Топонимия Островского края - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Н. Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа... 1 99.25kb.
Режиссёр-постановщик спектакля Геннадий Карпов 1 16.92kb.
Закон ставропольского края о хлебе 1 71.31kb.
Закон ставропольского края о ветеранах труда ставропольского края 1 53.15kb.
Руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края А. 1 223.26kb.
Руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края А. 1 236.62kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края... 1 52.62kb.
Заместитель Председателя Правительства Камчатского края Врио руководителя... 1 237.49kb.
Закон Пермского края от 12. 09. 2011 №808-пк «о контрольно-счетной... 1 179.06kb.
Состав Совета по улучшению инвестиционного климата при Губернаторе... 1 130.18kb.
Закон приморского края о реестре должностей государственной гражданской... 1 289.38kb.
Методическая разработка. Как сделать кроссворд? 1 46.06kb.
- 4 1234.94kb.
Топонимия Островского края - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Клеванцовская средняя общеобразовательная школа

Островского района Костромской области



Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области

Номинация: исследовательский проект

Тема:


Топонимия Островского края

Автор работы: Соболева Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы
Клеванцово 2012

Введение.

Нередко бывает так, что ученики знают из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, в то же время ничего не могут сказать о родном селе, городе, улице, по которой они ежедневно ходят, о той речке, в которой они летом купаются. Это происходит по разным причинам, в частности, потому что мало литературы по истории родного края, недостаточно часов в школьной программе на изучение местного материала. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории своего народа, а это может привести к пустоте души. Анкетирование учащихся нашей школы показало, что, к сожалению, молодое поколение плохо знает свои корни, историю родной земли, происхождение названий своих населённых пунктов, хотя именно с этого и начинается зарождаться в человеке любовь к малой родине и патриотизм. (Приложение 2)

Каждый человек должен свято помнить то место, где он родился, где прошло его детство, где впервые открылся ему окружающий мир, где могилы его предков. Знания, опыт, традиции многих поколений – это наши корни, которые дают нам жизненные силы, удерживают во время «бури». И если корни глубокие, мощные, сильные – мы сможем противостоять любой «буре», мы всё преодолеем! Буря вырывает деревья со слабыми корнями.

В наследство от наших далеких предков нам достались удивительные сокровища – загадочные топонимы. Название города, села, деревни - это часть истории населенного пункта, памятник языка, свидетель минувших столетий. Они рассказывают нам, откуда пришли люди в какой-то определенный район земли, как осваивали новые места, как защищали свою землю. Они расскажут нам о былой природе мест, о том, с какими легендами связывали люди окружающие их названия. К сожалению, в программе по русскому языку темы «Топонимика» нет. Эту тему мы можем вскользь затронуть при изучении этимологии слов в разделе «Лексика и фразеология», а также при изучении имен собственных в разделе «Имя существительное». Конечно, этого недостаточно для пробуждения интереса к русскому языку, для воспитания уважительного отношения к красоте слова. Изучение истории родного края, названий сёл, деревень, рек, озёр, лугов, лесов - занятие увлекательное и в то же время очень важное: преодолевая временные и географические расстояния, мы вместе с учениками совершаем путешествие в прошлое и настоящее дорогих нам мест. Чем больше причастен человек к прошлому, тем он более ответственен за своё будущее и будущее своих близких, тем богаче его духовная жизнь. Можно согласиться со словами Д. С. Лихачева, что «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Вот поэтому и зародилась идея создания проекта «Топонимия Островского края», который воспитывает чувство сопричастности к судьбе Отечества, бережное отношение к его культурно-историческим и природным богатствам. Очень важно, на мой взгляд, собирать и сохранять географические названия, которые отражают неповторимость народа, его самобытность. Процесс наименований — это процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности. Необходимо зафиксировать именно сейчас всё то, что представляет интерес, иначе замечательные истории, легенды уйдут вместе с их рассказчиками. Выбор темы продиктован интересом учащихся, а также недостаточной изученностью топонимии нашего края.

Совместная работа позволяет сплотить ребят, сблизить их. Мы можем запечатлеть свой замечательный край в фотографиях, чтобы сравнить облик села через много лет, когда ребята станут взрослыми.



Название проекта

Топонимия Островского края

Руководитель проекта

Соболева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Участники проекта

Учащиеся 8-9 класса

Аннотация проекта

Тысячи названий на карте нашего края. Это язык земли, это память истории. Древние считали, что имя - это не просто обозначение чего бы то ни было, но и сама сущность предмета. Даруя название кому бы то ни было, тем самым даруешь ему и душу. Именно этой «душе» нашей малой родины посвящается наш проект.

Топонимика - сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Без знания топонимики невозможно воспитать сознательное восприятие особенностей окружающей природы и любовь к родному краю. Данный проект предназначен для учащихся, кто не равнодушен к истории Островского района, кто хочет окунуться в загадочный мир тайн слов.



Проблема

Как отражена история родного Островского края в его топонимии?

Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна всё имеет свои имена. Все географические названия имеют свой смысл. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Уходят века, люди, события, но память о них остается. Топонимы – наша память о языке, об истории и географии.



Актуальность

   Умирает российская глубинка. Уходят в небытие большие и малые деревни, а вместе с ними их удивительные названия, за которыми скрывается история нашего края, нашей родины. Современное общество постепенно утрачивает связь с историческим прошлым своей страны. Духовно богатым можно считать только такого человека, который с уважением относится к своей национальной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождения культурного и исторического наследия своего народа – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Исчезают с лица земли деревни, стираются с памяти  людской их названия.  Можем ли мы чем-то помочь своей малой родине? Если мы не можем спасти ее, мы можем помочь сохранить память о ней для будущих поколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно. Надо помнить, что наши потомки во многом будут судить о нашем времени и по тому уважению и заботе, которое мы сможем проявить к историческим и географическим названиям.

Цель проекта

Через изучение топонимов родного края помочь учащимся глубже познать свою малую родину, привить интерес к изучению ее истории; осознать собственную сопричастность к сохранению культурного наследия наших предков.

Задачи

1.Познакомить учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; изучить особенности лексики, отражающей географические названия.

2.Назвать наиболее вероятные версии происхождения названий сел Островского района.

3.Выяснить, как названия сел связаны с историческим прошлым родного края.

4.Сравнить современные названия сел с их историческими названиями.

5.Глубже познать родной край, его культуру.


Мотивация

Личный интерес учащихся, самореализация, желание внести собственный вклад в укрепление позиций русского языка, сохранить ценности, связанные с историей родного края.


Базовые ценности

  • приобщение к полезной деятельности;

  • развитие творческой активности;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование навыков исследовательской деятельности.




Предполагаемые «приращения»

Расширение знаний об истории родного края, о людях, носителях этой истории.


Сроки реализации

Проект «Топонимия Островского края» носит долгосрочный характер, реализуется в течение 4 лет. Работа с учащимися 8-9 классов началась в октябре 2010 года. Исследовательская деятельность будет продолжаться, так как рассмотрены не все топонимы (названия рек, озер, болот, некоторых населённых пунктов Островского района, названия местных лугов, лесов и т.д.).

Методы исследования

1)Анализ документов, научной литературы и материалов Интернет-ресурсов;

2)опрос–метод сбора первичной информации посредством обращения к определённой группе - письменный опрос (анкетирование), устные опросы (интервьюирование);

3)сравнительно – описательный;

4)словообразовательный.




Учебно-методический ресурс

1.Определение содержания понятий по теме исследования.

Топонимика – это раздел ономастики, изучающий топонимы, их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Топонимы – это собственные имена природных объектов на Земле, а также объектов, созданных человеком на Земле. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет ее топонимию. По характеру объектов выделяются следующие основные виды топонимии:

Ойконимы — названия населённых мест (от греч. oikos — жилище, обиталище).

Гидронимы — названия водных объектов (от греч. hydros — вода).

Оронимы — названия гор (от греч. oros — гора).

Годонимы — названия улиц (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло).

Макротопонимы — названия больших заселённых объектов (от греч. makros — большой).

Микротопонимы — названия небольших объектов (от греч. mikros — малый).

Антропонимы - названия географических объектов, произведённых от личного имени (от греч. antropos – человек)

Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией и служит ценнейшим источником для исследования истории языка, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения и т.п.



2.Учебно-методическая литература для реализации проекта.

1.А.Н. Абронов. Личный архив.

2.Н.Воробьев, В.Говорков. Сказание о земле Кинешемской.– Иваново, «Ивановская газета», 2002.-298с.

3.«Губернский дом». Историко-краеведческий, культурно-просветительский, научно-популярный журнал. – Кострома, № 1-2 1998, №3 1999.

4. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т.т.1-4, Москва, 1984.

5.В.И. Догадкин. О чём молчат архивы. Кострома, Общество «Знание», 2008.

6.И.Б. Кустодиева. Дорогие воспоминания. В кн. «Б.М. Кустодиев». Л., 1967.- 316с.

7.Н.Кучин На перекрестке трактов. – Кострома, 2002.- 179с.

8.Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990.- 127с.

9.Успенский Л.В. Книга классиков: «Имя дома твоего». Очерки по топонимике. – Москва, 2002.- 66с.

10.Использование Интернет-ресурсов.


Этапы реализации проекта



1.Подготовительный этап.

  • Анкетирование учащихся 5-11 классов, чтобы выяснить, интересуется ли молодое поколение историей своего края, его прошлым, происхождением названий. (Приложение1)

  • Изучение литературы, которая поможет лучше разобраться в вопросах топонимики, подбор литературы для практической совместной и творческой деятельности с учащимися.

  • Изучение географической карты Островского района с целью ознакомления с названиями населенных пунктов нашего края.

2.Основной этап.

  • Учащиеся 8-9 классов разделились на 4 группы (учитывались интересы, способности).

1-я и 2-я группа собирали исторические сведения о топонимах села Островское и близлежащих сёл; изучали документы, книги, общались со старожилами, фиксировали данные народной этимологии, составляли информационные бюллетени.

3-я группа фиксировала материал, наработанный 1-й и 2-й группой. Проводила классификацию и составляла картотеку.

4-я группа проводила исследовательскую работу по выявлению принципов образования того или иного топонима. Работала со словарями, справочной литературой.


  • Подведение итогов работы микрогрупп. Лидеры отчитались в проделанной работе и совместно выработали план дальнейшей деятельности - выбрать узловые моменты в собранной информации.

  • Создание картотеки топонимов Островского края.

  • Создание презентаций по теме «Топонимия Островского края», «Вот моя деревня», «Усадьба Высоково».

  • Написание ученицей 10классаЧистяковой Ксенией исследовательского проекта «Язык родной земли» как результата деятельности.

3.Заключительный этап

  • Обсуждение результатов работы по проекту.

  • Презентации проекта «Топонимия Островского края», «Вот моя деревня», «Усадьба Высоково» во время проведения декады русского языка в школе и декады по краеведению.

  • Выступление с исследовательской работой на муниципальных и региональных конкурсах.

Ожидаемый результат

Проект был задуман в качестве экспоната для школьного музея и учебно-наглядного пособия для уроков русского языка, истории, внеклассных мероприятий на духовно-нравственную тематику. Учащиеся, заинтересованные проблемами истории своей малой родины, таким образом внесут свою лепту в укрепление позиций русского языка, сохранение истории своего края.

Реализация данного проекта дает возможность саморазвитию личности. В процессе работы предполагается широкий спектр коммуникативных связей как в группе между учащимися, так и с педагогами, с родителями. В исследовательской работе развивается творческая активность учащихся, при этом воспитывается чувство гордости за свою Родину, ответственность за ее будущее и собственная сопричастность к происходящему.



Проект позволит:

  • повысить активность детей в творчестве не только в познавательной учебной деятельности, но и внеурочной, в коллективных творческих делах;

  • создать благоприятные условия для сплочения коллектива детей;

  • воспитывать социально-активных учеников, способных общаться во благо друг друга и окружающих, способных добывать знания и учить других.

  • вовлечь в совместную творческую и исследовательскую деятельность детей и родителей;

  • создание методических разработок, сценариев, выставок, презентаций для передачи приобретенных знаний;

  • подготовить материал для создания «Топонимического словаря Островского района».




Показатели эффективности проекта



  • Степень активности учащихся в подготовке и реализации проекта.

  • Развитие лингвистического кругозора, интерес к наукам: лингвистике, географии, истории, биологии.

  • Сформированы навыки исследовательской деятельности.

  • Заинтересованность родителей, желание внести свой вклад в осуществление данного проекта.




Перспективы дальнейшего развития проекта

Материалы исследования можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории, географии, краеведения, изобразительного искусства, а также во внеклассной работе. Краеведческий материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение топонимии открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Работа открыта для продолжения всеми неравнодушными к истории родного края, к её культурному наследию.




Промежуточные итоги.

Проект был создан в октябре 2010 года. Уже сейчас можно подвести промежуточные итоги. В течение первого года работы учащиеся составили словообразовательный (Приложение 3) и семантический анализ топонимов нашей местности (Приложение 4), а также начали собирать материал для составления топонимических карточек. Топонимические карточки помогут нам в дальнейшем составить топонимический словарь Островского края. Хотелось бы создать обобщающую работу по топонимике района, потому что отдельный материал есть в разных книгах, но систематизации нет. Надеемся, что, когда человек откроет словарь, у него возникнет образ большого села или крохотной деревушки. Топоним превратится в волшебный ключик, открывающий шлюзы памяти.

С интересом учащиеся расспрашивали старожилов об истории и времени возникновения или исчезновения географических названий, записывали эти истории и легенды. К сожалению, время упущено, потому что многие старые жители сёл и деревень ушли из жизни, а вместе с ними и их воспоминания. С каждым годом становится всё труднее собирать материал по топонимике. В конце первого года работы было написано исследование «Язык родной земли» (Приложение 6), составлена презентация «Топонимия Островского края» (Приложение 7), презентация и сообщение по теме «Усадьба Высоково» (Приложение 8). Со своими работами ученики выступали на классных часах в средних и старших классах на тему «Путешествие к истокам». Чистякова Ксения принимала участие в региональном конкурсе областной туристско-краеведческой программы «Без истока – нет реки» в 2011 году с исследовательской работой «Язык родной земли» в номинации «Летопись родных мест» и заняла 3 место. (Приложение 9)

В течение 2011-12 года мы с ребятами продолжаем работу по составлению топонимических карточек Островского края, рассказываем и о микротопонимах нашей местности, и о гидронимах. (Приложение 5) В планах – создание презентаций: «Реки и озера Островского края», «Это наша с тобой сторона…» Сейчас всё больше внимания уделяем местному материалу – нашему Клеванцовскому краю. Учащиеся 8 класса подготовили сообщения об истории деревни Клеванцово (Приложение10), деревни Иванковица (Приложение 11), об улицах нашей деревни (Приложение 12), составили презентацию «Вот моя деревня» (Приложение 13). При написании работ и создании презентаций возникла потребность подобрать стихи о родной земле. Обратились к авторским стихам о Клеванцовском крае. (Приложение 14) Познакомившись с исследовательской работой учащихся 11класса нашей школы «Мой край родной», которая рассказывает об умерших деревнях Клеванцовской волости, школьники захотели создать топонимический словарик умерших деревень Клеванцовского края, чтобы сохранить в памяти интересные названия старых сёл и деревень. Работа началась…(Приложение 15)

Есть идея разработать экскурсию по Клеванцовским местам, где побывал Б.М.Кустодиев.

Ученикам тема проекта интересна, об этом говорят их отзывы.(Приложение 16)



Надеемся, что наш материал будет востребован. Представленный проект – это маленький кирпичик в строительство мощного, современного здания гражданского общества нашей Родины – России. Изучение этой темы раскрывает учащимся связи родного села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Охрана исторических названий и бережное отношение к ним, восстановление этой необоснованно утраченной части нашего национального наследия – дело каждого из нас!