Традиции и новации современной школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Традиции и новации современной школы - страница №1/1

Традиции и новации современной школы.

Дадыкина И.Н.,учитель высшей категории

РТ, Верхнеуслонский муниципальный район

МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»

e-mail: anclyasha@mail.ru

Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее – сказал французский писатель Анри Барбюс. [1] Получается, что от нас педагогов зависит, каким будет это будущее. Большую роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения играют в школе предметы гуманитарного цикла. И, на мой взгляд, история и обществознание это не просто школьные предметы они имеют большую социальную значимость, поэтому именно учителям, которые работают в современных быстро меняющихся условиях нужно подумать о том, как развить у школьников социальную активность, разбудить индивидуальное сознание, перебороть равнодушие, ставшее бичом нашего времени.

В законе РФ « Об образовании» написано: « Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации».[1] Сегодня как никогда необходимо осознать смысл этих слов, чтобы перейти к конкретным действиям по реализации современных требований к образованию. Кто же предъявляет нам эти требования, кто заставляет работать иначе? Я думаю, это наши с вами ученики, дети сегодняшнего времени. Современным ученикам, как показывает практика, более интересен деятельностный подход в усвоении учебного материала.

Я в своей работе использую технологию исследовательских проектов. Главное при осуществлении проектно - исследовательской деятельности перевести ребёнка в позицию субъекта познания, труда и общения. Педагогическое воздействие на первом этапе проектно - исследовательской деятельности направленно на формирование мотивов обучающихся. Я на этом этапе стараюсь развить мотивы познавательного интереса и мотивы общественного плана, которые можно назвать как мотивы общественного долга и ответственности. Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой. При подходе к изучению новой темы я вдумчиво и серьёзно работаю над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к её изучению. Применяю для этого такие методы как интригующие начало урока, эмоциональная завязка урока и другие. Это захватывает, удивляет ребят, позволяет более успешно организовать изучение нового материала и впоследствии включить обучающихся в исследовательскую деятельность. В старших классах мотивом исследовательской деятельности является социальная значимость. Старшеклассники нашей школы свои исследовательские проекты пишут по краеведению, изучают историю исчезнувших и исчезающих сел Верхнеуслонского района Республики Татарстан и прежде всего историю своего родного села. Наше село, и близлежащие села имеют богатую историю, уходящую в 16 век. Ежегодно начиная, с 2003 учащиеся нашей школы со своими исследовательскими проектами занимают призовые места в республиканских и российских конкурсах, конференциях, печатаются в республиканских газетах и сборниках. Навыки, полученные в процессе исследований, позволяют работать с различными источниками, приобретённые знания используются в дальнейшем в средних и высших учебных заведениях. Такие дети лучше разбираются в социальных процессах, любят и проявляют заботу о своем родном крае.

Исследовательский метод предполагает продуктивную деятельность и постепенный отход от репродуктивной. Переход к такой деятельности начинаю с пятого класса, постепенно включая задания сравнения, анализа, вырабатываю умения находить нужную информацию в энциклопедиях, словарях, во внеклассной литературе, хрестоматиях, на электронных носителях, в газетах. В результате улучшается словарный запас, появляется заинтересованность, расширяется круг источников, обучающиеся приобретают исследовательские навыки, более сильные берутся за небольшие исследовательские проекты.

В планировании и организации учебного процесса в среднем звене главное место отвожу активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В основной школе развиваю способности рассматривать события и явления с позиций историзма, учу выявлять причинно – следственные связи, работать с различными историческими источниками, систематизировать и перерабатывать их. Обучающие в основной школе часто составляют тематические таблицы. Практика показывает, что таблицы очень удобный материал, темы усваиваются более прочно и осознанно, происходит обобщение знаний, развиваются навыки для исследовательской деятельности, появляются умения для выполнения заданий высокого уровня части « С» единого государственного экзамена.

В старших классах в целях совершенствования исследовательских навыков использую такую форму организации учебной деятельности как практикум. Для практикума характерна значительная доля самостоятельной работы учащихся, привлечение дополнительных источников информации, направленность на углубленное изучение тем. Главное что дают уроки практикумы - это знакомство с первоисточником. Большую помощь в организации уроков - практикумов оказывает школьный краеведческий музей, который паспортизирован с 2003 года. Образовательное пространство музея использую на уроках во все классах, помогает богатый, собранный учениками историко-этнографический материал. Это вещественные, письменные, изобразительные источники.

Внеклассная работа по истории так же связана с исследовательской деятельностью, предлагаю вашему вниманию фрагменты практического занятия с учащимися 5-7 классов, посещающих, занятия кружка «Юный краевед». Практическое занятие называлось: « Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию». Эпиграфом занятия я взяла слова А.С. Пушкина «Родство умей счесть и воздай ему честь». [3] Вопрос к классу: Как, вы понимаете эти слова? Предполагаемый ответ: Нужно научиться изучать, исследовать свой род, семью, сохранять родовую память. Гордиться прошлым своего рода, своих предков, быть достойными своего рода, не повторять ошибок. Знание своего рода, заставляет нас вспоминать о фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им.

Слова учителя. Нужно понять, что мы звено в непрерывной цепи, протянутой из прошлого в будущее. Если мы сегодня здесь, значит, существовало звено нашего предка и 19в, и 18в. В.О.Ключевский сказал что: « Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя». [2] С этим трудно не согласиться. И, конечно история вашего рода, семьи неразрывно связанна с историей страны. Изучая, историю рода вы больше узнаете и запомните историю нашей страны. Получается интересная связь: « Я- семья- род- народ»

Выступление учеников 7 класса. «Мы провели небольшой социологический опрос. Учащимся нашей школы было задано 6 вопросов. Из 25 интервьюированных респондентов на вопрос: Интересно ли тебе твое родословие да ответили 25 учащихся. На второй вопрос: Стремишься ли ты узнать что-то о прошлом своей семьи? Да - ответили 25. На третий вопрос. Хранишь ли семейные ценности? Да ответили – 20. Четвёртый вопрос звучал так: Кто-то из твоих родственников занимается вашим родословием? Да - ответили -5, На пятый вопрос: Как ты думаешь, интересно ли изучать своё родословие? Да – ответили- 15 учащихся. Шестой вопрос: Хотели бы вы посетить практическое занятие по родословной. Да ответили -15.» Слова учителя: те, кто захотел посетить практическое занятие, приглашены сегодня на него. Исследователь своей семьи, а вы я думаю, будите ими. Должен знать родословные понятия. Давайте проверим, знаете ли вы их?

Показ слайда. Я для вас приготовила кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова, то узнаете, как называется наука о родственных связях. Вопросы. 1 Ты и твоя родня.2 Место, откуда ты родом.3 Основатель рода, семьи.4 История твоей жизни. 5 Семейная ценность.6 Растение, часто используемое для изображения родословия.7 Графический символ рода.8 Документы и фотографии семьи.9 Ты сам. Показ слайд с ответами

Показ слайда. Получилась слово генеалогия – наука о родственных связях. Буквально, с греческого языка « учение о происхождении». Давайте чуть продолжим работу над генеалогической терминологией. В настоящее время в системе русского родства существует большое количество терминов. Есть термины, обозначающие кровное родство: мама, папа, сестра, брат продолжите. Есть термины, обозначающие духовное родство крёстный, крестная, продолжите кум, кума, крестник, крестница отец посажёный. Какой шаг нужно сделать, чтобы начать изучать свою родословную? Первый шаг. Выучить родословные термины. Знание терминологии повышает уровень и значимость вашей исследовательской работы. Показ слайда

Слова учителя. И так вы твёрдо решили заняться изучением своей родословной. Как, вы думаете, кто будут ваши первые помощники в этом благородном деле?

Конечно, старшие члены вашей семьи; бабушки, дедушки, прабабушки. Вы обязательно должны с ними поговорить, расспросить их о вашей семье. Часто помогают семейные праздники, семейные вечера, имейте под рукой записную книжку и спрашивайте, используя следующие вопросы. Которые я распечатала для каждого из вас в помощь.

Показ слайда анкеты. Первичная анкета члена рода.

Указывается исследуемый род ______________________________________

1 Ф.И.О. указывается исследуемый___________________________________

2 Дата и место рождения-__________________________________________

3 Дата смерти, для тех, кого уже нет в живых.___________________________

4 Какое образование получил, где.___________________________________

5 Сословие, для тех, кто родился до 1917 г______________________________

6 Место работы или службы, звание должность __________________________

7 Участвовал(а) ли в войнах, сражениях, когда, кем _______________________

8 Имеет ли награды, знаки отличия______________________________________

9 Имена и даты рождения детей________________________________________

II

1 Ф.И.О. отца (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий______________________________________________________________



2 Ф. (девичья) И.О матери (исследуемого), даты жизни, место рождения, род занятий________________________________________________________________

III


1 Жена (муж) исследуемого Ф.И.О.____________________________________

2Дата жизни и место рождения________________________________________

3Дата и место регистрации брака_______________________________________

4 Род занятий мужа( жены)____________________________________________

Дата составления _______________ Кто составил______________

Пользуйтесь ими при разговоре со старшими. Далее дети сами делают вывод, о том какой второй шаг нужно сделать при изучении своей семьи. Второй шаг. Не откладывайте на завтра, то, что можно узнать сегодня из истории вашего рода, особенно, если эту информацию хранят люди пожилого возраста.

Обучение учащихся приемам исследовательской деятельности, требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности своим предметом, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам пройти первые ступеньки, ведущие к знаниям. Помочь им адаптироваться к жизни социума, действовать в нем с учётом позиций других людей, понимая роль и значение сложившихся устоев, традиций и духовного наследия прошлого.

Список литературы:

1. Иоффе, А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России /А.Н.Иоффе//Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006,№9.

2. Калистратова,Э.А. Пособие по составлению родословия /Э.А.Калистратова- Екатеренбург:УИРО,2007. 99с.



3. Семейные летописи /сост. И.Ю.Протащук: Идел-пресс, 2007.-40с.