«Творческое развитие педагога в условиях инновационной деятельности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон пензенской области об областной целевой программе "развитие... 1 262.15kb.
«Развитие новых форм организации научно-технической и инновационной... 4 611.02kb.
Развитие компетенций целеполагания у студентов будущих педагогов 1 69.12kb.
Закон Липецкой области от 27 октября 2010 г. N 425-оз "Об инновационной... 1 115.85kb.
Закон белгородской области об инновационной деятельности и инновационной... 1 115.7kb.
Формы рассказывания сказок 3 628.28kb.
Программа "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области... 1 66.4kb.
Семинара «Алгоритм составления программ по предметам и внеурочной... 1 206.76kb.
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» по теме: «Обоснование... 3 823.99kb.
Образец и. И. Иванова, П. П. Петров инновационная деятельность на... 1 23.47kb.
«гуманитарное обеспечение инновационной деятельности в биологии и... 1 82.06kb.
Карта уровней профессиональной компетентности учителя 1 41.33kb.
- 4 1234.94kb.
«Творческое развитие педагога в условиях инновационной деятельности» - страница №1/1

Двыденкова Наталья Петровна,

методист УМЦ по иностранным языкам «Развитие образования»

«Творческое развитие педагога в условиях инновационной деятельности»
«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».
Современная образовательная политика предъявляет новые требования не только к содержанию и технологиям обучения, но и, в первую очередь, к личности педагога. От учителя требуется умение реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Только такой учитель в состоянии решать актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, создавать эффективные педагогические условия для обеспечения духовно нравственного развития и воспитания школьников.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога, его педагогического творчества.



Педагогическое творчество - это более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

  • Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности-новаторстве - учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания.

  • В переводе с латинского слово «новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

  • Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Профессиональное мастерство учителя шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.

И.В. Никишина в работе «Инновационная деятельность современного  педагога в системе общешкольной методической работы» выделяет следующие основные психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии:

- вариативность мышления;

- эмпатийность (способность с сопереживанию);

- синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека);

- толерантность (терпимость к инакомыслию);

- коммуникативность (культуру диалога).

Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные способности педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога (В.В. Сериков).

Как никогда от учителя сейчас требуется не только умение реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, но и уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Изменения общей парадигмы образования подразумевает способность педагога быть субъектом своего профессионального развития и бороться с профессиональным консерватизмом, который ведет к застою в педагогической деятельности. От современного педагога требуется умение транслировать и постоянно обогащать свой профессиональный опыт, пересматривать его в соответствии с изменяющимися условиями образовательной среды, осваивать и внедрять новые технологии в образовательную практику. Профессиональные стереотипы являются неотъемлемым отражением достигнутого профессионального мастерства. Однако, если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях, то это неблагоприятно сказывается на его результатах в конечном счете.

Профессионализм как системное образование не может долгое время находиться в состоянии застоя. Возраст и стаж не освобождают педагога от необходимости работать над своим профессиональным ростом. Современный учитель должен стремиться к восприятию нового, не бояться сделать ошибки, испытывать неудовлетворенность степенью своей образованности. Поэтому диссеминация, изучение опыта коллег стало неотъемлемой частью современного педагогического сообщества. Это процесс направлен на то, чтобы донести идеи, методы, продукты и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Диссеминация позволяет распространить эту практику на более широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или систему в целом.

Одинцовский учебно-методический центр «Развитие образования» (далее – УМЦ), планируя работу с учителями иностранного языка общеобразовательных учреждений Одинцовского района, осуществляет повышение профессионального уровня учителей через методическое сопровождение и консультирование по вопросам формирования индивидуальных образовательных траекторий и совершенствованию образовательной компетенции в области предмета «Иностранный язык». УМЦ «Развитие образования» одной из приоритетных задач в своей работе считают создание различных каналов диссеминации эффективного педагогического опыта, а также активное внедрение развивающих технологий в систему начального, основного и среднего образования в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта.

Для решения этой задачи проводятся информационные и постоянно действующие семинары, конференции, проводятся мастер-классы, открытые уроки учителями новаторами, обучающие курсы повышения квалификации учителей иностранного языка, круглые столы, творческие мастерские, деловые игры, тренинги, дискуссии, на которых делается оценка и поддержка участников процесса диссеминации, представляются педагогические накопления, обобщения, проводится экспертиза. Педагоги делятся продуктами своего инновационного опыта. Таким образом, методическая служба секции иностранных языков УМЦ, активно распространяя разнообразные формы диссеминации профессионального опыта на фоне снижения субъективной значимости индивидуального опыта педагогов района, обеспечивает их конструктивное профессиональное развитие, преодоление консервативного профессионального опыта.

В этой связи хотелось бы особо отметить большую и эффективную совместную деятельность методической службы секции иностранных языков и филологического факультета Одинцовского Гуманитарного института, которая поднимает работу в этом направлении на более высокий уровень, придает ей гибкость, носит динамичный характер и, что самое главное, вырабатывает способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.

Стало традицией проведение совместных педагогических форумов и мероприятий, в которых участвуют как преподаватели и студенты под руководством своих преподавателей, так и учителя района. Проводятся совместные мероприятия: круглые столы, заседания районного методического объединения учителей иностранного языка, научно-практические интернет-конференции. На этих совместных встречах обсуждаются проблемы инновационных форм и технологий организации образовательного процесса, обновленных методах и приемах организации работы с обучающимися, информационных и коммуникационных технологиях.

Интересно отметить, что на этих форумах с большим успехом и желанием, делятся своими инновациями делятся молодые специалисты.

Таким образом, районное сообщество учителей иностранного языка Одинцовского района под руководством методической службы иностранного языка учебно-методического центра перестраивает свою работу в соответствии со стратегической политикой нашего государства в сфере образования, направляет свои усилия на создание школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учеников к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.



Библиографическая ссылка:

 Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. - Волгоград, 2007.



 Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999

  • Разина Н.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 1 – стр. 48-51