Тесты по предмету "Окружающий мир". 4 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова " - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (1 класс) 3 640.3kb.
Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» для обучающихся... 1 263.64kb.
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) 4 875.15kb.
Рабочая программа по учебному предмету Английский язык Углублённый... 1 223.18kb.
Урок: окружающий мир (история) Класс-4 Тема урока: «Новое время:... 1 145.65kb.
Конкурсный урок Окружающий мир 2 класс Тема урока: Учитель моу «Щученская... 1 52.45kb.
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера... 1 155.48kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» 2 439.18kb.
Рабочая программа по учебному предмету литература 1 313.22kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литературное чтение» 1 273.73kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Французский язык» 1 251.27kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (1 класс) 3 640.3kb.
- 4 1234.94kb.
Тесты по предмету "Окружающий мир". 4 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова - страница №1/3

Тесты по предмету

"Окружающий мир".

4 класс
К учебному комплекту А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"


Автор: Разумова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №4»

г. Великого Новгорода.


2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Результаты диагностики уровня знаний учащихся на каждом этапе обучения позволяют учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала.

Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. От того, как организован текущий контроль, обеспечивающий обратную связь «учитель – ученик – учитель», зависит результат учебной деятельности учащихся, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.

Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, следовательно, оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, а это значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет систематически готовиться к учебным занятиям. Как следствие улучшается качество ЗУН учащихся.

Применение тестовых заданий позволяет:

- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;

- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;

- дать более объективную оценку знаниям учащихся;

- провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;

- оценить каждого ученика.

В пособии представлены контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для 4 класса в тестовой форме по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям к уровню подготовки учащихся. Они могут использоваться для тематического контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний.

Тесты представлены в двух вариантах и включают в себя закрытые задания, содержащие только один верный ответ. Тесты проводятся по мере изучения программного материала и рекомендуются учителям и родителям для организации самостоятельной работы ученика на уроке и дома по проверке своих знаний и тренировке своих учебных действий.

Успешность выполнения учащимися тестовых заданий и объективность полученных результатов в значительной степени зависят не только от уровня владения проверяемыми знаниями и умениями, но и от психологической готовности к выполнению тестовых заданий в отведенное на это время. В связи с этим перед проведением тестирования обязателен вводно-мотивационный и технологический инструктаж учащихся.

Критерии оценивания

Критерии оценивания данных тестов: один балл за каждый правильный ответ.

Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется по количеству верных ответов:

100 % - оценка "5"

Более 80% - оценка "4"

Более 60 % - оценка "3"

менее 50 % - оценка "2"



Эти тесты способствуют более точному определению уровня качества обученности. Учитель может четко видеть недостаточно качественно усвоенный учащимся материал и, соответственно вносить необходимые коррективы в планирование своей дальнейшей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2

Часть 1. Раздел «Мир глазами человечества»

  1. Тест 1. Планеты Солнечной системы………………………………….6

  2. Тест 2. Звёздное небо…………………………………………………...8

  3. Тест 3. Тепловые пояса…………………………………………………9

  4. Тест 4. Земля и человечество…………………………………………..11

Раздел «Природа России»

  1. Тест 5. Равнины и горы России………………………………………..13

  2. Тест 6. Моря, озёра и реки России…………………………………….15

  3. Тест 7. Арктика…………………………………………………………16

  4. Тест 8. Тундра…………………………………………………………..19

  5. Тест 9. Природная зона лесов………………………………………….21

  6. Тест 10. Зона степей…………………………………………………...24

  7. Тест 11. Пустыни………………………………………………………26

  8. Тест 12. Черноморское побережье Кавказа…………………………..29

Раздел «Родной край – часть большой страны»

  1. Тест 13. Мой край……………………………………………………..32

  2. Тест 14. Поверхность и водоёмы нашего края………………………33

  3. Тест 15. Наши подземные богатства…………………………………34

  4. Тест 16. Земля – кормилица…………………………………………..36

  5. Тест 17. Лес и луг – природные сообщества………………………...39

  6. Тест 18. Жизнь пресного водоёма……………………………………42

  7. Тест 19. Растениеводство и незаметные защитники урожая……….45

  8. Тест 20. Отрасли сельского хозяйства……………………………….47

Часть 2. Раздел «Страницы всемирной истории»

  1. Тест 1. Начало истории человечества………………………………..49

  2. Тест 2. Мир древности: далёкий и близкий………………………….51

  3. Тест 3. Средние века: время рыцарей и замков……………………..53

  4. Тест 4. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее

время: история продолжается сегодня………………………..55

Раздел «Страницы истории Отечества»

  1. Тест 5. Жизнь древних славян……………………………………….57

  2. Тест 6. Во времена Древней Руси…………………………………....59

  3. Тест 7. Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси ………………..60


  1. Тест 8. Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья……………………………………..62

  1. Тест 9. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел…64

  2. Тест 10. Патриоты России…………………………………………….67

  3. Тест 11. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая…………………………………………..68

  1. Тест 12. Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века………………………………..71

  1. Тест 13. Россия вступает в XX век.

Страницы истории 20-30-х годов…………………………...73

  1. Тест 14. Великая страна и Великая победа.

Страна, открывшая путь в космос…………………………..75

Раздел «Современная Россия»

  1. Тест 15. Итоговый тест по темам: Основной закон России и права

человека. «Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Славные символы России. Такие разные праздники……….77



  1. Тест 16. Путешествие по России……………………………………… 79

  2. Ответы к тестам…………………………………………………………82

  3. Литература……………………………………………………………….87


Часть 1

Раздел «Мир глазами человечества»

ТЕСТ 1.

Тема: «Планеты Солнечной системы».

1 вариант.

1. Планеты Солнечной системы изучают…

а) географы; б) химики;

в) астрономы; г) физики.



2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их …

а) 7; б) 9; в) 11.



3. Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;

б) самая маленькая планета Солнечной системы;

в) планета, равная по величине планете Земля.



4. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран,

Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер,



Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

Плутон;

5. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один; б) нет; в) есть, два.



6. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон; б) Нептун;

в) Марс; г) Сатурн.

2 вариант.

1. Астрономы изучают …

а) поверхность Земли; б) живую природу;

в) планеты Солнечной системы; г) животный мир.

2. Самая большая планета Солнечной системы – это…

а) Сатурн; б) Юпитер;

в) Венера; г) Уран.

3. В честь кого названа планета Марс?

а) в честь бога земледелия; б) в честь римского бога войны;

в) в честь римского бога торговли; г) в честь имя богини красоты.

4. Укажи планеты в порядке приближения к Солнцу.

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран,

Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер,



Уран;

в) Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера,

Меркурий.

5. Какая планета имеет 2 спутника?

а) Марс; б) Сатурн;

в) Юпитер; г) Венера.

6. Какую планету называют «утренней звездой»?

а) Уран; б) Земля;

в) Меркурий; г) Венера.

ТЕСТ 2.

Тема: «Звёздное небо».

1 вариант.

1. Галактика, в которой мы живём, называется…

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.



2. Звезда – это…

а) раскалённый газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твёрдых веществ.

3. Созвездие – это…

а) группы звёзд, имеющие свои очертания;

б) группы звёзд, не имеющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии…

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой пёс; г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на…

а) юге; б) севере;

в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звёзды имеют … цвет.

а) красный; б) жёлтый;

в) голубой; г) белый.

2 вариант.

1. Какие звёзды самые холодные?

а) жёлтые; б) голубые;

в) красные; г) белые.

2. Звезда Альдебаран находится в созвездии…

а) Большой Пёс; б) Телец;

в) Большая Медведица; г) Скорпион.

3. Какая звезда указывает точное направление на север?

а) Полярная звезда;

б) Сириус;

в) Альдебаран.



4. Раскалённый газовый шар – это:

а) созвездие; б) галактика; в) звезда.



5. Группы звёзд, не имеющие свои очертания – это:

а) звезда; б) созвездие; в) планета.



6. Скопление звёзд в созвездии Тельца – это…

а) Альдебаран; б) Сириус;

в) Полярная звезда; г) Плеяды.

ТЕСТ 3.

Тема: «Тепловые пояса».

1 вариант.

1. Различные участки Земли солнце нагревает…

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю…

а) отвесно;

б) наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями…

а) Северный и Южный тропики;

б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день…

а) короче ночи;

б) равен ночи;

в) длиннее ночи.



5. Тропический пояс проходит через…

а) Южный тропик;

б) экватор;

в) Южный полярный круг.



2 вариант.

1. К северу от экватора лучи падают на Землю:

а) отвесно; б) наклонно.



2. Чем дальше от экватора, тем…

а) меньше Земля получает тепла;

б) больше Земля получает тепла.

3. Между тропиками, по обе стороны от экватора, расположен …… пояс.

а) умеренный;

б) полярный;

в) тропический.



4. Особенно беден живой мир в …:

а) умеренном поясе;

б) полярном поясе;

в) тропическом поясе.



5. Какая самая низкая температура зарегистрирована в Антарктиде?

а) -35,5


б) -80,9

в) -89,2


ТЕСТ 4.

Тема: «Земля и человечество».

1 вариант.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и

Вселенную в целом называется…

а) экология; б) география;

в) астрономия; г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин;

б) Нил Армстронг;

в) Алексей Леонов.



3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

а) глобус; б) географическая карта.



4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

а) полярный;

б) тропический;

в) умеренный.



5. Ценные находки старины хранятся…

а) в архивах; б) в музеях.



6. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой

это век?

а) 17 век; б) 18 век;

в) 19 век; г) 20 век.

7. «Лёгкими нашей планеты» называют…

а) хвойные леса; б) широколиственные леса.



8. Эмблему «Большая панда» имеет…

а) Гринпис б) Всемирный фонд дикой природы.



9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это…

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

2 вариант.

1. Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы,

извлекаемые из земли:

а) история; б) география;

в) археология; г) астрономия.

2. Нил Армстронг – это…

а) первый человек, полетевший в космос;

б) первый человек, вступивший на лунную поверхность;

в) первый человек, который создал телескоп.



3. Географическая карта – это…

а) модель Земли;

б) уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с

помощью условных знаков.



4. Тепловой пояс, в котором мы живём – это:

а) тропический; б) полярный;

в) умеренный.

5. Хранилище документов.

а) архив; б) музей; в) наследие.



6. в 1703 году был основан Санкт-Петербург. Какой это век?

а) 15 век; б) 19 век; в) 18 век; г) 17 век.



7. Природное наследие России – озеро…

а) Ильмень; б) Байкал; в) Каспийское; г) Ладожское.



8. Что означает в переводе с английского «Гринпис»?

а) фонд дикой природы;

б) международные соглашения;

в) зелёный мир.



9. Московский Кремль и Красная площадь – это…

а) всемирное наследие России;

б) природное наследие России;

в) культурное наследие России.



10. Самый большой по площади материк – это…

а) Австралия; б) Африка;

в) Евразия; г) Антарктида.

Раздел «Природа России»

ТЕСТ 5.

Тема: «Равнины и горы России».

1 вариант.

1. Наш город расположен на…

а) Средне-сибирском плоскогорье;

б) Восточно-Европейской равнине;

в) Западно-сибирской равнине.



2. Каменным поясом земли называли…

а) вулканы Камчатки; б) Кавказские горы;

в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России – это…

а) Саяны; б) Алтай;

в) Кавказские горы; г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

а) холмистая равнина;

б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки; б) Саяны; в) Алтай.



6. Ильменский заповедник расположен…

а) на Кавказе; б) В Саянах; в) на Урале.



2 вариант.

1. Уральские горы называют…

а) деревянным поясом земли; б) каменным поясом земли;

в) железным поясом земли;

2. Холмистая равнина – это…

а) Восточно-Европейская; б) Западно- Сибирская.



3. Алтай включен в список..

а) природного наследия; б) культурного наследия;

в) Всемирного наследия.

4. На Урале расположен заповедник:

а) «Остров Врангеля»; б) Ильменский;

в) Таймырский.

5. Какие горы расположены на юге Сибири?

а) Уральские; б) Алтай, Саяны; в) Кавказские.



6. Город Санкт-Петербург расположен на…:

а) Западно-Сибирской равнине;

б) Средне-Сибирском плоскогорье;

в) Восточно-Европейской равнине.



ТЕСТ 6.

Тема: «Моря, озёра и реки России».

1 вариант.

1. Самое большое по площади озеро России – это …

а) Онежское; б) Байкал; в) Каспийское.



2. Река, впадающая в Каспийское море, - это…

а) Дон; б) Волга; в) Кама.



3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это…

а) Енисей; б) Обь; в) Лена.



4. Самая длинная река России – это…

а) Волга; б) Лена;

в) Обь; г) Енисей.

5. Море Атлантического океана на территории России – это…

а) Японское море;

б) Балтийское море;

в) Чёрное море.



6. Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?

а) Аральское и Каспийское море;

б) Ладожское и Онежское озера.

7. В список Всемирного наследия внесено…

а) Белое море;

б) озеро Байкал.

2 вариант.

1. Волга впадает в ….. море:

а) Чёрное;

б) Балтийское;

В) Каспийское.



2. Какая река вытекает из Ладожского озера?

а) Нева; б) Дон; в) Кама.



3. Какая река впадает в Ладогу?

а) Амур; б) Лена;

в) Енисей; г) Свирь.

4. Балтийское и Чёрное море – это моря….. океана.

а) Тихого;

б) Атлантического;

в) Северного Ледовитого.



5. На какой реке стоит столица России?

а) Нева; б) Волга; в) Москва.



6. Дальневосточный морской заповедник находится в ……

а) Тихом океане; б)Японском море; в) Чёрном море.



ТЕСТ 7.

Тема: «Арктика».

1 вариант.

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.



2.Территория зоны…

а) густо населена людьми;

б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.



5. В Арктике обитают животные:…

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.



6. Найди верную цепь питания.

а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки – белый - медведь;

б) водоросли – рачки – сайки – тюлени.

7. Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.



8. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов

по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду прорубили для ныряния моржей, тюленей,

белых медведей; расчищают поверхность островов от снега, освобождая

мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под

охрану «птичьи базары».



2 вариант.

1. На островах Северного Ледовитого океана расположена зона…

а) тундры; б) тайги;

в) арктических пустынь; г)пустынь.

2. Как называется явление, когда солнце не показывается несколько

месяцев подряд?

а) полярный день; б) полярное сияние; в) полярная ночь.



3. В ледяной зоне…

а) жаркое лето; б) холодная зима; в) тёплая зима.



4. Птиц с необычными клювами называют…

а) кайры; б) гагарки;

в) чайки; г) тупики.

5. Какие животные похожи на тюленей, но более крупные?

а) белые медведи; б) моржи; в) акулы.



6. В Арктике для животных и растений сложились…

а) благоприятные условия; б) суровые условия;

в) комфортные условия.

7. В ледяной зоне растут:

а) сосны, ели, клёны; б) абрикос, вишня, бузина;

в) полярный мак, мхи, розы; г) лишайники, мхи, полярный мак.

8. Найди верную цепь питания:

а) водоросли – рачки – рыбы – белый медведь;

б) водоросли – белые медведи – тюлени – птицы.

9. Какова деятельность человека в зоне Арктики?

а) морской путь, добыча нефти, строительство;

б) охота, морской путь, развитие электричества;

в) рыбный промысел, охота, морской путь, научные станции



ТЕСТ 8.

Тема: «Тундра».

1 вариант.

1. Зона тундры расположена…

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена…

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.



3. В тундре…

а) в тундре ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по

продолжительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры – это…

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.



5. Растения тундры…

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся…

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.



7. В тундре обитают…

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.



8. Укажи верную цепь питания:

а) растения – лемминги – полярные совы;

б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы;

в) растения – кречеты – волки.



9. Тундровый заповедник расположен…

а) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;

в) на Кольском полуострове.



2 вариант.

1. Зона тундры расположена на материке…

а) Африка; б) Австралия;

в) Евразия; г) Антарктида.

2. Тундра – это…

а) низменность; б) возвышенность; в) равнина.



3. В тундре для растений и животных сложились….

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4. Растения в тундре …:

а) высокорослые, с пышной кроной;

б) стелющиеся корни, маленькие листья, пышные цветы;

в) низкорослые, стелющиеся корни, маленькие листья.



5. Представители животного мира имеют…:

а) яркое оперение, густой мех;

б) густое оперение и мех, защищающую окраску;

в) маленькие копыта и длинный хвост.



6. Какие растения характерны для тундры?

а) ромашка, мак, гвоздика;

б) голубика, мох, тюльпаны;

в) ягель, мох, голубика, карликовая берёза.



7. Какие животные характерны для тундры?

а) волки, олени, рыси.

б) песец, олень, лемминг, волк;

в) лиса, куропатки, обезьяны.



8. Укажи экологические проблемы тундры.

а) оленеводство;

б) браконьерство;

в) создание заповедника.



9. Тундровый заповедник расположен…

а) на острове Сахалин;

б) на Курильских островах;

в) на полуострове Таймыр.



ТЕСТ 9.

Тема: «Природная зона лесов».

1 вариант.

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей; б) двух частей

в) трёх частей; г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса; б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.



4. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели;

в) берёзы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют…

а) благородного оленя; б) лося; в) медведя.



6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.



7. Экологические проблемы лесной зоны связаны…

а) с неумеримой охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.



8. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский; б) Кандалакшский;

в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля.

9. Фитонциды – это…

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов – это…

а) обязанность государств;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.



2 вариант.

1. Лесная зона находится …

а) севернее зоны тундры; б) южнее зоны тундры;

в) западнее зоны тундры; г) восточнее зоны тундры.

2. Тайга – это…

а) лиственный лес; б) смешанный лес;

в) хвойный лес.

3. Какие деревья растут в смешанном лесу?

а) кедр, сосна, берёза, липа. б) берёза, осина, ольха, ель;

в) вяз, дуб, кедр, берёза.

4. Какие деревья растут в широколиственных лесах?

а) дуб, липа, вяз, клён; б) берёза, сосна, кедр;

в) пихта, лиственница, ясень, ольха.

5. Хищник с пятнистым окрасом – это…

а) кедровка; б) белка-летяга;

в) лось; г) рысь.

6. Особые вещества, убивающие болезнетворные микробы…

а) бактерии; б) фитонциды;

в) мыло; г) хлорофилл.

7. Из-за неумеренной охоты были занесены в Красную книгу:…

а) амурский тигр, медведь, заяц;

б) лиса, кабан, медведь;

в) зубр, амурский тигр, филин.



8. Экологические проблемы лесной зоны связаны с…

а) неблагоприятными погодными условиями;

б) вырубкой лесов, браконьерством;

в) разведением оленей.



9. Какая роль леса в природе и жизни людей?

а) место для отдыха человека, источник ягод, грибов, древесины;

б) получение кожи, лака, краски, пластмассы;

в) получение лекарств, ткани, плёнки.



10. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Ильменский; б) Дальневосточный;

в) остров Врангеля; г) Прикско-Террансный.

ТЕСТ 10.

Тема: «Зона степей».

1 вариант.

1. Зона степей расположена на….. нашей стране.

а) севере; б) востоке; в) юге.



2. На карте природных зон зона степей закрашена…… цветом:

а) розовым б) зеленым;

в) жёлтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей –это…

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.



4. К степным птицам относятся…

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.



5. Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые

стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические

проблемы:…

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство,

неограниченный запас оленей;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный

выпас оленей.

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.



7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика – лемминг – песец;

б) водоросли – рачки – сайка – гагарка;

в) растения – заяц-беляк – рысь;

г) зерно – суслик – орёл-беркут.

8. Основным занятием населения является…

а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.



9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:…

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистый, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.



2 вариант.

1. Зона степей расположена…

а) южнее зоны лесов; б) севернее зоны лесов;

в) западнее зоны лесов; г) восточнее зоны лесов.

2. Зона степей расположена…

а) в северном поясе;

б) в тропическом поясе;

в) в умеренном поясе;



3. Большая часть зоны степей расположена…

а) на Восточно-Европейской равнине;

б) на Западно-сибирской равнине;

в) на Среднесибирском плоскогорье.



4. Суховеи – это…

а) холодные сухие ветры; б) горячие влажные ветра;

в) горячие сухие ветра.

5. Почва в зоне степей…

а) подзолистые; б) чернозём;

в) лесные; г) болотные.

6. Травянистые растения зоны степей – это…

а) тюльпаны, ирисы, розы; б) ковыль, тюльпаны, типчак;

в) ирисы, мак, гвоздики.

7. в степях…

а) много деревьев; б) много пышных кустарников;

в) нет деревьев.

8. Главная причина исчезновения многих растений и животных…

а) распашка степных земель;

б) создание питомников;

в) бережное отношение к природе.



9. В Красную книгу занесены животные степи – это…

а) кааба.ны, лоси, зайцы;

б) степной орёл, дрофа, журавль-красавка;

в) рысь, белый медведь, орёл степной.



ТЕСТ 11.

Тема: «Пустыни».

1 вариант.

1. Пустыни занимают…

а) огромную территорию в центральной части России;

б) небольшую территорию по берегам северных морей;

в) небольшую территорию на юго-западе страны.



2. В пустыне…

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;;

в) ярко выделяются все четыре времени года.



3. Пустыни России…

а) каменные; б) песчаные; в) глиняные.



4. В пустыне…

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает малое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.



5. Растения пустыни…

а) высокие, широколиственные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.



6. Животные пустыни…

а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас,

быстро передвигаются, чаще всего ведут ночной образ жизни;

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;

в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.

7. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника;

в) колосняк, солянки, джузгун.

8. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр;

в) морж, тюлень, медведь.

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браканьерсво;

б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв

тяжёлой техникой, браконьерство.

10. Пустынный заповедник:

а) Баргузинский; б) Чёрные земли; в) Приокско-Террасный.



2 вариант.

1. Пустыни расположены на берегах…

а) Чёрного моря; б) Каспийского моря; в) Азовского моря;



2. Пустыни находятся…

а) в северном поясе; б) в тропическом поясе;

в) в умеренном поясе.

3. Барханы – это…

а) песчаные валы; б) глиняные валы;

в) каменные валы.

4. Лето в пустыне…

а) холодное; б) влажное; в) жаркое.



5. Зима в пустыне…

а) снежная; б) холодная; в) тёплая.



6. Растения пустыни…

а) верблюжья колючка, берёза, кедр;

б) лиственница, колосняк, берёза;

в) джузгун, колосняк, верблюжья колючка.



7. Корабли пустыни – это…

а) тушканчики; б) ящерица;

в) сайгаки; г) верблюды.

8. Священное животное Древнего Египта – это…

а) жук-чернотелка; б) песчаный удавчик;

в) жук-скоробей; г) корсак.

9. Экологические проблемы пустыни – это…

а) орошение;

б) браконьерство;

в) неблагоприятные климатические условия.



10. Пустынный заповедник – это…

а) Приокско-Террасный;

б) Баргузинский;

в) Чёрные земли.



ТЕСТ 12.

Тема: «Черноморское побережье Кавказа».

1 вариант.

1. Черноморское побережье Кавказа расположено…

а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны;

в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России – это…

а) обширная зона в центре страны;

б) обширная зона на востоке страны;

в) небольшая зона на побережье северных морей;

г) небольшая зона на побережье Чёрного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа.



4. На Черноморском побережье обитают:

а) пчёлы, комары, мошки;

б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;

в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки;



5. В Чёрном море у побережья обитают:

а) киты, морские черепахи, тюлени;

б) медузы, крабы, морские коньки;

в) крокодилы, анаконды, котики.



6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:

а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки;

в) полынь, типчак, ель.

7. Чёрное море относится к морям ….океана.

а) Индийского; б) Атлантического;

в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном речь в описании: это самые умные морские животные,

замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых

сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?

а) морской конёк; б) кит;

в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту

до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются

человеком в пищу?

а) бук; б) каштан; в) тис; г) самшит.



10. В субтропической зоне:

а) умеренно жаркое лето и тёплая зима;

б) жаркое лето и умеренно холодная зима;

в) умеренно тёплое лето и холодная зима.



2вариант.

1. Какие горы находятся вблизи побережья?

а) Уральские горы;

б) Кавказские горы;

в) Саяны.



2.Солнце посылает на побережье…

а) косые лучи; б) прямые лучи.



3. Дерево долгожитель – это…

а) дуб; б) бук; в) каштан.



4. Животный мир Черноморского побережья…

а) разнообразный и богатый;

б) скудный и бедный.

5. Обитатели моря – это…

а) лещ, окунь, щука;

б) цикада, богомол, жужелица;

в) крабы, медузы, дельфины.



6. Черноморское побережье Кавказа находится:

а) в тропической зоне;

б) в субтропической зоне;

в) в умеренном поясе.



7. Город – курорт на берегу Чёрного моря…

а) Туапсе; б) Сочи; в) Догомыс.



8. Экологическая проблема Черноморского побережья Кавказа – это…

а) сточные воды, мусор;

б) красивая прибрежная растительность;

в) создание заповедников и парков.



9. На побережье Кавказа создан…

а) заповедник «Чёрные земли»;

б) Приокско-Террасный заповедник;

в) Таймырский заповедник;

г) Сочинский национальный парк.

10. Самое умное животное в прибрежных водах…

а) богомол; б) дельфин;

в) морская черепаха; г) кит.

Раздел «Родной край – часть большой страны».

ТЕСТ 13.

Тема: «Мой край».

1 вариант.

1. Мой край расположен на материке…

а) Африка; б) Евразия;

в) Австралия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне …

а) лесов; б) тундра;

в) степи; г) пустыни.

3. Мой край находится в …

а) восточном полушарии; б) западном полушарии.



4. В моём краю растут…

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, берёза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают…

а) лоси, зайцы, кабаны; б) косули, волки;

в) олени, медведи.

6. Мой край даёт стране…

а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в…

а) тропическом поясе; б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

ТЕСТ 14.

Тема: «Поверхность и водоёмы нашего края».

1 вариант.

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся

склоны, называется…

а) балка; б) холм; в) овраг.



2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 метров, называют…

а) холм; б) гора; в) плоскогорье.



3. Горы, созданные людьми, называют…

а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы.



4. Хранилища воды называют…

а) низменность; б) водоёмы; в) плато.



5. К естественным водоёмам относятся…

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.



6. Какие океаны омывают Россию?

а) Индийский, Тихий, Атлантический;

б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.



7. Водоёмы – это…

а) Хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха

людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания растений и животных;

в) украшения Земли.

8. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.



2 вариант.

1. Возвышенности на карте обозначают:

а) зелёным; б) жёлтым; в) светло-коричневым.



2. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами – это…

а) овраг; б) холм; в) балка.



3. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой

называется…

а) река; б) озеро; в) пруд.



4. Часть океана, впадающая в сушу и отделённая от него островами и

полуостровами называется…

а) океан; б) озеро; в) море.



5. Выход подземных вод на поверхность называется…

а) пруд; б) канал; в) ключ.



6. Нижняя часть горы, холма называется…

а) подошва; б) исток; в) склон;



7. Горы, созданные руками человека, из отходов называется…

а) балка; б) терриконы; в) водохранилище.



8. Место впадения реки в другую большую реку или море, озеро

называется…

а) устье; б) исток; в) приток.



ТЕСТ 15.

Тема: «Наши подземные богатства».

1 вариант.

1. Месторождения полезных ископаемых оттыскивают…

а) археологи; б) геологи; в) строители.



2. К полезным ископаемым относятся.
а) кирпич, бетон, бензин;

б) стакан, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются…

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.



4. Металлы получают из…

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.



5. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.



6. В шахтах добывают…

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, графит.



7. В карьерах добывают…

а) известняк, песок, глину;

б)золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.



8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль, мел;

в) каменный уголь, антрацит, торф.



2 вариант.

1. К строительным полезным ископаемым относятся…

а) железная руда, уголь, глина;

б) уголь, торф, песок, глина;

в) гранит, известняк, песок, глина.



2. К горючим полезным ископаемым относятся…

а) гранит, железная руда, торф, уголь;

б) уголь, торф, нефть, природный газ;

в) нефть, песок, глина, уголь.



3. Все природные богатства, которые добывают люди, называются…

а) природный газ; б) нефть; в) полезные ископаемые.



4. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких,

плотно соединённых зёрен. Это…

а) глина; б) нефть; в) железная руда.



5. Главное свойство железной руды – это…

а) пластичность; б) плавность; в) горючесть.



6. Вывоз товаров за границу для их продажи называется…

а) импорт; б) экспорт.



7. Изделия из обожжённой глины называются…

а) керамическими; б) глиняными; в) фарфоровыми.



8. Из чугуна выплавляют:

а) гранит; б) сталь; в) железо.



ТЕСТ 16.

Тема: «Земля - кормилица».

1 вариант.

1. Характерными почвами нашего края являются…

а) чернозёмы; б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Чернозёмные почвы преобладают…

а) в тундре; б) в лесной зоне;

в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества…

а) песка; б) перегноя;

в) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…

а) вода; б) воздух;

в) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием

микроорганизмов образуются…

а) песок; б) глина;

в) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят…

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.



7. Для защиты почвы на полях необходимо…

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно

пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за…

а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верное?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет

плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к

накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не

развивается ветром.

2 вариант.

1. Почвой называется…

а) средний слой земли; б) верхний слой земли;

в) нижний слой земли.

2. Что образовывается из остатков растений и животных?

а) грязь; б) гумус; в) соли.



3. От чего зависит плодородие почвы?

а) от количества воздуха; б) от количества перегноя;

в) от количества соли.

4. Что называют волшебной кладовой?

а) песок; б) глину; в) землю.



5. 20 сантиметров почвы образуется за…

а) 250-300 лет;

б) за 630-780 лет;

в) за 506 тысяч лет.



6. Какие действия человека приводят к загрязнению почвы?

а) распахивание почвы;

б) применение ядохимикатов;

в) добыча полезных ископаемых в карьерах.



7. Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию

оврагов?

а) вырубка деревьев на полях;

б) неправильное распахивание почв на склонах;

в) оставленный после отдыха мусор.



8. Какие действия человека приводят к уничтожению почвы?

а) строительство домов и заводов;

б) проведение снегозадержания;

в) высаживание полезащитной лесной полосы.



ТЕСТ 17.

Тема: «Лес и луг – природные сообщества».

1 вариант.

1. Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой;

в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.



2. В лесу растения образуют ярусы;

а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники;

б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний – кустарники.

в) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний травы, мхи и лишайники.



3. На деревьях обитают…

а) белки, дятлы, кедровки;

б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.



4. В лесной подстилке живут…

а) ежи, кроты, землеройки;

б) бактерии, насекомые и их личинки;

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.



5. К съедобным грибам относятся…

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

б) дождевики, пороховки, шамьпиньоны-рыжеющие;

в) лисички, рыжики, маслята.



6. На лугу растут…

а) только травянистые растения;

б) мхи и лишайники;

в) кустарники и травянистые растения.



7. На лугу живут…

а) лебеди, рябчики, шелкопряды;

б) шмели, совы, глухари;

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки.



8.Растениями луга являются…

а) тимофеевка, клевер, нивяник;

б) ландыш, осока, ягель;

в) черника, пион, типчак.



9. Санитарами луга и леса называют…

а) жуков навозников и могильщика, дятла;

б) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

10 Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) жёлуди—мыши—совы;

б) мятлик – мыши – совы;

в) остатки растений – дождевой червь – трясогузка.



2 вариант.

1. Как называется многолетнее растение с крупным твёрдым стеблем?

а) кустарник; б) трава; в) дерево.



2. Что растёт в нижнем ярусе?

а) лишайники и мхи;

б) малина, калина, шиповник;

в) осина, ель, берёза.



3. Какие животные нашего края обитают в почве?

а) ежи, лоси, черви;

б) жуки-короеды, лесные мыши, насекомые;

в) кроты, черви, землеройки.



4. Лесная подстилка образуется из…

а) грибов, животных;

б) трав, кустарников;

в) опавших листьев отмерших частей растений.



5. Лес называют…

а) грибницей;

б) природным сообществом;

в) экологическим равновесием.



6. На лугу растут…

а) травянистые растения;

б) древесные растения;

в) кустарники.



7. К растениям луга относятся…

а) колокольчики, розы, пионы;

б) тимофеевка, клевер, мышинский горошек;

в) астры, тысячелистник, нарциссы.



8. Насекомые – санитары на лугу – это…

а) пчёлы, жуки-навозники;

б) жуки-могильщики, кузнечики;

в) жуки-навозники, жуки-могильщики.



9. Какие грибы растут на лугу?

а) подберёзовики, лисички, подосиновики;

б) шампиньоны, дождевик, опята;

в) рыжики, маслята, дождевики.



10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) трава – кузнечики – птицы;

б) трава – мыши – лоси.

ТЕСТ 18.


следующая страница >>