Трансформация вьетнамской экономики в 1986-2010 гг.: Проблемы и пути их решения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Трансформация вьетнамской экономики в 1986-2010 гг.: Проблемы и пути их решения - страница №1/2



На правах рукописи

МАЗЫРИН Владимир Моисеевич

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЬЕТНАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В 1986-2010 гг.: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Специальность 08.00.14 – Мировая экономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2011


Работа выполнена в Учреждении Российской Академии наук Институт Дальнего Востока.






Официальные оппоненты:

Ведущая организация

доктор экономических наук, профессор

АНОСОВА Людмила Александровна

доктор экономических наук, профессор

АВДОКУШИН Евгений Федорович

доктор экономических наук, доцент ТРОЕКУРОВА Ирина Степановна


Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения РАН



Защита состоится «____ » _____________ 2012 г. в _______часов на заседании диссертационного совета Д 002.217.01 при Учреждении Российской академии наук Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН) по адресу: 117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИДВ РАН.

Автореферат разослан «_____»___________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук В.В. Чуванкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Внимание ученых и практиков обращено сегодня на положение в тех странах, которые показывают примеры успешного экономического роста в условиях глобализации и имеют шансы занять влиятельные позиции в мировом хозяйстве в XXI веке. Среди них оказался и Вьетнам. Ушедший в политическую «тень» после победы в войне с США в 1975 г., он вновь стал заметным игроком на международной арене. Четверть века назад одно из наиболее отсталых государств планеты перешло в разряд быстро развивающихся со средним уровнем доходов. Изучение этого феномена позволяет понять, как удалось добиться таких результатов.

Вьетнамский опыт привлекает внимание, потому что высокая динамика развития достигнута в процессе достаточно нестандартного преобразования прежнего общественного строя. Это определяет вклад страны в теорию и практику подъема и модернизации экономики в рамках рыночной системы, позволяет проследить общие черты и национальные особенности данного процесса. Найденные СРВ методы быстрого преодоления отсталости могут быть полезны для других стран, значит, их анализ и обобщение актуальны.

Преодоление нынешнего глобального финансового кризиса невозможно без серьезной трансформации мировой капиталистической системы, поиска новых путей общественного прогресса. Очевидна необходимость смены экономических концепций, проведения успешных реформ на стыке разных общественных формаций, как сделала СРВ.

Ускорение роста и становление рыночного хозяйства является ключевой частью политики обновления («дой мой») во Вьетнаме и будет во многом определять ход социально-экономического развития страны на ближайшие десятилетия. Но именно этот опыт наименее изучен российскими учеными.

Диссертационное исследование актуально еще и потому, что Россия активизирует сегодня свою политику на восточноазиатском направлении в целом и в Юго-Восточной Азии в частности. При этом СРВ является важным стратегическим партнером РФ – членом региональной организации АСЕАН. Необходимо лучше знать его, чтобы эффективнее осуществлять всестороннее взаимодействие и воплощать национальные интересы России в этом регионе.

Объектом диссертационного исследования является экономика СРВ, её составные части, внутренние и внешние связи, закономерности, особенности развития, основные параметры, отражающие уровень, динамику последнего.

Предметом исследования выступает экономическая политика Вьетнама, проблемы, которые стоят перед страной и пути их решения, т.е. механизмы и методы подъема хозяйства, формирования рыночной системы, а в целом – процесс трансформации вьетнамской экономики.

Основная цель диссертации состоит в комплексной оценке состояния, тенденций и перспектив развития экономики СРВ, включая динамику и результаты рыночных реформ. Это позволяет проследить происшедшие за четверть века изменения, определить потенциал страны и её место в мире.

Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

– обобщить представления современной науки о путях трансформации и подъема экономики отсталых стран и оценить приемлемость известных концепций и опыта предшественников Вьетнама, найти истоки его модели;

– проанализировать официальные установки экономической политики вьетнамских властей и их практическую реализацию;

– обосновать наличие в СРВ институциональных и инфраструктурных предпосылок современного экономического роста, показать их действие, в том числе участие государства в макроэкономическом управлении;

– определить характер и этапы экономического роста во Вьетнаме, выявить, исчерпаны ли использовавшиеся для этого ресурсы и методы, какова зрелость и роль рыночной экономики в многоукладном хозяйстве;

– провести сравнение по типовым показателям с другими переходными и развивающимися странами, которые решают или решали сходные задачи экономической трансформации и подъема;

– выяснить, насколько успешно Вьетнам справляется с экономическими проблемами и заслуживает отнесения к разряду быстро растущих рынков;

– показать направления, формы и глубину интеграции СРВ в мировую экономику, а с ней сложные и многообразные последствия глобализации и интенсификации транснациональных потоков;

– установить социальную мотивацию и составляющие экономической политики, её влияние на жизнь населения при переходе к рынку;

– проверить гипотезу о формировании во Вьетнаме капитализма и возможностях его развития в недрах административно-командной системы.



Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые в российской науке всесторонне и системно представлена трансформация вьетнамской экономики, обобщены основные теоретические и практические аспекты, проанализированы проблемы, направления и итоги хозяйственного подъема СРВ в постсоветский период (за 25 лет), глубже исследовано последнее десятилетие. Введен в научный оборот большой массив информации, материалов вьетнамских и западных исследователей этой проблематики. Конкретно новизна состоит в следующем:

– на основе широких сопоставлений с опытом отсталых стран Востока, определения характерных закономерностей их модернизации выстроена авторская концепция трансформации вьетнамской экономики, показывающая основные этапы, методы (градуализм, ассимметричную либерализацию, прагматизм, диверсификацию хозяйственной структуры и ВЭД), движущие силы (инвестиции в индустриализацию и расширение экспорта), факторы развития СРВ (сравнительные преимущества, НТП и заемный капитал);

– исходя из анализа стратегии экономического развития Вьетнама, её целей, инструментов и результатов, выявлены характерные особенности этого процесса, в т.ч. позитивные отличия от других переходных стран;

– прослежены изменения в ключевых отраслях, секторах, хозяйственных укладах, установлены ведущие тенденции и дана их комплексная оценка, причем проекция известных признаков и векторов преодоления отсталости применена к Вьетнаму в комплексном виде впервые;

– установлены динамика и важнейшие количественные показатели трансформации вьетнамской экономики (часть из них рассчитана автором), проведено сравнение с другими развивающимися странами, на этой основе дано новое определение её размеров и места в мировом хозяйстве; сделан вывод об успешном ходе «догоняющего развития» и перспективе достижения СРВ за 10-20 лет нынешнего уровня передовых стран ЮВА;

– проведен фундаментальный анализ политики макроэкономического управления и участия государства в обеспечении условий для развития экономики, показана замена прямых методов регулирования косвенными; наряду с общим позитивным итогом этой политики выявлены негативные последствия и противоречия чрезмерного вмешательства в экономику;

– впервые дана подробная характеристика разных форм собственности, их эволюции во Вьетнаме, обнаружена тенденция изменения пропорций между хозяйственными укладами, а с ними и социальной базы власти;

– установлены проявления и результаты открытости экономики СРВ, уточнена степень экономической безопасности в условиях глобализации, дан анализ внешнеэкономического курса, показаны основные направления и формы, динамика, вклад в хозяйственный подъем торгово-инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами за весь период реформ;

– предложено новое определение характера экономической системы Вьетнама как смешанной (конвергентной), сочетающей элементы плана и рынка, определено, что эта двойственность – при изменении пропорций между ними – может сохраняться достаточно долго;

– обоснована возможность использования вьетнамского опыта подъема и преобразования экономики другими отсталыми и переходными странами (в т.ч. Кубой и КНДР) как варианта развития по «третьему пути», поиски которого активизировались на фоне текущего кризиса мировой экономики.



Теоретическая основа исследования. Проблемы экономического роста и модернизации, в том числе отсталых и периферийных государств освещены и глубоко проанализированы в трудах российских обществоведов.

Диссертант опирался на фундаментальные исследования и специальные работы по развивающимся странам таких известных ученых России, как И.О.Абрамова, Е.Ф.Евдокушин, А.В.Акимов, В.Д.Андрианов, А.И.Бельчук, В.В.Бойцов, Д.М.Болотин, С.А.Былиняк, Л.С.Васильев, А.Г.Володин, В.Г.Гельбрас, А.И.Динкевич, В.Л.Иноземцев, В.А.Красильщиков, В.С.Лисин, О.В.Маляров, В.А.Мельянцев, В.В.Михеев, Д.В.Мосяков, Ю.М.Осипов, Н.Г.Растянников, Л.И.Рейснер, М.А.Потапов, Д.Е.Сорокин, А.И.Салицкий, Н.А.Симония, С.С.Суслина, М.Л.Титаренко, И.Л.Тимонина, Л.А.Фридман, Г.К.Широков, Ю.В.Шишков, А.Я.Эльянов, В.А.Яшкин и ряда других.

Особое внимание было уделено обобщению исследователями России практики экономических реформ в бывших соцстранах, сравнению путей и результатов развития передовых и периферийных государств, характеристике восточноазиатской экономической модели. Диссертанту помогло изучение опыта Китая, которое наиболее широко ведется научной школой ИДВ РАН, в частности такими экономистами, как Я.М.Бергер, Л.Д.Бони, В.В.Карлусов, Л.А.Кондрашова, А.В.Островский, В.Я.Портяков, Э.П.Пивоварова.

Представление об основных теориях и концепциях экономического роста дали работы основателей и видных представителей зарубежных политэкономических школ: А.Смита, К.Маркса, Дж.М.Кейнса, Й.Вайса, Дж.Голдстейна, Д.Доллара, Дж. Де Лонга, Н.Калдора, С.Кузнеца, Р.Лукаса, А.Мэддисона, К.Оно, М.Портера, П.Ромера, У.Ростоу, П.Самуэльсона, Р.Солоу, Ф.Хайека, Р.Харрода, Дж.Стиглица, Й.Шумпетера.

Проблемы преодоления отсталости и ускорения развития азиатских стран подробно проработаны в зарубежной экономической литературе. Для диссертации оказались полезны исследования таких ученых, как И.Адельман, Ф.Бергстен, У.Бомоль, Р.Вейд, Й.Дош, П.Дрисдейл, С.Икеа, К.Кларк, К.Кодзима, С.Лалл, Ч.Моррисон, Г.Мюрдаль, Л.Рейнольдс, Р.Скалапино, А.Уинтерс, А.Харт, К.Чой, А.Чоудури.

Экономическую политику и процесс рыночных реформ в СРВ активно изучают в США, Англии, Австралии, Сингапуре, Таиланде, других странах. Наибольший вклад внесли Р.Амер, Д.Аптер, М.Бересфорд, С. Де Вилдер, М.Гейнсборо, Дж.Гринфилд, Д.Депайс, Б.Керквлиет, А.Кокко, П.Нолан, Д.Марр, Д.Пинкус, М.Сидел, К.Тейер, Ф.Тейлор, С.Тоннессон, А.Фьорд. Автор принял во внимание оценки и использовал данные этих специалистов. Обращение к собранным ими материалам, особенно за 1990-е-начало 2000-х гг., вызвано неполнотой вьетнамской статистики, недостатком серьезных исследований в СРВ, сохранением в них идеологических стереотипов и т.п.

Более глубокие работы, имеющие современную методологическую и фактологическую базу, содержащие необходимые диссертанту сведения, появились во Вьетнаме в истекшем десятилетии. Они опубликованы такими экономистами, как Нгуен Дык Тхань, Во Чи Тхань, Чан Динь Тхиен, Доан Зюи Тхань, Нгуен Ван Тхыонг, Нгуен Мань Хунг, Ле Данг Зоань. Серьезный вклад в изучение экономики СРВ ранее внесли Во Дай Лыок, Чан Фыонг, Данг Дык Дам, Данг Фонг, Нгуен Ван Тинь, Фам Суан Нам, Ван Тхай, Чан Хоанг Ким, Лыонг Ван Хай, Нгуен Суан Тханг и другие. В России провели исследования первого десятилетия хозяйственных преобразований в СРВ Данг Тхи Хиеу Ла, Чан Суан Выонг, Буй Куанг Хунг, Нгуен Ван Бинь.

При весомом вкладе этих ученых в анализ вьетнамской экономики, многие вопросы все еще недостаточно исследованы. Обобщению реформ в СРВ за 20 лет не уделено должного внимания даже в специальных работах.

Российские ученые исследовали в основном политическую историю Вьетнама, включая политику обновления.1 Основу же изучения вьетнамской экономики заложили Л.А.Аносова и М.Е.Тригубенко, их работы послужили ориентиром для автора. Экономические процессы в СРВ до начала 1990-х гг. изучали также Е.Р.Богатова, Е.П.Глазунов, Н.А.Макаров. Диссертации к.э.н. по отдельным проблемам периода конца 1990-середины 2000-х гг. защитили И.Ю.Анищенко, М.Ю.Голиков, П.Е.Кочкин, А.В.Парменов. Значительная часть этих работ посвящена внешнеэкономическим связям СРВ.

Таким образом, настоящее исследование продолжает и развивает работы предшественников о проблемах подъема, модернизации экономики отсталых государств, перевода на рыночные рельсы хозяйства бывших соцстран, в том числе СРВ, а также дополняет более ранние исследования самого автора.



Границы проведенного исследования определяются его географией (экономика, связи Вьетнама с мировым хозяйством, прежде всего с регионом Восточной Азии), хронологическими рамками (охватывают весь период политики обновления с 1986 по 2010 гг.), предметными факторами (анализ процесса экономической трансформации).

Методологическая основа исследования. В основе диссертационного исследования лежит страноведческий анализ экономики СРВ. Значительная часть оценок и выводов является результатом сбора и обработки данных статистико-экономического характера, собственных расчетов автора.

Диссертант опирался на широко применяемый для анализа выбранной проблематики комплексный метод исследования, позволяющий оценить положение экономики в целом и в отдельных сегментах. Акцент был сделан на получении общей картины, классификации основных величин и явлений.

Этот метод базируется на постулатах кейнсианской и неоклассической школ экономики, которые все шире берутся на вооружение вьетнамской наукой для разработки экономической политики правительства.1 Анализ последней в рамках указанных теорий оказался наиболее продуктивным.

Автор также применил другие известные методы исследования, в т.ч. структурный метод, сравнительный, типологический и системный подходы. Это позволило наряду с количественной оценкой дать качественный анализ эффективности и устойчивости экономики. Составить объективную оценку механизмов трансформации помог институциональный анализ. Исследование проводилось в компаративном ключе: развитие вьетнамской экономики сравнивается с другими странами, прошедшими сходный этап развития или проходящими его. Системный подход способствовал установлению различий и связей между административно-командной и рыночной экономикой.



Информационная база исследования. Исследование проведено с использованием материалов Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международного валютного фонда, ВТО, ЮНКТАД, ПРООН, других международных и региональных организаций, а также данных официальной вьетнамской статистики, которые рассматривались как базовые, проверялись и дополнялись статистикой этих организаций, признаваемой более точной.

Главным источником исследования стали партийно-государственные документы Вьетнама. К ним относятся решения съездов КПВ, программы и планы социально-экономического развития Вьетнама, основные законы и правовые акты, постановления правительства. Широко использовались материалы периодической печати, интернета.



Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет теоретические знания о путях и методах преодоления отсталости, модернизации развивающихся и переходных стран, пополняет методологический аппарат изучения этих процессов. Создавая комплексное представление о современной экономике Вьетнама и его внешних связях, оно позволяет государственным органам более обоснованно определять интересы РФ в ЮВА, выстраивать политику на вьетнамском направлении, повышать эффективность двусторонних отношений. Предприятиям, компаниям России данные диссертанта полезны для понимания происходящих здесь процессов.

Сделанные автором оценки и выводы могут быть использованы при выработке стратегии модернизации, совершенствовании рыночной системы в РФ. Результаты исследования могут быть включены в обобщающие труды по проблемам экономического роста, мировой экономике и международным отношениям, применяться в информационных целях. Диссертация содержит обширный материал для лекционных курсов по экономике стран ЮВА и АТР, другим дисциплинам, освещающим положение в разных районах мира.



Апробация работы. Положения диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе: курсах «Экономика Вьетнама», «Практика внешнеэкономической деятельности», «Модели развития стран Азии и Африки», «Природно-ресурсный потенциал развивающихся стран» в МГУ им. М.В.Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), в других вузах РФ.

Основные научно-практические результаты исследования экономики Вьетнама представлены на международных конференциях «Современный Вьетнам: транснациональная идентичность» (Санкт-Петербург, 2002), «Международная интеграция Вьетнама и проблемы государственного суверенитета» (Париж, 2004), «Вьетнамо-российские отношения в новом глобальном контексте» (Вашингтон, 2005), «Комплексные международные исследования: контрастные подходы и концепции» (Стамбул, 2005), «Новая политэкономия: макротенденции и микроэксперименты» (Копенгаген, 2007), «Что нас объединяет и что разъединяет: международный порядок, ценности, справедливость» (Любляна, 2008), «Интеграция и развитие» (Ханой, 2008), «Развивающиеся экономики после мирового кризиса: новые вызовы, роли, модели» (Хайкоу, 2009), «Внутренние и внешние границы научной мысли» (С-Петербург, 2010), «Южно-Китайское море: сотрудничество, региональная безопасность и развитие» (Хошимин, 2010), «Современный Вьетнам» и «АСЕАН-Россия: основы и перспективы сотрудничества» (Сингапур, 2004 и 2011). В РФ диссертант выступал на конференциях в Институте востоковеде- ния («Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития») и Институте Дальнего Востока РАН («Актуальные проблемы вьетнамоведения»), ИСАА МГУ («Ломоносовские чтения», «Современные проблемы развития стран ЮВА и АТР»), на Восточном факультете СПбГУ («Востоковедение и африканистика в университетах России и Европы. Актуальные проблемы и перспективы»; «Источники и историография стран Азии и Африки»).



Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, содержащих 19 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. В методологическом отношении эта структура отражает общий замысел исследования, обеспечивает логику изложения, позволяет дать последовательную характеристику положения во всех сферах хозяйства. Сначала показаны концептуально-методологические основы ускорения экономического роста отсталых стран и их проекция во Вьетнаме, затем проанализированы практика и результаты трансформации экономики.

В тексте диссертации приведены 34 таблицы, в приложение вынесено дополнительно еще 35 таблиц, 34 графика и диаграммы.

Результаты исследования изложены в 46 работах (в том числе в 3 индивидуальных и 4 коллективных монографиях, 15 статьях в журналах, рекомендованных ВАК, 8 статьях, опубликованных за рубежом), общим объемом 92 п.л. Позитивная оценка научной общественностью основных идей работы нашла отражение в пяти рецензиях на монографии автора, включая две, опубликованные во Вьетнаме.

Основные положения, выносимые на защиту:


  1. Диссертант на основе обобщения теории и практического опыта модернизации и индустриализации отсталых стран, выделения характерных для этого процесса закономерностей и устойчивых тенденций установил, что Вьетнам следует по пути азиатских НИС и фактически реализует восточно-азиатскую модель, которая модифицирована с учетом опыта реформ в КНР.

Исходя из указанных закономерностей, применена методика оценки ключевых содержательных сдвигов во вьетнамской экономике, основанная на типологии существенных признаков и векторов ее трансформации.

  1. Показано, что ускорение темпов роста, а с ним доходов населения по мере формирования рыночного хозяйства обусловлено активным развитием базовых отраслей промышленности и сферы услуг, связанных с современной экономикой, подъемом тропического земледелия, интенсивным развитием водного хозяйства и смежных отраслей. Это повлекло глубокие сдвиги в структуре и масштабах занятости, основного капитала, валового продукта, совокупного спроса, помогло решению острых социальных проблем, сделало СРВ заметным игроком на региональном уровне.

Классифицировав вьетнамскую экономику по темпам, этапам, уровню развития путем сравнения с другими странами, диссертант вводит новое определение её размеров как приближающейся к категории крупных, а не малой, как обычно считают во Вьетнаме и на Западе. Означая огромный рывок вперед, это говорит о высокой результативности стратегия развития. Признание СРВ одним из быстрорастущих, перспективных рынков меняет её положение в международном сообществе, говорит о наличии благоприятных условий для расширения сотрудничества России с Вьетнамом.

3. Сделан вывод, что экономические достижения в решающей степени определяются внутренними факторами. Это наличие сравнительных преимуществ (богатых природных и трудовых ресурсов), выгодное геополитическое положение СРВ, вклад эмигрантской и китайской диаспор, эффект 100-летнего развития Юга страны по капиталистическому пути. Объединение с социалистическим Севером рассматривается как важная особенность трансформации, повлекшая позитивные и негативные эффекты.

Причинами успешного движения по данному пути признаны освоение опыта предшественников, сохранение основных национальных традиций (так называемая неотрадиционная модель модернизации). Эти объективные предпосылки удалось использовать благодаря взвешенной внутренней политике, руководству компартии и ведущей роли государства. Они смогли дозировать реформы, регулировать стихийный ход событий, минимизировать часто деструктивное воздействие рыночных сил, поддерживать социально уязвимые слои населения и отсталые районы.

4. Внешние факторы также играли важную, в ряде моментов решающую роль. Трансформации экономики Вьетнама диктовалась резким изменением внешнеполитической ситуации в конце 1980-х годов: острым кризисом в странах, которые были его традиционными донорами, распадом мировой социалистической системы и биполярного устройства мира. Затем сказалось укрепление экономических позиций в СРВ передовых капиталистических стран и государств-членов АСЕАН, широкое сотрудничество с которыми помогли ей преодолеть системный кризис и отсталость. С начала 2000-х гг. развитие Вьетнама все больше определялось мирным возвышением Китая.

Эти процессы связаны с выбором СРВ внешнеориентированной модели развития: политика открытости привела к расширению внешней торговли, вступлению в ВТО. При очевидных позитивных результатах увеличилась зависимость страны от центров мировой экономики, усилилась её уязвимость в валютно-финансовом и производственном отношениях.

5. Динамичный экономический рост Вьетнама во многом опирается на расширение внутренних и внешних источников капитала. Растущий приток средств указывает на улучшение инвестиционной среды (ее открытость, конкурентный характер) и увеличение возможностей накопления. В то же время превышение капиталовложений над сбережениями служит причиной несбалансированности, перегрева экономики, а рост капиталоемкости ВВП указывает на снижение эффективности инвестиций. Эти явления замедляют экономический подъем СРВ, указывают на проблемы трансформации.

6. СРВ прошла фазу импортзамещающей индустриализации, первичной (сырьевой) специализации, опирающейся преимущественно на природные ресурсы, дешевый труд и капитал. Эти факторы, диктующие экстенсивный характер развития, пока не исчерпаны, но требуют ограничения как низко-эффективные, освоения методов интенсивного, качественного роста. Переход к инновационному этапу займет не менее десятилетия – пока не завершится построение в стране развитой индустриальной экономики (ориентир 2020 г.).

7. В ходе исследования подтверждено формирование основ рыночной экономики в стране. Развитие товарно-денежных отношений в современном секторе при сохранении традиционных форм производства и возрождении частной собственности, вызвав появление многочисленных субъектов рынка, помогло подъему хозяйства, либерализации экономики, созданию рыночных институтов. Данный процесс приобрел необратимый характер, что позволяет завершить реформирование в течение 10-20 лет, определяет его вектор.

Соотношение хозяйственных укладов в процессе перехода экономики на рыночные рельсы серьезно изменилось: те, что опираются на общественные формы собственности, утратили прежнее доминирование, а основанные на частной собственности стали преобладать, изменив социальную базу власти. Отличием Вьетнама от бывших соцстран стало развитие капитализма снизу с одновременным акционированием госпредприятий и созданием крупных промышленно-финансовых групп как прообраза национальных ТНК. Исходя из этих особенностей, сделан вывод о формировании здесь государственного – корпоративного по ряду типичных признаков – капитализма.

8. Важнейшим проявлением формирования рыночной инфраструктуры в СРВ признается создание денежно-кредитного и валютного рынков, рынка ценных бумаг. Финансовая политика превратилась в важный инструмент макроэкономического регулирования. Вместе с тем денежно-финансовые механизмы и госконтроль над ними несовершенны. Бюджетно-финансовое регулирование используется более активно, чем монетарная политика.

9. Наряду с достижениями и позитивными сдвигами в экономике выявлены недостатки, проблемы, противоречия. Определено, что основные из них до начала политики обновления имели системный характер, поэтому решались за счет радикальных реформ по переходу от административно-командной к рыночной модели. По мере решения данной задачи выявились структурные диспропорции, которые отчасти вызваны вмешательством государства в экономические процессы, искажением им сигналов рынка.

Развитие СРВ приобрело цикличный характер вследствие интеграции в мировое хозяйство и прямого действия законов капитализма. Установление данной зависимости позволяет точнее прогнозировать среднесрочные хозяйственные колебания и тренды. Несмотря на меры макроэкономического регулирования, государство не смогло предотвратить кризисные явления, остановить перегрев экономики, хотя ограничило негативные последствия.

10. Реализуемый Вьетнамом курс на строительство рыночной экономики с ориентацией на социализм отвергает постулаты неолиберальной теории и опирается на продуктивные идеи ряда других школ. По мнению диссертанта, вьетнамский опыт свидетельствует о поиске «третьего пути развития». При этом КПВ только вырабатывает концепцию формирования нового общества, считает переходный период начальным этапом движения к социализму.

Сложившуюся в стране экономическую систему автор определяет как гибридную, тесно сочетающую механизмы государственного и рыночного регулирования и хозяйствования, элементы социализма и капитализма. Выявлено, что их соотношение меняется, они приспосабливаются друг к другу, поэтому новая система может сохраняться достаточно долго. Развитие в рамках мирового хозяйства и распространение капиталистического способа производства во Вьетнаме рассматривается как вариант конвергенции, сдерживающий достижение целей социализма в обозримом будущем.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи, выявлены объект и предмет исследования, определена его методологическая и информационная база, раскрыты научная новизна и практическая значимость, формы апробации результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы экономической трансформации отсталых стран» дан обзор ряда ведущих теорий, моделей экономического роста, которые нашли применение во Вьетнаме. Наряду с влиянием мирового опыта показано состояние разработки нового курса КПВ.

Во второй главе «Предпосылки, ход и стратегия экономического развития СРВ» охарактеризованы условия, факторы, этапы и направления рыночных реформ, основные векторы экономического развития, методы макроэкономического регулирования, уровень зрелости экономики.

В третьей главе «Изменения в реальном секторе экономики» показаны проблемы, ход трансформации отдельных отраслей, хозяйственных укладов, общая структура вьетнамской экономики и динамика ее развития.

В четвертой главе «Перестройка финансово-денежной системы» дан анализ её тенденций и основных элементов (бюджета, кредитно-денежного оборота, банков, цен, валютного курса и резервов), направлений монетарной и инвестиционной политики, урегулирования госдолга.

В пятой главе «Внешнеэкономическая политика и интеграция в мировое хозяйство» раскрыт процесс включения СРВ в мировое хозяйство, оценены его результаты, прослежены динамика и номенклатура экспорта и импорта, внешние источники финансирования экономического роста и их влияние на платежный баланс страны.

В заключении приведены выводы, обобщены результаты исследования.

Структура диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы трансформации экономики отсталых стран


    1. Версии теории модернизации

    2. Типология политики и движущие силы индустриализации

1.3. Общие условия и методы оценки экономического роста

1.4. Финансовые механизмы подъема экономики

1.5. Роль государства в ускорении экономического развития

1.6. Восточноазиатская модель как образец для Вьетнама

1.7. Китайский опыт реформ и его влияние на СРВ

1.8. Теоретическое обоснование нового курса КПВ



ГЛАВА 2. Предпосылки, ход и стратегия экономического развития СРВ

2.1. Новая экономическая политика: генезис и реализация

2.2. Стратегия и тактика экономического развития

2.3. Макроэкономическое регулирование

2.4. Качественные и структурные сдвиги в экономике

ГЛАВА 3. Развитие реального сектора экономики

3.1. Изменение отраслевой структуры

3.1.1. Промышленность

3.1.2. Сельское хозяйство и смежные отрасли

3.1.3. Сфера услуг



3.2. Реформирование отношений собственности

3.2.1. Реорганизация государственного сектора экономики

3.2.2. Развитие негосударственных укладов

ГЛАВА 4. Перестройка финансово-денежной системы

4.1. Бюджетно-налоговая политика



4.2. Денежно-кредитная система

4.3. Валютная и инвестиционная политика

ГЛАВА 5. Внешнеэкономическая политика и интеграция в мировое хозяйство 5.1. Внешняя торговля

5.1.1. Реформирование системы

5.1.2. Динамика и структура торговли, факторы роста

5.1.3. Расширение и диверсификация экспорта

5.1.4. Импортная зависимость

5.2. Внешние источники экономического развития

5.2.1. Международная помощь и кредиты

5.2.2. Иностранные инвестиции

5.2.3. Платежный баланс

Заключение

Библиографический список.

Приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Трансформация вьетнамской экономики характеризуется теми же процессами модернизации, через которые прошли другие страны, решавшие задачи преодоления отсталости и ускорения развития. При этом в основу преобразований положен опыт ныне передовых государств Восточной Азии.

Модернизация во Вьетнаме направлена на создание современной системы производительных сил и происходит в форме индустриализации. Ее своеобразие заключается в сочетании передовых достижений экономики с традиционными ценностями (конфуцианской и буддийской культуры). Такая неотрадиционная модель органично учитывает прошедшие проверку истории местные особенности и легче воспринимается населением. Она позволила найти разумное сочетание закономерностей развития отсталых стран с собственно вьетнамскими условиями.

Реализуя общие закономерности, СРВ применила стратегию и тактику преобразований, опробованные государствами Восточной Азии, которые со значительным опережением решали сходные задачи подъема экономики. С учетом их опыта изменены макроэкономические пропорции, выработана национально ориентированная промышленная политика, сформирована стабильная бизнес-среда, применены бюджетно-финансовые и монетарные рычаги, оказана активная поддержка экспорту.

СРВ воспроизвела высокоскоростную модель развития азиатских НИС, опирающуюся на мобилизацию внутренних ресурсов, активное привлечение капитала, технологий, опыта управления передовых стран, государственное регулирование экономики, усиление конкуренции, углубление участия в мировом и региональном хозяйстве. Идя таким путем, удалось поднять накопление основного капитала, обеспечить динамичное развитие и доступ к его результатам более широких слоев населения.

Развитие Вьетнама в рамках данной модели кардинально отличается от трудного хода реформ во многих переходных и периферийных странах. Лидеры СРВ не стали применять рецепты неолиберальной теории, которые оказались неподходящими и даже неверными в местных условиях. В этом заключается принципиальное различие подходов вьетнамского и российского руководства (особенно в 1990-е гг.) к построению рыночной экономики.

В рамках восточноазиатской модели модернизации Вьетнам реализовал менее эффективный вариант, типичный для стран ЮВА, что проявилось в повторении ряда его органических изъянов. Это погоня за темпами развития в ущерб качеству, урон окружающей среде, рост социального неравенства, разрыва между городом и деревней, передовыми районами и периферией, издержки урбанизации. Но СРВ стремится следовать ориентирам и методам государств Северо-Восточной Азии в части обеспечения экономической и политической стабильности, учета интересов государства и граждан.

Во вьетнамской стратегии развития многое заимствовано, переработано, причем творчески, из опыта аналогичных реформ в Китае ввиду близости изначальных условий и самого географического положения, однотипности политического строя. Различий в практике системных преобразований обеих стран на порядок меньше, чем общих черт, чаще варьируются формулировки и способы реализации общих подходов. При отставании от КНР в создании рыночной экономики, темпах роста Вьетнам имеет более сильные социально-институциональные характеристики и либеральные подходы к реформам.

Для СРВ характерно, что экономические преобразования идут впереди политических, практика впереди теории, местная инициатива, хотя ещё ограничена, но поощряется. В этом заключается одно из коренных отличий вьетнамской модели от практики других бывших социалистических стран (кроме Китая). Несмотря на национальную специфику, опыт Вьетнама не настолько уникален, как часто утверждают местные политики и ученые, и потому пригоден для творческого применения идущими позади странами.

Диссертант дал анализ ключевых содержательных сдвигов в экономике СРВ, исходя из известных признаков и направлений трансформации стран Востока. Во-первых, оценено изменение пропорций в ВВП и в управлении экономикой различных форм собственности и укладов (разграничение по линии государство и рынок). Во-вторых, установлена степень защиты собственных интересов и включенности в мировые процессы (вектор сочетания внутренней ориентации и международной интеграции). Уровень понимания национальных нужд определен по доле отечественного капитала в общественных инвестициях и расходов на социальное развитие, а интеграции – по индексам внешнеторговой и инвестиционной открытости.

В-третьих, характер роста отражают методы (тип) развития в сочетании с выбранной скоростью движения вперед. О методах позволяют судить затраты природных ресурсов, капитала, труда, знаний, и их мерилом служат индексы капитало- и энергоемкости ВВП, показатели экологических потерь, соотношение факторов роста национального дохода, расходы на научно-технологические разработки. Скорость измеряется темпами увеличения ВВП, экспорта, инвестиций, занятости и прочих макроэкономических параметров. Соотношению двух характеристик дает представление о «цене» ускоренного развития Вьетнама. В-четвертых, ход и тенденции трансформации экономики определяются изменением её структуры: насколько сохраняется роль традиционных отраслей (аграрного блока) и растет вклад промышленности и сферы услуг (индустриального блока) при проведении индустриализации.

Данная методика сопоставления сдвигов позволила выявить, что в ходе рыночного преобразования экономики СРВ важнейшие характеристики прежней системы (упомянутые первыми) постепенно утрачивают приоритет и возрастает влияние альтернативных тенденций и аспектов экономической политики. Говоря конкретнее, Вьетнам отличается укреплением рыночных институтов и сокращением позиций госсектора, ростом интеграционных тенденций при поддержке национальных интересов, повышением динамики развития при медленном преодолении экстенсивного характера последнего, структурной перестройкой экономики. Эта достаточно рациональная (хотя и не идеальная) формула отражает реальные возможности и потребности страны, обеспечивая её успешное движение по траектории прогресса.

Исследование показало, что благодаря осуществлению модернизации и рыночных реформ Вьетнам за относительно короткий исторический срок (25 лет) сделал впечатляющий рывок вперед в своем развитии, вошел в группу быстро растущих и наиболее перспективных экономик мира.

СРВ показала устойчиво высокие темпы роста (более 7% в год в среднем и еще выше во вторичном секторе – рис.1), сумела преодолеть отсталость и нищету, подняла геополитический и экономический вес на региональном и мировом уровне. В 2008 г. она вошла по классификации ООН в нижнюю группу государств со средними душевыми доходами (свыше 1000 долл.).



Рис.1. Динамика экономического роста Вьетнама в 1986-2010 гг.: общая и по секторам общественного производства, в процентах



Динамика роста даже с учетом статистических погрешностей и скрытых потерь, в т.ч. экологических, была не ниже 5-6% ежегодно. Благодаря этому при снижении темпов естественного прироста населения (с 2,6 до 1,1% в год) Вьетнам увеличил размер ВВП вчетверо в неизменных внутренних ценах, а в душевом измерении в 6 раз (расчет по обменному курсу). Это – крупное достижение, если иметь в виду, что столь мощный рывок с начала 1980-х гг. удался лишь ограниченной группе развивающихся государств (около 20), составляющей примерно 17% от их общего количества. С учетом данных фактов подтверждена правомерность отнесения Вьетнама к быстро растущим рынкам, к странам, успешно реализующим стратегию догоняющего развития.

Прогресс оказался всесторонним: вырос выпуск всех видов продукции, внутренний и внешний товарооборот, стабилизировались цены, производство и финансовая система переведены на рыночные рельсы, усовершенствованы базовая инфраструктура, техническое оснащение и управление экономикой, получили развитие наука, образование, медицина, культура. Благодаря росту экономики и ее социальной ориентации поднят уровень жизни населения.

За годы реформ претерпела глубокие изменения структура экономики. Доля традиционных отраслей (аграрной, рыбной и др.) сократилась вдвое – до 21%, настолько же вырос вклад промышленности и строительства (до 41%). Сфера услуг стала оказывать заметное влияние на общеэкономическую динамику при стабильном вкладе в ВВП. Прирост добавленной стоимости обеспечен преимущественно за счет услуг рыночного характера, вклада НТП. Более конкурентоспособны те, которые опираются на внешний спрос.

Это подтверждает, что ускоренный рост шел за счет индустриализации экономики и расширения сервиса, прежде всего в его современных формах. В то же время изменения во Вьетнаме шли медленней, чем в азиатских НИС на соответствующем этапе их рывка. Проведение сравнения «по вертикали» (с периодом, когда эти страны проходили аналогичный этап исторической эволюции) позволило выявить как сходство СРВ с ними, так и отличия.

Одним из главных достижений Вьетнама стал подъем крайне отсталого сельского хозяйства и смежных традиционных отраслей, обеспечивающих средства существования для значительной части населения, сырье, валютные поступления от экспорта для развития промышленности. Именно деревня предъявляет платежеспособный спрос на национальную промышленную продукцию и поставляет рабочую силу. Повышение продуктивности в сельском хозяйстве во многом способствовало становлению современного типа экономического роста. Начало коренных преобразований с деревни, а не с города представляет одно из основных отличий и преимуществ политики реформ в СРВ по сравнению с другими бывшими соцстранами.

Темпы развития сельского хозяйства были стабильными, превосходя средние показатели по региону и мировой экономике, производства зерна многократно выросло. Это позволило полностью решить продовольственную проблему и впервые обеспечить продовольственную безопасность, выйти в разряд мировых лидеров по экспорту продукции тропического земледелия. Прогресс достигнут благодаря механизации, ирригации, внедрению новых сортов растений, улучшению инфраструктуры, предоставлению крестьянам свободы торговли. Диверсификация производства помогла преодолеть монокультурный характер сельского хозяйства. Имел место бурный рост рыбного промысла. В то же время стагнацию переживало лесное хозяйство.

Экономика СРВ вышла на уровень средней и приближается к разряду крупных – в противовес распространенным оценкам. Такое определение не только объясняет возможности ускоренного роста,1 но меняет её положение в мировой экономике, повышает международное значение изучаемого опыта. Вьетнам, согласно принятым критериям, следует отнести к крупным странам по численности населения (с 90 млн жителей он занимает 13-ю позицию, к 2020 г. будет иметь 100 млн, а с учетом обширной общины эмигрантов уже близко стоит к этому рубежу), территории (62-е место в мире) и природным ресурсам (по богатству которых он выделяется среди других). Место СРВ по размеру ВВП – уже среди первых 50 государств мира, хотя среднедушевые показатели у неё в силу очевидных причин пока отстают (113-е место).2

Сравнение «по горизонтали» с другими странами, а не только со своими прежними достижениями, позволяет более объективно оценить степень преодоления Вьетнамом отсталости. По ряду относительных показателей он приблизился к ушедшим вперед азиатским НИС (за исключением КНР), хотя разрыв остается большим (от 10 до 30 лет). Показательно улучшение средне-душевых доходов, более заметное при измерении по ППС (табл.1). Особенно впечатляющий рывок вперед был сделан во второй половине 2000-х гг. и, возможно, это ускорение продолжится за счет накопления количественных результатов и их перехода в новое качество.

Таблица 1

Душевой ВВП в СРВ и более развитых странах ЮВА в 2000 и 2009 гг.*






Душевой ВВП, долл.

Разница с СРВ, раз

в текущих ценах

по ППС

в текущих ценах

по ППС

2000

2009

2000

2009

2000

2009

2000

2009

Вьетнам

402

1064

1390

2992

1,0

1,0

1,0

1,0

КНР

856

3744

2330

6828

2,1

3,5

1,7

2,3

Таиланд

1970

3893

4850

7995

4,9

3,7

3,5

2,7

Малайзия

3881

7030

8350

14012

9,7

6,6

6,0

4,7

Сингапур

22757

36537

32870

50633

56,6

34,3

23,6

16,9

Филиппины

980

1753

2430

3542

2,4

1,6

1,7

1,2

Индонезия

730

2349

2200

4199

1,8

2,2

1,6

1,4

следующая страница >>