учений.


Раздел 2. История философской мысли

Тема 3. Возникновение философии
Культурно-географические ареалы («очаги») возникновения философского знания. Хронология важнейших исторических форм развития философской мысли. Некоторые отличия китайской и индийской философских традиций от западной. Социально-исторические, культурно-психологические, политические, экономические предпосылки возникновения и становления философии и науки в Средиземноморье. Мифология, особенности мифологического мышления, многообразие мифологических систем. Кризис мифологического мировоззрения и возникновение научно-философской картины мира. Философия (включая науку) как неотъемлемый элемент, предпосылка и продукт западной цивилизации. Буквальное (формальное) значение и скрытый смысл слова «философия». «Мудрец» и «философ». Методологическая рефлексия (единство онтологической, логической и гносеологической проблематики).
Тема 4. Античная философия
Становление первых форм философско-теоретического знания. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Пифагорейское сообщество (Пифагор, Алкмеон, Филолай). Ксенофан. Гераклит. Элейская школа (Парменид, Зенон). «Младшие» натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор) и атомисты (Демокрит). Софисты (Протагор, Горгий, Продик), Сократ и родоначальники сократических школ (Антисфен, Аристипп). Философия Платона (427–347 до н.э.): мир эйдосов и мир вещей, единство представлений о бытии и познании, о космосе, государстве и человеке. Философия Аристотеля (384–322 до н.э.): единый космос, первоматерия и перводвигатель, материя и форма, учение о причинах, учение о категориях.

Философская проблематика в эллинистическую эпоху. Положение человека в мироздании. Закон (предопределение) и свобода. Знание и свобода. Свобода внешняя и внутренняя. Цель жизни и цель познания. Атараксия, апатия, адиафория. Идеал жизни «в соответствии с природой» (стоицизм). Единство «физики» и «этики». Главные школы: перипатетики (Теофраст, Стратон, Дикеарх), стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп, Панетий, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептики (Пиррон, Секст Эмпирик), эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар, Цицерон), неоплатоники (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).


Тема 5. Философия Средних Веков
Средневековая философия, ее отличительные черты, проблемы, периодизация. Теоцентризм. Символизм, дидактизм, энциклопедизм. Теизм, пантеизм, деизм и атеизм. Схоластика и ее предыстория (патристика, апологетика). Консервативные и мистические направления. Применение философских понятий к церковному вероучению. Откровение и разум: философия и теология. Проблема веры и знания (Тертуллиан и Августин). Доказательства бытия Бога. Тринитарная и христологическая проблемы. Теодицея. Проблема универсалий: реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Раймунд Луллий), концептуализм (Абеляр), номинализм (Росцелин, Оккам). Концепция двойственной истины. Знакомство с трудами Аристотеля и распространение аверроизма. Творение и несотворенность мира. Смертность и бессмертие луши. Значение Исламской аграрной революции для становления современной западной цивилизации. Величайшие философы и ученые мусульманского мира (Ар-Рази, Бируни, Ибн Сина), проникновение научных знаний в Европу. Особенности философской мысли эпохи Возрождения, ярчайшие представители (Данте, Петрарка, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Бруно). Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. Расцвет и закат натурфилософии.
Тема 6. Философия Нового Времени
Философия XVII–XIХ вв., ее отличительные черты, проблемы, важнейшие направления, представители, периодизация, предпосылки. Возрастание удельного веса гносеологической проблематики.

Английская эмпирико-сенсуалистическая традиция: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Моралистическая философия: Шефтсбери. Утилитаризм: Дж. Бентам. Континентальная рационалистическая («метафизическая») традиция: Декарт, Лейбниц. Французское Просвещение: Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, Гольбах, Кондорсе, Сен-Симон. Немецкое Просвещение и философия «Бури и натиска»: Гаман, Гердер, Гёте, Шиллер. Историософия Гердера: реабилитация «естественного» человека, народной поэзии, национальной самобытности. Критическое учение Иммануила Канта – поворотный пункт в истории западной философии и науки. Просвещение как антифеодальная идеология: рационализм и свободомыслие, критика традиционных социальных институтов, обычаев, морали. Немецкий классический идеализм: Кант, Шеллинг, Гегель. Немецкий романтизм и неоромантизм: Шлейермахер, братья Шлегели, Шопенгауэр, Ницше. Антропологический материализм: Л. Фейербах. Позитивизм: О. Конт. Британская философская традиция (некорректно отождествляется с позитивизмом): Дж.С. Милль, Спенсер. Диалектический материализм: К. Маркс, Ф. Энгельс. «Философия жизни»: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон.

Важнейшие оппозиции в философии XIX века: дух и материя; жизнь и косное вещество; культура и природа; природа и История; человек и общество; рациональное и иррациональное; философия и наука; наука и религия; наука и искусство; мышление и язык; цивилизация и нецивилизованный мир; государство и гражданин. Признаки перехода от классической философии к неклассической.



Раздел 3. Бытие и сознание (онтология)

Тема 7. Проблема бытия. Формы бытия. Мир
Бытие как философская проблема (пути «проблематизации бытия»). Постановка, смысл, различные аспекты проблемы бытия. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции (история категории «бытие» в западной философии). Формы и уровни бытия. Материальный мир и духовный мир. Бытие человека. Пространство и время как категории философии и науки. Главные концепции пространства и времени. Движение и развитие. Философское понятие материи. Современная наука о строении материи, об уровнях ее организации, о движении и его основных формах. Смысл утверждения о материальном единстве мира.

Категории, принципы, законы диалектики. Категории диалектики: единичное и общее, явление и сущность, форма и содержание, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность; система, структура, элемент; качество, количество, мера; движение и покой. Принципы детерминизма, системности, объективности. Детерминизм жесткий и мягкий. Детерминизм и индетерминизм. Закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Закона и закономерность. Классификация законов. Динамические и статистические закономерности.


Тема 8. Сознание как предмет философии
Сознание, различные подходы к пониманию его сущности. Проблема отношения сознания к «внешнему миру», различные ее аспекты. Структура сознания: важнейшие сферы и их элементы. Предметное сознание и самосознание. Единство и многообразие познавательных способностей человека: мышление, язык, память, интуиция, подсознание, бессознательное; формы чувственного познания и формы рационального познания; рассудок и разум. Важнейшие мыслительные операции: анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение, отождествление и различение, экстраполяция и интерполяция; идеализация, сравнение, счет. Главные функции сознания. Проблема идеального. Сознание в ряду форм и уровней отражения в неживой и живой природе. Сознание и мир (Вселенная). Сознание и мозг. Сознание и язык. Понятие о знаке, знаковой системе, символе, информации. Искусственный интеллект.

Раздел 4. Познание (гносеология)

Тема 9. Направления в теории познания. Концепции истины
Познание и знание. Субъект и объект познания. Истина и заблуждение. Истина и достоверность. Единство и многообразие основных концепций истины (онтологическая, корреспондентная, когерентная, прагматическая концепции). Критерий истины. Истина абсолютная и относительная. Познание и практика. Роль практики в познании. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Истина и правда. Рациональное и иррациональное. Важнейшие направления в теории познания (а также соответствующие методологические установки): познавательный оптимизм (когнитивизм) и познавательный пессимизм (скептицизм, агностицизм); релятивизм, утилитаризм, эмпиризм, теоретизм, рационализм, сенсуализм, фаллибилизм, фикционализм, операционализм…
Тема 10. Наука. Научное познание

Понятие науки. Аспекты науки (форма знания, социальный институт, сфера производства). Особенности научного (по)знания. Структура научного знания (эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни). Теория и факт. Приемы, методы, формы научного познания. Наблюдение и эксперимент. Описание и объяснение. Основные исторические эпохи развития науки. Научные революции. Движущие силы развития науки. Интернализм и экстернализм. Кумулятивизм и антикумулятивизм (парадигмализм). Соотношение научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт. Воздействие науки на все сферы общества, на все стороны человеческого бытия. Сциентизм и антисциентизм. Логический переход ко второму базовому модулю – к социально-философской проблематике.


Раздел 5.Общество: устройство и развитие

Тема 11. Предмет социальной философии.

Этапы развития социально-философской мысли
Важнейшие проблемы социальной философии. Основные этапы развития социально-философской мысли (античная эпоха, Средние Века, Новое Время, эпоха Просвещения, XIX век, ХХ век). Проблема существования объективных законов общественного развития. Специфика социальных закономерностей. Материальные и идеологические отношения в обществе. Идеалистическое понимание истории и материалистическое понимание истории. Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Свобода и необходимость в историческом развитии. Фатализм и волюнтаризм.
Тема 12. Концепции истории. Единство различных подходов
Важнейшие модели восприятия общества: маятниковая, циклическая, линейная, спиральная. Главные походы к пониманию общества, его истории: провиденциалистский (Вико), формационный (Маркс, Энгельс), цивилизационный (Данилевский, Шпенглер, Тойнби), технологический (Форрестер). Единство и многообразие исторического процесса. Теории, исходящие из единства мировой истории, и теории, акцентирующие многообразие, неповторимость обществ. Соотношение понятий «общество», «социум», «цивилизация», «культура». Разнообразные значения слова «культура», их внутреннее единство. Разнообразные значения слова «цивилизация», их внутреннее единство. Типы цивилизаций. Теория культурно-исторических типов. Понятие общественно-экономической формации. Методологический смысл, преимущества и ограниченности каждого из названных подходов к пониманию общества.

Тема 13. Общественное производство.

Научно-техническая революция
Структура общества. Важнейшие сферы жизни общества. Общественное производство как способ бытия человека. Материальное производство и духовное. Производство средств к жизни и производство самого человека. Структура материального производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Производство и потребление. Техника, ее типы, исторические этапы ее развития (простые инструменты, машины, автоматизированное производство, компьютеризированное производство), воздействие на природу человека. Технологические способы производства. Технологические революции в истории общества (аграрная, промышленная, научно-техническая). Сущность каждой из них. Главные направления научно-технической революции, ее содержание, социальные предпосылки и последствия (позитивные и негативные). Сциентизм и антисциентизм. Технико-технологические основы становления информационного общества. Соотношение технического прогресса и социального прогресса.
Тема 14. Проблема отчуждения. Социальный антагонизм
Мировоззренческий и методологический, онтологический и социологический смысл понятия «отчуждение». Проблема отчуждения как одна из центральных проблем современной философии. Проявления отчуждения на уровне бытия и на уровне сознания, в сфере производства и в сфере потребления. Различные философские теории о причинах отчуждения и о путях его преодоления. Отчуждение и социальный антагонизм. Критика индивидуализма, группового эгоизма, бездуховности, узкого практицизма, потребительства, представленная в трудах величайших отечественных мыслителей (А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Вл.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин).


Раздел 6. Общество и природа

Тема 15. Исторические типы отношения общества к природе
Понятие природы, его неоднозначность. Взаимодействие природы и общества. Натуралистическая и антинатуралистическая программы в социо-гуманитарных науках («натурализаторство»). Географический детерминизм (вульгарный географизм), его значение, достоинства и ограниченности (Геродот, Бодэн, Монтескье). Природная среда, ее значение в жизни общества. Механизмы влияния природной среды на темпы и направления общественного развития. Исторические типы отношения человека, общества к природе (античный, средневековый, современный, а также некоторые другие). Учение о биосфере и ноосфере. Русский космизм. Его сущность, значение, выдающиеся представители. Теория коэволюции природы и общества. Глобальный эволюционизм (место человека и общества в современной научной картине мира).
Тема 16. Глобальные проблемы и будущее
Состояние современной планетарной цивилизации и перспективы ее развития. Человечество перед лицом глобальных угроз. Экологический кризис и основные пути выхода из него. Возможность экологической катастрофы. Приближение энергетического кризиса. Неконтролируемый рост народонаселения и депопуляция в экономически развитых странах. Проблема преодоления голода, нищеты, неграмотности, болезней. Военно-технический прогресс и усилия по предотвращению термоядерной войны. Классические и современные геополитические доктрины о будущем человечества. Социальное предвидение, его объективные возможности. Римский клуб, его ярчайшие представители (Печчеи), вклад в стабилизацию общественного развития, историческое значение. Концепция устойчивого развития, ее философское значение.

Раздел 7. Человек и общество

Тема 17. Социальное и природное в человеке
Социальное и природное в человеке: единство и конфликт. Биологизаторские и социологизаторские теории, их ограниченности. Социальный дарвинизм, мальтузианство и неомальтузианство, евгеника и неоевгеника, вульгарный фрейдизм, расизм, социобиология. Порочность биологизаторских теорий. Критика социального дарвинизма в трудах Л.Н. Толстого. Научно-технический прогресс и углубление биофилософской рефлексии. Становление биофилософии, биоэтики, экологической философии, глубинной экологии, биополитики, этологии, эргономики и т.д. Законы народонаселения, их особенности, содержание, типология.
Тема 18. Индивидуальное и коллективное (социальная структура)
Личность и общество: единство и конфликт интересов. Человек в системе социальных отношений. Основные элементы социальной структуры: классово-экономическая, пространственная, этническая, демографическая подструктуры.

(Классы, сословия, касты. Другие способы социальной стратификации. Социальное неравенство, его виды, причины, возможности преодоления. Различные подходы к пониманию этнической общности людей. Этнос и расово-биологическая общность. Родоплеменная общность, народность, нация, метаэтническая общность. Семья, ее типы, функции, историческая эволюция.– Данный материал может быть сокращен или исключен из программы курса «Философия» по решению преподавателя в том случае, если в учебной программе присутствует курс социологии).

(Государство как основной элемент политической системы общества. Теории происхождения государства. Гражданское общество и государство. Принципы правового государства. Власть и насилие. Насилие и ненасилие. Война и мир.– Данный материал может быть сокращен или исключен из программы курса «Философия» по решению преподавателя в том случае, если в учебной программе присутствуют политологические курсы).
Раздел 8. Духовная жизнь общества

Тема 19. Структура общественного сознания.

Формы духовной культуры
Общественное сознание, законы его функционирования и развития. Структура общественного сознания: формы, уровни, срезы… Различные подходы к структурированию общественного сознания: гносеологический, социологический, историко-генетический. Глобальное, субглобальное, групповое сознание. Обыденный и теоретический уровни: их противостояние и взаимосвязь. Формы духовной культуры: мифология, религия, мораль, правосознание, политическое сознание, искусство, наука, философия. Их взаимопроникновение, основные тенденции исторической эволюции, критерии различия, центральные категории. Истина и заблуждение; добро и зло (должное и недолжное); прекрасное и безобразное; священное и мирское; законное и противозаконное.

(Искусство и эстетические ценности. Роль искусства и эстетических ценностей в человеческой жизни. Религия и мифология. Мировые религии.– Данный материал может быть сокращен или исключен из программы курса по решению преподавателя в том случае, если темы рассматриваются в рамках религиоведческих, искусствоведческих, культурологических курсов).


Тема 20. Мораль и правосознание: единство и конфликт
Мораль, правосознание, политическое сознание, религия и другие формы духовной культуры как элементы единого механизма ценностно-нормативной регуляции поведения человека. Моральные нормы и правовые нормы: единство и различие. Важнейшие морально-этические концепции. Утилитаристский, гедонистический, деонтологический (формалистический) и другие подходы к обоснованию морали. Философские подходы к пониманию смысла и цели жизни человека. Понятие свободы. Категории этики: добро, зло, справедливость, достоинство, счастье. Право и правосознание. Проблема прав и свобод человека в современном обществе. Понятие справедливости как область единства и конфликта между моралью, правосознанием, политической идеологией, религией.

В процессе подготовки рабочей модульной программы, использовался, в частности, традиционный источник ГСЭ.Ф.09 Философия.


Примерные темы лекций (24 ч.)

(корректируются ведущим преподавателем)

1. Философия: круг ее проблем, предмет, значение, метод.

2. Материя и сознание. Проблема бытия.

3. Материя и сознание. Тема сознания в философии.

4. Теория познания: проблемы и подходы к их решению.

5. Наука как форма духовной культуры. Приемы и методы научного познания.

6. Предмет социальной философии.

7. Концепции истории. Единство формационного, цивилизационного, технологического и других подходов к анализу общества.

8. Общественное производство.

9. Общество и природа.

10. Социальное и биологическое: единство и конфликт.

11. Формы общественного сознания (формы духовной культуры).

12. Философия человека (дополнительная лекция).

Планы семинаров (24 ч.)

1. Единство философии и научного знания (2 часа)

1.1. Мифология как предшественник и антипод философии.

1.2. Философия как форма духовной культуры. Предмет, истоки, роль в жизни человека и общества, взаимодействие с конкретными науками.

1.3. Этапы становления научно-рационалистического мировоззрения.


2. Античная философия (4 ч.)

2.1. Факторы становления научно-рационалистического

мировоззрения в Средиземноморье.

2.2. Первые философские школы. Натурфилософы, пифагорейцы, атомисты, сократики.

2.3. Философия Платона.

2.4. Научно-философские идеи Аристотеля.

2.5. Эллинистическая философия.

2.6. Особенности античной философии, ее достоинства и недостатки. Единство философии и науки в древности.


3. Средневековая философия (2 ч.)

3.1. Теоцентрический характер средневековой философии, ее особенности, этапы развития, важнейшие проблемы.

3.2. Проблема веры и знания. Концепция двойственной истины.

3.3. Основные направления научных изысканий в Средние Века. Формирование предпосылок науки Нового Времени.


4. Философия Нового Времени (4 ч.)

4.1. Ф.Бэкон и Р.Декарт - родоначальники философии Нового Времени.

4.2. Картезианская научно-философская программа и пути последующего развития европейской философии. “Основной” вопрос философии. Формы материализма. Формы идеализма.

4.3. Британский эмпиризм и его роль в становлении научного мировоззрения: Ф.Бэкон-Т.Гоббс-И.Ньютон-Дж.Локк-Дж.Беркли-Д.Юм.

4.4. Просвещение как идеологическое движение XVII-XIX вв. Его роль в становлении научного мировоззрения.

4.5. Критическое учение И.Канта как поворотный пункт в развитии философии Нового Времени.

4.6. Немецкая классическая философия (дополнительный вопрос).
5. Философское учение о мире (4 ч.)

5.1. Проблема бытия. Категории “бытие”, “сущее”, “субстанция”, “материя”, “дух”.

5.2. Понятие материи в истории философии и науки. Движение как способ существования материи. Философия и наука о единстве и многообразии мира.

5.3. Основные концепции пространства и времени.

5.4. Идея развития в истории философии и науки. Диалектика как учение об универсальных взаимосвязях, о развитии. Принципы и категории диалектики.

5.5. Детерминизм как учение о всеобщей обусловленности. Законы природы и законы науки. Классификация законов.



6. Сознание, познание, знание (2 часа)

6.1. Специфика философского подхода к сознанию. Трудности изучения сознания. Ментальное и физическое.

6.2. Важнейшие направления в теории познания. Рационализм и иррационализм. Философский скептицизм и познавательный оптимизм.

6.3.Основные концепции истины.

6.4. Познавательные способности человека. Единство чувственного и рационального в познании.

6.5. Строение и динамика научного знания. Приемы и методы научного познания.


7. Проблемы социальной философии (2 ч.)

7.1. Этапы развития социально-философской мысли. Идеалистическое понимание истории и материалистическое понимание истории. Категории “общественное бытие” и “общественное сознание”. Специфика социальных закономерностей. Необходимость и свобода в истории.

7.2. Проблема отчуждения как одна из ключевых проблем социальной философии.

7.3. Социально-философская проблематика в трудах отечественных мыслителей. Русская философия: периодизация, особенности, проблемы, направления, представители, актуальность.


8. Общественное производство (2 ч.)

8.1. Практика как специфически человеческий способ отношения к миру. Разделение труда и формы общения.

8.2. Структура “способа производства материальной жизни”. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

8.3. Технологический способ производства. Технологические революции в истории общества.

8.4. Научно-техническая революция - третья технологическая революция в истории общества. Ее сущность и социальные последствия.
9. Общество и природа (2 ч.)

9.1. Понятие “природа”. Природная среда как предпосылка существования и развития общества. Типы отношения общества к природе.

9.2. Учения о биосфере и ноосфере. Глобальные проблемы современности. Их социальная обусловленность.

9.3. Социальное и биологическое в человеке. Биологизаторские учения.

9.4. Феминистические теории человека и общества.

9.5. Коллизия жизни и смерти в биоэтическом аспекте: современные медико-деонтологические проблемы.




Технологическая карта обучения дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки: 050100.62 «Естественнонаучное образование»

Профили — «Биология», «География», «Химия»

Квалификация — бакалавр естественнонаучного образования
по очной форме обучения

(общая трудоемкость 3 з.е.)




Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов (з. е.)

Аудиторных часов

Внеаудитор-ных часов

Результаты обучения и воспитания

Формы и методы контроля

всего

лекций

семинаров

лб.рб

Знания, умения, навыки

Компетенции







100

50

26

24




50










ВХОДНОЙ МОДУЛЬ


























тестирование, собеседование

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

48

24

10

14




24










Раздел 1. Философия: предмет, значение, метод

2

2

2










Умение формулировать философские проблемы (находить философские аспекты разнообразных проблем); навыки ведения философского диалога

ОК-1, ОК-2

беседа

Тема 1. Круг философских проблем, их особенности

1

1

1










Тема 2. Основной вопрос философии

1

1

1










Раздел 2. История философской мысли

24

8




8




16

Знание основных положений философских теорий, знание главных тенденций эволюции философской мысли; умение воспроизводить и оценивать изученный материал; навыки аргументированного рассуждения на философско-мировоззренческие темы

ОК-1, ОК-2, ОК-3,

ОК-14, ОК-16;

ОПК-2;

ПК-9


инд. опрос, фронт. опрос, презентации, тестирование, анализ текстов, творч. задания

Тема 3. Возникновение философии

2

2




2







Тема 4. Античная философия


6

2




2




4

Тема 5. Философия Средних Веков

6

2




2




4

Тема 6. Философия Нового Времени

10

2




2




8

Раздел 3. Бытие и сознание (онтология)

10

6

4

2




4

Навыки целостного видения мира, общества, человека; навыки восхождения от узко профессиональных проблем к мировоззренческим и фило-софско-методологическим

ОК-2, ОК-14

беседа,

инд. опрос,

пробл. вопросы, тестирование


Тема 7. Проблема бытия. Формы бытия. Мир

6

4

2

2




2

Тема 8. Сознание как предмет философии

4

2

2







2

Раздел 4. Познание (гносеология)

12

8

4

4




4

Знакомство с принципами научного познания, навыки критической оценки теорий, утверждений на предмет их соответствия требованиям научного подхода

ОК-1, ОК-2, ОК-6;

ОПК-6


пробл. вопросы, тестирование

Тема 9. Направления в теории познания. Концепции истины

6

4

2

2




2

Тема 10. Наука. Научное познание

6

4

2

2




2

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

52

26

16

10




26










Раздел 5. Общество: устройство и развитие

18

10

6

4




8

Знание основных социальных концепций, закономерностей функционирования и развития общества; умение рационально оценивать соц. ситуацию; навыки самостоятельного, критического анализа социально-философских доктрин; достижение единства теоретических воззрений и гражданской позиции

ОК-1, ОК-2, ОК-15;

ОПК-1, ОПК-2



пробл. вопросы, инд. опрос, фронт. опрос, презентации, проверка конспектов, тестирование, творч. задания

Тема 11. Предмет социальной философии. Этапы развития социально-философской мысли

4

2

2







2

Тема 12. Концепции истории. Единство подходов

6

4

2

2




2

Тема 13. Общественное производство. Научно-техническая революция

4

2




2




2

Тема 14. Проблема отчуждения. Социальный антагонизм

4

2

2







2

Раздел 6. Общество и природа

14

6

4

2




8

Осознание причастности глобальным процессам, осознание ответственности за происходящее, понимание своего места в истории страны и планеты

ОК-1, ОК-2, ОК-15;

ОПК-1


тестирование,

подготовка мини-сочинений,

пробл. вопросы


Тема 15. Исторические типы отношения общества к природе

8

4

2

2




4

Тема 16. Глобальные проблемы и будущее

6

2

2







4

Раздел 7. Человек и общество

10

6

2

4




4

Знание основных социально-антропологических теорий; целостное видение человека; умение прилагать фило-софские теории к решению жизненных проблем

ОК-1, ОК-2, ОК-15

тестирование,

подготовка мини-сочинений, пробл. вопросы



Тема 17. Социальное и природное в человеке

6

4

2

2




2

Тема 18. Индивидуальное и коллективное (соц. структура)

4

2




2




2

Раздел 8. Духовная жизнь общества

10

4

2

2




6

Владение системой понятий, отражающих духовную сторо-ну бытия; воспитание таких качеств, как толерантность, готовность к сотрудничеству, честность, умеренность

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОК-14

пробл. вопросы,

подготовка мини-сочинений, тестирование



Тема 19. Стр-ра обществ.созн-я.

Формы духовной культуры



6

2

2







4

Тема 20. Мораль и правосозна-ние: единство и конфликт

4

2




2




2

ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ


1 з.е.






















экзамен

следующая страница >>