Теневая экономика в субъектах скфо: возможности и пути ее трансформации в легальную - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень публикаций Киселёва И. Н. «Логистика, экономика, инновации» 1 44.3kb.
Парадигмальные трансформации отечественного телевидения 1 217.87kb.
Анализ динамики развития программно-целевых ориентиров инновационных... 1 282.98kb.
Программа II федерального фестиваля «театральный олимп» в Сочи 1 79.51kb.
Учебная программа для специальности 1-25 01 03 Мировая экономика... 1 147.76kb.
Программа дисциплины Иностранный язык (итальянский) для направления... 3 378.13kb.
Уроке обществознания 10 класс Основными приемами формирования на... 1 67.96kb.
Структура регионального управления внешнеторговой деятельностью в... 1 90.8kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 11, 2006 15 марта – 22 марта 1 641.24kb.
Специальность «Экономика» предмет «Международная экономика» «Правильные... 2 501.17kb.
Программа дисциплины «Основы современной экономики недропользования» 1 363.79kb.
Тогда, когда случится повесть 6 1898.97kb.
- 4 1234.94kb.
Теневая экономика в субъектах скфо: возможности и пути ее трансформации в легальную - страница №1/18






ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СУБЪЕКТАХ СКФО: ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ЛЕГАЛЬНУЮ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ФЕНОМЕН «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» И ПРИЧИНЫ ЕЕ РОСТА 4

1. ПОНЯТИЕ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ 7

1.1. Теневая экономика как мировое явление 7

1.2. Виды деятельности и формы теневой экономики 13

1.3. Схемы ухода в «тень» 21

1.4. Методы оценки и индикаторы масштабов теневой экономики 30

1.5. Эволюция теневой экономики в постсоветский период 38



2. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНАХ СКФО 47

2.1. Социально-экономическое развитие регионов СКФО 47

2.2. Сравнительные масштабы развития теневой экономики в СКФО на фоне России 59

2.3. Структура и роль теневой экономики в отдельных регионах СКФО 66

2.4. Причины гипертрофированного развития теневой экономики в регионах СКФО 77

2.5. Результаты мероприятий по борьбе с теневой экономикой в регионах СКФО 83



3. ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЛЕГАЛЬНУЮ В РЕГИОНАХ СКФО 92

3.1. Карательные и запретительные меры 92

3.2. Превентивные меры по ограничению доступа теневой экономики к ресурсам 98

3.3. Поощрение легализации теневых видов деятельности 103

3.4. Создание конкурентных преимуществ для легальных видов деятельности и формирования «новой экономики» 111

3.5. Стратегические направления трансформации теневой экономики субъектов СКФО 117



4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ СКФО 121

4.1. Ставропольский край 121

4.2. Республика Дагестан 125

4.3. Республика Ингушетия 130

4.4. Кабардино-Балкарская Республика 133

4.5. Республика Карачаево-Черкесия 136

4.6. Республика Северная Осетия - Алания 139

4.7. Чеченская Республика 143



Приложение 1. Масштабы теневой экономики по регионам России, 1995 г. 147

Приложение 2. Состав индикаторов корпоративной социальной ответственности предприятия 151


ВВЕДЕНИЕ. ФЕНОМЕН «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» И ПРИЧИНЫ ЕЕ РОСТА


«Неформальный сектор подобен слону:

мы не можем точно определить его,

но узнаем, когда его видим».
/Эрнандо де Сото/

В экономике каждой страны есть составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую.

Тем не менее, общепризнано, что «теневая» экономика – это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг.

«Теневая» экономика формируется в результате экономических взаимоотношений граждан общества, развивающихся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и/или не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является преднамеренное или непреднамеренное сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Таким образом, мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

Отсюда вытекает и разнообразие определений и рамок «теневой» экономики. До сих пор не существует единого универсального определения «теневой» экономики. Нет ясности в том, что конкретно она включает в себя. Эта неопределенность характерна не только для России, хотя за рубежом научные исследования начались значительно раньше.

Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 1930-х годах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследований, а с 1980-х годов – темой различных международных конференций.

Определений сферы экономики «вне государства» насчитывается несколько десятков – «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная», «фиктивная», «подпольная», «криминальная» и т.д. Существует языковая специфика терминологии. Для англоязычных авторов характерно использование терминов «неофициальная», «подпольная», «скрытая»; в работах французских специалистов – «подземная», «неформальная»; у итальянцев – «тайная», «подводная»; в немецких источниках – «теневая»1.

Впервые термин «неформальный» использовал британский антрополог К.Харт в своих исследованиях занятости и безработицы в Гане в 1971 году.

Традиционный, господствовавший в 1970–1980-е гг. подход к проблеме теневой экономики трактовал открытую Хартом неформальную занятость как порождение бедности, нищеты и отсталости. Экономическое подполье виделось маргинальной прослойкой: бывшие крестьяне уходят в поисках более высоких заработков в города, но не могут в силу своей низкой квалификации найти работу в современной промышленности и потому вынуждены перебиваться теневой деятельностью, с трудом обеспечивая себе прожиточный минимум. Неформальный сектор, с такой точки зрения, - экономическое гетто, не имеющее позитивных перспектив. Данные о бурном разрастании неформального сектора в городской экономике развивающихся стран истолковывались при таком подходе как показатель деградации периферийного капитализма.

Новый подход к анализу теневой экономики связан с идеями перуанского экономиста Эрнандо де Сото, чья монография «Иной путь»2, опубликованная в 1989 г., произвела революцию в представлениях о роли и значении теневой экономики в современном рыночном хозяйстве. Именно концепция «иного пути» определяет сейчас преобладающую в литературе парадигму теорий неформального сектора экономики, да и теневой экономики в целом.

Согласно концепции де Сото, теневая экономика есть закономерная форма генезиса массовых, «народных» форм капиталистического предпринимательства на периферии современного мирового хозяйства. Главная причина ее разбухания – не бедность и слаборазвитость, а бюрократическая зарегулированность. Связанные с властями капиталисты-олигархи легко обходят бюрократические рогатки, которые в то же время становятся непреодолимым препятствием на пути небогатых людей, желающих заниматься обычным мелким бизнесом. В результате легальная экономика стран «третьего мира» становится заповедником для привилегированных крупных бизнесменов, а мелкий бизнес принудительно выталкивается в «тень». В таком случае рост теневой экономики следует рассматривать как форму развития «нормального» конкурентного предпринимательства, которое прорывается сквозь сковывающие его путы насильственных меркантилистских ограничений. «Теневики» предстают при этом подходе победителями бюрократического угнетения.

В любом случае теневая экономика образуется из-за существования условий, при которых становится выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным - от сокрытия самого существования фирмы или существования определенных активов, до сокрытия отдельных сделок. При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нем предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры и выше административные барьеры для входа на рынок, тем больше данный сектор экономики.

Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно тесно связана с «белой», официальной экономикой. В настоящее время идет новый этап процесса развития теневой экономики - это институционализация связи теневая экономика с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что приводит к криминализации властных структур.

В регионах Северного Кавказа сложилось наиболее «благоприятное» в России сочетание условий и факторов развития теневой экономики, характерное для стран «третьего мира». Находясь на периферии современного мирового и российского хозяйства, макрорегион имеет самый низкий в стране уровень жизни населения, который сочетается с региональным монополизмом экономики, клановостью и коррумпированностью властных структур, чиновничьим произволом, ангажированностью правоохранительных органов.

Исследование теневой экономики на Северном Кавказе осложняется традиционной информационной закрытостью, недостоверностью и искаженностью статистической отчетности.

1. ПОНЯТИЕ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

1.1. Теневая экономика как мировое явление


Любая экономика представляет собой сложное переплетение легальных, полулегальных и нелегальных отношений. Теневая экономика (ТЭ) существует практически во всех странах мира. Ее масштабы различны от страны к стране и в индустриально развитых странах, как правило, не превышают 10-15% ВВП, тогда как в развивающихся странах и странах с переходной экономикой эта доля значительно выше. Так, в Нигерии доля ТЭ по некоторым оценкам доходила до 76% ВВП, а наибольшую величину в постсоветских республиках ТЭ достигала в Грузии – 63%. В России исторический максимум ТЭ составлял 41% ВВП.

Первое сравнительное изучение объемов теневой («ненаблюдаемой») экономики в разных странах проведено в 1991 г. Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН); последующий проект был реализован совместно с Евростатом - с сентября 2001 г. по июнь 2002 г. Если в первом проекте приняли участие только 9 стран, то во втором - уже 29. Согласно результатам проекта, в Канаде объем ТЭ составил 3% от ВВП, в Ирландии - 4%, в Бельгии - 3–4%, в Италии 15%. Из стран Восточной Европы были приведены данные по Хорватии, где объем ТЭ составил 8% от ВВП, в Македонии - 14%. Страны, принятые в ЕС после 1 мая 2004 г., имели следующие уровни ТЭ: в Чехии - 9% от ВВП, в Польше - 13%, в Болгарии и Венгрии по 16%, в Латвии - 17%, в Литве - 18%, в Словакии - 22%. У стран СНГ объем ТЭ выше: в Беларуси -12% от ВВП, в Туркменистане - 14%, в России - 25%, в Казахстане - 27%, в Армении - 29%, в Молдавии - 31%, в Киргизии - 48%.

Таким образом, наименьшая доля ТЭ отмечается в странах с развитой экономикой. Отметим, что эти данные получены от представителей официальных статистических служб, которые могут быть заинтересованы в уменьшении реальных объемов ненаблюдаемой экономики в своих странах. Поэтому вызывают определенные сомнения данные по Великобритании (ТЭ - 1,2% от ВВП) и Турции (2%).

Согласно исследованию зарубежных экспертов во второй половине 90-х гг. ТЭ в развитых странах была эквивалентна 12% от ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39%. В России удельный вес ТЭ к ВВП составлял примерно 25% (таблица 1)3. Дальнейшие оценки показывают постепенное снижение доли ТЭ практически во всех регионах мира, за исключением «черной» Африки и постсоциалистических стран (таблица 2).



Таблица 1. Роль теневой экономики в различных странах мира в конце 90-х гг.

Развитые страны

% от ВВП

Страны с переходной экономикой

% от ВВП

Африка




Центральная Европа




Нигерия, Египет

68-76%

Венгрия, Болгария, Польша

20-28%

Тунис, Марокко

39-45%

Румыния, Словакия, Чехия

9-16%

Центральная и Южная Америка




Постсоветские страны




Гватемала, Мексика, Перу, Панама

40-60%

Грузия, Азербайджан, Украина, Беларусь

28-43%

Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Бразилия, Парагвай, Колумбия

25-35%

Россия, Литва, Латвия, Эстония

20-27%

Азия




Страны ОЭСР




Таиланд

70%

Греция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия

24-30%

Филиппины, Шри-Ланка, Малайзия, Южная Корея

38-50%

Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания

13-23%

Гонконг, Сингапур

13%

Япония, США, Австрия, Швейцария

8-10%

В наиболее богатых странах мира наблюдаются противоположные тенденции. За последние 15 лет доля ТЭ в ВВП снизилась во всех странах ОЭСР, кроме Австрии, США и Германии (рисунок 1).

Британская газета The Daily Telegraph совместно с Университетом Линца (Австрия) опубликовали самые свежие данные о ситуации с ТЭ в мире и в Европе, в частности4.

Наибольший удельный вес, из всех стран еврозоны, ТЭ имеет Эстония. В 2011 году теневой сектор этой страны должен был составить около 28,6% от годового ВВП. Это немного ниже, чем в 2010 году, когда в тени производилось и продавалось 29,3% произведенных товаров и услуг.

Таблица 2. Региональная динамика доли теневой экономики, в % от ВВП5

Макрорегион

1960-1970

1971-1980

1981-1990

1991-2000

2001-2009

ОЭСР и ЕС

20.32

17.89

16.51

15.939

14.56

Латинская Америка

47.50

40.86

36.88

36.59

36.19

Постсоциалистические страны

-

-

-

34.13

35.95

Ближний Восток и Северная Африка

34.58

27.00

24.77

23.93

23.51

Африка южнее Сахары

48.71

41.74

37.44

38.68

39.00

Азия

39.40

34.39

29.63

23.97

19.85

Мир в целом

25.75

22.56

20.76

20.02

21.67

На втором и третьем местах - страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП.

Сразу за «лидерами» идет Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и теневиков. Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3% в 2011.

Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой в последнее время вызывает в Европе растущую тревогу - Италия. С показателем в 21,2% ВВП ее ТЭ стала пятой крупнейшей «тенью» в еврозоне.

Гораздо более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составили 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже, чем годом ранее, когда было 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14 % составляют весьма внушительную сумму.





Рисунок 1. Динамика ТЭ в странах ОЭСР (середина 1990-х – 2010г.)

Вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, ТЭ Ирландии заметно скромнее по масштабу, - в 2011 году она должна была составить не более 12,8% ВВП.

Несколько вырастет в 2011 году теневой сектор экономики Великобритании. По расчетам, он должен был увеличиться с 10,7% в 2010 году, до 11%.

Для сравнения, в Японии и США, теневой сектор имеет заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США ТЭ еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.

Общий объем ТЭ в Европе превышает 2 трлн. евро, в США – более 1 трлн. долларов. Общий объем ТЭ в мире оценивается в 10 трлн. долларов, что делает ее «второй» экономикой мира после США с 14 трлн. долларов ВВП.

Видя такие масштабы ТЭ, правительства всех без исключения стран прилагают усилия для сокращения объема «неофициального» рынка, но по целому ряду причин, эта задача оказывается исключительно сложной для выполнения. Не в последнюю очередь это связано со спецификой структуры ТЭ в каждой стране.

Существуют как общие, типичные виды теневой экономической деятельности, характерные для всех стран, так и специфические, присущие лишь данной стране. К типичным можно отнести: предоставление репетиторских услуг, транспортных услуг владельцами индивидуальных автомобилей; неофициальные платежи за услуги (чаевые, получаемые официантами, парикмахерами, медсестрами); искажение бухгалтерской отчетности с целью уменьшения налогов.

Есть и специфические или экзотические проявления ненаблюдаемой экономики. Так, в Эстонии отмечается наличие нелегальной деятельности, связанной со спецтопливом. В этой стране производится дизельное топливо и легкое печное топливо специального назначения (предназначено для использования в тракторах, сельхозмашинах, самоходных средствах - на лесозаготовках, в шахтах, на профессиональных рыболовецких судах и др.), окрашиваемое специальными красителями; и существуют подпольные цеха по очистке спецтоплива от красителей. Очищенное от красителей спецтопливо поступает в продажу под видом автомобильного топлива. Примерный объем маркированного спецтоплива, проданный потребителям как автомобильное топливо, составляет почти треть (31%) от общего объема потребленного в Эстонии спецтоплива, по которому государству не доплачиваются акцизы. Кроме того, Департамент статистики Эстонии проводит досчеты по таким видам незаконной деятельности, как торговля нелегально ввезенными алкогольными напитками, самогоном, табачными изделиями, автомобильным топливом.

В странах СНГ наибольшая часть досчетов на ненаблюдаемую деятельность производится по следующим отраслям:


  • сельское хозяйство (производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения);

  • торговля (деятельность индивидуальных торговцев на вещевых и продовольственных рынках, «челноков»);

  • здравоохранение (услуги частных врачей, дополнительная плата врачам и другому персоналу в медицинских учреждениях);

  • строительство (строительство и ремонт жилья и других построек домашними хозяйствами для себя и на заказ);

  • транспорт (перевозки пассажиров индивидуальным автомобильным транспортом);

  • образование (услуги репетиторов, частных воспитателей);

  • производство (производство в домашних хозяйствах некоторых продуктов питания и алкогольных напитков; производство одежды, обуви, мебели; услуги по ремонту автомобилей и бытовой техники).

Согласно обследованиям, проведенным в Грузии, основной причиной искажения статистических показателей руководители предприятий считают слишком высокие ставки налогов. В результате, декларированные показатели грузинских салонов красоты в 6 раз меньше фактических показателей; декларированные показатели ресторанов в 3,7 раз меньше реальных; объем реализованного бензозаправочными предприятиями бензина в 3 раза больше, чем указано в отчетности; а фактический объем строительной продукции в 2 и более раз выше, чем показано в отчетности.

По поводу деятельности, ненаблюдаемой по статистическим причинам, следует отметить, что даже в странах СНГ законодательством по-разному регулируется предоставление информации от налоговых служб в статистические службы. Например, на Украине налоговые инспекции по закону имеют право предоставлять налоговую отчетность организаций органу официальной статистики (Госкомстату Украины), в то время как в России аналогичное запрещено.

Различия в системах налогообложения в разных странах, различия в налоговом, уголовном, трудовом и ином законодательстве затрудняют сопоставление страновых оценок ТЭ, делая эти оценки достаточно условными. По крайней мере, официальные лица стран, в которых был отмечен высокий уровень ТЭ, активно пытаются опровергать такие оценки6.

Все эксперты сходятся во мнении, что ТЭ особенно быстро стала расти в XXI веке, что, в значительной мере, явилась «спусковым крючком» мирового экономического кризиса.

Это утверждение подтверждается эмпирическими данными по странам Латинской Америки, где, если ТЭ увеличивается на один процентный пункт ВВП при прочих равных условиях, темпы роста официального реального ВВП на душу населения снижаются на 1,22 процентных пунктов ВВП7. Только налоговые потери от ТЭ 10-ти «лидирующих» по этому показателю стран оцениваются более чем в 20 трлн. долларов.

Тем не менее, ТЭ продолжает расти. В 2009 году ОЭСР пришла к выводу, что половина работников в мире (почти 1,8 млрд. человек) были заняты в ТЭ. К 2020 году ОЭСР предсказывает, что в ТЭ будет занято две трети работников во всем мире. Эта новая экономика даже получила название: «Система D»8.

«Система D» - фраза, взятая из пиратского сленга франкоязычных стран Африки и Карибского бассейна, которую часто используют для описания особенно эффективных и мотивированных людей. Они называют их débrouillards. «Система D» переводится как изобретательная экономика, экономика импровизации и самостоятельности, или «самодеятельная экономика». В сущности, это экономика, созданная и функционирующая независимо от государства. Экономисты утверждают, что «система D» является волной будущего для мировой экономики. По их мнению, «система D» открывает экономику и новые возможности для тех, кто ищет доходов за счет труда. Она дает работникам шанс проявить их предпринимательскую инициативу. Тем не менее, существует опасность, что развитие ТЭ в «систему D», не регулируемую никакими законодательными и нравственными нормами, может нанести обществу и государству значительно больший ущерб, чем последствия современного экономического кризиса.

Причем речь идет уже о формировании международной «системы D». Так, представитель Комитета государственного контроля Беларуси отметил активное взаимопроникновение теневых экономик стран СНГ и Балтии, участники которых вырабатывают новые схемы совершения межгосударственных правонарушений9.

В целом в мире наблюдается следующая картина: чем беднее страна и ее население, тем выше уровень ТЭ.

По последним данным, СКФО граничит со странами с одними из наиболее высоких уровней ТЭ в мире. В Грузии ее доля превышает 60%, а в Азербайджане – составляет около 50%10. Этот фактор в условиях трансграничного взаимодействия также должен быть принят во внимание как фактор роста ТЭ СКФО.


следующая страница >>