Тема открытого урока: Сезонные явления в жизни птиц. 7 класс С. Л. Воронова, учитель биологии мбоу «Новотинчуринская оош яльчикского - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила. В игре принимают участие 2 команды по 5-6 человек, которые... 1 85.89kb.
9 класс Тема открытого урока 1 76.8kb.
«Сезонные явления в жизни птиц» 1 32.64kb.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. 1 154.16kb.
Литература. 8 класс. № Наименование раздела программы. Тема урока. 1 246.45kb.
Конспект урока биологии в 10 классе. Учитель Дергачева В. В. 1 41.19kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
Урока. Тема урока. Тип урока. Элементы содержания. Требования к уровню... 2 701.24kb.
План-конспект урока Математика 3 «А» класс, учитель: Кравченко О. 1 98.18kb.
План-конспект открытого урока по русскому языку с использованием... 1 71.61kb.
2 урока Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»... 1 88.51kb.
Гон происходит с конца мая до середины июля. Супружеская пара существует... 1 7.73kb.
- 4 1234.94kb.
Тема открытого урока: Сезонные явления в жизни птиц. 7 класс С. Л. Воронова, учитель - страница №1/1

Тема открытого урока: Сезонные явления в жизни птиц. 7 класс

С.Л. Воронова, учитель биологии МБОУ «Новотинчуринская ООШ Яльчикского района ЧР»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обеспечить понимание учащимися приспособленности птиц к сезонным явлениям в природе.

Задачи урока:

  1. образовательные: проконтролировать степень усвоения знаний, сформированных на предыдущем уроке, ознакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов;; сформировать знания о приспособленности птиц к сезонным явлениям в природе;

  2. развивающее: обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся; формировать у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с учебником, делать выводы;

  3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе на примерах поведения в природе весной в период гнездования птиц.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки.

ХОД УРОКА

Ӏ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ӀӀ. АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фронтальный опрос

• Какую тему вы изучали на прошлом занятии? (Размножение птиц и развитие )

• Какие органы входят в половую систему птиц? (У самокяйцеводы и яичники, у самцов – семенники и семяпроводы)

•Какие особенности в системе размножения у птиц связаны с полетом. (У самок функционирует только левый яичник. Правый недоразвит; яйца в яичнике созревают не одновременно.)



Работа с карточками.

Размножение и развитие птиц.

Вариант 1.

•Верны ли учреждения?



Утверждения

Ответы

  1. Яйцо покрывается оболочками. Проходя по яйцеводу самца




  1. В белке содержится запас питательных веществ




  1. У выводковых птиц птенцы сразу после рождения могут самостоятельно бегать и находить корм




  1. У птиц нет зубов, у птенцов есть




  1. Для развития зародыша в яйце необходима постоянная высокая температура и влажность





Вариант 2.

Утверждения

Ответы

  1. Яйца в яичниках у птиц созревают одновременно




  1. Желток – будущий птенец




  1. Яйца у всех птиц одинаково по форме




  1. К концу развития зародыша скорлупа становится менее прочной




  1. Утята появляются на свет голыми и слепыми





ӀӀӀ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

У ч и т е л ь. Цели нашего урока: ознакомиться с жизнью и поведением птиц в разные сезоны года; узнать, как птицы приспособлены к сезонным явлениям природы.

Запишите тему урока – «Сезонные явления в жизни птиц»

• Какие сезоны года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)

• Что происходит с птицами весной, летом, осенью, зимой? Одинаково ли их поведение? (Ответ учащихся учитель записывает на доске, выстраивая в нужной последовательности. Учащиеся также записывают в тетрадь.

Весна: образование пар, постройка гнезда, размножение.

Лето: обучение птенцов, линька, откормка.

Осень: отлет в теплые края.

Зима: пережидание неблагоприятных условий).
У ч и т е л ь. К какому важному событию готовятся птицы весной? (Подготавливаются к размножению.) Как ведут себя птицы в этот период? (Поют, устраивают соревнования в борьбе за самку, показывают свое яркое оперение, строят гнёзда).

Пение, соревнование за самку, показ своего яркого оперения, особые позы – все это вместе называется токование.



Токование – поведение птиц в начале брачного периода, способствующие привлечению самки (иногда самца) и подготавливающее их к спариванию. Токование характерно для многих птиц, а мы рассмотрим его на примере глухарей.

Для певчих птиц характерно пение. Особенно активно поют птицы в начале брачного периода.

• Каково биологическое значение этого явления? Зачем поют птицы весной? ( Самцы песней сообщают, что территория занята, привлекают самок, которые выбирают наиболее активно поющих самцов.)

После того как птицы образовали пары, они строят гнезда.

• Для чего птице гнездо? (Гнездо - временное жилище, где птицы размещают своё потомство. Важнейшее назначение гнёзда – сохранение тепла.)

Давайте рассмотрим разновидности птичьих гнезд.

•Из чего птицы вьют гнёзда? (Птицы вьют гнезда из разнообразных материалов, используя, к примеру. Веточки деревьев, мох, листву, глину и т.п.)

• Все ли птицы вьют гнезда? (Нет, не все. Пингвины, кукушки гнезд не строят.)

• Почти все птицы размножаются в теплые месяцы. Почему же пингвины кладут яйца зимой? Давайте послушаем сообщение и постараемся ответить на этот вопрос. (Причина этого одна: при летней яйцекладке период роста птенца совпал бы зимой, когда море покрывается льдами. В подобном случае, по причине холодных погодных условий и большой удаленности от моря, поиски корма для птенца совпал бы зимой, когда море покрывается льдами. В подобном случае, по причине холодных погодных условий и большой удаленности от моря, поиски корма для птенца оказались бы для родителей непосильной задачей.)

( Сообщение учащихся о размножении пингвинов.)

У ч и т е л ь. На чем основан успех паразитирования кукушки? Давайте послушаем сообщение и постараемся ответить на этот вопрос. (Успех паразитирования основан на том, что срок инкубации яиц кукушки короче, чем яиц хозяев гнезда. Птенец паразит, первым появившийся на свет, бурно растет. Сильно обгоняет своих приемных сестер и братьев и, перехватывая корм, приводит к их гибели.)

У ч и т е л ь. Как мы выяснили, птицы весной размножаются и поэтому очень беззащитны. Как вести себя в лесу весной, чтобы не потревожить их? Давайте сформулируем основные правила поведения в лесу.

Правила поведения в природе


  1. Если вы увидели беспокойную птицу, кружащую над определенным местом и издающую тревожные крики, то, вероятно, вы оказались на ее гнездовой территории. Постарайтесь поскорее уйти оттуда, иначе вспугнутая птица надолго оставит гнездо, и насиженные яйца остынут, а если в гнезде есть малыши, то, ненакормленные, они могут погибнуть.

  2. Ни в коем случае не прикасайтесь к отложенным птичьим яйцам или птенцам. Почувствовав человека, пернатая мамаша может навсегда оставить своё потомство.

  3. Не издавайте в лесу громких криков, не включайте музыку и т.д. У мелких птиц много врагов, среди них серая ворона, которая всегда не прочь полакомиться яйцами других птиц. Они сидят где-нибудь на макушках деревьев и наблюдают за человеком. Увидев, что он вспугнул птицу с гнезда, вороны примечают это место. Едва человек уйдет, пернатые грабители тут как тут.

Давайте теперь дальше проследим жизнь птиц. После того как птицы построили гнездо и отложили яйцо они приступили к их насиживанию. Когда появились птенцы, птицы начали их выкармливать, а потом и, обучать самих добывать пищу и летать.

•Как вы думаете, когда птенец считается взрослым, и птицы-родители перестают о нем заботиться? (Когда птенец сам начинает добывать себе пищу).

• Уже наступило лето. Птенцы выросли. И теперь всех птиц ждет смена перьев – линька. Как вы считаете, зачем птице менять перья?

Функции линьки:

• смена старого пера;

• приобретение сезонной окраски;

• терморегуляция (увеличивается количество пуховых перьев)

Линька, как правило, происходит постепенно, и птица не теряет способность к полету. Но у некоторых видов, например у гусей, уток, лебедей, фламинго, выпадение маховых перьев происходит сразу и полностью. Птицы на несколько недель утрачивают способность летать и на это время скрываются в труднодоступных местах.

После линьки птицы собираются в стаи и кочуют в поисках корма. Обильно питаясь, птицы жиреют. Некоторые (кедровка, сойка, сороки, и вороны) запасают пищу на зиму.



  • Одинаково ли птицы пережидают неблагоприятные условия? (Нет, некоторые улетают на юг, некоторые остаются)

По особенности сезонных перемещений птиц делят на такие виды: оседлые, кочующие, перелетные.
Работа с учебником

У ч и т е л ь. Дайте определение каждого типа. Приведите примеры.



Оседлые – регулярных перемещений не совершают, приспособились к переходу от одного вида корма на другой.

Кочующие – отдаляются от летних мест обитаний на десятки сотен километров, но постоянных зимовок у них не бывает.

Перелетные – совершают дальние перелеты на постоянную зимовку по постоянным, сложившимся веками маршрутами.

Давайте посмотрим презентацию про перелетных птиц.



  • Как вы думаете, что послужило основной причиной возникновения перелетов? (В связи с изменением климата в умеренных широтах в холодное время года появился недостаток корма.)

  • Что служит птицам сигналом для перелета? (Уменьшение продолжительности светового дня)

  • Как птицы ориентируются в полете? (Существует очень много теорий на этот счет: по Солнцу, звездам и т.д. Этот вопрос еще изучается.)

Ученые-орнитологи изучают перемещения перелетных птиц с целью их охраны. К основным методам изучения относится кольцевание птиц. Для этого используется специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты нахождения.

  • Что же делают птицы зимой? (Птицы, которые улетели на юг, кормятся, восстанавливают силы, а те, которые остались - ищут корм и пытаются выжить.)

  • Какую помощь мы можем оказать птицам, которые не улетели в теплые края? (Строить скворечники, подкармливать по мере возможности)


ӀV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  • Какие изменения происходят в жизни птиц в течение года? (Весной птицы образуют пары, строят гнезда, размножаются, летом выкармливают и обучают потомство, линяют, откармливаются, осенью кочуют в поисках корма, а некоторые улетают, зимой пытаются выжить.)

  • С чем же связаны все эти изменения? (Все изменения носят приспособительный характер к перенесению неблагоприятных условий.)


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§48 (Константинов В.м., Бабенко В.Г. Биология. Животные. 7 класс.- М.: Вентана –Граф 2007). Выписать примеры оседлых, кочующих, перелетных птиц. Подготовить доклады о гоацине, археоптериксе.


VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Найдите биологические ошибки.

Где же ты, птаха!

Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,



Там и поешь ты песню свою.

В.А.Жуковский

(Ошибка поэта в том, что птицы в дальние края улетают на зимовку (пережидать неблагоприятные условия), а в месте зимовки они не размножаются, а значит, не строят гнезд и не поют песен.)

  • Каково биологическое значение перелетов? (Поиск корма. У птиц очень быстрый обмен веществ - они должны постоянно кормиться.)

  • Все ли птицы улетают в теплые края? (Нет, не все. Улетают в основном, птицы севера нашей страны, где холодные зимы.)

  • Как приспосабливаются к «голодным» зимам птицы, которые не улетают? (Оседлые птицы приспособились к переходу к одного корма на другой (ко всеядности) , использованию отбросов человека.)


VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ЛИТЕРАТУРА

  1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс.- М.:Дрофа, 2007.

  2. Константинов В.М., Бабенко В.Г.. Биология. Животные. 7 класс. – М.:Вентана-Граф, 2007.

  3. Энциклопеция Кирилла и Мефодия