Тема Россия в начале XVII в. «Смутное время» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема Россия в начале XVII в. «Смутное время» - страница №1/1

8 класс всемирная история «___» ______________ 20 __ г.

Тема

Россия в начале XVII в. «Смутное время»

Цель

- рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.

Задачи

Обучающая: - на основе учебного и другого материала определить причины, сущность и итоги Смутного времени;

- выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;



Развивающая: - формировать навыки работы с источниками знаний; критического мышления учащихся;

- развивать коммуникативные навыки работы;



Воспитательная: - акцентировать гражданственно-патриотическую позицию учеников; вовлечь в активную практическую деятельность;

Понятия

Смута, интервенция

Ход урока:

I. Мотивация:

Прозвучавший музыкальный фрагмент хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» посвящен одному из самых сложных периодов истории России - событиям начала 17 века.

17 век вошел в историю России как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «великой московской разрухой» и «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого.

Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, определить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.

Нам предстоит решить сегодня проблемную задачу: 17 век – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?

Но прежде чем мы приступим к работе, давайте обратимся к д/з



II. Проверка д/з:

1. Какие земли были присоединены к Москве в период правления Василия III?

2. Чем поместье отличается от вотчины?

3. С какой целью Иван IV принял титул царя?

4. Какие реформы были проведены Иваном IV?

5. Что такое опричнина? С какой целью Иван IV проводил эту политику?

6. Какие территории были присоединены Иваном Грозным к Московскому государству?

7. С какой целью Россия развязала Ливонскую войну?

8. Что значит выражение «Москва – третий Рим»?

III. Изучение нового материала:

??? Как вы думаете, что такое смута? (Слайд 2)

!!! Давайте повторим с вами цели сегодняшнего урока (Слайд 3)

!!! Изучение плана работы (Слайд 4)



  1. Правление Бориса Годунова и предпосылки «смуты»

Задание: Прочитать абзац 1 – 2 п. 1 § 22 и выяснить причины начала смутного времени России. (слайд 5) (слайд 6)

1. 1584г. – смерть Ивана Грозного

2. Прекращение династии Рюриковичей;

3. 1598г. – избрание на Земском Соборе царём Бориса Годунова



Скажите, царь Борис Годунов как получил трон?

Какие преобразования были сделаны Борисом Годуновым для изменения положения в стране? (чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте абзац 3 п. 1 § 22) (слайд 7, 8)

1. Стремление заручиться поддержкой дворянства, духовенства и горожан;

2. 1597г.- введение 5-летнего срока сыска беглых крестьян;

3. 1589г.- утверждение патриаршества;

4. Расширение торговли с Англией, Голландией, Персией;

5. Приглашение иностранцев для работы часовщиками, аптекарями, врачами;

6. Дворянские дети могут обучаться за границей.

Почему правление Бориса Годунова вызвало всенародное недовольство? (проверим себя, прочитаем 2 последних абзац п. 1 § 22) (слайд 9, 10)

1. Неурожай 1601-1603гг, вызвавший страшный голод;

2. Недовольство бояр правлением Бориса Годунова;

3. Начало преследований недовольных властью;




  1. Начало Гражданской войны. Лжедмитрий I

??? Кто воспользовался тяжёлым положение государства, почему им это удалось? (слайд 11, 12)

Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав текст на с. 133 п. 2



- почему «чудом спасшегося» царевича называют Лжедмитрием?

- когда войска Лжедмитрия I вошли в Москву? (1605 г.)

- почему Лжедмитрий так легко смог провести народ?

Поведением самозванца были недовольны знатные бояре, которые рассчитывали на то, что будут править вместе с царём. Умело используя недовольство простого народа новым царём, в ночь на 17 мая 1606 г. бояре-заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп был выставлен на Красной площади для поругания. Через 3 дня его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону РП, откуда он пришёл.

В 1606 г. на Земском соборе царём был «выдвинут» князь Василий Шуйский.(Слайд 13)

??? Как вы думаете, прекратилась ли Гражданская война с приходом Шуйского?

- Разрастание масштабов гражданской войны;

- Рост народных выступлений в южных окраинах страны;

- 1606-1607гг.- восстание под предводительством Ивана Болотникова;




  1. Лжедмитрий II и интервенция Швеции и РП

??? Какие события последовали за восстанием Ивана Болотникова? Каковы их результаты? (чтение пункта 3 § 22) (Слайд 14, 15)

- 1607г.- поход Лжедмитрия II на Москву;

- 1608г.- начало шведской интервенции в Россию;

- Июль 1610г.- низложение Василия Шуйского; «семибоярщина»;

- Ночь на 21 сентября 1610г.- поляки впущены в Москву;

Как вы понимаете слово «интервенция»? (словарь, с. 196)

Что такое «семибоярщина»?


  1. Ополчение Минина и Пожарского (слайд 16)

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".
IV. Закрепление изученного материала:

Решение теста:

1. Преемником Ивана Грозного на российском престоле был его сын:

А) Дмитрий Б) Фёдор В) Иван V

2. По какой причине управлять государством стал Борис Годунов?

А) он силой захватил власть Б) был избран народом

В) сын Ивана Грозного не был способен управлять государством

3. Какую задачу поставило перед собой новое правительство?

А) преодолеть разруху и восстановить нормальную хозяйственную деятельность

Б) укрепить свою власть и закрепостить крестьян

В) расширить территории на Восток

4. Чем характеризовалось правление Бориса Годунова?

А) массовыми восстаниями Б) сооружением крепостей и монастырей

В) голодными неурожайными годами

5. В каком году при поддержке Б. Годунова был переименован сан митрополита на сан патриарха?

А) в 1589 г. Б) в 1590 г. В) в 1597 г.

6. Каким образом Борис Годунов стал царём?

А) сестра Ирина передала ему власть Б) сам захвалит власть

В) избран Земским собором

7. Первым самозванцем, выдававшим себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, был

А) Хлопко Б) Григорий Отрепьев В) Сидорка

8. Борис Годунов умер в:



А) 1605 г. Б) 1612 г. В) 1621 г.

V. Д/з: § 22

VI. Выставление баллов за урок

VII. Подведение итогов урока (рефлексия)