Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы по обществознанию А.И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Г осударственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
В конце изучения каждой темы предполагаются проверочные работы в форме тестов, письменных заданий, рефератов, презентаций.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
№
п\п
|
Раздел, тема
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания, стандарт
|
Основные понятия
|
Знания, умения
|
Измери-тельные формы контроля
|
Домашнее задание
|
Сроки
|
1-2
|
Вводное занятие . Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
|
2
|
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
|
Общество, страна, государство,
|
— уметь давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;
— различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;
— уметь объяснить сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;
— уметь объяснить сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств;
— уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;
— разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества;
— объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах
|
Тест со свободными ответами вначале 2 занятия, тест с ограничениями – в конце занятия.
|
Введение, § 1 учебник
|
|
3
|
Взаимосвязь природы и общества
|
1
|
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
|
природа, артефакты, экологические проблемы
|
— знать, что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;
— объяснить взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории;
— знать варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом;
— знать разработанные человеком способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями;
— обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице);
|
Опрос, проблемные задания .
|
§ 2 учебника ,1- 2 учащимся: подготовить сообщения об экологических проблемах в городе их последствиях; разработать программу их предотвращения.
|
|
4
|
Типология обществ
|
1
|
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
|
типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное общество
|
— знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев в истории эволюции человечества;
— уметь анализировать характерные черты дописьменных и письменных обществ; простых и сложных обществ; обществ охотников и собирателей, скотоводов, земледельческих и индустриальных обществ;
— знать формационный подход к типологии обществ;
— указывать характерные черты доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных обществ, иллюстрируя свои рассуждения конкретными примерами;
— уметь, анализируя любое общество, определять его тип
|
Опрос,работа по карточкам в группах .
|
§ 3 учебник, вопросы после параграфа для самостоятельной работы.
|
|
5
|
Социальный прогресс и развитие общества
|
1
|
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
|
закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха
|
— объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;
— знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран мира;
— пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;
— уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путем, а в каких — революционным
|
Опрос ,работа по карточкам индивидуально .
|
§ 4 учебник , 2-3 учащимся :подобрать из материалов СМИ факты , доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.
|
|
6
|
Личность и социальная среда
|
1
|
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
|
|
— знать, что понимается под личностью в человеческом обществе;
— различать понимание слов человек, индивидуальность и личность;
— знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа и общество;
— уметь определить уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений и т. д.
|
Письменный опрос 5-6 учащихся по карточкам .
|
§ 5 учебник , выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу
|
.
|
7
|
Потребности человека
|
1
|
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
|
потребность человека, иерархия потребностей
|
— понимать, что представляют собой потребности человека;
— знать, какие потребности могут быть у людей, и уметь анализировать различные виды потребностей;
— на основе конкретных примеров показывать, какую роль в формировании личности имеют те или иные потребности;
— уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения
|
Опрос в устной форме.
|
§ 6 учебника ,в тетрадях завершить таблицу своих потребностей.
|
|
8
|
Социализация и воспитание
|
1
|
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
|
социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы
|
— знать, что такое социализация и какие стадии жизненного цикла человека ею охвачены;
— знать, что представляет собой процесс воспитания человека и какую роль он оказывает на дальнейшую судьбу, жизнь личности;
— уметь анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников;
— научиться понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать
|
Опрос в устной форме. проверка домашнего задания
|
§ 7 учебника , вопросы № 3 ,4 , 7 , 8 после § персонально распределить .
|
|
9
|
Социально-психологический процесс общения
|
1
|
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
|
общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение
|
— знать, что представляет собой общение людей и какую роль оно играет в их жизни;
— уметь анализировать различные формы общения;
— иметь элементарные навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях
|
Тестирование на исключение лишнего .
|
§ 8 учебника , вопросы после §.
|
|
10
|
Контрольно-обобщающеезанятие по «Общество и человек ».
|
1
|
|
|
|
Индивидуальные и групповые задания по карточкам
|
|
|
11
|
Сущность и структура экономики
|
1
|
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
|
экономические отношения, экономика, инфляция, ресурсы, наемный труд, капитал, капиталист, менеджер, предприниматель, потребности, фирма, производство, промышленность, отрасль, предприятие, цех, фирма
|
— знать, что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;
— понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства;
— знать, что представляет собой производство;
— уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;
— уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;
— решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни
|
Опрос в устной форме.
|
§ 9 учебник , доработать таблицу « Основные ресурсы экономики»
|
|
12
|
Товар и деньги
|
1
|
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
|
товар, деньги, покупательная способность, кредит
|
— знать, что такое товар и какими свойствами он обладает;
— понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
— уметь пояснить основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами, знакомыми ученику из реальной жизни
|
Проверка домашнего задания в тетрадях . Опрос
|
§ 10 учебника ,подготовить материал разъясняющий операцию «деньги-товар-деньги » в тетрадях .
|
|
13
|
Спрос и предложение
|
1
|
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
|
спрос, предложение, маркетинг, товарный дефицит, покупательная способность
|
— знать, что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны между собой в рыночной экономике;
— объяснять на конкретных примерах взаимосвязь цены, спроса и предложения;
— уметь анализировать конкретную рыночную ситуацию, прогнозируя особенности поведения покупателей, продавцов при изменениях цены,спроса, предложения
|
Опрос 1-2 учащихся письменно на доске .
|
§ 11 учебник ,вопросы после §
|
.
|
14
15
|
Рынок, цена и конкуренция
|
2
|
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
|
обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия
|
— знать, что такое обмен и что представляют собой некоторые его вариации;
— знать, что такое цена, какие могут быть цены и функции, которые они выполняют;
— объяснять сущность конкуренции в экономических отношениях, различать конкуренцию производителей и продавцов и конкуренцию покупателей; анализировать модели их поведения;
— уметь объяснить процесс увеличения или снижения цены на товары
|
Самостоятельная работа.
|
§ 12 учебник , разьяснить выполнение задания № 4 , №5
|
|
16
|
Предпринимательство
|
1
|
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
|
прибыль, предприниматель, менеджер, риск
|
— разъяснять сущность предпринимательской деятельности людей;
— уметь анализировать тот или иной тип предпринимателя;
— знать определенные модели поведения предпринимателей в экономической сфере
|
Опрос в устной форме.
|
§ 13 учебник , ответить на вопросы и выполнить задания после §
|
|
17
18
|
Роль государства в экономике
|
2
|
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
|
налогообложе ние, прямой налог, косвенный налог, типы экономических систем социальная политика, акциз
|
— знать, какова роль государства как экономического субъекта в экономике страны;
— знать, какие способы воздействия на экономику и население есть на вооружении у государства;
— уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать отдельные виды налогов
|
Работа по карточкам , устный опрос .
|
§ 14 учебник , вопросы после § , подобрать материал из СМИ по заданию №5
|
|
19
|
Бюджет государства и семьи
|
1
|
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
|
бюджет, сбалансированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо (дефицит бюджета), государственный долг, социальные программы
|
— знать, что такое бюджет и в чем заключается его сущность;
— уметь составлять личный или семейный бюджет;
— знать отличительные особенности государственного бюджета, способы решения проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета;
— уметь анализировать текущую информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами
|
Проверка домашнего задания в тетрадях .
|
§ 15 учебника ,выполнить задание к §
|
|
20
21
|
Труд, занятость, безработица
|
2
|
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
|
|
— разъяснять, что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде;
— знать, какие виды вознаграждения могут быть за выполнение определенной работы;
— объяснять причины и сущность безработицы;
— уметь анализировать социальные, психологические проблемы безработных
|
Тест на определение логической последовательности .
|
§16учебник , провести тест на проверку работомании Г. Менцеля
|
|
22
|
Контрольно – обобщающее занятие по теме« Экономическая сфера общества » .
|
1
|
|
|
|
Практическая работа .
|
|
|
23
24
|
Социальная структура
|
2
|
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
|
|
— знать, что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения;
— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;
— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;
— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью
|
Устный опрос,диспут .
|
§ 17 учебник , вопросы после § задание №7 поручить 5 учащимся персонально
|
|
25
|
Социальная стратификация
|
1
|
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
|
социальное расслоение, страта, доход, власть, престиж, класс, образ жизни
|
— знать, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей;
— пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;
— уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий
|
Тестирование.
|
§ 18учебника , вопросы после §
|
|
26
27
|
Богатые и бедные
|
2
|
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
|
приличествующий уровень жизни, неравенство, богатство, роскошь, бедность, доход, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, относительная бедность, нищета
|
— знать, как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают;
— уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;
— анализировать различные позиции в отношении поляризации общества, а также причины, способствующие этому;
— знать, что представляет собой такое явление, как бедность и какие ее типы выделяют социологи;
— анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности;
— уметь аргументированно обосновать свой взгляд на бедность... и возможные пути выхода из нее
|
Устный опрос.
|
§ 19 ,20 вопросы после §
|
|
28
29
|
Этнос: нации и народности
|
2
|
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
|
|
— знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;
— уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;
— определять сходство и различия между нацией и народностью;
— уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни
|
Задания по карточкам , опрос в устной форме.
|
§ 21 учебника , вопросы после §
|
|
30
31
|
Межнациональные отношения
|
2
|
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
|
межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость
|
— знать, что представляют собой межнациональные отношения;
— разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;
— пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами;
— уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;
— уважительно относиться к национальной инакости людей
|
Устный опрос.
|
§ 22 учебник , подготовить материалы из СМИ
|
|
32
|
Конфликты в обществе
|
1
|
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
|
конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, повод конфликта, виды конфликтов, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество.
|
— знать, что такое социальный конфликт и какова его структура;
— уметь анализировать различные виды конфликтов;
— знать способы разрешения конфликтов и уметь находить адекватный ситуации способ разрешения возникших противоречий сторон
|
Устный опрос.
|
§ 23 учебника ,подготовить материалы из СМИ.
|
|
33
|
Семья
|
1
|
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи/Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
|
|
— знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи;
— описывать жизненный цикл семьи;
— уметь анализировать мотивы и причины распада семей;
— уметь анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций
|
Работа по карточкам . устный опрос.
|
§ 24учебник , подготовить сообщения на тему « Моя семья ».
|
|
34
|
Контрольно –обобщающее занятие по теме «Социальная сфера общества ».
|
1
|
|
|
|
Работа по вопросам разного уровня сложности .
|
|
|