Творчество Валентина Дмитриевича Берестова - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Творчество Валентина Дмитриевича Берестова - страница №1/1

Тема урока: Творчество Валентина Дмитриевича Берестова.

Цели урока:



  1. Сформировать представление о творчестве Берестова, как о твор -честве призывающем к мысли: «Как приятно научиться чему - то новому»!

  2. Продолжить работу по развитию у обучающихся литературного, образного и художественного творчества.

  3. Воспитывать у обучающихся через творчество В.Д.Берестова, качества, которые ценит сам поэт в человеке: честь, совесть, умение помочь ближнему, осознание того, что «кто - то в мире важнее» тебя самого, доброжелательность, верность, умение чув -ствовать природу, умение «жить счастливым» и радоваться жизни.

Оборудование:

Портрет В.Д.Берестова, девиз урока, семейные фотографии детей класса на макете планета Земля, пословицы : «Когда вся семья вместе, то и душа на месте.»; «Хорошо того учить, кто хочет всё знать»; видео Изразцов «Весна в Сибири»; гербарий леса и луга, сада и огорода; аппликация из листьев «Сказка», грамоты детей, стихи детей о своих родных; выставка книг с творчеством В.Д.Берестова.

I. Организационный момент.

Урок обучения грамоте.

- Ребята, хотите узнать сегодня очень много интересного и поучительного?

- Для этого вы должны работать очень быстро и дружно.

- Повторим наш девиз:

Мало слышать, нужно уметь слушать!

Мало видеть, нужно уметь смотреть!


- Подойдёт нам слушать «Краем уха»? /нет

- Почему?

- А для этого заставим участвовать:

- зрение

- слух


- голос

II Тема урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с произведениями Валентина Дмитриевича Берестова.

Но прежде чем приступить к теме нашего урока, скажите, для чего нужна нам грамота?

- Ребята! 20 марта у нас будет ПРАЗДНИК ПРОЩАНИЯ С АЗБУКОЙ. Мы все ей выразим слова благодарности. А как вы думаете, за что?

- Ребятки! Я так счастлива! Вы все научились читать: кто -то рань-ше, кто - то позже, но цель достигнута! А в каком произведении

В.Д.Берестов тоже радуется этому?

«ЧИТАЛОЧКА»


Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

- Но некоторые из вас умеют не только читать, но и сочинять стихи под руководством взрослых.

Выступления детей.

- Кому посвящены эти замечательные сочинения?

- Ребята! А почему вы написали про своих родных?

Работа с фотовыставкой «Счастливые минуты».

(Семейные фотографии детей класса.)

- Кто запечатлён на этих фотографиях?

- Какую ценность имеют они в вашей семье? /Это память на всю вашу жизнь, память о самом светлом, добром, неповторимом!

- А за какие качества вы любите своих родных?

- А хотите узнать за что любят взрослые детей?

- А ведь сегодня у нас на уроке присутствуют мамы. Давайте попросим их раскрыть секрет: за что же они вас любят?

Выступление мамы.
/Мы любим вас без особых причин. Взрослые любят детей всегда, даже когда огорчены их поступками. И наказывают не для того, чтобы сделать больно ребёнку, а с целью воспитания от плохих поступков в будущем./

-- На прошлом уроке мы уже говорили, что замечательному поэту и переводчику, прозаику, исследователю фольклора (и многое-многое другое!) Валентину Дмитриевичу Берестову 1 апреля этого года исполнился бы 83 года. Валентин Дмитриевич Берестов широко известен прежде всего благодаря своим детским стихам.

Из стихов и из его собственных воспоминаний известно, что Берестову тоже с родными повезло. У него были любящие родители, добрые бабушки и дедушки. Обо всём об этом он говорит в своём стихотворении «Любили тебя без особых причин».

Чтение наизусть.

Любили тебя без особых причин.



За то, что ты — внук.

За то, что ты — сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Для кого написано это стихотворение?

- Как мы его озаглавим?

- Главная мысль данного произведения совпадает с тем, что говорила мама вашей одноклассницы? Да, здесь прослеживается тема родительской любви.

- Как вы понимаете пословицу :


Когда вся семья вместе, то и душа на месте.

ВЫВОД: Самой главной гордостью любой страны всегда были населяющие её люди. Люди - творчества, люди - труженики, люди - любви и добра. И если в каждой семье нашего любимого посёлка Тяжинского будут такие люди, то его ждёт развитие и процветание.

- Как вы думаете, а почему среди ваших семейных фотографиях находится фотография нашего класса?

- Вы правы. Мы тоже семья, которая живёт по определённым правилам. Мы вместе трудимся, вместе переживаем неприятности, радуемся победам, вместе отдыхаем. И вы уже знаете, что только при совместной и дружной работе можно добиться прекрасных результатов. Сейчас я попрошу выйти к доске ребят - обладателей Почётных грамот.

ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ.
- Этими результатами вы прославляете себя, свою семью, нашу школу. И я благодарна вам всем, кто старается быть активным во всех школьных делах. Пусть не все получили за свои работы грамоты. Ведь не может быть каждый победителем. Выбираются лучшие! Согласны? Но не теряйте веры в победу. Она вас ждёт впереди.

- А как вы думаете, люблю я вас?

- А почему? Ведь с некоторыми из вас я знакома совсем недавно?

- А может Валентин Дмитриевич восхваляет бескорыстную любовь между людьми вообще?.

- В стихах Берестова тема добра более глубокая, чем тема зла, и бесконечно более разнообразная. И подтверждением этого является произведение, под которое мы сейчас отдохнём.

И так … ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!

Физминутка.
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите!
А из тучи - гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.

- Ну, вот! Мы с вами отдохнули физически, а сейчас я предлагаю отдохнуть душевно, просмотрев прекрасный эпизод из жизни природы. «Весна в Сибири» Изразцов.

- Понравилось? А вы сами видели когда - нибудь такое?

- А вы знаете, что благодаря своей фантазии можно продолжить жизнь растениям? Как? Вы узнаете из следующего произведения Берестова, которое сейчас и прочтём.

ГЕРБАРИЙ
С удивленьем гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Лук гусиный с мышиным горохом,
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Грустный ландыш с веселою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой
На одной расцветали опушке
И не знали они друг о дружке!
Дождь осенний за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.

- О каких растениях идёт речь в стихотворении?

- Где росли эти растения? / на одной опушке

- Как поэт продлил жизнь растениям?

- И мы с вами осенью составили различные наборы гербарий. Здесь растения огорода и сада, леса и луга. Когда я открываю гербарий, мне кажется, что в комнату приходит маленькое лето. Это не волшебство, просто цветы хранят память о полянках, на которых они росли, о тёплом солнышке, о бабочках, что прилетели к ним погостить.

Лето - разве это не сказка? И сейчас я попрошу обратить внимание на шедевр, который создали вы сами.

Аппликации из листьев.

- Как мы должны относиться к окружающей нас природе?

Правильно! Мы, люди, - самые разумные существа живой природы. Давайте сохраним её красоту! Лучше восхищаться этой прелестью, гуляя по аллеям или отдыхая на природе, чем на картинках в книгах и по телевизору.

Сейчас я предлагаю прочитать стихотворение «Дерево»

Где было пустое место,

Где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево

И не забудет его.

Оно - твой друг бессловесный,

Живое, как ты, существо.

Оно - часовой природы,

Оно не оставит пост

И встанет перед тобою

Во весь великанский рост,

И столько в нём будет свежести,

И птичьих песен, и гнёзд!

-По данному произведению можно определить как относился Валентин Дмитриевич к природе?

- Докажите строками из стихотворения.

ХОДУЛИ
Несут меня ходули.
Кричат ребята: "Слазь!"
Боюсь, не упаду ли
С ходулей
Прямо в грязь.
И сразу позабудут,
Как важно я ходил.
Но долго помнить будут,
Куда я угодил.

Вывод: Если ты взялся за дело, не думай о плохом результате. Делай дело с любовью, с увлечением. Делай всё хорошо. Учись оценивать себя. Учись критиковать себя. Если тебя окружат «люди с головой» - они твой труд всегда правильно оценят. Они будут помнить твои достижения, а не временные падения. Помните: надо быть живым. Быть живым и только. Быть живым и только до конца!

КАК Я ПЛАВАТЬ НАУЧИЛСЯ
Спасибо тебе, крокодил надувной,
За то, что лопнул в воде подо мной.
Но вместо того, чтобы крикнуть "тону!",
Я взял и руками раздвинул волну,
Ударил её и ногами забил,
И воду руками толкнуть не забыл.
Победой беда обернулась моя.
Я выплыл! Я плаваю! Плаваю я!
Теперь крокодил, если он надувной,
Не может уже подшутить надо мной.

Вывод: Каждую неприятность можно преодолеть с пользой для себя.



АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос,

Ближний лес,


Цветы, машины, сказки, пляски:
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.

- А вы любите рисовать?

- И у вас сейчас будет минутка творчества. А её провёдут наши маленькие актёры. Для каждого ряда своё произведение:

- А сейчас я попрошу всех закрыть глазки и пофантазировать, представить то, о чём пойдёт речь в следующих произведениях Валентина Дмитриевича. Прослушав произведение, дети делают к нему зарисовки.

Для ребят, сидящих в 1 ряду - «Вредная пища»

2 ряд - «Пёсья песня»

3 ряд - «Гололедица»

Задание для детей сидящих в 1 ряду:

ВРЕДНАЯ ПИЩА
Если будешь пить чуть свет
Молоко с ватрушкой,
Будешь ты и в двести лет
Бодрою старушкой.
-Убери скорее прочь
Молоко с ватрушкой!
Не хочу, - сказала, - дочь -
Делаться старушкой!

- Почему во время прослушивания этого стихотворения вы улыбались?

- Творчеству писателя свойственна иногда и ироническая интонация, непринуждённый юмор.

- Сегодня на нашем уроке присутствует ещё одна мама. Она - врач. Давайте попросим её рассказать о том, какую роль в нашей жизни играет правильное питание.


/От правильного питания зависит работа всего нашего организма:

Вывод: Здоровье надо беречь с детства.

Задание для детей сидящих во 2 ряду:

Вопрос для детей 2 ряда - «Пёсья песня»

- Кто же похитил бедную луну? / тучи

Задание для детей сидящих в 3 ряду:

ГОЛОЛЕДИЦА
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!

Вывод: Не всегда нас радует то, то получается без всякого труда.

А теперь я предлагаю сделать выставку ваших работ – рисунков. Рассмотрите их. Можно ли их соотнести с произведениями Берестова?


  1. Вывод по уроку: Вот и подошёл к концу наш урок. И в конце его Алёна хочет прочитать ещё одно произведение Валентина Дмитриевича Берестова. Попытайтесь определить его главную мысль.

Лети.

На рассвете птица - мать

Учит птенчика летать.

Уговаривает,

Приговаривает:

- Вон ракета. Из метала,

А смотри, куда слетала,

И не испугалась!

Самолёт тяжеловесный

Рассекает свод небесный

И не боится!

Облака - сплошная вата,

А летят, летят куда - то.

А ты - нет!

Нет, мой мальчик, ты не птица!

Птица неба не боится.

А ну, лети!

Вывод: Не нужно бояться трудностей, неизвестности.

В произведениях В.Д.Берестова постоянно прослеживается мысль: «Как приятно научиться чему - то новому»!

- В народе бытует такое мнение




Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

- Как вы его понимаете?

- Ребята, понравились ли вам стихи В.Д. Берестова?

- Чем заинтересовали они вас?

- Как вы думаете, почему они так любимы нами?

Обощение:



В.Д.Берестов через своё творчество хотел рассказать о тех качествах, которые ценил сам поэт в человеке: честь, совесть, умение помочь ближнему, осознание того, что «кто - то в мире важнее» тебя самого, доброжелательность, верность, умение чувствовать природу, умение «жить счастливым» и радоваться жизни. А эти качества так близки нам и понятны. Вы можете сами далее продолжить знакомство с творчеством В.Д.Берестова.

Выставка книг с творчеством В.Д.Берестова.