Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы международной - страница №1/7



Министерство науки и образования Украины
Академия педагогических наук Украины
Государственная научно-педагогическая библиотека им. В.А. Сухомлинского
Государственная научно-педагогическая библиотека РАО

им. К.Д. Ушинского


Николаевская областная библиотечная ассоциация
Управление образования исполкома

Николаевского городского совета


Научно-педагогическая библиотека г. Николаева
Тенденции развития

школьных библиотек

в информационном обществе

Материалы международной

научно-практической конференции
30 сентября – 2 октября 2008 г.
Николаев, 2008

УДК 027.8 (477) (06)

ББК 78

Т 33


Рекомендовано к печати научным советом Научно-педагогической библиотеки (протокол №1 от 26 января 2009 г.)
Ответственный за выпуск: Роскина Т.И.
Составители: Картузов К.Н., Подкопай Е.А.
Рецензент: Митина В.И., кандидат философских наук,

доцент НФ КНУКиИ


Редакторы: Калюх Л.А., Черкесов В.М.
Дизайн обложки: Иванова Я.И.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе: Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября – 2 октября 2008 г. – Николаев: «Илион», 2009. - 168 с.: электрон. опт. диск (СD-ROM).

В сборник вошли статьи отечественных и зарубежных библиотековедов, в которых освещаются современные тенденции состояния и деятельности библиотек системы образования, вопросы подготовки кадров и совершенствования системы повышения квалификации, а также публикации раскрывающие опыт работы школьных библиотек Украины, России и Республики Беларусь в условиях информационного общества.

УДК 027.8 (477) (06)

ББК 78


© Научно-педагогическая библиотека, 2009

Содержание


Роскина Т.И.

Вступление

5

Чайка В.Д.

Городская власть как гарант обеспечения равного доступа к библиотечно-информационным ресурсам

8

Вдовиченко Р.П.

Школьная библиотека – важное составляющее звено эффективного учебно-воспитательного процесса

10

Зуева Е.М.

Научное моделирование школьных библиотек как залог их успешного развития

14

Хемчан И.И.

Модернизация деятельности школьных библиотек Украины: проблемы и перспективы

20

Калюх Л.А.

Науково-педагогічна бібліотека м. Миколаєва в освітньо-інформаційному просторі

27

Радутна Н.В.

Інформаційно-бібліографічна діяльність Науково-педагогічної бібліотеки м.Миколаєва

29

Митина В.И.

Нучно-педагогическая библиотека г. Николаева как исследовательский и досуговый центр

32

Роскина Т.И.

Организационно-методическое обеспечение школьных библиотек г. Николаева – залог повышения эффективности формирования информационной культуры школьников в условиях информационного общества

38

Садовская О.М.

Проектная деятельность как важная составляющая работы Научно-педагогической библиотеки г. Николаева

45

Картузов К.Н.

Электронная жизнь николаевских библиотек

49

Бережний С.В.,

Аристова Л.С.,

Михайленко Н.І.

Використання інформаційно-комунікаційних технологій – вимога часу

52

Долгощелова Т.Н.

Роль школьных библиотек в обеспечении доступности образования: по итогам мониторинга

60

Буянова В.С.

Деятельность школьного библиотечного объединения в условиях муниципального района

66

Сагунова О.А.

Совместная работа Информационно-библиотечного центра и педагогов лицея

69

Пономаренко С.Е.

Формування інформаційної культури учнів та педагогів як головна складова роботи шкільної бібліотеки

73

Хвостова Л.И.

Методика формализованного составления вторичного документа

80

Гринько Н.М.

Бібліотека ЗНЗ №57 м. Миколаєва - джерело інформаційного супроводу освітнього процесу

94

Горшкова О.А.

Система библиотечно-методического сопровождения предмета «Истоки» Вологодской области

104

Таранова О.Н.

Новые реалии школьной библиотеки

110

Головань Е.В.

Отдел развития школьных библиотек: основные направления деятельности

111

Тимченко Е.А.

Игра – дело серьезное, или методика проведения деловых игр

114

Базиленко И.И., Бондаренко Я.Л.

Собственные электронные ресурсы детской библиотеки и их использование для формирования интереса к чтению

123

Лихожон Т.В.

Формирование информационной культуры учащихся: корпоративный библиотечный проект

127

Гич Г.Н.

Перспективы подготовки библиотечных кадров в учебных заведениях педагогического направления

132

Дьяченко Н.И.

Творчий підхід до бібліотечної справи

136

Тимченко Е.А.

О фандрейзинге в библиотеке

140

Кость Л.Н.

Шкільна бібліотека: співпраця та порозуміння

142

Слива Л.І.

Сучасний учень і культура читання

145

Колосай Л.А.

Роль громадських організацій в розвитку бібліотек навчальних закладів

149

Твердая Т.В.

Работаем, объединившись

160

Фуга Л.В.

Школьная библиотека: развитие в информационном обществе

162

Наши авторы




165

Вступление
Реформирование среднего образования, внедрение новых образовательных технологий значительно усиливают роль школьной библиотеки в информационном обеспечении учебно-воспитательного процесса.

Готовы ли школьные библиотеки обеспечить сегодня школьнику, учителю как можно более полный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам? А могут ли они научить ими пользоваться? Соответствует ли состояние документально-ресурсной базы школьной библиотеки информационным запросам пользователей? Каким образом осуществляется развитие библиотечных фондов и осуществляется ли оно вообще?

Эти вопросы стали предметом обсуждения Международной научно-практической конференции «Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе», которая состоялась 30 сентября - 2 октября 2008 года на базе Научно-педагогической библиотеки г. Николаева.

Участники конференции из Украины (Киев, Николаев, Славутич, Белая Церковь, Харьков, Херсон, Запорожье, Кировоград), России (Москва, Волгоград, Астрахань, Архангельск, Кострома, Вологда, Волжский, Михайловка), Республики Беларусь (Быхов Могилёвской области) поделились своим опытом, заинтересовали присутствующих своими разработками, предложениями и инициативами. Содержательными и актуальными были выступления заведующей научно-методическим отделом Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Е.М. Зуевой, заведующей отделом Государственной научно-педагогической библиотеки им. В.А. Сухомлинского И.И. Хемчан, методиста городского отдела образования г. Славутича (Киевская обл.), председателя ассоциации школьных библиотекарей Л.А. Колосай, заведующей лицейским информационным центром самостоятельного образования лицея №5 г. Быхова Могилёвской области (Беларусь) Л.И. Хвостовой.

Да и нам было чем поделиться с участниками конференции. Это опыт совместной (системной, как отметили присутствующие) работы Научно-педагогической библиотеки г. Николаева с Управлением образования исполкома Николаевского городского совета, Научно-методическим центром Управления образования, библиотеками города, депутатским корпусом, директорами школ по реорганизации школьных библиотек. Посещение школ, где действительно созданы современные библиотечно-информационные центры (НСОШ №57 – директор Т.И. Блакитная, зав. библиотекой Н.Н. Гринько; Первая украинская гимназия им. Н. Аркаса – директор С.В. Бережной, зав. библиотекой Н.И. Михайленко; гимназия №4 – директор В.А. Гурец, зав. библиотекой Г.Ф. Порожня), стало наглядным подтверждением работы по содействию развития школьных библиотек нашего города.

А так как открытие конференции совпало с Всеукраинским днём библиотек, то в гости к участникам с поздравлениями и наилучшими пожеланиями пришли городской голова В.Д. Чайка, начальник Управления образования исполкома Николаевского городского совета Р.П. Вдовиченко, директор ЦБС для взрослых, заместитель председателя Николаевской областной библиотечной ассоциации Т.В. Твердая. В ходе торжественной части были решены и сугубо практические, имеющие большое значение для библиотечного сообщества задачи, что позволило укрепить веру в положительные сдвиги в развитии школьных библиотек города на перспективу.

Завершающим итогом конференции стал вывод всех её участников о необходимости проводить такие конференции ежегодно. Они будут способствовать обмену опытом, выработке программ и рекомендаций, определению дальнейших ориентиров в развитии школьных библиотек, которые помогут удовлетворять современные информационные запросы их пользователей.
Т.И. Роскина,

директор Научно-педагогической библиотеки г. Николаева,

Отличник образования Украины




ЧАЙКА В.Д.

г.Николаев, Украина


Городская власть как гарант обеспечения равного доступа к библиотечно-информационным ресурсам
Уважаемые делегаты Международной конференции работников педагогических библиотек, глубокоуважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в нашем родном Николаеве.

На берегу Бугского лимана, на живописном полуострове раскинулся наш город, которому исполнилось на днях 219 лет. Николаев, расположенный на берегах двух рек: Ингула и Южного Буга, строился по предварительно разработанному плану. Отсюда и широкие улицы, и проспекты, которые пересекаются под прямыми углами, неповторимая красота парков и бульваров. Своими незабываемыми уголками южной природы наш город не похож ни на какой другой.

Сегодня южный город-красавец – один из форпостов украинской экономики в судостроительной и машиностроительной отраслях, в металлургии, легкой и пищевой промышленности, город, в котором ежегодно появляются новые предприятия, благодаря инвесторам реформируются целые отрасли.

Что делает Николаев неповторимым? Его история, его внешний вид и, безусловно, его люди.

Николаев имеет большой интеллектуальный, научно-технический, производственный и культурный потенциал. Сегодня Николаев еще и студенческий город, 23 ВУЗа которого ежегодно выпускают более 2,5 тыс. специалистов высшей квалификации, город, где функционирует 7 колледжей и техникумов, 4 высших училища.

Уважением зрителей неизменно пользуются старейшие в Николаеве Русский художественный драматический театр, Украинский Академический театр драмы и музыкальной комедии, областная филармония. Мы гордимся лучшим в Украине зоопарком.

Среди знаковых личностей в истории Николаева - люди различных профессий и призваний. Это корабелы и строители, портовики и металлурги, медики и педагоги, художники и спортсмены, журналисты и предприниматели.

Город украшают новые архитектурные "изюминки". Недавно в Николаеве открылся современный ледовый каток, обновлена набережная Ингула, Яхт-клуб, установлен памятник Святому Николаю, чьим именем назван наш город, а в день 219-й годовщины рождения города воздвигнут памятник Доброты.

Образовательное пространство города составляют 167 образовательных учреждений: 74 дошкольных учебных заведения, 59 средних общеобразовательных школ, 4 учебно-воспитательных комплекса, общеобразовательная школа-интернат. Творчески и интеллектуально одаренные дети имеют возможность обучаться в 3 специализированных школах, 5 лицеях, 5 гимназиях, коллегиуме, 14 внешкольных учебных заведениях. Подростки, которые не имеют возможности обучаться в школах с дневной формой обучения, получают общее среднее образование в трех вечерних школах.

Город гордится своей молодежью. Поэтому насущной проблемой является поддержка творчески одаренной молодежи. С этой целью сессией городского совета принято решение о предоставлении стипендий городского головы одаренным детям из малообеспеченных семей, утверждены гранты и стипендии для поощрения и поддержки талантливых детей и их педагогов. Ещегодно проводится конкурс " Лучший ученик года" в номинациях "наука", "спорт", "искусство", "техника". В июне 2008 года на сессии городского совета 42 победителям ученических олимпиад и конкурса научно-исследовательских работ – членам Малой академии наук была вручены стипендии городского головы за 1-е место 500 грн, 2-е – 300 грн, за 3-е – 200грн.

Пятеро учащихся наших школ как в прошлом учебном году, так и в этом по результатам конкурса Малой академии наук получают стипендию Президента Украины. Стало доброй традицией сотрудничество между учебными заведениями России, Германии, Англии.

Городская власть понимает, какое важное место в образовательном процессе занимает школа. Об этом говорит тот факт, что из года в год мы выделяем больше денег на образование, а школьная библиотека всегда была кабинетом номер один, потому сегодня ее роль еще больше возросла. В связи с этим усилиями управления образования, директоров школ, спонсоров за последние годы отремонтировано 15 школьных библиотек, у них современная библиотечная мебель, компьютеры с подключением к Интернет.

Только в прошлом году благодаря спонсорской поддержке директора предприятия "НИБУЛОН" Алексея Афанасьевича Вадатурского мы открыли два современных информационно-библиотечных центра в общеобразовательных школах № 51 и № 57. Я думаю, Вы в этих школах побываете.

Да, нам хотелось бы поскорее создать такие же условия и в остальных школьных библиотеках, выделять не по 500 грн. на пополнение библиотечных фондов, а столько, сколько необходимо, чтобы школьная библиотека стала действительно информационным центром, отвечающим современным требованиям.

Мы не оставляем без внимания нашу "освітянку" – Научно-педагогическую библиотеку, которую всячески поддерживаем в ее продвижении по пути формирования информационной культуры педагогов. Библиотека была переведена в современное, приспособленное помещение в центре города. Ей была оказана финансовая поддержка при открытии Интернет-центра и доступа к Всемирной сети, что позволило Научно-педагогической библиотеке стать современным информационным центром поддержки образования в городе.

С деда-прадеда в мире и согласии, уважении и толерантности в Николаеве жили представители разных национальностей. Николаевцы всегда были гостеприимны, и сегодня, когда город открыт миру, мы рады всем, кто приезжает к нам с добрыми намерениями и дружественными чувствами. Поэтому желаю вам плодотворной работы, профессионального совершенствования и дружеского взаимопонимания!



ВДОВИЧЕНКО Р.П.

г.Николаев, Украина


Школьная библиотека – важное составляющее звено эффективного учебно-воспитательного процесса
Уважаемые гости, участники Международной конференции!

Чистосердечно приветствую Вас в нашем славном и дивном городе в День вашего профессионального праздника – Всеукраинского дня библиотек.

В нашей школе важным структурным подразделением является школьная библиотека и работающие в ней профессионалы-библиотекари.

Пользуясь случаем, поздравляю Вас от всего сердца и желаю новых свершений.

Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей отечественного образования, нового содержания обучения и воспитания.

Управление образования г.Николаева, понимая требования и насущные потребности сегодняшнего дня, разработало стратегию развития образовательной отрасли, которая заключается в создании условий для формирования и воспитания творческой личности, обеспечения воспитания с учетом природных способностей каждого ребенка, перехода на профильную старшую школу с целью предоставления равного доступа к качественному образованию и приобретению профессиональной подготовки.

Способная и талантливая учащаяся молодежь обучается в одиннадцати школах нового типа.

Постепенно развивается сеть специализированных школ.

15 учебных заведений города имеют статус экспериментальных площадок, 8 – всеукраинского уровня, 7 – регионального уровня.

7 общеобразовательных учебных заведений являются лауреатами конкурса "100 лучших школ Украины".

Большой вклад в работу педагогических коллективов вносят своей работой школьные библиотекари.

Школьная библиотека – информационный очаг, и главная ее задача – создание условий для доступа к необходимой информации. Выполнение поставленной цели зависит, в первую очередь, от организации комплектования фондов библиотеки, ее материально-технического обеспечения, так как качественный и количественный состав фонда школьной библиотеки непосредственно влияет на реализацию задач школы – обучение и воспитание учащихся, предоставление им оптимальных возможностей для получения всестороннего образования и высокой культуры.

Вопросы компьютеризации учебных заведений очень актуальны: или мы войдем в русло современной информационной революции, или останемся позади навсегда. В городе функционирует локальная сеть, действует информационно-поисковая система "Лига-профессионал", в школах города обеспечен доступ к всемирной сети Интернет. В Научно-педагогической библиотеке с 2001 года работает Интернет-центр, в котором более трех тысяч педагогов и школьных библиотекарей прошли обучение основам ПК и Интернет. На базе библиотечного программного обеспечения "ИРБИС" школьные библиотекари вместе со специалистами Научно-педагогической библиотеки создают собственные электронные ресурсы.

Считаю, что информатизация учебно-воспитательного процесса – это не просто наличие компьютерного класса, это изучение и преподавание обучающих дисциплин с помощью компьютера, который должен быть в обучающем кабинете, поэтому в резолюции августовской конференции педагогические работники обратились к депутатскому корпусу с просьбой поспособствовать реализации программы компьютеризации образовательных учреждений города, в том числе и школьных библиотек.

Это тем более необходимо, потому что книжные фонды в библиотеках устарели и не соответствуют содержанию современных школьных программ. Недостаточно нововведенных в школьную программу произведений по украинской литературе и истории, современных энциклопедий и справочников, методической литературы. Книги серий "Школьная библиотека" и "Шевченковская премия" (которые издаются за счет государственных средств), к сожалению, не удовлетворяют спрос читателей. Художественную литературу для учащихся младшего школьного возраста библиотеки вообще не получают.

Незначительно улучшает ситуацию пополнение фондов за счет спонсорской помощи и привлечения учащихся к Всеукраинской акции "Подари библиотеке книгу".

Следует отметить, что содержание образования, организация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях города осуществляется на достаточно высоком уровне, но мы хорошо понимаем, что для реализации обозначенных вопросов необходимо достойное финансирование. Несмотря на то, что бюджет на образование из года в год увеличивается, удельный вес его остается недостаточным. А что касается школьных библиотек, то со стороны государства практически всякая поддержка отсутствует: нет государственной программы пополнения фондов, положения об аттестации школьных библиотекарей, государственной научно-обоснованной статистики, что не дает возможности организовать работу школьных библиотек на современном научном уровне. Разработанное Государственной научно-педагогической библиотекой "Положение о библиотечно-информационном центре" не нашло государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что финансирование школьных библиотек с целью реорганизации их в современные библиотечно-информационные центры – вопрос государства, мы не можем ожидать его решения, а осуществляем соответствующие действия на местном уровне, координируя усилия органов самоуправления, депутатов всех уровней, руководителей школ, педагогов, библиотечной общественности. Этих перемен хотят директора школ, сами работники школьных библиотек – сама жизнь требует этого.

В библиотеках общеобразовательных учебных заведений работают 78 школьных библиотекарей. Из них особо хочется отметить Лидию Ивановну Сливу (НСОШ 46) – победителя Всеукраинского конкурса "Школьный библиотекарь 2007 года", Ольгу Николаевну Таранову (экономичесий лицей № 2) – лауреата Всеукраинского конкурса "Школьный библиотекарь 2007 года", Кость Любовь Николаевну (НСОШ № 56), Наталью Николаевну Гринько (НСОШ № 57), Тамару Григорьевну Вишнякову (НСОШ № № 53), Людмилу Мефодиевну Самокоз (НСОШ № 18)

Все библиотекари учебных заведений выполняют свою основную функцию – информационную поддержку учебно-воспитательного процесса, принимают участие в проведении массовых мероприятий, формируют информационную культуру учащихся. В школах создана результативная система тесного сотрудничества школьной библиотеки с педагогами.

Этому способствовала совместная работа Научно-методического центра Управления образования и Научно-педагогической библиотеки. А именно: проанализирована деятельность школьных библиотек, составлены паспорта, которые дали возможность определить качественный состав фонда, состояние материально-технической базы и кадровый потенциал. По результатам исследований руководители ряда школ были заслушаны на коллегии управления образования, что впоследствии дало положительные результаты в плане улучшения материально-технического состояния школьных библиотек (осуществлен ремонт, приобретена новая мебель, установлены компьютеры с подключением к Интернет, привлечены дополнительные средства на приобретение литературы и периодических изданий.) Также была разработана программа дифференцированного обучения школьных библиотекарей (Школа молодого специалиста, тренинги, мастер-классы, семинары, научно-практические конференции, школа "Ирбис"), что позволило охватить весь спектр профессионального обучения.

Посещая семинары, конференции различного уровня, отслеживая все новое, передовое в библиотечной практике, имея фонд свыше 100 тысяч экземпляров (из них 60% - педагогической тематики), практически все периодические издания по педагогике Украины и России, создав электронный каталог своего фонда и подключив к нему ведущие библиотеки города, НПБ получила полное право быть современным библиотечно-информационным центром. И это дало возможность правильно построить и осуществлять научно-методическую работу в школьных библиотеках.

С каждым днем ситуация в мире меняется, все активнее мы входим в информационное общество и меняемся вместе с ним.

Я надеюсь, что у наших профессионалов – школьных библиотекарей и их форпоста – НПБ – есть чему поучиться.

Поэтому желаю Вам плодотворного сотрудничества и взаимопонимания.

Поздравляю с Всеукраинским днем библиотек и желаю успехов на библиотечном поприще, всегда быть первыми и здоровья, чтобы все это совершить!



ЗУЕВА Е.М.

г.Москва, Россия


Научное моделирование школьных библиотек как залог их успешного развития
Россия вошла в информационное общество, и сделала это настолько стремительно, что такие консервативные системы, как библиотеки, не смогли заранее подготовить теоретическую базу для организации своего функционирования в новых условиях.

Можно считать, что система образования первой откликнулась на новые веяния и обратила внимание на свои библиотеки в процессе разработки и внедрения новой парадигмы образования ещё в начале 90-х годов прошлого века. Изменение парадигмы требовало интенсивного формирования системы информационного обеспечения модернизации образовательного процесса. К сожалению, концепция постоянной информационной поддержки инновационного развития образования строилась с опорой не на традиционные библиотеки образовательных учреждений (ОУ), а на вновь организуемые структурные подразделения – медиатеки. Тогда же научным коллективом института РАО, под руководством Е.Н. Ястребцевой, были разработаны теоретические подходы к реорганизации школьных библиотек в медиатеки, а затем, под давлением негативных откликов на стремление ликвидировать библиотеки ОУ – в библиотечные медиацентры.

Прошло более десяти лет, и сегодня мы с удовлетворением можем констатировать, что наряду с теоретически проработанной и практически действующей моделью «школьного библиотечного медиацентра» появились и развиваются иные модели, более приспособленные к выполнению задач поддержки образовательного процесса в условиях современного информационного общества. Модели, как правило, возникли и созревали в конкретных образовательных учреждениях, под влиянием как появившихся разработок в библиотечной отрасли, так и конкретных нужд и запросов образовательного учреждения.

Созданные в ходе реализации практических проектов, эти модели получали своё организационное оформление путем создания соответствующей нормативно-регламентирующей документации: Положений, Правил пользования, структуры, штатного расписания, технологических инструкций.

Обилие разработок позволяет вычленить как особенные (типовые) модели, так и специальные модели библиотек, действующие в отдельных общеобразовательных учреждениях. (Как правило, последние созданы путем динамического моделирования, т.е. с помощью инвариантного соединения и изменения отдельных базисных элементов и параметров типовых моделей и создания новых функциональных связей).

Разнообразие моделей можно свести к 4 особенным типовым моделям: библиотека-медиатека (библиотечный мультимедиацентр); информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ); поликультурный (мультикультурный) библиотечный центр; библиотека – педагогическое структурное подразделение ОУ.

В настоящее время моделирование школьных библиотек вышло на новый виток, предполагающий высокий уровень теоретической базы разработок. С моей точки зрения, главное достижение этапа моделирования 2006-2008 гг. – мощный приток в науку библиотекарей-практиков, тех, кто сумел создать свою действующую модель школьной библиотеки, но не остановился на этом, а обосновал свои позиции и решения теоретически.

Отметим, что «метод моделирования применяется в целях упрощения сложных явлений и объектов, абстрагирования от малозначащих факторов и позволяет получить информацию о том, каким будет изучаемый объект при новых внешних условиях» (4, с.13).

Несомненно, прежде чем говорить о современных моделях, необходимо проанализировать модели школьной библиотеки, существовавшие и функционировавшие на различных этапах её исторического развития. Т.В. Пантюхова, аспирантка РГБ, руководитель справочно-информационного центра МОУ «Лицей №28» г. Н.Новгорода, выделяет в развитии базовой модели школьной библиотеки следующие периоды:


  • Подготовительный период (Х – ХVII вв.);

  • Организационный период (ХVIII – ХIХ вв.);

  • Классический период (конец ХIХ – ХХ вв.);

  • Преобразовательный период (ХХ в.).

По мнению исследователя, модели трех первых периодов – устойчивые, исторически сложившиеся, базовые модели школьной библиотеки. Четвертая модель существует на данный момент, она формирующаяся, неустойчивая (инновационная) модель школьной библиотеки.

1 модель – учитель – книга – ученик.

Это модель, скорее условная модель библиотеки, так как в ее структуре отсутствуют такие элементы, как персонал и материально техническая база.

В данной модели роль библиотекаря выполняет учитель. Книги хранятся в классной комнате или в комнате учителя. Такая модель присуща для подготовительного периода и функционирует в рамках этого периода.

2 модель – библиотека (помещение) – книга – ученик, учитель.

Происходит увеличение фонда и появляется необходимость в создании специального помещения для книгохранения. Выделяются элементы «фонд» и «материально-техническая база». Следовательно, должен появится человек, который бы присматривал за фондом и работал с ним. Это еще не библиотекарь, и, скорее всего, смотритель, полномочия которого ограничивались выдачей книг и их сбором. Такие функции мог выполнять и учитель по совместительству.



3 модель – библиотека (помещение) – библиотекарь – книга – ученик, учитель.

В этой модели появляется сотрудник библиотеки – библиотекарь. Именно такая модель указывает на то, что библиотека становится структурным подразделением образовательного учреждения и начинает функционировать как отдельная система. Школьная библиотека наделяется информационными, образовательными, воспитательными функциями и становится полноправным участником учебно-воспитательного процесса.



4 модель – инновационная, предусматривает широкий структурный диапазон:

  • Библиотека – библиотекарь – фонды – пользователь;

  • Медиатека – медиатекарь – медиаматериалы – пользователь;

  • Интернет (в библиотеке) – информационные ресурсы – пользователь;

  • Интернет – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь.

Предложенные четыре варианта вовсе не исчерпывают всех возможных схем. В инновационной модели происходит высокий уровень интеграции среди элементов, процессов, названий, что предоставляет возможность расширить диапазон деятельности библиотеки.

Интересно, что исследователь отмечает парадокс современности: «все четыре модели мы можем сегодня наблюдать в российских образовательных учреждениях!» и, следовательно, «в ХХI веке действуют модели библиотек, аналогичные тем, которые функционировали несколько веков назад» (5).

1. Первая модель школьной библиотеки – существует во всех образовательных учреждениях. И ее будущее определяют «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».

2. Вторая модель школьной библиотеки – функционирует в неполных, малокомплектных школах и напрямую связана со штатным расписанием и оплатой труда библиотечных работников.

3. Третья модель школьной библиотеки – самая распространенная и востребованная в образовательном учреждении различного типа.

4. Четвертая инновационная модель школьной библиотеки – присуща передовым образовательным учреждениям: лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов, частным школам.

Е.В. Иванова, зав. библиотечным ресурсным центром Нижегородской гимназии №186, спецкор газеты «Библиотека в школе», «проведя теоретический анализ и практическое исследование работы школьных библиотек, выделяет кроме базовой модели, следующие типовые решения: библиотека – информационный центр, библиотека – центр чтения, библиотека – социально-культурный комплекс, библиотека – центр коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями» (2, с.16).

Н.В. Крук, зав. читальным залом библиотеки гимназии №1 г. Новосибирска, защитившая диссертацию на тему «Модель современной школьной библиотеки», вводит понятие «медиальная модель» как модель информационно-образовательной среды, объединяющей ресурсы и процессы (3). Наталья Валерьевна выделяет ряд свойств данной модели:



  • гармоничное сочетание традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;

  • наличие современной системы поиска информации, представленной на различных носителях;

  • способность удовлетворения потребностей пользователей в соответствии с половозрастными психологическими особенностями;

  • способность обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения;

  • способность развития творческих способностей школьников;

  • способность развития информационных умений и навыков обучающихся (3, с.15).

Нельзя пройти мимо разработок Л.А. Галактионовой, доцента Самарской ГАКИ, создавшей модель важного направления работы школьной библиотеки – информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности (1).

Несомненно, много ценного в плане моделирования школьных библиотек можно почерпнуть из теоретических разработок ученых-педагогов (6), а также библиотековедов системы культуры (4). И здесь я хочу обратить внимание на диссертацию И.П. Тикуновой «Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ». Предмет исследования  современная модель библиотеки, обеспечивающая перспективы ее развития как необходимого обществу социального института. Нам особо важна поставленная специалистом Архангельской ОНБ цель исследования  построить модель современной библиотеки в контексте формирования общества знания. Вот один из основных выводов:

«Современная библиотека  это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивили­за­ционная институция, назначение которой  содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему; сохранение документированного знания как общественного достояния» (7).

Даже небольшой обзор теоретических разработок в сфере моделирования школьных библиотек силами специалистов этих, показавших свою успешность библиотек, позволяет надеяться на успешную разработку разнообразных моделей, обеспечивающих качественную библиотечную поддержку образовательного процесса ОУ страны.


Литература:

  1. Галактионова Л.А. Модель информационно-библиотечного обслуживания инновационной педагогической деятельности [Электронная статья].- Режим доступа: http://bibl-systema.narod.ru/diskus.html

  2. Иванова, Е.В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» /Е.В. Иванова.-М.,2006.-18 с.

  3. Крук, Н.В. Модель современной школьной библиотеки [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»/Н.В. Крук.-Новосибирск, 2007.-18 с. То же: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/frnew/dis/kruk.htm

  4. Олефир, С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»/ С.В. Олефир. - М., 2003.- 18 с.

  5. Пантюхова, Т.В. Модели различных вариантов школьной библиотеки и их функционирование в образовательных учреждениях 21 века [Электронная статья]: доклад на Междунар. Науч. конф. Румянцевские чтения. 10-12 апреля 2007 г. /Т.К. Пантюхова.- Режим доступа: http://rumchten.rsl.ru/2007/ru/upload/doc/1169205172.doc

  6. Пузикова, И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)/ И.Г. Пузикова.- М., 2005.-23 с.

  7. Тикунова, И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Электронная ресурс]: автореф. дис. … канд. философских наук по специальности «Социальная философия».-Архангельск,2007.-19 с.- Режим доступа: http://www.aonb.ru/depart/sik/doc/Tikunova.doc

ХЕМЧАН И.И.

г.Киев, Украина


Модернизация деятельности школьных библиотек Украины: проблемы и перспективы
Образование – основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.

Развитие образования в Украине тесно связано со становлением украинского государства. За годы независимости Украины приняты новые законы и создана нормативно-правовая база системы образования, постепенно осуществляется реформирование и модернизация её структуры, содержания, форм и методов образования, усовершенствуется управление учреждениями системы образования на основе принципов гуманизма и демократии.

Изменения в системе образования определяются стратегией опережающего инновационного развития и происходят в контексте европейской интеграции с ориентацией на основополагающие ценности мировой цивилизации с сохранением лучших достижений и традиций отечественного образования.

Однако, поднять уровень образования до мировых стандартов возможно только при условии объединения творческого потенциала учёных, преподавателей, библиотекарей с использованием современного отечественного и международного научно-педагогического и библиотечного опыта.



В Законе Украины "Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 гг." (2007 р.) и "Национальной доктрине развития образования" (2002 г.) определено, что приоритетом образования Украины является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают усовершенствование учебно-воспитательного процесса; доступность и эффективность образования; подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.

В Украине функционируют 20268 общеобразовательных учебных заведений, в которых получают образование 4 млн. 672 тыс. учащихся. Важным структурным подразделением и неотъемлемой частью каждого общеобразовательного учреждения является школьная библиотека, призванная содействовать созданию оптимальных условий для выполнения образовательных и воспитательных задач школы путём реализации информационной, культурной и образовательной функций. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению числа общеобразовательных учреждений, где библиотеки преобразованы в современные школьные библиотечно-информационные центры, а также возрастает количество учебных заведений, которые начинают работу в этом направлении. Этому процессу в значительной мере содействует деятельность Государственной научно-педагогической библиотеки Украины имени В.А. Сухомлинского (ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского), которая в соответствии с утверждённым Министерством образования и науки (МОН) Украины и Академией педагогических наук (АПН) Украины "Положением о сети библиотек МОН Украины и АПН Украины" (2003 г.) является для школьных библиотек главным координационным научно-методическим центром. Библиотекой разработана "Концепция информатизации сети библиотек общеобразовательных учебных заведений Украины", одобренная МОН Украины и утвержденная Президиумом АПН Украины в 2006 году. Главной целью документа является реформирование системы работы библиотек общеобразовательных учреждений путём их компьютеризации, повышение их роли в учебно-воспитательном процессе, создание условий, оказывающих содействие приближению уровня образования к европейским и мировым стандартам, обеспечение условий для творческого поиска учителей, интеллектуального и духовного развития способностей учеников. В Концепции также определены приоритетные направления информатизации школьных библиотек. Это, в первую очередь, полная компьютеризация библиотек общеобразовательных учреждений и создание на их базе современных библиотечно-информационных центров. В соответствии с первым этапом реализации Концепции ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского подготовлено два проекта документов, регламентирующих деятельность библиотечно-информационных центров, создающихся на базе школьных библиотек "Примерное положение о школьном библиотечно-информационном центре" и "Примерная должностная инструкция библиотекаря – медиаспециалиста общеобразовательного учебного заведения". При разработке данных документов были учтены тенденции развития системы национального образования и современные подходы к деятельности школьной библиотеки как центра информационных ресурсов общеобразовательного учреждения. Широкое внедрение разработанных документов позволит ускорить процесс перехода от традиционных форм библиотечной работы к инновационным, что в свою очередь обеспечит качественно новое библиотечно-информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского также рекомендовала использовать данные документы общеобразовательным заведениям, которые вошли в Государственную программу "Школа будущего" и, соответственно, будут создавать в своей структуре современную школьную библиотеку – библиотечно-информационный центр.

Осуществляя научно-методическое руководство сетью библиотек общеобразовательных учебных заведений, ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского планирует при поддержке МОН Украины инициировать на уровне областных управлений образования разработку и утверждение перспективных программ развития школьных библиотек. Положительный опыт в этом направлении имеет Главное управление образования и науки Киевской областной госадминистрации. Им утверждена разработанная Киевским областным институтом последипломного педагогического образования областная программа "Школьная библиотека" на 2007-2011 годы. В программе обозначена главная цель: трансформация библиотек общеобразовательных учреждений области в современные библиотечно-информационные центры, которые отвечают потребностям информационного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса. В данном документе чётко определены задания, которые необходимо поэтапно выполнять, реорганизовывая деятельность школьных библиотек. Это, в первую очередь, усовершенствование материально-технической базы, создание компьютеризованных рабочих мест для учителей и учеников, создание автоматизированного рабочего места для библиотекаря, подключение к Интернет, создание единой библиотечно-информационной системы региона, создание системы централизованного комплектования, повышение информационной культуры участников учебно-воспитательного процесса. Утвержденная программа стала для библиотек общеобразовательных учреждений Киевской области руководством к действию. Примером служит деятельность Броварской общеобразовательной школы №10, где с целью усовершенствования библиотечно-информационного обеспечения участников учебно-воспитательного процесса разработана концептуальная модель развития школьной библиотеки.



Разработанная Концепция содействует организационным и техническим преобразованиям, а также позволяет в более широком аспекте показать принципы работы реформированной школьной библиотеки. Для реализации основных положений Концепции библиотекой подготовлена программа "Школьная библиотека ХХI столетия" на 2007-2011 годы. Конечным результатом Программы является создание школьного библиотечно-информационного центра, где, благодаря внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, будут усовершенствованы традиционные формы библиотечного обслуживания читателей. Разработка аналогичных программ развития школьных библиотек во всех областях Украины ускорит процесс их модернизации, а это, в свою очередь, будет содействовать обеспечению равного доступа к качественному образованию участников учебно-воспитательного процесса. Сегодня школьные библиотеки – самая большая сеть в библиотечной системе Украины и самая значительная составляющая сети библиотек Министерства образования Украины и Академии педагогических наук Украины. Осуществляя научно-методическое руководство данной сети, ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского определила основные направления своей деятельности. Её научно-исследовательская и научно-методическая работа базируется на изучении истории школьных библиотек, анализе реального состояния их функционирования, разработке нормативно-правовой базы, подготовке методических рекомендаций, проведении разноплановых мероприятий по повышению профессионального уровня школьных библиотек. Ярким примером деятельности библиотеки в этом направлении является фундаментальный научно-исследовательский проект "Создание, становление и развитие библиотек сети образования Украины (Х-ХХ вв.)" (научный руководитель – директор ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского П. И. Роговая, канд. ист. наук). Благодаря этому проекту впервые в Украине были собраны и изучены материалы по истории школьных библиотек. Изучив историю школьных библиотек, научные сотрудники ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского приступили к анализу современного состояния этих библиотек. На основании результатов анкетирования школьных библиотекарей разных областей Украины были выявлены типичные для них проблемы. Для их решения ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского выработала перспективный план мероприятий по научно-методическому обеспечению школьных библиотек. Первым шагом по оказанию практичной помощи библиотекарям стал сборник методических рекомендаций "Организация работы библиотеки образовательного учебного заведения". Данное издание впервые подготовлено для школьных библиотекарей Украины, оно стало практическим руководством как для начинающих, так и для опытных специалистов. Также с целью поднятия профессионального уровня библиотекарей и доведения до них информации о документах и материалах, освещающих тенденции развития школьных библиотек, актуальные вопросы теории, методики и практики библиотечной работы, библиотека начала работу по подготовке серии изданий "В помощь профессиональному самообразованию работников библиотек образовательных учреждений". Важную роль в повышении уровня профессионального самообразования школьных библиотекарей и объединения их творческого и интеллектуального потенциала оказывает газета "Школьная библиотека плюс". Это профессиональное издание основано в 2003 году по инициативе ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского при содействии Министерства образования и науки Украины и Благотворительного фонда содействия развитию образования им. Бориса Гринченко. Газета не только содействует повышению профессионального уровня школьных библиотекарей, но и даёт им возможность обращаться через редакцию газеты к главному научно-методическому центру ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского с вопросами и предложениями, касающимися разных сторон деятельности школьной библиотеки. Одним из таких вопросов стал вопрос о необходимости подготовки методического пособия, содействующего развитию информационной культуры учащихся общеобразовательных учреждений. В ответ на просьбу школьных библиотекарей библиотека подготовила и издала научно-методические рекомендации "Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений". Рекомендации содействуют ознакомлению школьных библиотекарей с теоретическими основами формирования информационной культуры личности и важными принципами, на которых должна базироваться программа занятий курса "Основы информационной культуры". Необходимо отметить, что сегодня почти все школьные библиотекари проводят подобные занятия, но, к сожалению, на добровольных началах. Практика показывает, что современный школьный библиотекарь должен учить и быть компетентным не только в вопросах традиционной библиотечно-информационной культуры, но и в совершенстве владеть совокупностью информационных знаний и умений, в том числе – современными информационно-коммуникационными технологиями. Но для того, чтобы профессионально владеть в комплексе, школьному библиотекарю необходимо иметь специальную профессиональную подготовку в области библиотечной и педагогической деятельности.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. С 2003 г. в Национальном педагогическом университете имени М. Драгоманова по инициативе директора ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского, к. ист. наук П. И. Роговой и при поддержке ректора университета – академика АПН Украины В. Андрющенко начата подготовка студентов по специальности "педагог-библиотекарь". В 2008 году будет первый выпуск студентов по специальности "Учитель украинского языка, украинской и зарубежной литературы - библиотековед". По аналогичной специальности в Уманском государственном педагогическом университете имени П. Тычины студенты учатся уже пятый год. Задачами такого специалиста является обучение навыкам независимого библиотечного пользователя, библиотечное сопровождение развития речевой деятельности учащихся, помощь в освоении мультикультурного пространства образования и.т.д. В результате приобретения таких знаний студенты получат фактически две специальности. Подготовленные специалисты будут иметь уникальный шанс укрепить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр общеобразовательного учреждения, где она ведет образовательную и воспитательную деятельность, а в области формирования информационной культуры оказывает методическую поддержку учащимся и педагогам. Есть надежда, что этот опыт распространится и на другие высшие учебные заведения Украины. Профессиональная подготовка кадров с такой квалификацией будет способствовать решению вопроса об отнесении школьных библиотекарей к категории педагогических кадров. Эта проблема на протяжение многих лет волнует школьных библиотекарей. В связи с этим ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского приступила к её решению. Благодаря её целенаправленным действиям, на заседании Коллегии МОН Украины, состоявшемся 22 ноября 20007 года, было вынесено решение о внесении изменений и дополнений к Закону Украины "Об образовании" в части отнесения библиотечных работников общеобразовательных школ к категории педагогических. Положительное решение данного вопроса поднимет статус школьного библиотекаря в педагогическом коллективе, а также будет стимулировать их к профессиональному росту.

Время диктует новые требования к современному школьному библиотекарю, от него ожидают умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы. В связи с этим первостепенную важность приобретает развитие системы не только подготовки, но и повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений. Сегодня повышение квалификации школьных библиотекарей традиционно происходит через курсовую подготовку в областных институтах последипломного педагогического образования (ОИППО). Курсовая подготовка школьных библиотекарей в Украине начала осуществляться в 40-50-х годах ХХ ст. на базе библиотек ОИППО. С тех пор в этих институтах накоплен значительный опыт по организации и проведению курсов повышения квалификации для школьных библиотекарей. ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского изучила их деятельность в этом направлении и подготовила соответствующие рекомендации, направленные на её усовершенствование. Особое внимание в рекомендациях было акцентировано на необходимости введения в учебно-тематические планы занятий по изучению современных информационных и коммуникационных технологий и увеличение времени в профессиональном модуле для их проведения. По мнению специалистов ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского, особую роль в решении проблемы кадрового обеспечения должна играть не только подготовка, повышение квалификации, но и переподготовка библиотекарей, работающих в системе общего образования, которая в данное время отсутствует. Как мы видим, многие вопросы, связанные с развитием школьных библиотек, нуждаются в государственной поддержке. Но развитию школьных библиотек Украины, а также объединению интеллектуального и творческого потенциала школьных библиотекарей может содействовать создание их профессионального объединения – Ассоциации школьных библиотек Украины. В 2007году заложен первый кирпичик в её фундамент – организована первая в Украине Ассоциация школьных библиотек г. Славутича. Сегодня на пути создания подобного объединения находятся и школьные библиотекари Николаевской области. Мы надеемся, что эту инициативу поддержат школьные библиотекари со всех областей Украины, благодаря этому сможет воплотиться в жизнь идея ГНПБ Украины им. В.А. Сухомлинского о создании Ассоциации школьных библиотек Украины. Мы уверенны, что создание Ассоциации станет эффективным ресурсом в региональной библиотечной и образовательной политике, дополнительным инструментом привлечения региональных ресурсов, которые будут направлены на модернизацию школьных библиотек и трансформацию их в современные библиотечно-информационные центры.

КАЛЮХ Л.А.

м.Миколаїв, Україна


следующая страница >>