Тема: Климат Земли, факторы его формирования. (Слайд №1) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок кубановедения 4 класс Тема Радетели земли кубанской Цели вызвать... 1 48.85kb.
Западно-Сибирский эр содержание 1 256.04kb.
V 2 слайд Роль транспорта V 4 слайд – Показатели комплекса V 6 слайд... 1 30.37kb.
Песня «Пожелание» (слайд) Слайд Портрет поэта в молодости. 1 ведущий 1 166.25kb.
3. Русские земли в XIV-XV вв. Возникновение единого российского государства 1 37.13kb.
Тема 3: Основные характеристики погоды. Основные атмосферные явления. 1 288.38kb.
Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры 24. 1 329.89kb.
Приложения приложения приложение 1 Факторы в оценке эмоциональной... 1 299.79kb.
Преступность, криминогенные факторы, угрозы криминологической безопасности... 1 212.9kb.
§ История развития системных идей Факторы формирования системных... 1 85.24kb.
Слайд 1 Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Победе. 1 156.83kb.
Спектакль налаживался трудно; и неудивительно: пьеса очень трудна. 3 447.54kb.
- 4 1234.94kb.
Тема: Климат Земли, факторы его формирования. (Слайд №1) - страница №1/1

Разработка урока по географии

Учитель Соколова Алла Геннадьевна

МОУ Артёмовская оош

Тема: Климат Земли, факторы его формирования. (Слайд № 1)


Цель: сформировать понятие «климат», дать представление о факторах его формирования, закрепить знание относительно причины неравномерного распределения солнечного тепла и света на земной поверхности, развивать пространственное представление, воспитывать понимание важности знаний о климате.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: атласы, глобус, климатическая карта, физическая карта полушарий, проектор, презентация, компьютер.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

(Слайд №2)



  1. Что такое атмосфера? Каков состав атмосферы? (Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы: 78% - азот, 21% - кислород, 1% - другие газы)

  2. Послушайте текст. Потом ответьте на вопрос.

В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу — пусть оно меня и греет». И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть ли не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. – Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом – и построил. Солнце как будто бы близко, а все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз.
-Вопросы. Почему замерз глупый Тролль? О каком слое атмосферы идет речь? (Тропосфера – самый нижний слой атмосферы)

Что происходит с температурой воздуха с высотой и почему? (С высотой температура воздуха понижается на 6◦ на 1километр)



  1. Что такое ветер? Какова главная причина ветра? Как дует ветер?

(Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина – разница в атмосферном давлении. Ветер дует из области ВД в область НД)

  1. На прошлом уроке вы узнали много нового о погоде.

Давайте вспомним, что такое погода? Погодой называется состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени

Причины изменения погоды (смена воздушных масс)

Явления, происходящие в тропосфере и характеризующие погоду? (Температура воздуха, давление, ветер, облачность, осадки, количество водяного пара).

(Слайд № 3-4)



  1. Задание на повторение. Игра "Найди пару" (Приложение №1)

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. В каких единицах измеряются показатели каждого из этих приборов?



А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер,

В. Направление и сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр

Ответ: А-5(◦С), Б-4(мм), В-2(м/с), Г-6(%) , Д-3(мм), Е-1(мм)
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

С погодой и ее показателями вы уже знакомы, теперь наступило время ближе познакомиться с понятием "климат", узнать о формировании климатических условий разных районов Земли. Знание о климате вам понадобятся и в школе, и в последующей практической деятельности.


ΙV. Изучение нового материала.
По собственному опыту вам известно, насколько переменчивой бывает погода. Сегодня в полдень температура воздуха была -5◦С, а ночью она опустилась к -20◦С. Ночью было безветренно, а завтра днем может подуть порывистый ветер и пойти снег. Погода неодинакова и в разных районах Земли. Но мы можем дать общую характеристику погоде осенью и летом, зимой и весной.

  • Работа с учебником

- Откройте параграф 43. Найдите в учебнике абзац (с.131), в котором даётся определение климата. Прочитайте его внимательно Найдите определение климата.

- Итак, что такое климат? ( Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности)

- Какую самую главную отличительную черту между погодой и климатом мы сейчас выделили? ( Погода переменчива а, климат неизменен)

- Как вы думаете, на всей ли территории земного шара происходит смена сезонов года

- Отчего зависит климат?

- Чтобы точно ответить на этот вопрос нам необходимо сделать небольшое исследование



  • Работа со словарями

- Перед вами лежат словари, найдите в них определение « климат» (с греческого - наклон)

- Как вы думаете, что может быть общего между понятиями климат и наклон?

Слово «климат» произошло от греческого слова klima (klimatos) — наклон. Древние греки считали, что главное, от чего зависит климат, — это наклон солнечных лучей к поверхности Земли. Как мы теперь знаем, они были правы: этот наклон (разный на разных широтах) — главная причина различий в температуре, а они, в свою очередь, во многом определяют значения других элементов погоды.


(Слайд № 5)

Главным из факторов, который обусловливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта. От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам.


Климат характеризуют на основе многолетних наблюдений за погодой, указывая температуры, которые преобладают, направления ветров, количество и режим выпадения осадков. Различают жаркий, теплый и холодный, сухой и влажный климат. Климат очень влияет на состояние водоемов, растительный и животный мир, условия существования человека и его практическую деятельность.

Процесс формирования климата является очень сложным, а потому невозможны точные и долгосрочные прогнозы погоды. Большинство ученых считают, что климат творится тремя связанными между собой процессами: обращением тепла, влагообменом и циркуляцией атмосферы.



Теплообмен охватывает все физические процессы, связанные с обменом тепла, начиная от поступления солнечной энергии на земную поверхность, затрат ее на испарение, нагревание почвы и воздуха, к возвращение энергии нагретой Земли в холодный космос.

Влагообмен охватывает испарение воды с поверхности водоемов, перенесение водяного пара, его конденсацию в атмосфере и образование туч, выпадения осадков и возвращения воды обратно в океан.

Циркуляцией атмосферы считают горизонтальные и вертикальные перемещения воздуха, что во многих случаях играют решающую роль в формировании климатического режима.

«Заводятся» все три процесса Солнцем, которое является основным источником энергии для них.

Любой элемент погоды (температура воздуха, давление, ветер, облачность, осадки и т. д.) характеризует один из климатообразующих процессов.

(Слайд № 6)


Схема формирования климата территории на суше


Энергия солнца



Климат

Географическая широта



Размещение территории на суше




Теплообмен



Рельеф



Влагообмен




Абсолютна высота


Циркуляция атмосферы

Отдаленность от океана


Отдаленность от океанических течений


Характер подстилающей поверхности

(Слайд № 7)

Относительно рельефа, то следует обратить внимание на то, что именно окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого; лишать влаги потоки воздуха, которые переходят через горное пасмо.

(Слайд № 8)

Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6 °С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда.

(Слайд № 9)

Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их увлажнению.

Муссоны-ветры, меняющие направления дважды в год (летом с океана на сушу, а зимой с суши на океан)

(Слайд № 10-11)



Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьях материков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб ).

(Слайд № 12-15)

Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.

Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.


  • Снег – 85 %

  • Песок – 30 %

  • Зеленая трава – 26 %

  • Вода – 5 %

Картографическая лаборатория

(Слайд№16-17)

Знакомство с климатической картой.

Влияние климата на природу и жизнь человека

Доклад учащихся



V. Закрепление изученного материала. (Приложение №2)
2.Что такое климат?

К какому термину «Погода» или «Климат» подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина, подпишите, где климат, а где погода.



С утра светило солнце. Я вышел на прогулку. Как вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи, и заморосил мелкий холодный дождь. На улице стало сыро и неуютно. Осень полна сюрпризов.

Солнце в этих местах находится низко над горизонтом в течение всего года. Средние годовые температуры даже в июле не поднимаются выше 5 градусов. Резкий и холодный ветер пронизывает всё вокруг весь год.

__________________ _____________________



3.Кто был прав?

Друзьям Винни Пуха снова захотелось попутешествовать. Но куда ехать? На Северный полюс?

- На Северном полюсе всё лето светло, - вспомнила Сова. – Я ночная птица и не смогу там долго быть.

Ослик Иа удивился:

- Но если там солнце печёт круглые сутки, значит, там жарко!

- Нет, там холодно, - сказал Пятачок. – Я замёрзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.

Так и не договорились...

А) Сова; Б) Ослик Иа; В) Пятачок.



4. Самостоятельная работа. Тест. (Приложение №3)
1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?

А) остается неизменным;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

2. Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

А) пассаты

Б) муссоны;

В) западные ветры
3.Какая схема нагрева воздуха является верной:

А) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности.

Б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха.
4.Из облаков выпадают атмосферные осадки:

А) только снег;

Б) снег и дождь;

В) снег, дождь, роса.
5.Летом при ясной погоде наивысшая температура наблюдается:

А) до полудня;

Б) в полдень;

В) после полудня.

VΙ. Итог урока. (Слайд 18-19)

После решения самостоятельной работы учащиеся проверяют и выставляют баллы: «правильно» – 1 балл, «неправильно» – 0 баллов.

Учитель показывает на слайде правильные ответы

После подсчета баллов учитель выставляет оценки.

Критерии оценки:

8 - 9 баллов — «отлично»;

6-7 баллов — «хорошо»;

5-баллов — «удовлетворительно».
VΙΙ. Домашнее задание.

П. 43; с.131 №4.




ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ














(Фамилия, инициалы учащегося)




Задания

Баллы

Задания на повторение




Задания на закрепление учебного материала




Самостоятельная работа




Итого баллов




Оценка






Приложение№1

ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ:
1.Игра "Найди пару"

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. В каких единицах измеряются показатели каждого из этих приборов?





А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Направление и сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр


Запиши результат в таблицу

Состояние погоды

А

Б

В

Г

Д

Е

Измерительный прибор



















Единицы измерения




















Приложение №2

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2.К какому термину «Погода» или «Климат» подходит данное описание. Обведите основные слова, которые наиболее удачно подчёркивают характеристику данного термина, подпишите, где климат, а где погода.

С утра светило солнце. Я вышел на прогулку. Как вдруг резко подул ветер, налетели серые тучи, и заморосил мелкий холодный дождь. На улице стало сыро и неуютно. Осень полна сюрпризов.

Солнце в этих местах находится низко над горизонтом в течение всего года. Средние годовые температуры даже в июле не поднимаются выше 5 градусов. Резкий и холодный ветер пронизывает всё вокруг весь год.

__________________ _______________________


3.Кто был прав?

Друзьям Винни Пуха снова захотелось попутешествовать. Но куда ехать? На Северный полюс?

- На Северном полюсе всё лето светло, - вспомнила Сова. – Я ночная птица и не смогу там долго быть.

Ослик Иа удивился:

- Но если там солнце печёт круглые сутки, значит, там жарко!

- Нет, там холодно, - сказал Пятачок. – Я замёрзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.



Так и не договорились...

Выбери правильный ответ : А) Сова; Б) Ослик Иа; В) Пятачок.

Приложение №3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
4.Тест.

1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?

А) остается неизменным;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

2. Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

А) пассаты

Б) муссоны;

В) западные ветры
3.Какая схема нагрева воздуха является верной:

А) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности.

Б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха.
4.Из облаков выпадают атмосферные осадки:

А) только снег;

Б) снег и дождь;

В) снег, дождь, роса.
5.Летом при ясной погоде наивысшая температура наблюдается:

А) до полудня;

Б) в полдень;

В) после полудня.


погода
климат
муссоны

альбедо