Тематическое планирование фадеев александрович тема гражданской войны в советской литера Нравственные проблемы в романе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей ХХ века А. 1 23.54kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению л. 1 417kb.
Александр Александрович фадеев (24. 12. 1901 13 1956), писатель 1 27.61kb.
Лекция 10. Тема. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской... 1 91.29kb.
Тематическое планирование 5 класс № Тема урока По плану Фактич 1 54.88kb.
Тематическое планирование. Тема І. Становление индустриального общества. 1 197.09kb.
Урока Календарно -тематическое планирование с определением основных... 1 302.46kb.
Тематическое планирование 10 класс № Тема урока 1 339.25kb.
Тематическое планирование по мхк 11 класса п\н Тема раздела Количество... 1 148.18kb.
Тема урока Календарно-тематическое планирование 6 класс 1 96.2kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) 1 222.38kb.
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей ХХ века А. 1 23.54kb.
- 4 1234.94kb.
Тематическое планирование фадеев александрович тема гражданской войны в советской - страница №1/7

Преподавание литературы в ХI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. Часть II. — М.: АРКТИ, 2001. — 216 С.


Содержание

О курсе литературы в ХI классе ………………………………………………………………………..3


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………………...5
ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ………………………………………………………...8

Тема гражданской войны в советской литера Нравственные проблемы в романе «Разгром» ….....8

Тема интеллигенции и революции в романе «Разгром» …………………………………………….12
БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ …………………………………………………………...14

Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Новаторство в темах, идеях,

стилистике. Судьба произведений М.А. Булгакова …………………………………………………15

М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита» ………………………20

Мастер и музыка. Перечитывая М. А. Булгакова (отрывки) ………………………………………..22
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ………………………………………………………………………………...31

Слово об Андрее Платонове. Рассказы Платонова разных лет..........................................................31

Повесть А. Платонова «Котлован» (темы, сюжет, композиция) .......................................................32

Система персонажей повести А. Платонова «Котлован».

Художественные особенности произведения ………………………………………………………..33
АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА ………………………………………………………………….33

«Так молюсь я твоей литургией...» (жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой) …………...34

Лирика А. А. Ахматовой. Темы поэта и поэзии. Тема А. С. Пушкина.

Тема Родины и гражданского мужества ……………………………………………………………...46

Трагедия личности, тема судьбы народа в поэзии А. А. Ахматовой ................................................47

Анна Ахматова «Библейские стихи» …………………………………………………………………50


ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ………………………………………………………..58

Начало творческого пути. Картины гражданской войны и

классовой борьбы на Дону в сборниках «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» ……………...59

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского

казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых ……………………………………………….59

Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ

в изображении Михаила Шолохова …………………………………………………………………..60

Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон

на Дону. Нравственная, а не классовая позиция автора …………………………………………….61

Трагедия Григория Мелехова. «Казачий Гамлет» …………………………………………………..62

Тема любви в романе «Тихий Дон». Женские образы в романе . ………………………………….62

Опорные вопросы для урока-лекции «Роман М. Шолохова “Поднятая целина”» ………………..63


«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

ХХ ВЕКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА ……………………………………………..65

Литература второй половины ХХ века …………………………………………………………….....66

Тема войны и мира в советской литературе …………………………………………………………70

В чем смысл жизни? (по произведениям Ю. Трифонова, В. Липатова,

В. Распутина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, В. Шукшина и др.) …………………………………...79

Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, В. Дудинцев и др.) ……………..81

Литература «онтологического реализма» (деревенская проза) .........................................................84

Литература андеграунда ………………………………………………………………………………86

Поэзия в 50—90-е годы ………………………………………………………………………………..89


ТВАРДОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ …………………………………………………...90

Лирика А. Твардовского разных лет ……………………………………………………………….....91

Слово о Твардовском. Поэма А. Твардовского «По праву памяти» …………………………….....92
ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ………………………………………………………………93

Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака ……………………………………………………93

Своеобразие лирики Б. Пастернака …………………………………………………………………..97

Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе ……………99

Стихотворения Ю. Живаго и их роль в раскрытии идеи и

проблематики романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» …………………………………………..102


АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ …………………………………………………………...107

Краткая биографическая справка. Обзор творчества по произведениям ………………………...107


СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: “ЗА” И “ПРОТИВ” ………………………………………..113

Дискуссия «Социалистический реализм: “за” и “против”» ……………………………………….113


ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………114

№ 1. Темы сочинений по курсу литературы ХХ века (примерные) ………………………………114

№ 2. Межпредметные связи (русский язык и литература) ………………………………………...119

№ 3. Примерные вопросы к зачету по русской литературе ХХ века ……………………………..137



О КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ХI КЛАССЕ

Задача авторов — помочь учителю, опираясь на имеющуюся учебно-методическую литературу, учебники, хрестоматии, материалы и разработки данного пособия, эффективнее и целесообразнее реализовать основные цели и задачи литературного образования, заявленные в нормативных документах. (См. программно-методические материалы: 5—11 классы. / Сост. Т. А. Калганова. — М.: Дрофа, 1998. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область филология.)


Учебники и хрестоматии

1. Русская литература ХХ века: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2-х частях / Под ред. В. В. Агеносова. — М.: Дрофа, 1996.

2. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 1997.

3. Русская литература ХХ века: 11 класс: Практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. И. Лыссого. — М.: Мнемозина, 1998.

4. Российская школьная хрестоматия: 11 класс: 2 ч. / Сост. В. Коровина, В. Коровин. — М., 1996.

5. Русская литература ХХ века: 2 т. / Сост. А. Баранников, Т. Калганова, Л. Рыбченкова. — М., 1996.


Отметим, что развитие литературы в ХХ веке прошло стадии спадов и подъемов. Условно можно выделить следующие периоды развития литературы ХХ века:

1) Литература рубежа веков (1890—1917);

2) Литература 20-х — конца 50-х годов ХХ века;

3) Литература второй половины ХХ века (конец 50-х начало 60-х годов по настоящее время).

Каждый из них делится на более частные периоды (например, литература 20-х годов; литература 30-х годов и т. д.) со своими специфическими тенденциями. Четкость периодизации литературного процесса в целом и выявление тенденций развития литературы определенного периода помогают лучше понять М. Горького и В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина, А. Ахматову и М. Цветаеву, М. Булгакова и Б. Пастернака, М. Шолохова и А. Платонова... Осмыслить революцию 1917 года в христианских категориях (А. Блок «Двенадцать»; А. Белый «Христос воскрес»; С. Есенин — поэмы 1917—1922), увидеть революционно-религиозную утопию в поэмах С. Есенина 1917— 1922 гг. («Товарищ», «Певучий зов», «Отчарь», «Происшествие», «Пришествие», «Приображение», «Небесный барабанщик») и результат этих событий в творчестве А. Солженицына, В. Дудинцева, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Шаламова.

Разделы «Готовясь к уроку» конкретизируют предыдущие общие разделы. Какие материалы включены в них? Мемуары, исследования о писателях; краткие летописи жизни и творчества; фрагменты художественных текстов, которые могут быть размножены и служить дидактическим материалом; разработки тем и уроков; вопросы и задания для учащихся; темы сочинений и т. д. Фрагменты из статей музыковедов, искусствоведов дают возможность иначе «прочитать» и проанализировать изучаемые произведения.

Многообразие заданий в разделе «Письменные работы» дает учителю возможность выбирать приемлемые для конкретного класса. Отметим, что письменные ответы на вопросы, подготовка рефератов, лингвистический анализ рекомендуемых текстов на уроках русского языка, тексты диктантов и изложений на материале художественных произведений развивают самостоятельность и творческую активность школьников, способствуют их общекультурному и литературному развитию. Необязательно каждый ученик должен письменно ответить на все вопросы (можно по выбору); рефераты ученик готовит не чаще одного раза в полугодие. Защищать рефераты можно на зачете. Все письменные работы, которые школьники выполняли при изучении темы, обязательно оцениваются и учитываются. Планирование письменных работ на весь учебный год (в связи с изучением курса литературы) способствует активизации этого процесса, исключает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти, дает возможность привлечь к выполнению сложных заданий (докладов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников. Появляется возможность координировать проведение письменных работ уроками русского языка. Главной идеей построения системы письменных работ является идея развития знаний, умений, навыков и мотивов деятельности. А главными условиями, способствующими развитию, следует назвать преемственность и усложнение, которые рассматриваются как дидактические условия эффективности формирования понятий и их систем.
Некоторые пояснения к планированию.

1. Рекомендуемые произведения живописи и музыки хронологически совпадают с периодом литературы, о котором идет речь, служат иллюстрациями к произведениям и т. д.

Цель использования их на уроке — активизировать художественное восприятие литературы.

2. В разделе «Советуем прочитать» дана литература, которая поможет учителю в подготовке уроков. Часто список велик — для того, чтобы была возможность выбора.

3. Статьи, манифесты и декларации — этот материал использовать необходимо. Формы работы — составление тезисов, ответы на вопросы и т. д. Возможно проведение семинаров.

4. Обращаем внимание на то, что в пособии представлены образцы различных типов уроков и занятий — лекции, семинары, исследования, зачеты и т. д. Мы не приводим подробные методические и теоретические рассуждения об этих уроках, но краткие пояснения к ним есть (о лекциях, зачетах); уроки-семинары разработаны подробно (см. «Библейские стихи» А. Ахматовой, «Стихотворения Юрия Живаго и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа»), поэтому пояснений специальных в тексте нет. Не всегда материал четко делится по урокам. Иногда он рассчитан на несколько уроков. Учитель сам его перераспределит.

5. Материалы к зачету тоже носят характер рекомендаций. Предлагаются варианты. Но в любом случае проверяются все письменные работы по теме, стихотворения наизусть. Оценки лучше выставлять за каждую работу.

6. В некоторых темах подробно расписаны домашние задания, как модели для самостоятельного планирования.

7. Заучивание наизусть следует проводить в соответствии с требованиями программы.

8. Пособие поможет и учителю, который работает в гимназических классах и в классах с углубленным изучением литературы. Во многих разделах пособия на это есть прямое указание, соответствующие материалы и разработки.

9. Приложения.

Приложение № 1. Темы сочинений по курсу литературы ХХ века (примерные).

Приложение № 2. Межпредметные связи (русский язык и литература: часть I — тексты диктантов и изложений, связанные с литературными темами; часть II — тексты из произведений изучаемых авторов).

Приложение № 3. Примерные вопросы к зачету по русской литературе ХХ века.

10. Все три приложения носят характер рекомендаций.
Авторы-составители. Г. А. Обернихина («О курсе литературы в ХI классе», «Горький Алексей Максимович», «Есенин Сергей Александрович», «Маяковский Владимир Владимирович», «Булгаков Михаил Афанасьевич», «Ахматова Анна Андреевна», «Пастернак Борис Леонидович», «Айтматов Чингиз Торекулович», «Социалистический реализм: «за» и «против», Приложения №№ 1—3); И. А. Биккулова («Тенденции развития литературы с 1917 по 1950 гг. ХХ века. Общая характеристика периода», «Андрей Платонов», «Шолохов Михаил Александрович», «Твардовский Александр Трифонович»); С. И. Бойко («Фадеев Александр Александрович»).

Разделы, написанные совместно:

I. «Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ века (характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века)» — Г. А. Обернихина; «Проза конца ХIХ — начала ХХ века» — Г. А. Обернихина; «Уроки по творчеству Л. Андреева» — И. М. Лейфман; «Изучение поэзии “серебряного века”» — Г. А. Обернихина, И. А. Биккулова.

II. «Блок Александр Александрович» Г. А. Обернихина; разделы «Система уроков по творчеству А. А. Блока» — О. Е. Поремузова, И. М. Лейфман.

III. «Тенденции развития литературы второй половины ХХ века» — И. А. Биккулова; «Тема войны и мира в советской литературе» — Г. А. Обернихина; «В чем смысл жизни (по произведениям Трифонова, Распутина, Бондарева, Айтматова, Шукшина и др.)» — Г. А. Обернихина; «Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, А. Дудинцев и др.)» — Г. А. Обернихина; «Литература “онтологического реализма” (деревенская проза)» — Г. А. Обернихина; «Литература андеграунда» — И. А. Биккулова.

Во второй части 10 тем, материал которых распределен на 54 урока, и три приложения.

Тема 7. Фадеев Александр Александрович.

Тема 8. Булгаков Михаил Афанасьевич.

Тема 9. Андрей Платонов.

Тема 10. Ахматова Анна Андреевна.

Тема 11. Шолохов Михаил Александрович.

Тема 12. Тенденции развития литературы второй половины ХХ века. Общая характеристика периода.

Тема 13. Твардовский Александр Трифонович.

Тема 14. Пастернак Борис Леонидович.

Тема 15. Айтматов Чингиз Торекулович.

Тема 16. Социалистический реализм: «за» и «против».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ (136 ЧАСОВ)


№№

Темы

№№ Уроков

Тема уроков

Примечание

1




Тенденции развития литературы на рубеже веков; (конец ХIХ — начало ХХ века). Общая характеристика периода




1-2

Характеристика литературного процесса конца ХIХ — начала ХХ века




3-9

Проза конца ХIХ - начала ХX века Обзор с изучением одной — двух тем (по выбору учителя и учащихся):

— Куприн А. И.

— Бунин И. А.

— Андреев Л. Н.






10

11-12
13

14

15-16


Изучение поэзии «Серебряного века».

Возникновение различных литературных течений в конце ХIХ — начале ХХ в. (на примере поэзии)

Символисты и символизм

Акмеисты и акмеизм

Футуристы и футуризм

Зачет по теме: Тенденции развития литературы на рубеже веков (конец ХIХ—начало ХХ века)»



Зачет можно проводить во внеурочное время

2




Горький А. М.




17-18

Жизнь и творчество, личность М. Горького (с обращением к автобиографическим произведениям)




19-20

Раннее творчество М. Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль», «Человек»)




21-22

Роман «Фома Гордеев» М. Горького




23-24

Горький – драматург. Пьеса «На дне»




25-26

Роман М. Горького «Мать» как «своевременная книга» (В. И. Ленин)




27

Публицистика М. Горького. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре




28

Зачет по теме «А. М. Горький»




3




Блок А. А.




29-30

Жизнь, творчество, личность А. Блока




31-32

Темы, идеи, стилистика творчества А. Блока




33-34

Поэма А. Блока «Двенадцать»




35

«Если бы я писал картину...» (А. Блок, В. Васнецов, И. М. Нестеров, М. В. Врубель)




4




Есенин С. А.




36-37

Личность С. Есенина. Жизнь и творчество поэта




38-39

Анализ лирики поэта




40-41

Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме




5




Маяковский В. В.




42-43

Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество В. В. Маяковского (В. Маяков ский в воспоминаниях современников)




44-45

В. Маяковский и Октябрь. Проблематика творчества. Драматургия В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»). Работа в окнах РОСТа




46

Художественный мир поэмы «Во весь голос»




47-48

Новаторство поэзии В. В. Маяковского. Творчество В. В. Маяковского в оценке современного читателя




6




Тенденция развития литературы в 1917 по 1950 годы ХХ века




49

Общая характеристика развития русской литературы 1917-1920 гг.




50

Русское литературное зарубежье




51

Русская литература 1920-1940 гг. (с анализом одного-двух произведений)




52

Великая Отечественная война и русская литература (с анализом одного-двух произведений)




53-54

Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений




7




Фадеев А. А.




55

Тема гражданской войны в советской литературе. Нравственные проблемы в романе «Разгром»




56

Тема интеллигенции и революции в романе. Современная полемика о романе




8




Булгаков М. А.




57-58

Жизнь, творчество, личность, новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений М. А. Булгакова




59-60

М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




61-62

«Мастер и Маргарита». Перечитывая М. А. Булгакова

Можно провести во внеурочное время

9




Платонов А. П.




63

Повести А. Платонова. Слово об Андрее Платонове. Рассказы Андрея Платонова разных лет




64-65

«Котлован». Темы, сюжет, композиция. Система персонажей повести А. Платонова «Котлован». Художественные особенности произведения




10




Ахматова А. А.




66

«Так молюсь я твоей литургией...» (жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой)




66-68

Лирика А. А. Ахматовой (темы поэта и поэзии; тема А. С. Пушкина; Тема Родины и гражданского мужества)




69

Трагедия личности, судьбы народа в поэзии А. А. Ахматовой




70-71

Библейские стихи А. Ахматовой

Для классов с углубленным изучением литературы




Защита рефератов

Можно провести во внеурочное время

11




Шолохов М. А.




72

Начало творческого пути. Картины гражданской войны и классовой борьбы на дому («Донские рассказы» и «Лазоревая степь»)




73

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых .




74

Ожесточение человека на войне. Первая мировая война и народ в изображении Михаила Шолохова




75

Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон. Нравственная, а не классовая позиция автора




76

Трагедия Григория Мелехова — «казачий Гамлет»




77

Тема любви в романе. Женские образы «Тихого Дона»




12




Тенденции развития литературы второй половины ХХ века




80

Литература второй половины ХХ века




81-82

Тема войны и мира в советской литературе




83-84

В чем смысл жизни? (по произведениям Ю. Трифонова, В. Липатова, В. Распутина, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, В. Шукшина и др.)




85-86

Личность в условиях социальной несвободы (А. Солженицын, В. Дудинцев и др.)




87-88

Литература «онтологического реализма» (деревенская проза)




89

Литература андеграунда




90

Поэзия в 50—90-е годы




13

91-92

Лирика А. Твардовского разных лет. Слово о Твардовском. Поэма А. Твардовского «По праву памяти»




14




Пастернак Б. Л.




93

Жизненный и творческий путь В. Л. Пастер нака




94

Своеобразие лирики Б. Пастернака




95-96

Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе

Семинарское занятие

97-98

Стихотворения Юрия Живаго и их роль в раскрытии идеи и проблематики романа




15

99-100

Чингиз Торекулович Айтматов




16

101-102

Социалистический реализм: «за» и «против»







34 часа

Классные сочинения





ГОТОВЯСЬ К УРОКУ...
ТЕМА № 7

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1901-1956)
Письменные работы

Рефераты

1. Современная полемика о романе А. Фадеева «Разгром».

2. Роман А. Фадеева «Молодая гвардия». (Роман одиннадцатиклассники читают самостоятельно.)
Советуем прочитать

Беляев Б. Л. Страницы жизни: А. Фадеев в 20-е и 30-е гг. — М., 1980.

Беляев Б. Л. Александр Александрович Фадеев: 2-е изд., доп. — Л., 1975.

Самойленко Г. В. А. А. Фадеев: Семинарии / Нежинский пед. ин-т им. Н. В. Гоголя. — Нежин, 1991.


Урок № 55

Тема гражданской войны в советской литературе.

Нравственные проблемы в романе «Разгром»
На первом уроке следует уделить внимание разговору о жизни и творчестве писателя (7—10 мин.) и сразу перейти к анализу романа.
Материал для учителя

Задания №№ 2—3 — индивидуальные.

К этому уроку учащимся можно дать опережающие задания:

1. Прочитать (дочитать) роман «Разгром».

2. Прочитать романы Д. Фурманова «Чапаев» и А. Серафимовича «Железный поток».

3. Ответить на вопрос (подтверждая рассуждение текстом): как изображают человека авторы (как личность или неотделимо от массы)?
А. Фадеев утверждал в одной из статей: “Как писатель своим рождением я обязан своему времени” (“О советской литературе”). Поэтому в начале первого урока, посвященного А. Фадееву, следует поговорить об этом времени, о влиянии родителей на становление революционного сознания сына, о детстве, отрочестве и боевой юности будущего писателя.

Александр родился в семье учителя Александра Ивановича Фадеева (по убеждениям народовольца) и фельдшерицы Антонины Кунц-Фадеевой (марксистки), в которой счастья не было. Несмотря на то, что было еще двое детей, семья распалась. Отец вскоре был сослан в Сибирь. Отчим Глеб Владиславович Свитыч был сыном писателя-публициста, революционера-народника, сосланного в Сибирь. Учился А. Фадеев во Владивостокском коммерческом училище. Учитель русского языка и литературы Степан Гаврилович Пашковский оказал большое влияние на формирование личности Фадеева. Он приучал своих питомцев к неординарному мышлению, прививал любовь к родному языку. С восьми лет Александр начинает писать стихи, в одиннадцать лет написал повесть о мальчиках, сбежавших в Америку.

Во Владивостоке юный Фадеев жил в семье тетки Марии Владимировны Сибирцевой, которая принимала участие в освободительной борьбе, ее сыновья погибли в годы гражданской войны (Игорь погиб под Хабаровском, Всеволод был сожжен японскими интервентами в паровозной топке вместе с С. Лазо и А. Луцким). Все это оказывало влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. Следует обратить внимание на его участие в партизанском движении, служебный рост на партийной работе (см. «Жизнь и творчество А. Фадеева»).

С 1918 г. Фадеев — член партии, в 18 лет — комиссар полка, в 19 — комиссар бригады, делегат Х съезда партии. Он сам, как молодой идеолог, считал, что «полемически обогнал свое поколение на несколько лет, научился влиять на массу...» В восемнадцать лет он руководил людьми, которые были гораздо старше его по возрасту. В 1921 г. А. А. Фадеев поступает в Горную академию, ведет партийную работу и создает первые художественные произведения. В последние годы жизни А. Фадеев — председатель правления Союза писателей СССР. Советское правительство дважды наградило писателя орденом Ленина и присвоило ему звание лауреата Государственной премии.

А. Фадеев больше известен как автор двух романов — «Разгром» и «Молодая гвардия». Тема формирования и роста нового человека начиналась в советской литературе произведениями о гражданской войне. Достаточно вспомнить знаменитых В. И. Чапаева, Петьку и комиссара Клычкова (Д. Фурманов «Чапаев»), героев «Железного потока» (А. Серафимович). Мастера слова обращали внимание на внутренний мир человека, стремились показать революцию через его душу.

«Чапаев» Д. Фурманова — типично советский роман, в котором уделено внимание характерам командира из народа и комиссара, описанию боевых действий. Это военный роман. В «Железном потоке» А. Серафимовича показано, как Кожух выводит таманцев из окружения. У Кожуха нет ничего личного. Это железное лицо с отблеском стали. «Железный поток» — это стальная проза, литая проза.

Роман А. Фадеева «Разгром» также посвящен событиям гражданской войны, но военным действиям писатель отводит не много места. Он показывает, как война переделывает человеческий «материал». Действие в романе длится почти три месяца. Персонажей около тридцати. В «Железном потоке» показана армия, в «Чапаеве» дивизия, в «Разгроме» — партизанский отряд. До «Разгрома» отдельному человеку уделялось мало внимания — на первом плане были массы и идея. Фадееву удалось преодолеть невнимание к отдельному человеку. В начале романа ощущается приближение боевых действий, но на первом плане — не испытание, а показ героев, индивидуумов. Достаточно посмотреть на названия первых глав: «Морозка», «Мечик», «Шестое чувство», «Один», «Левинсон», «Мужики», «Угольное племя». Левинсон (командир полка), как только узнает о поражении соседей, намечает план действий, совещается с командирами взводов. Для писателя важны характеры персонажей. Нарастание трудностей заметно по названиям глав: «Начало разгрома», «Страда», «Пути-дороги», «Груз», «Разведка Метелицы», «Три смерти», «Трясина». И как итог «Разгрома» — глава «Девятнадцать». Трагический конец партизанского отряда автор использовал для того, чтобы показать, как простые люди не останавливаются ни перед чем во имя пусть небольшой (в масштабе страны), но победы, как революция подняла человека «угольного племени» до уровня героя трагедии: ведь мир небольшого партизанского отряда — фрагмент картины исторического масштаба.

В докладе 1932 г. «Мой литературный опыт — начинающему автору» А. Фадеев отмечал: «Какие основные мысли романа “Разгром”»? Я могу их определить так. Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.

Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться.

Так я могу определить основную тему романа».

В то время часто партизанское движение изображали как стихийное, чисто крестьянское. Фадеев же подчеркивает решающую роль большевиков-рабочих.

Сосредоточим внимание на командире партизанского отряда — Левинсоне. Посмотрим на него глазами героев романа, его современников, и через «призму» нашего времени, опираясь на личный, жизненный, социальный, культурно-бытовой, нравственный опыт.


Работа с текстом

1. Прочитайте эпизод (завязку), в котором Левинсон получил два письма. Что с ним сделали? Почему?

2. Найдите в тексте описания физического состояния командира.

3. Как вы понимаете настойчивую мысль командира: «Сохранить боевые единицы»? Левинсон мыслит категорией единицы, а не человека: надо сохранить «боевые единицы»; эти «единицы» «лягут», если будет надо.

4. Прочитайте эпизод приговора Фролову (бойцы называют командира бессердечным, жестоким). Как вы к этому относитесь?

5. А доводы Левинсона? (Ведь Фролов все равно умрет, а живой будет обузой для отряда.)

6. Соотносятся ли они с логикой некоторых произведений В. Маяковского?

«Единица — вздор,

единица — ноль...»

«Единица!

Кому она нужна?!»

(Поэма «В. И. Ленин»)

7. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» говорит о том, что идея партии выше человека. Командир может послать и здоровых на смерть в силу обстоятельств. Прав ли он? А как поступить?

8. Гуманисты утверждают, что любовь к человеку есть мера всего. Большевики нашли выход: дали определение слова гуманизм — советский (или пролетарский). Левинсон руководствовался идеями пролетарского гуманизма. Прав ли он?

9. Гуманному отношению противопоставляется жестокое. Прочитайте эпизод изъятия у корейца свиньи.

10. Через чье восприятие описана эта сцена? Почему?

11. Имеет ли Левинсон на это право? Для автора Левинсон идеален — на это ему дает право революция. С точки зрения большевиков, собственность (земля, фабрики, заводы) не может быть частной.

12. Каждый из персонажей «Разгрома» индивидуальность. Вспомните суд над Морозкой, реакцию на кражу дынь (бойцы дубов и Гончаренко по-своему реагируют на проступок). Три персонажа выдвинуты автором на первый план: Левинсон, Морозка, Мечик, что подчеркнуто композиционно. Их имена (или признаки, характерные для них) поставлены в название глав: I — «Морозка», II — «Мечик», III — «Шестое чувство» (о Левинсоне), IV — «Один» (о Мечике), VI — «Левинсон», VII — «Враги» (о Морозке и Мечике), IХ — «Мечик в отряде». Только одна глава называется «Разведка Метелицы». Почему?

13. Автор уделяет внимание не только лучшим людям романа. Есть ли идейно-художественная целесообразность именно такого распределения (на положительных и отрицательных), которое дано в романе? Вспомним, что говорит Фадеев о цели произведения, о «переделке» людей в процессе революционной борьбы. В связи с этим автору нужны были в центре внимания руководитель борьбы, с одной стороны, а с другой, люди, которые больше всего нуждались в перевоспитании (Мечик, Метелица).

14. Остальные персонажи оказались в подчиненном положении (например, бывший пастух). По замыслу автора, Метелица и Левинсон составляют единое целое: один воплощает физическое совершенство, другой — духовное.

15. Почему автор не показал физическое и духовное совершенство в одном человеке? По мнению А. Фадеева, при капитализме было глубокое противоречие между умственным и физическим трудом. И только Великая Октябрьская социалистическая революция сделала возможным появление положительных, духовно красивых людей. Автор показывает, как в процессе борьбы за светлое будущее происходит «переделка» людей.

16. Как вы относитесь к этой точке зрения А. Фадеева?

17. Нужен ли был отряду суд над Морозкой? Для чего? Одиннадцатиклассники должны прийти к выводу, что суд должен был положить конец анархии в отряде, он еще свидетельствовал о внимательном отношении к крестьянству, а главное — это новая форма переделки одного человека и воспитания массы. Выпускники замечают, что Морозка, как и Ниловна в романе Горького «Мать», является тем человеком, за перерождением которого внимательно следит Фадеев с первой главы до последней. Только его жизнь рассказана подробно, начиная с рождения; заканчивается она гибелью при защите оставшейся части отряда.

18. Мечик — третье лицо, которому уделено большое внимание в романе. Как он стал бойцом? В отряд ой шел с путевкой максималистов, воображая дерзких людей в «одежде из порохового дыма», в ореоле героического подвига. Ученики расскажут, что его ждало быстрое разочарование: «окружающие люди нисколько не походили на созданные его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней» (1, 22—23). Но ведь таких, как Мечик, заблудившихся в революции, было много. Пусть учащиеся попробуют доказать типичность этого образа. Если они окажутся в затруднении, то напомните о его жизни в отряде, об отношении к нему Фадеева с первых страниц романа. «Это был первый орудийный выстрел, который он слышал в своей жизни». Мечик не малодушен, он новенький на поле боя (вспомните чувства Николая Ростова в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого). Далее ученики анализируют внутренний мир персонажа. Они говорят о чувстве одиночества, отчужденности, о непохожести его на других, как его высмеивали за утонченность чувств, за пиджачок и т. д. У Павла Мечика было желание слиться с коллективом, особенно после разговора с Варей (1, 50). С такими мыслями идет он из госпиталя в отряд. «Дорогой, оправившись от грустных воспоминаний, Мечик чувствовал себя настоящим партизаном...» «Последнее время всякий свой поступок Мечик рассматривал под углом той новой жизни, которую он должен был начать». Именно в этом положительное начало. Но опять его мечты, желания разбиваются о реальность жизни. Достаточно было получить вместо лихого коня Зючиху, как оказалось, что нельзя начать новую жизнь с такой «обидной кобылкой». Ученики четко подмечают эту деталь — «обидная кобылка». И вот эта деталь выводит автора из затруднения. Оказывается, отрядное место Мечика — в госпитале, в «домашней обстановке». (Следует зачитать его мысли о жажде покоя. Он вспоминает озеро, бережок, домашний уют. Не об этом ли болит душа?) Автор вроде бы колеблется развенчать его в наших глазах, ведь в каждом человеке есть и положительное и отрицательное; но Павел не проходит первого испытания «обидной кобылкой». И тут отношение автора к нему он переводит Мечика из колеблющихся в отрицательные образы.

19. Подтвердите примерами из текста.

Далее ученики рассказывают о его отношении к лошади, о жизни в отряде, о том, было ли внимание к Мечику. Мечик в отряде был чужак, ему не было уделено должного внимания как личности.

20. Почему Мечик не может быть другим? «Тогда царил принцип большинства голосов, наиболее тонкие натуры оставались в одиночестве».

21. Мечика влекла в партизаны героическая романтика. А что он увидел в отряде? Приведите примеры из теста.

Левинсон спешит с приговором: «никчемный пустоцвет». Он не сказал: для меня. Командир ничего не сделал, чтобы Мечик стал другим. Левинсон любуется своими людьми, видит спящего бойца, умиляется. Но это его люди, а Мечик — заведомо чужак.

22. Отношение к Мечику Левинсона.

23. Как показано окончательное падение Мечика? В развязке романа А. Фадеев сделал все, чтобы вызвать презрение к нему, достаточно вспомнить позу (встал на четвереньки).

24. Но вернемся немного назад. Появление белых — полная неожиданность. Мечик не обстрелян, кто же его в дозор послал? Бакланов. Левинсон почувствовал неладное, но не исправил: «Через минуту кто-то обогнал Левинсона усталой рысью, — Левинсон проводил глазами сгорбленную спину и узнал Мечика. Ему показалось что-то неправильное в том, что Мечик едет в дозор, но он не смог заставить себя разобраться в этой неправильности и тотчас же забыл об этом. Потом еще кто-то поехал мимо.

— Морозка! — крикнул Бакланов вслед уезжавшему. — Вы все-таки не теряйте друг дружку из виду...» (с. 151).

Итак, вечный русский вопрос: кто виноват? Послал молодой Бакланов, опытный Левинсон не остановил. Ученики пытаются защитить командира текстом: «...понял, как он сам смертельно устал и как бессилен он теперь сделать что-либо для этих людей... Он уже не руководил ими, и только сами они еще не знали этого и покорно тянулись за ним, как стадо, привыкшее к своему вожаку...» Учащиеся вспоминают, что совсем недавно он выступал в роли Данко: «...он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел...» (ХVI, с. 147). Автор оправдывает Левинсона его необыкновенной усталостью — поэтому он не отменил решение помощника. А Мечик разве не устал? Вдобавок, он опешил от неожиданности, потом уже струсил. Почему Мечик должен был поступить, как Морозка? Так мог поступить только опытный, отменный партизан, испытанный, обстрелянный, не раз, проверенный в деле. Ученики вспоминают выражение: пойти в разведку. Большинство учащихся приходят к выводу, что командиру партизанского отряда до отдельного человека нет дела: он не выгнал Мечика, но готов выгнать Морозку, не разобравшись в нем. Не разобрался и в Мечике. А Мечик — человек слабый. Имеем ли мы моральное право требовать, чтобы он так же поступал, как сильный? Где Мечику место? В середине, а не в авангарде.

К следующему уроку одиннадцатиклассники получают задание: подобрать эпизоды, характеризующие отношение А. Фадеева к революции и роли интеллигенции в революции.


Урок № 56

Тема интеллигенции и революции в романе «Разгром»
Отмечается, что интеллигенция в романе показана в свойственном для нее в то время раздвоении: «положительные» типы (Сташинский) и «отрицательные» (Мечик). Сташинскому автор, конечно, уделяет гораздо меньше внимания, чем Мечику. Читатель чувствует симпатию к этому человеку, так как он делает свое благородное дело в крайне тяжелых условиях. Но нельзя пройти мимо эпизода смерти Фролова, ведь Сташинский давал клятву Гиппократа.

1. Почему Фадеев симпатизирует лишь одному герою-интеллигенту, отчего он так дорог ему? Не потому ли, что он разделяет взгляд самого автора (Фролов — обуза)? Сам Фадеев выходец из интеллигентной семьи, мать и отчим — фельдшеры и в то же время революционеры. Может быть, с его точки зрения, общее дело важнее чьей-то жизни? Или потому, что в то время революционный гуманизм был выше общечеловеческого?

Сам Фадеев в ранней юности пытался избавиться от своей «интеллигентности», так как это мешало ему стать настоящим большевиком. Партизанская среда не приняла Мечика в свою семью за его непохожесть на них (автор сам был в партизанском отряде, он знает, о чем пишет). Но и отряд он не идеализирует. Автор подчеркивает, что подобным интеллигентикам в грубой среде делать нечего они там явно не приживутся.

2. Вспомните, как интеллигенция приняла революцию (А. Блок, М. Булгаков и др.). Далеко не все, «задрав штаны», могли «бежать за комсомолом». Лучших мастеров слова отталкивала кровь, расстрелы без суда и следствия, братоубийственная резня. Сколько лучших умов не приняли революцию, уехали за пределы России? Интересно вспомнить, «что террорист Б. Савинков (литературный псевдоним — В. Ропшин) тоже осуждает пролитие крови в своей повести «Конь вороной» (1924 г.) и берет в качестве эпиграфа такие слова: «...И вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр. VI, 5) и «...Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, ибо тьма ослепила ему глаза» (Иоанн. II, 11). Действительно, в партизанском отряде настоящей интеллигенции не место. История показала, что настоящей революционной дорогой для интеллигенции было народничество, когда тоже приходилось жертвовать жизнями, но только своими.

Блоковскую тему «Интеллигенция и революция» каждый писатель понимал по-своему. Например, в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» врач Юрий Живаго попадает в партизанский отряд. И тоже случайно. Его похитили для оказания медицинской помощи. Можно сопоставить Мечика и Живаго. Один сам пришел в отряд, другого насильно внедрили в него. Как они себя чувствуют в отряде? Мечику надо было искоренить собственное «я», сравняться с другими, даже внешне он стал похож на остальных, но все же в партизанском отряде ему хорошо только в госпитале.

Павел Мечик побывал один раз в бою и был ранен. доктор Живаго участвует в единственном сражении. Ему приходится убивать тех, кого он считает своими. Оба — новые люди в отряде, оба не прижились в нем. А почему? У Левинсона более сплоченный отряд. Чувствуется строгость командира. У Ливерия больше беспорядка, беспредела. По социальному составу отряд также сложнее. Мороз, есть нечего, люди звереют. Но лицо отряда — не только партизаны, но и командир. Левинсона никто не представлял на другом месте, все старались походить на него. Он авторитетен. Как он воздействует на отряд? Фадеев раскрывает внутреннюю психологию Левинсона. Его любили за то, что он и командир, и человек хороший. Доктор Живаго чувствует, что командир самовлюблен (и мало развит). В основном воспитание масс было основано на маузере, приказе. Стало быть, руководитель не мог положительно влиять на Живаго. Мечик в более выгодном положении, но во время разговора с Левинсоном они не понимают друг друга. Так до конца он остался без должного внимания со стороны руководителей отряда. Павел Мечик не дорос до Левинсона, а Юрий Живаго выше Ливерия. Есть ли у них антиподы? У Мечика — Морозка. Для него Мечик — барин интеллигент. Вспомним его брезгливое отношение к Варе, когда он заметил ее неравнодушие к «чистенькому».

У доктора Живаго антипод — Палых, который приходит к доктору на прием, рассказывает, что переживает за семью, так как боится мести колчаковцев. Он уже и не помнит, скольких господ убил. В результате сам зарубает топором свою семью. Естественно, эта чудовищность еще больше отталкивает Живаго от партизан. Четко прослеживается авторская позиция по отношению к этим персонажам. Морозка приходит к героическому поступку, Палых же — к преступлению.

3. Каковы убеждения Мечика и Живаго? Мечик представлял революцию, как игру, он мечтал о новой, смелой жизни. Но отсутствие убеждений привело его к разрушению личности. Доктор Живаго был против крови, против братоубийства. Он был убежден, что гражданская война — самое трагическое время в истории России; не принимал законы революции, для него высшая ценность — человек. Гуманизм одного и другого? Мечик, оценивая всех, приходит к выводу, что он лучший. Он только жалеет людей (Фролова или корейца). Объявив, что знает о замысле убийства, он сделал еще хуже. Его гуманизм превращается в эгоизм, он боится только за себя.

4. Как понимает гуманизм Живаго? Как бы он поступил на месте Сташинского?

5. Какова авторская позиция в толковании гуманизма у А. Фадеева и Б. Пастернака? Фадеев оправдывает Левинсона. Так он поступил в силу обстоятельств. Б. Пастернак не допускает этого: вопрос о жизни и смерти человека не может решать интеллигентный человек, тем более врач.

6. Почему Мечик и Живаго сбежали из отряда? Они не приняли революцию. Мечик удирает, как трусливый заяц, спасая и любя одного себя. Он вернется к прошлому, хотя и разорвал фотографию девушки. Доктор Живаго тоже стремится к прошлой жизни, которая состоит в гуманной профессии, высокой духовности и красоте. Без этого он не мыслит жизни. Он духовно богаче Мечика и остается верен себе, никогда не изменяя. Уход из партизанского отряда Живаго — неприятие насилия, у Мечика — протест против условий (через потерю себя как личности, через предательство людей, их жизней).

7. Какова их дальнейшая судьба? Живаго видит высшую ценность в человеке, его личности и обретает себя как личность. А Мечик? Вспомните его размышления о возможных белых. Уже тогда зарождалось дальнейшее предательство. Он сломался еще раньше. Предоставьте ученикам возможность поспорить: преодолеет ли себя Мечик? Скорее всего, он быстро забудет о своем бегстве и спасении ценой чужих жизней. Ведь он себя оправдывает, любит себя, он такой хороший!

Подведи итоги сопоставления двух героев и двух авторских позиций, делаем вывод: Мечик — «никчемный пустоцвет», не нужный революции, его никто «не дорастил» до революции. По мнению А. Фадеева, все, не способное к революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается. Б. Пастернак считает, что лишних людей не бывает, спор железом решить нельзя. «Вложи свой меч на место, человек!» Рушится мировой порядок, политика и политики — в центре внимания, на арену выступает масса, то есть «человеческий материал», и уже никому нет дела или времени до отдельного индивидуума. А ведь это человек! Но нельзя забывать, когда были написаны оба романа. Один — в середине 20-х годов, другой — за кончен в середине 50-х годов, когда прошло уже много лет (с оглядкой на триумфальное шествие революции).

Возвращаемся к роману «Разгром». Естественно, возникает вопрос об отношении к нему сегодня. Спросим об этом учеников и приведем мнения современных исследователей. При подведении итогов урока следует поговорить о последних годах жизни и творчества А. Фадеева, о его кончине.

Для нас А. Фадеев остается в памяти как автор романа «Разгром», отражающего в художественной форме один из тяжелых периодов истории нашей Родины.

Завершить тему можно защитой рефератов (дискуссия о творчестве А. Фадеева). Следует рекомендовать самостоятельно прочитать роман «Молодая гвардия», подготовить рефераты и т. д.


Проблемы для обсуждения

— Современная полемика о романе А. Фадеева «Разгром».

— Нравственные пробелмы в романе «Разгром».

— Роман «Молодая гвардия» в оценке современной критики.




ГОТОВЯСЬ К УРОКУ…

следующая страница >>