Тема Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема № Действия работников организаций при угрозе террористического... 3 487.57kb.
Время: 3 часа. Метод: практическое занятие. Учебные вопросы и расчет... 4 720.11kb.
Действия населения по предупреждению террористических акций 2 512.12kb.
Действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны 1 92.85kb.
План конспект проведения занятия по гражданской обороне с руководителями... 2 444.73kb.
Принципы построения локальных систем оповещения на базе комплекса... 1 101.54kb.
Порядок исчисления сроков при проведении аттестации руководителей... 1 83.07kb.
День работников торговли, бытового обслуживания населения и жкх 1 53.95kb.
Приложение 5 схема оповещения населения Московской области о катастрофическом... 1 44.69kb.
Психогигиена 1 196.88kb.
День работников торговли, бытового обслуживания и жилищно- коммунального... 1 42.88kb.
Сергей Антонов в интересах революции Вселенная «Метро 2033» – Сергей... 12 4277.82kb.
- 4 1234.94kb.
Тема Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия - страница №1/1

Тема 2.

Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения

и действия по ним работников организаций
Продолжительность занятия: 1 час.

Форма занятия: беседа – вопросно-ответный метод

организации и осуществления процесса обучения работников в области ГО и ЧС, представляющий собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике,

но при этом их теоретическая подготовка не превышает среднего уровня
2.1. Роль оповещения в системе гражданской защиты
Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов управления по делам гражданской обороны (ГО) в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки до них и населения сигналов (распоряжений) и информации об угрозе нападения противника, приведение в готовность системы ГО, воздушной опасности, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, начале эвакуационных мероприятий, возникновении крупных производственных аварий и катастроф.

Основными задачами систем оповещения ГО являются:

1) обеспечение своевременного доведения до органов, осуществляющих управление гражданской обороной, служб и сил ГО, а также населения распоряжений о проведении мероприятий ГО при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) обеспечение своевременного доведения до органов управления по делам ГО, служб и сил ГО, а также населения сигналов и информации о всех видах опасностей.

Оповестить – значит «заранее предупредить население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях»1.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь выступает как главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоvзлы. В каждой квартире или доме есть радиоприемник, телевизор или радиоточка. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении ЧС, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.



В Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо. Для уверенного получения сигналов и другой информации жители Ленинграда на протяжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. За весь период блокады было передано более 3 тысяч сигналов оповещения. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.

Организация оповещения населения является обязательным действием соответствующих органов управления системы гражданской защиты по оперативному реагированию на угрозу возникновения или реальное возникновение чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (далее – ЧС).

Оповещениеэто экстренное доведение до органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС2.

Система оповещения РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и связи, а также каналов территориальных ведомственных сетей связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации. На систему оповещения возлагается задача обеспечить своевременное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов и информации о всех видах опасности и распоряжений о проведении защитных мероприятий. Для выполнения этой задачи используются:

А. Ручной способ оповещения, при котором передача информации осуществляется с помощью специальной телеграммы, посылаемой по установленному сигналу с пункта управления МЧС России по государственным каналам связи специалистами (телеграфистами) Министерства связи России.

Б. Автоматизированный способ оповещения: передача сигналов (команд), речевой информации от вышестоящих до подчиненных органов управления осуществляется по государственным каналам связи с использованием комплекса специальной аппаратуры и технических средств оповещения. Он позволяет затрачивать на доведение срочной информации до ее потребителя наименьшее время.

Сигналы оповещения и информация о складывающейся обстановке передаются с помощью систем централизованного оповещения (СЦО), базирующихся на сетях связи, проводного, радио- и телевизионного вещания и специальной аппаратуре, а также электросирен, звучание которых означает сигнал «Внимание всем!» и предваряет сообщения по радио и телевидению. По сетям связи в системах оповещения передаются команды дистанционного управления и речевая информация. В качестве каналов используются свободные физические, а также действующие (занятые) соединительные и абонентские линии, в том числе образованные с помощью аппаратуры уплотнения.



СЦО города строится на базе городских телефонных сетей, сети телеграфной связи сети проводного и радиовещания с использованием специальной аппаратуры П-60. Она позволяет централизованно управлять электросиренами. С ее помощью возможно принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу речевого сообщения. Через СЦО города происходит централизованное оповещение должностных лиц РСЧС через квартирные и служебные телефоны.

Система оповещения РСЧС обеспечивает доведение сигналов и информации по каналам проводной сети телефонной связи до региональных центров МЧС России, а также сигналов оповещения по радиовещательной сети до органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. Территориальные системы оповещения созданы на федеральном и местном уровнях. Они охватывают в целом территорию, на которой проживает более 80 % населения страны.

Системы оповещения РСЧС должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное доведение сигналов и информации до органов управления ГОЧС, служб и сил ГО, населения, а также возможность их ретрансляции при комплексном использовании различных каналов связи и аппаратуры автоматизированного оповещения.

Системы оповещения должны создаваться заблаговременно в мирное время и поддерживаются в постоянной готовности.

На каждом уровне существующей системы управления гражданской обороны создаются:

1. Федеральная.

2. Региональные (несколько субъектов РФ региона).

3. Территориальные (одного из субъектов РФ).

4. Местные (городов, городских и сельских районов) системы оповещения ГО.

5. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов экономики.

6. Системы оповещения объектов экономики.



Локальные системы оповещения создаются в целях оперативного оповещения населения об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий и катастроф. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Главное преимущество локальных систем – их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер самостоятельно принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!»3. Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.

Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения – вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.



Создание, реконструкция и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения является составной частью мероприятий по ГО, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления на соответствующих территориях и в организациях.

Экономическая целесообразность функционирования таких систем оповещения подтверждена на практике. При возникновении ЧС каждая минута промедления часто оборачивается значительными материальными и, самое главное, людскими потерями. Это подтверждается анализом убытков, которые понесла Россия в результате последних техногенных ЧС. В данной ситуации лица, которые занимают руководящие посты разных уровней в сфере гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к работе систем оповещения.

Таким образом, в системе гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций используются федеральные, территориальные и локальные системы оповещения – через телевидение, радио, телефонную связь, компьютерную сеть, с использованием сирен и других устройств.

Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей стало одним из основных направлений Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»4, которая определила такие направления, как:

1) гарантированное и своевременное информирование и оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций;

2) профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбор информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций;

3) формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, его подготовка по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны общественного порядка.

Основными задачами формирования такой общегосударственной системы являются:

сокращение сроков гарантированного оповещения о возникновении ЧС;

повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС;

обеспечение передачи населению правил поведения в процессе локализации и ликвидации ЧС;

повышение уровня культуры и подготовленности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

обеспечение регулярности передачи информации, необходимой для обучения населения безопасному поведению;

усиление информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате ЧС;

повышение эффективности мониторинга обстановки путем осуществления профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей.



Для решения этих важных задач реализуются следующие мероприятия:

разработка и совершенствование концептуальных, системных, нормативных правовых и организационных основ общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

создание механизмов взаимодействия центрального и региональных компонентов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения в условиях ЧС и в период проведения контртеррористических операций;

выбор, развитие, совершенствование и внедрение современных информационных технологий и программного обеспечения в целях своевременного и качественного информирования и оповещения населения;

формирование организационных принципов и методов использования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

разработка типовых проектов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей для регионального и муниципального уровней, а также соответствующей проектно-технологической и эксплуатационной документации;

разработка информационного обеспечения общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

создание и системная интеграция объектов управления, терминальных комплексов и органов управления общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
В Чебоксарах и Чувашской Республике сигналы оповещения передаются по аппаратуре Р-413 и П-160 «Гроза» и доводятся до должностных лиц и специалистов ГОЧС категорированных городов, сельских районов, объектов экономики и населения Чувашской Республики.

Пульты аппаратуры системы «Гроза» установлены на Пункте управления Кабинета Министров ЧР и Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и включают:

- аппаратуру дистанционного управления и централизованного вызова (АДУ-ЦВ), которая обеспечивает оповещение и подачу установленных сигналов по телефонным аппаратам руководящего состава ЧР;-

электросирены типа С-40 и С-28, установленные в районных центрах и на объектах экономики;

- громкоговорители типа РГД-10, установленные в многолюдных мест.

Всего в городе Чебоксары установлены более 30 электросирен типа С-40 и более 200 уличных громкоговорителей РГД-10. Специалистами установлено, что использование вышеуказанных устройств позволяет оповестить одновременно около 60% населения. Общий охват населения Чувашской Республики различными техническими средствами оповещения составляет 90%.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.2. Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ»,

его предназначение и способы доведения до населения.

Действия работников организаций при его получении в различных условиях обстановки

Возможные тексты информационных сообщений о ЧС

и порядок действий работников организаций по ним
Сигнал оповещения – это условный сигнал, являющийся командой для проведения мероприятий или действий органов управления, сил и средств ликвидации ЧС, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов на определенной территории.

ОПОВЕЩЕНИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ производится через звук сирены или прерывистые гудки предприятий, что означает сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Услышав звуки сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города. На весь период ликвидации последствий аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

На каждый случай ЧС местные органы власти совместно с органами управления ГО заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города Чебоксары. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора – аварийно химически опасного вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в (юго-восточном) направлении. В зону химического заражения попадают ... (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах ... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах ... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Такая информация, с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия – наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: «Внимание! Говорит Главное управление МЧС России по Чувашской Республике. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды на реке Волга ожидается затопление домов по улицам... (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении... (указывается). Перед уходом отключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печах. Не забудьте захватить с собой документы и деньги. Оповестите об этом соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие. Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде – бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями».

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин. Очень важно, чтобы информация, доведенная до населения, была правильно понята и из нее были сделаны разумные выводы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


2.3. Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения

и действия работников организаций по ним
В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует речевая информация.

В системе гражданской обороны применяются четыре сигнала оповещения:


«Воздушная тревога»;
«Отбой воздушной тревоги»;
«Химическая тревога»;
«Радиационная опасность».
По сигналу «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» органы управления ГО, начальники служб ГО должны обеспечить своевременное доведение сигнала до населения, подчиненных органов управления ГО, служб ГО и формирований ГО, организовать поддержание общественного порядка в местах скопления людей, быстрое занятие населением защитных сооружений. На объектах экономики прекращается работа, подача электроэнергии и газа.

При ведении боевых действий в Югославии благодаря хорошо налаженной системе оповещения и своевременного доведения сигналов ГО до населения и укрытия его в убежищах помогли спасти жизнь десяткам тысяч людей.
По сигналу «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ» должностные лица и специалисты ГО должны принять меры по разведке, оценке обстановки, восстановлению готовности формирований ГО и провести АСДНР (аварийно-спасательные и другие неотложные работы).
По сигналу «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» население должно надеть средства индивидуальной защиты (СИЗ), в первую очередь, противогазы, укрыться в защитных сооружениях.

Как известно, радиоактивное облако перемещается на большие расстояния и заражает обширные площади. Так, 1 марта 1954 г. американцы производили испытательный взрыв водородной бомбы у атолла Бикини (в Тихом океане) и образовавшиеся при этом радиоактивные вещества сильно загрязнили местность – на протяжении 530 км, шириной 100 км. В 1986 году в результате аварии на Чернобыльской АЭС значительная часть территории, прилегающей к атомной станции, была подвержена заражению, в результате чего население ряда городов и поселков было эвакуировано.
Сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» подается, если обнаружены признаки применения противником отравляющих веществ или бактериальных средств. Сигнал необходимо передать населению по техническим средствам оповещения. По этому сигналу необходимо надеть СИЗ и укрыться в жилых или производственных помещениях и загерметизировать их.

Примерные тексты информации при возникновении воздушной, химической тревоги и радиационной опасности в военное время.
ПРИ ВОЗДУШНОЙ ОПАСНОСТИ: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости окажите помощь больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям».

ПРИ МИНОВАНИИ ВОЗДУШНОЙ ОПАСНОСТИ: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС. Граждане! Отбой воздушной тревоги. Всем возвратиться к местам работы или проживания. Окажите в этом помощь больным и престарелым. Будьте в готовности к возможному повторному нападению противника. Всегда имейте при себе средства индивидуальной защиты. Будьте внимательны к сообщениям».


ПРИ УГРОЗЕ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС. Граждане! Возникла непосредственная угроза химического заражения. Наденьте противогаз, укройте детей в камерах защитных детских. При отсутствии противогазов и камер защитных детских наденьте ватномарлевые повязки. Возьмите с собой индивидуальный противохимический пакет. Для защиты поверхности тела используйте спортивную одежду, комбинезоны и сапоги. При себе имейте пленочные (полимерные) накидки, куртки или плащи. Проверьте герметизацию жилых помещений, состояние окон и дверей. Загерметизируйте продукты питания и создайте в емкостях запас воды. Укройте сельскохозяйственных животных и корма. Отключите электронагревательные приборы. Оповестите соседей о полученной информации. Окажите в этом помощь больным и престарелым. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями управления по делам ГО и ЧС».
ПРИ УГРОЗЕ РАДИОАКТИВНОГО ЗАРАЖЕНИЯ: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС. Граждане! Возникла непосредственная угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства индивидуальной защиты. Сложить в полиэтиленовые пакеты документы, деньги, носимые ценности, комплект верхней одежды (по сезону), продукты питания на 2-3 дня суток. Для защиты поверхности тела от загрязнения радиоактивными веществами используйте спортивную одежду, комбинезоны и сапоги. При себе имейте пленочные (полимерные) накидки, куртки или плащи. Оставаться в помещении, приняв меры к его герметизации (закрыть окна, двери, уплотнить вентиляционные отверстия, щели в рамах, косяках, дверях). Без экстренной необходимости ограничить пребывание (особенно детей) вне помещения. При наличии в вашем доме защитных сооружений немедленно укрыться в нем. Укройте сельскохозяйственных животных и корма. Оповестите соседей о полученной информации. Окажите в этом помощь больным и престарелым. Соблюдайте спокойствие, организованность, общественный порядок, четко действовать по сигналам и распоряжениям, которые будут передаваться по радиотрансляционной сети и другим средствам оповещения».
Таким образом, ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств.

Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области.

Во-вторых, ее можно применять как в мирное время – при стихийных бедствиях и авариях – так и в военное. Каждый может получить точную информацию о прошедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Своевременное доведение сигналов ГО и ЧС до населения городов, районов и объектов экономики органами управления ГО при угрозе нападения вероятного противника или при возникновении чрезвычайных ситуаций позволит сохранить жизнь и здоровье людей и спасти материальные ценности.


1 Зайцев А.П. Оповещение о чрезвычайных ситуациях // Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. Выпуск № 1. М.: ТОО «Редакция журнала «Военные знания», 1998. С. 16.

2 Андреев Ю.Н. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени: учеб. пособие для руководителей групп гражданской обороны высших учебных заведений. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 138.

3 В военное время и в эпоху «холодной войны» вой сирен обозначал сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои жилые и рабочие места, а затем укрыться в защитных сооружениях. С течением времени, с 90-х годов XX столетия, назрела необходимость предупреждать не только об опасности военного характера, но и об угрозе возникновения ЧС мирного времени. Появился новый сигнал – «Внимание всем!», который также передается с использованием сирен.


4 Постановление Правительства РФ от 6 января 2006 г. № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (в ред. от 28 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 6. Ст. 695; 2006. № 32. Ст. 3573.