Тема Расцвет средневековья. Средневековые города. Католическая церковь и крестовые походы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема Расцвет средневековья. Средневековые города. Католическая церковь и крестовые - страница №1/1

Т е м а 7. Расцвет средневековья.
1. Средневековые города.

2. Католическая церковь и крестовые походы.

3. Средневековые Англия и Франция.

4. Гуситское движение в Чехии.

5. Инквизиция / дополнительный текст/.

1. В раннее средневековье крестьяне одновременно занимались как земледелием, так и ремеслом. Этого требовали условия натурального хозяйства. Но в 11 веке в хозяйстве начинают происходить важные перемены: осваиваются новые земли, в сельском хозяйстве появляется больше орудий труда сделанных из железа, качественнее стала обработка почвы, а значит, растёт урожайность и поголовье скота, т.к. больше стало корма. Таким образом, некоторые умельцы могли позволить себе заниматься только ремеслом и обменивать или продавать свою продукцию на товары земледельцев. А крестьяне, благодаря более высоким урожаям, могли больше внимания уделить своей земле и обменивать часть продуктов на изделия ремесленников. Так постепенно ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Через какое-то время ремесленник обеспечивал своими изделиями всю местность, в которой он проживал. К тому же часть продукции забирал местный феодал. Поэтому ремесленники стали искать места, где их продукция могла пользоваться постоянным спросом. Они стали селиться там, где всегда было много людей. Новые поселения возникают около замков, монастырей, на перекрёстках важных дорог, у переправ и пристаней кораблей. По этой причине в Европе возникает множество городов, которые изменили всю жизнь и культуру средневековья и способствовали появлению в обществе идей свободы.

Но, где бы не возникал город, он строился на земле феодала. Естественно горожанам приходилось договариваться о мирном сосуществовании и размере оброка хозяину земли. Сеньоры долгое время следили за порядком в городе и не забывали как можно больше доходов получать с горожан. Часто феодал просто забирал у ремесленников то, что ему понравилось. Конечно же, это мешало развитию городов, ремесла и торговли. Города начинают бороться за свободу. Так между хозяином земли и горожанами начиналась война, которая нередко продолжалась многие десятки лет.

Завоевав независимость, в городах тут же устанавливалось самоуправление. Во главе его становится городской совет, избираемый горожанами. Его главой становился мэр или, как в Германии, бургомистр. Совет судил, ведал казной, руководил войском, руководил рынком и следил за порядком. Все горожане освобождались от личной зависимости. Более того, если любой зависимый крестьянин, бежавший от своего господина, мог прожить городе год и один день, то он становился свободным. Как тогда говорили: «Городской воздух делает человека свободным». Так к 14 веку в Европе появилось несколько свободных крупных городов с населением около 100 тысяч человек. Такими городами были Милан, Венеция, Париж. А в Лондоне, Гамбурге, Тулузе Генте, Брюгге проживало около 20 тысяч человек.

Большинство жителей города составляли ремесленники. Все изделия приходилось изготавливать вручную. В мастерской трудились мастер, подмастерье и ученик. Чтобы стать мастером, подмастерье на свои деньги обязан был изготовить шедевр – отлично сделанную вещь. Мастера-ремесленники одной специальности обычно жили на одной улице города и объединялись в профессиональные союзы – цехи. Каждый цех имел свой устав, который требовал изготовления продукции по определённому образцу. Правила определяли, сколько человек должно было работать на мастера, когда следовало начинать работу и её заканчивать. Главное, мастера не должны были обогащаться за счёт других.

Средневековые города отличались узкими улицами. Ширина улиц была равна длине рыцарского копья. Рыцарь ехал по улицам, держа перед собой копье. Если копье цепляло одно из зданий, это здание непременно сносили, а хозяин строения должен был выплатить огромный денежный штраф. Здания строили таким образом, что верхние их этажи выступали над нижними. Расстояние между верхними этажами было настолько мало, что можно было перешагнуть с крыши одного здания на крышу другого. На нижних этажах находились обычно торговые лавки и магазины. Теснота построек объясняется просто – город, как правило, обносили крепостной стеной и земляным валом, иногда рвом, наполненным водой и поэтому дома приходилось строить на когда то давно определённой территории.

В городе не было уличного освещения и канализации. Мусор и отходы выбрасывали в ямы, а иногда и просто на улицу. Их потом смывал дождевой поток. Загрязненность городов мусором была причиной постоянного неприятного запаха.

В грязь люди ходили по улице только на ходулях. Горожане часто болели опасными инфекционными заболеваниями. Единственным чистым и просторным местом была рыночная площадь, В её центре бил фонтан, откуда все горожане брали чистую воду. На этой же площади обычно находились собор и мэрия. Недалеко от них обычно казнили преступников.

Многие богатые жители городов имели в собственности земельные наделы с живущими на них крестьянами. Крестьяне платили таким горожанам дань. Горожане также покупали продукты у крестьян, но платили за них по низкой цене. В некоторых городах горожанам запрещали иметь при себе оружие, дабы миновать уличных потасовок и сократить число убийств. Полицейские следили также за нравственностью горожан, не позволяя играть на улицах в азартные игры.

2. Как известно, христианская церковь несколько веков определяла пути развития средневекового общества. В 11-13 веках она достигла огромного могущества. Без её участия или влияния не могло произойти не одно событие. Даже короли долгое время просили у неё благословения на свои действия. Впрочем, в 11 в. её ждало первое испытание на прочность. Всё дело в том, что Римская империя, к этому времени, уже давно разделилась на Западную и Восточную. В Риме главой христианской церкви был папа римский, а в Византии патриарх. Долгое время они сохраняли видимость согласия и единения, но желание господствовать кому-то одному привело к расколу христианства. В 1054 году два церковных лидера не смогли придти к согласию и дружно друг друга предали проклятию. В итоге западная церковь стала «католической»(всемирной), а восточная православной. Обе церкви стали полностью самостоятельной.

Этим обстоятельством не замедлил воспользоваться германский король Генрих IV. Очередного папу он, с истинно германской прямотой, искренне попросил: « Мы, Генрих, король Божьей милостью…говорим тебе: ступай вон!». Естественно папа Григорий VII обиделся и в ответ освободил всех вассалов короля от присяги. По всей Германии вспыхнули восстания феодалов. Что оставалось делать бедному Генриху? В 1077 г., босиком и в одной рубахе, каясь в своём поступке, он отправился в замок Каносса, где спрятался папа. Три дня ему пришлось добиваться встречи с католическим владыкой, чтобы с трудом вымолить прощение. Но быстро справившись со своими вассалами, Генрих повёл свои войска на Рим. Папе ничего не оставалось делать, как бежать. Такие разногласия с королями и императорами продолжались более двухсот лет. В борьбе за власть католическая церковь смогла не только выстоять, но и укрепиться.

Наивысшего могущества власть папы в Европе достигла при Иннокентии III. Он смог убедить верующих, что он наместник Бога на земле. На торжественных приёмах все присутствующие теперь должны целовать его туфлю. Папа запросто мог менять императоров, его власть признали все короли. Католическая церковь была единственной сплоченной организацией в условиях феодальной раздробленности. К тому же она стала крупнейшим землевладельцем, обладающим сотнями тысяч зависимых крестьян. В каждой стране всё население платили ей церковную десятину. За каждый религиозный обряд следовало выложить деньги. Но больше всего у населения вызывало возмущение продажа индульгенциями. На любом рынке можно было купить бумагу об освобождении грехов.

Но христианская мораль привлекала верующих. Церковь призывала к добрым делам. Она утверждала, что, скорее всего верблюд пройдёт через игольное ушко, чем богатый попадёт в рай. Богатых призывали помогать бедным, нищим и сиротам. Библейские заповеди не убий, не укради, люби ближнего своего были понятны всему простому населению.

Единственное неудобство католической церкви приносили еретики. Противники господствующего вероучения церкви выступали против дорогих обрядов и богослужений, требовали церковь отказаться от десятины. Еретики своим примером показывали, как должна поступать католическая церковь. Они раздавали своё имущество бедным и вели скромный образ жизни. Понятное дело – таких проповедников ждал только костёр инквизиции. Кстати, преследование еретиков приносило большие доходы, т.к. их имущество делилось между церковью, доносчиками и местными властями.

Устояв во внутренних и внешних разногласиях, католическая церковь решает приобрести чуть ли не мировое могущество. Под предлогом спасения гроба Господня, в 1095 году во французском городке Клемон папа Урбан II призвал к крестовым походам. Кто только не отправлялся в Иерусалим за святыней: священники, для распространения христианства на Востоке; безземельные рыцари, в надежде на богатство; крестьяне, в надежде найти свободу и землю; известны, даже, крестовые походы детей.

Первый крестовый поход начался в 1096 г. Через три года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Месячная осада города закончилась обыкновенными грабежами и разбоями. Только спустя несколько дней, крестоносцы вспомнили о цели своего похода. В Сирии и Палестине возникли государства крестоносцев, а католическая церковь праздновала победу – она приобрела на Ближнем Востоке большие владения. Но местные жители ненавидили «освободителей», да и сами крестоносцы враждовали между собой. Этим воспользовался египетский правитель Салах ад-Дин (Саладин). Обладая прекрасными военными способностями он начинает успешное наступление на крестоносцев. В 1187 г. ему сдаётся Иерусалим.

Третий крестовый поход к стенам христианской святыни ничего не дал. Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) вдруг утонул при переправе, а Ричард I Львиное Сердце у стен Иерусалима получает тревожные вести из Англии и срочно возвращается на родину.

В четвёртом походе крестоносцы дошли только до Константинополя и вдруг поняли, что дальше идти нет никакого смысла – хорошо обогатиться можно и здесь. В 1204 г. они ворвались в православную столицу и разграбили её, не пощадили, даже, храм св. Софии. После этого «подвига» они постепенно теряют свои владения на Ближнем Востоке. После последнего восьмого похода в конце 13 в., рыцари потеряли все свои владения в мусульманских землях.

В итоге всех этих событий ислам окончательно утвердился в завоеванных арабами территориях. Европейцы стали выращивать рис, гречиху, лимоны, арбузы, абрикосы. Они познакомились с зеркалами из стекла и шёлковыми тканями. Произошли изменения в быту – в Европе стали умываться, ходить в баню и менять бельё. Феодалы начинают стремиться к роскоши. Крестовые походы.



3. Феодальные раздробленность, междоусобные войны и грабежи на дорогах мешали торговле. Они надоели всем, кто стремился к свободе, избавиться от притеснений сеньоров и жить собственным трудом. Горожане делают выбор между подчинением феодалу или королю. Выбор пал на короля. Города помогали королю в борьбе с феодалами военными отрядами и деньгами. В ответ он часто становился на их стороне и давал им грамоты на самоуправление. На стороне короля оказались мелкие и средние феодалы. Им надоело унижаться и помогать сеньорам. Крестьяне начинают переходить из натурального хозяйства к товарному, но личная зависимость и большие выкупные платежи за свободу приводили к массовым крестьянским восстаниям. Крестьяне надеялись получить от короля свободу, а мелкие феодалы рассчитывали на помощь короля в подчинении лично свободных крестьян и укреплении их власти над ними. От притеснений своих сеньоров искали защиты простые рыцари. На королевской службе легче было продвинуться по службе и получить больше богатства. Королей поддержала церковь, Беспорядок в Европе им также изрядно надоел, т.к. доходов становилось всё меньше.

Первой к процессу централизации приступила Франция. Филипп II Август в конце 12 в. присоединил к своим владениям почти весь север Франции и приказал чеканить единую монету для всей страны. Филипп IV Красивый на рубеже 13-14 веков присоединяет Фландрию и вступает в конфликт с папой римским из-за того, что он обложил церковные земли Франции налогом. Но короля это не испугало, Он нагнал такого страху на всех последующих пап, что те почти 70 лет скрывались в городе Авиньон, окружённый со всех сторон королевскими владениями. Авиньонское пленение продолжалось почти 70 лет. Филиппа IV поддержали все сословия. В 1302 г. во Франции впервые были созваны Генеральные штаты из представителей духовенства, дворянства и горожан. Так во Франции возникла сословная монархия – централизованное государство, опирающееся на собрание представителей сословий.

Почти по такому же сценарию происходило укрепление королевской власти в Англии. В 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель покоряет Англию. Как англосаксы не сопротивлялись, им всё-таки пришлось подчиниться. В благодарность за поддержку он роздал земли своим рыцарям и всем тем местным феодалам, которые его поддержали.

Так в Англии начинает создаваться единое централизованное государство. На острове вскоре Вильгельм проводит всеобщую перепись населения и всех земель. Это приводит здесь к сильнейшему сопротивлению крупных феодалов. Но при поддержке горожан, рыцарей и крестьян королевская власть одержала победу. Сторонников короля не смутили даже вводимые им высокие налоги. Король Генрих II в сер.12 в. воспользовавшись ситуацией проводит важнейшие реформы в стране: 1/королевский суд присяжных занимался расследованием судебных дел и докладывал о результатах королю, который и принимал окончательное решение 2/ вводятся «щитовые деньги», военный налог, позволяющий содержать хорошо организованное и вооружённое наёмное войско 3/ территория страны стала делится на графства, управляемыми шерифами, которые собирали местные налоги, наказывали преступников и командовали военным ополчением.

В 13 веке в Англии происходит то, что юристы называют началом современной европейской демократии. Потерявший поддержку почти всего населения, неумелому правителю Иоанну Безземельному в 1215 г. пришлось подписать «Великую хартию вольностей». Её 35 статья гласила: « Ни один свободный человек не будет заключён в тюрьму или лишён имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан…иначе, как по законному приговору равных и по закону страны». А в 1265 году королевская оппозиция добилась открытия сословного собрания – парламента, состоящего из палаты лордов и палаты общин. Вначале парламент занимался только утверждением налогов, а затем стал участвовать в издании законов.

14 и 15 века едва не ввергли Европу в хаос. Англия и Франция в борьбе за французский престол, начали Столетнюю войну (1337-1453). Война шла с переменным успехом, но в начале 14 в. положение для французов стало почти безвыходным – союзниками англичан стали бургундцы. Пятнадцатилетний Карл VII, объявивший себя королём уже отчаялся что-либо сделать, а его войско потеряло всякую веру в победу. Все феодалы пребывали в растерянности. От полного краха Францию спасала, пока, героическая оборона Орлеана. Защитники города ждали чуда. И оно пришло! 18-летняя Жанна д Арк добивается встречи с королём. Легенда утверждает, что она была крестьянкой, которую Бог призвал спасти Францию. Но могла ли простая неграмотная крестьянская девушка добиться встречи с королём, возглавить отряд рыцарей, которые ей беспрекословно подчинялись, и в результате грамотного руководства и личной храбрости снять осаду Орлеана? Но если это всё было так, то это действительно чудо. Мощный патриотический подъём охватил всю Францию. В Реймсе на законных основаниях церковь короновала Карла II. Всё шло к скорейшему освобождению страны, но при странных обстоятельствах, у крепости Компьен «орлеанская дева» попадает в плен к бургундцам, которые с удовольствием продают её англичанам. По приговору суда французских епископов, в 1431 году её сожгли по обвинению в колдовстве. Однако освободительное движение уже было невозможно остановить. Англичанам пришлось покинуть Францию.



. Жанна д Арк Столетняя война больно ударила по положению крестьян в воюющих странах. В 1358 г. Францию потрясло восстание «жаков» во главе Гильома Каля. Если бы не помощь английских войск французским дворянам, ещё неизвестно чем это все закончилось. В 1381 г. возмущённые крестьяне под предводительством Уота Тайлера захватили Лондон. Королю Ричарду II пришлось вести переговоры с восставшими дважды. Во время последних, охрана короля убивает Тайлера. Оставшись без предводителя, крестьяне растерялись и подверглись суровой расправе.

Все эти события не смогли остановить процессы укрепления королевской власти в обеих странах. В конце 15 в. Людовик XI подавил последние очаги сопротивления бургунцев и окончательно объединил страну. В Англии дворяне из рода Ланкастеров и Йорков в течение 30 лет благополучно убивали друг друга на войне Белой и Алой розы (1455-1485). В итоге с обеих сторон осталось в общей сложности, не более 500 человек соперников. Они то и приняли ответственное решение – обе «розы» объединились и на престол вступил Генрих III Тюдор, покончивший со всеми феодальными междоусобицами.



4. В середине 14 в. самой процветающей страной в Европе становится Чехия. Чешский король Карл I занял первое место среди князей Священной Римской империи, получивших право избирать императора. Карл I покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и ремесла. В Праге пересекались важнейшие торговые пути Центральной Европы. По этой причине в Чехию переселяются немецкие купцы и ремесленники. В чешских городах, как у себя на родине, они создавали самоуправление. Постепенно в Чехии в руках немцев оказываются рудники, ремесло, торговля и управление городами.

Крупнейшим землевладельцем в Чехии была католическая церковь. Она владела третью всех плодородных земель в стране. Богатства монастырей вызывали зависть у чешских феодалов (панов), особенно у разорившихся рыцарей. Богатые горожане не хотели содержать духовенство. Крестьяне и городские бедняки возмущались бесчисленными поборами церкви и мечтали об ослаблении феодального гнёта. И все вместе, богатые и бедные, дружно ненавидели немцев.

Первым, кто открыто выступил против засилья в Чехии церкви и немцев был профессор Пражского университета Ян Гус. Он обвинил католическую церковь в продаже церковных должностей и индульгенций. Ян Гус потребовал подчинить церковь королю, отобрать у монастырей земли, отменить плату за обряды и проводить богослужение на родном языке. В ответ папа римский вызвал Гуса на церковный собор в немецкий город Констанцу. В Констанце над ним устроили суд, объявили еретиком и в 1415 году сожгли на костре.

Казнь Гуса послужила сигналом к восстанию всего чешского народа. Восставшие стали называть себя гуситами. Они изгоняли из городов немецких богачей и католических священников. Воспользовавшись ситуацией чешские феодалы стали захватывать церковные земли. «Столицей» восставших стала гора Табор на юге Чехии. В короткий срок здесь возник город с таким же названием. Большинство, жителей Табора, табориты, хотели уничтожить феодальные повинности и налоги, даже частную собственность. Только так, по их мнению, можно было установить на Земле «царство Божье». Зажиточные ремесленники и торговцы придерживались умеренных взглядов. Они выступали только за ослабление католической церкви. А примкнувшие к гуситам некоторые разорившиеся рыцари стремились только к захвату земель у крупных феодалов и церкви, а также поживиться на военной добыче.



В течение 15 лет народное войско гуситов воевало с крестоносцами посланными папой римским. Главным организатором и руководителем гуситских войск стал разорившийся рыцарь Ян Жижка. Потерявший зрение в одном из сражений, он ещё несколько лет продолжал умело командовать армией. Враги называли его «страшным слепцом». Когда всем стало ясно, что Чехии больше не грозит внешняя опасность, умеренные неожиданно напали на таборитов. В 1434 г. у городка Липаны умеренные одержали победу. Католическая церковь потеряла в Чехии своё былое могущество. Её многие земли захватили рыцари. Крестьяне перестали платить церковную десятину. Самоуправление в городах стало чешским.

5. Инквизиция имела целью преследование еретиков. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре.

Испания имела самые благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба арабами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и арабов, было много на юге Испании. Арабы, и усвоившие их образованность евреи, были наиболее просвещенными и зажиточным населением. Их богатство внушало зависть испанской знати и представляло соблазн для преследования нехристиан.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Целая система шпионства и доносов опутывала всех страшной сетью. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизиции, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если он высказывался против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму,

после чего между узником и внешним миром прекращались всякие связи. Подозреваемого, путем вопросов,

старались запутать в ответах и хитростью вынудить его признаться в предъявленных ему преступлениях. В случае признания он ставился в разряд "раскаивающихся" и мог рассчитывать на снисхождение суда. В случае упорного отрицания вины обвиняемым, его по требованию прокурора, вводили в камеру пыток, и здесь выбивали у него признание посредством целого ряда ужасных мук.

После пытки измученную жертву снова представляли трибуналу и знакомили с пунктами обвинения. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и в случае утвердительного ответа предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса трибунал давал окончательное мнение по данному делу, почти всегда — не в пользу подсудимого.

Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки. Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Жертву не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно-нравственная жизнь.