Похожие работы
|
Тематическое планирование по музыке 8 класс. № Дата Тема урока Основное содержание - страница №1/1
Календарно- тематическое планирование по музыке 8 класс.
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Основное содержание урока
|
Музыкальный материал урока
|
«Что значит современность в музыке?»-4 ч.
|
1
|
|
Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке.
Автобиографическая соната Л.Бетховена.
|
Фуга- высшая форма полифонии. Музыка Баха. Характерные черты эпохи барокко и творчества Баха.
Соната № 14 Бетховена. Характерные черты творчества Бетховена.
|
И.С. Бах «Токката и фуга». Б . Окуджава «Музыкант». М Дунаевский «Песенка о непогоде». Бетховен соната № 14.
|
2
|
|
Авторская песня.
Взаимопроникновение музыкальных культур.
|
Знакомство с творчеством Б.Окуджавы. Философия песни.
Воплощение Баховского стиля в музыке бразильского композитора 20 века Э.Вила-Лобоса. В чем современность музыки И.Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.
|
Э.Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5».
А.Петров, сл.Шпаликова «Я шагаю по Москве»
|
3
|
|
Урок монография по творчеству Д.Шостаковича.
|
Образ войны в творчестве Шостаковича. Своеобразие музыкального языка композитора.
|
1-я часть симфонии №7. Фрагменты симфонии №9. Б.Окуджава «Надежды маленький оркестрик».
|
4
|
|
Связь времен в музыке.
Путешествие «Прогулка ро Москве- прошлое и настоящее рядом»
|
Отличительная черта творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников.
|
Викторина по творчеству Прокофьева.
Прокофьев «Классическая симфония».
Духовная музыка. Русская народная песня по выбору. Романсы по выбору. Бардовская песня С.Никитин «Александра».
|
«Музыка серьезная и легкая»-3 ч.
|
5
|
|
Танцевальная музыка -легкая и серьезная.
Вальс-танец?
|
Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.
Разнообразие музыкальных форм. Соответствие содержание и формы. Средства музыкальной выразительности.
|
А.Хачатурян «Вальс» их музыки к драме Лермонтова «Маскарад».
И.Штраус. «Вальс» по выбору. Рок- опера А.Рыбникова «Юнона и Авось».
М.Глинка «Вальс-фантазия» , И.Штраус «Вальсы», Б.Окуджава «Лесной вальс».
|
6
|
|
Серьезная и легкая рок-музыка. Истоки джазовой музыки. Современность джаза.
|
Многообразие современной популярной музыки. Творчество «Битлз». Современная рок-музыка.
Понятие джаза. Истоки развития негритянской музыки.
|
Творчество «Битлз», эстрадная песня, рок- опера «Юнона и Авось», музыка из кинофильма «Мы из джаза».
|
7
|
|
Бардовская песня.
|
Знакомство с творчеством С.Никитина, А.Розенбаума. Значение текста и мелодии в правдивости выражения художественного замысла.
|
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Под музыку Вивальди» С Никитин, В.Берковский. Розенбаум «Вальс-бостон», «На дороге жизни» и др.
|
«Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»-8 ч.
|
8
|
|
Легкая развлекательная музыка в опере.
Контрастные противопоставления в опере.
|
Проникновение легкой музыки в оперный жанр. Зависимость выбора типа музыки от образа героя.
Драматическая роль развлекательной песенки в музыкальном произведении.
Музыкальная характеристика контрастных образов.
|
Верди. Песенка Герцога из оперы «Риголетто».
В.Туриянский «Старая сказка».
|
9
|
|
Слияние двух стилей в музыке симфоджаза.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
|
Д.Гершавин-новатор в области симфонической музыки. Понятие симфоджаза. Слияние европейских музыкальных симфонических традиций с негритянской народной музыкой.
Легкость и философия народной музыки. Частушка. Выражение художественного образа через взаимопроникновение и сопоставление легкой и серьезной музыки.
|
Д.Гершавин «Концерт для фортепиано с оркестром», «Голубая рапсодия», Р.Щедрин «Озорные частушки»
|
10
|
|
Сосуществование легкой и серьезной музыки. Жанр сюиты.
|
Характерные, наиболее яркие черты музыки А.Хачатуряна. Легкость и серьезность танцевальной музыки. Понятие сюиты. Рождение двух новых жанров на основе одного.
|
А.Хачатурян «Вальс», Т.Хренников. Сюита из балета «Любовь за любовь», Ж.Бизе «Увертюра» из оперы «Кармен».
|
11
|
|
Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.
|
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии Чайковского.
|
Викторина по творчеству Чайковского. Чайковский «Симфония №4», часть 3.
|
12
|
|
Современный фольклор-смешение стилей.
|
Легкая и серьезная музыка в фольклоре. Творчество Ж.Бичевской.
|
Песни и романсы Ж.Бичевской. Р.н.п. «Миленький ты мой», Ансамбль «Русская песня»
|
13.
|
|
Современные обработки классических произведений. Актуальность и многогранность творчества Л.Бетховена.
|
Классические произведения в обработке современных исполнителей. Творчество В.Мэй.
Актуальность и многогранность творчества Л. Бетховена.
|
Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс», В.Мэй, Ф.Шуберт «Аве Мария», В.Якушев «Вечер бродит».
Викторина по творчеству Бетховена.
|
14
|
|
Урок монография по творчеству С.Прокофьева.
Музыка народов мира
|
Путешествие по творчеству С.Прокофьева. Музыкальная связь времен в произведениях С.Прокофьева. Искусство прошлого в современной музыке.
Неразделимая связь музыки композитора и народной.
|
Викторина по творчеству Прокофьева.
|
15
|
|
Урок –концерт
|
Влияние музыки на человека.
|
Песни и музыкальные произведения по выбору учащегося.
|
Учебно- тематическое планирование по музыке 8 класс.
№ урока
|
Тема урока.
|
Кол-во часов
|
Примечание
|
«Что значит современность в музыке?»- 4 ч.
|
1
|
Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке.
Автобиографическая соната Л.Бетховена.
|
1
|
|
2
|
Авторская песня.
Взаимопроникновение музыкальных культур.
|
1
|
|
3
|
Урок монография по творчеству Д.Шостаковича.
|
1
|
|
4
|
Связь времен в музыке.
Путешествие «Прогулка по Москве- прошлое и настоящее рядом»
|
1
|
|
«Музыка серьезная и легкая»- 3 ч.
|
5
|
Танцевальная музыка -легкая и серьезная.
Вальс-танец?
|
1
|
|
6
|
Серьезная и легкая рок-музыка. Истоки джазовой музыки. Современность джаза
|
1
|
|
7
|
Бардовская песня.
|
1
|
|
«Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»-8 ч.
|
8
|
Легкая развлекательная музыка в опере.
Контрастные противопоставления в опере.
|
1
|
|
9
|
Слияние двух стилей в музыке симфоджаза.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
|
1
|
|
10
|
Сосуществование легкой и серьезной музыки. Жанр сюиты.
|
1
|
|
11
|
Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.
|
1
|
|
12
|
Современный фольклор-смешение стилей.
|
1
|
|
13
|
Современные обработки классических произведений. Актуальность и многогранность творчества Л.Бетховена.
|
1
|
|
14
|
Урок монография по творчеству С.Прокофьева.
Музыка народов мира
|
1
|
|
15
|
Урок –концерт
|
1
|
|
Календарно- тематическое планирование по музыке 9 класс.
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Основное содержание урока
|
Музыкальный материал урока
|
«Образ Человека в мировой музыкальной культуре»-8 ч.
|
1
|
|
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Философское размышление о жизни в музыке Баха.
|
Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки. Воздействие музыки на мир человека. Нравственно-эстетические темы музыки Баха; сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание к человеку.
|
Чайковский П.И. «Концерт 1» для фортепиано с оркестром. Бах «Шутка». Органные проиведения «Токката и фуга».
|
2
|
|
Отражение темы жизни и смерти в музыке. Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.
|
Особенности жанра «Реквиема». Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке Моцарта. «Светский» характер музыки Верди. Характеристики музыкальных образов. Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека. Трагический конфликт между героем и окружающей средлй
|
Моцарт «Реквием», Верди «Реквием», Кабалевский «Реквием». Творчество одного из композиторов по выбору: Шопен, Шуман, Шуберт.
|
3
|
|
Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского.
|
Трагедия Шекспира-гимн торжествующей любви.Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.И.Чайковского. Музыкальные характеристики героев балета С.С.Прокофьева.Сравнение трактовок и музыкального языка Прокофьева и Чайковского.
|
Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».
|
4
|
|
Драматические образы в музыке. «В поисках счастья». Обобщение темы.
|
Понятия: симфония, сюита. Программная ювертюра. Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт. Самобытность музыкальных произведений Э.Грига. Сказочно-фантастические образы его музыки, их взаимосвязь с национальными истоками.
|
Бетховен Эгмонт. Р.Щедрин Кармен-сюита. Э.Григ «Пер Гюнт». Римский-Корсаков «Шехеразада»
|
5
|
|
Человек в музыке: персонаж, лирический герой. Музыкальный портрет Александр Невский.
|
|
Кантата «Александр Невский», опера «Князь Игорь».
|
6
|
|
Тема нравственной красоты в музыке. Повесть о русском человеке.
|
Масштабность наследия Н.А. Римского-Корсакова. Народ, как носитель вечных духовных и эстетических ценностей- основная идея музыки.
Характерные черты музыкального стиля В.Гаврилин. Судьба героя не просто жизнь и смерть где-нибудь в глухом тихом углу, но жизнь и смерть на дороге, в самом ее круговороте.
|
Н.А.Римский-Корсаков сцена таяния Снегурочки их оперы «Снегурочка».
Перезвоны В.Гаврилин.
|
7
|
|
Музыка с человеком в горести и в радости. Авторская песня и ее герои.
|
Показать роль песни в жизни человека на примере оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева.
Авторская песня как явление в российской культуре. Уметь размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни. Определить грани воздействия авторской песни на человека.
|
С.С.Прокофьев опера «Повесть о настоящем человеке» сцена из 5-й картины.
Д.Тухманов, М.Светлов, А.Городнецкий.
А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В.Высоцкий, Б.Окуджава, О.Митяев.
|
8
|
|
Образ человека в мировой художественной культуре. Философия музыки. Обобщение темы.
|
Повторение изученного материала.
|
Материал по выбору и желанию.
|
«Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» -7 ч.
|
9
|
|
Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Композиторы- новаторы своего времени.
|
Храмовое действо как синтез искусств. Понятие духовной музыки. Характерные черты духовной музыки. Основные жанры духовной музыки.
С.Рахманинов крупнейший композитор и пианист, дирижер-новатор. Размышление о понятии истины и красоты, знакомство с историей создания поэмы «Колокола».
|
Греческий распев 17 века «Богородице Дево, радуйся», «Херувимская».
Духовные концерты Березовского М.С.,Бортнянского Д.С., С.Рахманинов «Колокольная» фрагмент произведения. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.
|
10
|
|
«Золотой век русского искусства». Композитор-новатор М.Мусоргский. А.С.Пушкин и русская музыка.
|
Русская музыка 19 века. Расцвет реализма в русской музыке на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.
Музыкальный импрессионизм. Связь музыки французских импрессионистов с русскими истоками Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П.
Музыкальность и образность поэтического языка А.С.Пушкина. Воплощение сюжетов Пушкина в музыке Глинки, Чайковского, Мусоргского, Свиридова и др.
|
Музыкальные произведения Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова.
Музыка и сюжеты литературных произведений Пушкина.
|
11
|
|
Поиск нового видения мира и стилевое многообразие музыки 20 века. Циклические формы инструментальной музыки А.Шнитке. Духовные традиции в музыке В.Гаврилина.
|
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве 20 века. Музыкальный язык современности. Творчество Свиридова Г.В., Гаврилина В., Шнитке А., Щедрина Р. Циклическая форма в музыке. Полистилистика. Сформировать понимание значимости творчества Шнитке для мировой культуры.
Определить истоки музыки Гаврилина, знакомство с музыкальными произведениями.
|
Гаврилин В. Симфония-действо «Перезвоны». Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». А.Шнитке «Кончерто гросс», «Сюита в старинном стиле».
|
12
|
|
«История одного шедевра» Игорь Стравинский. Новаторство в «симфонической музыке Д.Д.Шостаковича. Особенности музыкального языка А.Караманова.
|
Формировать представление о синтезе искусств. Проследить связь русского современного искусства. «Русский период» в творчестве Стравинского. Понятие «симфония». Сформировать понятие о музыке Шостаковича. Понятие музыкальный авангард. Поиск необычных средств в музыкальной выразительности, новые методы сочинения и исполнения музыки.
|
Фрагменты балета Стравинского «Петрушка». Фрагменты симфоний, опер Шостаковича. «Аве Мария» Карманов А.
|
13
|
|
Новаторство трактовки жанра оперы. Рок опера «Иисус Христос-суперзвезда» Э.Уэббер.
|
Объяснить значение традиций и новаторства в рок-опере. Знакомство с рок-оперой А.Рыбникова «Юнона и Авось». Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы.
|
А.Рыбников «Юнона и Авось».
Э.Уэббер рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
|
14
|
|
Диалоги с музыкой разных эпох и стилей.
|
Урок формирования, совершенствования знаний. Характерные черты музыкальных стилей.
|
Материал по выбору.
|
15
|
|
Итоговый урок.
|
Повторение изученного материала.
|
Материал по выбору.
|
|
|
|
|
|
Учебно- тематическое планирование по музыке 9 класс.
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Примечание
|
«Образ Человека в мировой музыкальной культуре»-8 ч.
|
1
|
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Философское размышление о жизни в музыке Баха.
|
1
|
|
2
|
Отражение темы жизни и смерти в музыке. Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков
|
1
|
|
3
|
Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского.
|
1
|
|
4
|
Драматические образы в музыке. «В поисках счастья». Обобщение темы.
|
1
|
|
5
|
Человек в музыке: персонаж, лирический герой. Музыкальный портрет Александр Невский.
|
1
|
|
6
|
Тема нравственной красоты в музыке. Повесть о русском человеке.
|
1
|
|
7
|
Музыка с человеком в горести и в радости. Авторская песня и ее герои.
|
1
|
|
8
|
Образ человека в мировой художественной культуре. Философия музыки. Обобщение темы.
|
1
|
|
«Традиции и новаторство в музыкальном искусстве:
прошлое, настоящее, будущее»-7 ч.
|
9
|
Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Композиторы- новаторы своего времени
|
1
|
|
10
|
«Золотой век русского искусства». Композитор-новатор М.Мусоргский. А.С.Пушкин и русская музыка.
|
1
|
|
11
|
Поиск нового видения мира и стилевое многообразие музыки 20 века. Циклические формы инструментальной музыки А.Шнитке. Духовные традиции в музыке В.Гаврилина
|
1
|
|
12
|
«История одного шедевра» Игорь Стравинский. Новаторство в «симфонической музыке Д.Д.Шостаковича. Особенности музыкального языка А.Караманова.
|
1
|
|
13
|
Новаторство трактовки жанра оперы. Рок опера «Иисус Христос-суперзвезда» Э.Уэббер.
|
1
|
|
14
|
Диалоги с музыкой разных эпох и стилей.
|
1
|
|
15
|
Итоговый урок.
|
1
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 класса
Знать/понимать:
-
знать имена выдающихся композиторов , узнавать и исполнять их произведения.
-
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
-
иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
-
иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
-
знать направления современной музыки
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В. и др.).
Уметь:
-
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
СД: Энциклопедия классической музыки. 2007. «Коминфо». Москва
CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx
СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2007. «Кирилл и Мефодий»
СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2008. Институт новых технологий.
СД: Обучающе - развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2007. Alisa Group.
СД: Обучающе - развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2008. Alisa Group.
Гришанович Н.М., Суханова А.И. Музыка. 8 класс. – М.: Просвещение,2007.
Искусство в школе, № 5, 2005; № 6, 2006.
Место курса «Музыка» в учебном плане школы
На изучение учебного курса музыки в 8- 9 классе отводится 1 часов в неделю.
Курс рассчитан 15 ч - (15 учебных недель).
Количество часов в 1-й четверти - 8
Количество часов во 2-й четверти - 7
Количество часов в 3-й четверти -
Количество часов в 4-й четверти -
|