страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
У рок-конспект тема урока: «Художественные особенности повести М. Л. Булгакова «Собачье - страница №1/1
![]() Урок разработала - учитель русского языка и литературы МОУ Поповской ООШ Иванова Алла Ильинична ( стаж работы 15 лет, первая квалификационная категория) Л ИТЕРАТУРА 9 К Л АС С У РОК-КОНСПЕКТ Тема урока: «Художественные особенности повести М. Л. Булгакова «Собачье сердце». Мастерство Булгакова-сатирика» Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.
Для учителя: -познакомить учащихся с нравственно-эстетическим своеобразием художественного мира Булгакова; - научить школьников видеть ключевые моменты в произведении, отбирать материал: -вызвать интерес у учащихся к нравственным общечеловеческим ценностям. Для учащихся: -углубить теоретические знания о сатире; -прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя, актуальность произведения М.А.Булгакова; -развивать навыки анализа текста. Оборудование: портреты М.А.Булгакова, тексты повести, словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.И.Тимофеева, раздаточные материалы-схемы «Урок мастера». ХОД УРОКА
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве М.А.Булгакова. На предыдущем уроке речь шла о проблематике повести «Собачье сердце». Сформулируйте проблемные вопросы, волнующие автора повести. (Предполагаемые ответы. -Что действительно ценно для человека? -Можно ли бездумно вмешиваться в природу? -Какими путями надо идти, чтобы человек стал лучше, добрее, гуманнее?) Ребята, у вас на столах лежат листы-схемы,, где нужно отметить литературоведческие понятия: сюжет, фабула, сатира, её виды и средства. проблематика, авторская позиция. Запишите в схему проблемные вопросы, ответить на которые мы попытаемся в течение урока. 3. Беседа, цель которой - повторить некоторые литературоведческие понятия. Для того, чтобы войти в художественный мир повести, нам придется совершить путешествие, которое обо1атит нас впечатлениями и подскажет, как найти ключ к теме. Откройте тетради, запишите тему и эпиграф к уроку: «Сатира бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной». ( М.А.Булгаков «Жизнь господина де Мольера»). Два наших про водника-консультанта напомнят нам, что такое фабула, сюжет, сатира, её виды и средства. (Сообщения учащихся). Сюжет-это ряд событий, последовательно изображенных в литературном произведении. Фабула-это схема, по которой строится сюжет. Повесть состоит из восьми глав и эпилога. Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.
(Сюжет, потому что фабула - это схема, по которой строится сюжет). Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни. Виды сатиры: ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного; юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного; сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка. Средства сатиры - гиперболизм, гротескное несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает. Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими.(Крылов, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов). Есть ли у Пушкина сатирические произведения? (Эпиграмма на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки «Евгения Онегина»(гости на балу у Лариных). 4.Поисковое чтение. Проследите по тексту повести, где встречаются виды и средства сатиры. Гротеск- предельное преувеличение, основанное на фантастике, сочетании реального и фантастического.(Превращение Шарикова в Полиграфа Полиграфовича Шарикова). Сарказм. (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного). Юмор.(Мы видим Москву 30-х годов глазами пса Шарика). Гипербола.(Чрезмерное преувеличение- поведение Шарикова). Ирония.( Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь «заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор»-лексика, заимствованная из уголовной хроники; пациенты,желающие омолодиться, и т. д.). Иногда авторская ирония носит скрытый характер: после восторженных слов доктора Борменталя «профессор Преображенский, вы - творец» следует авторская ремарка (клякса), что снижает патетику слов Борменталя. Как вы думаете, какой вид сатиры выступает в качестве средства выражения авторской оценки? (Ирония). 5.Творческое задание. Отметить и представить в лицах самый яркий, на ваш взгляд эпизод повести. Булгаков использует такой художественный прием, как «говорящие фамилии». (Преображенский, Шарик(ов), Швондер, Борменталь, Чугункин). В речи героев повести-Швондера и его помощников встречаются канцеляризмы, штампы. 6.Обратимся к музыкальному фону повести. Принимая пациентов, пошляков и развратников, профессор Преображенский напевает серенаду Дон Жуана (музыка П.И.Чайковского на слова А.К.Толстого), что придает комический эффект и помогает читателю понять авторское отношение к происходящему. (Звучит музыкальный фрагмент). Какие чувства и мысли вызвал у вас этот музыкальный фрагмент? 7.Обратимся к портретам М.А.Булгакова. На первом - Булгаков в 1925 году, в период создания повести «Собачье сердце», на другом - писатель за два года до своей смерти. Современники вспоминали: -Булгаков был веселым, артистичным, блестящим. -Замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности. -Раскрывался лишь узкому кругу друзей. Объясняет эти видимые противоречия в характере писателя его друг и первый биограф П.С.Попов: «Он презирал не людей, он ненавидел только человеческое высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и ложь.. .Сам он был смел... и прямолинеен. Кривда для него никогда не могла стать правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути». 8.Подведем итоги, ответив на проблемные вопросы и используя знания о том, что ирония выступает в качестве средства выражения авторской оценки. (-Революция., разрушившая культуру, бесплодна. Общество не готово к небывалому социальному эксперименту- созданию нового человека. -Бездумно вмешиваться в природу нельзя: профессор вызывает силы зла, и они уничтожают его самого. -Нужно уважать труд, культуру, знания, ценить человечность. Преображенский наказан. Но автор полагает, что эксперимент будет удачным, если мы сможем понять и раскрыть мир человеческой души. Кинокритики считают удачной экранизацию повести Булгакова «Собачье сердце».Режиссер- В.Бортко. Наши художники подготовили эскиз памятника героям булгаковской повести «Собачье сердце». Какой вариант наиболее удачен и почему? 9.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1 .Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
См. памятку: «Требования к сочинению». Булгаков использует такой художественный прием, как «говорящие фамилии». (Преображенский, Шарик(ов), Швондер, Борменталь, Чугункин). В речи героев повести - Швондера и его помощников встречаются канцеляризмы, штампы. 6.Обратимся к музыкальному фону повести. Принимая пациентов, пошляков и развратников, профессор Преображенский напевает серенаду Дон Жуана (музыка П.И.Чайковского на слова А.К.Толстого), что придает комический эффект и помогает читателю понять авторское отношение к происходящему. (Звучит музыкальный фрагмент). Какие чувства и мысли вызвал у вас этот музыкальный фрагмент? 7.Обратимся к портретам М.А.Булгакова. На первом - Булгаков в 1925 году, в период создания повести «Собачье сердце», на другом - писатель за два года до своей смерти. Современники вспоминали: -Булгаков был веселым, артистичным, блестящим. -Замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности. -Раскрывался лишь узкому кругу друзей. Объясняет эти видимые противоречия в характере писателя его друг и первый биограф П.С.Попов: «Он презирал не людей, он ненавидел только человеческое высокомерие, тупость, однообразие, повседневность, карьеризм, неискренность и ложь.. .Сам он был смел... и прямолинеен. Кривда для него никогда не могла стать правдой. Мужественно и самоотверженно шел он по избранному пути». 8.Подведем итоги, ответив на проблемные вопросы и используя знания о том, что ирония выступает в качестве средства выражения авторской оценки. (-Революция., разрушившая культуру, бесплодна. Общество не готово к небывалому социальному эксперименту- созданию нового человека. -Бездумно вмешиваться в природу нельзя: профессор вызывает силы зла, и они уничтожают его самого. -Нужно уважать труд, культуру, знания, ценить человечность. Преображенский наказан. Но автор полагает, что эксперимент будет удачным, если мы сможем понять и раскрыть мир человеческой души. Кинокритики считают удачной экранизацию повести Булгакова «Собачье сердце».Режиссер- В.Бортко. Наши художники подготовили эскиз памятника героям булгаковской повести «Собачье сердце». Какой вариант наиболее удачен и почему? 9.Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на одну из тем: 1 .Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
См. памятку: «Требования к сочинению». УРОК МАСТЕРА
|