Тематическое планирование по родному языку и литературе Классы 9 Учитель Кожукова Любовь Алексеевна Количество часов Всего 102 часов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе 4 674.49kb.
Учебно-тематическое планирование по физике Классы Учитель Боровкова Г. 1 285.72kb.
Тематическое планирование по географии Класс 10 Учитель Данилова... 1 241.64kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по Новой истории в 8... 1 56.54kb.
По литературе Классы: 8класс Учитель: Антипова Ирина Ивановна Количество... 2 609.5kb.
Рабочая программа по литературе в 7 класс 1 405.1kb.
Пояснительная записка Цель: в результате изучения курса новой истории... 1 253.4kb.
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Литература/5... 1 76.91kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 1 491.96kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Рабочая программа мазуриной Наталии Владимировны 1 195.59kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4... 1 284.86kb.
- 4 1234.94kb.
Тематическое планирование по родному языку и литературе Классы 9 Учитель Кожукова - страница №1/1

Учебно-тематическое планирование

по родному языку и литературе



Классы 9

Учитель Кожукова Любовь Алексеевна

Количество часов

Всего 102 часов; в неделю 3часа.

Плановых контрольных диктантов 4, изложений 2, сочинений 8

Планирование составлено на основе

Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И.А.Андреева – М.: Чувашское книжное издательство, 2007г. , «Программы по чувашской литературе» (5 – 11 классы) под редакцией Н.Г.Ивановой (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2003г.)

Учебники И.А.Андреев Чувашский язык для 8-9 класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009г., В.П.Никитин Чувашская литература учебник – хрестоматия для 9класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г.

Дополнительная литература

  • В.Краснов-Кичкеевский «37 букв» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004г.

  • Н. К.Дмитренко «Для тебя, чувашское дитя» Канаш,1996г.

  • Э. Патмар «Хочу читать, хочу знать» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000г.

  • Еженедельная газета «Ровесник».

  • Майков Е.А., Михайлова З.П. Чувашский язык, тесты для учащихся 5-9 классов, Чебоксары: Чувашское книжное из-во, 1999г.

  • З.С.Антонова, В.П.Станьял Методика преподавания чувашской литературы в 5-11 классах, Чебоксары 2006г.

  • П. Н. Метин Анализ литературного текста, Чебоксары 2009 г.

  • О.А.Вишнева Чувашская литература в 8-9 классах национальной школы: тесты и кроссворды. Чебоксары 2008 году.

  • Р.Г.Иванова «Литературные игры». Чебоксары, 2001г.

  • З.П.Михайлова, В.М. Чувашская литература (тесты для 5-9 классов). Кугеси, 1999г.

  • П.Ялгир Краткая энциклопедия чувашской литературы. Кюгеси 1999г. 1шт.

  • Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2004г. 1шт.

  • П.Н.Метин Словарь литературных терминов. Чебоксары, 2002г.

  • 3. Ю. А. Илюхин «Писатели Чувашской республики» портреты, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1998г.

  • DVD фильмы «Чувашские народные обычаи и традиции».

  • М.Юрьев Чувашские писатели Чебоксары, 1968г.

  • В.Г.Родионов Чувашская литература XVIIIXIX века Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006г.

  • В.Г.Родионов Чувашская литература 1917-1930-е годы Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008г.

  • Презентации уроков учителей чувашской литературы школ Чувашской республики

Электронные пособия

  • Е.А. Майков Электронное пособие для 5 класса, таблицы, тесты и упражнения.

  • Е. А. Майков, З. П. Михайлова Сборник электронных тестов по чувашскому языку для 5-9 классов

Пояснительная записка

к образовательной программе по родному языку и литературе в 9классе

Рабочая учебная программа по родному языку и литературе составлена на основе «Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в ЧР. Национально-региональный компонент. — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007г.», «Программы по чувашскому языку», допущенной Министерством образования Чувашской Республики, под редакцией И. А. Андреева (Чебоксары «Чувашское книжное издательство», 2007г.

В образовательной программе нашли отражение цели и задачи обучения чувашскому языку на ступени основного и среднего (полного) общего образования изложенные в пояснительной записке к программе по чувашскому языку.

Образовательная программа ориентирована на использование учебников «Чувашский язык» для 8-9 класса, Л.П.Сергеева, 2009 год, «Чувашская литература» для 9 класса под редакцией В.П.Никитина, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г. рекомендованных министерством образования Республики Чувашии к использованию в образовательных школах на 2012/2013 учебный год.

Преподавание предмета «Родной язык и литература» в 5-9 классах осуществляется в соответствии с учебным планом для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа" Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 с русским языком обучения с изучением родного (чувашского) языка и базисным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан утвержденным приказом МО и РТ № 241 от 31 августа 2012 г. согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:

Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение родному языку и литературе в объеме 3 часов в неделю, 102 часов в год.



Изучение родного языка и литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний о жизни народа в прошлом и настоящем;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в устной и письменной форме; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о родном языке, его функционировании в различных сферах общения, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений различать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культурологической компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - освоение знаний о языке как системе знаков, его устройстве, развитии и функционировании, овладение нормами чувашского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя; умение пользоваться различными видами словарей (орфографическими, словарями синонимов, этимологическими, двуязычными лексическими).

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами чувашского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам родной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древней литературе, от неё к чувашской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.



В течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования обучающиеся должны овладеть следующими предметными умениями, навыками и способами деятельности:

знать / понимать

  • роль родного (чувашского) языка как государственного языка Чувашской Республики и средства общения чувашской между собой как в республике, так и за ее пределами (диаспоре);

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуации речевого общения; основные признаки разговорной речи в отличие от литературного языка;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка (фонемы, морфемы, лексемы, модели предложений), их признаки;

  • основные нормы чувашского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный и официальные стили, язык художественной литературы;

  • определить тему, основную мысль текста, анализировать языковые особенности текста;

  • выделять языковые единицы, давать им соответствующие характеристики (например: имя существительное, нарицательное, число, падеж; глагол, наклонение, время, спрягаемая или неспрягаемая форма, лицо, число и т.д.);

аудирование и чтении:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться различной справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст различной сложности (план, пересказ, изложение, конспект);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдать в письме основные правила орфографии и пунктуации;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку;

  • удовлетворения потребностей общения в учебной, бытовой, социально-культурной ситуациях;

  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов;

  • овладения нормами чувашского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требуемые и используемые учителем для достижения результатов обучения педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные):

  • Творческие задания;

  • Работа в группах;

  • Обучающие грамматические игры;

  • Разминки;

  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами;

  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

  • Разрешение проблем;

  • Частично-поисковая деятельность;

  • самостоятельная исследовательская деятельность).

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

Чувашскиий народный сайт http://chuvash.org/

Чувашская энциклопедия http://cv.wikipedia.org

Электронные словари http://samahsar.chuvash.org/

Народное творчество http://vulacv.blogspot.com
Элетронные книги и произведения на чувашском языке http://vula.narod.ru
устное народное творчество http://yumah.ru
Национальная библиотека Чувашской Республики http://www.lib.cap.ru

Чувашский тетел http://chuvash.net/

Чувашское наследие http://nasledie.nbchr.ru/personalii/pisateli/

Писатели чувашии детям http://www.chuvrdub.ru/

Для чувашских детей http://chuvshkola.ucoz.ru/

Учебно–тематическое планирование по чувашскому языку и литературе в 9 классе




п.п

Тема урока

Ко

ли

чество ча

сов

Тип урока

Характеристика учебной деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды конроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

План

Факт

  1. я

Вводный урок о чувашском языке.


1

Вводный урок

Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой

Устный фронтальный опрос.

Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.

Выписать высказывания о родном языке.







  1. л

Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы.

Санарла самахпа халах пурнасе Чаваш культурипе литературин аталану тапхаресем?



1

Вводный урок.

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; составление тезисного плана статьи учебника

Устный фронтальный опрос.

Знать основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.

Прочитать и пересказать вступительную статью, ответить на вопросы.







  1. я

Синтаксис словосочетания и простые предложения.

1

Урок повторения и

закрепления изученного



Повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование предложений

Выполнение заданий на карточках

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Составить комплексный анализ данного текста.







  1. л

Устное народное творчество и старинная письменость? Художественные средства: речевые фигуры стихотворных молитв?

Халах самахлахепе авалхи сырулах. Келесемпе савасем? Илемлех мелесем: пуплев фигурисем?



1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, комментированное чтение, творческие задания

Развернутые ответы на вопросы

Выявление уровня литературного развития учащихся;


Письменно ответить на заданные вопросы.







  1. я

Сложное предложение.

1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений

Запись предложений под диктовку


Знать признаки сложных предложений.


Выучить определение, Упражнение 3 стр. 185







  1. л

Поэтика магического языка? Жанры и признаки?
Арамла челхе асамлахе. Жанресемпе паллисем. Калмаксем. Весен тесесем.

1

Урок усвоения новых знаний


пересказы учащихся работа с терминами, комментированное чтение, конспектирование по учебнику, сочинение заговора.

Оценка выступлений учащихся, выразительное чтение наизусть.

Знать жанры магического языка, Обучение аналитическому чтению;

Составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры фольклора»







  1. я

Строение сложных предложений.

Хутла предложенири хутсар предложенисене сыхантаракан мелсем.



1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа

Написание сочинения-миниатюры

Знать отличительные признаки сложных предложений, средства связи простых предложений в сложном предложении.

§43 Упражнение2 страница 186







  1. л

Письменные памятники предков? Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию»? Жанр: композиция: история: реальность?

Неселсен сырулла палакесем.




1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, работа с книгой; аналитическая беседа, чтение и анализ текста

Развернутые ответы на вопросы

Знать о письменных памятниках предков. Обучение комментированному чтению;


Подготовить сообщение о писателях писавших о Волжской Булгарии.







  1. я

Основные виды сложных предложений.Хутла предложении тесесем.

1

Урок усвоения новых знаний


Зн-во с матер. учебника беседа по вопросам, объяс. учителя,

Объяснительный диктант

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Выучить определение, §44, Упражнение3 страница190







  1. л.

Юсуп Баласагуни «Хытлы пелю»?

Палас Ахун Юсуп.? «Хётлё п.л\»: халёхран =ырса илнисем?



1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; чтение и анализ текста


Оценка сообщений учащихся


Знать особенности художественного мира поэта, Отработка навыков работы анализа лирического произведения

Выучить отрывок поэмы наизусть.







  1. я

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Союзс=р хутл= предложенисен тыт=м\пе п\лтер\ш\сем.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника беседа по вопросам, выполнение упражнений,

Работа над текстом.

Знать основные признаки БСП, уметь из прстых предложений составлять бессоюзные сложные предложения.


Упражнение 3, страница193







  1. л.

Творчество Калай Малля Тема: проблема в стихотворении «Отцы и матери»?

Калай Малля пултарулёх.? «Атте-анне сёмах.сем» сёввён теми: проблеми?



1

Урок усвоения новых знаний


обсуждение эпиграфа, работа с книгой; чтение и анализ текста литературная игра

Письменные ответы на вопросы

Знать: о жизни и творчестве писателя, Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации



Подготовить выразительное чтение стихотворения.







  1. я

Запятые и точки запятые в БСП.

Союзс=р хутл= предложенисенче запятой тата точк=па запятой лартасси.



1

Урок усвоения новых знаний


Лингвистический разбор, Объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, объяснительный диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа

Предупредительный диктант

Знать правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП,

употребления в речи.


Упражнение2, страница197







  1. л

Признаки литературы XVII века.

Жизнь и творчество Охатер Томеева. Публицистическая острота произведений,. Виды очерков.

XVIII .м.рти литература паллисем? Хайлавсен публицистикёлла =ив.чл.х.? Очерк т.с.сем? Охатер Томеевён урнё=.пе пултарулёх.?


1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,



Раскрыть тему и идею произведения .







  1. я

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Союзс=р хутл= предложенисенче ик\ тата тире точк= лартасси.

1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника беседа по вопросам, выполнение упражнений, конструирование предложений


Выборочный диктант


Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП,

употребления в речи.



§42-48 ответить на воросы на стр. 205







  1. л

Жизнь и творчество Н?Бичурина? Жанр: вид: пафос: произведения «Байкал»? Н?Бичурин пурнё=.пе пуцлтарулёх.?»Байкал» хайлав жанр.: т.с.: хавхи? Тема: проблема =ыру мел.пе у=ёлса пынин ёсталёх.?

1

Урок усвоения новых знаний


работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с терминами, работа с книгой; чтение и анализ текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,



Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения посвященные Бичурину.







  1. я

Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».

Союзс=р хутл= предложенисенче чарану палли лартассине в\реннине т\р\слени. Т\р\слев диктанч\. “Сарттан”.



1

Урок контроля знаний

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Диктант

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать

нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.


Списать данный текст вставляя пропущенные знаки препинания.







  1. л

Развитие литературы XIX века. Ее достоинства и недостатки, темы, лирика, проза.

XIX .м.рти лит-ра аталанёв.н \с.м.: =итменл.х.: темёсем: лирика: проза?



1

Обзорный урок


аналитическая беседа, Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать жанры литературы, особенности литератур 19 века. Отработка навыков анализа литературного периода.

Конспектировать страницы учебника, составить план выступления по теме.







  1. я

Способы соединения простых предложений в сложных предложениях.

Хутл= предложенири хутс=р предложенисене т\рл\ мелпе ёых=нни.



1

Урок усвоения новых знаний


Анализ письменных работ. Работа над ошибками Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение выполнение упражнений,

Запись предложений под диктовку


Знать отличитель-

ные особенности сложных предложений с разными видами связей.



§ Упражнение 3 страница208







  1. л

Жизнь и творчество С?М?Михайловича – Яндуш? Тема: проблема: лирический герой его произведений? С?Михайлов-Янтуш «Юнка»: «Х.рринче выртасшён мар»: «Сунар=ён пу= пулнё-и?» хайлавсем? Тема лирика герой.?

1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, чтение и анализ текста беседа по вопросам,

Устный фронтальный опрос.

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта, Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы

Выразительное чтение наизусть стихотворения,







  1. я

Разбор БСП.

Союзс=р хутл= предложенисене тишкересси.



1

Урок повторения и

закрепления изученного



Повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование предложений, объяснительный диктант

Выполнение заданий на карточках

Знать основные сведения о бессоюзных сложных предложениях, их отличительные признаках, особенности БСП.

Уметь соблюдать

в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.


Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Писатели помогавшие развитию чувашской литературы XIX века. Ценность их произведений.

Литературёна аталантарма пулёшнё =ырав=ёсем: в.сен хайлав.сем?



1

Урок обобщение

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, творческие задания

Тестирование

Обучение умению составлять анализ литературного периода, творчества писателей.

Подготовиться к сочинению. Конспектировать страницы учебника.







  1. я

Изложение с элементами сочинения «В зимнем лесу».

Сочинени ев\р изложени «Х\ллехи в=рманта»



1

Урок развития речи

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Изложение с элементом сочинения

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

Завершить работу над изложением.







  1. л

Сочинение «Писатели XIX века».

Сочинени? Литературёна аталантарма пулёшнё =ырав=ёсем

(К.некери темёсем?)


1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Завершить работу над сочинением.







  1. я

Практическая работа по теме разбор БСП.

Практика \ё\. «Х=н=хтарусен пуххи» (8-9 кл.) к\некепе \ёлесси. Союзсґр хутлґ предложенисене тишкересси.



1

Урок повторения и

закрепления изученного



Лингвистический разбор, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения

Выполнение заданий на карточках

Знать основные сведения о бессоюзных сложных предложениях, их отличительные признаках, особенности БСП.

Уметь соблюдать

в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.


Выполнить упражнение 15 из сборника упражнений.







  1. л

Чувашская литература XX века. Тема, проблема стихотворения Н.Шелеби «Россия».

ХХ .м.рти чёваш литератури? Н?Шелепин «Ра==ей» сёввин теми: проблеми?Такмаклёх паллисем



1

Урок усвоения новых знаний


Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, чтение и анализ текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве поэта;

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения.



Подготовить характеристику лирического героя.







  1. я

Р.Р. Чебоксары, любимые Чебоксары. Шупашкар=м, савн= Шупашкар=м.

1

урок развития речи

Работа с м\м презентацией,словарная работа, беседа по вопросам, устное и письменное описание картины

Написание сочинения-миниатюры

Знать отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор).

Уметь создавать диалоги и монологи с использованием разговорного стиляречи



Написать сочинение-миниатюру “Чебоксраы столица Чувашии”.







  1. л

Развитие прозы 1920-30 годов Тема: проблема произведений?

«20-30-м.ш =улсенчи проза аталанёв.% тема: проблема»?



1

Обзорный урок.

сообщение ученика, комментированное чтение, словарная работа, работа с дополнительной литературой,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Обучение аналитическому и комментированному чтению; владению диалогической речью в процессе беседы.



Заполнить данную таблицу, подготовить сообщение.







  1. я

Сложносочиненное предложение.

Сып=нулл= хутл= предложенисенчи сюзсем.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, выразительное чтение, наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений

Работа над текстом.

Знать основные сведения о ССП.


§49 выучить определение Упражнение 4 страница 208







  1. л

20-ые годы XXвека. Жанры и темы лирики, прозы и драматургии.

Д.Юман «Ива Пюлэх».

ХХ .м.р.н 20-м.ш =ул.сем? Лирикёри: прозёри: Драматургири жанрсем: проблемёсем: сёнарсем? М?Юман «П\л.х йёмри»?


1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, работа с терминами, работа с книгой; выразительное чтение, элементы анализа текста

Исследовательские задания

Знать характерные особенности периода;

Уметь конспектировать лекцию учителя.

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу

эпизодов произведения.



Индивидуальные задания: написать рефераты.







  1. я

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сып=нулл= хутл= предложенисенче чар=ну пали лартасси.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, выразительное чтение, наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование диалога, самостоятельная работа

Объяснительный диктант

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи.

Упражнение 6 страница 211







  1. л

Тема: проблема: лирический геройв стихотворении В.Митты «Родина: что тебе нужно».

М?Ва=лей «+.р-шывём: =.р-шывём: м.н кирл. сана???» хайлав теми: проблеми: лирика герой.?



1

Урок усвоения новых знаний


пересказы учащихся, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, чтение и анализ текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта, уметь выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть.

разбор одного из стихотворений поэта







  1. я

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сып=нулл= хутл= предложенисенче чар=ну пали лартасси.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, знакомство сматериалом учебника выполнение упражнений, конструирование предложений

Запись предложений под диктовку


Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Списать данный текст вставляя пропущенные знаки препинания.







  1. л

Тема: проблема: размером стихосложения: художественные средства: речевые фигуры: в стихотворениях В:Митты «Песня» : «Родной язык»?

«Анатри юрё»: «Тёван ч.лхем! Таса х.лхем???» хайлавсемнчи сёвё ви=и: илемл.х мел.сем: пуплев фигурисем темёпа проблемёна у=ни?



1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, объяснение учителя, выразительное чтение и анализ текста, творческие задания

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя

Знать особенности художественного мира писателя, уметь формулировать роль изобразительно-выразительных средств,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,



Выразительное чтение наизусть стихотворений,







  1. я

Разбор сложносочиннных предложений.

Сып=нулл= хутл= предложенисене тишкеръ т=васси.



1

Комбинированный урок

Лингвистический разбор, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения

Синтаксический разбор предложений

Знать основные сведения о ССП.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.



Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Развитие литературы в 30-ые годы.И.Тукташ «Белый голубь»: Н.Янгаз «Катя».

30-м.ш =улсенчи лит-ра аталанёв.? И?Тукташ «Шурё кёвакарчён»: Н?Янкас «Катя»?



1

Урок усвоения новых знаний


Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с м/м презентацией, чтение и анализ текста, тестирование.

Выразительное чтение наизусть

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,



Ответить на заданные вопросы.







  1. я

Практическая работа по теме «Сложносочиненное предложение».

Практика \ё\. «Х=н=хтарусен пуххи» (8-9 кл.) к\некепе \ёлесси.



1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками

Самостоятельная работа

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.

§49-50 ответить на воросы на стр. 212







  1. л

Произведения И.Мучи.

И?Мучи хайлав.сем?



1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, пересказы учащихся, работа с книгой; комментированное чтение, литературная игра

Письменные ответы на вопросы

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;



Подготовить краткий анализ одного произведения автора








  1. я

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение».

Сып=нулл= хутл= предложенисем ёинчен в\реннине т\р\слени. Т\р\слев диктанч\.



1

Урок контроля знаний

Наблюдения в тексте, объяснение учителя, орфоэпическая работа

Диктант

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Тема, проблема произведения Е.Еллиева «Настоящие вожжи»?

Е?Еллиев «Чăн тилхепе» теми: проблеми: стил.?



1




Лекция, работа с дополнительной литературой, работа с книгой; чтение и анализ текста аналитическая беседа,

Характеристика героев.

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя, Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.







  1. я

Что такое речь. Стили речи.

М\н в=л пуплев. Пуплев стил\сем.



1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа

Работа над текстом.

Знать отличительные особенности
каждого стиля
речи, его основные жанры.

Уметь создавать
тексты с использованием разного стиля речи.


§51 Выучить определения, Упражнение 3 страница 214







  1. л

Тема: проблема: лирический герой в произведении А.Петокки «Мотив мира».

А?Петтокин «Т.нче к.вви» теми: проблеми: лирика герой.?



1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, объяснение учителя, работа с книгой; комментированное чтение, выразительное чтение элементы анализа текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя, Обучение комментированному чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы

Подготовить выразительное чтение







  1. я

Публицистический стиль.

Публицистика стил\.



1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа

Написание сочинения-миниатюры

Знать отличительные особенностипублицистического стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор). Уметь создавать Текст с использованием публицистического о стиляРечи.

§52 Выучить определение, Упражнение 3 страница 217







  1. л

Сочинение по теме «Курасси: тен: нумай: Пурнасси: тен: сахал _ М.н килет: м.н пулать _ тапалан!» (В:Митта)

1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.



Завершить работу над сочинением.







  1. я

Деловые бумаги.

/ё хуч\сем.



1

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, объяснение учителя, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний и предложений

Выполнение заданий на карточках

Знать отличительные особенности официально-

делового стиля речи, его основные жанры

(отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление).

Уметь создавать тексты этого стиля и жанров.



Задание 1 страница 222

Написать заявление









  1. л

Чувашская литература середины 20 века.

ХХ .м.р варринчи чёваш литератури?



1

Обзорный урок.

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, элементы анализа литературного периода.

Развернутые ответы на вопросы

Знать характерные особенности периода;

Уметь конспектировать лекцию учителя.



Подготовить сообщение о литературе данного периода.







  1. я

Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений (СПП)

П=х=нулл= хутл= предложенисен пай\сем.



1

Урок усвоения новых знаний


Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа

Запись предложений под диктовку


Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.



§54 Упражнение 2 страница 224







  1. л

Тема, проблема произведения А,Алги «22-ое июня»?

А?Алка «»Июн.н 22-м.ш.» сёвё теми: проблеми: хавхи?



1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, работа с м/м презентацией, выразительное чтение элементы анализа текста

Анализ стихотворения

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Совершенствование навыков анализа лирического произведения.



Выразительное чтение наизусть стихотворения,







  1. я

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

П=х=нулл= предложение т\п предложенипе ёых=нтаракан мелсем.



1

Урок усвоения новых знаний


Беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа

Работа над текстом.

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.



§55 Упражнение 8 страница 231







  1. л

Тема: проблема: композиция стихотворения А.Алги «Перед воротами Бранденбурга».

«Браденбург хапхи ум.нче» теми: проблеми: тытём.?



1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, аналитическая беседа, работа с книгой; выразительное чтение и анализ текста

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Обучение выразительному чтению стихотворений,

Формирование умения находить в тексте цитаты, характеризующие лирического героя, тропы.



Выписать из стихотворения тропы.







  1. я

Значения придаточных предложений.

П=х=нулл= предложенин хутл= п\рл\хри выр=н\.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, элементы сопоставительного анализа, словарная работа


Выполнение заданий на карточках

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии

с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос.



§ 56 Упражнение 5 страница 236







  1. л

Тема, проблема в романе П.П. Хузангая «Семья Аптраман». П?Хусанкай «Аптраман тавраш»: Хайлаври темёпа шухёш тачё =ыхённи»

1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, выразительное чтение элементы анализа текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции.



Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.







  1. я

Знаки препинания в СПП.

П=х=нулл= хутл= предложенисенче чар=ну пали лартасси.



1

Урок усвоения новых знаний


Повторение пройденного, Объяснение учителя, Объяснительный диктант, выполнение упражнений,

Запись предложений под диктовку


Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.



§57 Упражнение 2 страница238







  1. я

Знаки препинания в СПП.

П=х=нулл= хутл= предложенисенче чар=ну пали лартасси.



1

Урок усвоения новых знаний


Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работы выполнение упражнений,

Объяснительный диктант

Списать данный текст вставляя пропущенные знаки препинания. упр 7 стр 240







  1. л

Своеобразие жанра в творчестве П.Хузангая (цикл стихотворений: роман в стихах).

П?Хусанкай пултарулёх.нчи жанр хёйнеев.рл.х.% сёвё ярём.: сёвёлла роман?



1

Урок усвоения новых знаний


пересказы учащихся объяснение учителя, работа с книгой; творческие задания

Развернутые ответы на вопросы

Совершенствование навыков анализа творчества поэта. Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; отработка практических умений и навыков.

Подготовить сообщение о лирике П.Хузангая используя дополнительный материал из интернета.







  1. я

Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные.

П=х=нулл= предложенисен п\лтер\ш\сем. Подлежащи пулакан п=х=нулл= хутл= предложени.



1

Урок усвоения новых знаний


Повторение пройденного, Объяснение учителя, тренировочные упражнения Синтаксический разбор, конструирование предложений, выполнение упражнений,

Выполнение заданий на карточках

Знать виды прида-

точных предложений, отличительные

особенности СПП с придаточными определительными, особенности структуры СПП с придаточными подлежащными

Уметь производить пунктуационный

разбор, использовать в речи.


Упражнение 5 страница 248







  1. л

Лирический жанр: пафов в стихотворении П?Хузангая «Моя звезда»: «Запах бани»?

«Ман =ёлтёр»: «Мунча шёрши» хйл-сен жанр уйрёмлёх.сем: лирика хайлав.н т.с.: пафос.:??



1

Урок усвоения новых знаний


аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение словарная работа, характеристика героев, элементы анализа текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.

подготовить характеристики героев данных произведений.







  1. я

Сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемными.

1

Урок усвоения новых знаний


Повторение пройденного, Синтаксический разбор, конструирование предложений, словарная работа выполнение упражнений,

Выборочный диктант


Знать особенности структуры СПП с придаточными сказуемыми.

Уметь производить пунктуационный

разбор, использовать в речи.


§60 Упражнение 2 страница 250







  1. л

Название: тема: проблема: жанр произведения П.Хузангая «Напротив ветра рысью бежит добрый конь».

«+иле хир.= =\рен ут юртать???» сёвё% яч.: теми: проблеми: т.с.?



1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, выразительное чтение словарная работа, элементы анализа текста беседа по вопросам,

Исследовательские задания

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев.

Выразительное чтение наизусть стихотворения







  1. я

Определительные придаточные.

Определени пулакан п=х=нулл= предложенисем.



1

Урок усвоения новых знаний


Объяснение учителя, Синтаксический разбор, тест, конструирование предложений, словарная работа выполнение упражнений,

Словарно-орфографическая работа


Знать отличительные

особенности СПП с придаточными определительными.Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.



§61 Упражнение 5 страница 252







  1. л

Сочинение «Вдруг утром прозвенела тревога».

Сочинени? «Сасартёк тревога янрар. ирпе???»



1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.



Завершить работу над сочинением.







  1. я

Изложение «Утята».

Т\р\слев изложений\ «К=вакал ч\пписем».



1

урок развития речи

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа

Подробное изложение

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопросы.

Завершить работу над изложением.







  1. л

Основные этапы жизни и творчества А.Артемьева.

А?Артемьв пурнё=.пе пултарулёх.н т.п тапхёр.сем? «Сим.с ылтён» теми: проблеми?



1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение, беседа по вопросам,

Письменные ответы на вопросы

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.







  1. я

Придаточные дополнительные.

Дополнени пулакан п=х=нулл= предложенисем.



1

Урок усвоения новых знаний


Анализ творческих работ. Работа над ошибками Объяснение учителя, выполнение упражнений,

Предупредительный диктант

Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными.Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.

Упражнение 6 страница 256







  1. л

Жанр: тема: исторический период описанный в повести А? Артемьева «Зеленное золото»?

«Сим.с ылтён» хайлав жанр.: т.с.? Хайлавра сёнланнё истории тапхёр.?



1

Комбини

рованный урок



пересказы учащихся объяснение учителя, выразительное чтение словарная работа, элементы анализа текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать особенности художественного мира поэта, Уметь: определять род и жанр литературного произведения,

Ответить на заданные вопросы.







  1. я

Придаточные обстоятельственные.

Обстоятельство пулакан п=х=нулл= предложенисем.



1

Урок усвоения новых знаний


Работа с учебником, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа выполнение упражнений,

Выборочный диктант


Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.



Упражнение 9 страница 265







  1. л

Характеристика образов повести А?Артемьева «Зеленное золото»?

«Сим.с ылтён» хайлаври сёнарсем? Т.п сёнарсен характеристики?



1

Комбини

рованный урок



беседа по вопросам, выразительное чтение работа с книгой; словарная работа, элементы анализа текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение составлению характеристики героя на основе сопоставительного анализа.

Подготовить характеристику сравнительную героев повести.







  1. я

Разбор сложноподчиненных предложений.

П=х=нулл= хутл= предложенисене тишкересси.



1

Комбинированный урок

Повторение изученного, беседа по вопросам, Синтаксический разбор, словарная работа выполнение упражнений,

Синтаксический разбор предложений

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтак-

сиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного чувашского языка.


Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Конфликт: сюжет: композиция: художественные средства и речевые фигуры в повести А.Артемьева «Зеленное золото».

«Сим.с ылтён» хайлаври хир.=\? Сюжетпа композици: илемл.х мел.сем: пуплев фигурисем: сёнарлё ч.лхе?



1

Комбини

рованный урок



беседа по вопросам, пересказы учащихся, комментированное чтение, объяснение учителя, элементы анализа текста

Развернутые ответы на вопросы

Составить цитатный план повести,







  1. я

Обобщение изученного о сложноподчиненных предложениях.

П=х=нулл= хутл= предложенисем ёинчен в\реннине п\т\млетесси.



1

Урок обобщение

Практическая работа, лингвистический разбор, словарная работа выполнение упражнений,

Самостоятельная работа

Упражнение 6 страница 275







  1. л

Произведения описывающие Великую Отечественную войну?

Тёван =.р-шывён аслё вёр=и сёнланнё хайлавсем?



1

Урок обобщение

пересказы учащихся, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, чтение и анализ текста

Тестирование

Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

Подготовить краткий анализ произведения о войне.







  1. я

Особенности соединения простых предложенийв сложном предложении.

Хутл= предложенири хутс=р предложенисем т\рл\ мелпе ёых=нни.



1

Комбинированный урок

Лингвистический разбор, Объяснение учителя, тренировочные упражнения конструирование предложений, выполнение упражнений,

Устный фронтальный опрос.




§64 Упражнение 2 страница 271







  1. л

Сочинение «Честь и хвала храбрости героев во все века»?

Сочинени? «Хёюллисен хастарлёхне _ мухтав та чыс .м.рл.хе!»



1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.



Завершить работу над сочинением.







  1. я

Обобщение изученного о сложных предложениях.

Хутл= предложенисем ёинчен аса илсе п\т\млетесси.



1

Урок обобщение

Повторение пройденного, тренировочные упражнения

самостоятельная работа



Синтаксический разбор предложений

Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы.



ответить на воросы на стр. 266







  1. л

Чувашская литература конеца 20 века?

ХХ .м.р в.=.нчи чёваш литературин утём.сем



1

Обзорный урок.

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с м/м презентацией, чтение и анализ текста, тестирование.

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Знать характерные особенности периода;

Уметь конспектировать лекцию учителя.



Подготовить сообщение о литературе данного периода.







  1. я

Сочинение «Уважаемый в слеле человек».

Сочинени «Ялти сумл= ёын»



1

урок развития речи

Работа над эпигрофом темы, составление плана, работа с доп-ым материалом, словарная работа, беседа по вопросам, самостоятельная работа.

Сочинение

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов(повествование, описание, рассуждение); принцип построения текста.Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Завершить работу над сочинением.







  1. л

Тема, проблема, композиция стихотворения Якова Ухсай «Меня татарином называют»?

Ухсай Яккёв.н «Мана тутар сёнлё те==.» сёвё тёсё: теми: проблеми?



1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, пересказы учащихся, работа с книгой; комментированное чтение, литературная игра

Проверка конспекта лекции учителя

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта, Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта.







  1. я

Изложение с элемантами сочинения. «Обращение к друзьям».

Пуёлам=шне пан= изложение малалла ёырасси. Тант=шсем! п\р к=м-лл=н, х=юлл=н Кар т=р=р-ха п\р-п\рин ёумне.



1

урок развития речи

Чтение текста, беседа по вопросам, словарная работа, составление плана, устное изложение, самостоятельная работа.

Изложение с элементами сочинения

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопросы.

Завершить работу над изложением.







  1. л

Жанр: проблема: композиция произведений Якова Ухсай «Дождь»: «Квак хуппи»?

Ухсай Яккёв.н «+умёр»: «Кёвак хуппи» хайлав т.с.сем? Проблемёсем: композици уйрёмлёх.сем?



1

Комбини

рованный урок



Лекция, работа с дополнительной литературой, работа с книгой; чтение и анализ текста аналитическая беседа,

Характеристика героев.

Знать особенности художественного мира поэта, Уметь: определять род и жанр литературного произведения.

Выразительное чтение наизусть стихотворения







  1. я

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения».

.Хутл= предложенисем ёинчен в\реннине т\р\слени. Т\р\слев диктанч\.



1

Урок контроля знаний

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Диктант

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Составить письменный синтаксический разбор данных предложений. повторить пунктограммы







  1. л

Тема: проблема стихотворения Я?Ухсай «Мать подарила мне опрятность»?

Ухсай Яккёв.н «Анне мана тирпейл. пиелен.???» сёвё т.с.: проблеми: пафос.: композици уйрёмлёх.сем?



1

Комбини

рованный урок



сообщение ученика, объяснение учителя, работа с книгой; комментированное чтение, выразительное чтение элементы анализа текста

Анализ стихотворения

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения

Подготовить выразительное чтение стихотворения.







  1. я

Чувашская письменность. Периоды развития чувашской письменности.

Ч=ваш ёырул=х\, ун=н тапх=р\сем.



1

Комбинированный урок

Анализ письменных работ Повторение пройденного,

беседа по вопросам, Чтение текста, работа с доп-ым материалом, выполнение упражнений,



Устный фронтальный опрос.

Знать историю основные этапы развития чувашской письменности, реформы в истории чувашского письма.

Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры, составлять конспект текста о роли языка и письменности в жизни человека и общества.



§ Упражнение страница







  1. л

Тема,проблема поэмы Ухсая Яккова «Родители».

«Атте-анне» поэма сыпёк.сем?



1

Комбини

рованный урок



Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Углубление навыков комментированного чтения; анализа лирического произведения

Составить словесный портрет главного героя.







  1. я

Новый период развития чувашской письменности. Современная чувашская письменность.

Ч=ваш ёырул=х\н ё\н\ тапх=р\. Хальхи ч=ваш ёырул=х\.



1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, повторение пройденного, работа над исправлением речевых ошибок, словарная работа

Подробное изложение текста

Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию.

Подготовить сообщение о творчестве чувашских языковедов







  1. л

Жанры творчества Н.Терентьева: их виды: Тема: проблема произведений?

Н?Терентьев хускатнё темёсем: проблемёсем? Пултарулёх.нчи жанрсем: в.сен т.с.сем?



1

Урок усвоения новых знаний


Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, элементы анализа литературного периода.

Письменные ответы на вопросы

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.







  1. я

Защита рефератов «Иследователи чувашского языка».

«Ч=ваш ч\лхин палл= т\пчевёисем» реферат хът\лесси.



1

Комбинированный урок

Выступление учащихся, защита рефератов, конспектирование лекции,

Беседа по вопросам,



Выступление пере аудиторией

Уметь оценивать устные и письменные высказывания в учебно-научной сфере общения с точки зрения достижения поставленных задач.

Упражнение 7 страница 290







  1. л

Тема: проблема произведения Н..Терентьева «Подснежник на ветру». Образы развивающие конфликт?.

«+ил =инчи =е=п.л» теми: проблеми? Конфликта аталантаракан сёнарсем?



1

Комбини

рованный урок



беседа по вопросам, работа с м/м презентацией, выразительное чтение элементы анализа текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Подготовить индивидуальный пересказ повести.







  1. л

Характеристика герое: композиция: художественные средства в произведении Н.Терентьева «Подснежник на ветру».

«+ил =инчи =е=п.л» хайлав яч.: сёнарсен характеристики: хайлав композиций.: илемл.х мел.сем?



1

Комбини

рованный урок



сообщение ученика, аналитическая беседа, работа с книгой; выразительное чтение и анализ текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Составить словесный портрет главного героя.







  1. я

Сочинение «Мой родной язык – чувашский язык».

Сочинени «Ман=н т=ван ч\лхе – ч=ваш ч\лхи»



1

урок развития речи

Работа над эпигрофом темы, составление плана, работа с доп-ым материалом, словарная работа, беседа по вопросам, самостоятельная работа.

Сочинение

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов

(повествование, описание, рассуждение); принцип построения текста.

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.


Завершить работу над сочинением.







  1. л

Тема: проблема произведения Ю.Скворцова «Красный мак».

Ю?Скворцов «Х.рл. мёкёнь» хайлав яч.: теми: проблеми?



1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, выразительное чтение элементы анализа текста

Сравнительная характеристика

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.







  1. я

Обобщение изученного о словосочетаниях и простых предложениях.

Синтаксиса в\реннине аса илсе п\т\млетесси.



1

Урок обобщение

Беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений,

Работа по карточкам, комплексный анализ текста.



Тестирование

Уметь систематизировать, обобщать знания о словосочетаниях и простых предложениях, вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения.

Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Жанр: конфликт: значение символов в произведении Ю.Скворцова «Красный мак». «Х.рл. мёкёнь» хайлав жанр.: т.с.? Конфликт: символсен п.лтер.ш.?

1

Комбини

рованный урок



пересказы учащихся объяснение учителя, работа с книгой; творческие задания

Письменные ответы на вопросы

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Подготовить пересказ содержания повести.







  1. я

Обобщение изученного о сложных предложениях.

Синтаксиса в\реннине аса илсе п\т\млетесси.



1

Урок обобщение

Беседа по вопросам, Повторение пройденного, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, комплексный анализ текста.

Тестирование

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях.

Уметь анализировать сложное предложение.



Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Сюжет: композиция: художественные средства в произведении Ю. Скворцова «Красный мак».

«Х.рл. мёкёнь» хайлав сюжеч.: композиций.: илемл.х мел.сем?



1

Комбини

рованный урок



аналитическая беседа, объяснение учителя, выразительное чтение словарная работа, характеристика героев, элементы анализа текста

Развернутые ответы на вопросы

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Составить сравнительную характеристику героев.







  1. я

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис».

.9 класра в\реннине т\р\слени. Т\р\слев диктанч\.



1

Урок контроля знаний

Чтение текста, беседа по вопросам, словарно-орфографическая работа, запись под диктовку, самопроверка.

Диктант

Знать основные нормы чувашского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль.

Составить письменный синтаксический разбор данных предложений.







  1. л

Произведения описывающие первую любовь.

Юрату темилл. хайлавсем тёрёх



1

Урок обобщение

объяснение учителя, выразительное чтение словарная работа, элементы анализа текста беседа по вопросам,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать содержание изученных произведений. Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

Подготовить краткий анализ одного произведения о любви.







  1. я

Текст и его виды.

Текст тата ун=н т\с\сем.



1

Комбинированный урок

Беседа по вопросам, устное описание картины, словарная работа

выполнение упражнений,



Работа над текстом.

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов

(повествование, описание, рассуждение); принцип построения текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; создавать тексты


Упражнение 4 страница 294







  1. я

Способы соединения предложений в тексте.

Текстри предложенисене ёых=нтаракан мелсем.



1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

работа с доп-ым материалом, беседа по вопросам,



Написать

сочинение

миниатюру


Написать текст использучая публицистический стиль.







  1. л

Сочинение «Чья вина больше в любовном треугольнике».

Сочинени? «Юрату ви= к.тесл.х.нче камён телей. е айёп. пысёкрах?»



1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.



Написать отзыв на одну из изученных в 9 классе повестей







  1. я

я

Обобщение изученного в 9 классе.9 класра в\реннине аса илсе п\т\млетесси.

1

Урок обобщение

беседа по вопросам, Повторение пройденного, комплексный анализ текста.

Выполнение заданий на карточках

Обобщение знаний и умений учащихся полученных за курс 9 класса. Знать изученные орфограммы, уметь применять их на практике.

Прочитать завещание И.Я.Яковлева чувашскому народу стр. 298-299









л

Обобщение изученного в VIII, IX классах.

VIII тата IX классенче в.реннине аса илни?



1

Урок обобщение




Тестирование

Уметь выразительно читать стихи выученные наизусть.

Составить хронологическую таблицу, подготовить сообщение о литературе начала XX века.









л

Читательская конференция?

Вулав конференций.?



1

Урок обобщение




Исследовательские задания

Знать: содержание изученных произведений, Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

Читать художественную литературу по данному списку.